соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2006. - 280 с.
17. Воспитание культуры межнационального общения: Метод. рекомендации / Сост. В. И. Буренко, Н. Е. Иванюшкин, В. В. Меркулов, В. Ш. Пле-шивцев. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 44 с.
18. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. - М., 1999. - 390 с.
19. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. - М.: Гар-дарики, 2004. - 320 с.
20. Педагогика межнационального общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. П. И. Мати-са. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 510 с.
21. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
22. Библер В. С. Школа диалога культур // Искусство в школе. - 1992. - № 2. - С. 47-50.
23. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. -60 с.
24. Султанов К. В. Идея поликультурного образования в русской традиции. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. - 260 с.
25. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. - М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
educating a multinational collective by means of theatre art
Т. Ю. Ронами
В многонациональном коллективе мультикультурное воспитание сопряжено с нравственным. Речь идет о том, чтобы развить у детей понимание различий в нравственных ценностях и привить уважение к этим различиям. Подобное воспитание - перспективный потенциал для преодоления межнациональных конфликтов, столкновений нравственных ценностей.
Ключевые слова: мультикультурное воспитание, коллектив, тренинг, сотрудничество.
T. U. Ronami
Multicultural education in a multinational collective is interconnected with moral education - that is developing children's understanding the differences in moral values and respect towards these differences. Such education is potentially a possibility to overcome ethnic conflicts and clashes of moral values.
Keywords: multinational education, collective, training, cooperation.
Идея многонационального воспитания имеет давнюю историю. Достаточно вспомнить призыв Я. А. Коменского воспитывать умение жить с другими, мечты Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе» «единения культур» во имя сотрудничества людей, размышления П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирого-ва о национальном воспитании.
Обучающиеся, находясь в многонациональном театральном коллективе, способны приобретать объективные знания и формировать личные представления о своей и других этнокультурах, об их различиях. Определенными театральными средствами вырабатываются эмоциональные оценки собственной и других этнокультурных групп. В процессе театральной деятельности (работы над драматургическим материалом, тематическими упражнениями, тренировочными этюдами и др.) успешно выстраивается система отношений с детьми других национальностей.
Многонациональный состав учебных театральных групп дополнительного образования требует осмысле-
ния проблем взаимодействия обучающихся в творческом процессе.
Для решения возникающих воспитательных проблем в театральном коллективе требуются усилия всего педагогического состава театральной студии; наряду с педагогическими, должны быть задействованы знания смежных наук: культурологии, психологии, социологии и т. д.
Если определить цель театра как воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, а его главную задачу - как воспитание у детей миролюбия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, то нецелесообразно упускать воспитательные возможности театральных средств.
Сегодня мы готовы кричать о распространении в детской среде недоброжелательности, озлобленности и агрессивности. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают через средства
массовой информации в детские души и коллективы. Поэтому сегодня необходимо активизировать поиск эффективных механизмов воспитания детей в духе терпимости.
Прекрасно понимая, что все люди разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Для любого детского коллектива проблема национального воспитания актуальна сама по себе.
В творческом процессе начинают складываться взаимодействия между 15-20 детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом, различной национальности. Специфика театрального искусства требует от детей непосредственного общения, взаимодействия друг с другом, выполнения взаимных обязательств, терпения и ответственности за общее дело.
Театр - это не просто участие в спектакле, но и общение друг с другом. Одни замечают, что не одиноки, что рядом с ними есть сверстники, которые также серьезно относятся к искусству. Дети разных национальностей, находясь в творческой обстановке, в атмосфере доверия и участия, понимают, что они здесь на равных, не чужие. И все стремятся быть в общении дружелюбными, современными и интересными собеседниками, партнерами, со-творцами.
В ходе подготовки спектакля, репетиций и других до-суговых мероприятий реализуется принцип позитивности, и у ребенка появляется доверие к педагогу, развивается чувство собственного достоинства, уважительное отношение к сверстникам и к их индивидуальным проявлениям.
Когда педагог не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, а ведет себя естественно, предсказуемо, постоянно придерживается основных требований и критериев оценок (независимо от настроения), тогда и дети в соответствии с увиденным строят свое поведение, стараются проявлять сочувствие в отношении к окружающим.
