Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности в США'

Воспитание гражданственности в США Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
680
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ОПТИМИЗМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ И САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗМ / УПОРНЫЙ ТРУД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / СВОБОДА / AMERICAN LIFE-STYLE / AMERICAN VALUES / EQUALITY IN OPPORTUNITIES / OPTIMISM / INDEPENDENCE AND SELF-SUFFICIENCY / INDEPENDENCE AND INDIVIDUALISM / PERSISTANT LABOUR / EFFECTIVENESS / PATRIOTISM / LIBERTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлева Анна Валерьевна

В данной статье рассматривается американский образ жизни, а также отражающая его американская система ценностей, сформированная в ходе исторического развития США. Проанализированы базовые ценностные установки, такие как свобода личности, равенство возможностей, устремленность в будущее, чувство независимости и самодостаточности, упорный труд и эффективность, материальное благополучие и патриотизм как национальная религия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The American life-style is considered in this article, as well as the reflecting it American value system having been formed during the historic development of the USA. Basic value utilities, such as personality liberty, equality in opportunities, aspiration for the future, sense of independence and self-sufficiency, persistant labour and effectiveness, material welfare and patriotism as the national religion, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности в США»

29 Подробнее см.: Base Stmcture Report, FY 2007 Baseline. - P. 6.

30 Подробнее см.: D. Ganser NATO's secietai-mies. - 2005.

31 Подробнее см.: BasevichAJ. The Long War. - New-York: Columbia Umvesity Press, 2007. -Pp. 328-329.

32 Подробнее см.: The Times. - 24.04.2009. - P. 41.

33 Подробнее см.: David feenberg. A Fistful of Contractors: The Case fora Pragmatic Assessment of Private Military Companies in Iraq, 2004; David feenberg. Shadow Force: Private Security Contractors in Iraq, 2008, Зарубежное военное обозрение. - 2004. - №8. - С. 18-20; http: //www. globalsecuritv. org/ miHtarv/world/para/pmc-list.htm.

34 Подробнее см.: Bacevich A.J. Указ соч. - Р 162.

35 Подробнее см.: http://en.wikipedia.onj;Aviki/ Private military contractor.

36 Подробнее о развитии БЛА см.: ВПК. -2009. - №16. - 29 апреля.

37 Подробнее см.: Arniada International. -2008. - Issue 5. - P. 4.

Библиографический список

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: Международные отношения, 1998.

2. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. The choice: global domination or global leadeiship / Пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. - M.: Международные отношения, 2004.

3. Иванян Э.А. История США. - М.: Дрофа, 2004.

4. Каст С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. - М.: РОС-СПЭН, 2001.

5. Киссинждер Г Нужна ли Америке внешняя политика. - М., 2002.

6. Мальков В.Н. Путь к имперству. Америка в первой половине XX века. - М., 2004.

7. Переслегин С. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М., 2006.

8. Уткин А.И. Американская Империя. - М., 2003.

9. Уткин А.И. Удар Американских богов. - М., 2006.

10. Bacevich Andrew J. American Empire: The Realities and Consequences of US Diplomacy. - 2002.

11. Chomsky Noam. Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance. - 2003.

12. Ferguson Niall Colossus: The Rise and Fall ofthe American Empire. - New-York, 2005.

УДК 811.111

А.В. Яковлева

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В США

В данной статье рассматривается американский образ жизни, а также отражающая его американская система ценностей, сформированная в ходе исторического развития США. Проанализированы базовые ценностные установки, такие как свобода личности, равенство возможностей, устремленность в будущее, чувство независимости и самодостаточности, упорный труд и эффективность, материальное благополучие и патриотизм как национальная религия.

Ключевые слова: американский образ жизни, американские ценности, равенство возможностей, оптимизм, независимость и самодостаточность, независимость и индивидуализм, упорный труд, эффективность, патриотизм, свобода.

В языке существуют слова, понятийные значение которых трансформируются во времени в зависимости от происходящих исторических событий и изменяющихся обстоятельств. С некоторыми из понятий происходят удивительные метаморфозы с впаданием в крайности и проявлением полярных реакций восприятия. Особенно интересно наблюдать за одними и теми же словами, содержащимися в разных языках и приобретшими отличные друг от друга оттенки за счет различия политических

режимов или культурных традиций. Вышесказанное хотелось бы проиллюстрировать на слове, которое используется в России как орудие борьбы для одних, печать клеймления - для вторых, символ преданности общественной идее для третьих, оправдание агрессивности для четвертых, определение чувства гражданской идентичности для пятых. Слово это - ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм (от греческого patriots - соотечественник) - чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© А.В. Яковлева, 2010

Отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. Патриотизм сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет в борьбе за процветание Отечества, свободу народа, прогресс культуры.

«I am proud to be American» - фраза, за которой стоят любовь и уважение к своей стране и которая впитывается американцами с младенческого возраста.

