2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд [Электронный ресурс] // Библиотека научной и учебной лит-ры. - 1994. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/durkgeym_samoubiystvo/07.aspx.
3. Куликов В., Полякова Ю., Кризис среднего возраста [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/02/turmy.html.
4. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] // Психологос. - 2012. - Режим доступа: ht:tp://www.psychologos.ш/Ранние_браки.
5. Эткинд А. Общества и настроения. Индивидуализм, личность// Психология [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: www.xserver.ru /user/oinil.
6. Beauvois J.L. Individualisme, soiïsme: le second comme forme dégradée du premier [Электронный ресурс] // libéralisme ou démocratie: accueil. - 2010. -Режим доступа: http://liberalisme-democraties-debat-public.com/spip.php?ar-ticle35.
ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Ковынева М.В.*
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
В данной статье речь идет о воспитании у студентов ценностных ориентации путем вовлечения в волонтерскую деятельность, приобретении опыта позитивного взаимодействия с различными категориями населения, требующими внимания и заботы.
Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить.
И. Бергман
В период мирового экономического кризиса, в современной ситуации в экономической сфере, когда на первый план выходят финансовые возможности, идет поиск добывания денежных средств, остро возникает проблема реализации человечности, проблема поиска смысла жизни, проблема гуманного воспитания, проблема поиска путей реализации своего «Я» современному молодому человеку.
Современные, востребованные на рынке образовательных услуг образовательные учреждения, в нашем случае Донской государственный технический университет, одной из главных задач процесса образования и воспи-
* Начальник отдела по реализации молодежной политики Управления по воспитательной работе, доцент кафедры «Естественные науки», кандидат педагогических наук.
тания ставят задачу создания в вузе условий для образования будущих специалистов социально ответственными, активными гражданами, разносторонними специалистами, специалистами, во главу угла которых ставятся общечеловеческие ценности. Наша задача - воспитание личности гуманной, адекватной ситуации, неравнодушной к чужой боли, готовой прийти на помощь и стать активным соучастников процесса становления гражданского общества.
Необходимость гуманизации человеческих отношений, гуманистического переустройства человеческого общества, всегда остро осознавали многие мыслители. В частности, Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» к наиболее «радикальным гуманистам», независимо от религиозной или атеистической их ориентации, относит Будду, Христа, Экхарта, Маркса, Альберта Швейцера, многих других, в том числе себя самого.
Гуманизация отношений мирового сообщества с миром человечности должна стать смыслом жизни «каждого живого человека» по мнению Э.В. Ильенкова.
Человечность является практической реализацией гуманизма, предпосылкой, практической основой, опорой для формирования, выработки гуманистического мировоззрения.
Все названные позиции отражают главную идею воспитания - приоритет развития ценностных ориентаций, актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Каждая личность саморазвивается и самосовершенствуется далеко не в одиночку. Чтобы понять по правильному ли пути эта личность развивается, идет ли она верной дорогой, необходимо сверять свою деятельность, свой путь и результат с результатами себе подобных, своих сверстников, современников.
Предлагаемые отечественными и зарубежными педагогами модели «современного идеального человека» построены, главным образом, на ценностных ориентациях, где неотъемлемым элементом является духовность, успех, возможность самореализации.
Наряду с современной профессиональной подготовкой, мы стараемся дать студентам светлые морально-нравственные ориентиры, подлинные духовные ценности.
Именно поэтому, сотрудники Управления по ВРиМП нашего университета, сегодня пытаются решить нелегкие задачи воспитания. Многолетний педагогический опыт, слаженность действий всех участников образовательного и воспитательного процессов- сотрудников Управления, деканов, заместителей деканов и кураторов, дает свои позитивные плоды.
Актуальны и интересны, на наш взгляд, не только сами направления работы, не только их содержание, но и формы, и методы, технологии, которые помогают раскрыть это содержание, делают его интересным, значимым, важным для каждого молодого человека.
Поиск единомышленников, молодых людей, ищущих смысл жизни, равняющих себя на лучших представителей общества и приводит наших студентов в отряд волонтеров. Недаром и название своему отряду, родившемуся в техническом вузе студенты дали «Горящие сердца». Именно единомышленников, неравнодушных к судьбе других, способных понять и почувствовать чужую боль, объединяет отряд волонтеров. Сегодня это понятие прочно входит в нашу жизнь, становится модным и востребованным.
Так, по инициативе Управления, одним из важных и результативных направлений в этой связи было определено развитие благотворительной и шефской деятельности, которая позволяет эффективно вовлекать студентов в решение социальных проблем местного сообщества. Результативная работа педотряда волонтеров, способствовала созданию на базе нашего университета Центра студенческого волонтерского мастерства «От сердца к сердцу».
Университет заключил ряд шефских договоров с Социально-реабилитационным Центром для несовершеннолетних подростков города (городским приютом), детскими домами Ростова и Батайска с целью оказания не только финансовой помощи, но и образовательных услуг, причем силами и специалистов, и студентов-волонтеров. Заинтересованность и инициатива студентов в общении с детьми детских домов, детьми группы риска, превратилась или переросла в проект «Старший брат, старшая сестра» (сотрудничество, наставничество и шефская помощь воспитанникам). Участники проекта регулярно проводят для детей-сирот и детей из неблагополучных семей ряд мероприятий, в числе которых - «Праздник древонасаждения», семинары и психологические тренинги, концертные программы, ознакомительные экскурсии по ДГТУ Студенты провели для ребят мастер-классы по работе с компьютерами, привлекли детей к участию в праздновании Дня университета, проведении Недели искусств, фестиваля «Весна» и др.
