Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ТЕННИСИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ТИПА МЕЖПОЛУШАРНЫХ АСИММЕТРИИ'

ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ТЕННИСИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ТИПА МЕЖПОЛУШАРНЫХ АСИММЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ / ТИП МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микита Людмила Петровна, Отургашева Александра Сергеевна, Лузикова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются вопросы педагогических условий, на основе которых строится методика воспитания координационных способностей теннисистов групп начальной подготовки с учетом типа межполушарных асимметрий. В результате проведенного анализа выявлено противоречие между высокой значимостью координационной подготовки в настольном теннисе и отсутствием достаточной теоретической и методической основ, регулирующих особенности построения тренировочного процесса для спортсменов с различными межполушарными асимметриями.В связи с этим основным подходом координационной подготовки был выбран тренинг обеих сторон тела с акцентом на «ведущую руку», что позволило значительно расширить двигательные возможности спортсменов, улучшить уровень координации движений, обеспечило высокую надежность двигательного поведения в непредвиденных, экстремальных ситуациях. В результате проведенного эксперимента по исследованию по данному направлению определена эффективность методики воспитания координационных способностей с учетом межполушарных асимметрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микита Людмила Петровна, Отургашева Александра Сергеевна, Лузикова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES IN TENNIS PLAYERS OF PRIMARY TRAINING GROUPS, TAKING INTO ACCOUNT THE TYPE OF INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY

The article deals with the issues of pedagogical conditions, on the basis of which the methodology of educating the coordination abilities of tennis players of the initial training groups is based, taking into account the type of interhemispheric asymmetries. As a result of the analysis, a contradiction was revealed between the high importance of coordination training in table tennis and the lack of sufficient theoretical and methodological foundations regulating the features of the construction of the training process for athletes with various hemispheric asymmetries.In this regard, the main approach of coordination training was chosen to train both sides of the body with an emphasis on the «leading hand», which significantly expanded the motor capabilities of athletes, improved the level of coordination of movements, provided high reliability of motor behavior in unforeseen, extreme situations. As a result of the conducted experiment on research in this direction, the effectiveness of the methodology for the education of coordination abilities, taking into account interhemispheric asymmetries, was determined.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ТЕННИСИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ТИПА МЕЖПОЛУШАРНЫХ АСИММЕТРИИ»

Воспитание координационных способностей у теннисистов групп начальной подготовки с учетом типа межполушарных асимметрии

Микита Людмила Петровна,

к.п.н., доцент кафедры «Теория и методика физической культуры и безопасности жизнедеятельности» педагогического института Тихоокеанского государственного университета

E-mail: [email protected]

Отургашева Александра Сергеевна,

тренер-преподаватель МАУ СШ «Феникс» E-mail: [email protected]

Лузикова Татьяна Викторовна,

к.п.н., доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта Дальневосточного института управления филиала РАНХИГС E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы педагогических условий, на основе которых строится методика воспитания координационных способностей теннисистов групп начальной подготовки с учетом типа межполушарных асимметрий. В результате проведенного анализа выявлено противоречие между высокой значимостью координационной подготовки в настольном теннисе и отсутствием достаточной теоретической и методической основ, регулирующих особенности построения тренировочного процесса для спортсменов с различными межполу-шарными асимметриями.

В связи с этим основным подходом координационной подготовки был выбран тренинг обеих сторон тела с акцентом на «ведущую руку», что позволило значительно расширить двигательные возможности спортсменов, улучшить уровень координации движений, обеспечило высокую надежность двигательного поведения в непредвиденных, экстремальных ситуациях. В результате проведенного эксперимента по исследованию по данному направлению определена эффективность методики воспитания координационных способностей с учетом межполушарных асимметрий.

Ключевые слова: образование, координационные способности, юные теннисисты, тип межполушарной асимметрии.

о с

U со

Вопрос развития координационных способностей и включения их в тренировочный процесс остается актуальным, и в настоящее время ведется работа по поиску наиболее эффективных методов развития ключевых координационных способностей, актуальных для данного вида спорта. Это особенно важно для видов спорта, в которых координационная подготовка является отдельным процессом, например, в настольном теннисе.

