Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN317.pdf Статья опубликована 30.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пелецкая Л.А., Арустамов Э.А. Воспитание экологической культуры школьников - важнейшая задача системы образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 908
Пелецкая Лилия Анатольевна
ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва1
Студент «Географо-экологического» факультета E-mail: [email protected]
Арустамов Эдуард Александрович
ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва Заведующий кафедрой «Экологии и природопользования», научный руководитель Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
E-mail: [email protected]
Воспитание экологической культуры школьников -важнейшая задача системы образования
Аннотация. В статье обращается внимание на такой способ решения и предотвращения экологических проблем, как воспитание экологической культуры школьника. Большое внимание авторы данной статьи уделяют анализу мнений научных деятелей. Это позволило сформировать авторское определение термина «Экологическая культура». Перечислены формы внеучебной деятельности, вызывающие интерес у школьников. Освещены условия, необходимые для создания комфортной рабочей атмосферы и эффективного взаимодействия учителя с учеником. Приведена такая форма работы, как экологическая интерактивная экскурсия. Также предложен пример плана, по которому можно провести подобное мероприятие. Предложен и альтернативный путь решения данной проблемы. Рассмотрена деятельность экологических кружков и отрядов
Ключевые слова: экологическая культура; школьник; учитель; система образования; год экологии; ЮНЕСКО; развитие
Как призвать человечество призадуматься над своим образом мысли и жизни, как убедить его, что настало время, пока еще не поздно, остановиться, продумать последствия своей безоглядной, разнузданной, неэкологичной жизнедеятельности, наносящей колоссальный, порой непоправимый урон этой скромной, беззащитной, удивительно гармоничной планете Земля. Где разум, где интеллект, где природой заложенные чувства самосохранения, где общественно-массовые и политические организации, чем занята Организация объединенных наций?
1 141014, Россия, Московская область, г.о. Мытищи, 3-я Крестьянская 9
Может всему человечеству направить свою волю и энергию на сбережение всеобщего жилища под названием планета Земля, на создание законов и условий для гармоничного развития семей, населенных пунктов, народов и, наконец, государств. Сколько можно друг с другом воевать, когда сама планета и сама жизнь на ней находятся в опасности?
Есть мудрая древняя восточная мудрость: судьбу можно испытывать дважды, после третьего испытания - Пустота. Две кровопролитные мировые войны позади, кому-то хочется третьей - конца жизни на Земле? Сколько можно друг перед другом бряцать оружием и тратить на него почти половину произведенного общемирового национального продукта и это при голоде среди четверти человечества. Атомные и водородные бомбы, это что, детские игрушки, которые можно вначале в песочнице разбросать, а в конце игры собрать? Столь эмоциональное вступление связано с тем, чтобы обратить внимание читателя на угрожающие жизнедеятельности человечества проблемы экологии.
Термин «экология» появился относительно недавно. Эрнст Генрих Геккель -знаменитый зоолог и поклонник теорий эволюции, в 1866 году решил так назвать будущую научную дисциплину, которая изучала бы вопросы взаимоотношения живых существ и окружающей среды.
5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин, как президент Российской Федерации подписал указ, в котором 2017 год объявлен годом экологии в России. Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России. Проходят различные мероприятия, носящие как научный, образовательный, так и воспитательный характер (конференции, выставки, акции и
др.).
Список объектов природного и культурного наследия, находящийся под охраной ЮНЕСКО, планируется увеличить на 5-7 позиций. В настоящее время этот список содержит только 27 позиций.
Природоохранная работа становится особым направлением органов государственной власти всех уровней. Для того чтобы иметь прогресс в социальной сфере, наблюдать положительную динамику отечественной экономики, необходимо уделять внимание бережному отношению к окружающей среде. В этот год объединяются усилия федеральной и региональной властей, бизнеса и населения. Природоохранное законодательство наделяет каждого гражданина ответственностью за состояние окружающей среды в Российской Федерации.
Целями добровольной обязанности является формирование личной ответственности за состояние экологии в данный момент времени, закрепление осознанности и аккуратности в пользовании природными ресурсами, образование новых источников помощи и охраны окружающей среды и др. Основные меры направлены на закрепление ранее достигнутых положительных результатов в решении экологических проблем и обеспечении экологической безопасности.
Природоохранная законодательная политика в Год экологии направлена на устранение негативных последствий воздействия человека на природу. При этом, прогнозирование и предотвращение возможных проблем на муниципальном, региональном и локальном уровнях - не менее важная задача. Одним из способов решения данной задачи является формирование экологической культуры в обществе.
Особую актуальность эта задача приобретает в современной системе образования. Как воспитать экологическую культуру в современной школе? Этот вопрос и является исследовательской задачей авторов данной статьи. Для того чтобы компетентно рассуждать о
Мир Науки
данном вопросе необходимо ознакомиться с мнением научных деятелей и сформировать определение термина «Экологическая культура».
