Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ'

ВОСПИТАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна, Андреенко Татьяна Александровна, Ткачева Елена Георгиевна, Нагайцева Ирина Федоровна

Введение. Развитие эмоциональной устойчивости у студентов, занимающихся спортом, сосредоточено на достижении наиболее высоких показателей. Поэтому для благоприятного психического процесса студенту необходимо развитие саморегуляции. Цель исследования - совершенствование процесса саморегуляции с использованием аутогенной тренировки в предсоревновательной деятельности. Результаты исследования. Эксперимент показал, что студенты, использующие в предсоревновательной деятельности навыки аутогенной тренировки, показывают стабильность в эмоциональном и психосоматическом поведении при воздействии внешних раздражителей. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных экспериментальных данных в целях оптимизации тренировочно-соревновательного процесса. Представленные результаты могут учитываться специалистами, организующими и осуществляющими деятельность спортсменов в тренировочных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна, Андреенко Татьяна Александровна, Ткачева Елена Георгиевна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SELF-REGULATION BY MEANS OF AUTOGENIC TRAINING IN STUDENTS

Introduction. The development of emotional stability in students engaged in sports is focused on achieving the highest indicators. Therefore, for a favorable mental process, the student needs to develop self-regulation. The aim of the study is to improve the process of self-regulation using autogenic training in pre-competitive activities. The results of the study. The experiment showed that students who use autogenic training skills in pre-competition activities show stability in emotional and psychosomatic behavior when exposed to external stimuli The practical significance lies in the possibility of using the obtained experimental data in order to optimize the training and competition process. The presented results can be taken into account by specialists who organize and carry out the activities of athletes in training situations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ»

Психологические науки

УДК 159.9:796.01

ВОСПИТАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ

Владимир Сергеевич Аров, доцент, Татьяна Геннадьевна Евтеева, доцент, Волгоградский государственный институт искусств и культуры; Татьяна Александровна Андре-енко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Ткачева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Федоровна Нагайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Валентинович Половодов, старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

Введение. Развитие эмоциональной устойчивости у студентов, занимающихся спортом, сосредоточено на достижении наиболее высоких показателей. Поэтому для благоприятного психического процесса студенту необходимо развитие саморегуляции. Цель исследования - совершенствование процесса саморегуляции с использованием аутогенной тренировки в предсоревновательной деятельности. Результаты исследования. Эксперимент показал, что студенты, использующие в предсоревновательной деятельности навыки аутогенной тренировки, показывают стабильность в эмоциональном и психосоматическом поведении при воздействии внешних раздражителей. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных экспериментальных данных в целях оптимизации тренировочно-соревновательного процесса. Представленные результаты могут учитываться специалистами, организующими и осуществляющими деятельность спортсменов в тренировочных ситуациях.

Ключевые слова: саморегуляция, аутогенная тренировка, упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p390-393

EDUCATION OF SELF-REGULATION BY MEANS OF AUTOGENIC TRAINING IN

STUDENTS

Vladimir Sergeevich Arov, the senior lecturer, Tatyana Gennadievna Evteeva, the senior lecturer, Volgograd State Institute of Arts and Culture; Tatyana Alexandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Tkacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Fedorovna Nagaitseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Valentinovich Polovodov, the senior teacher, Volgograd

State Social and Pedagogical University

Abstract

Introduction. The development of emotional stability in students engaged in sports is focused on achieving the highest indicators. Therefore, for a favorable mental process, the student needs to develop self-regulation. The aim of the study is to improve the process of self-regulation using autogenic training in pre-competitive activities. The results of the study. The experiment showed that students who use autogenic training skills in pre-competition activities show stability in emotional and psychosomatic behavior when exposed to external stimuli The practical significance lies in the possibility of using the obtained experimental data in order to optimize the training and competition process. The presented results can be taken into account by specialists who organize and carry out the activities of athletes in training situations. Keywords: self-regulation, autogenic training, exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Излишнее возбуждение и перенапряжение снижает возможность молодого человека добиваться каких-то определенных целей, как в спорте, так и повседневной жизни. Своевременное применение методов и приемов саморегуляции помогают молодёжи вос-

становить эмоциональное равновесие.

Особенно нуждаются в применении специальных приёмов целенаправленной саморегуляции те юноши и девушки, которые отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов, склонны к быстрой смене настроений под влиянием различных внешних обстоятельств, впечатлительные, эмоционально неустойчивые. Все это требует воспитания уверенности в преодолении эмоциональной напряженности.

Одним из методов саморегулирования считается аутогенная тренировка (аутогенная - сделанная для себя). Она связана с именем немецкого психиатра Иоганна Шульца, который в 1911-1920 годах разработал и опубликовал систему приёмов, которая помогает успокаиваться при повышенной возбудимости, ослаблять психическую напряженность, подавлять отрицательные эмоции тревоги, страха, опасения. Впоследствии этот метод был обобщен другими участниками с позиции материалистического учения И.П. Павлова [5]. В настоящее время аутогенная тренировка в её различных вариантах начинает входить в практику, как в практику многих спортивных специальностей, так и в практику саморегулирования различных жизненных ситуаций.

В зависимости от целей и задач применения метода аутогенной тренировки в различных отраслях человеческой практики должны быть, естественно, различны и методические приёмы [1, 2].

Российские ученые И.П. Павлов и В.М. Бехтерев обосновали методы внушения и самовнушения, которые входят в методику аутогенной тренировки [3].

При составлении фраз для самовнушения мы руководствовались следующим:

- все фразы самовнушения должны быть короткими;

- фраза должна быть утвердительной и конкретной, обращенной чаще всего к себе;

- необходимо исключить из употребления слова не будет и отрицательную частицу не [4].