Американская демократия - это свобода, ограниченная рамками общественного мнения. А общественное мнение - важная сила, поддерживающая стабильность общества. Патриотизм начинается с дома. Как только человек реализует свою «американскую мечту» и становится собственником, его патриотические чувства обретают реальную основу и усиливаются естественным желанием улучшать и защищать дом. Но одновременно человек оказывается вовлеченным в сложную систему взаимоотношений с окружающими его людьми. Хотя американцы и называют себя свободными индивидуальностями, не считаться с мнением соседей они не могут.

Это совсем не значит, что нельзя совершать поступки вопреки массе, однако при совершении таких поступков начинают действовать социально-экономические рычаги прямого и косвенного давления общества и составляющих его общин на личность.

Взаимосвязь между людьми в пределах общин самая разнообразная, но именно на этом уровне образуются те культурологические связи, которые формируют сознание и мировосприятие. Чтобы не выбиться из привычной жизненной схемы, люди начинают действовать в соответствии с общественным мнением, подчиняя свою индивидуальность общепринятым нормам, становясь сторонниками и защитниками этих норм. Таким образом, проявление чувства патриотизма, начинаясь с дома, улицы, района проживания, фирмы, в которой человек работает, переносится на город, штат и в конечном итоге охватывает все американское государство. Американцы веруют в непогрешимость и правильность собственных идей демократии и пытаются распространять эти идеи по всему миру, искренне полагая, что это и есть единственно верный путь и иначе быть не может. Средний американец не подвергает сомнению правильность проводимой внешней политики, он убежден, что она идет на благо не только

Америки, но и тех государств, на которые эта политика направлена, да и всего мира в целом. Ближний Восток, Сомали, Югославия, Гаити -перечень стран, где в последнее время американцы пытались выступать миротворцами, будучи при этом всегда полны патриотических чувств.

Понятие «патриотизм» - составляющее звено жизни, элемент восприятия окружающей действительности и поведения. Американцы, похоже, даже не задумываются о значении этого слова. Патриотизм психологически удобен, он позволяет человеку сбалансированно жить в окружающем его обществе, склеивать социальные связи, если угодно, сглаживать конфликтные ситуации. Государство вносит свой вклад в укрепление и развитие патриотических чувств через прямую и косвенную пропаганду, средства массовой информации, школьное воспитание. Все это кажется удивительно знакомым. Да, проходили, так почему же столь различен результат? Причину полярного различия следует искать в стабильности (в первую очередь экономической) американского общества. Именно этот фактор укрепляет веру простых американцев в демократическую защищенность, праведность и непогрешимость идей, правильность проводимой политики. В таких условиях общество становится более идеологически управляемым, что часто используется властями в собственных интересах. Но это уже тема другого разговора. В целом же патриотизм дает положительный эффект в поддержании государственной стабильности столь необходимой обществу

Что объединяет нацию с формальной точки зрения? Флаг и Гимн.

Американский флаг для американцев, выражаясь фигурально, - мера всех вещей.

В Штатах флаги везде - в библиотеках, в офисах, в учебных заведениях. Легко представить себе лекционный зал с американским флагом в одном углу и флагом штата в другом.

«God Bless America» - гимн, символ нации. С первыми аккордами гимна все встают, и даже подпевают. Где его играют? Крупные развлекательные мероприятия обычно начинаются с гимна; если это концерт, то он может открываться исполнением гимна музыкантами.

И ещё хотелось бы добавить один факт, который говорит о многом. Выступая в конгрессе США с ежегодным посланием «О положении в стране», президент Буш представил перед теле-

камерами школьницу, которая прислала ему письмо с вопросом: «Что я могу сделать для своей страны?» Пресса оценила это как «домашнюю заготовку» президентских имиджмейкеров, хотя и признала её весьма удачной. Как бы там ни было, письмо эта девочка написала президенту не случайно. Воспитание патриотизма в США -дело общегосударственное, там на это брошены большие силы и средства. А вот в России стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В молодежной среде распространяются равнодушие, неуважительное отношение к государству, армии. Мы столкнулись со сложнейшей проблемой определения духовных ценностей,

и, если не позаботиться о систематическом, глубоко продуманном воспитании у нашей молодёжи чувства патриотизма, особенно у тех, кому предстоит быть в будущем защитниками нашей Родины, это может обернуться подлинным национальным несчастьем.

С годами американская нация становится все более и более многообразным народом, объединяя людей различных рас, национальностей, языков и вероисповеданий. Американское культурное наследие отличается таким же многообразием, как и сам американский народ. Но политическое наследие США есть не что иное, как представление жизни людей только по законам свободы, справедливости и равенства, как было указано в Декларации независимости и Конституции два столетия назад.

