УДК 766(470.345)
й01: 10.48164/2713-301X_2023_12_115
И.Л. Сиротина
Саранск
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
sirotinailramail.ru
О.Г. Чичварина
Саранск
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
svetalina.inforayandex.ru
ВОСХОДЯЩАЯ ДИАГОНАЛЬ ЮЛИАНА МАРКАРОВА (ПАМЯТИ УНИКАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА)
Творчество художника-графика, сценографа, дизайнера, педагога и мыслителя Юлиана Николаевича Маркарова (1943-2021) проникнуто философским созерцанием, размышлением о событийности происходящего, о пути человека и дороге, которую он выбирает. Его героями становились люди, идущие в ногу со временем и наперекор всему, искушенные и искушаемые искусством. О художнике практически никто не писал. Вся информация о биографии и творчестве Ю.Н. Маркарова сосредоточена в интернет-источниках и широкому кругу искусствоведов неизвестна. Данная статья призвана исправить эту несправедливость.
Ключевые слова: Юлиан Маркаров, графика, компьютерная графика, сценография, книжный дизайн.
Есть художники, о которых написаны тома научных трудов, сняты документальные и художественные фильмы, их произведения наполняют каталоги, альбомы и интернет-сайты. Но так бывает не всегда и не со всеми. Некоторые подлинные мастера известны только среди коллег и учеников, пока время не расставит все по местам. Наше исследование посвящено художнику, чье имя пока не гремит, но все, кто прикоснулся к его разноплановому творчеству или был с ним знаком, говорят о нем с глубочайшим уважением и восхищением. Вся жизнь этого человека была служением Искусству. Уже в подростковом возрасте Юлиан Маркаров начал серьезно и осознанно работать над собой, заниматься рисунком и живописью. К окончанию средней школы он уже абсолютно определился в выборе профессии и стал учиться на художника-графика. В 1970 г. блестяще окончил факультет художественно-технического оформления печатной про-
Юлиан Николаевич Маркаров
дукции Московского полиграфического института (ныне - Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета). В родном вузе Юлиан Николаевич впоследствии преподавал проектирование книжного дизайна (в 1997-2002 гг.). Всю жизнь Маркаров совмещал творческую деятельность и преподавание. Более 10 лет являлся заведующим кафедрой графического дизайна в Московском институте современного искусства, а с 2013 г. до своей кончины в 2021 г. заведовал отделением дизайна в Московском академическом художественном училище (МАХУ)1.
Маркаров Ю.Н. Автопортрет. Компьютерная графика
Ю.Н. Маркарова приглашали оформлять и иллюстрировать книги и буклеты, макетировать и оформлять журналы, газеты и плакаты многие московские издательства, в том числе «Просвещение», «Искусство», «ЭНАС», «Русское слово» и др.2.
Член Московского союза дизайнеров и Международного союза дизай-
1 См. биографию художника: В МАХУ откроется выставка памяти Юлиана Николаевича Маркарова «Страницы Юлианского календаря» [Электронный ресурс]. URL: https://maxycollege.ru/pages-of-the-julian-caLendar/ (дата обращения: 05.05.2023).
2 Творчество художника представлено на сайте сообщества русскоязычных иллюстраторов «illustrators.ru»: Юлиан Маркаров [Электронный ресурс]. URL: https://illustrators.ru/users/
yulian-markarov (дата обращения: 05.05.2023); Репродукции публикуются с личного разрешения дочери художника - Юлии Юлиановны Маркаровой.
неров, Юлиан Маркаров участвовал во многих профессиональных выставках и конкурсах в России и за рубежом, не раз становился лауреатом. В 1977 г. на международной книжной выставке в Германии получил гран-при за книгу-выставку, посвященную лучшим плакатам, созданным в 1917-1977 гг.
Отправной точкой в графике для Маркарова, по его словам, стало переживание идей и образов через «ритмы черного и белого, штрихи, линии, через прикосновение духовных усилий»3. Молодому художнику нравилось, как через белую плоскость листа после его прикосновения пером и тушью начинают проглядывать потрясающие, завораживающие и одухотворенные образы. Одним из ярких, динамичных графических листов стала работа «И будут ангелы парить над вашим домом» (2009).