Большинство двигательных задач требуют участия нескольких координационных способностей в той или иной степени. Даже движения, требующие точности, занимают лишь доли секунды, но они требуют реактивных способностей, таких как слежение, выбор и предвидение, а также способности различать и измерять силу и пространственные параметры движения, и способности удерживать равновесие, чтобы не сбить механизм прицеливания. Поэтому тренировка координации у спортсменов, особенно на начальных этапах подготовки, должна быть тщательно спланирована.

В целом можно сделать вывод о том, что наиболее обширный материал, касающийся особенностей воспитания координационных способностей, собран по таким видам спорта как футбол, единоборства и гимнастика, между тем для настольного тенниса вопрос воспитания координационных способностей стоит не мене остро. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В результате проведенного анализа выявлено противоречие между высокой значимостью координационной подготовки в настольном теннисе и отсутствием достаточной теоретической и методической основ, регулирующих особенности построения тренировочного процесса для спортсменов с различными межполушарными асимметриями.

Проблемами эффективного построения тренировочного процесса, направленного на воспитание способностей связанных с координацией на разных этапах спортивной подготовки посвящены многие работы [1, 3, 4, 5, 7], но основной материал посвящен таким видам спорта как футбол, баскетбол, единоборства и гимнастика.

В ходе педагогического наблюдения мы обнаружили, что тренеры, работающие со спортсменами в группе начальной подготовки, уделяют внимание нескольким ключевым направлениям. Это повышение уровня общей физической и функциональной подготовленности, развитие скорости, гибкости, ловкости и специальной выносливости, совершенствование тактических навыков, совершенствование индивидуальной и парной тактики, приобретение соревновательного опыта.

Несомненно, современную игру в настольный теннис характеризует высокая скорость полета мяча, требующая быстрых движений рукой, высокой скорости перемещений, способности предугадывать намерения соперника, вместе с тем успешный прием мяча просто невозможно осуществить без хорошей простой и сложной реакции на движущийся объект, а также способности дифференцировать силовые, временные и пространственные характеристики движения в соответствии с заданными условиями [3]. Но, несмотря на это, координационной подготовке не отведено особое место в системе подготовки спортсменов. Следует отметить, что координационная подготовка в основном осуществляется «побочно», в процессе воспитания кондиционных способностей, что подтверждается и результатами проведенного анкетирования на тему «Воспитание координационных способностей спортсменов группы начальной подготовки в настольном теннисе».

Результаты анкетирования показали, что 70% опрошенных тренеров-преподавателей считают, что в процессе учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки спортсменов, занимающихся настольным теннисом, наибольшее внимание должно быть уделено воспитанию кондиционных способностей и лишь 30% считают более приоритетным воспитание ловкости.

Оценка имеющейся информации о средствах и методах воспитания координационных способностей также оказалась неутешительной. Респондентам было предложено по шкале от 1 до 10 оценить качество информации по критериям «доступность», «актуальность», «достоверность», «значимость», где 10 - это наивысшая оценка критерия.

Так, критерии доступность и актуальность получили средний балл 3,4. Более высокий балл, а именно: 8,0 получил критерий «достоверность» из чего следует лишь, то, что имеющаяся информация, по мнению респондентов, не противоречит положениям теории и методики физической культуры и иных смежных дисциплин. Информация по критерию «значимость» также получила достаточно низкую оценку - 4,5 балла.

Наиболее значимыми специфическими координационными способностями большинство опрошенных (70%) считают кинестетическую дифференциацию, реакцию и ловкость, 30% указали на необходимость развивать специфические координационные способности комплексно.

В процессе воспитания координационных способностей спортсменов все опрошенные тренеры-преподаватели используют дополнительные снаряды, приспособления, в основном применяются: координационная лестница, мячи для баскетбола, возвратная доска, скамейка.

В качестве общего средства воспитания координационных способностей спортсменов группы начальной подготовки 80% опрошенных преимущественно используют упражнения различной координационной и психомоторной сложности, 20% считают наиболее эффективным средством вос-

питания координационных способностей являются спортивные игры.

Преимущественно имитационными упражнениями, как специфическим средством воспитания координационных способностей, пользуются 90% опрошенных, 10% в основном используют ситуационные комбинации. Такое соотношение ожидаемо и объясняется уровнем функциональной подготовленности спортсменов группы начальной группы.