Фразы самовнушения, которые мы рекомендовали, использовать спортсменам:

а) перед стартом

1) я совершенно спокоен...

2) я хорошо размял мышцы ног...

3) я уверен в себе .

4) сердце мое бьётся ровно...

5) я готов к забегу...

б) соперники на дистанции сильные, но я сильнее...

7) в своей победе уверен.

8) все будет хорошо...

6) для регуляции дыхания после старта

1) я успокаиваюсь.

2) я чувствую себя совершенно спокойно...

3) я дышу ровно и свободно...

4) весь мой организм отдыхает.

5) сердце бьется спокойно и ровно...

Методика работы с фразами состоит в том, что фразы можно дать спортсмену в распечатанном виде или записать на аппаратуру (диктофон, современные гаджеты).

Спортсмен проговаривает по несколько раз фразы, стремясь отчетливо создать мышечные, эмоциональные и другие ощущения, чтобы добиться покоя и расслабления. Интервал между фразами от 10 до 3 секунд. Фразы повторяются медленно по несколько раз.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Нами было организовано экспериментальное исследование на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Испытуемыми стали студенты-спортсмены по пауэрлифтингу в возрасте 18-20 лет, из которых 5 человек являлись мастерами спорта, а 5 - кандидатами в мастера спорта. Критерием эффективности проведенной работы является диагностика индивидуально-психологических особенностей поведения. В результате анализа психологического инструментария была выбрана следующая методика: «Психическая надежность спортсмена» (Мильман В.Э.). Цель методики: выявление устойчивости функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях.

Спортсменам предъявляются 22 вопроса для оценки 5 компонентов, составляющих спортивную деятельность - эмоциональной устойчивости, спортивной саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности-помехоустойчивости, эмоциональных реакций (стенические и астенические эмоции). На основе выбранного ответа проводится анализ соотношения характеристик чувствительности нервной системы к стресс-факторам, а также индивидуальных значений и особенностей каждого спортсмена.

Анализ результатов по методике «Психическая надежность спортсмена» до внедрения аутогенной тренировки в учебно-тренировочный процесс показал, что с точки зрения устойчивости во время соревновательного периода большая часть спортсменов эмоционально неустойчива: квалификация мастер спорта - 75%, квалификация кандидат в мастера спорта -50%. Это говорит о том, что у них происходят большие перепады в эмоциональном фоне, не поддающиеся их самоконтролю.

После внедрения аутогенной тренировке в учебно-тренировочный процесс полученные результаты по методике «Психическая надежность спортсмена» превышают количественный показатель первичной диагностики, что говорит об изменении эмоциональных регуляций во время предстартовой ситуации и в ходе спортивной борьбы, которые стали результатами проведения программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты эксперимента показали, что студенты, использующие в предсоревнова-тельной деятельности навыки аутогенной тренировки, показывают стабильность в эмоциональном и психосоматическом поведении при воздействии внешних раздражителей. Все, что связано с аутогенной тренировкой может быть использовано не только в период соревновательной деятельности, но и поможет добиваться жизненных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амплеева, В.В. Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов / В.В. Амплеева, А.Э. Юдин // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 761-765

2. Буйлова, Л.А. Технология использования аутогенной тренировки при подготовки студенческих баскетбольных команд / Л.А. Буйлова, А.В. Ежова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : материалы VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2018. - С. 144-148.

3. Высочина, Н.Л. Аутогенная тренировка как метод профилактики, восстановления и повышения работоспособности в спорте / Н.Л. Высочина // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2016. - №1. - С. 40-42.

4. Дмитриев, И.И. Аутогенные тренировки в качестве психической подготовки спортсменов к соревнованиям / И.И. Дмитриев, Д.С. Чемоданов // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 40-43.

5. Линькова, А.М. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных теннисистов 8-10 лет с использованием методов саморегуляции : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

Линькова, Анна Михайловна. - Москва, 2004. - 26 с.

REFERENCES

6. Ampleeva, V.V. (2016), "Features of the application of autogenic training in the psychological training of karatekas", Young scientist, No. 20 (124), pp. 761-765.

7. Buylova, L.A. and Yezhova, A.V. (2018), "Technology of using autogenic training in the preparation of student basketball teams", Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle: materials of the VII All-Russian Correspondence scientific and Practical conference with international participation, Voronezh, pp. 144-148.

8. Vysochina, N.L. (2016), "Autogenic training as a method of prevention, recovery and improvement of performance in sports", Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation, No. 1, pp. 40-42.

9. Dmitriev, I.I. and Suitcases, D.S. (2018), "Autogenic training as a mental preparation of athletes for competitions", Week of Science of SPbPU: materials of a scientific conference with international participation, St. Petersburg, pp. 40-43.

10. Linkova, A.M. (2004), Improving the effectiveness of the training process of young tennis players of 8-10 years using self-regulation methods, dissertation, Moscow.

Контактная информация: legko.tatyana@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2021

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск; Наталья Геннадьевна Петухова, педагог-психолог, Детский сад № 77, Челябинск

Аннотация

Введение. Статья посвящена экспериментальной проверке психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации. Цель исследования. В исследовании поставлена цель - экспериментальным путем подтвердить эффективность психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС № 77 г. Челябинска». Общая выборка испытуемых составила 12 педагогов в возрасте от 27 до 60 лет. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, формирующий эксперимент, тестирование по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон) в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. Исследование предполагало три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и заключительный. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают эффективность реализации разработанной программы коррекции эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации, внося тем самым существенный вклад в развитие практического аспекта исследуемой проблемы. Выводы. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и могут быть полезны педагогам и психологам, интересующимся вопросами повышения психологической безопасности личности педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, синдром эмоционального выгорания, дошкольная образовательная организация, психические состояния, педагог, психологическая безопасность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.