.....
I I I ■ M I I I I
130 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ
Е. П. Ванюшина
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассказу о жизни и служении Московского митрополита святителя Филарета на благо государства и Русской православной церкви. Митрополита Московского любили и почитали и миряне, и духовенство - за высокий духовный настрой, искреннее служение, за внимание к людям и за высокую образованность.
Ключевые слова: Русская православная церковь, воспитательная миссия, Московский митрополит святитель Филарет, возрождения духовности и святости.
Article is devoted to the story of the life and ministry of the Moscow Metropolitan Filaret of St for the state and the Russian Orthodox Church. Metropolitan of Moscow and was loved and revered by laypeople and clergy - for the highest spiritual attitude, sincere service, with attention to the people and for the highly educated.
Key words: Russian Orthodox Church, the educational mission, the Moscow Metropolitan Filaret saint, the revival of spirituality and holiness.
В последнее время вопрос о соотнесенности культуры и христианства, культуры и Церкви выдвинулся как один из основных вопросов гуманитарной науки. В этом смысле ситуация напоминает ту, которая сложилась в России в начале XX века, в период интенсивных поисков христианской идеи в среде блестящей элиты русской интеллигенции. Вместе с тем вопрос этот, столь привлекательный для теоретического осмысления в переходные эпохи, как-то мало поддается окончательному решению, хотя в трудах различных исследователей, среди которых присутствуют и Отцы церкви, с очевидностью намечаются порою прямо противоположные подходы.
В истории Русской православной церкви есть личности, которые так или иначе в своей жизни оказались близки к литературе и культуре. Одним из таких людей был в XIX веке
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 130-133
ныне прославленный Русской православной церковью святитель Филарет (1782-1867) (Василий Михайлович Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Масштаб фигуры Святителя Филарета столь велик, что трудно представить то время, когда он был молод, неопытен и еще только определялся в выборе жизненного пути. Между тем этот период, когда Филарет не мог играть ведущую роль в политических событиях, был довольно продолжителен и охватывал всю первую половину царствования Александра I.
Нам известно, что Василий Михайлович родился в семье коломенского диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование будущий святитель получил в Коломенской семинарии, с 1800 года - в Троицкой Лаврской семинарии, где проявил большие способности к проповеди и языкам. С 1803
.....
ш
Теория и история культуры 131
года Василий Михайлович уже сам преподавал, а 16 ноября 1808 года, в Свято-Духовской церкви совершил постриг с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). В 1809 году святителя перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение в иеромонаха, а в 1811 году в сане архимандрита он становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и оставался в этой должности до 1819 года. Но, уже начиная с 1826 года, святитель занимает Московскую митрополичью кафедру. В то время его часто обвиняли в отступлении от православных канонов, и даже составляемые им катехизисы подвергались обязательной правке. Но все же влияние святителя Филарета на жизнь и государства, и Русской православной церкви было весьма значительно. Митрополита Московского любили и почитали и миряне, и духовенство - за высокий духовный настрой, искреннее служение, за внимание к людям и за высокую образованность.
Будучи ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, святитель Филарет блестяще преподавал различные богословские дисциплины. В это же время им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания и Нового Завета. Таким образом, по благословению святителя в стенах Академии начинает осуществляться перевод творений Святых Отцов. Но на пути благословенной деятельности Филарет постоянно встречал противодействие, в том числе и со стороны ряда иерархов. С особо резкой критикой выступили архимандрит Фотий (Спасский) и митрополит Серафим (Глаголевский). В результате, спустя несколько лет, Библейское Общество было закрыто, и дело перевода Священного Писания было замедлено и приобрело частный характер. Но, не взирая ни на что, в конце жизни святителю удалось выполнить задуманное -осуществить полный перевод на русский язык Священного Писания.
Иллюстрируя деятельность святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского, необходимо подчеркнуть его роль в
духовном воспитании общества. Он внес неоценимый вклад в русское богословие. Именно он положил начало систематическому изучению Священного Писания в России. Московский Святитель указывает педагогам, воспитателям и родителям на Библию как на книгу «руководительную», по словам самого Филарета, «бесспорно истинную и для всех доступную и полезную...» (1, с. 60). С большой скорбью обращается митрополит к тем родителям, которые не учат своих детей благочестивости и нравственности согласно законам Божиим, которые легкомысленно смотрят на порывы своеволия детей. По мнению святителя, воспитательная деятельность должна включать в себя родительскую любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, скупится на утешения им, чтобы сберечь это в поощрении и в награду их послушанию или успехам в учении. В подтверждение успеха этого педагогического подхода митрополит Филарет приводит многочисленные примеры: по этим правилам был воспитан отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся пастырь, способный вести народ Божий, победоносный воин и царь. По этим же законам воспитан сын царев Соломон, который являлся царем премудрым и пророком.
Митрополит Филарет, будучи прекрасно и разносторонне образованным человеком, замечает, что воспитывать - значит не только преподавать науки: обучение воспитывает более голову, нежели сердце и всего человека. Высоко чтил святитель и семинарское образование. В конце 30-х годов XIX века по инициативе обер-прокурора Протасова проведена была корректировка учебных планов. Протасов полагал, что в семинариях слишком много теоретических предметов и сами предметы, которые необходимы, слишком перегружены теоретическим материалом. Это касалось и общеобразовательных, и специально-богословских дисциплин. Митрополит Филарет возражал Протасову, он считал недопустимым значительное снижение общеобразовательного уровня в семинариях. Святитель соглашался, что знание богословия догматичес-
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 131 03.10.2011, 18:19
.....