В ответ на вопрос об использовании в процессе учебно-тренировочных занятий нагрузок на «не ведущие» конечности 80% опрошенных отметили, что такие нагрузки используются периодически редко (при этом в основном используются нагрузки на «не ведущую» руку), 10% не используют нагрузки на «не ведущие» конечности вовсе и лишь 10% отметили, что часто используют такие нагрузки в процессе тренировочной деятельности.

На вопрос анкеты о наиболее предпочтительном типе межполушарного взаимодействия в настольном теннисе 70% респондентов ответили, что считают наиболее перспективными спортсменами «левшей», а 30% считают, что тип межполушарно-го взаимодействия не имеет значения.

Флориан Лоффинг из Университета Ольден-бурга в Германии занялся этим вопросом и обнаружил прямую зависимость между процентом успешных леворуких спортсменов и требованиями к времени реакции. [8]

Широко распространено мнение, что при большем количестве «правшей» в популяции (предпочтение правой руки в среднем выявлено у 88,2%людей). К стилю игры спортсменов-левшей приспособиться труднее просто потому, что практики тренировочной и соревновательной игры с такими спортсменами значительно меньше, отчасти такое мнение правдиво, но не для всех видов спорта. Ученый выяснил, что левору-кие спортсмены действительно имеют преимущество перед праворукими, но лишь в тех видах спорта, в которых необходима высокая скорость реакции (бейсбол, крикет, настольный теннис) [2].

Установлено, что при выполнении завершающих ударов скорость полета мяча достигает в среднем 140 км/ч, однако были зафиксированы отдельные показатели до 180-200 км/ч. При срезках же мяч летит в среднем со скоростью до 25 км/ч, рука при выполнении быстрых ударов движется со скоростью 60-70 км/ч, а мяч делает при сильных топ-спинах до 170 оборотов в секунду или до 10 тысяч - в минуту. Во время удара длительность взаимодействия мяча с ракеткой всего 1/1000 секунды, а путь на ракетке он проходит (при разных ударах) - от 0,2 до 1,0 см. [3].

При такой скорости у спортсменов-правшей просто не остается времени, чтобы подстроиться под стиль игры спортсменов-левшей, что дает последним преимущество.

Таким образом, тип межполушарного взаимодействия (в частности «ведущая» конечность (рука)) в настольном теннисе играет существен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ную роль, при этом, по-нашему мнению, обучение двигательным действиям должно осуществляться с учетом типа межполушарной асимметрии.

Исследователи в различных областях, включая спортивную медицину, спортивную физиологию, спортивную психофизиологию и спортивную генетику, заинтересованы в учете индивидуально-типологических различий в подготовке спортсменов. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, все еще существуют вопросы относительно наиболее эффективных методов учета этих различий и выбора наиболее влиятельного фактора среди них для конкретных видов спорта и различных этапов многолетней спортивной подготовки. Согласно обзору научной литературы, тренеры и педагоги при разработке методов дифференциации внутри групп могут опираться на один или два значимых фактора, таких как тип нервной системы, морфотипологические различия (например, рост, вес) и тип асимметрии полушарий (далее ТМА) в каждом виде спорта. [6]

На основании вышеизложенного с целью совершенствования координационной подготовки спортсменов, занимающихся настольным теннисом, нами была предложена соответствующая методика, базирующаяся на учете типа межполу-шарной асимметрии.

В учебнике по нейропсихологии Хомской описывает межполушарную асимметрию мозга как качественное различие во вкладе левого и правого полушарий в каждую психическую функцию. Мозговая организация высших психических функций в левом и правом полушариях также имеет различия [9].

У человека есть несколько асимметрий, и мы можем классифицировать их на основе их функциональных особенностей, таких как межполу-шарная асимметрия и функциональная специализация полушарий. Асимметрии в двигательной сфере часто связаны с ведущей рукой. Существуют различные обозначения доминирующей руки, включая праворукость, леворукость, амби-декстрию и смешанную руку [2].

Муниципальное автономное учреждение спортивная школа «Феникс» провела исследование в 2020-2021 годах, организовав две группы: экспериментальную и контрольную. При разработке методики совершенствования координационных способностей юных теннисистов за основу были взяты работы Буянова, Горской, Аверьянова, Кондакова [6].

