Научная статья на тему 'Воспитание гражданской активности молодежи в рамках государственной молодежной политики'

Воспитание гражданской активности молодежи в рамках государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
402
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляева Наталья Михайловна

В данной статье рассматриваются четыре механизма формирования гражданской активности молодежи в контексте государственной молодежной политики с точки зрения характеристики типа формируемой активности: гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм и молодежные образовательные форумы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской активности молодежи в рамках государственной молодежной политики»

УДК-32:37(470+571)

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Н. М. Беляева

В данной статье рассматриваются четыре механизма формирования гражданской активности молодежи в контексте государственной молодежной политики с точки зрения характеристики типа формируемой активности: гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм и молодежные образовательные форумы.

Ключевые слова: молодежная политика, гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм

Взаимодействие власти и молодежи как особой социальной группы в России исторически носило однонаправленный характер: власть выступала организующим и контролирующим началом деятельности молодежи, а молодежь — ресурсом власти, объектом ее воздействия для достижения определенных политических целей. В первой половине 2000-х гг. формируется новое отношение государства к данной социальной группе — не как к проблеме, а как к ресурсу, что было вызвано трансформациями политического режима, централизацией отношений федерального центра и регионов, событиями на постсоветском пространстве («цветные революции»), изменениями в самой молодежной среде.

К началу 2000-х гг. сформировалась так называемая «новая пассионарная молодежь» — поколение 17—18-летних россиян, родившихся в период после перестройки, не имеющих сформировавшейся системы политических ценностей, поскольку их социализация прошла в период смены одной системы — социалистических ценностей — другой системой — либерально-демократических идеалов. Следовательно, представители данной группы находятся в поиске своего места в системе, в поиске приложения своих сил и энергии. В данной ситуации основной задачей государства стало удержание пассионарности молодежи в законных рамках, соответствующих интересам политической системы и режима. Реакцией государственной власти на данные социальные и политические факторы стала разработка новой молодежной политики, включающей создание механизмов по интеграции политически и общественно активной молодежи в политическую систему и воспитанию особого типа гражданского активизма — государственнического.

Формирование государственной молодежной политики в современной России начинается на рубеже 1980—1990-х гг., что было связано с изменением социально-политического устройства страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодежи. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной

политики» молодежная политика определяется как «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив»1. В самом широкой смысле молодежная политика понимается как неотъемлемая составляющая социальноэкономического курса государства, направленная на подготовку новых рабочих кадров для сферы экономики и производства, новых политических лидеров и общественных активистов, нового поколения творческой элиты. Под молодежью в Постановлении 1993 г. понимались граждане РФ в возрасте от 14 до 30 лет. Данное определение возрастных рамок молодежной социальной группы сохраняет свою актуальность на сегодняшний день.

Новшеством 2000-х гг. стало то, что в Стратегии государственной молодежной политики РФ от 18.12.2006 г. заложено понимание молодежи как равноправного субъекта выработки и реализации молодежной политики, субъектности молодежи в общественно-политической деятельности общества. Такой подход к пониманию молодежи направлен на формирование ее активной гражданской позиции. Стратегия государственной молодежной политики РФ с учетом тенденций социальноэкономического и общественно-политического развития страны определяет три основных приоритета в отношениях государства с молодежью:

1. Системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны.

2. Выявление, продвижение, поддержка активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах.

3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества2.

Обозначенные в стратегии приоритеты направлены на развитие активной гражданской позиции молодежи во всех ее проявлениях. Заявленная государством субъектность молодежи как равноправного партнера власти в выработке молодежной политики провозглашается в ряде нормативно-правовых документов и имеет институциональное оформление. В соответствии с целями государственной молодежной политики органы власти создают механизмы воспитания гражданской активности в молодежной среде. Но характер именно создания таких механизмов для молодежи изначально ставит под вопрос ее субъектность и самостоятельность.

