Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО: ОТ ПЕДАГОГИКИ РАЗГОВОРОВ К ПЕДАГОГИКЕ ДЕЛА'

ВОСПИТАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО: ОТ ПЕДАГОГИКИ РАЗГОВОРОВ К ПЕДАГОГИКЕ ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMICS / UPBRINGING / EDUCATION / TECHNOLOGIES / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуленков Василий Валентинович

В работе предпринимается попытка изучения взаимосвязи систем воспитания, образования и экономики в современном мире. Поднимаются вопросы кризиса современных педагогических подходов, нравственного и правового нигилизма, деструктивно влияющего на экономическое развитие и инвестиционную политику. Делаются предположения о возможных выходах из кризиса в системах образования и воспитания для достижения высоких и быстрых темпов экономического развития. Материал подготовлен в научно-популярном стиле и может не совпадать с мнением организаторов и участников конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION, MANAGEMENT AND THE ECONOMY OF THE FUTURE: FROM PEDAGOGY OF CONVERSATION TO PEDAGOGY OF BUSINESS

The work attempts to study the relationship between the systems of upbringing, education and the economy in the modern world. The questions of the crisis of modern pedagogical approaches, moral and legal nihilism, which have a destructive effect on economic development and investment policy, are raised. Assumptions are made about possible ways out of the crisis in the systems of education and upbringing to achieve high and fast rates of economic development. The material was prepared in a popular science style and may not coincide with the opinion of the organizers and participants of the conference.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО: ОТ ПЕДАГОГИКИ РАЗГОВОРОВ К ПЕДАГОГИКЕ ДЕЛА»

31

УДК 37.015

ВОСПИТАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО: ОТ ПЕДАГОГИКИ РАЗГОВОРОВ К ПЕДАГОГИКЕ ДЕЛА

© Никуленков Василий Валентинович

Красноярский краевой институт повышения квалификации (ИПК), заведующий

кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания

В работе предпринимается попытка изучения взаимосвязи систем воспитания, образования и экономики в современном мире. Поднимаются вопросы кризиса современных педагогических подходов, нравственного и правового нигилизма, деструктивно влияющего на экономическое развитие и инвестиционную политику. Делаются предположения о возможных выходах из кризиса в системах образования и воспитания для достижения высоких и быстрых темпов экономического развития. Материал подготовлен в научно-популярном стиле и может не совпадать с мнением организаторов и участников конференции.

Ключевые слова: экономика, воспитание, образование, технологии, кадровая политика.

Экономический прорыв обеспечивают технологии и отношение к кадровой политике. Технологии обеспечивают увлеченные специалисты. Условия для их комфортной работы задают некоррумпированные, образованные и патриотичные руководители, также увлеченные своей работой. Появлению таких менеджеров способствует понятная и благоприятная среда в системе, где работают социальные лифты, осуждаются базовые пороки человечества, а декларируемые ценностные установки закреплены личным поведенческим примером. Открытая среда складывается из искренне сформулированных целей и задач, а также контуров национальной идеологии, исключающей любую подмену смыслов. Идея существует вне коллектива и закона, она соединяет то лучшее в багаже истории и культуры народов одной страны и то лучшее общечеловеческое, надкультурное и надгосударственное. Одно способно сдерживать другое и дополнять его, не

допуская перекосов в ультра искаженный потенциал отдельного коллектива или нации и в гиперболизированные возможности внешней среды, представители которой обычно «все делают правильно» в контексте риторики критиков домашней системы. Идею же формирует набор ценностей, который не могут транслировать специалисты неувлеченные, непатриотичные и коррумпированные по убеждению, вне зависимости от демонстрации их взглядов. Ценности складываются из наблюдения за примерами в семье, школе, профессиональном сообществе и

