46 ©©ТШЭШШСАи ЮШОШ® /
Федоров Александр Федорович
Старший научный сотрудник отдела изучения проблем управления и реформирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 УИС ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ ОСУЖДЕННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Fedorov Alexander Fedorovich
The senior scientific employee Department of studying ofproblems of management And reforming of criminally-executive system NIC-1 UIS FKU scientific research institute FSIN of Russia, The candidate of psychological sciences, the senior lecturer
THE EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK DIRECTED ON POSITIVE STYLE OF A LIFE YOUNG CONDEMNED WITH APPLICATION PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL INFLUENCE
Аннотация
В статье указано, что воспитательная и профилактическая работа в колонии направлена на положительный стиль жизни молодых осужденных. Автор указывает, что в колонии при психолого-педагогическом воздействии на осужденных ведется педагогическая работа. В статье рассматриваются проблемы организации своевременного решения волнующих вопросов. Обосновывается необходимость приобретения навыков и умений у сотрудников для выявления склонности к отклоняющемуся поведению у осужденных.
Abstract
In article it is specified, that educational and preventive work is directed to colonies on positive style of a life of the young condemned. The author specifies, that in a colony at psihologo-pedagogical influence on the condemned pedagogical work is conducted. In article problems of the organisation of the timely decision of exciting questions are considered. Necessity of acquisition of skills and abilities at employees for revealing ofpropensity to deviating behaviour at the condemned is proved.
Ключевые слова: Воспитательная и профилактическая работа, психолого-педагогическое воздействие, личность, осужденный, колония, деятельность, сотрудник, уголовно-исполнительная система, профессиональная деятельность, воспитательный процесс.
Keywords: Educational and preventive work, psihologo-pedagogical influence, the person, condemned, a colony, activity, the employee, criminally-executive system, professional work, educational process.
В связи с изменением обстановки в стране проблема воспитательной и профилактической работы среди осужденных имеет место. Негативная форма поведения связана с уровнем развития нашего общества, его социальной стабильностью. Отклоняющееся поведение среди молодежи усилилось в связи с особенностью переломного времени. Существует множество причин отклоняющегося поведения среди осужденных. «Девиантность как негативная форма поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права, как норма нравственного зла имела и имеет место в любом обществе» [1, с. 20].
Чаще всего насилие и агрессия имеют место там, где присутствует неблагополучие и семейные неприятности. В современных условиях неприятие профилактических мер разных видов отклоняющегося поведения у подростков очень опасно, так как растет безнаказанность. Идет тенденция удовлетворения безнравственных потребностей любыми средствами. Доступность в наркотиках и алкоголе изменила ориентацию жизненных ценностей для
большого количества молодых людей. Безнаказанность также является одной из причин отклоняющегося поведения среди подростков. Если с подростками не проводить воспитательно-профилактические работы, то их отклоняющееся поведение приводит к печальному результату, а попав в колонию, ему трудно встать на путь исправления.
В настоящее время важно иметь общественные организации, оказывающие влияние на молодых людей, на формирование их мировоззрения. Эти организации должны иметь опыт по предотвращению и смягчению девиантности среди подростков. Чтобы показать особенность и сущность отклоняющегося поведения у подростков надо обратить внимание на то, как удовлетворяются их потребности, и как снижается уровень девиантности среди подростков в стране. Надо ввести «цензуру» на пропаганду насилия, порнографии и жестокости в средствах массовой информации. Жизнь подростка может сложиться неудачно, даже если он из благополучной семьи. Риск приобщения его к псих-активным веществам резко увеличивается в связи с
«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#2i26),2@19 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES
доступностью денег. Если зависимость уже сформирована, то его реабилитация и лечение будет зависеть от многих факторов и сопровождаться это будет с большими трудностями. Если подросток сам не может понять необходимость изменений в поведении, то ему надо провести воспитательно-профилактические работы, которые будут направлены на положительный стиль жизни с применением психолого-педагогического воздействия. Надо «...определить, что употребление психоактивных веществ - это проблема, связана с особенностями индивида, окружающей его среды и с характером взаимодействия между ними» [2, с. 5]. Для выявления склонности к отклоняющемуся поведению у осужденных было проведено исследование в колониях Владимирской области. Была взята выборка молодых осужденных в количестве 100 человек. Из них 10% не имели среднего образования и 50% - были из неблагополучных семей. Все были в возрасте от 18 до 24 лет.
Цель - исследовать и выявить склонность у молодых осужденных к девиантному поведению. На начальном этапе была использована методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков». Она направлена на то, чтобы выявить склонность к химической зависимости у осужденных. С осужденными была проведена разъяснительная беседа по химической зависимости, о вреде наркотиков и алкоголизма. Тест - опросник «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» дает возможность выявить у молодых осужденных склонность к зависимости от психоактивных веществ.
Для выявления склонности к отклоняющемуся поведению использовали методику «Склонности к отклоняющемуся поведению» ( А.Н. Орел). Данная методика дала возможность определить готовность молодых осужденных совершить насилие и склонность к девиантному поведению. Получили следующие результаты: 28% испытуемых имеют слабый волевой контроль эмоциональных реакций и предрасположены к девиантному поведению; 5% - имеют небольшую предрасположенность к изменению своего психического состояния, а у оставшихся испытуемых (67%) присутствовала установка на девиантное поведение, из них имели высокий показатель волевого контроля эмоциональных
47_
проявлений - 58%. В ходе данного исследования было установлено, что 28% испытуемых нуждаются в проведении профилактической работы, они вошли в группу риска по склонности к отклоняющемуся поведению. Данные испытуемые, которые вошли в группу риска имели высокие показатели по шкалам, которые определили склонность к девиа-нтному поведению.
После сбора и обработки полученных результатов была составлена программа по профилактике девиантного поведения, которая была ориентирована на всех испытуемых. Особое внимание было уделено упражнениям, входящим в данную программу профилактики, которые были направлены на формирование таких черт личности, как самоуважение, ответственность, понимание и осмысление, умение понимать других людей. Программа была реализована в течении одного месяца и состояла из пяти занятий.
Результаты вторичной диагностики сравнили с результатом первичной по той же шкале и получили количество испытуемых с установкой на отсутствие склонности к девиантному поведению больше, чем до проведения профилактических работ. У 28% испытуемых, которые нуждались в проведении профилактической работы повысился уровень волевого контроля эмоциональных проявлений и они изменили отношение к своему поведению. Профилактическая работа с применением психолого-педагогического воздействия дала положительный эффект среди испытуемых. Занятия по программе профилактики напрвлены на осознание своего поведения молодыми осужденными. Упражнения помогают стремиться к здоровому образу жизни, преодолевать агрессию, трудности и стресс.
Литература
1.Павленюк П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленюк. - М.: ИНФРА-М,2007. - 185с.
2.Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - 4-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.