Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / молодёжь / ценности / education / youth / values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Златанов Благой Георгиев

В статье анализируются проблемы распространения и формирования традиционными и современными СМИ ценностных установок среди молодежи. На основе авторского социологического исследования, проведенного весной-летом 2022 г. в Болгарии, Израиле, России, выявлены риски со стороны блогеров и иных акторов, активизировавших свою деятельность в социальных сетях. Аргументирован тезис о целесообразности и правомерности внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность образовательных организаций. Предложены дополнительные механизмы в систему воспитания студенческой молодежи в контексте традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF VALUES AND ATTITUDES OF MODERN RUSSIAN YOUTH

The article analyzes the problems of dissemination and formation of traditional and modern media value attitudes among young people. Based on the author’s sociological research conducted in the spring-summer of 2022 in Bulgaria, Israel, and Russia, risks from bloggers and other actors who have intensified their activities in social networks have been identified. The thesis on the expediency and legality of amendments to the legislation of the Russian Federation regulating the activities of educational organizations is argued. Additional mechanisms are proposed in the system of education of students in the context of traditional values.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.1.5 ФИЛОСОФИЯ

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Б.Г Златанов Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируются проблемы распространения и формирования традиционными и современными СМИ ценностных установок среди молодежи. На основе авторского социологического исследования, проведенного весной-летом 2022 г. в Болгарии, Израиле, России, выявлены риски со стороны блогеров и иных акторов, активизировавших свою деятельность в социальных сетях. Аргументирован тезис о целесообразности и правомерности внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность образовательных организаций. Предложены дополнительные механизмы в систему воспитания студенческой молодежи в контексте традиционных ценностей.

Ключевые слова: воспитание; молодёжь; ценности

EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF VALUES AND ATTITUDES OF MODERN RUSSIAN YOUTH

B.G. Zlatanov Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyzes the problems of dissemination and formation of traditional and modern media value attitudes among young people. Based on the author's sociological research conducted in the spring-summer of 2022 in Bulgaria, Israel, and Russia, risks from bloggers and other actors who have intensified their activities in social networks have been identified. The thesis on the expediency and legality of amendments to the legislation of the Russian Federation regulating the activities of educational organizations is argued. Additional mechanisms are proposed in the system of education of students in the context of traditional values.

Keywords: education; youth; values

Общественные процессы в современном мире развиваются динамично и порой противоречиво. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, интересами элит, во-вторых, состоянием уровня общественно-экономического развития государства и, в-третьих, потребностями и возможностями как разнообразных социальных групп, так и конкретно отдельно взятого человека.

Огромное влияние на сознание в целом и политическое сознание в частности оказывают как традиционные (телевидение, радио), так и современные (телеграмм-каналы, чат-боты) средства массовой информации, которые наряду с семьей, образовательными и иными учреждениями оказывают влияние на формирование и развитие ценностных установок.

Проведенные автором социологические исследования среди молодежи в Болгарии, Израиле и России весной-летом 2022 г. (выборка квотная, 200 респондентов в отдельно взятой стране, 100 девушек и 100 юношей,) позволяют конста-

тировать, что телевидение продолжает оставаться популярным СМИ. Около 90% молодежи в каждой стране смотрят телевизионные передачи как развлекательного характера, так и образовательные, информационные, спортивные. Однако большинство респондентов полагают, что телевидение манипулирует политическим сознанием зрителей и не доверяет информации относительно современной повестки дня, как в политике, так и экономике. При этом, в России политическим новостям не доверяет 31,9% респондентов, в Болгарии 36,4%. Минимальный процент в Израиле - 18,2%. В то время, как большинство молодежи (от 87% и выше в зависимости от государства) доверяет различным современным теле-грамм-каналам. Уровень доверия среди российской молодежи достаточно высок -92,4%. Гендерные различия среди вышеуказанных стран не установлены.

Несмотря на тот факт, что полученные данные не являются репрезентативными, можно определить проблемное поле, на которое необходимо обратить внимание, как сотрудникам компетентных органов государственной власти, так и руководству заинтересованных институтов гражданского общества, лидерам молодежных организаций.

Традиционные и современные СМИ, интернет оказывают огромное влияние на формирование ценностных установок подрастающего поколения наряду с семьей, образовательными организациями и иными общественно-экономическими учреждениями. Среди молодежи есть четкий запрос на создание системы двусторонней коммуникации: «Прямое общение через социальные сети», «Создание чат-ботов, которые могут ответить на волнующие молодежь вопросы», «Диалог на равных» и так далее (Калабанов, Сковиков, Шумилов, 2021:54). Однако, в проблеме распространения и формирования ценностных установок есть огромные риски, которые создают блогеры и иные акторы в социальных сетях.

Органы государственной власти, патриотично настроенные институты гражданского общества заинтересованы в поддержании сложившегося общественно-политического компромисса между всеми акторами, как внутри страны, так и за ее пределами. Среди лиц, принимающих стратегические государственные решения, есть заинтересованность формировать устойчивую систему по воспитанию патриотично настроенной молодежи в противовес внутренним и внешним вызовам и рискам.

