УДК 726
с
и Наталия Сергеевна Кузнецова
и аспирант, Московский Государственный Университет § им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет н (Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4, Москва, 119192)
к Восьмичастные римские колонные кивории Х11-Х111 в. н Проблема генезиса формы
Рч
Среди памятников римской церковной архитектуры ХП-ХШ в. выделяются несколько базилик, алтарные пространства которых сохранили элементы оформления. В их число входят восьмичастные кивории из Сан Джорджо ин Велабро и Сан Лоренцо Фуори ле Мура в Риме, Санти Джованни е Паоло в Ферентино и Санта Мария Ассунта в Ананьи. Необычная форма сени кивория и особенности его расположения в интерьере позволяют сформулировать ряд проблем. Прежде всего это общая характеристика типологии и вопрос о генезисе такой формы завершения кивория, поиск её прототипов и описание эволюции. Данный тип кивориев может быть отнесён к числу малых архитектурных форм, наделённых четкой конструктивной тектоникой. В качестве основных факторов, повлиявших на формирование композиции кивориев данного типа, выдвигаются три. Во-первых, развитие местной традиции, которая свидетельствует о существовании более древних колонных кивориев и кивориев восьмичастным завершением, наделённых, однако, принципиально иными тектоническими свойствами. Во-вторых, особое значение в этот период имеет антикизирующая тенденция, связанная с культурными процессами Малого римского возрождения. В-третьих, на римское искусство оказывает воздействие усиление образных и идейных связей между Римом и Иерусалимом.
Ключевые слова: киворий, Рим, пресвитерий, Гроб Господень, Лацио
o
Natalia Sergeevna Kuznetsova .
postgraduate student, Moscow State University u
after M. V. Lomonosov, Faculty of History C
(Lomonosovskiy prospekt, 27/4, Moscow, 119192) .
octagonal Roman columned ciboriums h
K|
of the 12th century: origin of the form
Among the monuments of Roman Church architecture of the12-13th centuries there are several special basilicas. Their altar spaces have preserved elements of the High Middle Ages design. These include the octagonal ciboriums from the basilicas San Giorgio in Velabro and San Lorenzo Fuori Le Mura in Rome, Santi Giovanni e Paolo in Ferentino and Santa Maria Assunta in Anagni. The unusual shape of the ciborium canopy and its location in the interior allow us to explore several problems. First of all, in this article we will try to give a general description of this typology. We will also look at the genesis ofthis form ofcanopy and try to find its prototypes. This type of ciborium is one of the small architectural forms. Its composition is very clear and geometric. There are three factors that influenced the formation of such a structure. First, the development of the local tradition, which indicates the existence of more ancient kivori with columns and octagonal kivori. However, ciboriums of the Early Middle Ages are quite different. Their forms are more similar to sculpture. Secondly, during this period, the influence of Antiquity is strong. Many artists in Rome seek to imitate ancient forms. Often some elements were copied. For example, columns or beam profiles. In addition, Roman art is influenced by the image of Jerusalem. At this time, the connection between the two Christian capitals is strengthened. The forms of the ciborium resemble the image of the Edicule over the Holy Sepulchre.
Key words: Canopy, ciborium, altar space, Rome, Middle Ages, Papal States, presbytery
га В XII в. в ряде римских базилик появляется новый тип
о кивориев. Хорошо сохранившиеся примеры можно увидеть ^ в базиликах Сан Джорджо ин Велабро и Сан Лоренцо Фуори ле О Мура в Риме, а также в соборах Санта Мария Ассунта города
л Ананьи и Санти Джованни е Паоло в Ферентино. Конструкция
ю
о и оформление этих кивориев имеет ряд характерных особен-^ ностей, выделяющих их среди предметов убранства римских ^ алтарных пространств периода Высокого Средневековья. ^ В данной статье нам хотелось бы, во-первых, сформулиро-^ вать эти особенности, а во-вторых, выдвинуть ряд предпо-^ ложений, которые могут объяснить причины появления этих ^ памятников и выявить те факторы, которые повлияли на формирование их облика.
Римские восьмичастные кивории XII-XIII вв. решены в принципиально схожем ключе. Особенности этой типологии отчетливо видны на примере кивория из базилики Сан Джор-джо ин Велабро1, созданного в кон. XII в2. Его сень выполнена из белого мрамора и составляет трехъярусную конструкцию. Нижний ярус решен в виде квадратной в плане замкнутой колоннады. Она поставлена на основание, профилировка которого напоминает карниз классицизирущего антаблемента, расширяющегося в верхней части. Колонки выполнены невысокими и размещены на значительном расстоянии друг от друга таким образом, что интерколумнии почти соответствуют высоте опор. На каждой грани помещено восемь колонок, выполненных в формах тосканского ордера. На них опирается также квадратный в плане карниз, на котором расположен восьмигранный в плане второй ярус. Он также является колоннадой, форма колонок второго яруса идентична колонкам первого. На каждой грани размещены четыре колонки. Второй ярус завершается восьмичастным шатром, на котором покоится восьмигранный фонарь на восьми колонках. Опирается
1 Turco M. G. The church of S. George in Velabrum in Rome. Techniques of construction, materials and historical transformations // Proceedings of the First International Congress on Construction History. Madrid, 2003. P. 2006; Di San Pietro F. Memorie istoriche del sacro tempio, o sia Diaconia di San Giorgio in Velabro. New York, 2015. P. 45-50.
