Научная статья на тему 'Воспитание гражданской компетентности будущих специалистов в вопросах интеркоммуникации средствами иностранного языка'

Воспитание гражданской компетентности будущих специалистов в вопросах интеркоммуникации средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРКОММУНИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / COMPETENCY / INTERCOMMUNICATION / CIRICNUNDCDNESS / DIDACTIC / VOCATIONALLY IMPORTANT SITUATIONS / PRODUCTIVE ACTIVITY IN CLASSES OF FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильичева Н. И., Галаганова Л. Е., Лежнина Г. В.

Статья рассматривает проблему гражданственности будущих специалистов гуманитарного профиля и возможностей профессионально значимых ситуаций на уроках иностранного языка как потенциала продуктивной профессиональной интеркоммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of civicmindedness of future specialists humanitarians and possibilities of didactic vocationally significant situations within classes as some potential of productive professional communicating in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской компетентности будущих специалистов в вопросах интеркоммуникации средствами иностранного языка»

УДК 378.017.4:[378.016:81’243]

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОПРОСАХ ИНТЕРКОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Н. И. Ильичева, Л. Е. Галаганова, Г. В. Лежнина

EDUCATING CIRICNUNDCDNESS AS COMPETENCY OF FUTURE SPECIALISTS WHILE INTERCOMMUNICATING BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGES N. I. Ilyicheva, L. E. Galaganova, G. V. Lejnina

Статья рассматривает проблему гражданственности будущих специалистов гуманитарного профиля и возможностей профессионально значимых ситуаций на уроках иностранного языка как потенциала продуктивной профессиональной интеркоммуникации.

The article considers the problem of civicmindedness offuture specialists - humanitarians and possibilities of didactic vocationally significant situations within classes as some potential of productive professional communicating in foreign languages.

Ключевые слова: компетентность, интеркоммуникация, гражданственность, профессионально значимые ситуации деятельности студентов на уроках иностранного языка.

Key words: competency, intercommunication, ciricnundcdness, didactic, vocationally important situations, productive activity in classes of foreign languages.

Тенденции в организации профессионального образования интенсифицируют процесс формирования новой модели специалиста, ориентированный на современный уровень его функциональных социокультурных компетенций, реализуя их и через коммуникативные компетенции, связанные с владением иностранными языками.

Новые возможности, виды и формы профессионального общения с использованием иностранных языков, главным условием эффективности которых, с нашей точки зрения, являются компетентность, инициативность, адекватное прогнозирование последствий деятельности, готовность к продуктивному взаимодействию; устойчивая мотивация к защите интересов кооперации с учетом взаимопонимания, уважения к культуре деловых партнеров по интеркоммуникации, учитывая и осознавая ценности, проблемы и достояния как своего государства, своей Родины, так и позитивные возможности конструктивной кооперации. Воспитание культуры интернациональных отношений и гражданственности вновь является частью государственной политики современной России [10; 5]. Условия жизни радикально изменили и расширили часть задач, стоящих и перед современным образованием. Перед высшей школой, например, встает задача подготовить будущих специалистов к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным строем и языковой культурой, демонстрируя свою принадлежность к инициативной конструктивной деятельности профессионалов своей страны и государства.

Считается, что конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться ее умением интегрироваться в глобальное мировое социально-экономическое пространство, представляя в этом мире интересы своего государства экспертами и креативными профессионалами с их технологиями продуктивной деятельности, knowhow (ноу хау) и проектами по кооперации.

С начала 90-х годов российское общество живет в условиях перехода от одной социальноэкономической системы к другой. Данный переход связан как с изменениями привычного уклада жизни, так и с изменениями в духовной сфере, связанными с переоценкой ценностей. В непрерывно изменяющейся современной России значима профессиональная компетентность специалистов, актуален вопрос о реальной самореализации конкурентоспособного специалиста с учетом его личностных карьерных амбиций и задач государства и общества в условиях интеркооперации рынка труда.

Показателями значимости компетентности являются изменения в сфере общественного сознания в различные периоды истории, которые свидетельствуют о том, что именно в компетентности заключены большие возможности развития и стабильности общества, поскольку они могут служить основанием для снятия конфликтов между поколениями и способствовать адаптации для эффективности процесса социализации личности и т. п.

