DOI: 10.17805/trudy.2023.2.5 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ВУЗЕ
О.О. Хлопонина Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье анализируется соотношение понятий образование и воспитание. Показано, что их взаимодействие базируется на взаимодополняемости и опирается на понятие ценностей культуры. Рассматривается важность личности преподавателя и прикладное значение дисциплины «Культурология» в процессе педагогического воздействия на молодежь.
Ключевые слова: воспитание; образование; культурология; ценности; нравственные ориентиры; преподаватель вуза
FEATURES OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF THE TEACHER OF CULTURAL STUDIES AT THE UNIVERSITY
O.O. Khloponina Moscow University for the Humanities
Abstract: The article analyzes the relationship between the concepts of education and upbringing. It is shown that their interaction is based on complementarity and is based on the concept of cultural values. The importance of the teacher's personality and the applied value of the discipline «Cultural studies» in the process of pedagogical influence on young people is considered.
Keywords: upbringing; education; cultural studies; values; moral guidelines; university teacher
Если человеку задать вопрос: что такое воспитание? Думаю, каждый что-нибудь может сказать по этому поводу. По крайней мере, отсутствие воспитания ощущается сразу. Воспитание тесно связано с образованием, но их развитие идет несколько разными путями, и связано это с особенностями каждого понятия.
Воспитание имеет несколько словарных значений, например, 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) создать, образовать; 3) привить, внушить что-либо (Ожегов, 1953)
Образование - это или «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение («право на образование», «народное образование»») -т.е. деятельность по получению знаний, или ее итог: «совокупность знаний, полученных в результате обучения» (Ожегов, Шведова, 2007).
Воспитание, в соответствии с изменениями, внесенными в 2020 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти за-
щитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Об образовании..., Электр. ресурс).
Очевидно, что образование и воспитание связаны как процессы, ответственные за формирования личности человека и гражданина.
Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны: их различия сформулированы А.А. Гореловым и Т.А. Гореловой: «Воспитание означает, с одной стороны, создание, выращивание другого человека, но, с другой, слово как бы задает направление этого процесса: «вос-питание» — это напитывание с целью подъема, завершения чего-либо (по аналогии с «вос-хождением», «вос-полнением» и т.п.)». (Горелов, Горелова, 2017).
Окинув ретроспективным взглядом историю обучения вообще, становится очевидным, что если образование поддается системе норм, правил, четкому упорядоченному изложению, механизированной системе контроля и так далее, то с воспитанием система стандартизации и механизации работает не очень.
Воспитание имеет содержательную (что должно быть усвоено) и «медиа-торную» (кто воспитывает) части. Содержательная часть воспитания личности человека и гражданина неразрывно связана с моральными и нравственными нормами и историей, с культурой родной страны. Игнорировать важность воспитательного наполнения обучающего процесса невозможно - эти процессы включены в социализацию. А социализация, как показано в многочисленных исследованиях Ковалевой А.И. (Ковалева, 2021), это сложный двусторонний процесс «постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий человеку нормально функционировать в обществе» (Ковалева, 2022). Поэтому в своей содержательной части воспитание опирается, прежде всего, на те нравственные и моральные ориентиры, которые сложились в данной культуре. И процесс этот идет через приобщение к этим ориентирам: знания о событиях и героях; эмоциональное переживание и сопричастность. Как писал Д.С. Лихачев: «.образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание - это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере» (Лихачев, 1990: 5). И образование, и воспитание для этого ученого неразрывно связаны со знанием прежде всего культуры своей страны. Только через проникновение в мир памятников истории и культуры можно пытаться понимать современность. В народной культуре эта идея бытовала как осознание невежества того самого Ивана, который «не помнит родства». В широком понимании человек, не знающий свое прошлое, нежизнеспособен.