2 John R. T. San Giorgio al Velabro. Roma, 2004. P. 18.
сень на четыре белые коринфские колонны с белыми капителями, которые в XII в. имели иной облик: фусты их были выполнены из темных сортов камня3.
Формы иных кивориев этого типа чрезвычайно схожи: имеют аналогичную конструкцию, пропорциональные отношения и масштаб. Ряд незначительных отличий существует: так, в кивории из Сан Лоренцо Фуори ле Мура в Риме4, выполненном в 1148 г.5 , на гранях нижнего яруса размещено семь колонок. Это дает несовпадение осей опор с колонками второго яруса и создает более сложную, не вполне регулярную композицию. Фонарь кивория из собора Санта Мария Ассун-та в Ананьи (нач. XIII в., скульптор Пьетро Вассалетто6) также имеет сложную двухъярусную структуру, повторяющую в уменьшенном масштабе и упрощенной форме композицию сени в целом. В соборе Санти Джованни е Паоло в Ферентино (пер. пол. XIII в.)7 фонарь имеет один ярус, квадратный в плане. В целом, их формы можно считать почти идентичными.
Для того чтобы выявить те особенности, которые позволяют отличить восьмичастные кивории XII-XIII вв., необходимо кратко охарактеризовать стилистические черты предшествующей им традиции. К сожалению, на сегодняшний момент для исследования доступен лишь ограниченный круг
3 В XII в. пара колонн со стороны нефов имела фусты из зеленого порфира, две другие были из черного камня и темного египетского гранита (Di San Pietro. Memorie istoriche. P. 78). Подробнее о реставрации базилики: Carbonara G. Alcune riflessioni sul restauro della chiesa di San Giorgio in Velabro // Bollettino d'arte. La chiesa di San Giorgio in Velabro a Roma. Storia, documenti, testimonianze del restauro dopo l'attentato del luglio 1993. Roma, 2002. P. 2-3; Munoz A. Il restauro della basilica di S. Giorgio al Velabro in Roma. Roma, 1926.
4 Подробнее: Krautheimer R., Josi E. Lorenzo fuori lemura in Rome: excavations and observations. Philadelphia, 1952; Munoz A. La Basilica di S. Lorenzo fuori le mura. Roma, 1944; Da Bra, G. San Lorenzo fuori le mura. Roma, 2005; Matthiae G. San Lorenzo fuori le mura, Roma, 1966.
5 В период XVII в. киворий был переделан: его верхние ярусы были заменены сферическим куполом. Реставрация проводилась в XIX в. (C. Cundari. San Lorenzo fuori le mura. Roma, 2018. P. 17).
6 Severino N. Il pavimento cosmatesco della cattedrale di Anagni. La storia, l'analisi, le nuove ipotesi. Roccasecca, 2012. Р. 92-97.
7 Ramieri A. M. Ferentino: Dalle origini all'alto Medioevo. Ferentino, 1995. Р. 201.
Ьэ
0
1
I
0
1 £
I
i §
£ §
§ §
£
о §
§
га памятников. Большинство средневековых кивориев Рима о были разобраны в эпоху Возрождения или в период Нового ^ Времени. Однако ряд фрагментарно сохранившихся памятни-О ков свидетельствуют о существовании в период У^! вв. опрел деленного типа, который представлял собой простую четы-га
о рехскатную конструкцию на арках, опирающуюся на колонны ^ по углам. Это киворий из церкви Сан Джованни ин Арджен-^ телла в Паломбара Сабина (VIII в.)8, из крипты базилики Сан-^ та Кристина в городе Больсена (УШ-Ш вв.)9, из храмов Санта ^ Мария Маджоре и Сан Пьетро в Тускании (XI в.)10. Несмотря ^ на то, что каждый из них обладает некоторыми уникальными ^ характеристиками, для нас важно, что все они являют композицию отчасти скульптурную по своей форме. Четырехскатная сень напоминает балдахин из ткани, размещенный над троном. Этот эффект особенно заметен в кивории из Санта Мария Маджоре в Тускании, где его арки имеют полилопастную форму со столь мелким делением, что оно создает образ бахромы. Кроме того, поверхности этих кивориев имели декор — резьба сохранилась в Больсене и Паломбара Сабина. Изображаются растительные орнаменты, которые равномерно распределяются по плоскостям конструкции, что также усиливает образ тканного покрова.
Важнейшей особенностью кивориев нового типа является их архитектурная тектоника. Форма многоярусной сени далека от какой-либо скульптурной композиции не только из-за отсутствия на ее поверхности коврового орнаментального рельефа, но, в первую очередь, благодаря использованию колоннад как конструктивного элемента. Киворий уже мало похож на шатер или балдахин, скорее он создает образ, напо-
8 Acconci A.S. Giovanni in Argentella presso Palombara Sabina. Le testi-monianze altomedievali. Il ciborio e Faffresco delFAdorazione della croce // Arte Medioevale. 1993. N 1. P. 15-41.
