Многоликая идентичность
УДК-328:316.346.32-053.6(470.53)
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ ПЕРМСКОГО КРАЯ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПОРТРЕТА*
Н.М. Беляева
В статье представлены итоги проведенного автором социологического исследования молодых парламентариев Пермского края на предмет вопросов, касаемо сфер жизни, представляющих для них первостепенный интерес; системы ценностей молодежных депутатов; реальных и потенциальных форм политической и общественной активности молодых парламентариев; мотивации при вступлении в ряды молодых депутатов и др. Результаты исследования наряду с личными наблюдениями автора позволяют набросать штрихи к политическому портрету молодых парламентариев Пермского края, а также поставить дальнейшие вопросы по изучению молодежного парламентаризма в качестве инструмента формирования идентичности молодежи.
Ключевые слова: молодежный парламентаризм, молодежь, молодежная политика, ценности, политическая идентичность
«Молодежь как проблема» - «молодежь как ресурс» - именно в такой логике выстраивались взаимоотношения власти и молодежи в 1900-е - 2000-е гг. в России. Политические (в том числе и внешнеполитические), а также социальные факторы (складывание целого поколения так называемой «невоспитывавшейся молодежи» или молодежи без целенаправленной социализации) обусловили формирование властью в 2000-е гг. целого комплекса инструментов конструирования политической идентичности молодежи, необходимой для эффективного использования данного ресурса в политических целях. Такими инструментами выступили молодежные политические организации, созданные при поддержке органов власти, система гражданского образования, молодежный парламентаризм, проектная деятельность, интернет-сайты органов власти по молодежной политике. Введение данных инструментов преследует целью не только формирование особой системы политических ценностей, но и интеграцию политически и общественно активной молодежи в политическую систему.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда Д. и К. Макартуров в рамках проекта «Борьба за идентичность и новые институты коммуникации» (грант № 09-95275-000-088).
Внимание автора сосредоточено на молодежном парламентаризме как инструменте формирования идентичности российской молодежи. Данный инструмент с начала 2000-х гг. получает правовое и институциональное оформление не только на федеральном, но и региональном уровнях. В 2001 г. при Государственной Думе РФ была создана Общественная молодежная палата, а в 2004 г. при Совете Федерации РФ - Молодежная парламентская Ассамблея. Региональные молодежные парламенты действуют сегодня более чем в 60 субъектах федерации. На муниципальном уровне функционируют более 1000 подобных молодежных структур. Институционализация молодежного парламентаризма на федеральном, региональном, местном уровнях позволяет рассматривать его как целостную систему формирования политических ценностей и моделей политического поведения, т.е. как инструмент конструирования идентичности молодежи.
Исследовательский интерес автора очерчивается кругом вопросов об идентичности молодых парламентариев Пермского края: кто такой молодой парламентарий? чьи интересы он представляет? какие сферы жизни представляют для него первостепенный интерес? носителем какой системы ценностей выступает молодежный депутат? в каких формах политической и общественной активности принимает участие и готов участвовать молодой парламентарий? какие мотивы движут человеком при вступлении в ряды молодых депутатов?... Поиск ответов на эти вопросы предполагает полноценное, масштабное исследование молодых парламентариев, что на сегодняшний момент представляется актуальной проблемой.
Региональный молодежный парламент Пермского края был создан 5 апреля 2009 г. С середины 2000-х гг. в регионе формируются муниципальные молодежные парламенты, которые на сегодняшний день созданы в 45 территориях Пермского края. Автор данного материала находится в постоянном взаимодействии с молодежными парламентскими структурами края и принимает активное участие в проводимых ими мероприятиях. Так, 911 июля 2010 г. состоялся Первый форум молодых парламентариев Пермского края, в котором принимали участие порядка 200 молодежных депутатов. В рамках форума автором статьи были проведены лекции о развитии молодежного парламентаризма в регионах России и организована дискуссионная площадка на тему «Молодежный парламент как площадка для законотворчества в области молодежной политики».