Современная ситуация общественного развития актуализировала понятия «компетентность специалиста», «компетентность» и «компетенции». Среди подходов к определению этого понятия можно выделить у зарубежных исследователей - «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т. д. В отечественной науке профессиональную компетентность рассматривают, например, как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно», как обладание человеком «способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [13]; как «наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудицией и как постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки» [12]; как «профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности» [15]; как «потенциальную готовность решать задачи

со знанием дела» [14]. В качестве показателей профессиональной компетентности выделяют: общую совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков; умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; знание и программирование возможных последствий определенных действий; практический позитивный опыт эффективной деятельности в избранной сфере или смежных сферах; результаты труда специалиста; способность к композиционности и гибкость используемых технологий и методик; критичность и креативность мышления; профессиональная позиция в решении социально и личностно значимых проблем; индивидуально-психологические качества.

А. К. Маркова выделяет следующие виды компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная [13].

Е. В. Попова, исследуя компетентность как «интегральную характеристику», подчеркивает «большую значимость психологических качеств личности», которые «дополняются умениями («техниками»)» и, соответственно, на этапе формирования компетентности главная роль принадлежит задачам и технологиям совершенствования самой личности [14].

Н. В. Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической компетентности выделяет следующие компоненты:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся;

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность [11].

Для нас этот подход важен в связи с тем, что это

- модель деятельности преподавателей вуза, что важно для формирования компетентности будущих специалистов.

Как видим, исследуя компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям, другие - усвоению профессиональных умений, третьи - дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами, четвертые подчеркивают в содержании профессиональной компетентности личностные свойства [10].

К. А. Абульханова придает большое значение конкретно-предметным знаниям специалиста, ибо, по ее мнению, «именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности», и поэтому система подготовки специалиста должна обеспечивать, прежде всего, освоение соответствующих знаний, поскольку они являются необходимой предпосылкой для реализации процесса труда [15].

Анализ существующих научных исследований вопросов воспитания культуры интернациональных

отношений показывает, что эта проблема при преподавании дисциплин гуманитарного цикла рассмотрена в научной литературе в достаточной степени. Однако потенциал занятий иностранного языка в воспитании культуры интернациональных отношений (у нас - составляющая гражданственности) не получил всестороннего рассмотрения [3]. Учителя иностранного языка испытывают затруднения по реализации возможностей своего предмета в воспитании гражданственности и культуры интернационального общения [19; 9].

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации сегодня выступает компетентность молодежи в вопросах гражданственности. Постсоветский период в истории России привел к серьезным изменениям в ценностных ориентациях всех слоев населения. В сознание части молодых людей стали проникать эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм; распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, укрепилось мнение, что в современной России пока гордиться нечем.

Современные специалисты с гуманитарным образованием в век высоких информационных технологий (по их собственной оценке) обладают качественными знаниями и широким кругозором. Необходимо также указать, что студенты проявляют себя как прагматики, реализуя свои амбиции, отодвигая на перспективу тот опыт, который традиционно относился к категории общественно-полезного и целесообразного с позиции государства и его структур на местах, так как проблемы, где возможна и нужна их гражданская позиция, выходят за рамки их личных интересов. Многие из них пассивны и равнодушны к общественно-политическим проблемам, критически оценив их как ошибки и просчеты конкретных специалистов и номенклатурных работников, а что касается социокультурного опыта, как опыта конструктивного общения, то часть студентов часто испытывают затруднения при выборе как окружения, так и способов поведения в той или иной социально значимой ситуации.

Разрушение отлаженной системы воспитания стало одной из причин популярности в некоторых регионах РФ воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка; искаженного толкования понятий «Отечество», «гражданственность как жизненная позиция», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «космополитизм» и т. п. В столь непростой ситуации в социуме новой страны необходимо поэтапное формирование «российской гражданственности», где должны гармонично сочетаться конструктивные традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития нашего и мирового социумов.

Возвращение государства к проблемам системообразующих качеств личности через специально организованное воспитание связано с обозначением его приоритетных направлений - показатель, что это

- главное средство укрепления единства и целост-

ности РФ. Важным этапом на пути возрождения стала разработка государственных программ на 2001

- 2005 годы и на 2006 - 2010 годы, где фундаментом выделены, например, социо- и национальнокультурная идентификация личности как гражданина РФ, осознание своей принадлежности к определенной культуре и интериоризация ее ценностей, что важно и для высшей школы.

Важнейшими механизмами, обеспечивающими адекватные параметры культурной и гражданской идентификации, обозначено многое, в т. ч. иностранный язык и такие параметры, как бережное отношение к богатствам и ценностям своей страны как Родины; и те ситуации, когда фиксируются ограничения личных пристрастий для обуздания собственной страсти к благополучию. В совокупности - это часть средств духовно-интеллектуального восстановления величия России.