9 Caretti C., Nicolai V.F. La Catacomba di S. Cristina a Bolsena. Roma, 1989. P. 15.
10 Serra J. R. Tuscania: cultura ed espressione artistica di un centro medioevale. Roma, 1971. P. 74; Schiappelli A. Il material Romano di reimpiego nella Chiesa di San Pietro a Tuscania // Periodico del centro di catalogazione dei Beni Culturali della Provincia di Viterbo. 1996. N 4. Luglio/Dicembre. P. 29-30.
минающии центричную постройку, малый храм внутри храма ^
большего. о
о
Сегодня для исследования недоступно подавляющее боль- ^ шинство подлинно сохранившихся предметов убранства рим- ^ ских алтарных пространств периода Высокого Средневековья. §
Мы не имеем оснований для того, чтобы с уверенностью обо- §
&
значать степень распространенности данного типа кивориев ^ на территории Лацио. Однако выбор именно этой формы для ^ базилики Сан Джорджо ин Велебаро, а также соборов Ананьи § и Ферентино, безусловно, является чрезвычайно значимым. ^ Первая имела статус титулярной, что подразумевало богослу- ^ жение с участием кардинала-диакона11. Санта Мария Ассун- ^ та в Ананьи строился в непосредственной близости с одной § из резиденций папы и предназначался для понтификальной & литургии12. Собор в Ферентино расположен неподалеку, в ^ конце XII в. он становится центром южных земель Лацио и ^ был освящен лично папой13. Базилика Сан Лоренцо Фуори ле о Мура в Риме также является весьма значительным церковным ^ зданием, наделенным особой сакральной значительностью14. : Каждый из этих храмов был большим, нежели просто приходской церковью, а потому каждый из них имел основание восприниматься как образец для подражания и может быть проанализирован сегодня как характерный для своей эпохи.
Какие факторы необходимо выделить в качестве причины возникновения кивориев подобной формы? Прежде всего, можно предположить наличие на территории Лацио или в иных землях традиции возведения восьмичастных кивориев, которая могла получить развитие в XII—XIII вв. Данная гипотеза подтверждается существованием кивория из базилики Санта Мария Маджоре в Соване15, который завершается
11 Сан был утвержден в годы понтификата Евгения IV (1134-1153) (Православная Энциклопедия Т. 31. С. 54-68).
12 Severino N. Il pavimento cosmatesco. Р. 4-9.
13 Ramieri A. M. Ferentino. Р. 201-202.
14 Сан Лоренцо относится к семи главным паломническим церквям Рима.
15 Farinelli R. I castelli nella Toscana delle «citta deboli». Dinamiche del popolamento e del potere rurale nella Toscana meridionale (secoli VII-MXIV). Firenze, 2009. P. 35.
га восьмискатным шатром. Однако его формы скорее близки тради-
о ционной четырехчастной композиции, напоминающей балдахин
^ или шатер. Они являют мало сходства с четкой архитектоникой
О колонных кивориев Высокого Средневековья. С другой стороны,
л на территории Лацио существовали колонные кивории прямою
о угольные в плане, такие как сень из базилики Сан Клементе ^ аль Латерано в Риме16. Возможно, XII в. стал временем объеди-^ нения этих двух традиций — восьмичастных шатров и колон-^ ных оснований — в общую форму.
^ Следующим фактором, который выделяется как причина
^ развития типологии колонных кивориев, является классици-^ зирующая тенденция в культурной жизни Рима. Разумеется, при анализе церковного искусства Вечного Города всегда принимается во внимание существование мощной традиции античного и в особенности раннехристианского искусства, которые в период XII в. воспринимались весьма целостно. Кра-утхаймер очень точно характеризует искусство после 1000 г. как период расцвета, т.н. «римского возрождения» — первого со времен Каролингов17. Город вновь начинает осмысляться как центр власти: церковной, политической и финансовой, — а для искусства это должно было означать не противостояние, но соединение христианской и античной традиции. Эта значительная роль памяти о прошлом во многом определила консервативный характер искусства этого периода. Так, Краутхаймер выделяет лишь три новых явления в архитектуре XII в., отличающих здания этого времени от памятников предшествующих эпох: начавшееся строительство кампанил, появление в базиликах поперечных арок, выполняющих роль ребер жесткости, и возведение портиков со стороны главного входа18.
О силе воздействия традиции можно судить по архитектуре базиликальных зданий. В то время как во Франции, Англии,
16 Boyle L. O. P. Piccola guida di San Clemente, Roma. Roma, 1976. P. 22-23.
17 Roma nel Duecento. L'arte nella città dei papi da Innocenzo III a Bonifacio VIII / A cura di A. M. Romanini. Torino, 1991. P. 10-21.