Здесь наиболее полно раскрываются грани духовного мира художника, его творческих предпочтений. Сквозь пространство и время идут странники в окружении ангелов, и каждый странник ищет свою дорогу домой, свое возвращение к истоку. Каждая линия здесь стремится ввысь, словно подхваченная ветром, и каждый взмах пера подобен взмаху крыльев. И через свет и тень, через динамичный активный и емкий штрих, через белое, не тронутое рукой художника пространство создается ощущение небесной силы. Художник отказывается от «создания иллюзии глубокого пространства», бережно и осторожно прикасаясь к белому, ограждая от мешающих восприятию глазом линий, пятен, штрихов, тем самым создавая «гармонию мироздания листа». А композиционная линия здесь - восходящая диагональ - задает направление и внутреннему движению формы в этой работе, и всему творчеству художника.
Маркаров Ю.Н. И будут ангелы парить над вашим домом. 2011. Компьютерная графика
Особого внимания заслуживает цикл рисунков Юлиана Николаевича «Люди», где героем его работ выступает простой человек. Например, бедный странник, смотрящий вперед, жаждущий найти свой дом и обрести себя, человек с ранимым сердцем и открытой душой, ушедший от цивилизации, а затем усомнившийся в выборе своего пути. Или автобиографическая тонкая история «Разговора с самим собой» (2018), где средствами монохромной графики художник создает иллюзию трехмерного пространства и движения времени.
Маркаров Ю.Н. Разговор с самим собой. 2018. Компьютерная графика
Полна раздумий и высокой эмоции работа «Человек! Я так устал от тебя...» (2017). Полотно рисунка разбито на черную и белую половины в соответствии с присутствием света и тьмы в любой человеческой жизни. Крылья за спиной уставшего ангела напоминают стрелы. Его фигура выражает крайнюю усталость, даже изможденность, полученную в тщетной борьбе за спасение человека в его «упорном» стремлении к греху и гибели.
Маркаров Ю.Н. Человек! Я так устал от тебя. 2017. Векторная графика
Образ ангела сквозной темой проходит через графику Юлиана Маркарова. Он, незримо присутствующий в жизни каждого человека, в разных работах изображается художником спасительным, укоряющим, страдающим и даже погибающим, как в одном из последних листов «События последних лет навеяли.!» (2021).
Маркаров Ю.Н. «События последних лет навеяли.!». 2021. Компьютерная графика
Постоянный художественный прием в графике Маркарова - разделение листа на черную и белую половины. Ангел как воплощенный образ надежды на спасение достигает своего апогея в листе 2020 г. «Разгоняя тьму». Произведение наполнено аллегориями:хрупкое равновесие света и тьмы, ангелы - парящий и почти падший, солнце, с трудом пробивающее толщу злой черноты, смутная тень то ли человека, то ли Бога. Что там у него над головой: нимб или просто облачко? Линии, разлетающиеся в разные стороны, создают ритмический рисунок полотна, заставляющего нас застыть в глубоком раздумье.
Маркаров Ю.Н. Разгоняя тьму. 2020. Компьютерная графика
Тема сложности человеческого существования продолжается в графическом листе «Распятие» (2017). Художник нашел «остроумное» воплощение проблемы зависимости современного человека от плодов цивилизации. Как большое, но беспомощное насекомое, человек запутался в паутине проводов. Маркаров выводит уверенными линиями и штри-
ховкой темную размякшую фигуру героя, не способного сопротивляться миру, захватившему его в плен.
Маркаров Ю.Н. Распятие. 2017. Компьютерная графика
Жизненной философией наполнены работы 2017 г., выполненные в жанре портрета: «Одинокий», «Мысли о прошедшем дне», «Белый ворон», «Пианист». Художник показывает весь спектр человеческих эмоций.
