УДК 343.8 (4/9)
И. С. Нистратова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ
В статье раскрываются особенности исполнения наказаний и иных мер в отношении осужденных, больных наркоманией, в ряде зарубежных стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Великобритания, Вьетнам, Германия, Киргизия, Молдова, Нидерланды, США, Туркменистан, применительно к возможному применению в реформируемой уголовно-исполнительной системе России. Проведен сравнительно-правовой анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства указанных зарубежных стран с отечесвенной правовой базой в данной сфере.
Сделан вывод, что эффективная помощь осужденным, больным наркоманией, должна быть представлена системой мероприятий по достижению цели наказания — исправления и лечебным процессом.
Предлагается заимствовать положение, содержащееся в Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказаний, в части, касающейся содержания отдельно наркологических больных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и находящихся в состоянии абстинентного синдрома, от других больных осужденных.
Ключевые слова: наркотические средства; осужденный, больной наркоманией; лишение свободы; курс лечения; исправление осужденного; принудительные меры медицинского характера.
I. S. Nistratova
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE SPHERE OF PERFORMANCE OF PUNISHMENTS IN CONNECTION WITH CONDEMNED, PATIENTS WITH DRUG ABUSE
The article reveals the specifics of the execution of punishments and other measures against convicts, drug addicts, a number of foreign countries: Azerbaijan, Armenia, Belarus, Britain, Vietnam, Germany, Kirghizia, Moldova, the Netherlands, the USA, Turkmenistan, in the aspect of reforming the Russian penitentiary system . A comparative legal analysis of the criminal and penal enforcement legislation of these foreign countries with the domestic legal framework in this area has been carried out.
It is concluded that effective assistance to convicts who are ill with drug addiction should be represented by a system of measures to achieve the goal of punishment — correction and treatment.
The article proposes to borrow the provision contained in the Code of the Republic of Azerbaijan on Execution of Sentences with regard to the content of separately narcological patients serving sentences in the form of incarceration and being in a state of withdrawal syndrome from other sick convicts.
© Нистратова И. С., 2018 © Nistratova I. S., 2018
Keywords: narcotic drugs; convicts; pat erty; treatment course; correction of convict;
Мировая политика в отношении антинаркотического законодательства определяется международными конвенциями, устанавливающими основные принципы разрешения проблем, связанных с наркотическими средствами, и соглашениями между государствами о сотрудничестве, которые влияют на национальную политику государств в этой области.
В настоящее время правовыми рамками деятельности многосторонней системы контроля за распространением наркотических средств являются три международные конвенции в данной сфере (1961 г., 1971 г. и 1988 г.), к которым присоединились практически все ведущие страны мира.
В ч. 2 ст. 36 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. указано, что страны могут предусмотреть в своих правовых системах в случаях, когда преступление совершается лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, возможность их направления на лечение вместо осуждения или наказания либо применение лечения в дополнение к наказанию, а также принимать меры по воспитанию этих лиц, наблюдению за ними после лечения, восстановлению их трудоспособности и возвращению в общество.
В Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. применяется общий подход для определения мер реагирования на наркопреступления. Перечень таких мер служит лишь общим ориентиром, так как любые меры, принимаемые той или иной стороной, должны согласовываться с ее конституционными принципами и нормами национального права. В данной Конвенции предусмотрено, что санкции должны учитывать серьезный или мало-
ients with drug addiction; deprivation of lib-compulsory medical measures.
значительный характер совершенного правонарушения, за что предусмотрен широкий круг санкций: от тюремного заключения или других видов лишения свободы до таких мер, как перевоспитание, реабилитация или социальная реинтеграция правонарушителей-наркоманов.
В Конвенции ООН 1988 г. отмечается, что меры реагирования, принимаемые государством в ответ на правонарушения, совершаемые наркоманами, могут быть эффективными только в том случае, если они будут затрагивать как правонарушение, так и его основную причину — злоупотребление наркотическими средствами. Конвенция ООН в данном случае рекомендует лечение как альтернативу наказанию [2]. Таким образом, Конвенция ООН 1988 г. предоставляет странам самостоятельность в части выбора форм лечения и профилактики наркологических заболеваний, привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотических средств, оставляя тем самым данную сферу без международной регламентации.
Психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления наркотиков входят в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. Так, по данным ФСИН России, на конец 2017 г. в исправительных учреждения содержалось 504 814 человек [6], из них численность лиц, больных наркоманией, составила 41 166 (8,15 %).
Остается актуальной проблема содержащихся в учреждениях УИС России осужденных, больных наркоманией, в большинстве случаев около 75 % вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривен-
ными потребителями наркотических средств [10].
Согласно ч. 1 ст. 821 УК РФ осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, впервые совершившему определенные преступные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков без цели сбыта, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, но не более чем на 5 лет. Кроме того, при назначении условного осуждения суд может возложить на осужденного обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания (ст. 73 УК РФ).
