Научная статья на тему 'Особенности эгоистического поведения в детском возрасте'

Особенности эгоистического поведения в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
741
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эгоизм / эгоцентризм / эгоистическое поведение / eqoism / egocentrism / selfish behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омельчанко Елена Валерьевна

Статья представляет собой исследование особенностей эгоизма в дошкольном и младшем школьном возрасте. В статье анализируются основания классификаций различных видов и форм проявления эгоистического поведения. Формулируются выводы о том, что независимо от возрастных границ, главная особенность эгоистического поведения – направленность на себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of the characteristics of selfishness in preschool and younger school age. The article analyzes the reason of classifying the different types and forms of selfish behavior. It draws conclusions on the fact that regardless of age limits, the main feature of selfish behavior – focus on yourself.

Текст научной работы на тему «Особенности эгоистического поведения в детском возрасте»

16

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

монстрировали высокий уровень самооценки. Эти студенты считают, что неудачи связаны с неблагоприятным стечением обстоятельств, а успех определяется собственными качествами и стремлениями человека.

Семь респондентов оказалось с низкой самооценкой, что составило 35% от общего числа испытуемых. Данной категории свойственно преувеличивание значения неудач, частая тревожность и неуверенность в себе.

Таким образом, по результатам трех методик видно, что показатели среднего уровня развития уверенности в себе, самооценки и самоуважения у студентов составляют 50%, 40% и 30%, соответственно. Данные по низкому уровню: 45%, 50% и 35%. Высокий уровень: 5%, 20%, 25%. То есть, очевидна необходимость дальнейшей работы по оптимизированию данных результатов.

Учитывая данные проведенного экспериментального исследования, мы, опираясь на мнения разных психологов о способах борьбы с неуверенностью в себе, решили разработать рекомендации, которые позволят на наш взгляд, девушкам и молодым людям обрести уверенность в себе, повысить самоуважение и самооценку.

1. Заведите отдельный дневник и фиксировать в нем все свои достижения, даже самые незначительные.

2. Не стоит критиковать себя за разные промахи и слабости, в том числе за самые маленькие.

3. Не акцентируйтесь на негативных мыслях и случаях, научитесь делать выводы и выбросите из головы мысли, не влияющие на жизнь кардинальным образом.

4. Не нужно сравнивать себя с другими и помните, что идеальных людей не бывает.

5. Не стесняйтесь комплиментов.

6. Окружайте себя жизнерадостными и хорошими друзьями, они обязательно заставят вас радоваться.

7. При общении не стоит испытывать чувство вины. Психологи выявили, что за чувством вины находится страх наказания. Чувство вины оказывает разрушающее влияние на самооценку.

8. Не стоит реагировать на гнев, раздражение собеседника боязнью или тревогой. Желательно научиться отстаивать свои психологические границы спокойно.

9. Не нужно оправдываться, уточнять или объяснять что-либо, когда к вам придираются. Разумнее отвечать спокойно и доброжелательно. Желательно научиться говорить, по крайней мере, спокойным тоном. Агрессивная, враждебная речь, полная ненависти и обиды производит неприятное впечатление на окружающих.

Древняя проблема неуверенности в себе делает несчастными не только обладателей этого качества, но и

близких родственников этого человека. Поэтому нужно работать над собой, тогда придет радость, независимость, способность решать проблемы, вера в себя, устойчивость и так далее.

Однако существует мнение, что человек с низкой самооценкой может принести обществу больший успех, нежели чем очень уверенный в себе человек. Неуверенность мотивирует работать над собой, помогает преодолевать недостатки.

Неуверенный в себе человек далеко не всегда бывает спокоен. Он может быть довольно агрессивным по отношению к окружающим, чтобы компенсировать свой комплекс неполноценности. Эта проблема неуверенного поведения мешает добиться поставленных целей, поскольку личность недооценивает свои способности и боится сделать решительный шаг. Так опускается, к примеру, не только возможность поступить в престижный вуз, но и шанс найти новых друзей.

Поэтому молодежи важно помнить, что спокойствие и уверенность зависят от опыта общения в разных ситуациях. Чем больше опыта - тем меньше неуверенности. Для того чтобы не испытывать проблем в общении с людьми, нужно прежде всего концентрироваться на своем собеседнике и его поведении, а не на своих мыслях и ощущениях в глубине души.