Основной подход, выбранный для тренировок, заключался в акцентировании внимания на обеих сторонах тела, с упором на «ведущую» сторону. Мы считаем, что это расширит двигательные возможности спортсменов и улучшит их координацию, что приведет к более надежному двигатель-5 ному поведению в непредвиденных ситуациях. Та-5 кой подход также помогает предотвратить травмы £3 за счет снижения чрезмерной нагрузки на «веду-еЗ щую» сторону тела. Хорошо известно, что в визг дах спорта, где задействованы как «рабочая», так

и «нерабочая» стороны, например, в настольном теннисе, у спортсменов может развиться функциональная асимметрия мышц, которая может повысить результативность, но также привести к разрушению тканей и травмам.

Для реализации нашего метода мы использовали различные упражнения на координацию, которые требовали одновременного или последовательного действия обеих сторон тела. Мы также активно тренировали «ведущую» и «не ведущую» стороны тела и применяли упражнения на координацию с акцентом на «ведущую» сторону, используя «нетипичные» сигналы для инициации движения и варьируя скорость выполнения.

Внедрение изложенных методических подходов осуществлялось постепенно, в соответствии с принципом «от простого к сложному», так освоение новых упражнений начиналось с «ведущей» стороны (соотношение 50:50).

Все упражнения, вошедшие в методику условно были разделены на 3 группы:

• Упражнения с предметами (индивидуальные);

• упражнения с предметами (парные);

• специальные упражнения у стола.

Все упражнения, выполнялись как «ведущей», так и «не ведущей» рукой, в зависимости от этапа внедрения и степени проявления координационных способностей теннисистов.

С учетом периода начала педагогического эксперимента (февраль 2021), наибольшее время в процессе воспитания координационных способностей юных теннисистов было отведено на имитационные упражнения, ситуационные комбинации и соревновательные упражнения.

В качестве методов воспитания координационных способностей юных теннисистов наиболее часто использовался метод строго регламентированного упражнения и метод сопряженного действия.

Для определения однородности контрольной и экспериментальной групп мы провели тестирование, по результатам которого были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Для оценки уровня координационных способностей, нами использовались тесты, входящие в Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «настольный теннис» (2018 г.). Также был использован тест, который не является федеральным стандартом, но позволяющий оценить специфические для теннисистов координационные способности, в частности, быстроту реакции.

Сравнительные результаты уровня координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах до начала педагогического эксперимента.

Юные теннисисты контрольной группы занимались по учебному плану спортивной школы. На протяжении всего периода обучения нами был применен способ тренировки, предусматривающий направленное усиление работы ведущей «стороны», при этом воздействие на не ведущую «сторону» не осуществлялось.

Теннисисты экспериментальной группы занимались по специально разработанной методике воспитания координационных способностей с учетом ТМВ, который предусматривает усиление обеих сторон тела с акцентом на ведущую. Занятия проводились четыре раза в неделю по 90 минут.

После проведения педагогического эксперимента, для определения эффективности разработанной методики, были проведены повторные тестирования.

Анализ полученных результатов после эксперимента свидетельствует о том, что общая динамика координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах имеет тенденцию улучшения. Однако, в экспериментальной группе отмечается достоверно больший прирост результатов по сравнению с контрольной группой. Так, в тесте «прыжки на двух ногах через скамейку» юные теннисисты экспериментальной группы в среднем выполняли прыжков 14,57 раза, то дети контрольной группы 12,14 раза соответственно. Аналогичные результаты были получены и по другим тестам. В «прыжках через скакалку» спортсмены экспериментальной группы в среднем на 3,71 раза выполняли больше прыжков, по сравнению с контрольной группой. В тесте «ловля падающей линейки» обнаружены также значительно выше результаты в экспериментальной группе. Захват линейки спортсменами экспериментальной группы был выше на 4,28 см, в сравнении с контрольной.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что воспитание координационных способностей у юных теннисистов является успешным, если учебно-тренировочный процесс осуществлять с учетом типа межполушарных асимметрий.