18 Krautheimer R. Roma. Profilo di una citta, 312-1308. Princeton, 1980. P. 161-175.
Германии, а также на севере Италии распространяется романская конструкция, подразумевающая перекрытие нефов крестовыми или цилиндрическими сводами19, в Риме продолжают строить широкие базилики с деревянными потолками и рядами круглых свободностоящих колонн между нефами. К этому типу относится, например, Санта Мария ин Трасте-вере20. Показательно, что в ходе работ были использованы фрагменты античных построек, взятые из терм Каракаллы21. Традиционную конструкцию имела базилика Санти Кваттро Коронати (1116 г.), верхняя церковь Сан Клементе аль Латера-но (1110-1130), а также базилика Санта Мария ин Космедин (ок. 1123 г.). Разумеется, архитектура этих базилик разительно отличалась своей архаичностью не только от французских построек этого же времени, но и от архитектуры Ломбардии или Тосканы.
П. К. Клауссен выделяет в этой тенденции два несколько различных течения22: консервативное, которое объясняет воздействием Монтекассино, и стремление к возрождению как непосредственно римскую особенность, проявившуюся после Вормского конкордата и сопровождавшуюся активным использование сполий и антикизирующих мотивов23. Первое
19 Подробнее см.: Romanini A. M. Architettura gotica in Lombardia. Milano, 1964; Lavagnino E. Storia dell'arte medioevale italiana. Torino, 1936.
20 Церковь существенно перестраивается в 1139-1181 гг. по инициативе Иннокентия II (1130-1143) и его приемников Евгения III (1145-1150) и Александра III (1159-1181). Показательно, что базилика имеет трансепт, что трактуется как подражание базилике Св. Петра и Сан Хрисогоно (1123-1130).
21 Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. The Early Christian Basilicas of Rome (IV-IX Cent.) Vol. 3. Roma; NewYork, 1937-1977. P. 67-68.
22 Claussen C. Renovado Romae: Erneuerungsphasen romischer Architektur im 11. und 12. Jahrhundert // Rom im hohen Mittelalter / Hrsg. von B. Schimmelpfennig, L. Schmugge. Sigmaringen, 1992. S. 87-125.
23 В пример можно привести фигурки обнаженных путти, изображенные на мозаике в апсиде базилики Сан Клементе (Kinney D. Rome in the Twelfth Century. Р. 203). Е. Тубер полагает, что в часто встречающиеся в монументальной живописи Рима и Лацио этого периода архитектурные мотивы имеют в качестве прототипов античные памятники, а также опираются на раннехристианские образцы (Tuber E. Un'Arte Orien-tata: reforma gregoriana e iconografia. Milano, 2001. Р. 177). Показательно
Ьэ
0
1
5
0
1
£
I
£ §
§ §
£
о Й
8
га не вполне удовлетворяет поиску источников формы восьми-
Ен
о частных колонных кивориев. «Хроника Монтекассино» сви-tj детельствует о том, то для украшения монастыря византий-О ские и обученные ими местные мастера активно использовали л цветные сорта камня и смальту, украшали поверхности апси-о ды и алтарных преград изображениями фигур и сюжетов24. g Но колонные кивории принципиально иные: они не просто ^ лишены мозаичной декорации, их структура вовсе не пред-2 полагает ее наличия. А потому мы в праве предполагать, что ^ в данном случае имеет место внутренняя классицизирующая ^ тенденция римской школы, проявившаяся в использовании ^ стоично-балочной конструкции, строго геометричной тектонике форм и антикизирующим обликом некоторых деталей (профили балок, капители колонн).
Однако стремление к подражанию Античности может объяснить формообразование отдельных элементов, но не выбор общей структуры. Так, например, мастера могли избрать в качестве объекта для подражания другой тип кивориев, представленный в базилике Сан Клементе аль Латерано25, сень которого составляет колоннаду, перекрытую двускатной кровлей. Почему же используется именно восьмичастная форма? Существует еще один немаловажный фактор, который может иметь определяющее значение в этом вопросе.
Период XII-XIII вв. — время Крестовых походов. В 1099 г. был завоеван Иерусалим26. Для Рима, на первый взгляд, это не имеет какого-либо определяющего значения, ведь Святой престол является, прежде всего, идейным вдохновителем движения. Однако деятельность крестоносцев в Иерусалиме имела ряд последствий, которые отразились в том числе и на культуре Италии, и на жизни Рима, в частности. Прежде всего, это усиление влияния папской власти, которой удалось
также, что многие римские папы были захоронены в саркофагах античного происхождения (Krautheimer R. Rome. P. 267).
24 Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино. В 4 книгах / Пер. с лат. и комм. И. В. Дьяконова; Под ред. И. А. Настенко. М., 2015. С. 170-179.
25 Guidobaldi F., Barsanti C. San Clemente. La scultura del VI secolo. Roma, 1992. P. 125.
26 Lobrichon G. Die Eroberung Jerusalems im Jahre 1099. Stuttgart, 1998.
связать понятия войны за освобождение святынь и паломни- ^
чества к ним в единый благочестивый процесс и тем самым о
расширить зону своего влияния27. Далее, это процесс восста- Ц
новления храма Гроба Господня28 в 1119-1149 гг.29 Византий- ^
ская ротонда Анастасис была соединена с новым кафолико- §
ном, перекрытым куполом30 при помощи широких галерей31, §
над Гробом Господним строится кувуклия. На сегодняш- ^
ний момент невозможно реконструировать ее облик с абсо- ^
лютной точностью, однако исследования свидетельствуют §
о том, что она имела вид центричной колонной постройки, ^
увенчанной восьмичастным сводом. Несмотря на то, что это ^
строительство связано со сложными процессами эволюции ^
ближневосчточного искусства, а также его соотношением с §
архитектурой испанской и французской романики32, но никак &
не римской церковной строительной практикой, для Вечно- ^
го города это событие, безусловно, также имело определен- ^
ное значение. Во-первых, паломничества на Святую Землю, о
Й
--Й
27 Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. СПб., 2019. С. 28-30.