В первой половине апреля 2011 г. на территории Пермского края по инициативе регионального Молодежного парламента при поддержке Законодательного собрания Пермского края и краевой Избирательной комиссии реализовывался образовательный проект «Школа молодого парламентария». Участниками проекта стали более 300 человек из 43 муниципальных образований. Выездные занятия «Школы» состоялись 2 апреля в г.Кунгур, 6 апреля в г.Кудымкар, 9 апреля в г. Соликамск, 13 апреля в г.Нытва, 16 апреля в г.Чернушка. Юные политики получили основные навыки публичного выступления, стали участниками политических дебатов, попытались сформировать свой имидж. Также были прослушаны лекции об
основах местного самоуправления, об организации собственной работы, включая кодекс этики молодого парламентария. Участникам семинара было предложено разработать целевую программу «Молодежь города/района на 2010-2012 годы», внести в нее свои поправки и предложения с точки зрения администрации района, комитета Земского собрания, Молодежного парламента или Контрольно-счетной палаты, а затем на общем заседании Земского собрания утвердить данные изменения.
С 22 по 24 июля 2011 года состоялся II Форум молодых парламентариев Пермского края, в котором приняло участие более 150 человек (представители 45 муниципальных районов). Девиз Форума «Молодежный парламент - выбери будущее!» был актуален и неслучаен, т.к. юным политикам представилась возможность пройти настоящую избирательную кампанию. Молодые парламентарии получили знания о процессе создания имиджа партии, об основах современных избирательных технологий и проработали их в группах. Ребята сами готовили агитационные материалы, прочувствовав вкус предвыборной жизни. Всего было заявлено четыре партии: «МУР - молодые умы России», «Иной форум», «Партия трех дней», «Все включено». Ребята делились на партии по территориальным ассоциациям - «Согласие», «Запад», «Верхнекамье-Союз», «Парма - Юг». Состоялись презентации партий, итогом которых явился праймериз. В результате было оставлено только две партии: «Партия трех дней» и «Все включено». Страсти кипели самые настоящие, во время культурно-массовых и спортивных мероприятий партиям была представлена возможность проводить предвыборную агитацию, молодыми парламентариями были подготовлены яркие ролики, плакаты, выступления и др.
В рамках Форума была организована дискуссионная площадка «Молодежный парламент: выборы или назначение». Дискуссия
сопровождалась жаркими спорами, высказывались разные мнения, в итоге с большим перевесом голосов ребята решили, что все-таки молодежные парламенты необходимо избирать, а не назначать. Также на Форуме был принят за основу законопроект «О государственной молодежной политике в Пермском крае», который находится в работе у краевого молодежного парламента. Были выработаны рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления при утверждении Положений о порядке формирования молодежных парламентов. Апогеем всего Форума стали выборы. «Правящей партией» Форума стала партия «Все включено», которая получила семь мандатов, «Партия трех дней» получила три мандата.
Автор данной статьи принимала активное участие в реализации названных мероприятий не только в качестве преподавателя, организатора дискуссий и тренингов, но и в качестве исследователя. Было проведено социологическое исследование молодежных депутатов по теме «Молодой парламентарий Пермского края - это...?» посредством анкетирования. Анкета включала 13 вопросов, где предоставлялась возможность указывать более одного ответа. Выборка составила 118 человек. Анализ собранных
данных проводился в географическом разрезе. Условно территории были разделены по трем направлениям:
- «Запад» (молодежные парламенты Нытвенского, Очерского,
Оханского, Карагайского, Ильинского, Верещагинского, Краснокамского, Большесосновского муниципальных районов);
- «Юг» (молодежные парламенты Бардымского, Еловского,
Куединского, Осинского, Чайковского и Чернушинского муниципальных районов);
- «Север» (молодежные парламенты Кудымкара, Соликамска,
Березников, ЗАТО Звездный, Гаинского, Кудымкарского, Соликамского, Красновишерского, Чердынского, Александровского, Горнозаводского, Чусовского и др. муниципальных районов).