По мнению М. Л. Прохоровой, внесение в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России подобных изменений было обусловлено тем, что, как отмечают многие исследователи, наркоман — в первую очередь больной человек, страдающий одним из наиболее опасных и практически неизлечимых психических заболеваний [7]. Исправление такого осужденного объективно невозможно без освобождения от болезненного состояния, как сомнительно без этого шага и достижение цели предупреждения совершения им новых преступлений [9, с. 31].
Для России весьма интересен положительный опыт в борьбе с распространением наркотических средств Великобритании. В частности, в 1964 г. был принят Закон «О предупреждении злоупотребления наркотическими средствами». В 1983 г. в Англии антинаркотическая политика была направлена в большей части в отношении несовершеннолетних и женщин. Согласно новому положению лица, не достигшие 21
года, совершившие противоправные деяния с наркотическими средствами, принудительно направляются в центры перевоспитания [4, с. 587]. Основными направлениями антинаркотического законодательства Англии являются профилактика и лечение больных наркоманией.
Королевство Нидерландов придерживается политики уменьшения вредных последствий употребления наркотических средств, преследуя цели минимизации последствий на личность и общество. Самыми тяжелыми из них являются преступность и распространение ВИЧ-инфекции. Поэтому государство начинает поддерживать употребление наркотиков, обеспечивая наркоманов одноразовыми шприцами и выписывая лекарственные наркотические средства. Такие меры призваны снизить частоту ВИЧ-инфицирования [11].
В уголовных законодательствах стран Западной Европы существует система поощрения правонарушителей, больных наркоманией, к лечению которое может быть назначено в качестве альтернативы уголовному наказанию (Дания, Испания). В Бельгии, Греции, Ирландии, Люксембурге, Португалии, Великобритании, Нидерландах лечение применяется в качестве альтернативы реальному исполнению наказания, в то время как осуждение объявляется условным, а в случае несоблюдения режима лечения приговор приводится в исполнение. Таким образом, лица, больные наркоманией, имеют возможность избежать всей строгости наказания, пройдя курс лечения [5, с. 276].
В Федеративной Республике Германия согласно нормам Закона «О нелегальном обороте наркотических средств» от 28.07.1981 установлена ответственность за ряд деяний, связанных с наркотическими средствами, сгруппированных по степени опасности и распространенности. Нелегальное хранение
психотропных веществ либо наркотических средств потребителем для собственных нужд запрещено в Германии и уголовно наказуемо (лишение свободы на срок от 2 месяцев до года и штраф от 500 до 5000 франков). Однако если виновное лицо хранит небольшое количество наркотических средств для собственного потребления, суд в большинстве случаев откладывает назначение наказания до двух лет, тем самым дает возможность лицу пройти курс реабилитации [4, с. 588].
Основным законом Соединенных Штатов Америки по регулированию нелегального оборота наркотических средств является акт «О борьбе со злоупотреблением наркотиками», который был принят в 1970 г. Принятые в 1984, 1986 и 1988 гг. законы рассматривают в большей степени условия и задачи борьбы с наркоманией и нелегальным распространением наркотических
средств в США. Законодатель установил также нормы применения к лицам, зависимым от наркотических средств, мер альтернативного характера [12, с. 56]. В США Свод законов 1948 г. не предписывает статьи о правонарушениях, которые связаны с наркотическими средствами. Ответственность за нелегальные действия с данными средствами включены в отдельные уголовные законы некоторых штатов. Так, в УК штата Огайо оно предусмотрено в гл. 2915, в УК штата Нью-Йорк в ст. 221-222, в УК штата Джорджия в гл. 13 [3, с. 9]. К лицам, совершим противоправные действия с наркотическими средствами без цели сбыта, применяют воспитательные меры. А если лицо зависит от наркотических средств и признано больным наркоманией, то к нему применяют такие комплексные меры — как медицинские и психологические.
В Социалистической Республике Вьетнам функционирует система оказания помощи заключенным, больным
наркоманией. В стране существуют три базовых типа учреждений, оказывающих такую помощь: лечебно-трудовые профилактории, ИТК и медицинские центры [1, с. 138]. Медицинские центры делятся на частные и государственные, при этом лечение в них проводится исключительно по желанию больного заключенного и является платным. Распространены также нетрадиционные методы лечения из опыта восточной медицины, такие как иглоукалывание, курсы психотерапии, лекарственные настои на травах. Процесс лечения сочетает в себе физический труд в сообществе иных больных заключенных [8, с. 17].
Законодательство стран СНГ в своем праве предоставления возможности освобождения от уголовной ответственности лиц, больных наркоманией, соответствует требованиям основных международных конвенций в данной области. Например, в соответствии со ст. 70 УК Азербайджанской Республики (утвержден Законом от 30.12.1999 № 787-10) суд, назначая условное осуждение, может возложить на осужденного исполнение обязанности пройти курс лечения от наркомании.
