Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / TEACHING METHODS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PSYCHOLOGICAL METHODS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРКОМАНИИ / PREVENTION OF DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова Алла Николаевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Показаны методы воспитательного воздействия на эту категорию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернова Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK AND THE PSYCHOLOGICAL HELP CONVICTS SERVING A SENTENCE IN PRISON LIBERTY FOR OFFENSES IN THE TURNOVER NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

The article discusses the features of psycho-pedagogical aspects of educational work with convicted persons who are serving in places of deprivation of liberty for offences in the sphere of turnover of narcotic drugs and psychotropic substances. Shows the methods of educational influence on this category of convicts.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

terra.php?item=60;

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 20002001.

САВИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА - кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске (imyokki@yandex.ru) SAVINA, SVETLANA V. - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Humanities and legal disciplines branch of Adyghe State University in Belorechensk

УДК 343.825

ЧЕРНОВА А.Н. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Ключевые слова: воспитательная работа, осужденный, наркомания, педагогические методы, психологические методы, предупреждение наркомании

В статье рассматриваются психолого -педагогические аспекты воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Показаны методы воспитательного воздействия на эту категорию осужденных.

CHERNOV^ A.N. EDUCATIONAL WORK AND THE PSYCHOLOGICAL HELP CONVICTS SERVING A SENTENCE IN PRISON LIBERTY FOR OFFENSES IN THE TURNOVER NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Keywords: educational work, the convict, drug addiction, teaching methods, psychological methods, prevention of drug addiction.

The article discusses the features of psycho-pedagogical aspects of educational work with convicted persons who are serving in places of deprivation of liberty for offences in the sphere of turnover of narcotic drugs and psychotropic substances. Shows the methods of educational influence on this category of convicts.

На современном этапе развития общества одной из разновидностей социальных проблем, представляющих серьезную угрозу для общественного развития является наркомания, или наркотизм. Следует заметить, что особого прогресса в решении вопроса не наблюдается, несмотря на множество научных исследований, посвященных поиску эффективных способов и мер противодействия распространению этой угрозы. Особую тревогу вызывают темпы распространения наркомании среди молодежной социальной группы. Исходя из сложившихся в последние годы тенденций распространения наркомании в социальных структурах, с уверенностью можно заявить, что под угрозой оказывается будущее страны.

Как и любое социальное явление - наркомания имеет свои специфические признаки, проявляющиеся подобно любому виду преступного посягательства в специфическом поведении. Однако основной проблемой данного вида преступной деятельности является сам факт употреблением людьми наркотических веществ, который имеет весьма пагубные последствия -серьезная угроза здоровью населения, экономики и культуре и т.д.

Анализ криминогенной ситуации в России, результаты социологических и криминологических исследований свидетельствуют о нарастании и углублении негативных тенденций, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими. Следует отметить, что цифры официальной статистики свидетельствуют о достаточно высоком уровне преступлений о незаконном обороте наркотических средств, так в 2009 году зарегистрировано 238,5 тыс. преступлений, 2010 году -222,6 тыс. преступлений, 2011 году - 215,2 тыс. преступлений, 2012 году - 219 тыс. преступлений, 2013 году - 231,5 тыс. преступлений, а за первое полугодие 2014 г. - 169,8 тыс. преступлений. Не является исключением и уголовно-исполнительная система Российской Федерации, где за указанный период было зарегистрировано в 2008 году - 291 преступных фактов незаконного оборота наркотических средств в исправительных учреждениях, в 2009 году - 281 преступление, в 2010 году - 311 преступлений, в 2011 году - 224 преступления, в 2012 году - 286 преступлений, а в 2013 году - 268 преступление и за первое полугодие 2014 г. - 142 преступления данного вида.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2014 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Чувашии содержалось 1445 человек, в том числе из них женщин - 885 (мужчин соответственно - 560) [1].

С учетом этих тенденций особую актуальность приобретает институт воспитательной работы с осужденными, отбывающими в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Определяя комплекс воспитательных мероприятий по работе с осужденными, отбывающими в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, следует

исходить из возможностей организационного, профилактического характера перспективного, текущего и специального планирования воспитательной работы.

Эффективное планирование предполагает активное участие в разработке комплексного плана членов методического совета, медицинского совета, медицинской службы и педагогических коллективов. Не может быть жестких ограничений по структуре и содержанию планов, их наполнению для всех колоний. Ограждение от жестких требований к элементам плановой работы обосновывается такими факторами как состояние оперативной обстановки, режима и дисциплины среди лиц, отбывающих наказание; уровень лечебной деятельности подразделения; роль и место воспитательной части в организации и проведении мероприятий среди личного состава по привлечению к воспитательной работе и обучению воспитательным приемам сотрудников частей и служб, развитию и укреплению их взаимодействия.