Сегодня гражданская компетентность идентифицируется с такими личностными качествами, как позитивное отношение к проблемам большой и малой Родины, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность (религиозная и национальная), общественно значимое гражданское поведение в преобразующей профессиональной деятельности.

Воспитательный потенциал курсов гуманитарных дисциплин как части высшего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом РФ «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации образования на период до 2010 г., Программа развития воспитания в системе образования до 2004 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», программы «Дети России» (2003 - 2006 гг.), «Молодежь России» (2001 - 2005 гг.) и др.), где «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» определены доминантными.

Современные стратегии гуманитарного образования выдвигают иностранный язык на одно из первых мест в развитии интеркоммуникации в системе социокультурных компетенций будущих специалистов. Многие педагоги и методисты сходятся во мнении, что не всегда реализуют возможности учебных предметов (в данном случае - иностранных языков) по формированию гражданской компетентности, поэтому мы специально останавливаемся на языковом образовании на гуманитарном факультете.

Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, передовая педагогическая практика в реализации задач воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала всех учебных курсов, иностранные языки имеют специфические аспекты в дидактике и методике.

Анализ исходных материалов, определяющих на сегодня требования к уровню и набору компетенций

в работе будущих специалистов гуманитарного цикла («историк») с материалами на иностранном языке показывает, что в наши дни дифференциация дидактических материалов становится своего рода акцентуацией в построении ситуаций деятельности студентов на занятиях. Основной социальный посыл к таким специалистам сегодня оформляется в терминологии компетенций и компетентности, чтобы подчеркнуть комплекс слабо реализуемых возможностей вуза и самой личности, которые позволяют быть адекватным требованиям рынка труда для осуществления результативной профессиональной коммуникации (через устные и печатные средства). Задачи высшей школы определены новым стандартом 2010 по специальности «историк» уровня «бакалавр», где при необходимости учета всего комплекса требований для преподавателей иностранного языка значимыми в их специфичности, в частности, признаются многие направления работы, а вот компетенции социокультурного порядка, связанные с развитием личности специалиста и гражданина своей Родины, не обозначены ни в прямом директивном варианте, ни подтекстом.

Все, что касается гражданской компетентности, куда и входят компетенции как составляющие системообразующих компонентов для специалистов гуманитарного цикла (в нашем случае историка или специалиста в общественно-политической сфере, в системе референтной деятельности, в образовании, в менеджменте международных связей и т. п.), то ее, на наш взгляд, и следовало бы в современном сложном мире определить доминантной.

Мы подчеркиваем, что эти, маркированные для развития компетенций студентов, указатели в государственном документе и потенциал вуза сегодня позволяют преподавателям иностранного языка сосредоточиться на супердоступных источниках информации в подготовке специалистов этих профилей.

В содержании основного учебного материала как спецдисциплин, так и общепрофессиональных зафиксированы: социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления и т. п.; и при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании таких базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. По нашему мнению, изучение гуманитарных дисциплин стимулирует и обеспечивает результативность в виде важных качественных изменений в социальнонравственном и общекультурном развитии, освоении основных методик саморазвития и самореализации.

Получается, что и качество содержания учебников, в особенности с точки зрения реализации их воспитательных функций, нейтрализация негативного влияния на молодежь СМИ стали составляющими и проблем высшей школы в целом и занятий по иностранному языку, в частности.

Нами сделана попытка раскрыть потенциальные возможности уроков иностранного языка в воспитании гражданской компетентности в высшей школе.

Мы провели анализ ряда УМК, используемых для преподавания английского языка, чтобы выявить их воспитательные возможности по формированию гражданственности и культуры интеркоммуникации. Мы рассматривали аутентичные материалы учебников издательств Longman, Macmillan, Oxford University Press. Эти учебники на российском рынке получили широкое распространение благодаря своим многочисленным лингвистическим и дизайнерским достоинствам и как альтернатива отечественным учебникам. Однако, несмотря на свою привлекательность, эти УМК обладают недостатками, которые не оказывают позитивного влияния на воспитание требуемых качеств в структуре гражданственности средствами иностранных языков.

Учитывая дефицит методических аутентичных материалов в наших УМК, учителя иностранного языка для работы по развитию чувства гражданственности и культуры интернациональных отношений реализуют такие рекомендации экспертов:

- дополнять аутентичные материалы учебников российскими реалиями за счет материалов из истории (обычаи, традиции, праздники, динамику политических систем, достопримечательности, выдающихся людей и пр.), показывающих роль и значение России на мировой арене, например, материалы зарубежных авторов из «Moscow News»;

- обсуждать особенности культурных, расовых, национальных отличий во взаимодействии народов России и всего мира;

- подбирать задания-проекты на сопоставление культурных отличий России и стран изучаемого языка, когда можно сравнивать зарубежные и российские проблемы, и реалии для совершенствования технологии интеркоммуникации;

- наполнять фактами о жизни сверстников в других странах, их увлечениях, проблемах, используя предлагаемый аутентичный материал учебников; позитивным материалом о разных сторонах жизни в России и за рубежом;

- включать материалы об общечеловеческих ценностях; морально-нравственные проблемы, обсуждая актуальность проблемы для современного мира и нашей страны;

- создавать ситуации для тренировки и формирования навыков межкультурного диалога.

