Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКИЙ САД / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Босых Александра Анатольевна, Евсеенко Анастасия Владимировна

В данной статье представлен опыт работы по воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе через преодоление тревожности, трудностей принятия себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Педагогика

i

УДК 37

Босых А.А., Евсеенко А.В.

Воспитание уверенности у старших дошкольников как один из важных аспектов подготовки детей к школе

Аннотация

В данной статье представлен опыт работы по воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе через преодоление тревожности, трудностей принятия себя.

■ Ключевые слова: тревожность, чувство уверенности, дошкольный возраст, готовность к школе, детский сад, игра.

Актуальность проекта. Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Тема нашего проекта выбрана не случайно. Исследования в данном направлении могут помочь решить ряд важных проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач и ставит исследователей различных групп специалистов перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью - то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании и адаптации ребенка при переходе их детского сада в школу.

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Одни дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. Другие же начинают отставать в учебе, не справляются с новыми требованиями, теряют интерес к школе, чувствуют себя неуверенно.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уверенности их в себе.К понятию уверенности ребенка можно отнести: вера в себя, свои силы, возможности, гордость ребенка за то, что он умеет делать сегодня, но не умел еще вчера, понимание роста своих возможностей на основе усвоения знаний в своем телесном и социальном образе.

Копилка советов по развитию чувства уверенности у детей.

1. Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми (не важно кто выигрывает в сравнении). Более правильный путь - научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребенку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и так-то можешь принести оценку лучше». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в собственных возможностях.

2. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными качествами, достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своем сыне или дочери эти качества, родители не замечают, или не ценят другие качества, какими ребенок обладает на самом деле. Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой - научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в олимпиаде, соревновании - ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3. Учите ребенка обдумывать возможные альтернативы своих будущих поступков или замыслов. Попробуйте вместе с ребенком обдумать несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку возможность здравого отношение к своим перспективам. Даже в случае возможной неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира и, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о своем ребенке плохо, не называйте его такими словами, как «дурак», «глупый», «невезучий», «бездарный» и т. д. Если у вас получится, постарайтесь даже не думать так. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребенка. И если не вы, тогда кто?

5. Позвольте, если можете, вашему ребенку, хотя бы иногда, спорить с вами. Если вы сделали это, то пойдите дальше

Педагогика

- позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Прислушайтесь к себе, какие при этом вы испытываете ощущения? Если в этот момент у вас проснулось чувство неуверенности в себе, обратитесь к самоучителю по уверенности в себе, это вас отвлечет и скорей всего поможет.

Это - стратегическая линия воспитания уверенности в себе. Педагоги и воспитатели разработали некоторые приемы, помогающие формировать у ребенка чувство уверенности в себе. Среди этих приемов - игры, помогающие формированию и развитию уверенности в себе у детей. Дальше, мы представим Вашему вниманию описание таких игр и предлагаем всем желающим ими воспользоваться и дополнить своими наработками.

Игры для развития уверенности в себе. Как и в любую другую игру, в них можно играть бесконечное количество раз. Столько, сколько ребенок желает. Можно придумывать новые варианты и создавать свои игры. Главное, чтобы взрослый всегда помнил, что его ребенок - это уже совершенное творение природы, удивляющее своей индивидуальностью, самобытностью, оригинальностью. Предложенные игры позволяют стеснительным и тревожным детям побеждать неуверенность в себе. Сценарии составлены таким образом, что позволяют проводить их с группой детей, давая возможность каждому ребенку участвовать в главной роли, непосредственно создавая положительный эмоциональный фон занятия, непринужденную дружескую атмосферу.

Упражнение «Мое имя».

Нередки случи, когда маленькому ребенку не очень нравится имя, данное ему при рождении. Чаще всего, это конечно проходит. Но бывают случаи упорного недовольства, требующие специальной консультации психолога. Упражнение «Мое имя» помогает установить с ребенком конструктивный диалог на эту тему.

Взрослый подробно рассказывает о значении имен собственных. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, воспитателей и т. д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: «О чем говорит мое имя». Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.

Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у малыша чувство гордости за свое имя.

Игра «День рождения».

Очень простая не требующая никаких специальных навыков игра вызывает у детей множество приятных эмоций, чувство общности со своими сверстниками. Стеснительные и неуверенные в себе дети получают, участвуя в ней, неоценимый опыт положительного общения, находясь в центре всеобщего внимания.

Дети по очереди играют роль именинника. Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему,

берут за руки (важен физический контакт, поздравляют с днем рождения и желают что-то в подарок. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре. Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять, если дети маленькие, следит, чтобы именинник не упал со стула (или другого, возвышающего его предмета).

Игра «Волшебная палочка».

Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки «волшебную полочку» и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные «образы». Затем партнер по игре «превращает» самого ребенка. «Превращения» могут быть разные (их подсказывает взрослый) - в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т. д.

Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Если ребенок недоволен тем образом, в который его превратили, то отмените превращение при помощи «волшебной палочки».

Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, Волк) хорошо идти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он» сильный», «может постоять за себя» и т. д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

Две похожих между собой подвижных игры «Ниточка и иголочка» и «Дракон кусает свой хвост».

Для игры дети становятся «паровозиком». Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.

В игре «Ниточка» все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку.

В игре «Дракон кусает свой хвост» первый ребенок пытается поймать последнего, как будто бы укусить свой хвост. Хорошо, если играют больше 4 детей.

Планируемыми результаты нашего проекта стали:

1) для детей: снижение уровня тревожности, снижение количество страхов, повышение уверенности в себе;

2) для педагогов: повышение знаний по данному направлению повышения уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу. Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников). Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями. Вызвана заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

3) для родителей: появление интереса к данному вопросу. Активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Повышение компетенции родителей по вопросам работы с тревожными детьми; взаимодействие с семьей.

Только тесное сотрудничество родителей, педагогов, детей, заинтересованность всех сторон воспитательного процесса дают ощутимые результаты, и мы можем увидеть уверенного в себе и успешного будущего школьника.

Литература

1. Горохова М. Консультация для родителей «Воспитание уверенности в себе» / М. Горохова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vospitanie-uverenosti-v-sebe.html(дата обращения: 08.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.