Вопросы воспитания экологической культуры школьников исследуют современные учёные: Сыдыкова З.Е, Испандиярова А.М., Пирсаидова Г.А., Сальникова В.В., Глазачев С.Н., Шайхеслямова К.О., Мамедов Н.М., Исламова К.И., Яницкий О.Н. и др. Мы рассмотрим определения девяти перечисленных авторов:
1. Сыдыкова З.Е.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей, ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды [1, с. 22-23].
2. Испандиярова А.М.
Экологическая культура - это часть общей культуры - совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) [3, с. 68].
3. Пирсаидова Г.А.
Экологическая культура личности есть сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы [7, с. 118].
4. Сальникова В.В.
Экологическая культура - это результат педагогического процесса, имеющего своей целью формирование у школьников осознанной установки на взаимодействие с природой, совокупности экологических знаний о сущности взаимодействия с природой, умений и практических навыков разумного природопользования [8, с. 18].
5. Глазачев С.Н.
Экологическая культура - способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания её целостности [18, с. 16].
6. Шайхеслямова К.О.
Экологическая культура - комплексное, интегративное системно-иерархическое качество (строение) личности, основанное на единстве оценочно-когнитивного, мотивационно-ценностного, активно-деятельностного компонентов и реализуемое во всех видах человеческой деятельности, связанное с познанием, использованием и научно-обоснованным преобразованием природы и общества [13, с. 14].
7. Мамедов Н.М
Экологическая культура - новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого её познания. [11, с. 27-28].
8. Исламова К.И.
Экологическая культура - это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [21, 14-15].
Мир Науки
Мир Науки
научный интернет-журнал
9. Яницкий О.Н.
Экологическая культура - это ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивида, группы, сообщества) к среде обитания: локальной, национальной, глобальной [17, с. 17].
Для формирования собственной точки зрения мы проанализировали труды и определения девяти деятелей науки. Наиболее полным и точным, на наш взгляд, мы считаем определение Шайхеслямова К.О., так как именно комплексный подход к этому понятию, позволяет автору продемонстрировать обширность и многосферность данного понятия.
Наше дальнейшее раскрытие темы будет построено по методике поиска ответа на три вопроса: Что это? Как это проявляется? Как повысить уровень экологической культуры? Итак, изучив все научные выводы и формулировки, авторы свидетельствуют, что кратко однофразно изложить понятие экологической культуры невозможно. Да и вряд ли к этому надо стремиться, есть риск что-то важное упустить. Поэтому авторы, каждый в отдельности, приводят свои толкования этого важного в жизнедеятельности человека термина и выносят их на суд читателей.
Экологическая культура - это личная ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.
Экологическая культура - это глубокое понимание проблем, наличие определенного образовательного уровня в области экологии, образ мысли и жизни, поведения в гармонии с законами природы, активное участие в экологических мероприятиях и распространение философии умеренного потребления материальных благ и соблюдение экологического законодательства.
Современные педагоги проводят интересную работу по формированию экологической культуры школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Так, во внеучебной деятельности интерес у учащихся вызывают такие формы работы как: круглые столы, конференции, викторины, тематические вечера, олимпиады, встречи с интересными людьми, экскурсии, кружки и экологические отряды и др.
На уроках географии возможны интерактивные экологические экскурсии, проводимые в увлекательной форме и с занимательным контекстом. Текст подобных экскурсий должен быть максимально прост и понятен.
Освещение экологических проблем в реальном времени требует от педагога, прежде всего осведомлённости в этом вопросе. Ораторское мастерство необходимо каждому педагогу, как и умение заинтересовать ученика, ведь заинтересованный ученик с радостью примет участие в поиске экологических проблем, проектировании и построении плана экскурсии, разработке экологических маршрутов и мониторинге способов улучшения экологической обстановки в своём родном крае.
Географическая карта, на которой будут отмечаться экологические посещения, способствует закреплению знаний, полученных в ходе экскурсии. Такой подход развивает у учеников пространственное мышление. В ходе интерактивных экологических экскурсий у школьников появляется понимание того, что планета находится на грани экологической катастрофы и спасти планету поможет исключительно бережное и уважительное отношение к окружающей природе. Экологическая экскурсия станет хорошим началом урока и подготовки учеников к продуктивному рабочему процессу.
Обратимся к содержанию интерактивной виртуальной экскурсии для школьников. Она может проходить следующим образом.
• Тема экскурсии: «Радиоактивное загрязнение озера Байкал».
• Цель экскурсии: ознакомление школьников с экологической проблемой и поиск путей её решения.
• Сообщение информации о данном природном объекте с презентацией: «Природно-историческое, культурное наследие России в опасности».
