Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Поляков Валерий Дмитриевич

В статье рассматривается исторический аспект деятельности поликонфессионального учебного заведения. Приведен опыт организации воспитания толерантности в Оренбургской учительской семинарии на материалах Государственного архива Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

сих пор не получила широкого распространения, а следовательно, и признания у потенциальных потребителей такой образовательной услуги.

8. Отношение к магистратуре вполне характеризует и ситуацию с дополнительным послевузовским образованием. Рынок таких услуг считается только формирующимся. Факторами сдерживания этого направления образования являются, в частности, и научно-методическая, техническая и кадровая неподготовленность вузов, отсутствие необходимого для выпускников программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в обществе «социального лифта», желание получить такие образовательные услуги за пределами области (лучше в Москве, Санкт-Петербурге или Сочи) в известных и признанных учебных центрах, различия в содержании и требованиях к программам подготовки учреждений образования и работодателей.

9. О профессиональных стандартах

Таким образом, проведённый нами анализ характерных особенностей рынка образовательных услуг позволяет сделать вывод о весьма большой многогранности и глубине проблем состояния и направлений развития высшего профессионального образования Сахалинской области, а также о необходимости поиска новых, современных путей их решения на основе консолидации усилий, как самих образовательных организаций, так и государства, бизнес- сообщества и отдельных граждан. Список использованной литературы:

1. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html (дата вхождения 19.02.2017 г.).

2. Инновационные образовательные технологии в вузе: организация, управление, эффективность/ Под общ. ред. А.И. Фисенко: Монография. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. - 212 с.

3. Образование в Российской Федерации: 2014: Статистический сборник «Образование в Российской Федерации: 2014» /Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:https://www.hse.ru/primarydata/orf2014/ (дата обращения 06.11.2016).

4. Эффективность системы профессионального образования региона: монография / Под общ. ред. В.Г. Белкина. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2008. - 140 с.

© Максимов В.П., 2017

Щербакова Елена Викторовна,

канд. пед. наук, проректор по воспитательной работе ЧОУ СОШ «Оренбургская епархиальная православная гимназия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского»,

г.Оренбург, РФ e-mail: imprimatur56@mail.ru Поляков Валерий Дмитриевич, студент ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,

Институт физической культуры и спорта,

г.Оренбург, РФ e-mail: valera-9696@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается исторический аспект деятельности поликонфессионального учебного

заведения. Приведен опыт организации воспитания толерантности в Оренбургской учительской семинарии на материалах Государственного архива Оренбургской области.

Ключевые слова

Толерантность, воспитание, учительская семинария, мусульманское вероучение, православный

катехизис.

В современной России более десяти лет ведутся споры о преподавании вероучительных предметов в школе. Связано это с тем, что этнический фактор играет значительную роль в жизни общества, оказывает заметное влияние на развитие государственности. Этот фактор был одним из определяющих внутреннюю политику России на протяжении всей ее истории [2].

История распорядилась так, что Оренбургский край оказался «зоной контакта» двух культур -азиатской и европейской. На такой протяженной территории проживали (и проживают) люди разных национальностей. Видный деятель науки XVIII века П. И. Рычков, отмечал: «В рассуждении различия народного можно сказать, что из всей Великороссийской империи, другая губерния едва находится ли, где б в жителях такое различие было, какое ныне в Оренбургской» [5, с.36]. Сама природа оренбургских степей издревле не разъединяла, а объединяла людей, превращала край в своеобразный мост, связывающий различные народы. Во время первой экспедиции и закладки города было определено назначение и место среди других городов Российской империи. Это был форпост, стоящий на границе Европы и Азии, место, где встречались разные культуры.

Среди всех жителей Оренбургской губернии самыми малограмотными были люди, принадлежавшие к азиатским национальностям, процент грамотности составлял всего 5% [4, с. 307]. Для решения проблем народного образования, в том числе народов, не говорящих на русском языке, была сформирована слаженная система учебных заведений, возникла необходимость обеспечить их хорошо подготовленными педагогами.