Список литературы

1. Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности - неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте...// автореферат. М. 2012 [Электронный ресурс] - режим доступа. - URL: http:// psvchlib. ru/mgppu/disers/KazanskavaNM/KFi-a-027. htm

2. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: ИНТОР, 2005. - 187 с.

3. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности.// Вопросы психологии. № 1, - 2002. -с. 95—103.

4. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону.: РГУ, 1996. - с. 132-138

5. Х. Рудигер, С. Виттманн. Социальная компетенция. — Харьков, 2005. - 192 с.

6. http://fb.ru/article/148312/drevnyaya-problema-neuverennosti-v-sebe-kak-poborot-neuverennost-v-sebe

ОСОБЕННОСТИ ЭГОИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Омельчанко Елена Валерьевна

Канд. псих. наук, доцент кафедры психологии, г. Коломна, ГАОУВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

АННОТАЦИЯ

Статья представляет собой исследование особенностей эгоизма в дошкольном и младшем школьном возрасте. В статье анализируются основания классификаций различных видов и форм проявления эгоистического поведения. Формулируются выводы о том, что независимо от возрастных границ, главная особенность эгоистического поведения - направленность на себя.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

17

ABSTRACT

The article presents a study of the characteristics of selfishness in preschool and younger school age. The article analyzes the reason of classifying the different types and_ forms of selfish behavior. It draws conclusions on the fact that regardless of age limits, the main feature of selfish behavior - focus on yourself.

Ключевые слова: эгоизм, эгоцентризм, эгоистическое поведение.

Keywords: eqoism, egocentrism, selfish behavior.

Как и любая наука, детская психология располагает целым рядом данных, которые считаются установленными фактами, принимаются большинством исследователей и широко используются в психологической практике. Одним из таких фактов является знание о том, что в условиях детского сада дошкольники рано начинают овладевать элементарными нравственными нормами, но, однако, не для всех детей они становятся главными побудителями поведения.

Специальное исследование, проведенное А.А.Рояк [5], позволило обнаружить, что далеко не все дети дошкольной группы вступают в игру с коллективистическими намерениями. Была выявлена группа детей (30%), в поведении которых преобладает эгоистическая устремленность: нежелание считаться со справедливыми требованиями сверстников, прислушиваться к их мнению, проявлять уступчивость при распределении игровых ролей, игрового материала и т.д.

Было обнаружено еще две группы, в одну входили дети (60 %), в поведении которых, сочетаются и позитивные, и негативные качества, в другую (10 %) наблюдается устойчивое преобладание положительных личностных качеств таких, как умение сочувствовать сверстнику, поделиться с ним, прислушаться к его мнению, умение оказать помощь в случае необходимости.

Для выявления эгоистически устремленных детей в качестве экспериментальной методики использовалась детская настольная игра «За рулем» (6-7 лет) и «Железная дорога» (4-5 лет).

Диагностическими показателями выступали:

- симптомы положительных общественных тенденций поведения ребенка (уступает место сверстнику по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку);

- симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для «захватывания» роли, произвольное продление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа «ты не умеешь», «у тебя не получится», неумение терпеливо дожидаться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Дети с ярко выраженными положительными качествами, умеют и стремятся строить гуманные отношения со сверстниками, при соответствующих просьбах которых без каких-либо конфликтов уступали свою очередь игре.

Дети, у которых преобладали эгоистические тенденции, обнаруживали малопривлекательное поведение. Они стремились немедленно удовлетворить желание сесть «за руль» автомобиля (в старшей группе), завладеть пультом управления «железной дороги» (в средней группе), пускали в ход силу, расталкивали партнеров, любой ценой пытаясь завладеть пультом управления. Другие добивались аналогичных результатов за счет произвольного продления игрового действия. Третьи, преследуя аналогичные цели, пускались на хитрость, якобы корректируя не совсем удачные операции партнеров, они пытались в действительности осуществлять их за них. В процессе игры у таких детей возникали частые конфликты с партнерами, которые осложняли установление между ними справедливых, дружеских отношений.