Маркаров Ю.Н. Пианист. 2017. Компьютерная графика
Меняясь от рисунка к рисунку, трансформируется характер персонажа, его образ мыслей, стремления: от отшельника-одиночки до человека, ритмично, подобно часовому механизму, единым строем шагающего в общей массе людей, как на листе «Дружно в ногу» (2017), не зная и не думая, куда и зачем. Художник не щадит своих персонажей, пишет их нарочито карикатурно, помещая в штриховую «тень» в противовес смелому оди-
ночке, идущему «против течения» и на светлой стороне листа.
Маркаров Ю.Н. Дружно в ногу. 2017. Компьютерная графика
Тему причудливой и своенравной судьбы, бросающей человека из стороны в сторону, вверх и вниз, то предавая забвению и одиночеству за грехи, то поднимая над материей и обращая к вечному, Юлиан Маркаров продолжает в цикле «Карусель жизни» (2018). Рассуждая о месте человека на Земле, его предназначении, художник вновь раскрывает тему одиночества сильной личности и ее отчужденности от толпы в работе «Стой, где жизнь поставила...», посвященной памяти поэта Ирины Баженовой. У нее есть пронзительные строки в стихотворении «Завещание»: Помни мое правило: Стой, где жизнь поставила. И не сетуй, не тужи -Небо над собой держи1. В беседе с одним из авторов статьи Юлиан Маркаров так описал свое понимание этого текста: «Это о человеке, ищущем Бога и не забывающем о Нем, о бедном человеке с доброй душой, богатым внутренним миром и открытым сердцем. Он идет, не прося милостыню и не ожидая наград за добрые дела, он идет туда, куда зовет его душа, навстречу свету истины»2. Эти мысли художник и отобразил средствами графики на листе.
Баженова И.Н. Завещание [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2008/06/04/1698 (дата обращения: 23.05.2023).
Маркаров очень любил поэзию, тонко чувствовал ее и с удовольствием иллюстрировал стихи любимых поэтов.
В своих иллюстрациях поэтических произведений Юлиан Маркаров использовал оригинальные техники - сочетание графики, авторской фотографии и полиграфического дизайна, основанного на игре плоскости, объема и типографики. Работая со стихами, художник бережет белое пространство листа, давая нам, читателям, прочувствовать, насколько может ожить лист бумаги и передать то состояние, которое посылает нам поэт.
Маркаров Ю.В. И. Бродский. Стихи. 2017. Компьютерная графика
Маркаров Ю.Н. К стихам О.Э. Мандельштама. 2018. Компьютерная графика
В одной работе белая плоскость становится поверхностью дома с аркой или окнами, в другой - светом, проникающим в окно. Может этот же белый монолит в виде большого прямоугольника стать обычным листом, на поверхности которого только что работал художник и оставил после себя еще один след, еще одну иллюстрацию, повествующую об уединенности и одиночестве.
Белый цвет стал основой и для обложек шекспировского «Гамлета», «Пиковой дамы» А.С. Пушкина, издания его «Маленьких трагедий», книги стихов Б.Ш. Окуджавы и многих других произведений мировой литературной классики.
Книжный переплет - это самостоятельный жанр книжного дизайна, и Маркаров проявил себя в этом жанре настоящим мастером. Его переплеты разнообразны, к каждой книге он ищет и находит отдельный, не похожий на другие подход, всегда угадывая общее настроение произведения, его эмоциональный строй.
Маркаров Ю.Н. Макеты книжных переплетов. 2019. Полиграфия
Маркаров Ю.Н. Переплеты книг серии «Серебряная коллекция фантастики». 2019. Полиграфия
Так, работая над обложками книг серии «Серебряная коллекция фантастики», Маркаров отказывается от моно-хромности своей излюбленной графики и погружает читателя в буйство красок, среди которых неизменно царит одна - главная. Так, переплет книги Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» полыхает огненно-красным.