В 1902 году началось дело об открытии в городе Оренбурге учительской семинарии. Отметим, что учительские семинарии - это педагогические средние учебные заведения, имеющие цель подготовить учителей для начальных народных школ [6]. По России семинарии открывались преимущественно для лиц православного вероисповедания. В Оренбургском учебном округе, с учетом этноконфессиональных особенностей разрешено организовать учительскую семинарию не только для русских, но и башкир, татар - будущих учителей магометанских училищ. Таким образом, был реализован запрос общества - подготовить учителей-миссионеров для тюркских народов, населяющих Оренбургский край. Поэтому власть привлекала мусульманских и православных купцов и промышленников при сборе средств. Семинария открылась в Оренбурге в 1909 году [7].

В семинарию принимались юноши всех сословий, в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Великовозрастные к учебе не допускались, хотя для мусульман делались исключения ввиду того, что мусульман-учителей крайне не хватало в системе народного образования губернии. Желавшему поступить на учебу, нужно было подать прошение, приложить метрическую выписку, рекомендации от учителей, удостоверение о безупречном поведении от местного духовенства. Во время поступления на учебу в семинарию, абитуриенты показывали свои интеллектуальные способности [2].

Молодые люди, показавшие лучшие знания, зачислялись на казенные стипендии, им предоставлялось жилье в интернате. Эти воспитанники давали подписку в том, что по окончании обучения отработают в должности учителя четыре года. В случае нарушения договора, семинарист обязывался выплатить семинарии всю сумму денег, потраченных на его обучение и стипендии.

В год открытия учительской семинарии приемная комиссия приняла 90 прошений о зачислении. Выдержали все испытания 16 человек, был сформирован приготовительный класс, в котором обучались татары, русские, башкиры [3]. Интересно, что поставив целью подготовить народных учителей для сел, правление семинарии сумело организовать совместное обучение представителей различных конфессий. Так, учащиеся мусульмане освобождались от занятий по пятницам и вместе с законоучителем посещали мечеть, а православные ходили в церковь по

воскресеньям и христианским двунадесятым праздникам.

Магометанское вероучение преподавал Габдурахман Мутазин. Он разработал учебную программу и осуществлял духовное и нравственное воспитание. Изучение опыта работы этого педагога может стать подспорьем современным учителям. Приведем тематическое планирование Габдурахмана Мутазина, рассчитанное на 2 года обучения: Приготовительный класс: I четв. Разные мелкие молитвы. Понятие о религии ислама. Вера в Божьих ангелов и священные книги. Вера в загробную жизнь. Вера в предопределение, воскресение мертвых и суд. II четв. Действия человека: 1.Фарз, 2.Уажиб, З.Суннат, 4.Мустахаб, 5.Мубах, б.Харам, 7.Макру, 8.Муфсид. III четв. Понятие об аде и рае. Понятие о священном доме Кааб. Молитва Кунут. Молитва Калима-Таиба. IV четв. Пятивременные молитвы. О сорока обязянностях, лежащих на каждом правоверном. Первый класс:! четв. Брак, условия бракосочетания. Развод, виды развода. Паломничество в Мекку и Медину. II четв. Духовное завещание. Пост, различные условия поста. Правила, относящиеся к чтению Корана. III четв. Обряд Курбан. Отпевание и погребение умерших. Перевод десяти глав Корана 105-114. IV четв. Правильное чтение Корана. Богослужения Гайдифитр и Гайди Курбан [3].

В то время, когда мусульмане изучали представленную программу, православные занимались своим катехизисом. Но при этом, обучение не было раздельным, остальные предметы являлись совместными. Кроме того, огромную роль в воспитании личности религиозной, но вместе с тем, уважительно относящейся к другим религиям, выполнял коллектив. Это проявлялось в общении, совместной трудовой и учебной деятельности [7].

Воспитание юношей в учительской семинарии начиналось с первого дня пребывания, за всю историю учебного заведения не было зафиксировано ни одного конфликта или недоброжелательного отношения между мусульманами и православными. Организация совместного обучения и проживания представителей таких конфессий помогало лучше узнать культуры друг друга. Будущие учителя прекрасно понимали, что когда они займутся профессиональной деятельностью, у них в классах будут учиться ребята различных национальностей и вероисповеданий, и навыки, приобретенные ими в семинарии, станут незаменимыми помощниками в организации обучения и воспитания. А потому уважительное отношение к разным детям, своим соседям - важнейшее качество людей, и, в первую очередь, педагогов.