А.А.Рояк также описывает, что в одних случаях эгоистическое поведение ребенка имеет место на фоне негативных отношений со сверстниками, в других, напротив, самых позитивных; в одних сочетается с очень низким статусом ребенка в группе, в других, напротив, с высоким. В одних случаях дети являются членами стабильного игрового объединения, а в некоторых случаях «диктаторствуют» в микрогруппах, другие оказываются в стороне от детских игр, или их участие в совместных играх с детьми имеет эпизодический характер. Эгоистическое поведение ребенка может протекать на фоне хорошего владения им игровой деятельностью и вместе с тем сочетаться со слабыми возможностями в игре.

Эгоистическое поведение было классифицировано, А.А.Рояк как неавторитарное и авторитарное (откровенное или завуалированное).

Так дети, у которых встречается «откровенное авторитарное поведение» - прекрасно владеют навыками игры, качествами инициатора и организатора. Они несправедливо относятся к партнерам по игре, игнорируют их просьбы и предложения, присваивают наиболее интересные игрушки, лакомства, нередко прибегают к командирскому тону и т.п. Дети обычно с увлечением играют с такими ведущими, в связи с их высокими игровыми умениями, но относятся к ним по-разному. В одних случаях они с удовольствием подчиняются откровенной «диктатуре» в игре, высоко оценивают и деловые, и даже нравственные качества такого ведущего. В других - увлеченно играя, не прощают ведущему его несправедливого поведения, что находит отражение в низках оценках его нравственных качеств, в отсутствии каких-либо выборов в социометрическом эксперименте.

Детей, у которых встречаются «завуалированное авторитарное поведение» в более позднем своем исследовании, А.А.Рояк называет нарицательным именем «талей-ранами» [6, с. 70]. Это, прежде всего очень ловкий ребенок, который никогда открыто, не отнимает игрушек, не выталкивает из игры, внешне всегда соглашается с мнением партнеров, внимательно выслушает, как будто бы доброжелательно к ним относится, как, впрочем, и ко всем членам группы, а в действительности исподволь реализует только свою эгоистическую линию поведения. Такой ребенок прекрасно владеет не только разнообразными игровыми знаниями и умениями, но и искусством обращения с детьми: «воздейственной» речью, способностью с помощью ласкового слова убедить партнеров в том, что как «он сказал, так лучше».

Дети - «талейраны» рано научаются «работать на зрителя»: в присутствии экспериментатора, воспитателя реализовывают самые демократические формы поведения по отношению к партнерам и остальным детям, предоставленным самим себе - утверждать свои принципы с помощью тонких, «обходных» путей. Сверстники обычно любят таких «положительных диктаторов», с удовольствием им подчиняются, в связи, с чем статус последних в сфере оценок и симпатий партнеров (и остальных сверстников группы) нередко очень высок. Дипломатия в игре, проявляемая в умении скрывать свои истинные намерения и чувства, облекаемые в форме внешней доброжелатель-

18

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности к детям, удивительное явление в дошкольном возрасте. Особенно любопытным оно представляется на ранних этапах - в младшем дошкольном возрасте, когда дети только начинают овладевать опытом отношений друг с другом, а социальный опыт, принесенный из семьи, как будто еще мал. Вместе с тем подобные случаи свидетельствуют, напротив, о высокой социальной ориентированности ребенка, умении тонко различать оттенки отношений сверстников, прекрасном знании норм поведения и владении ими.

Авторитарное поведение, независимо от своеобразия его проявлений (так же, как и неавторитарное, но эгоистическое поведение), всегда имеет место на фоне знания ребенком моральных норм.

Однако если в случаях открытого подавления инициативы сверстников, авторитарный ведущий знает, что надо делиться, уступать сверстникам - но не желает этого делать и не скрывает своих намерений от партнеров, то у «дипломатов» все обстоит сложнее. В этом случае моральные нормы соблюдаются только ради одобрительной оценки, нежелания поколебать свой престиж в группе, боязни осуждения и прочих других моментов, далеко не альтруистического характера.

Таким образом, исследуя социально-психологические аспекты эгоистического поведения, А.А.Рояк приходит к выводу, что эгоистическое поведение является «чрезвычайно сложным образованием, имеющим разнообразные формы проявления и разную динамику протекания не только в старшем дошкольном возрасте, но и в более младшем, в связи с чем, требует к себе тонкого дифференциального, педагогического и психологического подхода» [5, с. 84].