Для понимания важности интеграции России в мировое сообщество используется анализ опыта специалистов других стран на благо своей страны, когда, например, традиции воспитания лучшей части молодежи в России и за рубежом через почитание государственных символов могут обретать характеристики методических материалов (знание отечественной истории, сохранение своих обычаев и традиций, гордость за свою страну, готовность к диалогу с другими нациями и государствами) позволяют обеспечить, например, акции, проекты для развития потребности студентов в активной деятельности по решению социальных вопросов, стоящих перед на-

шим обществом, интереса к проблемам страны, их системному анализу, поиску решений, прогнозов на выходы из разных ситуаций через взаимодействие специалистов.

Такие формы, как сюжетно-ролевые, познавательные, соревновательные игры реализуются через конференции, саммиты, встречи «представителей разных специальностей из разных стран» и т. д.

Например, работа с текстами для самостоятельного чтения из учебника «Английский язык для историков» по теме «Russia as a Great Power» с последующей подготовкой и проведением диспута по теме «Cultural rise in Russia during the reign of Peter the Great»; тема «Moscow, the Capital of Russia» с последующим проведением конкурса на лучшее сочинение по теме «Moscow is the cradle of the Russian state», по теме “Portrait of the Empress” с последующей презентацией докладов по темам:

1. Catherine’s contribution to the development of Russia.

2. The consequences of Catherine’s rule.

3. Russia accepted Catherine as its Empress.

4. The struggle of the Russian people against the army of the French invaders.

5. Russia as Napoleon’s golden dream.

6. The significance of the Borodino battle.

Тема «Histories Pages» с последующими эссе по темам:

1. Causes of the Decembrists’ uprising.

2. The influence of the Decembrists’ uprising on the subsequent history of Russia.

3. Heroic devotion of women who left a monument to Russian womanhood.

Тема «the Great Patriotic War» с конкурсом на лучшего переводчика аутентичного текста по данной тематике.

На уроках немецкого языка мы стараемся помочь студентам трансформировать их интерес и позитивное отношение к опыту нашего Отечества в актуальную деятельность. На I-II курсах факультета истории и международных отношений мы, исходя из ценностных ориентаций студентов по отношению к историко-культурному наследию России, их форм проявления уважения к своей истории, культуре, традициям, их стремления сохранять при этом значимость бесспорных общечеловеческих ценностей -родителей, семьи, дома.

На занятиях используются: отбор материала - в исторических источниках (на латыни, на европейских языках), зафиксированный на пленках и фото, на дисках и дискетах; коллективное чтение первоисточников, написание эссе, монологов, планов и программ проектов и просмотр видео и TV фрагментов, их обсуждение с экспертной оценкой, индивидуальные доклады, авторские фильмы, конференции, дискуссии, беседы.

На начальном этапе обучения (I семестр) мы работаем со студентами-историками над темами: «Meine Familie», «Meine Heimatstadt», «Russland», «Unsere Hauptstadt», «Meine Hochschule», «Ich bin Student der Fakultat fiir Geschichte und Internationale Beziemmgen» с просмотром видеофильмов: «Moskau

- Hauptstadt unseres Landes», «Meine Heimatstadt Kemerovo», «Unsere Universitat».

Работа с профессионально-ориентированными текстами начинается во II семестре (военная история российского государства, история русской армии). Примерная тематика текстов: «Geschichte Russlands», «Russland vor der Revolution», «Sowje-tische und postsowjetische Erinnerung an den Krieg 1941 - 1945 гг.», «Stalin-Kult lebt wieder auf» [20].

Co студентами II курса мы обсуждаем вопросы, связанные с фактами фальсификации отечественной истории. Студенты приводят фактический материал об исторических событиях, публикации архивных документов и средств массовой информации, подтверждающие достоверность исторических событий. Эта форма работы имеет значение для осмысления судьбы изменившегося Отечества, его прошлого, настоящего, будущего.

На уроках, посвященных проблемам современной России, нами используются материалы периодической печати. Тематика текстов: Jugend soil pa-triotisch erzogen werdenf [21].