В книжной графике проявился весь колоссальный опыт дизайнерского мастерства и таланта Юлиана Маркарова, который познакомился с системным подходом конструирования изданий и сложнейшими системами модульных сеток еще в 1960-е годы. Это произошло благодаря великолепному преподавателю-теоретику В.Н. Ляхову, который привил начинающему графику вкус к работе с книгой и задал верное направление развития мысли в прикладном дизайне. «Когда я наигрался с этими "сетками", - вспоминал Маркаров, - мне стало не хватать в работе над книгой некоторой образности, во внешнем оформлении, в макете, в иллюстрировании. Я стал задумываться о режиссуре в книге, о режиссуре визуального ряда и, наконец, о книге, как уникальном произведении искусства»1. Сегодня, когда художники создают электронные издания, эта проблема стоит еще острее. Юлиана Маркарова возмущала практика издания художественной литературы, когда главное для оформителя - яркая обложка, часто безвкусная, а текст на бумаге плохого качества, иллюстраций же нет совсем. Такая книга превращается просто в носитель информации. Кроме того, сегодня существуют разные электронные носители, в которые можно скачать огромное количество произведений и не надо покупать бумажные книги. Так может быть, книга как произведение искусства исчезнет? Маркаров отвечал: «Конечно, нет! Еще есть люди, и их много, которые любят, ценят и хотят читать бумажную книгу, только добротную, с умом оформленную, ту самую уникальную, которая являет собой истинное произведение книжного
искусства. Вот какую книгу я пропагандирую сегодня»2.
В оформлении издания «Бабушкина азбука»3, посвященного Екатериной II своему внуку Великому князю Александру Павловичу, художники-оформители
Юлиан Маркаров и Елена Чайко целенаправленно использовали первоисточник, собственноручно составленный и написанный Екатериной II в 1783 г. как некий свод наставлений, своеобразный учебник по русскому языку, грамматике и чтению. Эти записки, сделанные рукой императрицы, активно применяются в книге в виде дизайнерского фонового приема.
Маркаров Ю.Н. Обложка и разворот книги Екатерины II «Бабушкина азбука». 2004. Полиграфия
2 Там же.
3 Екатерина II. Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу. Москва: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2004. 92 с.: ил., табл.
Поскольку «Бабушкина азбука» включает 211 изречений, концепцию подарочного издания Юлиан Маркаров не стал решать лишь на приемах типо-графики. Художник предпочел передать в книге атмосферу рабочего кабинета, где создавался труд, на соединении со старинными гравюрами екатерининской эпохи, которые возникают на каждом развороте книги, то выступая на передний план, то уступая свое место запискам императрицы.
Словно в продолжение исторической эпохи, отраженной в «Бабушкиной азбуке», Юлиан Маркаров совместно с художником В. Андриановым создал концепцию поэтического сборника русской любовной лирики XVIII - XX вв. «Ваше величество женщина.» (2004)1. На оригинальном серебряном футляре с вырубкой представлены имена поэтов, под которыми на переплете скрываются их портреты. Композиционные уровни, таким образом, работают, как в театре: занавес приподнимается, приоткрывая завесу тайны, которая все еще сокрыта внутри книги.
Адрианов В., Маркаров Ю. Переплет книги «Ваше величество женщина.: из рус. любов. лирики ХУ!!!-ХХ веков». 2004. Полиграфия
В течение многих лет Юлиан Николаевич Маркаров являлся главным художником издательского центра «Вентана-Граф», разрабатывая в том числе обложки учебников. Он неизменно создавал сложноструктурные композиции, наполненные тематическим содержанием и отражающие суть предмета, будь то «Русский язык» или «Букварь», «Литературное чтение» или «Изобразительное искусство» (2017).
Маркаров Ю.Н. Разворот обложки учебника изобразительного искусства. 2017
Одной из наиболее ярких работ Юлиана Маркарова в книжном дизайне является поэтическое издание «Самое время»2. Как рассказывал сам художник, «это издание, посвященное поэзии в интернете, 17 поэтов и 17 художников. Героем же книги было выбрано само Время. Форма ее необычна, сложна, поскольку задача - организовать многоголосье интерпретаций Времени, соединив несколько информационных потоков: текстов стихотворений, формулировок афоризмов и визуального ряда художественных иллюстраций и типографического оформления»3. В комментариях к готовому изданию Маркаров отмечал: «Это сборник стихов поэтов, которые публикуются на портале "стихи.ру" под названием "Самое время". Издание в коробке, состоит из трех блоков "прошлое, настоящее и будущее", у каждого поэта свой художник со своей стилистикой иллюстри-
1 Ваше величество женщина.: из рус. любов. лирики ХУШ-ХХ вв. / [ред.-сост. И.Н. Баженова]. Москва: Вентана-Граф, 2004. 215 с.: ил., портр.