ш
132 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
кого, в том объеме, в каком его дает семинария, знание общеобразовательных предметов, например философии, прямым образом сельскому священнику в его проповедническом служении не нужно, потому что на эти темы ему не с кем разговаривать в своем приходе. Но все же, митрополит считал, что богословс-ко-образовательный уровень священника сказывается, проявляясь в его пастырском служении. Этот же самый вопрос ставился и в другой плоскости, которая имела практичный по своим чертам характер. Если выпускник семинарии - это абитуриент академии, а академия по своим характеристикам должна готовить богословов, церковных ученых. Но если ученик в семинарии не получит надлежащей фундаментальной базы, то ему будет трудно в получении образования уже в стенах духовной академии. Нельзя не подчеркнуть того, что эти проблемы до сих пор не нашли должного решения, они остаются актуальными и значимыми.
Широко известен интерес святителя к проблемам русской культуры, и в связи с этим мы можем отметить связь митрополита с ее видными деятелями. И действительно, он постоянно обращал свое внимание на русскую литературу. Известен тот факт, что 29 ноября 1846 года святитель Филарет составил донесение Святейшему Синоду о сочинениях Фонвизина. В этом донесении, прежде всего, обращалось внимание на духовную сторону таких произведений Фонвизина, как «Поучение в Духов день» и «Послание к слугам моим». По мнению митрополита Филарета, эти произведения наполнены кощунством, безнравственности и явным неверием. Стоит отметить, что оба этих произведения Фонвизин писал еще в период своего атеистического настроения, и вот этот настрой правильно почувствовал митрополит, что, в свою очередь, характеризует его как человека, который интересуется не только богословской литературой, но и сочинениями писателей.
Стоит особо подчеркнуть отношения святитель Филарета с русской литературой в лице А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Н.С. Леско-
ва. Известно, что творчество А.С. Пушкина пережило значительную эволюцию. И в одном из ее периодов (26 мая 1828 года) поэт пишет стихи, полные глубокого уныния и отчаяния, мыслей о бесполезности жизни. Эти стихи попали в руки митрополита Филарета, который высоко чтил талант А.С. Пушкина, но в данной ситуации святитель решает ответить поэту, причем в стихотворной форме. В своем знаменитом ответе митрополит проводит идею возвращения к Богу. Он и не думал вступать в поэтическое соревнование с Пушкиным, святитель лишь показал поэту, что искусство может как губить человеческую душу, так и исцелять ее.
Жизнь митрополита Филарета проходила перед глазами многих современников. И здесь нельзя не назвать имя известного поэта Ф.И. Тютчева, который за два месяца до кончины святителя присутствовал на праздновании 50-летнего архиерейского служения московского митрополита. Интерес Тютчева к митрополиту был предопределен не только известной приверженностью поэта к православию, но еще и тем, что его родственник Н.В. Сушко был близок митрополиту и через полгода после смерти святителя издал о нем книгу под названием: «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского». В связи с этим отмечаем, что книга до сих пор цитируется биографами митрополита Филарета, так как она содержит бесценные подробности его жизни. Имя митрополита Филарета не один раз упоминается в сочинениях Н.С. Лескова, и здесь мы можем упомянуть такие произведения, как «Мелочи архиерейской жизни», «Синодальный философ», «Борьба за преобладание».
Святитель Филарет сыграл огромную роль в духовном воспитании общества, его пример стал источником вдохновения для многих церковных деятелей и новейшего периода нашей церковной истории. Так, его почитателем был Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). На него в своей деятельности старался равняться митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). И се-
.....
I I I ■ M I I I
Теория и история культуры 133
годня образ Московского митрополита святителя Филарета является притягательным для многих в нашей церкви и иерархов, и богословов, и священников, которые видят в митрополите Филарете проницательного вдохновленного церковного деятеля. Его перевод Священного Писания на русский язык был авторизован Русской православной церковью и стал известен как Синодальный. Более того, можно смело сказать, что этот перевод сыграл важную роль во всей последующей истории Русской православной церкви. Не появись он в свое время и не получи распространения
Примечания
1. Беляев, С. В память вечную будет праведник. Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония / С. Беляев // Журнал Московской Патриархии. - 1996 - № 12. - С. 57-67.
среди народа, возможно, катастрофа, постигшая Русскую православную церковь в XX веке, произошла бы раньше и имела бы более пагубные последствия. Писание, в переводе на русский язык, стало мостом, который позволил вернуться в лоно церкви многим, кто отошел от нее и утратил навыки чтения и понимания текстов на церковно-славянском языке. Так, даже сейчас, спустя многие годы после жизни святителя Филарета, мы ощущаем его вклад в дело возрождения духовности и святости в нашей стране и обращения народа к вере своих Отцов.
ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
Нариман Исрафил-оглы Курбанов
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена национальной и этической идентичности, которые проблематизируются в контексте современной исторической реальности. Их анализ осуществляется с привлечением методологии социологии знания, с позиции которой оказывается возможным рассмотреть символическое существование человека в различных жизненных реальностях в плане их влияния на этническое и национальное самоопределение.
Ключевые слова: национальная и этническая идентичность, историческая реальность, национальное и этическое самоопределение.
The article placed ethnic and national identity in the context of contemporary history. The methodology of sociology of knowledge is employed to show how different symbolic realities are predicated ethnic and national self recognition.
Key words: national and ethnic identities, historical reality, national and ethic self recognition.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 133-136
04_6aT6ey_e_e6eu666u.p65 133 1 03.10.2011, 18:19