Можно назвать это инкультурацией, но для того, чтобы получилось воспитание, нужно добавить работу со смыслами и ценностями. Именно через ценности своей культуры человек выходит на путь самотворчества, самоформирования: «Становление личности есть результат духовной эволюции человечества»
(Горелов, Горелова, 2017). И это является чрезвычайно актуальной проблемой, заслуживающей отдельного исследования. По мнению С.С. Хоружего, цель человека состоит в преображении (Хоружий, 2009). Человек должен стремиться стать лучшей версией самого себя, но эта работа даже в спорте сочетается с соревнованием за свою команду, за свою страну - самосовершенствование без ориентира неэффективно, потому что бессмысленно. Стремление к благополучному и удавшемуся бытию полнее всего реализуется также не в гедонистическом (поесть-попить-одеться-развлечься), а в эвдемоническом понятии счастья, которое, по Аристотелю, основано на цели, на причастности к чему-то большему в жизни. На практике это и есть «жизнеспособность» (Ситаров, 2006), потому что просто выживание приведет к войне миров и жизни в стиле киберпанк.
Несколько утрируя (но не сильно, а просто глядя в ближайшее будущее), можно предположить, что образовательная функция может быть передана компьютерам, переведена в дистанционный (во всех смыслах - и обучения через компьютер, и в целом обучения преподавателем, действующим в рамках строгих правил и стандартов) режим. И во многих случаях это удобный подход, по крайней мере, сочетание живого рассказа/лекции и систем вроде е-1еат показывает свою эффективность и удобство и для преподавателей, и для студентов.
А вот воспитание очень трудно поддается «запихиванию» в такие формы. Содержание воспитания-онлайн страдает во всех смыслах: выхолащиваются: личная заинтересованность, эмоциональность, индивидуальный пример, вдохновение и интерес. Воспитатель - это всегда штучный продукт: учитель, который не только учит, но и воспитывает настоящего человека и гражданина, помогает формированию личности, буквально лепит человека. Таким можно или родиться, или стать, но только под руководством такого же «штучного» наставника, горящего своим делом.
Каким же должен быть преподаватель? Создать конечный набор качеств и через него сформировать робот-андроид, выполняющий функции воспитателя, не получится. Список определяющих характеристик этого феномена - давняя тема рефлексии. Например, М.М. Поташник выделяет следующие каналы воспитывающего воздействия на обучающегося: содержание, формы и методы обучения, воспитывающие ситуации, личность учителя, ученический коллектив, личность самого обучающегося, дисциплина (Поташник, 2011).
О содержании мы говорили выше, формы и методы обучения, а также личность ученика и дисциплина не входят в круг вопросов данного исследования. Нас интересует личность учителя.
Чешский теоретик и педагог Я.А. Коменский (1592-1670) рассматривал образование как многомерную универсальную систему, важнейшей частью которой является воспитание как непрерывный процесс, закладываемый личностью учителя. Ему вторит К.Д. Ушинский: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно обработать характер» (Ушинский, 1948).
Какой же должна быть личность преподавателя? Разумеется, педагог в первую очередь должен знать свой собственный предмет, и знать очень хорошо. Любить его, постоянно находиться в русле актуальных исследований. Педагог должен быть широко образован, начитан, насмотрен и наслушан.
В идеале «Культурология» как предмет должна входить в список компетенций. Современная картина мира не позволяет замыкаться в рамках какого-либо одного направления, взаимосвязи находятся в самых разных сферах. Раньше для этого было достаточно хорошего происхождения, образования и жизненного опыта. Сегодня объем информации многократно увеличился и продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии, поэтому постоянное расширение кругозора и как собственно набора знаний, и как методики ориентирования в информационной бесконечности представляется необходимой.
Л.Н. Толстой полагал неразрывной не только связь обучения и воспитания как единого процесса, основанного на нравственном начале, но и собственно воспитание рассматривал как взаимное сотворчество учителя и ученика, т.к. воспитание собственным примером в любви есть процесс совершенствования самого себя. (Толстой, 1913: 343).
Отсюда выводим следующее необходимое качество преподавателя - открытость: ко всему новому, студентам, готовность вникать в визуальные и медийные продукты современности, соответствие интересов, чтобы быть «в теме», чтобы говорить с молодежью на одном языке. Анализируя современные музыку или фильмы, заинтересованный преподаватель помогает вычленить вневременную основу. Ведь проблемы у молодежи, как правило, одни и те же во все времена: страх перед миром, эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, неумение отрефлексировать и оформить вербально бурнокипящий бульон мыслей и настроений и т.п. Так сложилось, что только современные им формы искусства помогают молодым людям выплеснуть эмоции и сформулировать мысли.