2 Самое время: юбил. изд. / [сост.: А.А. Баранов,
Л.О. Савчук]. Москва: Вентана-Граф, 2009. 334с.: ил.; вкл. (Подарочное издание).
рования. Задача была объединить всю разношерстную массу в единый организм - КНИГУ»1.
А
<5
%
Маркаров Ю.А. Оформление сборника стихов «Самое время». 2009. Графический дизайн
Маркаров Ю.Н. Сборник стихов «Самое время». Комментарий [Электронный ресурс]. URL: https://illustrators.ru/iUustrations/1023298 (дата обращения: 20.05.2023).
Поэтическое издание «Самое время» подобно движению декораций, которые постоянно меняются, то выступая на передний план, то отдаляясь от зрителя. Сложность содержания диктует нестандартное решение как самого дизайна книги, так и ее структуры. И эти своеобразные композиционные уровни в книге находятся в постоянном динамическом развитии линии, формы, цвета и света, проступающего сквозь пространство, созданное изобразительным рядом. В статичной книге появляется реальное движение. Каждый элемент продиктован общей формой, и каждая деталь определяется другой. В этом взаимодействии плоскости листа и пространства, раскрывающегося в нем, создается гармония взаимоотношения стихов и иллюстраций, фотографий и афоризмов.
Умение применять средства плоской графики в объеме и движении Юлиан Маркаров широко использовал при создании театральных декораций.
«Работая год в театре, - вспоминает Юлиан Маркаров, - хорошо познал сценическое пространство, осветительную аппаратуру, механику сцены, да и вообще театр, закулисную жизнь, наблюдал за работой режиссеров, сценографов, все это позже пригодилось и для театральной работы, и для работы в книжном дизайне, да и не только в книжном»2. Надо заметить, что в театр Маркаров пришел случайно - его хороший знакомый, художник-график и сценограф В.Е. Валериус предложил вместе поработать в Риге над сценографией спектакля Государственного академического художественного театра имени Я. Райниса «Королева Елизавета Английская» по роману Ф. Брукнера. В главной роли выступила В.Ф. Артмане. «Завораживающее зрелище, когда вбит последний гвоздь в декорации, когда поставлен свет и ты, наконец, увидел свой макет в натуральную величину из зрительного зала. Это восторг!» -вспоминал Юлиан Николаевич3.
2 Из интервью, записанного О.Г. Чичвариной 23.04.2012.
3 Там же.
Валериус В.Е., Маркаров Ю.Н. Сценография к спектаклю «Королева Елизавета Английская»
по Ф. Брукнеру. 1980. Академический художественный театр им. Я. Райниса.
Рига1
Маркаров и Валериус стремились к максимальному синтезу изобразительного и театрального искусств. Сама конструкция сцены подсказала художникам создать модульную декорацию Англии XVI века. На глазах у зрителя из зеркала сцены вырастала архитектура площадей Англии, парламента и т. д. Валериус и Маркаров впервые применили этот принцип в театре. Враждующие страны - Англия и Испания, были «географически» разделены ими на сцене. Англия занимала все пространство зеркала сцены, а Испания по принципу контраста находилась на сценическом круге и представляла собой сферу с испанским крестом. «Эта неуклюжая конструкция, -по словам Ю.Н. Маркарова, - создавала образ огромной армады морских кораблей, которые, как известно, не выдержали шторма и погибли, а маленькие корабли Англии устояли, и она без единого выстрела выиграла войну»2.
' Источник фото: Юлиан Маркаров - график, сценограф. Ч. 1 [Электронный ресурс]. https:// www.liveinternet.ru/users/rinagit/post327533333 (дата обращения: 24.03.2023).