Подобные исследования в старшем дошкольном возрасте провела и Л.Ахромеева. Изучая причины эгоистичности, как отрицательного проявления в поведении дошкольников, на основе наблюдений, бесед с воспитателями и родителями, анкетирования она условно разделяет особенности такого поведения на три подгруппы [1, с. 42]:

Первую подгруппу составляют дети, у которых поведение внешне оставляет положительное впечатление. Эти дети обычно пользуются особым расположением воспитателя, так как обладают организаторскими способностями, хорошими трудовыми и игровыми навыками. Общее развитие у них хорошее, самооценка высокая. Реакция на успехи друзей отрицательная, характерные проявления в играх - стремление к первенству, нежелание считаться с мнением товарищей; нередко любят похвастаться, отличаются зазнайством.

Главное проявление в семье - требовательность. Родители, уделяя внимание умственному развитию, не обращают внимания на дерзости и своеволие ребенка.

Во вторую подгруппу включили детей, отличающихся эгоистичностью, недостаточной воспитанностью, драчливых. Их часто можно видеть в конфликтной обстановке: любят обижать друзей, неохотно оказывают помощь ребятам даже по просьбе педагога.

Положительная черта - интерес, к какому - либо занятию, к какой-либо деятельности. Трудовые навыки сформированы недостаточно и большей частью выполнение работы зависит от настроения. Отличаются непослушанием.

В третью группу включили детей, отличающихся неустойчивым поведением, повышенной подражательностью. Все указания педагога они обычно выполняют, казалось бы, дисциплинированы, но в то же время недостаточно самостоятельны. Воспитатели нередко излишне

опекают их. Поведение в семье, как и в детском саду, стереотипно.

Л.Ахромеева считает, чтобы «воспитать гармонически развитую личность, педагог должен знать своих воспитанников, их индивидуальные особенности, условия семейного воспитания; он совместно с родителями налаживает единые требования к ребенку, устанавливает педагогически правильные взаимоотношения со всеми детьми, организует среди детей такую деятельность, которая закрепляет опыт коллективных взаимоотношений, положительные эмоциональные переживания» [1, с. 43].

Л.Путляева описывает особенности поведения, в котором проявляется здоровый эгоизм, когда «ребенок стремится ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению» [4]. Именно поэтому он пристает к родителям с бесконечными просьбами посмотреть, как он нарисовал (построил, сломал, помыл, сделал) что-то сам. «Я» не сходит с языка ребенка. Это не зазнайство, не хвастовство - это потребность заявить о себе и найти свое место среди других. Ребенку нужна оценка взрослых, родителей, потому что сам он еще не ориентируется в «хорошо» и «плохо». Только оценка со стороны позволяет ему научиться оценивать себя, поэтому останавливать его в этом процессе адаптации нельзя, считает Л.Путляева.

Совсем иные особенности эгоистического поведения описывает Л.Путляева, когда эгоизм принимает форму эгоцентризма. Это полная неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. Это невозможность понять мотивацию или моральные основания поступков других людей. Это невозможность адекватно и объективно передать информацию другим лицам. Еще одно следствие «воспитанного» эгоизма - инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придет забота о других. В его опыте нет самостоятельных решений. Поэтому для него характерно острое чувство незащищенности и потребность в опеке до старости. У эгоиста всегда критичность к себе понижена, а это означает психологическую незрелость человека.

Исследования, направленные на выявление распространенности эгоизма в другой возрастной группе, младших школьников, провели С.А.Сергейко и О.А.Гресь [7].

На основе результатов проведенного констатирующего эксперимента и придерживаясь классификации И.Г.Лаверычевой, предложившей пять характерных психологических типов людей по распределению альтруистичности [2], С.А.Сергейко и О.А.Гресь также выявили аналогичное число социальных групп «эгоистов» среди детей младшего школьного возраста [7, с. 105]: «крайние», или самые грубые эгоисты; «грубые», или невоспитанные эгоисты; «умеренные», или умеренно воспитанные эгоисты; «мягкие», или воспитанные эгоисты; альтруисты.