История и победы российского народа в войнах и многонационального советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ) всегда остаются для университета и кафедр источником отбора материала, чтобы чувство сопричастности и гордости за величие русского народа, сохраняемые традиции российского государства обогащали эмоциональный опыт студентов.

Ко Дню Победы нашей Родины, как знаковому событию, студенты исторического факультета традиционно проводят конференции, посвященные этой дате, событиям этого периода, местам и людям родного края, пережившим и участвовавшим в этих великих для Родины событиях, например: политические события Германии и СССР накануне ВОВ (планы, стратегия, вооружение); два тирана одного времени; кузбассовцы на фронтах ВОВ; герои ВОВ; герои - кузбассовцы; Кузбасс - фронту; победа советского народа в ВОВ; фальсификация истории Второй мировой и ВОВ; историки и версии о ВОВ; задачи историков; история России, Советского Союза в измышлениях псевдоисследователей и определенной части населения; правдивая история - главная задача специалиста-историка.

На ежегодные конференции, посвященные Дню Победы, студенты приглашают тех ветеранов войны, с которыми работают в течение курса и более, собирая и систематизируя материалы о них, о тяготах жизни на войне и их семьях. Ветераны делятся своими воспоминаниями о войне в целом и деталях (эпизоды из их военной жизни и их военных подразделений). Такова одна из методик развития чувства сопричастности к героическому прошлому страны для получения репродуктивного и (одновременно) продуктивного опыта будущими специали-стами-историками.

Для этого, как показывает опыт, необходимо, работая с молодежью, использовать все потенциально результативные формы: актуальная помощь ветеранам ВОВ, тыла, участникам боевых действий;

организация встреч, бесед, общение о нелегком прошлом; встречи с участниками ВОВ и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне для общения в обсуждении фильмов и фрагментов выставок и ТУ материалов; акции и проекты, связанные с Днями Памяти защитников и сынов Отечества; тематические вечера, круглые столы; посещение музеев, выставок, экскурсий, театров; проведение торжественных мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, вечеров отдыха, сопровождаемых концертами и чествованием ветеранов и юбиляров; возрождение и развитие военноспортивных игр и соревнований.

В воспитании культуры интернациональных отношений как составляющей гражданственности мы разработали следующие задачи по направлениям работы в группах:

1) акцентуировать обобщенность в знаниях по вопросам политики, права, экономики, культуры;

2) анализировать материалы СМИ для прогнозирования явлений и событий в стране и во всем мире;

3) создавать условия для реализации толерантного отношения к поведению представителей других культур в процессе межкультурной коммуникации как на уровне суждений, так и действий;

4) показать важность изучения иностранного языка как средства профессионального разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России и россиян-специалистов в мире.

Встречи студентов в форме пресс-конференции или интервью с представителями иных культур важны для процесса формирования языковой компетенции, культуры интернациональных отношений через обсуждение принятых правил и норм поведения, прогнозируя пути развития отношений своих государств.

Соответствующий подбор видео- и аудиоматериалов о культурных особенностях разных стран, отрывки новостей, репортажей, ток-шоу предшествуют таким встречам.

Интернет, как один из главных источников информации о культуре интернациональных отношений, используется в качестве источника информации (тексты, записи, энциклопедии, словари, пресса) и в качестве средства коммуникации (чаты, электронная почта).

Телевидение и его технологии продолжают играть важную роль в жизни вузов на уровне дидактики через телепроекты, телешоу, телесюжеты, оказывают положительное влияние на психологический климат в группах, на межличностные отношения студентов (общие интересы, знания об индивидуальных и государственных сверхинтересах, об особенностях друг друга), на взаимоуважение и это, в целом, стимулирует познавательные процессы в освоении программных курсов истории России и других стран, политических, экономических, культурных событий в мире, используя СМИ как источник этих знаний; способствует улучшению качества знаний иностранного языка, стимулируя его изучение.

В программах иностранный язык рассматривается как средство коммуникации и приобщения к опыту и культуре народов других стран с анализом таковых в культуре своей страны и других стран; к культуре и традициям стран изучаемого языка (Германия, Австрия, Великобритания, США, Канада, Австралия); к опыту выдающихся личностей стран (ученые, исследователи, писатели); к особенностям речевого этикета в деловой сфере; к технологиям письменной речи (деловое, резюме, заявление-письмо, письмо-запрос), что в совокупности реально выступает материальной базой в реализации гражданской компетенции.

С нашей точки зрения, важнейшие возможности и условия развития коммуникативных компетенций в работе с материалами на иностранном языке заложены в учебном материале, в его связи с общепрофессиональными и специальными предметами, чтобы активизировать опыт конструктивно анализировать социально-политический потенциал гражданского общества для повышения у будущих специалистов уровня компетенций в той работе, где гражданственность - составляющая социокультурной компетентности.