Везением Маркаров считал приглашение от композитора, дирижера, скрипача С.В. Стадлера, который ставил в Санкт-Петербурге в театре Эрмитажа оперетту И. Штрауса «Летучая мышь». Работа в театре была для художника, по его признанию, «некой отдушиной, другим видом творчества, в котором можно было создавать образ спектакля в реальном пространстве сцены»3.
И вновь его декорации сдержанны, графичны, геометричны. Но чувство ритма, цветовые контрасты, умение сочетать в сценографии плоскости и объем, световые эффекты помогают Маркарову создавать иллюзию движения, определенного настроения, жизни.
Не меньшего успеха Юлиан Николаевич Маркаров добился как педагог. Более 30 лет он передавал свои знания и опыт будущим графикам и дизайнерам. И на собственном ярком примере личного таланта в искусстве и в жизни доказывал верность однажды принятому правилу: «надо быть всегда молодым и остро воспринимать мир, не черстветь, всегда учиться, вбирать в себя все хорошее и быть честным и убедительным в своих работах»4.
Но об этой части жизни Юлиана Маркарова следует писать отдельно и специально. В этом исследовании нам хотелось создать образ художника Маркарова, чья одаренная натура позволила ему стать тонким философичным графиком, самобытным художником театра, поэтичным иллюстратором многих книг. Маркарова волновала проблема противостояния настоящего и искусственного, свои размышления
он воплотил в сценографии, станковой графике, фотографии, полиграфическом дизайне, стихах, высказываниях, выражая мысли созерцателя и создавая новую грань в искусстве под названием «режиссура в книге».
Редакция благодарит Юлию Юлиановну Маркарову за предоставленный иллюстративный материал.
Сведения об авторах:
Сиротина Ирина Львовна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры дизайна и рекламы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва
ул. Большевистская, 68, Саранск, Республика Мордовия, 430005 sirotinaiiramail.ru
Чичварина Ольга Геннадьевна, соискатель кафедры дизайна и рекламы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва
ул. Большевистская, 68, Саранск, Республика Мордовия, 430005 svetalina.inforayandex.ru
Дата поступления статьи: 08.06.2023
Одобрено: 26.06.2023
Дата публикации: 30.06.2023
Для цитирования:
Сиротина И.Л., Чичварина О.Г. Восходящая диагональ Юлиана Маркарова (Памяти уникального художника-графика) // Сфера культуры. 2023. № 2 (12). С. 115-126.
DOI: 10.48164/2713-301X_2023_12_115 УДК 766(470.345)
DOI: 10.48164/2713-301X_2023_12_115
I.L. Sirotina
Saransk
National Research Ogarev Mordovia State University
sirotinaiiramail.ru
O.G. Chichvarina
Saransk
National Research Ogarev Mordovia State University
svetalina.inforayandex.ru
THE ASCENDING DIAGONAL OF JULIAN MARKAROV (IN MEMORY OF A UNIQUE GRAPHIC ARTIST)
The work of a graphic artist, scenographer, designer, teacher and thinker Julian Nikolaevich Markarov (1943-2021) is imbued with philosophical contemplation, reflection on the eventuality of what is happening, on the path of a person and the road that one chooses. His heroes were people who kept pace with the times and who went against everything, sophisticated and tempted by art. Almost no one has ever
written about the artist. All information about Yu.N. Markarov's biography and creative work is to be found in Internet sources unknown for a wide range of art critics. This article strives to correct this injustice.
Keywords: Julian Markarov, graphics, computer graphics, scenography, book design.
About the authors:
Irina L. Sirotina, Doctor of Philosophy, Professor, Professor at the Department of Design and Advertising of National Research Ogarev Mordovia State University
68 Bolshevistskaya Str., Saransk, Republic of Mordovia, 430005 sirotinailramail.ru
Olga G. Chichvarina, Postgraduate Degree Applicant at the Department of Design and Advertising of National Research Ogarev Mordovia State University
68 Bolshevistskaya Str., Saransk, Republic of Mordovia, 430005 svetalina.inforayandex.ru