УДК 343.2/.7
ВОРОВСТВО И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
© 2013
С.А. Байборди, докторант кафедры уголовного права, преподаватель теологии Астаринского филиала Университета Азад Ислам (Астара, Иран)
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация: Известно, что для трактовки всех преступлений и проступков необходимо больше обращать внимание на причинно-следственную взаимосвязь здесь, т.е. исследовать факторы, влияющие на причины возникновения самых различных преступлений. Причина в том, что их содержание тесно взаимосвязано друг с другом. Преступление - это общественное явление, поэтому его причины нужно искать не в душевных и личностных состояниях, а в общественных устоях.
Ключевые слова: уголовное право, воровство как преступление, причины воровства, влияние общества и среды.
Введение. На протяжении всей своей истории человечество старалось собрать как можно больше информации о собственной среде, и находилось в поисках причин, порождаемых этой средой и обществом преступлений. Социологами доказано, что основные черты природы личности и её идентичности формируются в условиях общественной среды, то есть человек приспосабливается к социальной среде на основе имеющегося общественного потенциала. Бывает так, что даже сильный организм можно привести в такую форму, когда изоляцией, страданиями, страстями и желаниями он истребит свои великие природные возможности, и даже, возможно, положит конец своему существованию. Общественная деятельность направлена к личности извне, с внешней стороны, и развивает личность посредством совести.
Проявление поведения, нарушающего любые культурные нормы и правила, называется непорядочностью, нечестностью. Правила обуславливают и направляют все виды деятельности человека, определяют поведенческие ориентиры личности в тех или иных условиях. В данном контексте понятие отклонения от общественных норм носит широкий характер. Одной из ее разновидностей является преступление. Преступление - это деяние, сознательно и преднамеренно совершенное против закона. В уголовном кодексе преступления, в зависимости от степени тяжести, делят на правонарушения и деяния, направленные против закона [3, с. 67].
Вместе с тем существует множество формулировок, данных воровству, на некоторые из которых мы хотели бы здесь указать: присвоить чужое имущество путём обмана, взять чужое без согласия, и без осведомлённости обладателя имущества, забрать чужое имущество, или деньги, применив силу, хитрость и воровство, взять чужую вещь, осуществив это путём фальсификации. Наконец, с точки зрения закона воровство происходит лишь тогда, когда предмет, ставший объектом преступления, попадает в руки преступника вопреки воле и желанию его обладателя. Повседневная деятельность человека в обществе основывается на общественном порядке, и этот порядок поддерживается через личности и общественные группы. Известно, что всякие общественные отношения создаются посредством особых правил и законов. В этом контексте правила влияют на общественные ценности и тенденции, а также разрешают или запрещают их. У каждой культуры, или группы есть свои правила, которые определяются соответствующими отношениями [6, с. 141]. Нечестность
- явление, не соответствующее ожиданиям общества и не приветствуется большинством людей. Любое общество ждёт от своих членов следования правилам и ценностям. Преступление имеет два определения: с точки зрения доказательной и общественной. С доказательной точки зрения любое действие и его содержание, повлекшее за собой наказание посредством закона, считается преступлением. В общественной формулировке же преступлением называется такое действие, или его содержание, которое влечёт переход какого-либо имущества в собственность от одного лица к другому, без согласия и
осведомлённости обладателя этого имущества [1, с. 99].
Рассмотрим вначале причины воровства и его стимулы. Воровство является одним из самых древних преступлений у человечества, которое проявляет себя различными способами. Это явление с самых древних времён претерпевало различные изменения. Однако со дня его появления и до наших дней единственным и неизменным его признаком является предосудительность и неблаговидность его сущности [7, с. 23].
Есть несколько биологических обоснований воровства. В целом при исследовании причин и стимулов воровства можно указать на несколько факторов:
- факторы умственные (скудные, или, наоборот, широкие умственные возможности), факторы личностной одарённости, и прочее.
- возрастной фактор; несомненно, что классификация видов воровства, в зависимости от возрастных групп, различна. Так, во многих случаях, то, что считается воровством у взрослых, при переносе на детскую психологию можно расценивать обусловленным лишь проявлением ко всему детского интереса.
- фактор половой принадлежности: в силу менее мощного физического строения женщины, или как считают биологи, большей физической силы, которой обладают мужчины, а также из-за взаимосвязи этой силы с движениями человеческого тела, виды воровства у двух полов будут различаться.