Воспитание готовности к взаимному сотрудничеству обеспечивается погружением обучающихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нравственного, национального воспитания. Это погружение осуществляется специальными режиссерско-педагогическими методиками, которые включают в себя поэтапное знакомство детей как с основами актерской грамоты, так и с шедеврами духовной литературы, учитывая прежде всего различия в чертах личности и социальном поведении детей, помня об их возрастной динамике развития.
Все упражнения, этюды, темы для практических занятий, беседы, экскурсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, просмотр спектаклей должны быть подчинены главному вопросу, полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий - подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды. Причем чем раньше это произойдет, тем лучше. Мы считаем, что оптимальный возраст для таких занятий - 10-12 лет. «Возраст нежный, - он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается
то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели», - писал об этом возрастном периоде Иоанн Златоуст.
Можно прочитать с детьми много нужных и полезных книг, научить их грамотно составлять композицию рисунка (живописи), можно научить их правильно петь (вокалу), хорошо двигаться под музыку (танцу), но преимущество театрального искусства состоит в том, что, кроме всего вышеперечисленного, ребенок еще и тренирует свои чувства. «Не язык изощряй, но очищай душу», - говорил по этому поводу Иоанн Златоуст.
В ходе занятий театральным искусством ребенок имеет возможность тренировать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учиться быть готовым к трудностям и не теряться перед их преодолением.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию сплоченности многонационального коллектива, успешному взаимодействию детей при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, умению мирно жить в многонациональном коллективе и считаться с общественным мнением.
Эстетично будет выглядеть этот тренинг или нет - не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для этого тренинга были созданы доверительные отношения и дружелюбная атмосфера. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка. Эти условия должны создаваться в тесном союзе с родителями и при непосредственной поддержке и взаимопонимании администрации.
Надо очень внимательно относиться к выбору репертуара, упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития их наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и общения. Темы и сюжеты должны быть близки их жизненному опыту, находить в них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности и работе фантазии.
В начале работы над инсценировкой или небольшой учебной пьесой, написанной совместными усилиями, педагогу необходимо заботиться в первую очередь не об эстетическом удовольствии будущих зрителей, а об успешности решения воспитательных задач.
Учитывая специфику драматического искусства, педагог сначала сам, а потом совместно с детьми определяет выбор идейной направленности драматического материала. Они вместе логически разбирают текст, работают над анализом сюжетной линии, главных событий и основного конфликта между персонажами.
Так сложилось, например, с работой по сказке-притче «Надежда каждого цветка» Трины Паулус. Инсценировка была сделана профессиональным драматургом, детским психологом Ю. Витковской. Эта сказка была взята не случайно. Сразу же после публикации в 1972 году «Надежда каждого цветка» получила литературную Премию Кристофера как лучшая вдохновляющая книга года. За время своего существования эта притча стала современной класси-
кой и известна мировому читателю. Она была переведена на испанский, немецкий, голландский, португальский, китайский, японский языки. В одной только Корее «Надежда...» выдержала 20 (!) «пиратских» переизданий, прежде чем была опубликована официально. Несмотря на то, что сказка-притча небольшая, на первый взгляд очень наивная, детская, она несет на себе отпечаток мудрости и простоты, свойственной только самым глубоким и универсальным вещам. Эта маленькая притча - о самых сокровенных внутренних трансформациях в каждом из нас.
Как написала сама Трина Паулус в послесловии к российскому изданию: «Я от всей души надеюсь, что эти малютки помогают устранить границы и разъединенность между нами. В нашем поиске чего-то большого в жизни содержится невыразимое величие, объединяющее нас, несмотря ни на какие наши различия. Если погрузиться в любую великую духовную традицию достаточно глубоко, то это величие явит себя. Это - Любовь, и знаки ее проявления в нашей повседневной жизни - это забота и служение друг другу и нашей Земле»1.
Общечеловеческие межнациональные проблемы и педагогические задачи, заложенные в выбранном материале, успешно решались при определении главного события в спектакле: ради чего и почему происходит борьба между героями, каковы этапы этой борьбы, каков ее исход и т. д.