В Республике Беларусь к иным мерам уголовной ответственности относится осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст. 77 УК РБ от 09.07.1999 № 275-3) и осуждением с условным неприменением наказания (ст. 78 УК РБ). В данных случаях при необходимости суд может возложить на осужденного обязанность пройти курс лечения от наркомании.
Помимо указанных ситуаций применения к лицам, совершившим преступление, обязательного лечения от наркомании, законодатели стран СНГ предусмотрели и иные возможности принуждения осужденных к прохождению лечения от наркомании. В Киргизской Республике при назначении
наказания в виде ограничения свободы суд может возложить исполнение обязанности, способствующей его исправлению, пройти курс лечения от наркомании (ст. 46-3). Данная норма присутствует и в УК Туркменистана (ст. 52-1).
Практически во всех странах СНГ в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве содержатся нормы, регламентирующие возможность и порядок применения принудительных мер медицинского характера (далее — ПММХ) в отношении больных наркоманией осужденных.
Согласно требованиям ст. 93.1 УК Азербайджанской Республики суд назначает ПММХ лицам, совершившим преступление и нуждающимся в лечении от наркомании. Цель применения ПММХ в отношении лиц, больных наркоманией, заключается в их лечении, улучшении здоровья и психологического состояния, возвращении к нормальному образу жизни путем предоставления специализированной медицинской помощи и социальной работы, предотвращении использования этими лицами веществ, влияющих на психику человека, и совершения новых преступлений. Ограничение в той или иной форме права наркологических больных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на получение наркологической помощи не допускается. Наркологические больные, отбывающие наказание в виде лишения свободы и находящиеся в состоянии абстинентного синдрома, содержатся отдельно от других больных.
Ранее российское законодательство в п. «г» ст. 97 УК РФ допускало также ПММХ в отношении лиц, совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании. Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ п. «г» был исключен из ст. 97 УК РФ (принудительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и признанных нуждаю-
щимися в лечении от алкоголизма или наркомании).
В Республики Армения в случае совершения преступления лицом, больным наркоманией, суд наряду с наказанием может назначить ПММХ, если в силу этой наклонности существует опасность совершения им нового преступления, например, в форме амбулаторного наблюдения и принудительного лечения у психиатра.
Судебная инстанция Республики Молдова в случае совершения преступления лицом, больным наркоманией, и при наличии соответствующего медицинского заключения может применить к такому лицу по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива или органа здравоохранения наряду с наказанием за совершенное преступление принудительное лечение.
Учитывая изложенное, следует отметить, что эффективная помощь осужденным, больным наркоманией, должна быть представлена системой мероприятий по достижению цели наказания — исправления, и лечебным процессом.
Используя положительный международный опыт в сфере оказания психиатрической помощи осужденным, больным наркоманией, представляется необходимым актуализировать деятельность психотерапевтов в местах лишения свободы с такими осужденными, например, в виде прогнозирования их поведения во время отбывания наказания и после освобождения из ИУ. Прогноз необходимо передавать в отделы полиции и органы здравоохранения по месту жительства осужденного после освобождения, что являлось бы эффективной профилактической мерой по профилактике наркопреступлений.
В части возможного заимствования интерес представляет положение ст. 93.2 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний, где указано, что наркологические больные,
отбывающие наказание в виде лишения свободы и находящиеся в состоянии абстинентного синдрома, содержатся отдельно от других больных. На это необходимо обратить внимание, так как данное положение положительно влияет на общую обстановку в исправительных учреждениях Азербайджана. По нашему мнению, этот опыт следует перенести в российскую УИС и постепенно внедрить систему раздельного содержания в одном учреждении осужденных, больных наркоманией в состоянии абстинентного синдрома и подлежащих лече-
нию, от осужденных, прошедших лечение и не страдающих наркоманией.
Таким образом, универсального решения проблем исполнения наказаний и оказания медицинской помощи осужденным, больным наркоманией, свойственных практически всем пенитенциарным системам мира, не существует. Однако использование положительного опыта лечения таких заключенных в зарубежных странах будет способствовать повышению эффективности обеспечения охраны здоровья в учреждениях УИС России.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Литература
Буй Минь Зам. Исправительно-трудовая характеристика осужденных наркоманов в Социалистической Республике Вьетнам // Уголовно-исполнительное право. — 2014. — № 2. — С. 136-140.
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/ surveys/docs/incb2007.pdf (дата обращения: 25.10.2017).
Дьяченко, А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран / А. Дьяченко, Е. Четвертакова // Уголовное право. — 2001. — № 1. — С. 8-16.