• Изложение проблемной ситуации педагогом.
• Предложения учащихся по решению проблемы.
• Выбор наиболее оптимального предложения учащихся.
• Подведение итогов экскурсии и разработка плана проведения очередной экскурсии.
Важную роль также в формировании экологической культуры школьников играют кружки и отряды. Например, «Голубой патруль» (охрана озёр, рек, водоёмов), «Зелёная аптека» (сбор лекарственных трав), «Живая природа» и др.
Целью этих кружков и отрядов является:
• обогащение учащихся знаниями о природе, способах её охраны и бережного к ней отношения;
• изучение принципов рационального природопользования;
• воспитание личностных качеств, например, таких как: ответственность, долг, умеренное потребление, бережливость и др.
Участие в таких кружках и отрядах способствует проявлению единства экологического сознания и поведения, социализации личности школьника, обогащению личного духовно-нравственного мира. На таких экскурсиях и экологических мероприятиях учащиеся осознают, что равнодушное отношение к экологическим проблемам создает угрозы жизни человечества и планеты.
Воспитание экологической культуры учащихся - один из способов предотвращения экологических проблем, кризисов и катастроф. В данном случае профессиональный педагогический подход играет важную роль в формировании экологической культуры личности школьника - будущего ответственного, добросовестного и экологически грамотного гражданина своей Родины.
Только наличие и неукоснительно обязательное исполнение Комплексной программы экологического воспитания населения страны, начиная с дошкольного и последующих возрастов, систематическое привлечение их к выполнению высоко организованных массовых мероприятий (не для показного отчета), позволит сформировать у населения и экологическое мировоззрение и экологическую культуру.
Для закрепления норм соблюдения экологически выдержанной дисциплинарной ответственности и поведения граждан, необходимо также усилить меры ответственности для нарушителей законов, в которых предусмотрены экологические правила жизни и поведения граждан.
Мир Науки
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Арустамов Э.А., Гильденскиольд С.Р. Анализ экологического состояния Московской области в год экологии России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/85TVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Арустамов Э.А., Гильденскиольд С.Р. Анализ состояния обращения с отходами в Подмосковье в год экологии России // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы» resources.today/PDF/01RRO217.pdf.
3. Арустамов Э.А. Основы природопользования и экологической безопасности Московской области, изд. Артишок, Ульяновск 2008. 235 с.
4. Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности, учебник для вузов. - М., «Дашков и К», 2016. 447 с.
5. Сыдыкова З.Е. Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. - Шымкент, 2007. - 23 с.
6. Испандиярова А.М. Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект): дисс. ... канд. пед. наук. - Шымкент, 2005. - 60 с.
7. Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Астана, 2007. - 118 с.
8. Сагиндыкова Э.У. Формирование экологической культуры будущих специалистов на основе учебно-проектной деятельности (на материале региона): дисс. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2006. - 20 с.
9. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России // Наука и школа. - 1997. - №3 - 4-11 с.
10. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: автореф. дисс.докт.пед. наук. - Алматы, 2004. - 14 с.
11. Сальникова В.В. Формирование экологической культуры учащихся на основе интегративно-креативного подхода в сельской малокомплектной школе: автореф. Дисс. канд.пед. наук. - Тамбов, 2004. - 17 с.
12. Панин М.С. Казахстанское образование: вгляд ученого, педагога, руководителя. - Алматы, Раритет, 2009. - 383 с. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России // Наука и школа. - 1997. - №3 - 411 с.
13. Мамедов Н.М. Культурно-устойчивое развитие и экологическое образование // В сб. мат. Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль- Фараби. - Алматы, КазНУ им. аль-Фараби. - 2004. - 27-28 с.
14. Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. канд. пед. наук. - Астана, 2007. - 118 с.
15. Яковлева Е.В. Формирование экологической культуры средствами физического воспитания: дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1996. - 25-27 с.
16. Астраханский вестник экологического образования №1 (23) 2013. с. 145-164.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Peletskaya Liliya Anatolyevna
Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Arustamov Eduard Aleksandrovich
Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Cultivation of ecological culture in schoolchildren as the most important task of an education system
Abstract. This article deals with such a means of resolving and prevention of ecological problems as a cultivation of ecological culture in schoolchildren. Most of the author's attention was concentrated on analysis of opinions issued by various scientists, which has allowed for formulation of an authors' definition of the term "ecological culture". Extracurricular activities meant to provoke the interest of schoolchildren have been listed; conditions necessary for development of a comfortable working atmosphere and an effective interaction between teacher and student have been considered. Interactive ecological tour has been suggested as a form of work; an example of a plan for such an event has also been laid out. An alternative solution to the problem has been offered as well. Ecological clubsy activity has been reviewed.
Keywords: ecological culture; schoolchildren; teachers; education system; ecology year; UNESCO; development