Научная статья на тему 'Воспитание основ нравственности в процессе педагогической деятельности'

Воспитание основ нравственности в процессе педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание основ нравственности в процессе педагогической деятельности»

- НАВСТРЕЧУ 90-ЛЕТИЮ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ!

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. А. Романова, канд. техн. наук, заведующая отделением «Технология продукции общественного питания» ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж» С. В. Кучерявенко, канд. филос. наук, преподаватель философии

Недавно закончившийся XX век назван веком научно-технического прогресса. Хотелось бы, чтобы термин «прогресс» означал не только умственное, но и нравственное развитие. Если прошлый век действительно способствовал умственному продвижению человечества вперед, то нравственного совершенствования не произошло, скорее наоборот, были утрачены многие нравственные ценности, сформированные человечеством за всю свою предыдущую историю.

Непросто сегодня работать в системе образования, когда смешаны и размыты казавшиеся незыблемыми ранее нравственные ориентиры, когда использование в образовательно-воспитательном процессе классических образцов мировой и отечественной культуры не достигает былого воспитательного эффекта в формировании всесторонне развитой личности, когда самому преподавателю порой непросто разобраться в происходящем и найти правильное педагогическое решение. Когда мы говорим о нравственности, то чаще волнует нас отсутствие нравственности. Мы ищем замысловатые пути, которые могут «повысить нравственность», критикуем и призываем систему образования и семью уделить больше внимания нравственности, а порок, страсти, зло растут быстрее, сводя усилия по «повышению нравственности» к нулю.

Перед современной школой встал ряд стратегических задач, причём одна из важнейших -сохранение нравственных позиций, способствующих освоению и осмыслению нравственных и культурных основ личности и общества, связи нравственных понятий и идеалов с поступками человека, с его повседневной жизнью.

Существуют разные уровни интеллектуального развития личности, её образования в прямом и переносном смыслах. Высшие уровни этой иерархии должно занимать нравственное и эстетическое образование. Если в иных областях образованность достигается в процессе информирования учащегося и оценки усвоенных им знаний, то задача нравственного образования, которая обычно в педагогической среде оценивается как прикладная (сопутствующая),

оказывается на порядок сложнее, а по актуальности значительно выше. Дело в том, что в нравственности, как и в целом в сфере общечеловеческой культуры, более высокий уровень развития достигается лишь при наличии внутренней волевой установки на расширяющийся спектр ценностей, которые должны возвышать человека над его биологическими потребностями. Обучение нравственности предполагает работу интеллекта, логики, личностное отношение обучаемого к содержанию знаний, самооценку и волевую саморегуляцию при принятии решений в русле соблюдения моральных норм.

Нравственное образование обеспечивает интеллектуальный и психический рост личности, оно осуществляется через доверие, сопереживание, компромисс и т. д. Оценки нравственного развития подрастающего поколения не могут носить абсолютно директивного характера, поскольку нравственность индивида - это очень тонкая материя, которая создаётся свободно и естественно, почти всегда незаметно. Её возрастание происходит особенно благоприятно в процессе доброжелательного общения, через отношения дружеского участия и взаимоподдержки. Однако этика учит пониманию того, что негативные проявления в поведении юной личности -это объективный процесс, в чём-то необходимая, хотя и негативная сторона её социализации, которая тем не менее поддаётся контролю и ограничению.

В последнее время в отечественной педагогике, причём на всех её уровнях, всё более отчётливо проявляется тенденция к социальной селекции. Возможно, это следствие выполнения некоего социального заказа со стороны новой российской государственной элиты и её структур, руководящих образованием. Однако в становлении гуманизма и нравственности не может считаться состоятельной педагогика, основанная на внеэтических - биологических или физических - механизмах естественного отбора.

Важной стороной нравственного обучения является социализация базовых этических принципов, признание индивидами согласия в глав-

НАВСТРЕЧУ 90-ЛЕТИЮ ПИОНЕРСКОИ ОРГАНИЗАЦИИ!

ных моральных нормах и добродетелях. Процесс усвоения нравственных знаний носит объективный характер и проходит через все формы социальных связей, начиная с семьи и вплоть до всемирной цивилизации. Формирование моральных ценностей в сознании молодой личности, думается, и есть самая актуальная задача педагогики, устремлённой в будущее. Осуществление образовательного процесса при этом должно строиться на нравственных принципах и отношениях между всеми его участниками, путём осмысления нравственных понятий через собственное поведение, через этический анализ повседневных поступков, через выработку планов достойных отношений, через адекватную оценку поступков и событий.

«В оркестре, исполняющем педагогическую симфонию, учителю по праву принадлежит роль первой скрипки, ведущей мелодию детской ду-

ши, проникающую в глубины человеческого сознания и чувства». И это действительно так. Личность учителя, его интеллект, культура, интеллигентность, патриотизм, гражданская позиция, авторитет определяют в большей степени нравственные качества юной личности. Уроки нравственности - это одна из главных составляющих духовно-нравственного и гражданского воспитания. «Влияние нравственное, - считал К. Д. Ушинский, - составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы и разъяснение каждому его личных интересов... Нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития». Но при отсутствии нравственности у взрослых в семье, в детском саду, в школе, в институте нельзя требовать от следующего поколения того, чего им не передали, а значит нравственность, в первую очередь, мы должны воспитывать в себе.

КТО ТВОРИТ ДОБРО?

М. В. Титтель, мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональное училище № 23», г. Калтан

С. Г. Логункова, мастер производственного обучения Н. Н. Муравлева, методист

В основе волонтерского движения лежит следующий принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Сегодня нет ни одной общероссийской молодёжной организации, подобной комсомольской и пионерской. В современных условиях развитие молодёжного волонтёрского движения становится одной из приоритетных задач. Очень много одиноких людей нуждаются в поддержке, помощи (моральной и физической), эту проблему может решить волонтёрское движение.

В Калтанском городском округе добровольческое движение получило широкое признание, в

течение многих лет ведется планомерная волонтерская работа. У нашей молодежи есть возможность применить свои способности и таланты. Главная задача - уделить больше внимания продвижению молодежных инициатив.

В ГОУ НПО ПУ № 23 волонтерское движение зародилось в 2004 году. В нем приняли участие ребята, которые добровольно решили посвятить часть своей жизни окружающим людям, помогая справиться им с жизненными трудностями, отдавая свою энергию, знания, время на решение проблем нуждающихся.

Участвуя в волонтерском движении, ребята формируют навыки работы в команде, повышают свой авторитет среди сверстников и взрослых, а так же утверждают чувство собственной значимости. Они посильно решают и городские проблемы, помогая ветеранам, инвалидам и престарелым людям, улучшая окружающую среду.

Традиционными в училище стали акции добра:

1. Помощь во время наводнения;

2. Шефская помощь детским дошкольным учреждениям № 23, № 24;

3. Акция «Забота»;

4. Акция «От сердца к сердцу»;

5. Акция «Посади дерево»;

6. Акция «Руки помощи»;

7. Акция «Подари тепло людям»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.