Жеенмырзаева, Б. Ж. Эффективность законодательства стран дальнего зарубежья за употребление наркотиков [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 585-589. URL https://moluch.ru/archive/102/23449/ (дата обращения — 01.02.2018).
Колосова, В. И. Проблемы незаконного оборота наркотиков в масштабах мира, России и Нижегородской области / В. И. Колосова, А. Е. Игнатьева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. — 2003.
— № 2. — С. 273-285.
Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/stmctare/mspector/iao/statistika/Kratkaya0/o20har-ka0/o20UIS/ (дата обращения
— 20.12.2017).
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем / ВОЗ. Десятый пересмотр (МКБ-10). — Т. 1. — Ч. 1. — Женева, 1995.
Мишустин, С. П. Зарубежный опыт лечения заключенных, имеющих проблемы со здоровьем / С. П. Мишустин, О. Н. Ежова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2017. — № 4 (179). — С. 16-19. Прохорова, М. Л. Уголовно-правовая политика противодействия наркотизму: миф или реальность? // Российский следователь. — 2012. — № 23. — С. 30-32. 10. Резолюция совещания по организации надзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://89.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/141/ (дата обращения — 17.11.2017).
11. Справка «Законодательство зарубежных стран» (НИИ наркологии МЗ РФ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_262.htm (дата обращения — 25.10.2017).
12. Харьковский, Е. Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 211 с.
References
1. Buj Min' Zam. Ispravitel'no-trudovaja harakteristika osuzhdennyh narkoma-nov v So-cialisticheskoj Respublike V'etnam [The corrective-labor characteristic of the condemned addicts in the Socialist Republic of Vietnam] // Ugolovno-ispolnitel'noe parvo [Penal Law], 2014, no. 2, p. 136-140.
2. Doklad Mezhdunarodnogo komiteta po kontrolju nad narkotikami za 2007 god [The report of the International committee on control over drugs for 2007] [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2007.pdf.
3. D'jachenko, A., Chetvertakova, E. Otvetstvennost' za nezakonnyj oborot narkotikov po UK zarubezhnyh stran [Responsibility for drug trafficking on Criminal Codes of foreign countries] // Ugolovnoe parvo [Penal Law], 2001, no. 1, p. 8-16.
4. Zheenmyrzaeva, B. Zh. Jeffektivnost' zakonodatel'stva stran dal'nego zarubezh'ja za upotreblenie narkotikov [Efficiency of the legislation of foreign countries for the use of drugs] // Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 22, p. 585-589. URL: https://moluch.ru/archive/102/23449.
5. Kolosova, V. I., Ignat'eva, A. E. Problemy nezakonnogo oborota narkotikov v massht-abah mira, Rossii i Nizhegorodskoj oblasti [Problems of drug trafficking in scales of the world, Russia and the Nizhny Novgorod Region] / V. I. Kolosova // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija: Pravo [Bulletin of Nizhniy Novgorod State University. Law Series], 2003, no. 2, p. 273-285.
6. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Short characteristic of a penal correction system] // The FPS of Russia: the official site. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS.
7. Mezhdunarodnaja statisticheskaja klassifikacija boleznej i problem, svjazannyh so zdorov'em / VOZ. Desjatyj peresmotr (MKB-10) [The international statistical classification of the diseases and problems connected with health / WHO. Tenth revision (MKB-10).] Vol. 1. Pt. 1. Zheneva, 1995.
8. Mishustin, S. P., Ezhova, O. N. Zarubezhnyj opyt lechenija zakljuchennyh, imejushhih problemy so zdorov'em [Foreign experience of treatment of the prisoners having problems with health] // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of a penal system], 2017, no. 4 (179), p. 16-19.
9. Prohorova, M. L. Ugolovno-pravovaja politika protivodejstvija narkotizmu: mif ili real'nost'? [Criminal and legal policy of counteraction to a drug addiction: myth or reality?] // Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2012, no. 23, p. 30-32.
10. Rezoljucija coveshhanija po organizacii nadzora i profilaktike VICh-infekcii v Ros-sijskoj Federacii [The resolution of a meeting on the organization of supervision and prevention of HIV infection in the Russian Federation]. URL: http://89.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/141.
11. Spravka «Zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran» (NII narkologii MZ RF) [Reference "Legislation of foreign countries" (Scientific Research Institute of narcology of Ministry of Health of Russian Federation)]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_262.htm.
12. Har'kovskij, E. L. Ugolovnaja otvetstvennost' za nezakonnyj oborot narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv [Criminal liability for illicit trafficking in drugs and psychotropic substances] : dis. ... cand. of law. Moscow, 2002. 211 p.
Сведения об авторе
Нистратова Ирина Сергеевна: Академия ФСИН России (Рязань, Российская Федерация), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: [email protected]
Information about the author
Nistratova Irina Sergeevna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), postgraduate. E-mail: [email protected]