Исходя из изложенной выше классификации, авторы, определив профильные портреты, и выделив основные черты, характерные для каждого отдельного типа, пришли к выводу, что всем типам эгоистов в младшем школьном возрасте присуще сосредоточенность на своих чувствах, неспособность замечать чувства окружающих; ожидание помощи от других, не понимание, что сами могут её кому-то оказать; ожидание понимания от окружающих, не умение делать шаги навстречу; неспособность увидеть точку зрения другого, заинтересованность самим собой, самовлюбленность.

Все это требует, с точки зрения исследователей, психолого-педагогического осмысления проблемы преодоления негативных последствий эгоизма младшего

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

19

школьника активными средствами в образовательном процессе. «Обучение и воспитания растущего человека должно быть так организованно, чтобы сформированные качества помогли ему найти в дальнейшем свое место в жизни, чтобы внушенные ему представления об альтруизме и эгоизме не оказались ложными, чтобы все то, чему учили его в школе, стало полезным и востребованным» -делают вывод С.А.Сергейко и О.А.Гресь. Следовательно, предстоит разработать модель образовательного пространства, способствующего формированию альтруистичности у младших школьников.

Особенности проявления эгоизма среди школьников, Натанзон Э.Ш. описывает под другим углом зрения, как степень сложности распознания эгоизма среди учителей и сверстников - одноклассников. Так «эгоизм - качество, трудно уловимое для учителя» [3, с. 117] и легко распознающее в коллективе сверстников. Оно не проявляется в нарушениях дисциплины, не связано с успеваемостью, к которым приковано внимание учителей.

В среде ребят, в классном коллективе этот недостаток проявляется отчетливо. К такому и не подступишься с просьбой о помощи, и неприятно её получать, если она предложена. Неприятно потому, что не чувствуется искренней заботы. Вообще, он не чуток и не обращает внимания на то, что окружающие в чем-то нуждаются.

В глазах же учителей хороший и дисциплинированный ученик завоевывает большой авторитет. Его выдвигают в актив класса, школы, он привлекается к организации вечеров, участию в кружках. Учителю в какой-то мере легче работать с таким активом, и он, возможно, и не задумывается над тем, в какой мере они коллективисты, в какой - эгоистичны.

Непременным условием распознания эгоизма как черты характера, предотвращение конфликтной ситуации является правильная и справедливая оценка учителем действий и поступков такого ученика. А такая оценка возможна на основе психологического анализа, - приходит к выводу Э.Ш.Натанзон, - в результате которого учитель получает информацию для выбора того или иного приема воздействия на ученика.

Анализ публикаций и изучение особенностей эгоистического поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет сделать вывод, что независимо от возрастных границ, главная особенность эгоисти-

ческого поведения - направленность на себя. Самое характерное для эгоиста - это интерес только к себе, своим удобствам, забота о собственной выгоде. Он ставит на первое место свои личные интересы и ради них способен пренебречь интересами коллектива, интересами своих друзей. Интересы эгоиста обособлены и ограничиваются только рамками его «Я», тогда как неэгоистичная личность включает в свое «Я» заботу о других и рассматривает себя как часть целого.

Список литературы

1. Ахромеева, Л. Эгоистичность и причины ее возникновения [Текст] /Л. Ахромеева // Дошкольное воспитание, 1986. - № 2. - С. 42-43.

2. Лаверычева, И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности / И.Г. Лаверычева // Вестник СПБГУ. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2008. - №1. - С. 196-208.

3. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]: книга для учителя /

Э.Ш.Натанзон. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.

4. Путляева, Л. Ваш ребенок - эгоист? [Текст] / Л. Путляева // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 36-39.

5. Рояк А. А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А.Рояк -М., 1983. - С. 72 - 84.

6. Рояк, А.А. Роль скрытых, эгоистических тенденций поведения в развитии конфликта [Текст] // Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / Науч. -исслед. инт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1988. - 120 с.

7. Сергейко, С. А. Распространенность эгоизма среди младших школьников /С.А. Сергейко, О.А. Гресь // Педагогика и психология детства: современное состояние, перспективы развития: сборник научных статей/Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; под науч. ред. В.Т. Чепикова; редкол.: С.А. Сергейко, В.Т. Чепиков, В.П. Таран-тей, П.А. Ковалевский.- Гродно: ГрГУ, 2011.-С. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.