Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ'

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
молодежь / толерантная личность / терпимость / экстремизм / терроризм / конфликт.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гутиева И.Г.

Цель данного исследования состоит в изучении влияния толерантного поведения на противостояние идеям экстремизма и терроризма. Это связано с тем, что человечество все чаще предпринимает попытки через толерантность найти пути решения разрушительного влияния экстремизма и терроризма на жизнь людей.Ситуация осложнилась тем, что среди молодежи все чаще стали проявляться агрессивные настроения, нетерпимость и озлобленность, перерастающие в насильственные действия в отношении всего незнакомого и отличающегося. При этом, пришлось признать, что для искоренения терроризма, который является процессом сложным и довольно длительным силовые методы неприемлемы. Это привело к пониманию необходимости создания благоприятных условий для нормального взаимодействия различных этносов и вероисповеданий. Достижению этого и способствует толерантность, которая является не только моральным долгом, но и политической и правовой потребностью. Сделан вывод о том, что только благодаря толерантности может реализоваться возможность достижения мира, культура мира заменит культуру войны и утвердятся демократия и правопорядок. Все это по сути и является магистральным направлением в искоренении насильственных методов решения проблем, в т.ч. экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-267-270 ГУТИЕВА Ирина Генриховна

ШОМ 2018-0076-8/22-927 кандидат юридических наук,

M0SURED: 77/27-023-2022-8-1125 заместитель начальника

кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация. Цель данного исследования состоит в изучении влияния толерантного поведения на противостояние идеям экстремизма и терроризма. Это связано с тем, что человечество все чаще предпринимает попытки через толерантность найти пути решения разрушительного влияния экстремизма и терроризма на жизнь людей.Ситуация осложнилась тем, что среди молодежи все чаще стали проявляться агрессивные настроения, нетерпимость и озлобленность, перерастающие в насильственные действия в отношении всего незнакомого и отличающегося. При этом, пришлось признать, что для искоренения терроризма, который является процессом сложным и довольно длительным силовые методы неприемлемы. Это привело к пониманию необходимости создания благоприятных условий для нормального взаимодействия различных этносов и вероисповеданий. Достижению этого и способствует толерантность, которая является не только моральным долгом, но и политической и правовой потребностью. Сделан вывод о том, что только благодаря толерантности может реализоваться возможность достижения мира, культура мира заменит культуру войны и утвердятся демократия и правопорядок. Все это по сути и является магистральным направлением в искоренении насильственных методов решения проблем, в т. ч. экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: молодежь, толерантная личность, терпимость, экстремизм, терроризм, конфликт.

GUTIEVA Irina Genrikhovna

Candidate of Legal Sciences, Deputy Head of the Department

state and civil law disciplines, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

EDUCATION OF TOLERANCE AS A MEANS OF COUNTERING EXTREMISM AND TERRORISM

Annotation. The purpose of this study is to study the impact of tolerant behavior on countering the ideas of extremism and terrorism. This is due to the fact that humanity is increasingly making attempts through tolerance to find ways to address the destructive impact of extremism and terrorism on people's lives. The situation was complicated by the fact that aggressive moods, intolerance and anger began to manifest themselves more and more often among young people, developing into violent actions against everything unfamiliar and different. At the same time, we had to admit that in order to eradicate terrorism, which is a complex and rather lengthy process, forceful methods are unacceptable. This led to an understanding of the need to create favorable conditions for the normal interaction of various ethnic groups and religions. The achievement of this is facilitated by tolerance, which is not only a moral duty, but also a political and legal need. It is concluded that only through tolerance can the possibility of achieving peace be realized, the culture of peace will replace the culture of war, and democracy and the rule of law will be established. All this, in fact, is the main direction in the eradication of violent methods of solving problems, incl. extremism and terrorism.

Key words: youth, tolerant personality, tolerance, extremism, terrorism, conflict.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Постановка проблемы. Следует признать, что сегодня мы живем в эпоху процветания различных форм дискриминации, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов, подстрекающих общество к террористическим проявлениям. Причиной тому стало, что в XXI век человечество шагнуло вместе с процессом глобализации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Как и любое другое явление данный процесс не обошелся без определенных негативных последствий, которые проявились в социальном, материальном, политическом и иных формах неравенства государств и народов, что не могло не спровоцировать радикализацию настроения и сознания у пугающе огромного количества людей в разных уголках планеты.

