DOI: 10.17805^ри.2021.2.10
Культурные предпосылки российской молодежной политики
Е. О. Михайлова
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
В статье рассматриваются культурные предпосылки становления российской государственной молодежной политики. Эти предпосылки связаны с условиями культурного развития молодежи. Отметим, что первым в сфере молодежной политики был принятый 16 апреля 1991 г. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», инициированный ректором Московского гуманитарного университета И. М. Ильинским и подготовленный под его руководством коллективом авторов научно-исследовательского центра при Институте молодежи. Поскольку современная российская культура может быть охарактеризована как префигуративная (по классификации Маргарет Мид), возрастает роль молодежи в качестве субъектов культурного воспроизводства. Данное обстоятельство актуализирует вопросы воспитания молодежи с целью формирования российской идентичности, составляющей основу национальной безопасности государства. Соответственно, повышается роль гражданско-патриотического воспитания в культурном развитии молодежи. Однако основной акцент необходимо сделать именно на формирование гражданственности по трем основным аспектам: социально-правовому (развитие правосознания и преодоление правового нигилизма), морально-этическому (развитие патриотических чувств и нравственных ценностей) и социально-психологическо-
му (формирование установок на общественно полезный труд). За последние несколько лет государство предприняло ряд шагов, направленных на усиление воспитательного воздействия на молодежь. Однако внесенные в 2020 г. поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные с обязательным включением воспитательной работы с молодежью в образовательный процесс, на взгляд автора, не окажут значительного воздействия на проводимую молодежную политику, поскольку с большой вероятностью приведут исключительно к формализации воспитательной работы.
Ключевые слова: молодежная политика; молодежь; гражданственность; патриотическое сознание молодежи; культурное развитие молодежи; воспитание
ВВЕДЕНИЕ
Российская молодежная политика имеет уже почти 30-летнюю историю. В Указе Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» основная цель создаваемой государственной молодежной политики формулировалась как «создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества».
С этого момента молодежная политика начинает рассматриваться в двух смыслах. Во-первых, как взаимоотношение общества, его групп и институтов и молодежи. Во-вторых, как отдельное направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это на будущее состояние общества (Ковалева, Луков, 1999: 32).
При этом формирование основ именно государственной молодежной политики, т. е. реализуемой непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления, имеет глубинные предпосылки, связанные со спецификой социально-экономической и политической модернизации страны в конце ХХ в.
Российская государственная молодежная политика формировалась и развивается под воздействием следующих основных предпосылок:
1) демографических (проблемы здоровья молодежи, процессы миграции и изменения демографических показателей в возрастной группе молодежи);
2) культурных (связанных с разрушением механизмов культурного наследования, патриотического воспитания молодежи и формирования российской идентичности среди молодежи);
3) социально-экономических (усиление социальной дифференциации в молодежной группе, снижение уровня жизни молодых людей и сохранение высокого уровня безработицы у молодежи);
4) структурно-функциональных (охватывающих проблему становления субъ-ектности молодежи);
5) политико-управленческих (детерминирующих развитие социального капитала молодежи и молодежных общественных объединений);
6) идеологических (направленных на преодоление патернализма и юнофобии по отношению к молодежи).
В рамках настоящей статьи будут рассмотрены культурные предпосылки становления российской молодежной политики, связанные с условиями культурного развития молодежи.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Учитывая важную роль культуры в процессе молодежной социализации, необходимо и проводимую в отношении молодежи политику строить с учетом востребованных в молодежной среде механизмов трансляции культурного наследия (Афонина, 2002: 25).
В современной России механизмы наследования серьезным образом изменились. Американский социолог и этнограф Маргарет Мид охарактеризовала подобные трансформационные процессы через разделение культур на постфигуративную, кофигуративную и префигуративную в зависимости от типа отношений между поколениями. Постфигуративная культура характеризуется консервативными установками, поскольку единственным каналом передачи социального и культурного опыта является «от старших к младшим». Кофигуративная культура характеризуется изменением статуса «старших»: «старшие» перестают быть непогрешимым авторитетом, задающим модели поведения для «младших», эту роль принимают современники. Префигуративная культура основана на постоянных изменениях, поэтому решающее значение в ней имеет установка на будущее, традиционно связанная с молодежью и ее потенциалом. Благодаря активизации инновационного капитала молодежи, современное российское культурное пространство можно назвать пре-фигуративным. По мнению социолога Вал. А. Лукова, это связано с возникновением «брешей» в постфигуративной системе, что создало возможности для молодежи выступать в роли субъекта культурного воспроизводства (Луков, 2008: 13).