В рамках данной статьи представлены итоги проведенного социологического исследования, которые наряду с личными наблюдениями автора, позволяет набросать штрихи к политическому портрету молодых парламентариев Пермского края, а также поставить дальнейшие вопросы по изучению молодежного парламентаризма в качестве инструмента формирования идентичности молодежи.
Социальный портрет молодого парламентария Пермского края
Средний возраст молодых парламентариев края - 19-20 лет.
Преимущественно, это девушки (61%), по роду занятий молодые парламентарии в основной своей массе учатся в школе (47%), учатся и работают (22%). Студентов среди молодых парламентариев сравнительно немного - 9%. В данном случае наблюдаются различия в зависимости от территории: в «северных» муниципальных районах 66% молодых
парламентариев учатся и работают либо только работают, следовательно, и средний возраст молодых депутатов здесь составляет 22 года. Данные социальные характеристики накладывают отпечаток на систему ценностей и проблем, которые, по мнению парламентариев, необходимо решать в молодежной среде, а также на характер отношений молодежных парламентов с органами муниципальной власти.
Анализ анкет молодых парламентариев проводится по трем измерениям: проблемно-ценностное, мотивационное и поведенческое.
Проблемно-ценностное измерение молодых парламентариев
Рассмотреть данное измерение молодых парламентариев позволили такие вопросы анкеты: Какие сферы жизни для Вас представляют наибольший интерес? Интересуетесь ли Вы политическими событиями, происходящими в России, Пермском крае, Вашей территории? Какие ценности Вам наиболее близки? Какие проблемы современной российской молодежи Вы считаете наиболее острыми и требующими немедленного решения? Какие способы решения проблем наиболее эффективны?
Результаты проведенного исследования продемонстрировали следующие характеристики молодых парламентариев:
1. Среди приоритетов жизни на данный момент для молодого парламентария наибольший интерес представляют учеба и образование - 67% респондентов, политика и общественная деятельность - 51%,
высокооплачиваемая работа - 41% (см. диаграмму 1). Кроме того, 75% молодых парламентариев проявляют систематический интерес к политическим событиям, происходящим как на федеральном, так и региональном уровнях власти. Наименьший процент голосов набрала «религия, вера» (8%).
Диаграмма 1
Сферы интересов молодых парламентариев
религия, вера
семья, дом, дети
досуг, развлечения, туризм
высокопла чиваемая работа
политика, общественная деятельность
учеба, образование
со
о>
0%
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Такая расстановка приоритетов, с одной стороны, весьма характерна для молодого возраста, когда решаются вопросы выбора места учебы, получения качественного образования, трудоустройства по специальности и с достойной оплатой труда. И в этом молодой парламентарий не отличается от своих сверстников, не занятых в данной сфере. С другой стороны, яркими отличиями являются постановка на второе место среди приоритетов общественной деятельности и политики, высокий процент интересующихся политическими процессами, что не только выделяет парламентария из общей массы молодых людей, но и подчеркивает его специфику.
Несколько различается расстановка приоритетов в разных территориях Пермского края. Так, для молодых парламентариев муниципальных образований «запада» второе место в системе жизненных интересов занимают «досуг, развлечения, туризм» - 46%, тогда как «политика и общественная деятельность» значимы только для 38% респондентов. Это обстоятельство можно обосновать особенностями возраста молодых
парламентариев данных районов (средний возраст составляет 18 лет). Для молодых парламентариев «юга» третье место в системе приоритетов занимает не «высокооплачиваемая работа», а «семья, дом, дети» - 35%, что объясняется в целом особенностями этнического состава населения в данных территориях, для которого характерна патриархальная модель семьи и воспитания, а также покровительствующее отношение государства к обществу.