28 Изучение храма Гроба Господня в научной литературе имеет долгую историю. Основные работы по данной теме: Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age. London, 1973; Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977; Wilkinson J. The Churchof the Holy Sepulchre // Archaeology. Vol. 31. N 4. P. 6-13; Wilkinson J., Hill J., Ryan W. F. Jerusalem pilgrimage, 1099-1185. London, 1988; Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem; Structural Survey, Final Report. London, 1935; Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Vols. 1-3. Jerusalem, 1981-1982; Biddle M. Jerusalem: The Tomb of Christ // Current Archaeology. 1991. 11. P. 107-112; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom ofJerusalem. Vols. 1-4. Cambridge, 1993-2008.
29 Lyman T. W. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 63-80.
30 Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom... P. 6-72.
31 Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem. Pl. IV; Corbo. Il Santo Sepolcro di Gerusalemmе. Pl. 7. Купол кафоликона размещался над омфалом — местом положения тела Христа после снятия с креста и также местом явления Марии Магдалине (Lehmann K. The Dome of Heaven // The Art Bulletin. 1945. N 27. P. 1-27).
32 Durliat M. L'Art Roman. Paris, 1982. P. 574-575; Avril F. et al. Le Temps des Croisades. Paris, 1982. P. 104-105; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800-1200. Baltimore, 1966. P. 207-209.
га которые являлись важной частью духовной жизни Европы
Ен
о начиная с времени Константина Великого, становятся в этот tj период особенно интенсивными33. Во-вторых, что для нашей О темы представляется более важным, утверждается идея свял зи Римского престола и Иерусалима. Иннокентий II в 1139 г. о издает буллу, которая фактически ставит орден Тамплиеров g под личное управление понтифика, определяя миссию рыца-^ рей как защиту интересов церкви против неверных. Папа тем 2 самым не просто расширяет границы своей власти, но демон-^ стрирует ведущую роль Рима в благом деле отвоевания и вос-^ становления Святой Земли34. Таким образом выстраивается ^ внутренняя система идейных связей между Вечным городом и Иерусалимом, которая проявит себя и в изобразительном искусстве35.
Кивории Сан Джорджо ин Велабро, Санта Мария Ассун-та и Санти Джованни е Паоло установлены над престолами, расположенными на высоком подиуме. В основании каждого из них, четко на одной оси, располагаются проемы конфес-сио: пространства, предназначенного для размещения в нем святых реликвий, которые доступны для обозрения и поклонения через небольшой проем. Во всех трех базиликах престолы выдвигаются к границе подиума таким образом, что священник не имеет возможности встать перед алтарем лицом
33 Labande E. R. Recherches sur les pèlerins dans l'Europe des XI-XIII ss. // Cahiers de civilisation médiévale. Poitiers, 1957. N 1. P. 27-3б; N 3. P. 339-349.
34 I templari. Grandezza e caduta della «milizia Christi». Milano, 191б. Кроме того, тамплиеры владели в Италии значительным количеством земель, в том числе на Сицилии и Сардинии, а также ссужали деньги населению, что лишний раз подчеркивает их влияние на Рим.
35 Krautheimer R. Introduction to an Iconography of Medieval Architecture // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. N 5. P. 1-33. Показательно, что в годы понтификата Иннокентия III и Гонория III в апсиде базилики Св. Петра создается мозаичное изображение Христа на троне, у подножия которого размещен фриз с изображением ангелов, выходящих из Вифлиема и Иерусалима, а также фигура папы (Krautheimer R. Rome. P. 257). В отечественной историографии можно выделить интересную статью Л. М. Евсеевой, в которой исследуется связь между архитектурными мотивами мозаик в Монреале, Риме и образом Иерусалима (Евсеева Л. М. Иерусалим как Рим в мозаиках Монреале. 1180-е гг. // Вестник РГГУ: Литературоведение, Языкознание. Культурология. 2019. №1. С. 9б-107).
36 Подобная практика была достаточно широко распространена в римских церквях: Vogel C. Versus ad orientem. LOrientation dans les ordines romain du haut Moyen Age // La Maison-Dieu. 1962. Vol. 70. P. 67-99.
37 Осмысление алтаря как Гроба Господня происходит уже в средневековых трактатах. Подробнее: Braun J. Der christliche Altar. S. 750-753.
38 Blaauw S., de. The Lateran and Vatican Altar Dispositions in Medieval Roman Church Interiors: A Case of Models in Church // Cinquante années d'études médiévales. À la confluence de nos disciplines: Actes du Colloque organisé à l'occasion du cinquantenaire du CESCM, Poitiers, 1-4 septembre 2003. Turnhout, 2005.