В данной статье рассматриваются четыре механизма формирования гражданской активности молодежи в контексте государственной молодежной политики с точки зрения характеристики типа формируемой активности: гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм и молодежные образовательные форумы.

1 Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики» // Российская газета. 1993. 3 июля. С. 13.

2 Стратегия государственной молодежной политики РФ от 18.12.2006 г

Система гражданского образования и проектный менеджмент

В 2003 г. Министерством образования РФ было принято информационнометодическое письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ», которое заложило основу формирования системы гражданского образования, целью которой была провозглашена «подготовка молодого человека к жизни в условиях гражданского общества и демократического государства3.

Гражданское образование — одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Система гражданского образования направлена на подготовку личности, обладающей определенными знаниями (правовыми, политическими, экономическими), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), сформированной системой демократических ценностей (уважение к правам человека и свободе, толерантность, компромиссность), а также готовой участвовать в общественно-политической жизни своего города, региона, страны.

Становление гражданской компетентности обучающихся (школьников, студентов) неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирования социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в неурочной деятельности.

Социальное проектирование представляет собой одну из форм научно-исследовательской работы школьников, студентов, направленную на поиск вариантов решения социально значимых проблем. Немаловажно и то, что проектный подход заложен в основу Стратегии государственной молодежной политики в России в качестве основного механизма выработки и реализации данного политического курса.

3 Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ».

Молодежная политика представляет собой совокупность вопросов образования, труда и занятости, охраны здоровья и здорового образа жизни, досуга и отдыха, обустройства жилья, рождения и воспитания детей в молодежной среде. Решение данных проблем требует координации деятельности различных министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также систематического целевого финансирования мероприятий. Именно с вопросами финансирования молодежной политики к середине 2000-х гг. возникли серьезные проблемы. Так, финансовое обеспечение мероприятий ФЦП «Молодежь России» на 2001—2005 гг. определялось из расчета 2 рубля на молодого человека в год, что во многом обусловило замену программно-целевого подхода в реализации молодежной политики проектным подходом.

Проектный подход предполагает проведение органами государственной и муниципальной власти конкурсов проектов инициативных групп молодежи и молодежных объединений. По результатам конкурса принимается решение о государственной/муниципальной поддержке проекта, определяется объем и порядок предоставления финансирования из бюджета. Проектный подход в разработке и реализации молодежной политики широко применяется в Германии, Франции, Великобритании, США и Швеции. В современном мире «проектное мышление становится базовым в сфере управления социальными процессами на макро- и микроуровнях, работа по проектам все более широко применяется в мировой практике социальных преобразований. Важнейшие черты проектного мышления — отказ от оценки нововведений лишь по их экономической успешности и все более определенная связь всех действий в рамках проекта, включая и расчеты затрат и возможной прибыли, с ценностными ориентирами — гуманитарными и экологическими»4.

Применение проектного подхода — формирование системы федеральных и региональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общегосударственных задач — позволяет наиболее эффективно реализовывать мероприятия государственной молодежной политики. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи являются механизмы грантовой поддержки.

Молодежные политические организации «прокремлевской» направленности

На сегодняшний день в России молодежные организации и движения представлены достаточно широко, что отражает неоднородность и разноплановость молодежи как особой социальной группы. Можно говорить о существовании в регионах России различных видов молодежных организаций: политических, общественных, религиозных, молодежных профессиональных союзов, правозащитных молодежных организаций, реабилитационных и профилактических,

4 Луков В. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России. [Электронный документ]. URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/ Lukov/.

военно-патриотических молодежных организаций, а также организаций участников вооруженных конфликтов в России.

Молодежные политические организации и движения создаются для оказания поддержки/сопротивления существующему политическому режиму и системе, формируют определенное отношение молодежи к действующей политической элите. Всплеск создания молодежных политических организаций в России приходится на середину 2000-х гг., именно в этот период образуются «Наши», «Молодая гвардия», «Россия молодая» как организации, преследующие целью воспитание лояльного существующему режиму молодого поколения.