Однако обозначенные изменения приводят не только к повышению субъектно-сти российской молодежи, но и обостряют проблемы патриотического воспитания молодых людей. Необходимым становится создание условий для освоения молодежью национальной культуры, остающейся зачастую на периферии молодежных интересов. Соответственно, актуальным является формирование идентичности у российской молодежи (Гегель, Казакова, 2015: 72).
Важно понимать, что вопросы идентичности российской молодежи напрямую связаны сохранением государственности и устойчивым развитием страны, а также преодолением идеологического кризиса в российском обществе, возрождением уважения к национальному историко-культурному наследию.
Наиболее перспективным инструментом формирования российской идентичности у молодежи является развитие у нее гражданственности. Традиционно развитие гражданственности включает в себя деятельность по трем основным аспектам: социально-правовому, морально-этическому и социально-психологическому.
Социально-правовой аспект связан с формированием демократического сознания, с возможностью осуществлять свои права как гражданина Российской Федерации, быть субъектом гражданско-правовых отношений, готовым активно участвовать в управлении государством.
Данный аспект приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с ростом в молодежной среде антиправительственных настроений. Среди российской молодежи весьма распространено мнение о том, что у нее нет каких-либо рычагов или механизмов по влиянию на власть и проводимую политику. Во многом это обусловлено низким уровнем доверия к государству и его институтам среди молодежи.
По мнению экспертов «Левада-центра», протестные выступления 2012 г. показали молодежи, что ситуация не меняется даже с помощью подобных видов соци-
ального участия (протестных акций), что привело в молодежной среде к большому разочарованию в государственных институтах и демократии в целом (Мухаметши-на, 2020: Электронный ресурс).
Реальная и быстрая политизация российской молодежи возможна исключительно вокруг резонансного события или политического лидера, что ярко демонстрирует современная ситуация вокруг личности и деятельности Алексея Навального.
Однако это же характеризует и новые способы политического участия молодежи — политические флешмобы, блогерство, подписание онлайн-петиций и др.
Морально-этический аспект определяется патриотизмом и уровнем нравственной культуры общества, в том числе высокой ценностью долга и служения Отечеству, гражданской ответственностью (Казначеева, 2011: 47).
Неотъемлемой частью патриотизма и гражданственности является готовность молодежи служить в армии. В 2019 г. доля российских граждан, считающих прохождение военной службы по призыву обязанностью каждого мужчины, возросла до 60%, что является максимумом в новейшей истории страны. Однако молодежь призывного возраста не разделяет подобной точки зрения. По данным опроса Фонда общественного мнения (апрель 2019 г.), у молодежи до 30 лет доли сторонников обязательной и добровольной военной службы составляют по 49%; считают, что служить или не служить — это вопрос выбора каждого человека, 54% молодежи с высшим образованием (Аптекарь, 2019: Электронный ресурс).
При этом молодежь, положительно относящаяся к службе по призыву, воспринимает ее не как патриотический долг, а утилитарно, как потенциальный социальный лифт, позволяющий в будущем поступить на службу в армию и полицию, получить возможность трудоустройства в госструктурах.
Формирование гражданской идентичности требует также дифференциации понятий патриотизма и национализма в сознании молодежи.
Социально-психологический аспект выражается в чувстве любви к Родине, в чувстве единения со страной и обществом, в социальном оптимизме, участии в творческом общественно полезном труде, в том числе безвозмездном, направленном на благо Отечества.
Участие в волонтерской (добровольческой) деятельности позволяет молодежи приобрести указанные чувства. Как уже отмечалось, современная российская молодежь не доверяет государству и его институтам, но, по результатам упомянутых ранее опросов, волонтеры и волонтерская деятельность являются исключением. Это доверие, по мнению экспертов, обусловлено «моральным авторитетом бескорыстного и альтруистического поведения участников волонтерских движений» (Мухаметшина, 2020: Электронный ресурс).
УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Большое значение для создания условий культурного развития молодежи имеют и те приоритеты, в рамках которых реализуется молодежная политика.
С самого начала своего становления молодежная политика в России была направлена на содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, а также на ее воспитание и образование.
В 2001 г. в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации были впервые сформулированы воспитательные приоритеты государства по отношению к молодежи (Концепция, 2001):
— воспитание патриота — человека, готового защищать интересы государства, участвовать в сохранении и трансляции ценностей;
— воспитание гражданина — человека, принимающего активное участие в общественной жизни, включая работу в молодежных и детских общественных объединениях;
— воспитание труженика — человека, владеющего актуальными знаниями и навыками, включенного в производственный процесс в роли квалифицированного специалиста и потребителя;
— воспитание нравственного и физически развитого гражданина — человека, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.
Однако результаты последних социологических исследований свидетельствуют о том, что у молодежи происходит обесценивание традиционных ценностей, что значительно осложняет социализацию молодых людей.
Во многом это связано не только со снижением воспитательной функции традиционных институтов социализации (семья, образование), но и с процессами, происходящими в самой молодежной культуре.
Современная молодежная культура стремится к дистанцированию от традиционной культуры общества. Помимо этого, в качестве ключевой характеристики современной молодежной культуры может быть выделено ее активное формирование в информационном пространстве. Самоорганизация в сети Интернет становится значимым фактором социализации молодежи, поскольку позволяет молодым людям принимать участие в осмыслении происходящих социальных процессов.
Однако попытки государственных органов повлиять на данные процессы пока нельзя назвать успешными.
Так, с 1 сентября 2020 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные с включением в образовательный процесс обязательной воспитательной составляющей. При этом воспитательная деятельность в образовательных организациях в большинстве своем велась за рамками реализации образовательной программы и в основном находилась за рамками контрольных мероприятий. Новая редакция закона предполагает значительное увеличение бюрократической нагрузки на образовательные учреждения (составление рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы), что может привести к формализации всего воспитательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление созданием условий для культурного развития молодежи в рамках реализуемой молодежной политики требует значительного переосмысления, связанного не только с адаптацией к новым социально-экономическим и информационно-коммуникативным условиям, но и со сменой самой парадигмы воспитательной работы с молодыми людьми.
Обновленная парадигма, на наш взгляд, должна строиться в русле концепции воспитания жизнеспособных поколений И. М. Ильинского, т. е. иметь целью «формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности но отношению к обществу и к себе самой» (Ильинский: Электронный ре-
сурс). Это, с одной стороны, создаст условия для индивидуального самовыражения каждого молодого человека, а с другой — основу для формирования национального самосознания молодого поколения россиян.
Не менее важным в обновленной парадигме является пропаганда консолидирующей национальной идеи российского общества, необходимой для полноценного формирования гражданского самосознания молодежи.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что у молодежной политики в России есть не только история, но и, самое главное, есть будущее, связанное с перманентным процессом обновления поколений. То, какими будут эти новые поколения, зависит во многом именно от реализуемой молодежной политики сейчас. Постепенно вступающее в сознательную жизнь поколение альфа (дети, родившиеся после 2010 г.), по мнению исследователей, будет кардинально отличаться от современной молодежи, что должно быть учтено при актуализации всей системы работы с молодежью.
список литературы
Аптекарь, П. (2019) Почему россияне снова одобряют призыв [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/19/804490-pochemu-rossiyane (дата обращения: 02.03.2021).
Афонина, В. Н. (2002) Государственная молодежная политика в современной России: взаимодействие институтов государства и гражданского общества : дис. ... канд. полит. наук. — Ростов/нД., 2002. 181 с.
Гегель, Л. А., Казакова, Е. О. (2015) Основные предпосылки формирования российской молодежной политики // Научные труды института непрерывного профессионального образования. №5(5). С. 71-76.
Ильинский, И. М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Электронный ресурс] // Сайт И. М. Ильинского. URL: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php (дата обращения: 10.03.2021).