Ценности, которые в первую очередь транслирует именно искусство, по мысли Б.П. Битинаса, присваиваются личностью в два этапа: первый этап «встречи» - это узнавание, а на втором происходит «материализация», т.е. усвоение и понимание этой силы как определяющей поведение (Зверев, 2018). Культурологический анализ позволяет разбирать любые феномены культуры и, например, искать в современных фильмах отсылки к более древним формам трансляции ценностей (вплоть до мифов), попутно рассматривая универсальные конструкты и теоретические идеи. Без личности заинтересованного образованного педагога, который покажет эти сквозные нити и научит их видеть, ничего не получится. Такой совместный анализ как минимум сделает просмотр фильмов гораздо более интересным (мы говорим о фильмах, потому что современная молодежь больше сосредоточена на визуальных формах, с опорой на них и нужно работать -не забывая упомянуть тексты по теме).
И здесь, на наш взгляд, роль культурологии многократно возрастает, т.к. будучи обширной и очень гибкой дисциплиной она позволяет анализировать весь
спектр феноменов настоящего, опираясь на исследования прошлого - и двигаясь в будущее. Культурология не только дает знания, необходимые для жизни культурного человека и гражданина своей страны, но также - методики чтения и осмысления текстов культуры, учит видеть структуру явлений и выявлять их функции.
До начала ХХ в. центры образования одновременно являлись и центрами культуры: демократизация и массовость образования развела их пути. Характерно, что в нашей стране эту связь никогда не упускали из виду, даже когда собственно дисциплина «культурология» еще не родилась. В любом доме были книги, все школьники и студенты ходили в музеи и театры, имена философов и писателей были известны практически всем. Даже такой феномен сплава образованности и маргинальности, как Венедикт Ерофеев, мог родиться только на нашей земле.
Очевидно, что не каждый может войти в интеллектуальную элиту и стать творческой личностью, что особенно сложно в переломные эпохи. Нужны ориентиры. Проблема ненужности мыслящего творческого человека в массовом обществе усугубляется крахом идеалов, снижением уровня общественных образцов: от мифических и мифилогизированных, но все же реальных героев к симулякрам виртуальной реальности, раздробленным и не имеющим ни личности, ни духовной целостности. Личность нужно воспитывать, в других и/или в себе самом -одно не исключает другого. Сегодня потребность в таких идеалах как никогда высока, и как нигде именно такими идеалами, очевидно, располагает русская культура. В условиях современности нужно понимать, что в нашей истории нам есть, чем гордиться; есть, что хранить; есть, к чему снова обратиться. Все это требует обновления и доработки, но под нами надежнейший фундамент, а стоим мы на плечах гигантов. Нужно просто посмотреть вперед и уверенно двигаться дальше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горелов А.А., Горелова Т.А. (2017) О целях воспитательных программ (от античности до наших дней) // Ученый совет. № 12.
Зверев С.Э. (2018) Извлекая из забвения воспитывающее обучение. История и современность. ВВО. №4. С. 95-99
Ковалева А.И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы в России // Знание. Понимание. Умение. №4. С.33-47.
Ковалева А.И. (2022) Социализация личности: норма и отклонение. М.: МосГУ. 444 с.
Лихачев Д.С. и др. (1990) Школа на Васильевском: кн. для учителя. М.: Просвещение. 157 с.
Ожегов С.И. (1953) Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. языков. 848 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. (2006) Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп., М.: ИТИ Технология. 944 с.
Поташник М.М. (2011) Требования к современному уроку. Методическое пособие, М.: Центр педагогического образования, 272 с.
Ситаров В.А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений. Позиция И.М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 24-28.
Толстой Л.Н. (1913) О свободной школе // Полн. собр. соч. Т. IV. М., С. 317-345. Ушинский К.Д. (1948) Что нам делать со своими детьми // Собр. соч.: В 11 т. М.-Л.: АПН РСФСР. Т.З. С.320-334.
Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) //Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.11.2022)
Хоружий С.С. (2009) Богословие, исихазм, антропологи //Вестник РГХА. №4. С. 57-68.
Хлопонина Ольга Олеговна - кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: hloponinaolga@gmail.com
Khloponina Olga Olegovna, Candidate of Cultural Studies, Senior Lecturer at the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow Humanitarian University. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: hloponinaolga@gmail.com
Для цитирования:
Хлопонина О.О. Особенности воспитательной функции преподавателя культурологии в вузе. 2023. № 2. С. 43-48. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.2.5