соотношением их форм и методов работы с общегуманитарными стандартами. Так, условно говоря, «подлец» со знанием основ философии, педагогики и правовой базы образования и воспитания не может быть эффективным педагогом. Потому что, его воспитывающий потенциал обнажен в поступках, совершаемых вне предмета. Его искренность не выдерживает побочной экспертизы аудитории, а слова не могут попадать в категорию доверия, продолжая умножать ложь и неверие. Ложь и неверие становятся инструментами наращивания сиюминутных потребностей и размывания границ полезности в служении своему делу. В этом месте заканчивается и экономический прорыв. Потому что точка достижения счастья становится равноудаленной по мере приближения к ней. Исчезает понимание счастья как комплексного экономического явления, связанного не только с быстрой успешностью (успешность преподносится сегодня в качестве национальной идеи в сознании и молодежи, и взрослых, ассоциируя успех, как единственное ценное составляющее всей человеческой жизни), но и с нормами качественного исполнения своих

профессиональных функций. Ядро ценности чаще основано на лжи и саморекламе, разбивающей границы действительного состояния дел и, по сути, выдающей выполнение служебных обязанностей за подвиг, жертву и достижение в одном.

В переходных экономиках иллюзия должна стать реальностью для внимающих зрителей, и мы слышим об особых методиках преподавания в обычном классе - обычной школы - обычного города, в котором, мы прекрасно знаем - не происходит ничего сверх необычного со времен декретов Наркомпроса. Эксперты передовых вузов, сами себя назначившие флагманами, рассказывают

32

педагогическому сообществу о цифровом веке, искусственном интеллекте в школе, когда в классе появится второй педагог - виртуальный интеллект и дополненная реальность, и скорее всего, мы будем опережать страны Запада, повышая качество образования и «прокачивая» гибкие навыки будущих специалистов.

Вопрос совести в любой профессии очень близок к пониманию устойчивости. Это когда мы говорим об обществах или отдельных людях, переросших реальное состояние дел и мыслящих в контексте интересов будущих поколений, разделяющих боль окружающих и заботу за тех, кто родится только через много лет. Эти самосанкции можно назвать и по-другому, Библейскими заповедями, золотым правилом Гоббса [1], ценностями подлинной демократии и т.д. Однако, важно не название, а применение. Момент социального понимания любой деятельности отличает развитое общество от устройства экономики в Буркина-Фасо. Профессионализм, совмещённый с пониманием миссии и видения будущего результата своей работы - важное качество управления. Мастерство при безверии в результат - теряет всякий смысл.

Мы пробуем найти рецепт экономического прорыва в мощной мобилизации сил министерского управления, но ключ к строительству экономики не в отдельном министре, а в миллионах рук, которые могут работать неэффективно лишь в случае неэффективности самого министра. Другого объяснения нет. Плохих подчиненных не бывает, так как, аппарат управления это и есть их часть, нераздельная и продолжающая их интересы.

Автор находится в профессиональной среде управления разными коллективами с относительно разным профилем с 2008 года. Очень разные профили, но очень похожие люди. Главная особенность переходной профессиональной среды - это конфликт необходимости хоть что-то делать с убежденностью в своих более дорогостоящих услугах в новом мире возможностей, мире без правил и принципов. Этот мир не видит ценностей в навыках профессионала, не верит в прозрачные профессиональные лифты, делая из них пародию и презентуя в качестве подачки за ширму миллионам юных и амбициозных, упорно отказывающихся читать, слушать, развиваться.

С другой стороны этого процесса стоят управленцы нового звена, которые не

принимают рецепты Форда (управлять, создавая продукт, строить национальную экономику, иметь миссию фирмы и принимать ее, любить и уважать сотрудников, их трудовые и личные качества [2], а не только решать собственные задачи, не понимая подчиненных, способных и согласных продавать свой труд за установленный оклад), потому что как минимум ничего о нем не знают, и руководят стихийно. Очевидно, что любые признаки неэффективности организации лежат в плоскости работы управленцев. Они поэтому получают не 10 минимальных окладов, а, например, 110. Как раз, для того, чтобы быть более ответственными, трудоспособным, стойкими, дальновидными, гибкими, творческими, уважительными. Если они не способны на это, то виновным всегда будет плохой работник, но не он сам. Эта ситуация и есть пример узурпации поста руководителя компании, когда он руководит без должных качеств, оправдываясь отсутствием ресурса и низким профессиональным уровнем работников, их ленью и всесторонней неспособностью. Форд не мог построить империю на таких принципах. На таких принципах живет лишь управленческий Левиафан, существующий сам для себя, чтобы пожирать потенциал и энергию сотрудников, переваривая их тотальной

забюрократизированностью, изрыгая обратно нежизнеспособные программы, комплексы мер, распоряжения и другие документы, чтобы снова проглатывать то, что только что изверг. И так бесконечно. Экономический прорыв невозможен в такой системе. И менеджеры частных компаний, и государственные управленцы в муниципалитетах не могут создавать прорыв, не приемля высокой миссии конечной цели своего труда. Если это материальное благополучие и государственная пенсия, то одно, ну а если качество жизни гражданина, передовые позиции Родины в мире по образованию и здравоохранению, то другое.

