ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
А.В. Рыжков
Развитие государства возможно только при наличии жизнеспособного поколения молодежи, способного воспринимать и реализовывать цели и ценности общества. Становление жизнеспособного поколения молодежи в современных условиях России достаточно противоречиво. С одной стороны, молодежь растет сама по себе, взрослеет и находит свое место в жизни. С другой стороны, если признать необходимость воспитания молодого поколения, то возникает ряд не менее значимых проблем. Прежде всего, каковы цели воспитания? Какая личность должна быть сформирована как результат процесса воспитания в различных социальных институтах? Кто и как будет формировать молодое поколение?
Воспитательные структуры практически только начинают восстанавливаться и осуществить формирование личностных и гражданских качеств молодежи. Создание новых социальных институтов воспитания требует значительных усилий и, прежде всего, концептуальной проработки проблемы воспитания жизнеспособных поколений молодежи в условиях современной российской действительности и проблемы выявления индикаторов и критериев эффективности осуществления процесса воспитания.
В настоящее время в системе образования проводится кураторская работа. Согласно решению коллегии Министерства общего и профессионального образования «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариантного образования» от 27.05.97 №6/1 (п.1.1.), была создана рабочая группа в ВНИК на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Доминантной целью кураторской работы было обозначено формирование личности, способной полноценно жить в современном демократическом обществе, т. е. жизнеспособной личности.
Направления кураторской работы определяются самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. С одной стороны, молодежь более успешно, чем старшее поколение, адаптируется в современных социально-экономических условиях, более мобильно входит в рыночные отношения, занимая там прочные позиции, реализуя свои интересы и способности. С другой стороны, молодежь более других социальных слоев населения ориентирована на «легкие деньги», «чтоб было много и сразу». Стремление к получению денег любой ценой нередко толкает молодежь в криминальные структуры, в полукриминальный бизнес, о чем свидетельствует рост молодежной преступности. Это опасно для перспективы развития личности молодого человека, поскольку у него не сформирована мотивация к производительному труду, трудовой дисциплине, что само по себе никогда не происходит стихийно, а формируется благодаря целенаправленным воспитательным воздействиям. Для общества это чрезвычайно опасно тем, что нынешнее поколение молодежи уже не способно возродить производство, если даже и возникнут необходимые экономические условия, поскольку современное производство требует рабочей силы высокой квалификации, для получения которой необходимо достаточно длительное время, желание со стороны работника и квалифицированные кадры преподавателей, мастеров и воспитателей. Поэтому одной из самых насущных сфер воспитания молодежи и особенно студенческой молодежи является сфера трудового воспитания, формирования не только профессиональных способностей, но и готовности к труду, желание трудиться, стремление к профессиональной самореализации.
В условиях современности не вся молодежь выдерживает воздействие внешней социальной среды и конфликтность семейных отношений, поэтому значительная часть молодежи находится в состоянии психической неустойчивости, которая нередко приводит к неадекватному поведению.
Устойчивость личности к психологическим нагрузкам также не формируется стихийно. Под влиянием условий неблагоприятной внешней среды может возрастать
степень психической нестабильности личности, утраты ее способности противодействовать влиянию среды, что ведет к психической и интеллектуальной деградации молодого человека и общества в целом. Целенаправленное формирование личностных качеств, обеспечивающих психическую устойчивость, сохранение личности, стремление к интеллектуальному росту и самосовершенствованию возможно только при соответствующем целенаправленном становлении личности в семье, системе образования и других социальных институтах воспитания.
Одним из показателей уровня развития общества является ориентация на духовные ценности. В настоящее время можно констатировать нарастание бездуховности среди молодежи. Оно проявляется в негативном отношении к истории своего Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед зарубежной культурой и образом жизни, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. Однако более всего бездуховность молодежи проявляется в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию, и утрате положительных моральных качеств и ценностей - честности, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему и т.п.
Воплощением бездуховности является самодовольное, агрессивное невежество, захватывающее все большие слои молодежи. Более всего оно проявляется в катастрофическом сознании и поведении личности, в беспрецедентном распространении мистических учений и религиозных культов, в утере важнейших духовных и нравственных идеалов и ценностей у молодого поколения. Резко снижается посещаемость молодыми людьми театров, филармоний, библиотек, музеев, выставочных залов и т. п. В структуре молодежной культуры и досуга преобладают пассивно-созерцательные и развлекательные формы: просмотр телефильмов, посещение дискотек и кафе, загородные прогулки и общение с друзьями. Менее всего молодежь участвует в самостоятельном художественном и техническом творчестве, общественно-политической и социокультурной деятельности.
В современных условиях формирование личности еще более усложняется тем, что прежний опыт и традиции уже не популярны, а нового опыта еще нет, тем более опыта российских демократических традиций. Свобода идеологического выбора, выбора морально-ценностных ориентиров - это хорошо, но для формирующейся личности отсутствие четких жизненных ориентиров, образцов для подражания приводит к тяжелым психическим последствиям, не говоря уже о духовном и нравственном вакууме.
Без четких нравственных и гражданских ориентиров не происходит формирования мировоззренческого ядра личности, что вызывает неустойчивость в жизни, отсутствие личностных и гражданских качеств, необходимых для эффективной жизнедеятельности в демократическом обществе. В этой ситуации стихийная социализация нанесет только неповторимый вред для молодого человека, в результате чего он уже становится нежизнеспособным как самостоятельная личность, как суверенный гражданин общества. Сейчас, как никогда, возрастает роль институтов воспитания в процессе формирования личностных и гражданских качеств молодого поколения демократизирующейся России.