Литература

1. Аверьянов И.В. Оценка уровня развития кинестетических координационных способностей у футболистов на этапе спортивного совершенствования: учеб. пособие / И.В. Аверьянов И.Ю. Горская, В.А. Блинов. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2005. - 38 с.

2. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учеб. пособие / С.Г. Александров. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 62 с.

3. Барчукова Г.В. Критерии отбора перспективных детей в спортивные школы настольного тенниса: монография / Г.В. Барчукова. Москва: РГУФКСМиТ, 2015. - 160 с.

4. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в сложно-координационных видах спорта: методическое пособие / В.Л. Ботяев. - Сургут.: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. - 104 с.

5. Бурцева Е.В. Методика развития координационных движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки / Е.В. Бурцева // Новые технологии в спорте: наука и практика: Материалы Международной научно-практической конференции (17 декабря 2013 г.). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2013. - С. 94-97.

6. Горская И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. - 220 с.

7. Кондаков А.М. Технико-тактическая и координационная подготовка самбистов с учетом весовых категорий / А.М. Кондаков, И.Ю. Горская. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. - 200 с.

8. Разумникова О.М. Психофизиология: учебник / О.М. Разумникова. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2016. - 307 с.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES IN TENNIS PLAYERS OF PRIMARY TRAINING GROUPS, TAKING INTO ACCOUNT THE TYPE OF INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY

Mikita L.P., Oturgasheva A.S., Luzikova T.V.

Pacific State University; UIA Secondary school «Phoenix»; Far Eastern Institute of Management of the RANEPA

The article deals with the issues of pedagogical conditions, on the basis of which the methodology of educating the coordination abilities of tennis players of the initial training groups is based, taking into account the type of interhemispheric asymmetries. As a result of the analysis, a contradiction was revealed between the high importance of coordination training in table tennis and the lack of sufficient theoretical and methodological foundations regulating the features of the construction of the training process for athletes with various hemispheric asymmetries.

In this regard, the main approach of coordination training was chosen to train both sides of the body with an emphasis on the «leading hand», which significantly expanded the motor capabilities of athletes, improved the level of coordination of movements, provided high reliability of motor behavior in unforeseen, extreme situations. As a result of the conducted experiment on research in this direction, the effectiveness of the methodology for the education of coordination abilities, taking into account interhemispheric asymmetries, was determined.

Keywords: education, coordination abilities, young tennis players, type of interhemispheric asymmetries.

References

1. Averyanov I.V. Assessment of the level of development of kinesthetic coordination abilities in football players at the stage of sports improvement: studies.manual / I.V. Averyanov I. Yu. Gor-skaya, V.A. Blinov. - Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2005. - 38 p.

2. Alexandrov S.G. Functional asymmetry and interhemispheric interactions of the brain: studies.manual / S.G. Alexandrov. - Irkutsk: IGMU, 2014. - 62 p.

3. Barchukova G.V. Criteria for the selection of promising children in sports schools of table tennis: monograph / G.V. Barchukova. Moscow: RSUFKSMiT, 2015- - 160 p.

4. Botyaev V.L. Coordination abilities in the system of selection and prediction of successful specialization in complex coordi-

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

nation sports: a methodological guide / V.L. Botyaev. - Surgut.: Surgut State Pedagogical University, 2016. - 104 p.

5. Burtseva E.V. Methodology for the development of coordination hand movements in girls engaged in artistic6. Gor-skaya I. Yu. Coordination training of athletes: monograph / I. Yu. Gorskaya, I.V. Averyanov, A.M. Kondakov. - Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2015. -220 p.

6. Gorskaya I. Yu. Coordination training of athletes: monograph / I. Yu. Gorskaya, I.V. Averyanov, A.M. Kondakov. - Omsk: Si-

berian State University of Physical Culture and Sports, 2015. -220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kondakov A.M. Technical-tactical and coordination training of sambo wrestlers taking into account weight categories / A.M. Kondakov, I.Y. Gorskaya. - Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2012. - 200 p.

8. Razumnikova O.M. Psychophysiology: textbook / O.M. Razum-nikova. - Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2016. - 307 p.

9. Chomskaya E.D. Neuropsychology: 4th edition / E.D. Chom-skaya. - St. Petersburg: Peter, 2005. - 496 p.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.