Мы хотели построить гармоничную среду возможностей, когда в чести будет порядочность, скромность и профессионализм. Когда чванство, кичливость и демонстративное потребление, описанное еще Т. Вебленом [3], станут постыдными социальными

исключениями. И в такой среде самоорганизуется система профессиональных лифтов, допускающих на все уровни управления любой организацией, будь то образовательное учреждение, культура или

33

финансовый сектор людей, отвечающих названным качествам. Кадровые решения должны и могут быть свободными от любой конъюнктуры. У нас была возможность построить культуру управления умного общества, но однажды мы свернули в сторону самодурства, кумовства и саморекламы. В сочетании с низким оцениванием личности, ее здоровья и достоинства, конфликт обострился вдвойне, что привело к глубочайшей диспропорции в требованиях руководства, функциональных обязанностей и реальных возможностей работника. Эквивалент оценивания труда, особенно,

интеллектуального, начинает влиять и на ценность профессии, и личные особенности человека. Если молодой капитализм готов оценивать работу вирусолога в 30 тысяч, преподавателя школы и молодого ученого в 25, а футболиста в сотни и тысячи раз выше, то и ценность профессии, ее социальной и стратегической значимости приравнивается к этому эквиваленту, то есть, стремится к нулю. На авансцене переходных экономик чаще появляются специалисты по всем вопросам, люди, результаты работы которых, отложены либо на десятилетия, либо на вечность вперед. Чаще всего они становятся авторами прожектов о сверхвозможностях, навыках будущего, управлении внутренними скрытыми ресурсами и «прочим эмоциональном интеллекте». Они готовы потреблять бесконечное количество грантов для совершенствования экономики и образования. Зеленый свет таким специалистам создают возможности некоммерческих организаций, они начинают буквально «шарить по школам, вузам, предприятиям». Их деятельность еще более дистанцирует вероятность

экономического прорыва, потому что пока мы обучаем стресооустойчивости, коллаборации и креативности (само расхожее употребление таких слов подчеркивает признаки деградацию сферы образования), подсаживая эти темы под государственные программы и целевые показатели, ловко оперируя, я бы сказал, жонглируя, цитатами из майских указов Президента, выступлений Премьер-министра или профильных министров - мы окончательно уходим от системности в работе, возвращаясь к событийности в политике в области образования и воспитания.

Очевидно, что именно эти ступени общественной жизни и отвечают за экономический прорыв, они, вместе с семьей

ребенка, всеопределяющи для будущего нового кадрового ресурса страны. Мы ведь можем говорить о человеке не только как личности, в гуманитарном контексте, но и как ресурсной единице - менее или более эффективной в условиях экономической системы страны и мира. Если образование и воспитание создает все усилия в совокупности с уважением права, общечеловеческих ценностей и национальных приоритетов, то, безусловно, у нас будет увеличиваться выборка из интеллектуальных патриотов-государственников и эффективных специалистов на рынке труда, предпринимателей и политиков, в головах которых работают не только инструменты рыночной руки, но глубокие