39 Эта тема подробнейшим образом анализируется в книге В. И. Зем-сковой: Земскова В. И. Христианская базилика и Иерусалимский храм: единство традиции и преемство архитектуры. СПб., 2012.
к апсиде и совершает богослужение лицом к молящимся (ver- ^
sus populum)36. Тем самым конфессио, престол и киворий обра- о
зуют единую композицию, в которой сень играет важнейшую Ц
роль завершения. Семантически подобная структура алтар- ^
ного пространства наглядно являет образ Евхаристии: бес- О
кровная жертва осуществляется не просто на престоле, но §
также на мощах святых. Конфессио, крипта — это захороне- ^
ние, могила, а престол, объединенный с ними композицион- ^
но — Гроб Господень37. А над ним должна находить Кувуклия, о
то есть архитектурная по своей тектонике композиция. ^
В данном случае речь не идет о буквальном повторении ^
облика Иерусалимского храма или каких-либо его элемен- ^ тов. Правильнее было бы охарактеризовать этот процесс как §
образную преемственность, создание сходной по содержанию ^
пространственно-предметной структуры. В пользу этой гипо- ^
тезы свидетельствует то сходство планировки зоны пресбите- g
рия, которым обладают базилика Сан Джорлжо ин Велабро, о
соборы Ананьи и Ферентино с базиликой Сан Джованни ин ^
Латерано, где престол также был выдвинут к границе высоко- : го подиума и имел конфессио в основании38. Нам неизвестна форма кивория, существовавшего там в XII-XIII вв., однако на сегодняшний момент в научной литературе достаточно подробно освещен весьма значительный для данной темы вопрос о идейном соотнесении в пространстве раннехристианского Рима базилики Сальваторес с Иерусалимским храмом39. И еще один аргумент в пользу гипотезы об взаимосвязи архитектурной композиции кивориев с образом Кувуклии — существование
га похожей формы в г. Бари, в базилике Св. Николая, которая
о являлась важным паломническим центром на пути на Святую
% Землю40.
О Колонные восьмичастные кивории, создававшиеся в Риме
л и близлежащих городах в период XII-XIII вв. безусловно явля-
CQ
о ются новой типологией для данной территории и могут быть g рассмотрены как значимые памятники эпохи в связи со значи-^ мостью их расположения. Их основной характеристикой явля-^ ется не только уникальная трехъярусная конструкция и вось-^ мичастная форма, но также общая архитектурная четкость ^ тектоники. Среди основных факторов, которые могут быть ^ рассмотрены как оказавшие влияние на формообразование данной типологии, выделяются три. Это развитие местной традиции, это сознательное обращение к античному и раннехристианскому искусству и это воплощение идеи Рима как центра христианского мира и второго Иерусалима. Процессы развития предметов изобразительного искусства в литургическом пространстве, безусловно, отличаются особой сложностью, объединяя в себе множество тенденций и образных взаимопроникновений. Однако тот факт, что римские колонные кивории сегодня могут быть осмыслены как характерные для эпохи Малого римского возрождения, кажется безусловным и значительным для осмысления путей развития церковной культуры Италии в период Высокого Средневековья.
Источники И ЛИТЕРАТУРА
Земскова В. И. Христианская базилика и Иерусалимский храм: единство традиции и преемство архитектуры. — СПб.: Академия исследования культуры, 2012. — 310 с.
Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино: В 4 кн. / Пер. с лат. и комм. И. В. Дьяконова; под ред. И. А. Настенко. — М.: Русская панорама, 2015. — 520 с.
Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. — СПб.: Наука, 2019. — 398 с.
Acconci A. S. Giovanni in Argentella presso Palombara Sabina. Le testimonianze altomedievali. Il ciborio e Faffresco delFAdorazione della croce // Arte Medioevale. 1993. N 1. P. 15-41.
40 Cioffari G. Il Pellegrinaggio medievale alla Basilica di San Nicola a Bari. Bari, 2007. P. 39-40.
ta
o
o
Carbonara G. Alcune riflessioni sul restauro della chiesa di San Giorgio in Velabro // Bollettino d'arte. La chiesa di San Giorgio in Velabro a Roma. Storia, documenti, testimonianze del restauro dopo l'attentato 5 del luglio 1993. — Roma: Istituto poligrafico e zecca dello stato, 2002. §
P. 2-3. 3
^
Caretti C., Nicolai V. F. La Catacomba di S. Cristina a Bolsena. — o
H
Roma: Pontificia Commissione de Archeologia Sacra, 1989. — 59 p. ¡s¡
Cioffari G. Il Pellegrinaggio medievale alla Basilica di San Nicola a ^ Bari. — Bari: Centro studi nicolaiani, 2007. — 73 p. §
Claussen C. Renovado Romae: Erneuerungsphasen romischer Archi- g tektur im 11. und 12. Jahrhundert // Rom im hohen Mittelalter / Ed. Q B. Schimmelpfennig, L. Schmugge, 2010. P. 87-125. ^
Da Bra G. San Lorenzo fuori le mura. — Roma: Scuola Tipografica S. q Pio X, 2005. — 260 p. §
Blaauw S., de. Laltare nelle chiese di Roma come centro di culto e § della commitenza papale // Roma nelLalto medioevo. Atti delle Settima- ^ ne di Studio. Spoleto: Centro Italiano di studi sull'Alto Medioevo, 2001. ^ P. 969-990. §
Di San Pietro F. Memorie istoriche del sacro tempio, o sia Diaconia di ta San Giorgio in Velabro. — New York: Facsimile Publisher, 2015. — 148 p. § Farinelli R. I castelli nella Toscana delle «citta deboli». Dinamiche § del popolamento e del potere rurale nella Toscana meridionale (secoli : VII-XIV). — Firenze: AlPinsegna del Giglio, 2009. — 236 p.
