ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ПОЗИЦИИ
РАСКРЫТИЯ СУЩНОСТИ «СПРАВЕДЛИВОСТИ» КАК КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-1-194-196
Аннотация. Рассмотрение вопросов воспитания сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительной системы государства в аспекте повышения уровняй их правовой культуры и правосознания на сегодняшний день выступает одним из условий построения партнерской модели взаимодействия общества и государства. Статья посвящена исследованию содержания понятия «справедливость» как одной из категорий этики с точки зрения педагогического значения в деле воспитательной работы в органах внутренних дел. Автор, анализируя существующие подходы ученых к этическому определению сущности справедливости, обобщает их мнения, а также формулирует и обосновывает собственные выводы касательно рассматриваемых вопросов в рамках повышения эффективности воспитания личного состава органов внутренних дел.
Ключевые слова: этические категории; мировоззрение; справедливость; воспитание; воспитательная работа; органы внутренних дел.
Воспитательный процесс, способствуя вырабатыванию необходимых личностных качеств человека, бесспорно, является важнейшим процессом в обществе, поскольку содействует гармонизации общественных отношений. Воспитание сотрудников органов внутренних дел, как представителей правоохранительной системы государства, которые больше всех взаимодействуют с населением в рамках реализации своих должностных обязанностей, может позиционироваться как одна из первостепенных задач в свете совершенствования функционирования государственного механизма. Одним из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел является нравственно-этическое воспитание [1, п. 19], направленное в том числе на формирование мировоззрения сотрудников органов внутренних дел с точки зрения верного уяснения ими содержания основных категорий этики. Таким образом, следует констатировать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений.
Среди ученых встречаются различные подходы к пониманию справедливости как категории этики. С точки зрения Г.Ю. Канарша «Справедливость - центральное понятие (категория) социальной
этики. Важнейшей характеристикой справедливости является ее глубинная связь с понятием равенства. Эта связь в конечном счете обусловлена направленностью справедливости на защиту интересов конкретной личности и прослеживается равным образом во всех социально-этических концепциях» [2, с. 251]. Р.А. Лубский констатирует, что справедливость как общефилософская категория рассматривается как явление общественной жизни, взаимоотношения людей. Не имея показателей и точных значений, она представляет собой многоаспектное явление, которое наиболее ярко выражено в структурах ментально-сти [3, с. 34]. По мнению А.В. Прокофьева «Справедливость представляет собой ограниченный аспект стремления к благу другого. Это стремление в смысле содействия тому, чтобы другой реализовал свой в широком смысле слова «законный» интерес, содействие благу другого с помощью честного отношения к его желаниям и потребностям» [4, с. 99]. На взгляд К.О. Магомедова «Понятие справедливость содержит в себе требование соответствия между практической ролью индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием
и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием» [5, с. 115]. И.И. Аминов указывает, что справедливость - это понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми [6, с. 504]. В.В. Муравьев отмечает: «Социальная справедливость - это универсальное нравственное понятие религиозных и светских этических комплексов. Источники формирования содержания этой идеи разделяются на два типа: натуральные и священные. К натуральным относятся: а) законы мира и общества; б) природа человека. Ко второму типу принадлежат: в) священные откровения и тексты; г) жизнь и учения посланников. В этических комплексах могут иметь место соединение, комбинация указанных источников» [7, с. 99]. В.В. Лихолетов полагает, что справедливость - это категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из равенства между всеми людьми [8, с. 42]. А.В. Щеглов считает, что справедливость как этическая категория означает такое состояние явлений, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием [9, с. 20]. А.А. Гусейнов утверждает, что под справедливостью подразумевается такой порядок распределения тягот и благ между взаимодействующими и взаимозависимыми людьми, который не допускает нечестных преимуществ и поддерживается на основе исполнения безусловных и
определенных обязанностей, а также строгого соблюдения индивидуальных прав [10, с. 177].
По нашему мнению, раскрыть содержание справедливости как одной из этических категорий представляется возможным только в рамках всестороннего исследования отношений в обществе, а также практической деятельности человека в контексте его внутреннего духовно-нравственного состояния. Кроме того, следует указать, что, поскольку категория справедливость тесным образом связана с правоприменительной деятельностью сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих, выполняющих задачи по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, от правильного понимания сотрудниками сущности обозначенной категории напрямую зависит уровень доверия населения к правоохранительной системе.
Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
- в научных кругах нет единой общепринятой точки зрения касательно универсального понимания справедливости как этической категории;
- на наш взгляд для формирования личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, безусловно, необходимо осуществлять воспитательную работу с сотрудниками в аспекте привития им верного понимания категории «справедливости»;
- с нашей точки зрения вопросы, связанные с уяснением сущности такой важнейшей категории этики как «справедливость», а также ее значением в процессе воспитания личного состава органов внутренних дел, нуждаются в дальнейшем комплексном рассмотрении и анализе с позиции систематизации имеющихся педагогических знаний в данной сфере.
Библиографический список
1. Порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 // Тест документа официально опубликован не был.
2. Канарш Г.Ю. Справедливость // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. -С. 251-253.
3. Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: Дисс. ... канд. философ. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.
4. Прокофьев А.В. Дарвинистские проекты в социальной этике и идея справедливости // Философия и общество. - 2020. - №3 (96). - С. 83-102.
5. Магомедов К.О. Социальная справедливость: этико-правовое значение для социального государства и гражданского общества // Социология власти. - 2004. - №2. - С. 115124.
6. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». -М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2013.
7. Муравьев В.В. Идея социальной справедливости в религиозной и светской этике // Человек. Культура. Образование. - 2013. - №4 (10). - С. 99-117.
8. Лихолетов В.В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019.
9. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебник. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2017.
10. Этика: Учебник для бакалавров / под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Изд-во Юрайт, 2013.
EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FROM THE POSITION OF REVEALING THE ESSENCE OF «JUSTICE» AS A CATEGORY
OF ETHICS
V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. Consideration of the issues of education of law enforcement officers as representatives of the law enforcement system of the state in the aspect of raising the level of their legal culture and legal awareness today is one of the conditions for building a partnership model of interaction between society and the state. The article is devoted to the study of the content of the concept of "justice" as one of the categories of ethics from the point of view ofpedagogical significance in the educational work in the internal affairs bodies. The author, analyzing the existing approaches of scientists to the ethical definition of the essence of justice, summarizes their opinions, and also formulates and justifies his own conclusions regarding the issues under consideration in the framework of improving the effectiveness of the education of the personnel of the internal affairs bodies
Keywords: ethical categories; worldview; justice; education; educational work; internal affairs bodies.