Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / семейные ценности / семейное самоопределение / студенческая молодежь / юношеский возраст / ранняя зрелость / upbringing / family values / family self-determination / student youth / adolescence / early adulthood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Бибарсова Надия Витальевна

В статье представлен сравнительный анализ показателей семейного самоопределения студентов, обусловленных влиянием таких личностных факторов, как структура ценностных ориентаций, нравственные ориентации личности и степень выраженности ответственности на разных этапах возрастного развития. Выделены сензитивные возрастные периоды психолого-педагогического воздействия на семейное самоопределение студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Бибарсова Надия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF FAMILY VALUES AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILY SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF THE DIGITAL GENERATION

The article presents a comparative analysis of the indicators of students' family self-determination due to the influence of such personal factors as the structure of valuable orientations, moral orientations of the personality and the degree of severity of responsibility at different stages of age development. The sensitive age periods of psychological and pedagogical influence on the family self-determination of students in the conditions of the educational environment of the university are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ1

Мерзлякова Светлана Васильевна (Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет. E-mail: svetym@yandex.ru

Бибарсова Надия Витальевна (Астрахань, Россия), ассистент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет. E-mail: nadiya_mih@mail.ru

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ показателей семейного самоопределения студентов, обусловленных влиянием таких личностных факторов, как структура ценностных ориентаций, нравственные ориентации личности и степень выраженности ответственности на разных этапах возрастного развития. Выделены сензитивные возрастные периоды психолого-педагогического воздействия на семейное самоопределение студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.

Ключевые слова: воспитание, семейные ценности, семейное самоопределение, студенческая молодежь, юношеский возраст, ранняя зрелость.

UPBRINGING OF FAMILY VALUES AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILY SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF THE DIGITAL GENERATION Merzlyakova Svetlana Vasiljevna (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University. E-mail: svetym@yandex.ru

Bibarsova Nadiya Vitaljevna (Astrakhan, Russia), Assistant at the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University. E-mail: nadiya_mih@mail.ru

Abstract. The article presents a comparative analysis of the indicators of students' family self-determination due to the influence of such personal factors as the structure of valuable orientations, moral orientations of the personality and the degree of severity of responsibility at different stages of age development. The sensitive age periods of psychological and pedagogical influence on the family self-determination of students in the conditions of the educational environment of the university are highlighted.

Keywords: upbringing, family values, family self-determination, student youth, adolescence, early adulthood.

Во исполнение положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»2 одной из первостепенных задач как для Минобрнауки России, так и для университетов является организация воспитательной деятельности образовательной организации высшего образования. Социально-экономические и политические преобразования, глобальная цифровизация общества определяют изменения в отношении к традиционным семейным ценностям у студентов. Согласно мнению Ю.Р. Вишневского, М.В. Ячменевой, распространение в студенческой среде незарегистрированных браков и установки на совместную жизнь без детей является одной из основных угроз традиционной модели семьи [1]. И.В. Дубровина считает, что одним из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека является формирование его психологической готовности к созданию в будущем собственной семьи [2]. Важным направлением воспитательной работы в университете может выступать воспитание студентов в сфере самоопределения в брачно-семейных отношениях. Вопрос о том, какие личностные факторы способствуют развитию семейного самоопределения студенческой молодежи, приобретает особую актуальность и становится весьма востребованным для дальнейшей разработки и реализации новых

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ N° 20-013-00072.

2 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электроный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения 24.06.2021).

форм, активных методов и психолого-педагогических технологий при подготовке современных юношей и девушек к браку и семейной жизни.

Цель исследования - изучить факторы микроуровня, определяющие влияние индивидуальных особенностей личности на образ семьи и детерминирующие процесс семейного самоопределения студентов в юношеском возрасте и ранней зрелости. Гипотеза исследования - структурно-содержательные характеристики семейного самоопределения студенческой молодежи детерминированы такими личностными факторами, как структура ценностных ориентаций, нравственные ориентации и ответственность.

Методы исследования. Для диагностики содержательно-структурных характеристик семейного самоопределения использовались: модифицированный вариант методики семантического дифференциала в пакете методик психосемантической диагностики скрытой мотивации, разработанного И.Л. Соломиным, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. С помощью методик «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой, А.Б. Купрейченко, многомерная-функциональная диагностика ответственности (ОТВ-70) определены личностные факторы развития семейного самоопределения. Математико-статистические методы - описательные статистики, параметрические (дисперсионный анализ для независимых выборок) и непараметрические (критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Краскала-Уоллеса) критерии, кластерный анализ. При обработке эмпирических данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics 21. Исследование проводилось на базе Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе «Ценностные ориентации как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости» (2020 г.) в зависимости от структуры ценностных ориентаций студентов выявлено три однородных кластера: 1) ориентация на ценности профессиональной самореализации (193 чел., 17,8 %); 2) ориентация на гностические и эстетические ценности (274 чел., 25,2 %); 3) ориентация на ценности личной жизни (619 чел., 57 %).

На втором этапе «Нравственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости» (2021 г.) установлено, что 56 (10,7 %) респондентов имеют эгоцентрическую ориентацию, 55 чел. (10,5 %) - группоцентрическую ориентацию, 95 чел. (18,1 %) - гуманистическую ориентацию, 230 чел. (43,9 %) - миросозидательную ориентацию, 88 чел. (16,8 %) - смешанную ориентацию.