Движение «Наши» изначально позиционировало себя как пропрезидентское, антифашистское и антиоранжевое движение (между вторым и третьим активисты движения ставили знак равенства). В своем Манифесте участники движения провозглашают поддержку курса президента: «Путин, укрепив государство, первым реально бросил вызов режиму олигархического капитализма. Путин первым заявил претензии России на лидерство в мире XXI века... В сложившейся ситуации движение “Наши” будет осуществлять поддержку Путина. Это будет не поддержка личности Путина, но поддержка его политического курса, направленного на сохранение суверенитета страны, осуществление ее экономической и политической модернизации, обеспечение ее стабильного ненасильственного развития, достижение ее будущего глобального лидерства. Наша задача — чтобы в дело модернизации страны помимо Президента и доставшейся от прошлого неэффективной бюрократии включились миллионы молодых людей»5.

Исходя из содержания программных документов, главными «мишенями» движения являются либералы и фашисты: все те, кто намерен выходить на улицы для давления на власть по аналогии революционных ситуаций в Грузии и Украине. «Наши» позиционировали себя как альтернативную уличную силу против «деструктивных сил», причем агрессивную и готовую на силовые методы борьбы, прежде всего, с Национал-большевистской партией и движением «Оборона».

У движения «Наши», по большому счету, была одна главная задача — мобилизация пропрезидентского молодежного ресурса. Тем самым планировалось увлечь молодежь, создать для нее такое предложение по реализации своих карьерных и политических амбиций, которое было бы более «выгодным», чем мобилизационные проекты возможных «оранжевых сил». В начале 2005 года, когда движение создавалось, это действительно было актуально. Однако антиоранжевая тема достаточно быстро стихла. Опасения, что «оранжевая революция» в Украине спровоцирует всплеск молодежной активности и в России, не оправдались.

Политическая организация «Молодая гвардия» отвечает всем параметрам создания провластных молодежных организаций: определенное дистанцирование от партии, предложение карьерного роста (участие в различных социаль-

5 Манифест движения «Наши». [Электронный документ]. URL: http://www.nashi.su/ideology

но-экономических и культурных программах, обещание продвижения молодых людей в депутаты Государственной думы и региональных парламентов), патриотизм, антиоранжевый принцип и название, означающее готовность к борьбе, отсутствие «вождей» (в обоих движениях коллегиальные органы власти из авторитетных и известных молодежи людей (например, ведущие телепрограмм) или «таких же, как мы» (студенты). Согласно Манифесту, цели организации — вовлечение молодежи в построение демократического общества, создание условий для воспитания и развития гражданина, воспитания патриотизма и чувства гордости за свою страну, русскую культуру в целях укрепления российской государ-ственности6.

Сайты данных организаций заявляют о том, что все происходящее в стране — это подлинная демократия, заслуга в установлении которой принадлежит действующему политическому руководству. Есть основания утверждать, что интернет-сайты молодежных политических организаций и движений выполняют не только информационно-коммуникационную функцию, но и участвуют в процессе политической социализации и мобилизации молодежи. В данном контексте под политической социализацией понимается процесс формирования в сознании молодежи системы политических ценностей, стереотипов, моделей политического поведения. Мобилизация рассматривается как призыв и побуждение молодежи к активным действиям, формирование ответной реакции молодежи на происходящие события. Мобилизация на сайтах молодежных политических организаций носит преимущественно гражданско-политический характер, что обусловлено спецификой деятельности организаций. Молодежные политические организации и движения призывают молодых граждан принимать участие в проводимых ими акциях различной направленности, вступать в ряды их организации, высказывать свое мнение по какому-либо определенному организацией вопросу. Таким образом, мобилизация носит конструктивный, нереволюционный характер.