Guidobaldi F., Barsanti C. San Clemente. La scultura del VI secolo. — Roma: Collegio San Clemente, 1992. — 380 p.
John R. T. San Giorgio al Velabro. — Roma: Narni-Terni, 2004. — 47 p.
Kinney D. Rome in the Twelfth Century: Urbs fracta and renovation // Gesta 45. Roma, 2006. N 2. P. 199-220.
Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. The Early Christian Basilicas of Rome (IV-IX Cent.). Vol. 3. — Roma; New York: Citta del Vaticano, 1937-1977. — 332 p.
Krautheimer R., Josi E. Lorenzo fuori le mura in Rome: Excavations and observations // Proceedings of the American Philosophical Society. 1952. Vol. 96. P. 1-26.
Lobrichon G. Die Eroberung Jerusalems im Jahre 1099. — Berlin: Jan Thorbecke Verlag Gmbh & Co, 1998. — 144 s.
Matthiae G. San Lorenzo fuori le mura. — Roma: Marietti, 1966. — 124 p.
Munoz A. La Basilica di S. Lorenzo fuori le mura. — Roma: Fratelli Palombi, 1944. — 307 p.
Munoz A. Il restauro della basilica di S. Giorgio al Velabro in Roma. — Roma: Società editrice d'arte illustrata, 1926. — 46 p.
§ Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism
o in the Middle Age. — London: Weidenfeld and Nicolson, 1973. — 587 p. ^ Ramieri A. M. Ferentino: dalle origini all'alto Medioevo. — Ferenti-
rn no: Pro loco Ferentino, 1995. — 220 p.
Roma nel Duecento. L'arte nella città dei papi da Innocenzo Ill a g Bonifacio VIII / A cura di A.M. Romanini. — Torino: Seat, 1991. — 443 p. o Romanini A. M. Architettura gotica in Lombardia. — Milano: Casa
g Editrice Ceschina, 1964. Vol. 1. — 526 p.; Vol. 2. — 327 p. ^ Schiappelli A. Il material Romano di reimpiego nella Chiesa di San
Pietro a Tuscania // Periodico del centro di catalogazione dei Beni Cul-g turali della Provincia di Viterbo. 1996. Luglio/Dicembre. N 14. P. 29-30. S Serra J. R. Tuscania: Cultura ed espressione artistica di un centro
w medioevale. — Roma: Electa, 1971. — 207 p.
Severino N. Il pavimento cosmatesco della cattedrale di Anagni. La storia, l'analisi, le nuove ipotesi. — Roccasecca: Seconda Edizione, 2012. — 125 p.
Tuber E. Un'Arte Orientata: Reforma gregoriana e iconografia. — Milano: Jaka Book, 2001. — 512 p.
Turco M. G. The church of S. George in Velabrum in Rome. Techniques of construction, materials and historical transformations // Proceedings of the First International Congress on Construction History. Madrid: S. Huerta, 2003. P. 2002-2013.
Vogel C. Versus ad orientem. L'Orientation dans les ordines romain du haut Moyen Age // La Maison-Dieu. 1962. Vol. 70. P. 67-99.
Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. — Warminster: Aris & Phollips, 1977. — 225 p.
References
Acconci A. S. (1993) Giovanni in Argentella presso Palombara Sabina. le testimonianze altomedievali. Il ciborio e Taffresco dell'Adorazione della croce, Arte Medioevale, n. 1, pp. 15-41.
Blaauw S., de (2001) L'altare nelle chiese di Roma come centro di culto e della commitenza papale, Roma nelValto medioevo. Atti delle Settimane di Studio, Spoleto: Presso la Sede del Centro, vol. 48, pp. 969-990.
Carbonara G. (2002) Alcune riflessioni sul restauro della chiesa di San Giorgio in Velabro, Bollettino d'arte. La chiesa di San Giorgio in Velabro a Roma. Storia, documenti, testimonianze del restauro dopo l'attentato del luglio 1993, Roma: Istituto poligrafico e zecca dello stato, pp. 1-3.
Caretti C., Nicolai V. F. (1989) La Catacomba di S. Cristina a Bolsena, Roma: Pontificia Commissione de Archeologia Sacra, 59 p.
Cioffari G. (2007,) Il Pellegrinaggio medievale alla Basilica di San Nicola a Bari, Bari: Centro studi nicolaiani, 73 p.