- состояние физического тела: гармоничная и негармоничная внешность, физические недостатки, низкий, или высокий рост могут служить факторами, влияющими на преступление. Порой преступник создаёт о себе соответствующее впечатление, зная о своей коренастости. Бывают и противоположные случаи. Так, например, воры-карманники чаще наблюдаются среди людей с щуплым телосложением [5, с. 89].
А теперь постараемся дать психологическое обоснование психических причин и стимулов воровства. Это
- психическая стагнация, неудовлетворённость, гнев, зависть, внутренний опыт, пережитый в детстве, чувство незащищённости, попытка самоутверждения, безграничная любовь, и т.д.
Каковы общественно-экономические причины воровства? Исследователи считают, что это, прежде всего, материальная стеснённость, затем - недостаток культуры, классовость общества и социальное неравенство, городской и сельский уклад жизни, распад семьи и душевный стресс у ребёнка, общение с друзьями из неблагополучной среды, безработица, урбанизация и её общественно-социальные последствия.
Причины воровства выделяют следующие: личностные причины и факторы, семейные причины и факторы, психические факторы, экономические причины и факторы, общественные факторы [там же].
Имеются различные причины и жизненные цели, которые стимулируют воровство; это, прежде всего, устранение насущных потребностей, голод, обеспечение развлечений и комфорта, злопамятство, чувство зависти и мести, необходимость добыть деньги на просмотр кинофильма и сигареты, воровство, случайно совершаемое
молодыми ворами, воспользовавшихся особыми условиями и обстоятельствами.
Имеется ли связь воровства с бедностью? Доктор Дж.Л. Браун в своей книге «Последние успехи общего здравоохранения», в контексте связей экономических кризисов и преступлений, пишет следующее: «из исследований, проведённых в отношении всех мальчи-ков-преступников, видно, что 12 % из них были из простых семей, и преступлением большинства из них было воровство. 45% из них совершили свои преступления повторно, и происходили они из бедных кварталов». Согласно данным указанного исследователя, четыре основные причины преступлений можно сгруппировать следующим образом:
1 группа. Основной причиной этих преступлений является отсутствие работы у отца. Кроме того, бытовые условия квартиры проживания не соответствуют минимальным стандартам. В местах с высоким приростом населения процент совершаемых преступлений также высок. И, наконец, недостаток продуктов питания, необходимых для физического развития, также будет иметь влияние на уровень преступности [4, с. 88].
Рассмотрим, наконец, причины, побуждающие к совершению такого преступления, как воровство. Исследования криминалистов показывают, что молодые преступники имеют гораздо меньшую склонность к различным долгосрочным видам деятельности и программ, поскольку это требует знаний и усердия, которые могут быть добыты лишь путём упражнений, тренировки и чтения книг. По этой причине, обращаясь в учебные заведения, и другие общественные инстанции среднего класса, они получают отторжение, и поэтому они обрушивают свою негативную реакцию на общество, направив её на причинение ущерба культурным критериям среднего класса, компенсируя своё ущемлённое самолюбие путём совершения преступных деяний [7, с. 13].
Таким образом, в некоторых регионах преступниками становится такая молодёжь, которая происходит из неблагополучных семей, и по причине отсутствия родительского присмотра приобщилась к неблаговидным деяниям, считая их обычными.
В заключение следует отметить, что существуют причины и стимулы воровства, которые становятся бичом для общества, основой нарушения поведенческих норм, которые необходимо выявлять и вылечивать от самой основы. Среди причин и стимулов воровства были перечислены такие, как психическо-душевное отчуждение, общественная и семейная неустроенность, общение с неподходящим окружением. Если семья сумеет распознать все насущные потребности ребёнка с первых дней его жизни, то в дальнейшем она будет иметь более успешное взаимодействие со своим ребёнком. Исследования причин общественной неадекватности и преступности у подростков показывают, что параллельно с различностью характера преступлений существуют и методы их предотвращения. И будем считать, что профилактика их гораздо важнее борьбы с ними. Задействовав программы по предотвращению преступности, можно, сэкономив большое количество денег и средств, осуществлять надзор за личностью. Известно, что программы борьбы с преступностью, в силу особой специфики, требуют больших материальных затрат. Кроме того, лишь малая часть общества может попадать под зону их контроля. В таких условиях их результативность сводится к минимуму. Подростки с самого детства должны хорошо осознавать нравственные ценности [2, с. 56]. У детей есть потребность в родительской любви, и родители должны устанавливать с ними тёплую и искреннюю взаимосвязь, для того чтобы укрепить в них уверенность в себе, отдалить от преступности.