Необходимо учитывать, что молодежь многослойна, поэтому при принятии многообразных программ, направленных на патриотическое воспитание, культивирование позитивных ценностей следует учитывать, как интересы отдельно взятого поколения, так и сформированные жизненные установки.

Согласно «теории поколений» Уильяма Штрауса и Нила Хоува сменяемость поколений происходит каждые 15-20 лет. При этом воспитание является одним из важных факторов смены поколений.

Современные студенты проходят обучение по очной, вечерней и заочной формам и представлены, как правило, следующими поколениями с различными ценностными установками: беби-бумеры, поколение X, поколение У, поколение 7.

В частности, поколение У (родились в период с 1985 по 2003 гг.) хотят иметь всё и сразу, но при этом не спешат с трудоустройством, объясняя это тем, что работа должна приносить удовольствие, в то время как поколение Ъ (рожденные после 2004 г.) капризные, склонные к эгоизму, не признают авторитетов, однако, любят получать новые знания и способны запоминать и обрабатывать большие объемы информации. Современная молодежь имеет желание получить хорошее образование, которое поможет им реализоваться, в том числе, добиться карьерного роста. Получение диплома не является целью для большинства юношей и девушек. В третьем десятилетии XXI в. значительное большинство студентов хотят обладать современными компетенциями, которые помогут им решать поставленные задачи в производственной сфере.

В научной школе Московского гуманитарного университета вопрос воспитания молодежи в контексте формирования положительных ценностных установок находится и всегда находился в центре внимания. Профессора университета -И.М. Ильинский, В.А. Луков, А.И. Ковалева, А.В. Костина и др. активизировали общественную и научную работу по внесению изменений в систему воспитания, сформированную в современной России на основе достижений советской эпохи.

Разделяя позицию В.А. Лукова в отношении того, что «воспитание по своей природе консервативно, оно осуществляется в соответствии с определенной ценностно-нормативной программой и не может быть оторвано от социальной жизни: вне общества оно не имеет смысла» (Луков, 2015: 333), акцентируем внимание на том, что в современном обществе много акторов, заинтересованных оказывать влияние на систему воспитания, сложившуюся в отдельно взятой стране. При этом, влияние может быть долгосрочным и порой противоречить национальным интересам.

Обратимся к российской действительности по воспитанию молодежи в образовательных организациях, в том числе в высших учебных заведениях. В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ. Обратим внимание на определение понятия «воспитания» в данном законе - «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (О внесении изменений..., 2020: Электр. ресурс). Заметим, что на законодательном уровне дано не только определение понятию «воспитание», но и его составляющим: духовно-нравственным

ценностям, патриотизму, уважению к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и т.д.

В вышеуказанном законе воспитание студентов закреплено в образовательной программе, которая представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» (Там же). Внесенные изменения активируют профессорско-преподавательский коллектив на модернизацию образовательной программы в контексте воспитания студентов по образовательным программам среднего профессионального образования, программам высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета), т.к. они включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

Полагаю, что философия, история, социология, политология, культурология имеют преимущества по сравнению с другими академическими дисциплинами по формированию патриотического воспитания и гармонично развитой личности. Просмотр и обсуждение фильмов времен Великой Отечественной войны как в аудиторное, так и внеаудиторное время будет способствовать формированию положительных ценностей у молодежи. Внедрение Пушкинской карты среди учащихся стимулирует расширение мировоззрения посредством посещения музеев, выставок и театров, направленное на формирование позитивных традиционных ценностей.

Общеизвестно, что воспитанию в различных образовательных организациях на протяжении последних десятилетий уделялось порой не достаточное внимание, как со стороны руководства, так и со стороны преподавательского состава вузов. Поддержим тезис А.И. Ковалевой: «Нестабильность высшей школы сказывается на снижении ее воспитательной функции, на утрате целенаправленности и согласованности воспитательной работы высших учебных заведений, ее переходу в неуправляемые, стихийные процессы» (Ковалева, 2021: 40).

Внесенные изменения в законодательство направлены на воспитание студенчества в контексте традиционных ценностей и преодоление негативных тенденций, имеющихся в системе воспитания подрастающего поколения в условиях активизации влияния на политическое сознание как традиционных, так и новых средств массовой информации и интернета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Калабанов В.А., Сковиков А.К., Шумилов А.В. (2021) Государственная молодежная политика в России в социальных сетях // РоШВоок. № 4. С. 47-57.

Ковалева А.И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы в России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 33-47.

Луков В.А. (2015) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 332-340.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (2020) [Текст]: Федер. консти-туц. закон от 31.07.2020 №304-ФЗ (последняя редакция) // Консультат Плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 12.10.2022)

Златанов Благой Георгиев - кандидат философских наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: zlatanol@bk.ru

Zlatanov Blagoy Georgiev is a Candidate of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: zlatanol@bk.ru

Для цитирования:

Златанов Б.Г. Воспитание студентов в контексте ценностей и установок современной российской молодежи. 2023. № 1. С. 28-32. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.