Позитивная динамика в развитии у студентов опыта осмысления особенностей социально-политической деятельности в государстве, обществе, стране - результат такой практики. Наряду с задачей дальнейшего развития коммуникативных компетенций студентов - будущих специалистов, ставится задача формирования основ языка профессиональной коммуникации через навыки перевода для аннотирования и реферирования текстов по специальности в рамках диалога культур. Большое значение имеют тексты, рассказывающие о профессиональной деятельности выдающихся личностей, о специалистах, о жизни студентов, их окружении, учебе, работе на производстве независимо от страны.

Точкой отсчета в реализации связей дидактических единиц как компонентов системы компетенций и компетентности личности будущего специалиста являются специальные предметы (содержание труда и его структура), точнее, - способы соотнесения каждого элемента, входящего в структуру общеобразовательных и общеспециальных предметов. Общеобразовательные предметы, к коим относился когда-то и иностранный язык, подготавливают сегодня студентов к изучению в литературе на иностранных языках содержания труда и средств реализации профессиональных задач для прогноза динамики спроса и отношений на современном рынке труда.

На наш взгляд, направлениями воспитательнообразовательной деятельности для развития всего комплекса компетенций студентов, включая гражданственность как синтез компетенции как результат обучения иностранному языку являются: а) репродуктивная и продуктивная работа с печатной информацией по специальности различных видов и типов в т. ч. net системах; б) изучение профессионально направленных лексико-грамматических тем в системе видео- и аудиовариантов восприятия материала для репродуктивной и продуктивной работы; в) внеаудиторная работа.

Мы разрабатываем технологию организации уроков и его фрагментов в виде профессиональнозначимых ситуаций (ПЗС) и проектов как их составляющих: а) выступления-презентации; б) презентации модели деятельности рисунками, фотографиями; в) презентации всех этапов проекта и т. п.

Проекты выполняются индивидуально, в парах или в группах, обычно в рамках самостоятельных заданий по различным темам: реализация прав, экология, достопримечательности, исторические события, политические новости, особенности гражданственности и интеркультуры, образование, спорт, медицина, национальные кухни и культура консервативности народов мира, семья и брак.

В начале осуществления заданий, проектов преподаватель-эксперт - это инициатор в регулятивноорганизаторской функции, консультант по отдельным вопросам, координатор действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта, член экспертной группы.

Важно заметить, что именно в ходе работы над проектами студенты развивают общекультурную и речевую компетентность, реализуют диалог культур, развивают и реализуют свою гражданскую позицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса и бесед со студентами показали, что будущие специалисты сфер общественной деятельности, историки (92 %) осознают значимость компетенций в работе с материалами на иностранном языке для реального продвижения по карьере. Амбициозность последних просматривается в их готовности работать дополнительно во всех видах речевой деятельности на иностранном языке для развития этих компетенций, которые, конечно, и есть тот продуктивный потенциал чувства принадлежности к опыту своей страны, ее системных отношений в мире, как составляющий гражданственности.

Большое значение имеет и методическая готовность специалиста, что является и критерием сфор-мированности профессионально-коммуникативных компетенций и важным показателем успешной рациональной деятельности специалиста - гражданина своей страны.

За основу в анализе необходимых изменений в процессе подготовки специалиста мы взяли сформулированные особенности процесса подготовки специалиста на современном этапе развития вузовского образования и критерии сформированности профессиональных компетенций как значимые отправные моменты при разработке технологии профессиональной подготовки специалистов, чтобы обеспечить их рациональную позитивную динамику к успеху в производственной деятельности [8].

Технология включает в качестве функциональных структур педагогической доминанты: мотивацию студентов на овладение иностранными языками и сфор-мированность коммуникативных умений; квазипро-фессиональную деятельность студентов как содержательно-функциональную базу их лингво-

коммуникативных компетенций и поведенческих в плане гражданственности; систему теоретических курсов по всем компетентностным направлениям модели специалиста и обеспечивающих содержание профес-

сионального образования в плане развития профессиональной идентификации как гражданина России и методической готовности; поэтапную экспертизацию уровня профессиональной подготовки студентов на основе критериев; конкурсный подбор преподавателей в качестве профессионалов-экспертов, с точки зрения их профессионально-коммуникативных и социокультурных компетенций; современные дидактические интерактивные средства коммуникации; лингвокоммуникативную активность студентов, обеспечивающую им результативность, самостоятельность и успех в выборе средств коммуникации на иностранных языках (в нашем случае - английский и немецкий языки) в качестве основы их профессиональнокоммуникативных компетенций, где гражданственность и социализация - системообразующие; их индивидуальные творческие решения о проектах в плане успешности и их конкурентной валидности.