Предлагаемые пути решения:
- родители обязаны вместо предупреждения «Будь осторожен!», предложить детям конкретную модель того, каким ему быть, именно «будь таким-то», «совер-
шай такие-то дела», «будь далёк от таких-то проступков». Простым и доступным языком разъяснять ребёнку, что такое воровство, причины его неблаговидности, и почему он не должен приобщаться к этому виду деяний.
- ни одно общество не может претендовать на то, что оно устранило бедность, уничтожило неудовлетворённость, и положило конец воровству. Поэтому устранение таких явлений, как бедность, и других явлений, способствующих распространению воровства, является важной задачей для каждого государства;
- осведомлённость отца и матери об окружении ребёнка, его друзьях также является необходимостью. Невнимательность в этих вопросах всегда берётся на вооружение ворами и преступниками;
- сокращение дистанции между родителями и детьми: дети должны воспринимать родителей как друзей;
- через учителей и воспитателей создавать почву для формирования здоровой личности у детей и подростков; именно таким образом должна быть сформирована личность, которая бы избегала преступных деяний. Личность, которая бы вставала на защиту от них своего общественного и экономического статуса, так как наказания и уголовные меры пресечения носят временный характер;
- родители, заметив малейшие отклонения в поведении детей, должны незамедлительно, не дожидаясь того, чтобы они укоренились, принять серьёзные меры по их устранению;
- учебно-воспитательная система должна строиться таким образом, чтобы молодёжь и подростки знакомились с общественной деятельностью. Дело в том, что, если подросток знаком с чувством материальной независимости, он будет с уважением относиться к чувству удовлетворения собственных потребностей, осуществляя контроль над своим поведением;
- в общественной среде для преступника должна быть создана такая атмосфера, чтобы он не чувствовал себя отчуждённым и изгоем, и тогда в нём проснётся любовь к жизни, усилится стремление жить нормальной жизнью.
- меры профилактики воровства должны быть признаны превыше мер борьбы с ним. Известно, что путём вложения малых средств и возможностей в программы по предотвращению преступности, можно наблюдать за людьми в обществе. Долгосрочные программы по борьбе с преступностью нуждаются в больших вложениях и имеют ряд специфических атрибутов. Кроме того, данный вид программ можно применить лишь в отношении небольшой части общества, что сводит их результативность к минимуму;
- постоянная борьба с ростом безработицы, для предотвращения притока сельских жителей в города;
- рост культурного уровня семьи, подготовка и внедрение общественных инструкций и рекомендаций для повышения чувства ответственности родителей перед детьми;
- создание специализированных заведений для обучения профессиям и ремеслу, а также организация центров культуры, отдыха и досуга;
- создание занятости для безработных, предотвращение тунеядства и организация страхования людей в период безработицы;
- создание во всех городских и сельских населённых пунктах доступных по цене спортивных центров;
- повышение у личности значимости религиозных ценностей и убеждений, для укрепления в семьях основ веры и духовности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пад Ибрагим. Специальное уголовное право. Т. 1, Тегеран: Университет Тегерана, Гидунус, 1969 (на персидском языке)
2. Доктор Арьянпур. Основы социологии. Тегеран:
Интишарати, 1966 (на персидском языке)______________
3. Хусейн Курбан Али Аскар. Криминалистика воровства. Изд 1.Кум: Интишарати, 1976 (на персидском языке)
4. Зераат Аббас. Кодекс наказаний в исламе по современной системе. Тегеран: Интишарати, 2002 (на персидском языке)
5. Шюкри Реза и Гадир Сирус. Кодекс наказаний в Исламе по современной системе, Тегеран: Интишарати, 2003 (на персидском языке)
6. Шамбаяти Хушанг. Специальное Уголовное
Право. Т. 2. Тегеран: Интишарати, 1998 (на персидском языке)
7. Голдузиян Ирадж. Исламское карательное право. Тегеран: Интишарати, 2004 (на персидском языке)
8. Нурбаха Реза. Основы общего уголовного права. Тегеран: Интишарати, 2003 (на персидском языке)
9. Валиди Мухаммад Салех. Специальное уголовное право. Тегеран: Интишарати, 1996 (на персидском языке)
© 2013
THEFT AND FACTORS AFFECTING THE TRENDS OF DEVELOPMENT
S.A. Baybordi, Ph.D. Professor of Criminal Law, a teacher Department of Theology,
Science and Research Branch, Islamic Azad university (Astara, Iran)
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Annotation: It is known that for the interpretation of all crimes and misdemeanors should pay more attention to the cause-and-effect relationship here, ie explore the factors that influence the causes of a variety of crimes. The reason is that their content is closely connected with each other. Crime - it is a social phenomenon, the reasons why it should not be sought in the mental states and personality, and social foundations.