самосдерживающие санкции - совесть. Такие люди, конечно, не смогут вводить в заблуждение коллектив, не смогут стать сопричастными к нарушению закона для личного блага, подвергнуть опасности других непричастных. Сегодня мы видим, что пример такой циничной системы в лице ведущих рыночных экономик мира, вполне реален. Их национальные интересы могут ставить в ущерб безопасность любой группы населения: от ребенка до старика в любой точке мира, аргументируя действия правами человека, демократией и свободой. Здесь бы достойной альтернативой, уравновешивающей весь мир, могла бы стать программа ООН - Цели устойчивого развития, которая включают в себя 17 целей и более сотни задач, охватывающих проблемы образования, воспитания, экономики, глобальной устойчивости и сотрудничества [4], биоэкосреды, гендерной проблематики и многого другого в одном спектре. Естественно, прямолинейное мышление ряда руководителей структур в сфере управления, бизнеса, образования - не дает им возможности даже понять взаимосвязи между воспитанием и промышленным развитием, инвестиционной политикой и другими секторами. Они считают, что просто занимаются образованием и воспитанием с помощью современных технологий, спускаемых «экспертами единственного известного всем педагогам экспертного центра». Такое вертикальное мышление наносит и громадный ущерб системе повышения квалификациями и самих педагогов, которые без ветрил и руля движутся к мифической цели, настолько гибкой, что не выдерживают даже краткосрочной

перспективы планирования. При этом,

34

довольно успешно забыты и заклеймены действительно личности советской истории от воспитания. Всемирно признанный и переведенный на языки мира А. С. Макаренко, например, Как может быть воспринят сегодняшней «педагогикой разговоров за все хорошее против всего плохого», которая ставит задачей прокачать БОЙ-БкШз и продать образовательную услугу, а не достичь высокого уровня базовых, востребованных во всем мире знаний и профильных способностей, отказавшись от термина «услуга», вернувшись к выражению «дать знания», «воспитать человека» (понятно, что уже не советского человека, но человека в классическом понимании - духовно и физически полноценного, справедливого, умного, профессионального и порядочного) [5]. А чем Антон Семенович не антикризисный менеджер темных страниц советской экономики? Человек, работающий в полнейшем ресурсном дефиците, в конкретном месте и в конкретное время, пространства которых он организовал совместно со своими воспитанниками, у многих из которых была расстрельная репутация? Это ли не мастерство педагогики и эффективной организации экономики конкретного коллектива, создания

корпоративного духа общности, образца организации сложного коллектива и достижения самоуправления им? Не это ли транслировали себе европейцы и высмеяли мы, погрузившись в гуманную педагогику с двойными стандартами, в замеры компетентностей и соревнования между скилсами? Может и этот вариант имеет место быть, но где здесь экономика? Как экономику сегодня строит высшая школа и что она уже построила? Конкретный регион,

муниципалитет, школу, вуз, район, жилой комплекс? Где можно увидеть результат труда «птенцов молодого капитализма» и сказать, что, наконец-то, свершилось то, о чем так долго и много говорили новые большевики.

«Нас ждет экономический прорыв», озвучил наш Президент в послании к Федеральному собранию в 2018 году. Президент в майском указе 2018 года поручил обеспечить ускорение роста ВВП России до среднемирового уровня (около трех процентов) к 2024 году. Сделать это предполагалось за счет масштабной программы нацпроектов стоимостью почти 26 триллионов рублей и рассчитанной до конца 2024 года. Согласно закону о федеральном бюджете, на показатель

в 3,1 процента России должна выйти в 2021 году [5]. И я убежден, что лично Президент принимает эффективные управленческие решения для скорой мобилизации экономики, ее гибкости в условиях глобальных кризисов, ее жизнеспособности. Однако, общество, которому был приготовлен этот посыл, живет в большинстве своем вне системы координат дорожной карты этого рывка. На протяжении всех 90-х годов ХХ века методически уничтожалось самое главное основание успешной экономики - образование и воспитание. Средствами массовой

коммуникации и личными примерами поощрялась совсем другая модель жизни, упрощенная и яркая, привлекательная для мышления каждого «двуногого существа без перьев», как определял человека Платон [7]. Человеком в таком статусе по Платону может быть далеко не только рабочий и крестьянин, но и директор, ректор, заведующий, начальник, академик, министр. Кадровая кузница ведь была одна. Мы много говорим про образовательные и управленческие результаты. Можно предложить простой инструмент измерения эффективности этих двух систем. Давайте ответим себе на вопрос, смогли ли мы воспитать в детском саду ребенка, затем выучить в школе и в вузе юношу и трудоустроить на профильные направление молодого специалиста за последние 30 лет, который создал современную компанию, производящую отечественные смартфоны, микрокомпьютеры и ПО, предлагая их на внешние рынки? Это про образование. Теперь про управленцев. Знаком ли Вам руководитель (кроме Президента), который видит свою задачу в подборе и распределении ресурсных людей, искусном выборе трудовых условий для разных типов личности и достижении управленческого результата в виде создания принципиально нового продукта, созданного коллективно? В основном встречаются типы «плачущего премьера», которые вместо сказанного выше предпочитают обижаться на своих подчиненных, выстраивая перманентную болотно-кризисную среду, которая не то что не может произвести продукт, но и не ставит такой задачи. В этой связи, модель управления коллективом, которую создал А.С. Макаренко становится актуальной и получает новый запрос от общества. Макаренко, несомненно, гений педагогики и специалист высокого уровня, хотя бы потому, что добивался предметных воспитательных результатов в тех