Анализ текста - процесс живой, творческий, требующий от детей комплексного подхода к нему. Здесь работа не только мысли, но и воображения, поиск эмоционального отклика на предлагаемые условия.
При распределении ролей и работе над тренировочными этюдами педагог-режиссер учитывает накопленный детьми жизненный опыт. Это необходимо для правильного, равномерного и интенсивного решения конкретных сценических задач, так как подлинные сценические действия требуют постоянного обращения к жизни.
Воплощая с детьми на сценической площадке историю необычайного путешествия двух гусениц, ведущего к их превращению в прекрасных бабочек, необходимо было сопоставлять и оценивать происходящие в сценических условиях события с аналогичными явлениями в жизни, развивать, укреплять, поддерживать постоянный интерес к сопоставлениям, помогать детям осознавать, что критерием правдивости, подлинности происходящего на сцене является жизнь. Найденное и осознанное детьми положительное поведение персонажей являлось примером для подражания в жизни.
В спектакле были заняты дети разных национальностей. При драматургическом разборе, в репетиционном периоде выявлялись причины того или иного поведения персонажей, которые вызывали споры, серьезные обсуждения. Диалог ставил ребенка в ситуацию выбора. В процессе диалога носители национальных культур вбирали или отвергали черты иных культур на основе собственного опыта, определенного сценического учебного материала. Созданные оптимальные педагогические условия диалога позволяли инициировать соучастие, симпатии, сотрудничество.
Рис 1. Сцена из спектакля «Поверьте в бабочек»
Полосатик. Эй, привет!
Гусеница-1. ...
Полосатик. Ты куда?
Гусеница-1. .
Полосатик. Я спрашиваю, ты куда?
Гусеница-1. Отодвинься!
Полосатик. Эй, не толкайся!
Гусеница-1. А ты не мешайся под ногами.
Полосатик. Я только хотел спросить, куда все ползут?
Гусеница-1. Туда.
Полосатик. Куда «туда»?
Гусеница-1. Вот сюда. К Столбу!
Полосатик. Это он?
Гусеница-2. Все карабкаются вверх.
Полосатик. Зачем?
Гусеница-3. Мы стремимся добраться до вершины Столба.
Полосатик. А что там, у него на вершине?
Гусеница-3. Должно быть что-то ужасно замечательное.
Гусеница-2. Все стремятся туда попасть. Что ты тут стоишь? Либо лезь сам, либо мы полезем по тебе.
Полосатик. Не толкайтесь. Не наступайте. Не пинайте. Я вам не ступенька! Ах, так? Тогда я тоже начну карабкаться вверх. И еще посмотрим, кто окажется проворнее.
Гусеница-3. Ты столкнул меня вниз!
Полосатик. Ты стоял у меня на пути. А ты - всего лишь ступенька для меня. <...>
Ф
1 Паулус Т. Надежда всякого цветка / Пер. с англ. Ш. Мартынова. - М.: Гаятри, 2005. - С. 158.
вопросы психологии и воспитания
Рис. 2. Сцена из спектакля «Поверьте в бабочек»
Гусеница-2. Наверно, он первым доползет до верха и увидит...
Полосатик. Что? Что я увижу наверху? Пусти, не мешайся, прочь с дороги!
Желтая. Если ты перестанешь наступать мне на голову, я смогу тебе ответить.
Полосатик. Что?
Желтая. Они не могут по-другому.
Полосатик. Извини, я толкнул тебя.
Желтая. Ничего. Я мешаю тебе проползти, Полосатик?
Полосатик. Как ты меня назвала?
Желтая. Полосатик, у тебя такие замечательные полосочки на теле. А я - Желтая.
Полосатик. Очень приятно. А могла бы ты ползти чуть быстрее?
Желтая. Сейчас постараюсь. Знаешь, здесь некуда.
Полосатик. Ну, похоже, или ты, или я. Извини.
Желтая. Мне придется это сделать.
(Наступает на нее.)
Желтая. Больно.
Полосатик. Я должен первым доползти до вершины и все узнать.
Желтая. Я так долго не выдержу.
Полосатик. Я не хотел тебе сделать больно, просто по-другому нельзя.
Желтая. Пожалуйста, проползи быстрее. (Плачет.)
Полосатик. Прости, Желтая.