Отличие «Молодой гвардии» от «Наших» состоит в том, что если «Наши» создавались для конкретных политических задач Кремля, связанных с намерениями не допустить перетекания молодежи в оппозицию, то «Молодая гвардия» в большей степени ориентируется на политические интересы партии «Единая Россия» и поддерживает ее в контексте предвыборной борьбы или принятия тех или иных решений в Госдуме. Наконец, «Наши» — более массовые, более ресурснообеспеченные, их акции отличаются масштабностью и высокой степенью организованности.

Итак, молодежные политические организации, подчеркнуто защищающие существующее политическое руководство, имеют общие черты. Во-первых, это антиоппозиционность, выраженная в общности манифестов: антифашизм (куда включаются и оппозиционные либералы), борьба с «оранжевой угрозой», критика бюрократии. Во-вторых, общность мотивации: ставка на реализацию

6 Манифест организации «Молодая гвардия». [Электронный документ]. URL: http://www.molgvardia. ru/statika/mamfest.html

карьерных амбиций, самореализацию, получение расширенных возможностей продвижения. Мотивация участия в этих организациях носит преимущественно прагматичный характер, в то время как идеология здесь либо вторична, либо просто декоративна. В-третьих, организации объединяет подчеркнутая агрессия. В-четвертых, их деятельность контролируется Кремлем.

Молодежный парламентаризм

Молодежный парламентаризм — это «система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной (муниципальной) власти общественной консультативно-совещательной структуры молодежи — молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства»7. Целью развития молодежного парламентаризма выступает привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации ею эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего молодежных парламентах.

В 2001 г. при Государственной Думе РФ была создана Общественная молодежная палата, а в 2004 г. при Совете Федерации РФ — Молодежная парламентская Ассамблея. Сегодня уже примерно в 70 регионах России действуют молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, и молодежные правительства, действующие при органах исполнительной власти. Более 1000 молодежных парламентов работают на муниципальном уровне.

Основными направлениями деятельности молодежных парламентских структур выступают:

— представление интересов молодежи в органах власти, что способствует вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи;

— участие в нормотворческой деятельности, прежде всего, в сфере государственной молодежной политики;

— подготовка молодых кадров для работы в политической сфере;

— проведение социально значимых мероприятий, в которые вовлекаются не только сами молодые парламентарии, но и те общественные объединения, которые они представляют (молодежные общественные организации, студенческие профсоюзы, активы сельской молодежи и т.д.);

— просветительская деятельность в широкой молодежной среде, направленная на повышение политико-правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей.

7 Письмо Министерства образования РФ «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации» от 24.04.2003 г

Основной целью создания подобных консультативных органов является привлечение молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики. Данные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике, координируют и оказывают содействие в реализации проектов и программ молодежных и детских объединений.

Молодежные парламенты представляют собой поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые политико-правовые знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной и муниципальной власти, направленные на развитие региона, муниципалитета. Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом не только подготовки грамотных специалистов, но и воспитания их гражданской активности.

Молодежные парламенты, организуя различные мероприятия просветительской направленности (круглые столы, дискуссии, семинары) в широкой молодежной среде, способствуют развитию политико-правовой культуры молодых граждан в соответствии с ценностными установками органов власти, формированию активной гражданской позиции молодых людей в рамках конвенциональных форм политического участия, что позволяет рассматривать молодежный парламентаризм как механизм стимулирования активизма государ-ственнического типа в молодежной среде.

Молодежные образовательные форумы

Актуальной формой коммуникации политических акторов с молодежью сегодня выступает организация и проведение молодежных форумов. Наибольшую известность из подобных мероприятий приобрел молодежный образовательный форум «Селигер», организатором которого с 2005 г. и по настоящее время является молодежное движение «Наши».