2. Анализ ценностей молодежных депутатов выявил достаточно интересную картину в смысле сочетания в политическом сознании идей всех трех классических идеологий - консерватизма, либерализма и социализма. При этом различий в ценностных ориентациях по территориям не выявлено. Первое место заняла ценность «соблюдение прав личности» (50%), второе место разделили между собой «сильное государство, порядок» и «солидарность, взаимопомощь» (по 45%), третье отдано «равенству
возможностей» (27%). Данная особенность политического сознания молодых парламентариев подтверждает выводы о том, что современная российская молодежь не является крайне либеральной по настроению (ценность индивидуализма значима лишь для 24% респондентов), а совершенно адекватна ценностной окраске политической системы в плане выстраивания консервативной идеологии. Смешение ценностей является свидетельством несформированности политического сознания молодежи, участвующей в деятельности молодежных парламентских структур, что дает возможность их эффективного применения в качестве инструмента формирования тех или иных идеалов.
Обращает на себя внимание тот факт, что ценность «русская нация -будущее человечества» оказалась близка 15% молодых парламентариев, что содержит в себе возможность распространения националистической угрозы при условии влиятельности членов молодежных парламентов в своей среде (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Ценностные ориентации молодых парламентариев
русская нация - будущее человечества
индивидуализм равенство возможностей солидарность, взаимопомощь сильное государство, порядок соблюдение прав личности
-Ь сл 1
2
£ 1
6х 2
Ч| 1 - о 1
4
СП 1
4
СП 1 - о 1
5
% 1
III
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
3. Среди наиболее острых и требующих немедленного решения проблем молодежи парламентарии назвали алкоголизм и наркоманию (71%), социальную пассивность (51%) и отсутствие возможности трудоустроиться по специальности (48%) (см. диаграмму 3). В территориальном разрезе выделяются молодежные парламентарии «юга», которые на третье место поставили проблему приобретения собственного жилья, что весьма адекватно стыкуется с расстановкой жизненных приоритетов (семья, дом, дети), о чем уже было сказано выше. Названные проблемы актуальны для большей части современной российской молодежи, что указывает на недостаточно эффективные механизмы реализации государственной молодежной политики.
Диаграмма 3
Проблемы молодежи, требующие немедленного решения
Что касается наиболее эффективных способов решения молодежных проблем, то молодые парламентарии различных территорий Пермского края едины и возлагают надежды на деятельность молодежных движений (59%), органов власти по молодежной политике (56%) и молодежный парламентаризм (46%). Такая расстановка приоритетов свидетельствует, с одной стороны, об уверенности в своей силе, своем потенциале и возможностях решать проблемы молодого поколения (поскольку два из трех названных способов - это, по сути, деятельность самой молодежи), а с другой - демонстрирует адекватное понимание того факта, что без активного участия в деле молодежной политики органов власти результаты будут более скромными и не совсем полноценными.
В качестве способа решения проблем молодежи 20% респондентов назвали протестные выступления, демонстрации, митинги, что говорит о существенном протестном потенциале данной социальной группы. По сути дела каждый пятый молодой парламентарий рассматривает митинг как механизм решения проблем молодежи, что несколько не соответствует и
даже противоречит практике парламентского решения проблем, которая должна быть ближе молодежным депутатам.
Мотивационное измерение молодых парламентариев
Один из вопросов анкеты касался мотивов участия молодого человека в деятельности парламентской структуры - Что Вас побуждает участвовать в деятельности молодежного парламента своего района?Основной мотив участия звучит так - «мне это интересно» (69%). На втором месте - «хочу решить проблему, которая меня волнует» (46%). Тройку лидеров замыкает мотив влияния - «хочу оказывать влияние на органы власти» (31%). Разницы в мотивации участия молодежи в деятельности парламентских структур в зависимости от территории края не выявлено. Такая мотивация членов молодежных парламентов характеризует их как интересующихся, думающих о проблемах в молодежной сфере людей, как тех граждан, которые уверены в своих силах по решению данных проблем. А также определяет их восприятие самого молодежного парламента как института политического участия молодых граждан, способного выстраивать диалог с властью и выступать инструментом обратной связи, информировать органы власти о состоянии дел в молодежной среде.