Мы рассматривали самостоятельную деятельность студентов с языковым материалом как результат проявления их умений соотносить языковые средства с конкретными ситуациями и задачами аналитической продуктивной деятельности.

Например, в рамках модульной организации материала программ мы попытались разработать технологию подготовки специалистов-гуманитариев (специальность 030701), у которых иностранные языки - доминантная составляющая компонента социокультурных компетенций в их будущей профессиональной деятельности.

Квазипрофессиональная деятельность студентов рассматривалась и рассматривается нами как необходимое условие эффективного овладения знаниями и способами получения практического успеха в предполагаемой профессиональной сфере. Поэтапное развитие опыта профессиональной активности специалиста - гражданина средствами иностранного языка означает в нашем случае - воспитание у студентов таких профессиональных качеств личности как инициативность в поиске информации, путей и средств для решения социальной проблемы, в подборе и смене способов решения ситуативных задач в связи с проблемой; а также самостоятельность и гражданственность в анализе всех составляющих своей проблемы, с одной стороны, и коммуникабельность в процессе поиска партнеров при затруднении или необходимости решать проблему на основе индивидуально разработанных компонентов проекта, с другой стороны.

По нашим наблюдениям, для обеспечения результативности в творческой самостоятельной деятельности на этапе профессиональной подготовки студентов вышеуказанной специальности оказалось необходимым:

- четкое выполнение требований программы с учетом разных уровней подготовленности студентов по иностранному языку «на старте»;

- положительная динамика в развитии умений студентов анализировать события и факты в области общественной и социально-экономической жизни с позиций гражданственности и проявляя толерантность;

- мотивация студентов на самореализацию потенциала;

- опыт и мотивация оценивать результаты индивидуальной деятельности по различным критериям, включая гражданскую позицию;

- интерес к неординарным социально значимым поступкам и действиям, равно как и суждениям людей.

При наличии таких исходных данных реализация нашей программы по развитию творческой самостоятельной деятельности студентов (как граждан РФ) через ПЗС на занятиях и проекты обеспечивают положительный результат к выпускному курсу на специальности «Международные отношения». Студенты принимают участие в конкурсах проектов по ряду направлений, связанных с их гражданской позицией в анализе действительности, и проектах для совершенствования таковой:

- общественно-политическое: «Гражданское общество и национальное самосознание», «Что значит быть гражданином России», «Твоя малая Родина», «Проблема международных отношений», «Английский язык как средство межкультурной коммуникации»;

- глобальность проблем планеты и социальных институтов: «Глобальные проблемы планеты и Кузбасс», «Природные и техногенные катастрофы», «Терроризм и угроза терроризма»;

- условия самореализации специалиста и траектория социально-личностного развития: «Как я могу организовать свою жизнь и карьеру на пользу себе и своей малой Родине», «Публичные выступления», «Карьера и дипломатия в практике менеджеров разных уровней», «Создание предприятий малого бизнеса для развития региональной экономики», «Совершенствование системы управления процессами развития социально-экономической инфраструктуры в Кузбассе».

Традиционные заключительные конференции по модулю, по секциям экспертов, аналитиков, репортеров, стажеров и т. п. позволяют продемонстрировать уровень компетенций будущих специалистов с учетом критериев таковых.

Программа позволяет реализовать принцип функциональности дидактического материала в процессе подготовки специалиста нового профиля для Кузбасса. Функциональность обеспечивается связью материала с современными тенденциями в социально-экономической жизни государства, Кузбасса и мультифункциональностью лингвистических форм и их коммуникативной направленностью.

На этапах подготовки к работе по социальнозначимым проектам арсенал методических приемов преподавателя включал: аутентичные газетные и журнальные тексты на носителях (дисплей, интерактивная доска, принтированный и ксерокопированный материал из Интернет систем т. п.); упражнения; методики, предваряющие и обеспечивающие корректность анализа материала социальнополитических текстов; фразы-стимулы преподавателя для методически правильной самоорганизации работы студентов с оценкой их успеха; индивидуальные личностно-ориентированные консультации

для студентов с учетом их уровня умений, интереса и мотивационной готовности к самостоятельной работе с предложенным материалом; личностноориентированные, профессионально значимые комментарии преподавателя результатов индивидуальной продуктивной деятельности; создание ВТК (временных творческих коллективов) будущих специалистов - микрогрупп (4-5 человек) для разработки мини-, миди- и максисоциально-экономических, суггестивных, виртуальных проектов; демонстрация модели (или фрагментов) взаимодействия в процессе будущей профессиональной деятельности; использование интерактивной доски как компонента профессиональной работы, в том числе и на этапе презентации проектов студентами.