В нашей стране следствием такого положения дел стало ослабление коллективизма, когда люди разучились соизмерять собственные потребности с интересами окружающих. Ситуация осложнилась тем, что среди молодежи все чаще стали проявляться агрессивные настроения, нетерпимость и озлобленность, перерастающие в насильственные действия в отношении всего незнакомого и отличающегося. Ярким примером тому служат возникшие террористические организации «Аль-Каида», «Братья мусульмане», «ИГИЛ» и подобные, приобретшие широкий масштаб деятельности. Целью создания указанных ячеек является совершение террористических преступлений. И в ход здесь идет все: убийства, захват заложников, покушения на жизненно важные объекты, их разрушение. Подобными действиями преступники хотят добиться устрашения и подавления политических противников (конкурентов), чтобы насильственным путем навязать определенную модель поведения [7, 9]. Большие человеческие жертвы, уничтожение материальных и духовных ценностей, обострение межнациональной и межрелигиозной вражды вплоть до доведения до вооруженных столкновений - это лишь часть последствий террористических актов.

Методология исследования. Террористические акты совершаются по всему миру. Государства в лице социальных институтов демонстрируют беспомощность перед лицом данной напасти. Даже те страны, которые не ощущали ранее серьезную угрозу своему существованию, сегодня ощутили деструктивный потенциал терроризма. Таким образом, государства пришли к пониманию терроризма, как одной из серьезных угроз существованию всего человечества. А если попытаться оценить масштабы современного терроризма, то картина вовсе устрашающая, поскольку не удалось еще искоренить ни его растущий разрушительный потенциал, ни катострофизм последствий.

На основании всего изложенного мир пришел к пониманию того, что силами отдельно взятого государства, противостоять, а тем более искоренить данную угрозу невозможно. Необходима консолидация стран, новая система противодействия терроризма, т.е. нужно стать «командой мировой опасности».

Признавая, что насилие неизбежно порождает насилие, для искоренения терроризма, который является процессом сложным и довольно длительным, целесообразно прийти к пониманию того, что его уничтожение невозможно осуществить при помощи силовых средств. Тем самым к настоящему моменту остро назрела необходимость создания благоприятных условий для нормального взаимодействия различных этносов и вероисповеданий. Последствием данного решения станет обеспечение реализации интересов сторон и предотвращение конфликтных ситуаций. Без этого не удастся избежать существующей угрозы цивилизационным основам человеческого бытия, которые по своим последствиям совершенно непредсказуемы [3, 4].

Важность установления мирного диалога подтверждается тем, что, достижение компромисса по ключевым позициям между странами, нациями, расами и культурами позволит обоюдовыгодно решить локальные конфликты и тем самым избежать глобальных конфликтов. При этом, если развернуть общество в принятие новой системы ценностей и социальных характеристик, то в позитивном плане это приведет в будущем к общему выживанию и развитию. На сегодняшний день это, пожалуй, единственно правильное направление выбора пути искоренения терроризма. У людей начнет формироваться этика ненасилия, идея терпимости, уважения и взаимопонимания, т.е. толерантное отношение к отличающимся ценностям и культурам.

Демонстрация терпимого отношения к иному образу жизни, поведению, мнению говорит о толерантной личности. А проявлением индивида своих лучших гуманистических ценностей является уважение личности в каждом человеке, признание равноправие людей, их прав и свобод, обладание чувством ответственности за собственную жизнь и жизнь близкого человека. Как следствие, люди постепенно усвоят абсолютную истину, что толерантность является моральным долгом, а в сложившемся сегодня мире - политической и правовой потребностью. Ведь только благодаря толерантности может реализоваться возможность достижения мира, культура мира заменит культуру войны и утвердятся демократия и правопорядок.

Таким образом, для достижения безопасной коммуникации в современном обществе людям необходимо научиться жить в рамках терпимости

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

и согласия соблюдая духовно-нравственные принципы гражданского общества. Сняв напряженность в человеческих отношениях, люди смогут понять не только мир, но и себя в этом мире [1, 5, 6].

В последнее время человечество все чаще обращается к теме толерантности в надежде найти пути решения разрушительного влияния экстремизма и терроризма на жизнь людей. И в качестве оплота толерантности выбор падает на такой социальный институт, как сфера образования. Это обусловлено потребностью современного общества в новом типе личности - человеке образованном, компетентном, нравственном и толерантном. Поскольку в российских реалиях образование всегда являлось опорной точкой формирования убеждений и ценностных установок личности и отвечало в полной мере за духовное развитие молодого поколения, его патриотических наклонностях, то и воспитание толерантности легло на плечи данного социального института. Более того, произошедшие коренные преобразования в сфере образования, возвели воспитание толерантности в ранг стратегически важных задач, решение которой приведет к формированию цивилизованного общества.