Поведенческое измерение молодых парламентариев
Ряд вопросов анкеты, предложенной молодым парламентариям, был связан с определением форм активностей молодых граждан за рамками данного института: В каких формах Вы принимаете участие в общественнополитической жизни своей территории? Являетесь ли Вы членом какого-нибудь молодежного движения, организации? Планируете ли Вы принимать участие в выборах депутатов Государственной думы РФ и Законодательного собрания Пермского края в декабре 2011г., в выборах Президента РФ в марте 2012 г.? В каких действиях Вы готовы принять участие? Анализ ответа на эти вопросы показывает, что поведенческое измерение молодых парламентариев Пермского края выглядит следующим образом:
1. Основной формой участия в общественно-политической жизни своей территории выступает, конечно, молодежный парламентаризм (75%). На второй ступени - участие в деятельности молодежных движений (43%), третья по популярности форма политической активности - участие в выборах в качестве избирателя (42%). Данные характеристики, с одной стороны, подтверждают общую для современной молодежи тенденцию участия в политике преимущественно в качестве избирателя. С другой стороны, демонстрируют явную, в разы превышающую общероссийскую статистику, активность молодежи в составе молодежных организаций и движений. Для большинства молодых парламентариев участие в деятельности молодежного парламента выступает своего рода продолжением, естественным этапом развития активности в рамках молодежного движения. Подтверждением этого выступает тот факт, что 75% молодых парламентариев являются
членами молодежных организаций и движений. Для большинства молодых людей, занятых в деятельности молодежных парламентов, активная жизненная позиция, участие в общественной деятельности стали традиционными формами жизни задолго до их прихода в стены парламента.
Еще одна примечательная характеристика - 20% молодых
парламентариев участвуют в митингах, демонстрациях, пикетах. Т.е. каждый пятый молодежный депутат выходит на улицу и использует неконвенциональные формы активности, рассматривая их как одни из эффективных механизмов решения проблем молодежи. Что стыкуется с предыдущими выводами, и демонстрирует политическую незрелость молодых парламентариев. В данном возрасте молодой человек еще не способен разделять позиционирование себя как представителя молодежи в органах власти и как молодого человека, обладающего обывательским взглядом на отношения государства и общества.
2. Достаточно интересными были данные ответов на вопросы о будущих выборах депутатов Государственной думы и Законодательного собрания Пермского края, а также Президента РФ. Половина молодых парламентариев планируют принять участие в выборах законодательных органов федерального и регионального уровней власти, 59% - в выборах главы государства. Столь невысокие показатели являются следствием отсутствия на данный момент избирательных прав у 30-33% молодых депутатов.
3. Один из вопросов анкеты был направлен на выявление потенциальных форм политической активности молодых депутатов. 65% респондентов демонстрируют готовность принимать участие в мирных, разрешенных властями митингах, пикетах, демонстрациях; 45% готовы собирать подписи под обращением к органам власти; 11% не отказались бы поучаствовать в мирных, но не разрешенных властью митингах и демонстрациях. Уровень потенциальной протестной активности молодых парламентариев, выходящей за рамки закона, достаточно низкий: не более 34% готовы участвовать в бойкоте властей, в захвате зданий, блокаде транспортных магистралей, в акциях протеста с использованием оружия. При этом молодые парламентарии «севера» и «юга» готовы участвовать в захвате зданий и акциях протеста с применением оружия, тогда как «западные» территории приемлют исключительно бойкот властей, что свидетельствует о менее радикальном характере потенциальной протестной активности молодежных депутатов данных муниципальных образований.
