Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ'

ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / КАРТЕЛИЗАЦИЯ / ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопян Ахавни Григорьевна

Проблемы защиты экономической конкуренции в банковской системе, повышения эффективности конкурентного регулирования с учетом современных реалий цифровизации и широкого применения передовых финансовых технологий приобретают всё большую значимость и актуальность. Эффективная государственная политика в сфере защиты экономической конкуренции является залогом эффективной защиты интересов потребителей банковских услуг. Для формирования добросовестной конкурентной среды в банковской системе Республики Армения необходимо повысить роль конкурентного ведомства, создать правовые и институциональные предпосылки его эффективного взаимодействия с Центральным банком страны. Недооценка роли конкурентного ведомства Республики Армения на протяжении двух десятилетий привела к низким показателям выявления антиконкурентных соглашений и согласованных действий, к злоупотреблениям доминирующим положением, к ограниченному адвокатированию конкуренции. Конкурентное регулирование в сфере банковских услуг Республики Армения имеет приоритетное значение с учетом влияния банковской системы на формирование благоприятного делового климата и на развитие национальной экономики. Угроза картелизации банковской системы, риски проведения согласованной политики коммерческими банками, заключения антиконкурентных соглашений обуславливают необходимость разработки эффективных мер и инструментария выявления антиконкурентной практики коммерческих банков. Отнюдь не умаляя роль Центрального банка в обеспечении финансовой стабильности, регламентировании деятельности коммерческих банков, необходимо признать необходимость повышения роли конкурентного ведомства, поскольку лишь эффективное взаимодействие двух государственных структур может обеспечить формирование добросовестной конкурентной среды и эффективный мониторинг деятельности коммерческих банков в контексте конкурентного регулирования. На основании анализа показателей рыночной концентрации банковской системы Республики Армения представлены выводы об уровне развития конкуренции, а также предложения по повышению эффективности конкурентного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION PROTECTION ISSUES OF THE BANKING SYSTEM IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

The problems of protecting economic competition in the banking system, increasing the efficiency of competition regulation, taking into account the modern realities of digitalization and the widespread use of advanced financial technologies are gaining increasing importance and relevance. An effective state policy in the field of protecting economic competition is the key to effective protection of the interests of banking services consumers. the Republic of Armenia is of priority importance, taking into account the influence of the banking system on the formation of a favorable business climate and on the development of the national economy. The threat of cartelization of the banking system, the risks of pursuing a coordinated policy by commercial banks, and the conclusion of anti-competitive agreements necessitate the development of effective measures and tools for identifying anti-competitive practices of commercial banks. Far from diminishing the role of the Central Bank in ensuring financial stability, regulating the activities of commercial banks, it is obvious that the role of the competition authority must be increased, since only effective interaction between the two state structures can ensure the formation of a fair competitive environment and effective monitoring of the activities of commercial banks in the context of competition regulation. Based on the analysis of indicators of market concentration of the banking system of the Republic of Armenia, conclu The formation of a fair competitive environment in the banking system of the Republic of Armenia needs increasing the role of the competition authority, to create legal and institutional prerequisites for its effective interaction with the Central Bank of the country. The underestimation of the role of the competition authority of the Republic of Armenia for two decades has led to low rates of detection of anti-competitive agreements and concerted actions, abuse of dominant position, and limited advocacy of competition. Competitive regulation in the sphere of banking services in sions on the level of development of competition are presented, as well as proposals for improving the efficiency of competition regulation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ»

DOI: 10.31249/kgt/2022.02.05

Вопросы защиты конкуренции в банковской системе Республики Армения

Ахавни Григорьевна АКОПЯН

кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономики Армянский государственный экономический университет 0025, ул. Налбандян, 128, Ереван, Республика Армения E-mail: aghavnih@gmail.com, aghavni.hakobyan@asue.am ORCID: 0000-0002-3713-7276

ЦИТИРОВАНИЕ: Акопян А.Г. (2022). Вопросы защиты конкуренции в банковской системе Республики Армения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 15. № 2. С. 93-114. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.05

Статья поступила в редакцию 29.11.2021. Исправленный текст представлен 16.01.2022.

АННОТАЦИЯ. Проблемы защиты экономической конкуренции в банковской системе, повышения эффективности конкурентного регулирования с учетом современных реалий цифровизации и широкого применения передовых финансовых технологий приобретают всё большую значимость и актуальность. Эффективная государственная политика в сфере защиты экономической конкуренции является залогом эффективной защиты интересов потребителей банковских услуг. Для формирования добросовестной конкурентной среды в банковской системе Республики Армения необходимо повысить роль конкурентного ведомства, создать правовые и институциональные предпосылки его эффективного взаимодействия с Центральным банком страны. Недооценка роли конкурентного ведомства Республики Армения на протяжении двух десятилетий привела к низким показателям выявления антиконкурентных соглашений и согласованных действий,