При планировании воспитательного процесса по профилактике наркомании и исправлению наркоманов должна быть обеспечена единая система лечебных и воспитательных воздействий. Целесообразность единой системы лечебных и воспитательных мероприятий обусловлена спецификой состава осужденных и конкретными условиями деятельности администрации исправительного учреждения. Правоприменительная практика свидетельствует о сложности определения необходимых мероприятий, которые позволят обеспечить эффективность воспитательной работы с осужденными, отбывающими в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, очевидно, что одним из главных направлений работы всего режимно-воспитательного аппарата учреждения является проблема преодоления наркомании в местах лишения свободы.

Правоприменительная практика выработала ряд мер воспитательного характера в отношении лиц, склонных к употреблению наркотиков. В частности, в работе воспитательного характера необходимо применять следующие правила.

Прежде всего, воспитательные мероприятия не должны быть статичными и монотонными. Они не должны вызывать длительное напряжение или значительных интеллектуальных усилий. В занятиях с больными наркоманией наибольший эффект, по мнению А.В. Пищенко, дает семинарский метод. Он включает тезисное сообщение материалов лекции по теме, самостоятельное чтение литературных источников и обсуждение основных вопросов. Следовательно, для выполнения представленных критериев, требуется тщательная подготовка к лекционным занятиям. Лекции и тезисы должны иметь четко выраженную направленность. Стимулировать интерес у слушателей к медицинской аргументации вреда наркотических средств и психотропных веществ. Более того, в рамках занятий педагог по воспитательной работе с осужденными должен направить свои умения и

навыки на развитие внимания и активности слушателей. Для этого он использует наглядные материалы с соответствующей теме информацией и может использовать информационно-технические средства в виде схем, диаграмм, таблиц, документальные и специальные фильмы.

Чтобы не вызвать нежелательный интерес к одурманивающим средствам, на лекции и беседы о вреде наркомании не следует приглашать осужденных, не употребляющих наркотические средства.

Кроме того, мощным инструментом в рамках профилактической и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, может выступать информационно-разъяснительная работа. В последние годы, несмотря на возрастание информационной осведомленности осужденных о побочных действиях наркотиков, пропагандистские мероприятия стали давать противоположный результат.

При организации воспитательного процесса по работе с осужденными, отбывающими в местах лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ с психолого-педагогических позиций нужно принимать во внимание особенности личности наркоманов. Основной характерной чертой наркомана является непостоянство и невозможно предвидеть поступки, которые может совершить наркоман. Все желания, инстинкты и мысли связаны с болезненной тягой к наркотикам. Среди доминирующего мотива употребления осужденными наркотиков выступает их желание уйти от реального мира и сложностей в жизни, в том числе возникших в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы. Данные осложнения в жизни и вызывают острую психологическую тягу к снятию возникшего психологического напряжения с помощью наркотических средств.

Одним из основных условий эффективности психологической и воспитательной работы в отношении этой категории осужденных является комплексный подход [2]. При этом следует учитывать не только разнообразие методов и средств (терапевтических, психиатрических, психолого -педагогических, правовых), применяемых к данным осужденным, но и сочетание различных видов деятельности при организации и регулировании лечебно-воспитательного процесса [3, С. 68].

Для осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, характерна фиксированность на своем психическом и особенно соматическом состоянии, поэтому необходимо правильно использовать эту фиксированность на своих проблемах с тем, чтобы преодолеть оказываемое сопротивление. Чтобы убедить осужденного, склонного к употреблению наркотических веществ, действовать в нужном направлении, необходимо влияние на них силой положительного примера. Большое впечатление может производить осужденный, успешно прошедший курс лечения, с продолжительной ремиссией, положительным поведением, пользующийся авторитетом среди осужденных [4, 59].

Значительную часть наркоманов составляют осужденные, которые приобщились к наркотикам, как к одному из атрибутов образа жизни преступников. Они характеризуются стойкой системой антиобщественных взглядов и представлений. Их асоциальная установка относится к числу трудно изменяемых, а общепринятые средства индивидуального воздействия малоэффективны. Воспитательную работу с ними следует поручать наиболее подготовленным сотрудникам, имеющим достаточно большой практический и жизненный опыт. Воздействию в основном должны подвергаться направленность и отношение к социальным нормам, правилам поведения.