На третьем этапе «Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости» (2022 г.) определена степень выраженности ответственности: 153 студента (24 %) имеют невыраженный суммарный показатель ответственности, у 317 человек (49,8 %) наблюдается ситуативное проявление ответственности, 167 респондентов (26,2 %) отличаются выраженным показателем ответственности.

В таблице представлены обобщенные результаты эмпирического исследования.

Таблица

Личностные факторы развития семейного самоопределения современных студентов

Структурно-содержательные характеристики Юношеский возраст Ранняя зрелость

1 1 3 1 1 3

Когнитивный компонент

Я - будущий муж / Я - будущая жена ** ** ** ** **

Я - будущий папа / Я - будущая мама ** ** ** * **

Я - хозяин / Я - хозяйка ** ** ** **

Я - сын / Я - дочь ** ** ** **

Ценностно-эмоциональный компонент

Родительская семья ** ** ** **

Брак ** * * ** **

Моя мама ** * ** **

Мой отец ** *

Моя будущая семья ** ** **

Ценность счастливой семейной жизни ** ** ** ** **

Ценность любви ** * ** **

Ценность свободы как независимости ** **

Отношение к семье * ** *

Мы - семья (отношение к собственной семье) **

Положение личности в структуре семьи * *

Отношение к будущему брачному партнеру ** **

Отношение к себе ** *

Отношение к будущим детям * **

Отношение к любви романтического типа ** * *

Отношение к сексу * ** *

Отношение к семейному отдыху, досугу *

Отношение к родительской семье *

Отношение к матери **

Цели в жизни ** ** ** ** **

Процесс жизни * ** **

Результативность жизни ** ** ** * **

Общий показатель осмысленности жизни ** ** ** ** **

Регулятивно-поведенческий компонент

Мое прошлое * ** *

Мое настоящее ** ** ** **

Мое будущее ** ** ** **

Доступность сферы «счастливая семейная жизнь» ** **

Доступность активной деятельной жизни * *

Доступность познания *

Доступность творчества ** **

Отношение к разводу ** **

Отношение к семейным конфликтам **

Хозяйственно- бытовая сфера (ожидания) **

Хозяйственно-бытовая сфера (притязания) **

Родительско-воспитательная сфера (ожидания) * **

Родительско-воспитательная сфера (притязания) ** **

Социальная активность (ожидания) ** **

Социальная активность (притязания) * ** ** **

Эмоционально-психотерапевтическая (ожидания) ** * * **

Эмоционально-психотерапевтическая (притязания) ** * **

Внешняя привлекательность (ожидания) ** **

Внешняя привлекательность (притязания) ** **

Мотивационный компонент

Безопасность * ** ** ** * **

Гармоничные сексуальные отношения ** ** * **

Достижение успеха ** ** * **

Компенсация чувства одиночества ** ** * ** **

Личная независимость («бегство от родителей») ** ** ** **

Любовь ** ** ** **

Материальное благополучие ** ** ** **

Месть ** ** ** ** ** **

Общение с людьми ** ** ** **

Признание окружающими ** * ** * **

Родительство ** ** ** **

Самоактуализация ** ** ** ** * **

Счастье ** * ** * **

Рефлексивный компонент

Я - образ ** ** * **

Уверенность в себе ** * **

Локус контроля - Я ** ** * **

Локус контроля - жизнь ** ** ** ** **

Выраженность внутриличностного конфликта в сфере ** * ** *

«счастливая семейная жизнь»

Индекс рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере * * **

Примечания: 1 - структура ценностных ориентаций 2 - нравственные ориентации личности, 3 -степень выраженности ответственности; * р<0,05; ** р<0,01.

В контексте результатов проведенного исследования перед социальными институтами, и прежде всего, учреждениями высшего образования, стоит задача аргументированного психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения посредством развития у студентов ценностных ориентаций, направленных на ценности личной жизни, воспитания гуманистической и миросозидательной ориентации личности, высокой степени ответственности. Сенситивным периодом для психолого-педагогического воздействия на процесс семейного самоопределения студентов посредством развития ценностных ориентаций является юношеский возраст (от 17 до 19 лет). Посредством развития духовно-нравственной сферы студентов сенситивным периодом для формирования представлений о супружестве и ценности брачно-семейных отношений является юношеский возраст. Период ранней зрелости чувствителен к психолого-педагогическим воздействиям при становлении представлений о родительстве. В результате целенаправленного воспитания у студентов гуманистической и миросозидательной ориентации личности ранняя зрелость оказывается наиболее благоприятным периодом для развития смысложизненных ориентаций, представлений о временной перспективе, готовности к выполнению обязанностей в соответствии с семейной ролью, уверенности в себе, внутреннего локуса контроля. Развитие высокой степени ответственности способствует формированию таких составляющих регулятивно-поведенческого компонента семейного самоопределения, как представления о временной перспективе и распределении супружеских ролей при реализации семейных функций.

Материалы проведенного исследования и сделанные выводы могут быть использованы при разработке рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования и планировании мер по сохранению и развитию традиционных семейных ценностей в молодежной среде, дополняют содержание дисциплины «Психология семейного самоопределения» для направлений подготовки 37.03.01 - Психология и 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (профиль - психология образования), реализуемой на факультете психологии Астраханского государственного университета с 2016 г.

Литература

1. Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125-141. Б01: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141.

2. Дубровина И.В. Подготовка молодежи к семейной жизни, или «забытое» самоопределение // Вестник практической психологии образования. 2015. № 3 (44). С. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.