Keywords: criminal law, theft as a crime, the causes of theft, the impact of society and the environment.
УДК 02(479.24)
СОЗДАНИЕ СВОДНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ КАК ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ
© 2013
С.А. Халафова, доцент кафедры библиотечных ресурсов и информационно-поисковых систем
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация: Проблемы сводной каталогизации в библиотеках Азербайджана, создание сводной национальной электронной системы каталогов библиотек является актуальной проблемой в применении ИКТ в стране. Анализирована и оценена с научной точки зрения деятельность Национального библиотечно-информационного центра, созданного Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики при молодежной библиотеке им. Дж. Джаббарлы как образца подобной работы.
Ключевые слова: сводный электронный каталог в Азербайджане, республиканская молодежная библиотека им. Дж. Джаббарлы, Национальный библиотечно-информационный центр.
Проведенные в годы независимости в Азербайджане многосторонние и основательные реформы, принятие и исполнение решений и государственных программ, расширение законодательства в сфере библиотечной деятельности сыграли особую роль в развитии библиотек, являющихся ведущими учреждениями в сфере документально-информационного обеспечения общества, оснащения библиотечных фондов современными информационными носителями, использовании опыта ведущих библиотечно-информационных учреждений мира, создании электронных информационных банков, укреплении материально-технической базы библиотек.
Утверждение Президентом Азербайджанской Республики Закона «О библиотечной деле», Распоряжения «Об улучшении деятельности библиотек в Азербайджане», Государственной программы «По развитию библиотечно-информационной сферы в Азербайджанской Республике в 2008-2013 гг.» привело к основательным изменениям в этой сфере, а распоряжения об утверждении списка произведений, которые должны быть напечатаны на основе латинской графики на азербайджанской языке в 2005-2006 гг., обеспечили все библиотеки страны книгами, напечатанными на основе латинской графики. Также, в соответствии с разделом «2.2. Компьютерное и информационно-программное обеспечение библиотек, создание и развитие в республике компьютеризированной библиотечно-информационной сети» Плана мероприятий по реализации Государственной программы, успешно проводится работа по информатизации библиотек и автоматизации библиотечно-библиографических процессов.
Создание сводного национального электронного каталога азербайджанских библиотек имеет большое общенациональное значение и является стратегическим направлением развития библиотек. Его создание позволит получать информацию о содержании фондов азербайджанских библиотек, обеспечивать рациональную доставку документов пользователям по всей территории страны, координировать процесс комплектования, организовывать процесс каталогизации. Сводный элек-
тронный каталог является решающим фактором в применении новых библиотечных стандартов для информационной кооперации азербайджанских библиотек и их интеграции в мировую библиотечную общественность.
К совместной каталогизации азербайджанских библиотек, созданию системы сводного национального каталога приступил Национальный библиотечно-информационный центр (АЗЛИБНЕТ). Этот центр был создан в качестве некоммерческой организации при Республиканской Молодежной Библиотеке, при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики. К работе по созданию Национального библиотечно-информационного центра приступили в последние годы. Одним из его приоритетных направлений является создание электронных информационных ресурсов в библиотеках и предоставление их пользователям, а также организация корпоративной работы библиотек в глобальных информационных сетях.
Целью АЗЛИБНЕТ является прежде всего создание сводной Национальной каталоговой системы азербайджанских библиотек. Основная задача центра - добиться того, чтобы крупные библиотеки республиканского значения при Министерстве Культуры и Туризма, а также электронные ресурсы городских и районных централизованных библиотечных систем управлялись из единого центра, а также добиться обеспечения их безопасности, беспрерывной и оперативной доставки электронных ресурсов пользователям, устранение потери времени и средств во время каталогизации, ошибок и повторения во время оформления библиографического описания.
В Азербайджанской Республике существует обширная библиотечно-информационная сеть, в которую входят более 12 тысяч различных библиотек. В эту сеть входят не только публичные, но также и научно-технические, детские, молодежные библиотеки, библиотеки музыкальных школ, музеев и других культурных и образовательных учреждений, а также находящиеся в ведомстве различных организаций. Во многих из них уже созданы электронные системы каталогов. В электронные каталоги включены библиографические описания