После трагических событий 1917 года изменился и статус семинарии. К 1919 году была утрачена важная составляющая воспитательной системы учительской семинарии - духовная. Именно в этом году ликвидировали домовую церковь, отменили молитвенные правила, вычеркнули из преподавания мусульманское и православное вероучение. Оренбургская учительская семинария была преобразована в оренбургские педагогические курсы.

Подводя итог десятилетней деятельности оренбургской учительской семинарии, можно сказать, что учебное заведение отвечало запросам общества по подготовке педагогов. Семинария готовила народных учителей в короткие сроки, при этом семинаристы получали все необходимые знания. Содержание образования в учебном заведении способствовало формированию нравственной, духовной, любящей Россию личности, не зависимо от национальной или религиозной принадлежности, что делает опыт семинарии бесценным при реализации толерантного подхода в образовательной среде современной Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Васильев А.В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, 1896.С.7

2. ГАОО Ф.83, оп.1, д.1. С.13

3. ГАОО Ф.83, оп.1, д.2. С.16

4. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг). Статистические очерки. Государственное статистическое издательство. Москва, 1956. С.307

5. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Уфа: Китап, 1999.

6. Щербакова, Е.В. Учительские семинарии в системе педагогического образования Российской империи XIX - начала XX века // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - Оренбург. - 2013. - № 1. -

С. 127-131.

7. Витвицкая Л.А, Щербакова Е.В. Взаимодействие учительских и духовных семинарий в Оренбургской губернии в XIX - начале XX вв.// Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - Екатеринбург. - 2014. - №2. - С. 80-84.

© Щербакова Е.В., Поляков В.Д., 2017

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

канд. пед. наук, преподаватель кафедры начального образования ГБОУВО РК «КИПУ»

г.Симферополь, РФ е-mail: yunusova1988@mail.ua

АНТРОПОЛОГИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье автор анализирует современный гуманизм как мировоззренческую основу процесса гуманизации, раскрывает роль антропологического знания. В поисках выхода из кризиса современное образование постепенно смещает свою ориентацию в субъектную плоскость, и в процессе ликвидации последствий недемократического обучения и воспитания на первый план постепенно выходит человек как цель прогресса. Учет его внутреннего потенциала в процессе личностного роста и самодостаточности, создание условий, в которых каждый ученик имел бы возможность открывать в себе качества субъекта, являются главными задачами образования.

Именно поэтому проблема человека в наше время является своеобразным эпицентром всех философских и педагогических поисков и обусловливает развитие гуманистики, которая еще с античных времен, опираясь на мировоззренческий принцип гуманизма, стремится определить место человека в мире, определить его ценностные ориентиры.

Ключевые слова антропологизм, гуманизм, гуманистическая педагогика.

Цель статьи: рассмотрение антропологизма как научно-педагогической проблемы.

Педагогическая теория и практика требуют четко очерченных определений и формулировок, конкретных рекомендаций, которые в процессе изучения и развития человека опирались на законы, которые становятся основой для мотивов жизнедеятельности. Ретроспективный экскурс в эволюцию гуманизма позволяет утверждать, что термин «гуманизм», который первоначально использовался для определения способа мышления, так и образа жизни, достойной человека, уже в эпоху Возрождения начал превращаться в самостоятельное идейное движение, в котором провозглашались идеи свободы личности, человеческой красоты, но именно с этого времени идея гуманизма развивается в плоскости антропоцентризма и фокусируется только на человеке, который считается центральным компонентом мироздания [1^.243].

Известно, что в XVII - XVIII веках были внесены принципиальные коррективы в осмысление человекоцентризма и гуманизма: мыслителей этого времени интересовала сущность человека, его место в обществе, амбивалентность; представления идеологов Просвещения о разуме личности, о причинах рационального поведения индивида, о «человеческой природе» и т.д. претерпели существенных изменений, но их аргументация была достаточной.

На рубеже XIX-XX веков идеи гуманистического воспитания нашли методологическую основу в персонализме, экзистенциализме и феноменологии (Т.Адорно, Г.Маркузе, А.Маслоу).

В концептуальном пространстве гуманизма работали отечественные педагоги А.Макаренко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.