Учитывая такие психологические свойства осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, как аффективная ригидность (эмоциональная негибкость), подозрительность, довольно эффективной мерой при систематическом нарушении ими режимных требований является так называемое отсроченное наказание. В этом случае взыскание накладывается либо исполняется не сразу после совершения правонарушения, а после истечения определенного срока. Это в некоторой степени вынуждает осужденных данной категории «взвешивать» свои поступки, анализировать их, а иногда и переживать за содеянное (особенно при повторных нарушениях, когда к ним уже применялось взыскание) в ожидании наказания.

Осторожно следует прибегать к наиболее строгим видам наказания и, в первую очередь, водворению в штрафной изолятор или переводу в помещение камерного типа. В каждом случае необходима консультация психиатра-нарколога и психолога. Необдуманность при применении этих мер может привести к нежелательным результатам, еще более глубокой деформации социальной позиции личности. Кроме того, частое и иногда неоправданное ужесточение ограничений в условиях изоляции чревато отрицательными последствиями для психики и, более того, обесценивает значение указанных мер.

Целесообразно для работы с указанными лицами руководствоваться рекомендациями, разработанными специалистами межрегиональной психологической лаборатории ФСИН России: их следует привлекать исключительно к деятельности в коллективе; не поручать им особо ответственные и срочные задания; обеспечить им постепенное увеличение физических нагрузок; отмечать положительное в работе, успехи и хвалить за них; проверять ход адаптации к выполнению срока отбывания и коррекции поведения; выяснять наличие межличностных конфликтов, оказывать помощь в их преодолении; учитывать психологические особенности этого контингента осужденных (повышенный уровень тревожности, слабый самоконтроль, пониженная стрессоустойчивость, уходы в себя, трудности в установлении межличностных контактов).

Основными задачами пенитенциарного педагога и психолога в работе с наркозависимыми осужденными являются: помощь в осознании осужденными ответственности за свое состояние; создание установки на восстановление

позитивных социальных связей; развитие рефлексивного компонента личности (анализ собственного жизненного пути) и формирование конструктивного отношения к своему прошлому; формирование мотивации достижений, навыка постановки и достижения конструктивных целей; закрепление доверия к себе в результате достижения поставленных целей (переживание избытка возможностей); снятие страха трудностей, формирование отношения к психологическому напряжению как необходимому условию собственного развития [5, с. 12].

Суть воспитательных мер воздействия на осужденных за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ состоит в целевом формировании способностей и чувств, направленных на преодоление трудностей адаптации. В противном случае у осужденных сформируется мнение о возможности с помощью наркотических средств преодолеть все проблемы и жизненные неприятности. А как следствие данной деформации личности, произойдет шаг в сторону начала наркотического поражения личности.

К исправлению наркоманов и профилактике наркомании на территории исправительного учреждения необходим комплексный подход. Исходя из разнородности категорий осужденных за преступления в сфере оборота наркотических средств, методы и способы воспитательного воздействия должны быть адекватны не только степени запущенности наркотической болезни у осужденного, но и его возрасту, образованию, уровню педагогической деформации. В такой ситуации соблюдение педагогических принципов обязывает оптимально сочетать индивидуальные и коллективные формы воздействия и обеспечивать единство воспитательного воздействия с врачебно-медицинскими и режимно-профилактическими мерами.

Итак, предупреждение наркомании в исправительных учреждениях возможно с помощью мер воспитательного характера, которые должны быть нацелены на эффективность мероприятий по формированию самостоятельности и умению критически оценивать как собственное поведение, так и действия окружающих. Ориентироваться в трудных ситуациях осужденному за преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ поможет выработка волевых качеств.

Таким образом, эффективная борьба с преступностью в сфере оборота наркотических средств обязана в себя включать как разработку теоретических стратегических программ по этой проблеме, так и создавать эффективные условий для реального применения их в уголовно-исполнительной системе. Кроме того, экстренно требуются разработка и реализация комплексных мер, направленных на реформу в организации медицинских и психологических служб. Данные меры будут направлены, прежде всего, на повышение эффективности лечения осужденных лиц с наркологической зависимостью, а также на создание реальных условия для формирования у них уверенности в действительной возможности полного излечения и реальности исправления.

Литература и источники

1. Статистические данный с официального сайта Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике -Чувашии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.21.fsin.su/statistics/index.php, дата обращения 12 января 2015 года.

2. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Социальная адаптация больных наркоманией осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.

3. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.

4. Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно -правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения // Психология и право. 2014. № 1. С. 59-76.

5. Кокурин А.В. О реализации положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере, касающейся деятельности психологической службы ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 1 (4). С. 12-16.

ЧЕРНОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА - ассистент кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (allusk@mail.ru)

CHERNOVA, ALLA N. - assistant of the Department of theory and history of state and law of the Cheboksary cooperative Institute (branch) of the Centrosoyuz of the Russian Federation "Russian University of cooperation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.