Казначеева, Г. А. (2011) Формирование гражданственности и патриотизма молодежи — ключевая задача социокультурной модернизации России // Среднерусский вестник общественных наук. № 2. С. 46-48.
Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351с.
Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации : (проект) : материалы Всероссийского студенческого форума «Молодежь России», 18-20 апр. 2001 г., г. Москва. Москва : Логос, 2001. 55 с. [1] с.
Луков, Вал. А. (2008) Молодежь и проблема культурных констант // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 11-17.
Мухаметшина, Е. (2020) Более 80% российской молодежи равнодушны к политике [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/ 29/829352-molodezhi-ravnodushni (дата обращения: 02.03.2021).
Дата поступления: 15.03.2021 г.
cultural background of the russian youth policy E. O. Mikhaylova Moscow Aviation Institute (National Research University)
The article considers the cultural prerequisites for the formation of the Russian state youth policy. Cultural prerequisites are related to the conditions for the cultural development of young people. Since modern Russian culture can be described as pre-figurative (according to the classification of
Margaret Mead), the role of youth as subjects of cultural reproduction is increasing. This circumstance updates the issues of educating young people to form a Russian identity, which constitutes the basis of national security ofthe state. Accordingly, the role ofcivic and patriotic education in the cultural development of young people is increasing. However, the main emphasis should be placed on the formation of citizenship in three main aspects: social and legal (the development of legal consciousness and the overcoming of legal nihilism), moral and ethical (the development of patriotic feelings and moral values) and socio-psychological (the formation of attitudes for socially useful work). Over the past few years, the state has taken several steps to strengthen the educational impact on young people. However, the amendments made in 2020 to the federal law "On Education" related to the mandatory inclusion of educational work with young people in the educational process, in the author's opinion, will not have a significant impact on the current youth policy, since they are likely to lead exclusively to the formalization of educational work.
Keywords: youth policy; youth; citizenship; patriotic consciousness of youth; cultural development of youth; education
references
Aptekar', P. (2019) Pochemu rossiyane snova odobryayut prizyv [online] Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/19/804490-pochemu-rossiyane (accessed: 02.03.2021). (In Russ.).
Afonina, V. N. (2002) Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoj Rossii: vzaimode-jstvie institutov gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva : dissertation of the candidate of political sciences. Rostov-na-Donu, 2002. 181 p. (In Russ.).
Gegel', L. A., Kazakova, E. O. (2015) Osnovnye predposylki formirovaniya rossijskoj molodyozh-noj politiki. Nauchnye trudy instituta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya, № 5 (5), pp. 71-76. (In Russ.).
Il'inskij, I. M. Osnovy koncepcii vospitaniya zhiznesposobnyh pokolenij [online] Sajt I. M. Il'in-skogo. Available at: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php (accessed: 10.03.2021). (In Russ.).
Kaznacheeva, G. A. (2011) Formirovanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi — klyu-chevaya zadacha sociokul'turnoj modernizacii Rossii. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk, № 2, pp. 46-48. (In Russ.).
Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii : (proekt) : materialy Vserossijskogo studencheskogo foruma «Molodezh' Rossii», 18-20 apr. 2001 g. (2001) Moscow, Logos, 2001. 55 p. (In Russ.).
Kovaleva, A. I., Lukov, V. A. (1999) Sociologiya molodezhi: Teoreticheskie voprosy. Moscow, "Socium", 351 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. (2008) Molodezh' i problema kul'turnyh constant. Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, pp. 11-17. (In Russ.).
Muhametshina, E. (2020) Bolee 80% rossijskoj molodezhi ravnodushny k politike [online]. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/29/829352-molode-zhi-ravnodushni (accessed: 02.03.2021). (In Russ.).
Submission date: 15.03.2021.
Михайлова Екатерина Олеговна — старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». Адрес: 125993, г. Москва, ул. Дубосековская, д. 4. Тел.: +7 (499)158-42-87. Эл. адрес: [email protected]
Mikhaylova Ekaterina Olegovna, Senior Lecturer, Department of State Administration and Social Technologies, Moscow Aviation Institute (National Research University). Postal address: 4, Dubosekovskaya St., Moscow, Russian Federation, 125993. Tel.: +7 (499) 158-42-87. E-mail: [email protected].