Положив в основу этот принцип, Томас Джефферсон создал систему образования не для избранных, а для всех граждан, «чтобы дать возможность любому гражданину самому судить, что будет являться защитой или угрозой для его свободы». Через поколение Алексис де Токвиль напомнил, что первоочередный долг - это «обучение принципам демократии». Он верил, что политический процесс есть не что иное, как отражение «идей и мнений, преобладающих среди людей». Он считал, что эти мнения и идеи являются «истинной причиной всего остального». Идеи, хорошие или плохие, оказывают влияние на все сферы жизни нации. Американцы придают положению де Ток-виля огромное значение. Они боятся, что молодое поколение американцев растет без такого обучения, которое необходимо для развития приверженности «взглядам и идеям», лежащим в основе демократического государства.

«Обучение для демократии» - это совместный проект Американской федерации учителей (The American Federation of Teachers - AFT), Сети по повышению преподавательского мастерства (The Educational Excellence Network), а также Дома Свободы (Freedom House). Они выступают за вклад особых усилий в повышение уровня преподавания основ демократического гражданского общества. Принимая во внимание трудности, стоящие перед современным обществом, необходимость повышения этого уровня становится очевидным.

Они призывают современные школы пытаться обеспечить такое образование для своих учеников, которое бы развивало в них преданность идеалам свободного общества. Их призыв основывается на следующих трех убеждениях.

Во-первых, демократия является наиболее оправданной формой человеческого правления, когда-либо созданной.

Во-вторых, не следует принимать распространение демократии, ее борьбу за выживание или ее несовершенность на практике как что-то само собой разумеющееся. Борьба за установление, сохранение и распространение демократии как в Америке, так и за границей, до сих пор остается основной драмой современной истории. Еще очень многое предстоит сделать, чтобы достичь справедливости и равноправия в обществе.

В-третьих, они убеждены, что выживание демократии зависит от способности передать новому поколению те политические идеи свободы и равенства в обществе, которые объединяют их как американцев. Для сохранения и развития демократии следует передать будущему поколению глубокую преданность политическим институтам, созданным основателями США для претворения этих политических идей в жизнь. Как сказал Джек Беатти (Jack Beatty) в статье «Новая республика», американский патриотизм основывается «не на крови и земле, а на ценностях, и эти ценности являются свободными и гуманными».

Такие ценности не являются ни ясными истинами, ни естественными традициями. Необходимо учить таким понятиям, как человеческое достоинство и свобода, равные права, социальная и экономическая справедливость, главенство закона, правда, лояльность к культурному и этническому многообразию, взаимопомощь, личная и гражданская ответственность, самообладание и самоуважение, то есть формировать личность посредством обучения гражданственности.

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

В рамках проекта «Обучение для демократии» были разработаны основные направления процесса повышения уровня обучения гражданственности в США.

Во-первых, гражданам следует знать основополагающие политические идеи, на основе которых построено многонациональное общество.

Для более глубокого понимания основополагающих идей студентам необходимо знать, как эти идеи зародились, кто являлся основоположником и кто повлиял на их создание, какие исторические условия побуждали людей так мыслить и благоприятствовали созданию этих идей, какие условия оказались неблагоприятными, какие теории о природе человека господствовали в те времена, какие существовали религиозные теории и теории о зарождении человеческого общества, каково значение и направление человеческой истории. Такой курс обучения просто необходим. Без него невозможно адекватно понять принципы управления государством.

Во-вторых, следует обратить внимание на факты современной истории: как демократические идеи развивались и применялись на практике; историю происхождения и развития демократического общества на Земле, его прошлое и настоящее; как оно смогло выжить; кто защищал его и почему; кто хотел его разрушить; какие экономические, социальные, культурные, религиозные и военные условия способствовали продвижению демократии; какие условия делали развитие демократического общества трудным, иногда невозможным.

В-третьих, гражданам общества необходимо осознавать состояние современного мира и быть готовыми к борьбе с трудностями, стоящими перед демократией сегодня, откуда исходит угроза современной демократии и какой выбор предстоит сделать.

Для развития грамотного политического мышления, способности каждого гражданина самому судить о моральной ценности вещей, необходим системный подход к изучению правительства и общества, сравнительного анализа идеологий и политических, экономических и социальных устройств, религиозных убеждений, которые сформировали общественные ценности и культуру.

Библиографический список

1. Блох М.Я. Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка.

2. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. - 2000. - №»4.

3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М., 1996.

4. Нуропов В.Е. Новые ценности образования. - М., 1995.

5. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. -1995. - №>6.

6. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культу-роведческие аспекты языкового образования. -М.: Еврошкола, 1998.

7. Современное политические сознание в США / Под ред. Ю.А. Замошкина, Э.Я. Баталова. - М.: Просвещение, 1980.

8. Харц Л. Либеральная традиция в Америке / Пер. с англ. Н. Кузнецовой. - М.: Инком, 1993. -286 с.

9. Шитикова Л.Ф. Гражданское воспитание: традиции, современные требования. - М., 2002.

10. American Democracy and the Authoritarian Tradition of the West. - N.Y., 1987.

11. Licona Th. Education for Character. - N.Y, 1992.

12. Kearny Edward. The American Way. - New Jersey: Prentice Hall Regents, 1984. - 258 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.