Желтая. Когда ты так ласково смотришь на меня, мне совсем не хочется куда-то карабкаться.
Полосатик. А что тогда нам делать?
Желтая. Давай спустимся, Полосатик.
(Все остальные гусеницы стремятся построить Столб.)
Полосатик. Хорошо, давай попробуем. Цепляйся за меня крепче. Терпи, скоро это кончится. Спрячь глаза. Когда они поднимаются, мы опускаемся!
Желтая. Я терплю.
Путь воспитания в многонациональном коллективе - серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, так как пройти его можно, только изменив самого себя, свои стереотипы, свое сознание. Воспитание требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий.
Формирование данного качества возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем это необходимо ему, понимании его значимости для общества. Воспитание в многонациональном коллективе во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок в семье, личного опыта взаимоотношений, наличия и развитости природных и духовных способностей. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, мы показываем ему пример терпимого отношения к человеку другой национальности.
Важно внушить детям мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Одна еще немаловажная цель воспитательного процесса в детском театральном коллективе - формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, создавая условия для формирования в группе атмосферы дружбы, педагог развивает взаимопонимание, умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, экскурсионными выездами, помогающими делать коллектив более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта.
Показателями успешности воспитания в многонациональном театральном коллективе явилось уважительное отношение друг к другу, видение в культурном многообразии источника интеллектуального и творческого обогащения, дружбы между семьями, рейтинговые оценки на разных уровнях. Спектакль по книге Трины Паулус «Поверьте в бабочек» стал:
- лауреатом на Международном Рождественском театральном фестивале «Волшебный занавес», г. Будапешт, Венгрия (2007 г.);
- лауреатом Городского фестиваля «Юные таланты Московии» (2008 г.);
- лауреатом III Всероссийского Александро-Невского фестиваля в Москве за лучшее воплощение просветительской идеи в театральной форме (2008 г.);
- лауреатом IV Международного театрального фестиваля «Золотой ключик», Германия, г. Берлин (2010 г.).
И дети, и взрослые оставляли в «Книге отзывов» трепетные и эмоциональные отзывы.
Благодаря театральной деятельности создаются ситуации свободного выбора детьми различных ролей, видов и способов деятельности. Каждый ребенок, независимо от вероисповедания и национальности, может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? - М.: Даниловский бла-говестник, 1999.
2. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
3. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. - М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
4. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в
России и за рубежом: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
5. Джуринский А. Н. Российская педагогика: история и современность: Монография. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч. в 3 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 70-71.
7. Сурова Л. В. Методика Православной педагогики. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.
8. Сценическое общение. Сб. статей. - М., 1979.
9. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства / Авт. колл.: Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, Н. И. Шевелев (при участии А. П. Ершовой и Л. А. Никольского). - М.: Просвещение, 1983.
10. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / Под ред. А. Б. Никитиной. - М.: Владос, 2001.
11. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе: [Сборник]. - М.: ВЦХТ, 2001. (Я вхожу в мир искусств / Репертуар.-метод. б-чка; 6 (46), 2001).
12. Уроки театра на уроках в школе / Сост. А. П. Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1990.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКА
social and psychological basis for the development of professional communicative qualities of high-school students
О. В. Куликова
В статье в контексте современной социально-экономической ситуации в условиях процесса модернизации образования и развития профильной школы ставится вопрос о возможности формирования коммуникативных профессионально ориентированных качеств личности старшеклассника в рамках предметов языкового цикла.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, старшеклассник, профильная школа, коммуникативные качества.
С интеграцией нашей страны в мировое экономическое пространство появилась потребность в специалистах, обладающих новыми профессиональными качествами, такими как: отношение к профес-
O. V. Kulikova
In the context of contemporary socio-economic situation, in the conditions of education modernization and development of differentiated education schools, the article raises the question of the possibility of developing communicative professionally-oriented personality traits of high-schoolers which could be developed within linguistic courses programs.
Keywords: personality-oriented education, high-school student, differentiated education school, communication qualities.
сиональному тексту как к коммерческому продукту, значимому для государства, отрасли, фирмы и самого специалиста; отношение к партнеру (иностранцу и россиянину) как к равному партнеру по общению; отношение к