В разрезе потенциальной политической активности молодежный депутат может быть охарактеризован как законопослушный гражданин, ориентирующийся в своей деятельности на конвенциональные формы участия в общественно-политической сфере. В этом ключе совершенно безопасными выглядят вышеназванные данные о 20% молодых парламентариев, участвующих в митингах и демонстрациях, которые, как правило, санкционированы властью и носят мирный характер.
Самоидентификация молодых парламентариев
Несколько вопросов анкеты (Молодежный парламент - это..., Кто такой молодой парламентарий? Что больше всего влияет на создание положительного образа молодежного парламента?) позволяют выяснить самоидентификацию членов молодежных парламентов.
1. Молодежный парламент самими депутатами воспринимается, прежде всего, как орган обратной связи, позволяющий услышать молодежные инициативы (72%), как институт политического участи молодежи (55%), как инструмент контроля, направления, воспитания молодежи (19%). Таким образом, молодежный парламент дает возможность молодежи говорить о себе, о своих проблемах и интересах, о своих предложениях и инициативах. Это так называемый рупор молодежи. Во-вторых, молодежный парламент позволяет самой молодежи систематически участвовать в политическом процессе, расширять знания, развивать определенные умения и отрабатывать навыки управленческой деятельности.
Интересен тот факт, что практически пятая часть самих молодых депутатов осознают роль данной структуры в политической социализации молодого поколения, в формировании востребованной властью системы ценностей, в канализации активности наиболее яркой молодежи с лидерскими качествами, способной вести за собой молодых граждан, в нужное русло. Т.е. ощущают на себе ту роль, которую предназначила для молодежного парламентаризма политическая система в целом. В территориальном разрезе: данная функция молодежного парламентаризма осознается лишь 6% молодых парламентариев муниципальных образований «юга», что может свидетельствовать о более эффективной с точки зрения интересов политической системы социализации молодого поколения в патриархальных моделях взаимоотношения государства и общества.
Определенного пояснения требует тот факт, что молодые парламентарии, осознавая, что являются инструментами воспитания лояльного власти молодого поколения, не отказываются участвовать в деятельности данной структуры, что может свидетельствовать об их прагматизме и готовности сотрудничать с властью по ее правилам, приобретая определенные дивиденды для себя. Данная особенность молодежного сегмента, занятого в деятельности парламентаризма, еще раз подтверждает тезис ряда исследователей о скорее прагматичном, нежели революционном характере современной российской молодежи.
2. Данный прагматизм, умение выстраивать контакты с органами государственной и муниципальной власти являются своеобразным залогом успеха деятельности молодежного парламента. Как отмечают сами молодежные депутаты, эффективность функционирования, а также положительный имидж данного института зависят от «поддержки парламента со стороны существующей власти» - 53%, «проведения активных массовых акций с конкретными практическими результатами» - 51% и «наличия авторитетного лидера» - 42% (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4
поддержка парламента со стороны деитвующеи власти
проведение массовых акций с конкретными результатами
наличие авторитетного лидера
освещение деятельности парламента в СМИ
привлекательные для молодежи лозунги и мероприятия
0%
~ог
СО
TJT
"TS“
rv)
“GT
со
““Г\Г
со
10%
20%
30% 40%
50%
60%
В данной триаде «формулы успеха» названы, по сути, основные проблемы, которые мешают институту активно функционировать, о которых молодые парламентарии не раз говорили в ходе открытых дискуссий: «власть нас не слышит, не воспринимает...», «не знаем, как устанавливать контакты с Земским собранием.», «не умеем планировать мероприятия..», «не хватает знаний для написания законопроекта.» и др. Наличие данных проблем в деятельности молодежных парламентов в Пермском крае свидетельствует о молодости данного института и необходимости и востребованности подобных «Школе молодого парламентария» мероприятий.