Claussen C. (2010) Renovado Romae: Erneuerungsphasen romischer Architektur im 11. und 12. Jahrhundert, Rom im hohen Mittelalter (Eds. B. Schimmelpfennig, L. Schmugge), pp. 87-125. 5
Da Bra G. (2005) San Lorenzo fuori le mura, Roma: Scuola Tipogra-
ba
o
o
s
fica S. Pio X, 260 p. g
Di San Pietro F. (2015) Memorie istoriche del sacro tempio, o sia o Diaconia di San Giorgio in Velabro, New York: Facsimile Publisher, 148 p. § Dyakonova V. (2015) LevMarsikanskiy, Petr Dyakon. KhronikaMon- ^ tekassino [Leo of Mars, Peter the deacon. The Chronicle Of Montecassi- § no], Moscow: Russkaya panorama, 520 p. (in Russian) g
Farinelli R. (2009) I castelli nella Toscana delle «citta deboli». Dina- Q miche del popolamento e del potere rurale nella Toscana meridionale (seco- ^ li VII-XIV), Firenze: AlLinsegna del Giglio, 236 p. q
Guidobaldi F., Barsanti C. (1992) San Clemente. La scultura del VI % secolo, Roma: San Clemente, 380 p. §
John R. T. San Giorgio al Velabro, Roma: Narni-Terni Publ., 47 p. ^
Kinney D. (2006) Rome in the Twelfth Century: Urbs fracta and reno- ^ vation, Roma, Gesta 45, n. 2, pp. 199-220. §
Krautheimer R. (1937-1977) Corpus Basilicarum Christianarum to Romae. The Early Christian Basilicas of Rome (IV-IX Cent.), Roma; New § York: Citta del Vaticano, vol. 3, 332 p. §
Krautheimer R., Josi E. (1952) Lorenzo fuori le mura in Rome: : Excavations and observations, Proceedings of the American Philosophical Society, vol. 96, pp. 1-26.
Lobrichon G. (1998) Die Eroberung Jerusalems im Jahre 1099, Berlin: Jan Thorbecke Verlag Gmbh & Co, 144 p.
Luchitskaya S. I. (2019) Krestovyepokhody. Ideya i realnost. [The Crusades. The Idea and The Reality], Saint-Petersburg: Nauka, 398 p. (in Russian)
Matthiae G. (1966) San Lorenzo fuori le mura, Roma: Marietti, 124 p. Munoz A. (1944) La Basilica di S. Lorenzo fuori le mura, Roma: Fra-telli Palombi, 307 p.
Munoz A. (1926) Il restauro della basilica di S. Giorgio al Velabro in Roma, Roma: Societa editrice d'arte illustrate, 46 p.
Prawer J. (1973) The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age, London: Weidenfeld and Nicolson, 587 p.
Ramieri A. M. (1995) Ferentino: Dalle origini all'alto Medioevo, Ferentino: Pro loco Ferentino Publ., 220 p.
Romanini A. M. (1964) Architettura gotica in Lombardia, Milano: Casa Editrice Ceschina, vol. 1, 526 p.; vol. 2, 327 p.
Romanini A. M. (1991) Roma nelDuecento. L'arte nella citta deipapi da Innocenzo III a Bonifacio VIII, Torino: Seat, 443 p.
§ Schiappelli A. (1996) Il material Romano di reimpiego nella Chiesa
u di San Pietro a Tuscania, Periodico del centro di catalogazione dei Beni ^ Culturali della Provincia di Viterbo, n. 14, pp. 29-30. m Serra J. R. (1971) Tuscania: cultura ed espressione artistica di un centro
medioevale, Roma: Electa, 207 p.
Severino N. (2012) Ilpavimento cosmatesco della cattedrale di Anagni. o La storia, l'analisi, le nuove ipotesi, Roccasecca: Seconda Edizione, 125 p. g Tuber E. (2001) UnArte Orientata: Reforma gregoriana e iconografia,
^ Milano: Jaka Book, 512 p.
Turco M. G. (2003) The church of S. George in Velabrum in Rome. ® Techniques of construction, materials and historical transformations, S Proceedings of the First International Congress on Construction History, h Madrid: S. Huerta Publ., pp. 2002-2013.
Vogel C. (1962) Versus ad orientem. L'Orientation dans les ordines romain du haut Moyen Age, La Maison-Dieu, vol. 70, pp. 67-99.
Wilkinson J. (1977) Jerusalem pilgrims before the Crusades, Warminster: Aris & Phollips, 225 p.
Zemskova V. (2012) Khristianskaya bazilika i Ierusalimskiy khram: edinstvo traditsii i preemstvo arkhitektury [The Christian basilica and the Jerusalem temple: Unity of the tradition and continuity of architecture], Saint-Petersburg: Akademiya issledovaniya kul'tury, 310 p. (in Russian)
Ьз
о
1. Сан Джорджо ин Велабро, Рим. Алтарное пространство XII в. Фотография Н. С. Кузнецовой.
3. Санти Джованни е Паоло, г. Ферентино. Алтарное пространство XIII в. вид из главного нефа. Фотография Н. С. Кузнецовой.