Научная статья на тему 'Восхождение к истории педагогики'

Восхождение к истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / HISTORY OF PEDAGOGY / MODERN TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF THE HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORIC-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

Статья посвящена обзору научных работ по истории педагогики, подготовленных авторским коллективом в составе Г.Б. Корнетова (руководитель), В.Г. Безрогова, О.Е. Кошелевой, Н.Б. Баранниковой, Л.В. Мошковой. Данные работы вошли в уникальную серию научных трудов «Фундаментальные исследования Института теории и истории РАО. Труды 2008 — 2012 гг.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASCENDING TO THE HISTORY OF PEDAGOGY

The article presents and overview of scientific works on the history of pedagogy written by a collective of authors which includes G. B. Kornetov (leader), V. G. Bezrogov, O. E. Kosheleva, N. B. Barannikova, K. V. Moshkova. These articles are part of the unique series of scientific works “Fundamental research of the Institute for the theory and history of RAE.”

Текст научной работы на тему «Восхождение к истории педагогики»

Обзоры и рецензии..................................185

Обзоры

и рецензии

Е. Н. Астафьева Восхождение к истории педагогики

УДК 371.671.14 ББК 74.03(2)

Статья посвящена обзору научных работ по истории педагогики, подготовленных авторским коллективом в составе Г.Б. Корнетова (руководитель), в.г. Безрогова, О.Е. Кошелевой, Н.Б. Баранниковой, Л.В. Мошковой. Данные работы вошли в уникальную серию научных трудов «Фундаментальные исследования Института теории и истории

РАО. Труды 2008 — 2012 гг.»

Ключевые слова: история педагогики; современные тенденции развития истории педагогики; потенциал историко-педагогического знания.

E. N. Astafyeva Ascending to the history of pedagogy

The article presents and overview of scientific works on the history of pedagogy written by a collective of authors which includes G. B. Kornetov (leader), V. G. Bezrogov, O. E. Kosheleva, N. B. Barannikova, K. V. Moshkova. These articles are part of the unique series of scientific works “Fundamental research of the Institute for the theory and history of RAE.”

Key words: history of pedagogy, modern tendencies of the development of the history of pedagogy, historic-pedagogical knowledge potential.

Институт теории и истории образования РАО по инициативе директора С. В. Ивановой приступил к изданию 30 томов монографий и сборников научных трудов, посвященных 70-летию Российской академии образования и 70-летию Института. Эта уникальная серия получила на-

звание «Фундаментальные исследования Института теории и истории РАО. Труды 2008—2012 гг.». В ней получили отражение итоги научных исследований, проводимых в институте в течение последних пяти лет в области истории педагогики и философии образования, теоретической и

сравнительной педагогики, дидактики и теории воспитания.

В рамках серии издается ряд работ, посвященных истории педагогики. Среди них особый интерес, несомненно, представляет сборник научных трудов и материалов «Историко-педагогическое знание в контексте педагогической 1

теории и практики» , подготовленный авторским коллективом в составе д-ра пед. наук, проф. Г. Б. Корнетова (руководитель), д-ра пед. наук, доц., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогова, д-ра ист. наук О. Е. Кошелевой, канд. пед. наук, доц. Н. Б. Баранниковой, Л. В. Мошковой.

Г. Б. Корнетов выступил не только инициатором, составителем и научным редактором сборника, он подготовил две трети представленных в нем материалов. Эта книга, созданная в рамках реализации темы НИР «Эвристический и прогностический потенциал историко-педагогического знания» (2008—2012 гг.), является существенным шагом в развитии истории педагогики, ставит и решает принципиальные для данной отрасли науки проблемы.

Анализ современной ситуации в истории педагогики начинается в сборнике с презентации итогов анкетирования российских историков педагогики, проведенных Г. Б. Корнетовым в 2010—2011 гг. («Состояние и перспективы развития отечественной истории педагогики»)

и в 2011—2012 гг. («Историко-педагогический компонент в содержании современного педагогического образования»). Результаты анкетирования Г. Б. Корнетов обобщает в статье «История педагогики в России в начале III тысячелетия».