Очень интересные взгляды на «слагаемые успеха» молодежного парламента получились в географическом разрезе. Молодежные депутаты «юга» на первое место вывели «наличие авторитетного лидера» - 59%, в свою очередь, отдав «поддержке со стороны действующей власти» лишь 47% (третье место). Это можно объяснить тем фактом, что для данных муниципальных образований протекционизм со стороны власти является уже существующим обстоятельством, а не необходимым условием. Другое дело, что эта опекунская модель и контроль со стороны муниципальной власти не дает возможности сформироваться лидерским качествам у представителей молодого поколения, что и выносится парламентариями на первую строчку среди условий, необходимых для успешного функционирования данного института.
Несколько иная картина сложилась в «западных» территориях, где на третье место среди факторов, влияющих на создание положительного образа молодежного парламента, депутаты вынесли «привлекательные для молодежи лозунги и мероприятия» (44%).
3. Вопрос анкеты «Молодой парламентарий - это.?» не предлагал конкретных ответов, что позволило респондентам определиться с
самоидентификацией. Ответы респондентов можно систематизировать следующим образом:
- Молодой парламентарий - это патриот. Это «человек, которому не безразлично будущее России»; «человек с собственным Я и «больной» душой»; «молодой человек, заинтересованный в изменении своей родины как малой, так и большой к лучшему»; «патриот страны, родины»; «лидер, ответственный, стремящийся к улучшению окружающего мира».
- Молодой парламентарий - это представитель интересов молодежи.
Это «представитель молодежи, который знает ее интересы и защищает ее права»; «инициативный представитель молодежи в сфере развития
законотворчества»; «лидер среди молодежи, который знает проблемы молодежи и хочет их решить»; «человек, способный преподнести и предложить решение проблем молодежи в органах власти».
- Молодой парламентарий - это лидер. Это «человек, у которого есть
свои интересы и он может их отстаивать»; «инициативный человек, обладающий лидерскими качествами, даром убеждения, ораторским искусством»; «молодой человек с активной жизненной позицией»;
«активист»; «инициатор прогрессивных идей и умелый организатор»; «лидер»; «первый парень на деревне»; «целеустремленный молодой
человек».
- Молодой парламентарий - это будущий политик. Это «кадры для будущего»; «будущее страны, надежда современной молодежи»; «человек, принимающий участие в политической жизни района»; «уверенный в себе человек, понимающий основы политики и имеющий интерес этим заниматься».
Обобщая позиции по самоидентификации, отраженные молодыми парламентариями в анкетах, а также принимая во внимание опыт личного общения с данной категорией молодежи, можно очертить портрет молодежного депутата.
Молодой парламентарий представляет интересы различных категорий молодежи (школьников старших классов и студентов средних и высших учебных заведений, работающей молодежи, молодежных политических объединений и общественных организаций). Соответственно, молодой парламентарий постоянно находится в контакте с молодыми людьми, организовывая обратную связь и выявляя потребности, проблемы молодежи, требующие немедленного решения.
Молодой парламентарий знает особенности политической системы, структуру органов местного самоуправления, имеет опыт парламентской деятельности, умеет принимать решения и отстаивать их в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления, аргументировать свою позицию.
Молодой парламентарий информирует молодежь соответствующего региона, муниципального образования о реализуемых мероприятиях в сфере молодежной политики, о правах и возможностях участия в общественнополитическом процессе.
Молодежные парламенты представляют собой поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые политико-правовые знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной и муниципальной власти, направленные на развитие региона, муниципалитета. Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом не только подготовки грамотных специалистов, но и формирования их политической идентичности.
Более того, молодежные парламенты, организуя различные мероприятия просветительской направленности (круглые столы, дискуссии, семинары) в широкой молодежной среде, способствуют развитию политико-правовой культуры молодых граждан в соответствии с ценностными установками органов власти, формированию активной гражданской позиции молодых людей в рамках конвенциональных форм политического участия, что позволяет говорить о молодежном парламентаризме как инструменте формирования политической идентичности молодежи в целом.