Формирование толерантности путь сложный и длительный. Однако, не всегда толерантность и терпимость гарантируют цивилизованность общества. С одной стороны понимая необходимость достижения толерантности, ввиду того что нам вместе жить на планете и совместно решать общие задачи, с другой стороны - люди сталкиваются на данном пути с множеством проблем в виде необходимости принятия чуждых, отталкивающих поступков и образа жизни. Ввиду этого споры о толерантности не утихают, но исследователи сходятся во мнении о том, что ни один человек, нация или государство не могут быть обладателями истины. Жизнь народа должна быть посвящена человечеству. Это и является предпосылкой к проявлению национального эгоизма, в то время как толерантное отношение должно выражаться в сознательно принимаемом отказе от поиска врага в окружающих [2, 8].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что верным, по нашему мнению, является определение толерантности «в роли общезначимого и общечеловеческого концепта, обладающего при этом относительностью, поскольку ее применение становится в зависимость от складывающихся условий. Однако, безотносительна сущность толерантности, состоящая во взаимопонимании, взаимоуважении, терпимости, отсутствия давления и готовность жить в мире и согласии с теми, кто ведут другой образ жизни и имеют иную веру» [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Так мы приходим к пониманию того, что толерантность - это признак уверенности человека в себе и осознание надежности современного мира, т.е. она является одним из принципов существования человека в мире.

Заключение. В заключение еще раз отметим, что насилие неизбежно порождает насилие. К настоящему моменту остро назрела необходимость создания благоприятных условий для нормального взаимодействия различных этносов и вероисповеданий. Решение данной задачи лежит в плоскости формирования толерантности, как в собственном обществе, так и на международной арене. Ее решение возлагается на сферу образования, поскольку именно здесь происходит укрепление духа толерантности, чувства справедливости, равноправия и готовность прийти к другим людям на помощь. Развитая духовно-нравственная культура молодого поколения и гармоничное развитие являются основой готовности жить в мире и согласии с окружающим миром. Все это по сути и является магистральным направлением в искоренении насильственных методов решения проблем, в т.ч. экстремизма и терроризма.

Список литературы:

[1] Арапова М.П., Попова Н.В. Толерантность молодежи: проблемы формирования // В сборнике: Гуманитарное знание: актуальные проблемы философии, истории и психологии. Электронный сборник. 2021. С. 237-242.

[2] Дядькин Д.С., Зорькина А.А. Толерантность, как фактор противодействия экстремизму // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-4. С. 46-48.

[3] Калинина Н.А. Толерантность как средство противостояния терроризму // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 842-845.

[4] Каменец Н.В., Яндарханова М.З. Толерантность и ксенофобия в современном обществе // Глобальный научный потенциал. 2022. № 4 (133). С. 62-64.

[5] Критченко А.В., Крикун В.Г. Толерантность в гражданском обществе // В книге: Горин-ские чтения. Инновационные решения для АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2021. С. 179.

[6] Маздогова З.З., Макоева Е.Р. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Образование и право. 2022. № 3. С. 195197.

[7] Маздогова З.З., Урусова Л.Х. Формирование толерантности молодежи как средство превенции терроризма // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8 (159). С. 400-401.

[8] Хоменко Е.В. К вопросу о сущности понятия «толерантность» // Гуманитарная парадигма. 2021. № 1 (16). С. 90-98.

[9] Щукина Д.А. Толерантность как принцип межэтнических отношений // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2021. Т. 1. С. 276-280.

Spisok literatury:

[1] Arapova M.P., Popova N.V. Tolerantnost' molodezhi: problemy formirovaniya // V sbornike: Gumanitarnoe znanie: aktual'nye problemy filosofii, istorii i psihologii. Elektronnyj sbornik. 2021. S. 237242.

[2] Dyad'kin D.S., Zor'kina A.A. Tolerantnost', kak faktor protivodejstviya ekstremizmu // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. № 69-4. S. 46-48.

[3] Kalinina N.A. Tolerantnost' kak sredstvo pro-tivostoyaniya terrorizmu // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 4-4. S. 842-845.

[4] Kamenec N.V., YAndarhanova M.Z. Tolerantnost' i ksenofobiya v sovremennom obshchestve // Global'nyj nauchnyj potencial. 2022. № 4 (133). S. 62-64.

[5] Kritchenko A.V., Krikun V.G. Tolerantnost' v grazhdanskom obshchestve // V knige: Gorinskie cht-eniya. Innovacionnye resheniya dlya APK. Materialy Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konfer-encii. 2021. S. 179.

[6] Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. K voprosu o grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi // Obrazovanie i pravo. 2022. № 3. S. 195-197.

[7] Mazdogova Z.Z., Urusova L.H. Formirovanie tolerantnosti molodezhi kak sredstvo prevencii terror-izma // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 8 (159). S. 400-401.

[8] Homenko E.V. K voprosu o sushchnosti pon-yatiya "tolerantnost'" // Gumanitarnaya paradigma. 2021. № 1 (16). S. 90-98.

[9] SHCHukina D.A. Tolerantnost' kak princip mezhetnicheskih otnoshenij // Sovremennoe obsh-chestvo: voprosy teorii, metodologii, metody social'nyh issledovanij. 2021. T. 1. S. 276-280.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.