35

условиях, в которых ни одному из "перестройщиков образования и воспитания" нового времени не пришлось ни просто работать, а даже видеть во сне (миллионы беспризорников, последствия войны, голод, криминализация, отсутствие ресурсов для создания «комфортной образовательной среды»). Тем не менее, такое тревожное время становления советской экономики, образования и воспитания (что, на наш взгляд, прямо связаны между собой), рождало как отдельных педагогов, так и педагогические школы. Лучший ученик А.С.Макаренко - С.А. Калабалин вместе с супругой-воспитателем, сотрудниками и помощниками воспитали более 15 тысяч воспитанников целого ряда детских домов в России, Грузии и на Украине, создав через трудовое воспитание и мощный кадровый потенциал для советской экономики. Стоит понимать, что любой рывок задает общество, в котором страх перед совестью сильнее страха перед законом, традиции прошлого всегда преемственны и уважаемы, культура управления и повышения квалификации педагогов, врачей, чиновников основана на простой, но стратегической миссии, доступной для понимания даже ребенку. А наполняется миссия широкими познаниями о мире, которые учат правильно применять высокооплачиваемые педагоги, формируя уже за школьной партой экономику и обороноспособность будущего, а не только предоставляя образовательную услугу.

Список источников и литературы:

1.Мееровский Б.В. Гоббс. М., «Мысль», 1975.208 с.

2. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения, 1922. - 352 с.

3. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т.Веблен - М.: Прогресс, 1984. С.108.

4. 17 целей для людей, для нашей планеты. [Электронный ресурс]:

https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/abo ut/development-agenda/Дата обращения: 24.03.2020

5. Никуленков В.В. Цифровое будущее нецифровой школы \ The Newman in Foreign Policy 2020 год, №1 С. 77 - 79.

6. Послание Президента Федеральному Собранию

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messa ges/59863

7. Платон (427-347 до н. э.). Государство [Текст] / Платон ; пер. [с древнегреч.] А. Н. Егунова. - Москва : ООО "Иглмосс Эдишинз", 2012. - 415 с.

Рукопись поступила: 23 февраля 2020 г. Submitted: 23 February 2020

EDUCATION, MANAGEMENT AND THE ECONOMY OF THE FUTURE: FROM PEDAGOGY OF CONVERSATION TO PEDA GOGY OF BUSINESS

© Nikulenkov Vasily Valentinovich

Krasnoyarsk Regional Institute for Advanced Studies (IPC), Head of the Department of Disciplines of the Social Science Cycle and Education Technologies

Abstract. The work attempts to study the relationship between the systems of upbringing, education and the economy in the modern world. The questions of the crisis of modern pedagogical approaches, moral and legal nihilism, which have a destructive effect on economic development and investment policy, are raised. Assumptions are made about possible ways out of the crisis in the systems of education and upbringing to achieve high and fast rates of economic development. The material was prepared in a popular science style and may not coincide with the opinion of the organizers and participants of the conference.

Key words: economics, upbringing, education, technologies, personnel policy.

Наш журнал прошёл все необходимые требования для участия в конкурсе "Семья и будущее России"-2020. Список участников конкурса СМИ «Семья и будущее России» программы «Святость материнства» в 2020 году уже опубликовали. Почти вся страна приняла участие. 71 регион. Почти полторы тысячи участников и около 5000 конкурсных работ.

Редакция the Newman in foreign policy приняла участие и в номинации с материалами авторов,

популяризирующими семью и в номинации «Социальный проект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.