Молодежный образовательный форум «Селигер» ежегодно проводится с 2005 г. на озере Селигер в Тверской области, близ города Осташков (в 370 км от Москвы). В первом форуме принимали участие порядка 3000 человек. В 2005— 2008 гг. форум был закрытым лагерем для активистов и комиссаров молодежного движения «Наши». Лагерь проходил в одну смену в течение двух недель и был разбит на следующие направления: экономическое, социальное, туристическое, массовые акции. В лагере собирались комиссары и активисты движения «Наши» со всех региональных и городских отделений, делились своим опытом, проходили идеологическую и спортивную подготовку, отрабатывали приемы проведения

массовых акций, социальной работы. Фактически лагерь был тренировочной базой для подготовки будущих комиссаров движения.

В 2009 г. в рамках Федеральной программы «Год молодежи» форум был преобразован во Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер» и стал открытым для всей активной и талантливой молодежи. Соответственно, начиная с 2009 г. «Наши» курируют форум совместно с Федеральным агентством по делам молодежи. В его деятельности выделяются следующие главные направления:

1. Тематические образовательные программы, реализуемые по широкому спектру направлений: техническое творчество и инновации, молодежное предпринимательство, толерантность, журналистика, национальный туризм, политика, волонтерство, творчество, православие.

2. Организация и проведение мероприятий и акций участниками форума.

3. Проведение встреч участников форума с первыми лицами государства, общественными и политическими деятелями, представителями бизнеса (за несколько лет проведения форума мероприятие посетили Путин, Медведев, Мутко, Нургалиев, Чуров, Онищенко, Турчак, Евкуров, Зеленин, Сафронов, Разлогов, Евтушенко, Прохоров).

Выступления представителей официальной власти на форуме демонстрируют яркую, эмоционально окрашенную поддержку участников мероприятия и заинтересованность в его дальнейшем проведении8. Риторика выступавших окрашивает участников «Селигера» в патриотические цвета думающей молодежи, знающей основные социально-экономические проблемы общества и имеющей предложения по их решению. При этом из выступлений совершенно очевидно, что эти предложения должны укладываться в рамки курса правящей партии и правительства. Только при соблюдении этого условия проекты молодежи, озвученные на форуме, будут услышаны. Становится понятным, что форум «Селигер» — это прямой инструмент политической социализации молодого поколения, посредством которого официальная власть формирует определенную систему политических ценностей и образцов поведения. Складывающаяся система политической социализации очень напоминает недавнее советское прошлое нашей страны со своими достоинствами и недостатками.

Несмотря на пафосное единение с участниками форума, в своих выступлениях первые лица государства не рассматривают молодежь как равноправного участника дискуссии: мнения, вопросы молодежи нередко остаются открытыми, на ряд вопросов В. В. Путин и Д. А. Медведев отвечают встречными вопросами, уводящими участников разговора в совершенно другое русло.

Читая стенограммы выступлений политических деятелей на «Селигере», складывается противоречивое впечатление: с одной стороны, участники фору-

8 См.: Разговор Владимира Путина с молодежью на «Селигере-2011» [Электронный ресурс]: материалы с сайта Youngtv. 04.08.2011. URL: http://youngtv.ru/hotnews/446-razgovor-vladimira-putina-s-molodezhyu-na-seHgere-2011.html На прокремлевском слете «насадили на кол» оппозиционеров. [Электронный ресурс]: материалы с сайта ВВС. 27.07.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/07/100727_ russia_seliger_mockery.shtml

ма представляются наивной частью молодежи, искренне надеющейся получить ответы на свои вопросы, а с другой — совершенно циничные представители власти, которым в голову даже не приходит идея выстраивания партнерских отношений с молодым поколением. Власть по традиции мыслит в категориях «мы говорим — вы слушаете», предполагая (несмотря на заявления о субъектности молодежи) формирование подданнической культуры молодежи и соответствующего типа политической активности. Здесь наблюдается явное противоречие между ценностями и формами политической активности, которую хотят воспитать представители власти.