Социализация личности предполагает освоение правил жизнедеятельности, сложившихся в обществе на данном этапе его развития, т.е. «правил игры» в данном обществе. Чем сложнее общество, чем оно более развито, тем более сложны и «правила игры» для его граждан, тем более сложен и длителен путь социализации личности, формирования у нее необходимых качеств для жизни в этом обществе. В древних, простых обществах (род, община) период социализации был небольшой, но и он проходил под наблюдением и воздействием специально выведенных членов этого общества -«воспитателей». Демократизация общества предполагает его значительное усложнение по сравнению с тоталитарным, а, следовательно, и усложнение правил жизнедеятельности личности, что предполагает формирование личностных и гражданских качеств воспитания, которые не были необходимы в традиционном обществе. В этом случае еще
более усиливается необходимость целенаправленного формирования личности и роль воспитательных институтов общества.
Стихийная социализация как освоение опыта предшествующих поколений при становлении личности молодого человека в настоящее время совершенно неэффективна еще по ряду причин, связанных с появлением новых аспектов и сторон жизнедеятельности, где предшествующего опыта либо не было, либо он в современных условиях может иметь негативный характер. Например, экология. Предшествующий опыт здесь имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. К чему все это привело, достаточно хорошо известно. Здесь никакая стихийная социализация не может сформировать у молодого человека бережное отношение к природе. В этом случае обязательно необходимо не только экологическое образование, но и воспитание как целенаправленное формирование бережного отношения к природе на всех уровнях социализации молодого человека, если мы хотим получить жизнеспособное поколение.
Формирование общества обеспечивается не только воспроизводством новых жизнеспособных поколений, но и вертикальной связью поколений, освоением культурных достижений своего народа. Сейчас мы наблюдаем, с одной стороны, разрыв поколений, который по многим параметрам даже более глубок, чем в годы после революции. С другой стороны, все же сохранились общественные, коллективистские ценности, характерные для России, а новые ценности ориентировали на достижение благ для народа всей страны, создавая при этом систему социальных гарантий.
Взаимосвязь поколений не должна быть стихийной, особенно при противодействии внешней среды - это одна из важнейших задач воспитания жизнеспособного поколения молодежи. Сохранение связи поколений, формирование чувства причастности к высокой культуре России, уважение к своим предкам, особенно к родителям, в настоящее время весьма актуально для всех слоев российского общества и может выступать как одна из важнейших задач воспитания молодежи. Укрепление связи поколений выступит действенным фактором внутренней интеграции общества, создавая условия для социальной стабилизации и возрождения России, а сохранение целостности государства является актуальной проблемой для любой страны, вне зависимости от ее общественно-политического устройства, формы собственности, развития экономики и т.п. Эта задача решается только через систему воспитания.
Необходимость целенаправленного формирования личности определяется также важностью становления целостной личности, имеющей цель в жизни, развития ее задатков и способностей, воспитания потребности к саморазвитию и самореализации, что само по себе, стихийно не происходит, а возможно только в условиях определенной системы воспитания. Стихийная социализация в этом случае не позволяет выявлять и формировать способности человека, поскольку она неэффективна в становлении его духовной культуры.
Социализация российской молодежи в современных условиях должна быть целенаправленно более организованной, чем это было в период советской власти, и осуществляться в процессах воспитания и самовоспитания молодого человека на различных этапах его становления.
Реализация целей воспитания в любом обществе осуществляется через систему институтов, непосредственно выполняющих функции социализации и воспитания молодого поколения. Основными инструментами такого рода являются: семья, общеобразовательная школа, система профессионального обучения, армия, религия, средства массовой информации, исправительно-трудовые учреждения и молодежные общественные организации. При этом старая система воспитания разрушена, а новая, находится на этапе создания, в том числе и в системе образования.
Система образования в настоящее время имеет определенный воспитательный потенциал, и здесь идет формирование соответствующих структур с целью воспитания
учащихся во внеучебной деятельности, выходят нормативные документы, создается штат профессиональных воспитателей, возрождаются общественные молодежные организации. В вузах разрабатываются концепции воспитания, вводятся должности проректоров по воспитательной работе и формируются соответствующие инфраструктуры.
Социальные институты, выполняющие функции воспитания молодежи, такие как СМИ, религия и т.п., оказывают весьма неоднозначное влияние на формирование молодого человека. При этом неоднозначный характер их деятельности в настоящее время необходимо особо учитывать при создании системы воспитания.
Институты социализации и воспитания должны взаимодействовать друг с другом на различных этапах формирования личности, образуя достаточно целостную систему воспитания.
При проведении же конкретной воспитательной работы кураторам необходимо учитывать возрастные особенности молодежи. Первостепенное значение имеет как знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, так и учет личностных характеристик и возможностей, опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Все это требует постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, умения диагностировать реальный уровень сформированности таких качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, жизненные планы и других.
Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, куратор, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени. При этом, учитывая возросший уровень знаний современной молодежи, ее разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Литература
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого М.: Педагогическое общество России, 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. Рудин В.Л. О воспитательной работе со студентами СПб ГИТМО (ТУ). / Межвузовский сборник научно-методических статей. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002.
4. Харламов И.Ф.Педагогика: Учебное пособие М.:Юристъ,1997.
5. Цымлов В.Ф. Объективно-субъективные отношения преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе. / Межвузовский сборник научно-методических статей. СПб: СПб ГУ ИТМО,. 2004.