Современные тенденции развития истории педагогики с особой остротой ставят два кардинальных вопроса, во-первых, о ее предмете и, во-вторых, о ее исследовательском потенциале. На первый вопрос Г. Б. Корнетов пытается найти ответ в статье «Предмет истории педагогики как отрасли знания». Он определяет исследовательскую область истории педагогики, как развивающуюся в историческом времени и пространстве педагогическую целесообразность, вычленяемую из потока духовной и практической жизни людей и осмысливаемую историей педагогики как особую динамичную педагогическую реальность прошлого, которая органично вписана в эволюционирующее общество и связана со всеми сферами его жизнедеятельности. Иначе говоря, предметом истории педагогики является особая педагогическая реальность, развивающаяся в пространстве жизни общества и являющаяся атрибутивным признаком этого пространства на протяжении всего его существования. По его мнению, «предметом истории педагогики следует считать не просто возникающую, функционирующую и развивающуюся

1 Корнетов Г. Б., Безрогов В. Г., Баранникова Н. Б., Кошелева О. Е., Мошкова Л. В. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. - 712 с.

Обзоры и рецензии

187

во времени и пространстве педагогическую реальность, а педагогическую реальность в системе порождающих ее и порождаемых ею контекстов общественной жизни, материальной и духовной, экономической, социальной, политической и культурной. При этом сама педагогическая деятельность (и, соответственно, порождаемая ею педагогическая реальность) оказывается результатом и способом осмысления и разрешения противоречия между потребностями общества, его институтов, групп, отдельных людей, и в человеке, обладающем определенным набором качеств и свойств и невозможностью обеспечить их сколько-нибудь гарантированное развитие средствами спонтанной (стихийной, неуправляемой) социализации». А объектом истории педагогики, согласно Г. Б. Корнетову «является вся та исторически развивающаяся сфера (сферы) общественной жизни, которая определяет контекст исторически развивающейся педагогической деятельности и педагогической реальности, а также весь жизненный уклад людей, соединяющий в себе всю совокупность процесса их социализации и область их ментальной фиксации, осмысления и конструирования».

На второй вопрос Г. Б. Корнетов ищет ответ в статье «Познавательный, эвристический и прогностический потенциал историко-педагогического знания». В ней, в частности, подчеркивается, что «обращение к педагогическому прошлому необходимо: ради познания этого самого прошлого (цель науки — познание мира, открытие истины, выявление законов функционирования и развития рассматриваемых

объектов); в целях извлечения уроков для сегодняшнего дня; ради прояснения истоков, сущности, характера, особенностей современной ситуации в теории и практике образования; в целях поиска решений современных проблем теории и практики образования; ради определения перспектив развития теории и практики образования; в целях подтверждения или опровержения педагогических идей, подходов, теорий; как источнику личностного самоопределения в педагогическом пространстве, выработки, проверки, уточнения педагогического кредо, становления педагогического мировоззрения; как источнику инновационных педагогических идей (ретроинновации, эвристические озарения)».

Г. Б. Корнетов опубликовал в сборнике серию статей, посвященных актуальным проблемам истории педагогики, в которых также осмысливаются важные проблемы, вопросы современной теории педагогики: «Антропологическая интерпретация образования и историко-педагогического процесса», «Ранние формы педагогической деятельности (историкологический анализ)», «Педагогическая власть (логико-исторический анализ)», «Развитие педагогики на Западе в ХХ столетии». В сборник также включена развернутая рецензия Г. Б. Корнетова на фундаментальный труд Э. Д. Днепрова «Российское образование в XIX — начале XX века»

(м., 2011).

В статьях В. Г. Безрогова «История педагогики во внешкольном пространстве», О. Е. Кошелевой «Эпистемологический подход к изу-

чению педагогики доиндустриального общества» и «Исповедимы ли пути педагогической науки?», Л. В. Мош-ковой «Эвристические и эпистемологические проблемы историко-педагогического изучения непедагогических источников», О. Е. Кошелевой и Л. В. Мошковой «Проблема воспитания через призму академического заголовка», Н. Б. Баранниковой «Национальное самоопределение отечественной педагогики в конце XIX — начале XX века» и «Историко-педагогическая концепция П. Ф. Кап-терева» затрагивается круг вопросов, позволяющих по новому взглянуть на ряд важных проблем истории педагогики.

Заключает сборник публикация перевода текста английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975) «Образование в зеркале истории».

Авторы сборника «Историкопедагогическое знание в контексте

педагогической теории и практики», развивая классические методологические традиции и опираясь на новейшие достижения методологии научного познания, дают репрезентативный срез современного историко-педагогического знания. Сборник будет интересен и полезен историкам и теоретикам педагогики, преподавателям педагогических дисциплин, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам направлений педагогической подготовки, всем, кто интересуется вопросами истории педагогики.

Дополнительную информацию о сборнике и возможностях его приобретения (так же, как и приобретения других книг серии «Фундаментальные исследования Института теории и истории РАО. Труды 2008—2012 гг.») можно получить на сайте Института теории и истории педагогики Российской академии образования http://www.itiprao.ru/ , также по телефону 8 (495) 683-09-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.