Четвертый год при непосредственной помощи студентов-волонтеров успешно реализуется проект детского фонда «Виктория» по профориентации и самоопределению детей-сирот. Данный проект ставит целью информирование детей-сирот, в том числе детей группы риска, целому спектру профессий, проведение профпроб и профпрактик, вовлечение в мир профессий путем проведения целого ряда экскурсий на предприятия, в учебные заведения, повышение уровня профессионального самоопределения детей-сирот из целевых детских учреждений и расширение возможности их трудоустройства. В программу проекта входит не только обучение ребят основам различных профессий, но и предоставление разнообразного спектра рабочих мест и разных учебных заведений, где выпускники из детских домов могли бы продолжить обучение и приобрести специальность и профессию.
В последний учебный год студенты-волонтеры стали участниками реализации проекта фонда «Виктория» «Уралсиб дает надежду: образование-работа-жилье». Целью данного проекта является подготовка детей-сирот к поступлению в вузы. Ребята получают не только квалифицированные обра-
зовательные услуги педагогов вуза, но и получают опыт общения со студентами, позитивный пример, желание стать такими же, что несомненно, повышает их мотивацию к дальнейшему обучению и подражанию в смысле делания добрых дел, а значит, способствует формированию общечеловеческих ценностей.
Такие встречи - поездки не только помогают наладить контакт с ребятами, воспитанниками приюта, не только помогают им взрослеть и расти в позитивной среде и общении со старшими товарищами. Но и самим студентам, несомненно, дают полезный опыт сотрудничества, соучастия в важном событии, в ответственности за судьбу другого, помогают формировать семейные ценности.
Еще одна инновационная форма работы в последние годы стала популярной в нашем университете. Студенты как самого университета, так каждого общежития получили возможность стать участниками занятий-тренингов.
Не только узнать что такое права человека, толерантность, но и поработать над проблемой «как стать толерантным самому и помочь окружающим решить проблемы межличностного общения».
Такая форма работы актуальна не только потому, что помогает вникнуть в суть толерантности, не только потому, что студенты познают глубину проблемы и ищут пути ее решения. Как для самих студентов, так и для преподавателей, кураторов, важно общение со студентами в неформальной обстановке, на их территории, значимо решение данных проблем в совместной работе, обоюдный поиск путей выхода из сложных межличностных ситуаций.
Воспитанию духовной красоты, семейных ценностей, уважению к проблеме материнства, проблемам уважения старости, способствуют и последние акции, проведенные студентами-волонтерами «Цветы России молодым мамам» и вручение медалей со словами благодарности от молодого поколения в день пожилого человека.
В рамках благотворительной акции «Добрый май» участниками проекта становятся студенты вузов города и области. После обязательных занятий-тренингов, волонтеры приобретают опыт работы с разными категориями граждан, получают необходимые знания и умения и продолжают в дальнейшем решение актуальных проблем на местах. В процессе работы участники тренинга выявляют наиболее значимые для города социальные проблемы и намечают пути их решения совместно с местным сообществом.
Одним из последних направлений работы Центра волонтеров стала помощь людям с ограниченными возможностями, среди которых неслышащие дети, инвалиды-колясочники. Студенты-волонтеры обозначили ряд проблем, среди которых одна из видимых и главных - отсутствие доступной среды для людей с инвалидностью - колясочников. Наметили проблему и сразу стали ее решать.
Получив определенные знания, приобретя умения, заразившись идеей волонтерства, наши студенты стали пропагандировать эти направления сре-
ди молодежи области и ЮФО. Студенты-волонтеры ДГТУ создали агитбригаду для распространения идей волонтерства, для привлечения к данной важной проблеме как можно большего числа единомышленников.
За плечами Центра волонтерского мастерства три Школы обучения волонтеров, проведение ряда тренингов по добровольчеству, агитавтобус с программой тренингов, концертов и позитивного общения с молодежью Дона.
Одной из главных задач в воспитании молодого поколения, преподаватели нашего вуза видят задачу профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни. В рамках акции «Не отнимай у себя завтра» сотрудники отдела по реализации молодежной политики проводят ряд мероприятий, среди которых дебаты на тему «Наркоман - больной или преступник?» В дебатах принимают участие специалисты главный ГУЗРО «Наркологический диспансер», служители церкви, сотрудники правоохранительных органов.
И это далеко не все мероприятия, которые в нашем вузе стали традиционными и получили поддержку самих студентов. О популярности такого вида деятельности, говорят факты- ежедневно в педотряд приходят записываться по нескольку новых добровольцев, а это значит, что при их непосредственном участии, постепенно будут решены многочисленные социальные проблемы местного значения, значит, что будет снижен риск социальной напряженности, а вуз станет привлекательным местом не только для получения качественной, востребованной инженерной профессии, но и местом, настоящего социального взросления, гражданского становления молодого специалиста, будущего строителя нашего успешного завтра.
... ценностям мы не можем научиться -ценности мы должны пережить.
В. Франкл
Список литературы:
1. Борытко Н.М. Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека // Славянский педагогический собор: Тез. докладов I Международного конгресса. - Бендеры, 2002.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999.
3. Новые педагогические технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
4. Слободчиков В.И. Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании: Тезисы Международной научно-практической практической конференции 2002 г. в г. Новосибирске. - Новосибирск, 2002.
5. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Учитель, 2003.
6. Шоган В.В. Модульный подход в обучении: Ростов н/Д: «Феникс», 2004.