Научная статья на тему 'Воспитание экологической культуры младших школьников'

Воспитание экологической культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1204
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологической культуры младших школьников»

Фролова Наталья Яковлевна,

Учитель высшей квалификационной категории Трубина Софья Маратовна,

Научный консультант, заместитель директора по научно-методической работе

Воспитание экологической культуры младших школьников

Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

В.А.Сухомлинский

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет только в том случае, если каждый человек осознает личную ответственность за судьбу своего общего дома — планеты Земля.

Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожать природу — это все равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Вследствие этого у детей создается ложное впечатление — экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, все это происходит где-то там — далеко. Этого и надо опасаться. Необходимо донести до ума и сердец обучающихся, что от состояния окружающей их среды зависит состояние здоровья их и их близких.

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждает, что природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым необходимо владеть. Теперь эта необходимость особенно очевидна, ведь воспитывая бережное отношение к природе, уважение к живому и заботу о нем, мы воспитываем в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, умение сопереживать им.

Конечно, в младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть — совсем не одно и то же. В сознании ребенка должны закрепляться экологические правила построения мира, тогда в дальнейшем ему легче будет понимать природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, он правильно оценит результаты своего влияния на природ-

ные объекты. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях — экологических правилах.

Каждый из нас, даже маленький ребенок, - великан на полянах природы. Какой он — добрый или не очень? А может быть злой? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками, а чтобы поступки были правильными, нужна экологическая грамотность всех людей.

Как же достичь этой грамотности, как прийти к определенным выводам в младшем школьном возрасте, как стать добрым великаном природы? Прежде, чем обучающиеся придут к какому-то результату и сделают определенные выводы, они должны все сами увидеть, услышать, почувствовать, прочитать, осмыслить, сделать своими руками и применить все, что смогут на практике. Поэтому я попыталась охватить широкий круг вопросов, доступных пониманию младших школьников о взаимосвязях, существующих в природе и до глобальных проблем современности, несущих угрозу жизни и человеческой цивилизации.

Основная цель «Экологической культуры младших школьников» была нацелена на развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам экологии всей Земли, а так же родного края, которая будет способна решать экологические проблемы своего уровня.

На уроках окружающего мира использовались более активные формы обучения: работа в группах, парах, также проводились интеллектуальные игры, экологические минутки, все это приводило к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности моих детей и их экологической грамотности.

На всех уроках окружающего мира красной линией выделяю четыре главных направления природы: природа — источник доброты, познания, красоты и богатства. Каждый урок — это разбор какой-либо экологической ситуации.

1 класс, тема «Богатства природы»

- Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок, он принес из леса письмо.

«Ребята, скоро наступит лето, и вы вместе с родителями поспешите в лес за ягодами. Мне очень жаль, что некоторые собирают недозрелые ягоды, для сбора используют совки и скребки, собирающие не только ягоды, но подчас и все растения; нередко ягодники собирают вместе с кустами и ветками земляники, черники, ежевики. Не потому ли так низко никнут они к земле, что страшатся быть сорванными под самый корень? Давайте подумаем вместе,

как же собирать ягоды, чтобы не повредить растения?»

Дети высказываются и на доске появляются правила сбора грибов:

1. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их.

2. Собирать ягоды надо руками.

3. Ягоды надо брать только зрелые, недозрелые через несколько дней дадут второй урожай и порадуют новых сборщиков ягод.

4. Ни в коем случае нельзя вырывать растение с корнем.

5. Ягоды никогда не надо собирать все до одной -надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корма в природе.

Усвоение экологических знаний требует высокого уровня общения, поэтому экологическим образованием мы занимались и на уроках русского языка — писали сочинения о природе, составляли письма-помощи животным, призывы к людям о бережном отношении к лесу.

Сочинение «Природа в опасности!», ученик 4 класса Александренко Денис.

Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы. Природа дает ему пищу, жилище, одевает. Из земли он добывает полезные ископаемые, на полях выращивает урожай, в лесу заготавливает древесину, пушнину, грибы, ягоды. Природа дает все необходимое для нашей жизни, поэтому ее надо охранять. Человек уже имеет печальный опыт: много различных видов растений и животных уже нельзя встретить на планете, потому что их истребили. В результате действий человека отравлен воздух и вода, вырубаются леса, образуются озоновые дыры. Так как природные ресурсы постепенно исчерпываются, человек задумался. Он создал Красную книгу, в которую вписываются исчезающие виды растений и животных. Постоянно издаются законы об охране природы. Охрана природы - одно из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Нужно всегда помнить, что в природе все теснейшим образом взаимосвязано, все нужно, и уничтожение одного компонента природы повлечет изменение всего природного комплекса.

Помните, что дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нужно помнить об этом всегда и беречь природу. Поэтому я вывел правило: «Нельзя брать у природы слишком много, иначе можно ее разрушить»

На уроках математики решали задачи экологического содержания.

3 класс. «Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода. Сколько его необходимо для дыхания трех человек в течение этого же времени? Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение суток всех обучающихся нашего класса»?

В конце года обучающиеся составляли кроссворды по терминологии за курс «Окружающего мира», что явилось большой ценностью: составляя кроссворд, ребенок запоминал термины, а на уроке, разгадывая кроссворд своего товарища, повторял эти понятия.

По вертикали.

1. Единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

5. Защитный покров зверей, состоящий из волос.

6. Многоклеточные животные, состоящие всего из двух слоев тканей.

По горизонтали.

2. Полуразложившиеся остатки бывших растений, образующихся на болотах.

3. Одноклеточные животные.

4. Членистоногое животное, имеющее восемь ног.

7. Верхний, плодородный слой земли.

8. Животные с членистым наружным скелетом и хорошо развитыми конечностями.

9. Мягкотелые животные, многие из которых имеют наружный скелет — раковину.

10. Источник силы, способный совершать работу и вызывать движения тел.

Выполнила Афанасьева Анна 3 класс

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка — безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов это свойство назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Почему именно природе я отвела особую роль в формировании личности ребенка?

Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющему миру. Исследования начинаю проводить с первого класса. Исследовательские проекты ориентированы на творческую активность детей, на исследовательский характер, а также направлены на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся. Дети работают самостоятельно, все изучают сами, что связано с выбранной темой. Моя задача — выполнять обязанности консультанта, помогать тем, кому нужна моя помощь.

Предлагаю некоторые темы, над которыми работали дети и их результаты на всероссийских конкурсах:

1. «Ты откуда диво дивное взялось?» (о полярном сиянии) - Диплом 1 степени;

2. «Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?» - Диплом 1 степени.

3. «Может ли белка и крот поменяться квартирами?» - Диплом 1 степени.

Помимо урочной деятельности работа проходит после уроков. Массовые формы внеклассной работы позволяют привлечь к участию практически всех обучающихся. К этой работе относятся тематические просмотры научно-популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, конференция по

исследовательским проектам, проведение классных часов по самой разнообразной тематике. Для работы используются следующие методы: анализ методической литературы, связанной с темой исследования за поведением обучающихся на природе, реакцией детей на информацию, иллюстративный материал, диагностирование обучающихся и беседы с ними, анализ детских рисунков. Фиксирование сезонных изменений в природе на календаре природы. Весь учебный год проходит в форме эколого-краеведческой игры. Весь учебный год разбит на три сезонных цикла: осенний, зимний, весенний. Каждый цикл содержит экскурсию на местности, наблюдения в природе, игровые задания, а завершается цикл разнообразными мероприятиями по подведению итога.

Воспитать доброго человека — эту наиважнейшую задачу ставит перед собой каждый учитель. Я - не исключение. Ведь нашему, во многом несправедливому и жестокому обществу нужны добрые люди. Чем больше их будет на Земле, тем больше у человечества будет шансов выжить. И не просто выжить, но и жить в согласии с самим собой, с окружающими и с Природой. А такая жизнь будет долгой и счастливой!

• Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры.

• Человек будущего — это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

• Экологическая культура — результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

• Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений.

• Экологическое воспитание помогает подвести обучающихся к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.