Социальная позиция и речевая деятельность преподавателя на иностранном языке «выступает» как бы методическим приемом, как эталон будущей профессиональной деятельности данных студентов.

Методика создания ПЗС уже на этапе проектов позволяет преподавателям обеспечить, а студентам получить полноценные фрагменты квазипрофессио-нальной работы для тренировки ведущих профессиональных умений как составляющих компетенций будущих специалистов, как: анализировать материал или социальнозначимую ситуацию по методике «Мозговой штурм»; подготовить коллективную версию решения данной ситуации социальноэкономического, виртуального, суггестивного, парламентского, консульского уровня; подготовить рабочий вариант создания модели деятельности специалистов разного уровня в данной ситуации; разработать методику презентации модели или ее фрагментов; обеспечить текст или схему ролевой презентации материала на иностранном языке; обеспечить коммуникацию с членами экспертной комиссии и «потребителями» и т. п.

Это выглядит, как правило, так: ВТКР предлагает, например, проекты социально-экономической направленностям, «Менеджмент туркомплекса в Междуреченске» (лыжная база, горные лыжи, конные маршруты, сплав по горным рекам разной степени трудности, альпинизм, райвер, хайкинг, клубы) с полным сервисом (прачечная, кухня разных уровней; адверт-офис, гостиница, кемпинг, домики, маршруты групповые и индивидуальные, коттеджи для специалистов) для реализации задач области по развитию инфраструктуры.

«Менеджмент этнографического Кузбасского музея под открытым небом в местах компактного проживания малочисленных народов» для воссоздания их уклада жизни и быта (мастерские, арт-цеха по производству поделок, национальная кухня, фольклор и т. п.) при условии, что они нашли пути экономического сотрудничества с «туристическим комплексом». «Местные лесные ресурсы» для стимулирования производства по переработке всех продуктов природы при лесозаготовках.

Экология Кузбасса стала предметом внимания группы «специалистов», и два проекта «Новый Кировский» и «Река Искитимка» защищались на «совете экспертов». Получилось так, что именно такие

проекты коснулись «болевых» социально-экономических проблем малого бизнеса в Кузбассе.

Сформулированные критерии оценки социально-профессиональной коммуникативной компетенции позволили конкретизировать востребуемые качества личности, которые, как нам представляется, наиболее адекватно, с позиции гражданственности, отражают аспекты деятельности специалистов в условиях социально-экономической мобильности и расширения межкультурных контактов.

Литература

1. Аминов, А. М. Формирование основ межнационального и межконфессионального согласия на уроках граждановедения / А. М. Аминов // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. - М., 2003.

2. Быков, А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А. Быков // Воспитание школьников.

- М., 2005. - № 10. - С. 2 - 6.

3. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - М.: Наука, 1966.

4. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. - М., 2005. - № 6.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

6. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлов, Э. Э. Сыманюк.

- М.: Издательство Московского психолого-

социального института, 2005.

7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

8. Зникина, Л. С. Связь компетентностного подхода и дискретности в обучении иностранному языку [Текст] / Л. С. Зникина // Профессиональное лингвообразование: обучение иностранному языку в вузе и прикладная лингвистика. - М. - С. 233.

9. Кадыкова, А. В. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка / А. В. Кадыкова // ИЯШ. - М., 2009. - № 5. - С. 19 - 23.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: ФПКиПРО, 2002.

11. Кузьмина, Н. В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. - 1982. - № 3. - С. 63 - 66.

12. Логова, И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Логова. - М.: Союз, 1999. - 127 с.

13. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. - № 8.

14. Попова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема / Е. В. Попова // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. 1. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 127 - 136.

15. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева и др. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.

16. Путин, В. В. Россия на рубеже веков /

В. В. Путин // Независимая газета, 30.12.1999.

17. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002.

18. Тамбовкина, Т. Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностран-

ного языка с использованием метода проектов / Т. Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. - 2000.

- № 5. - С. 63.

19. Юнусова, К. А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации / К. А. Юнусова // Педагогика. - М., 2007. - № 10. -

С. 47 - 53.

20. http:/www.focus.de/politik/ausland/in гшб-land/aid 94306.html.

21. http://www.aktuell.ru/.

22. http:/www.weltbild.de/3/l5629013-/buch/jugend-Bildung und Globalisierung.html.

Рецензент - Т. Б. Игонина, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.