Оппозиционные лидеры в один голос называют форум «Селигер» инструментом контролируемой социализации молодежи в руках официальной власти, инструментом промывки мозгов в духе идей «Единой России» и президента. Тем самым формируется совершенно иной образ селигеровца как наивного молодого человека, одурманенного близостью политических персон — первых лиц государства, и на этой основе слепо верящего каждому их слову. Данный образ полностью отличается от того, что сконструирован официальной властью.

* * *

С середины 2000-х гг. начала формироваться новая система отношений государственной власти и молодого поколения, основанная на признании приоритетного участия молодежи в разработке проектов молодежной политики, что заложено в Стратегию государственной молодежной политики РФ. Несмотря на провозглашение субъектности молодежи в политическом процессе, государство стремится сохранить контролирующие функции за политической активностью молодежи, канализировать, направить эту активность в соответствующее русло, удержать пассионарность молодежи в рамках, соответствующих интересам политической системы и режима. Таким образом, в сфере молодежной политики возникли противоречия между намерениями власти, провозглашаемыми в официальных документах, и реальными действиями.

Молодежный парламентаризм, проектная деятельность, система гражданского образования, молодежные образовательные форумы способствуют развитию инициативности молодежи, формированию ее гражданских качеств и становлению зрелой жизненной позиции. Кроме того, данные механизмы предоставляют молодежи возможность принимать активное участие в выработке и реализации молодежной политики, решении социально значимых проблем территории. И это, несомненно, сильные стороны новых механизмов.

Но при этом как молодежный парламентаризм, так и проектная деятельность обладают рядом ограничений для молодежи по возможности влияния на политический процесс. Поскольку как организационный состав молодежного парламента, федерального или регионального уровней, так и окончательное решение по финансированию проекта, предложенного молодежной организацией, принимаются органами власти. Политическая практика предоставляет множество фактов, когда органами власти поддерживаются проекты, соответ-

ствующие общей стратегии политического курса региона или государства в целом, а в молодежные парламенты не допускаются представители оппозиционных молодежных организаций.

Можно утверждать, что сегодня в России существует позиция и запрос действующей власти на лояльное молодое поколение с консервативной системой ценностей и подданническим типом политического участия, что подтверждается реальной практикой воплощения целого ряда механизмов. Внедрение данных механизмов на сегодняшний день имеет свои результаты. Как свидетельствуют результаты социологических исследований (данные 2010 г.), 73% молодых людей демонстрируют удовлетворенность жизнью и высокую степень лояльности действующей власти. 75% 18—25-летних россиян поддерживают Президента РФ; 82% — премьер-министра; 62% молодежи готовы голосовать за политическую партию «Единая Россия»9.

Список литературы

1. Беляева Н. М. К вопросу об идентичности молодых парламентариев Пермского края: опыт построения политического портрета // Вестник Пермского университета. Серия Политология. Пермь, 2011. Вып. 3 (15). C. 5—18.

2. Красникова Н. М. Интернет-ресурсы молодежных движений как инструмент политической социализации и мобилизации современной молодежи // Вестник Пермского университета. Серия Политология. Пермь, 2008. Вып. 3. С. 3-12.

3. Луков В. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России. [Электронный документ]. URL: http:// www.zpu-joumal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/

4. Молодежь и власть в поисках взаимной опоры: Фрагменты аналитического отчета по результатам всероссийского опроса молодежи // Полития. Зима 2005-2006. № 4. С. 27-55.

5. Семененко И. С. Идентичность в предметном поле политической науки // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, Москва, 21-22 октября 2010 г.). М., 2011. С. 8-13.

6. Социально-политическая активность молодежи: некоторые результаты социологического исследования, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН в июне-июле 2005 г. и марте-апреле 2006 г. [Электронный документ]. URL: http://www.politeia.ru/files/25-05-06/Zadorin_Presentation%20 25-05-06.ppt

9 «Поколение Y»: социальный портрет современной молодежи 18—25 лет, составленный по данным Фонда «Общественное мнение». [Электронный документ]. URL: http://bd.fom.ru/report/map/ pokolenie21/press_r140410np

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.