к злоупотреблениям доминирующим положением, к ограниченному адвока-тированию конкуренции. Конкурентное регулирование в сфере банковских услуг Республики Армения имеет приоритетное значение с учетом влияния банковской системы на формирование благоприятного делового климата и на развитие национальной экономики. Угроза картелизации банковской системы, риски проведения согласованной политики коммерческими банками, заключения антиконкурентных соглашений обуславливают необходимость разработки эффективных мер и инструментария выявления антиконкурентной практики коммерческих банков. Отнюдь не умаляя роль Центрального банка в обеспечении финансовой стабильности, регламентировании деятельности коммерческих банков, необходимо признать необходимость повышения роли конкурентного ведомства, поскольку лишь эффективное взаимодействие двух государственных структур может обеспечить формирование

добросовестной конкурентной среды и эффективный мониторинг деятельности коммерческих банков в контексте конкурентного регулирования. На основании анализа показателей рыночной концентрации банковской системы Республики Армения представлены выводы об уровне развития конкуренции, а также предложения по повышению эффективности конкурентного регулирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: банковские услуги, рыночная концентрация, кар-телизация, защита экономической конкуренции, антиконкурентные соглашения, финансовые технологии, конкурентное ведомство.

Введение в проблему

Начало формированию конкурентного законодательства и конкурентной политики Республики Армения было положено в 2000 г. принятием Закона от 6 ноября «О защите экономической конкуренции». На протяжении двадцати лет закон претерпел немало изменений, а в 2021 г. с целью повышения эффективности конкурентной политики был принят новый Закон Республики Армения «О защите экономической конкуренции». К источникам права Республики Армения в сфере экономической конкуренции относятся международные договоры, регулирующие вопросы конкуренции, Конституция Республики Армения, Гражданский кодекс Республики Армения, подзаконные акты и регламенты Государственной комиссии по защите конкуренции Республики Армения (далее Комиссия). Несмотря на то, что в правовом и институциональном плане созданы необходимые предпосылки конкурентного регулирования, анализ деятельности конкурентного ведомства и клю-

чевых показателей эффективности его деятельности свидетельствуют о наличии проблем, тормозящих проведение эффективного конкурентного регулирования. Недооценка значимости конкурентной политики в развитии делового климата, в привлечении иностранного капитала, в пресечении взаимосвязи политических и бизнес-элит привели к неблагоприятной конкурентной среде, характеризующейся высокой концентрированностью товарных рынков, наличием барьеров входа на рынок, низкими показателями выявления антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотреблением монопольным или доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках. Низкая эффективность превентивных мер конкурентной политики, защита интересов различных олигархических структур привели к дистрофии национальной экономики, оказавшейся в кризисном состоянии как из-за пандемии коронавируса, так и из-за 44-дневной войны 2020 г. Тяжелое социально-экономическое положение, спад в разных секторах экономики свидетельствуют о необходимости оценки эффективности государственного инструментария и трансформации государства из роли «ночного сторожа» в активного актора национальной экономики. Либеральная модель рыночной экономики Республики Армения продемонстрировала свою несостоятельность эффективного противодействия различного рода шокам, что является следствием имитационных реформ в разных сферах общественной жизни, в том числе в регламентировании конкурентно-правовых отношений.

Примечательно, что большая часть исследований конкурентной политики в Республике Армения посвящена анализу товарных рынков, между тем как конкурентному регулирова-

нию банковской деятельности, защите конкуренции на рынке банковских услуг посвящены работы ограниченного числа исследователей. Различным аспектам конкурентного регулирования посвящены работы А. Мар-косяна, М. Микаеляна и Э. Матевосян, которые на основе анализа конкурентной среды товарных рынков Армении оценивают деятельность Комиссии за последние годы как неэффективную, предлагая соответствующие законодательные изменения, которые будут способствовать повышению степени эффективности регулирующего государственного органа [Маркосян, Ми-каелян, Матевосян, 2018, с 25]. Среди приоритетных направлений исследований в сфере конкурентной политики Армении можно выделить работы, посвященные злоупотреблению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, что обусловлено высокой концентрацией товарных рынков и наличием доминирующих или монопольных компаний в различных секторах экономики. Согласно исследованиям Б. Авакяна, рынки продовольственных товаров Армении, име-ющиx наибольшую долю в структуре потребления населения, монополизированы, что предполагает необxоди-мость усиления и задействования рычагов государственного регулирования. Б. Авакян обосновывает необходимость совершенствования антимонопольной политики и расширения рамок государственного содействия [Авакян, 2016, с 8]. В свою очередь, А. Шабоян, А. Манасерян в качестве важнейшего фактора, препятствующего развитию розничной торговли, рассматривают насыщение рынка и низкую рентабельность как доминирующих коммерческих сетей, так и малого и среднего бизнеса [Шабоян, Манасерян, 2018, с 56].

Среди исследований, посвященных проблемам конкурентной политики в банковской системе, можно особо выделить работы А. Мкртчян, Э. Сандоя-на, Г. Нерсисяна, Г. Мурадяна. В частности, А. Мкртчян, изучив структуру банковской системы Республики Армения и используя подход Панзара-Росса, пришла к выводу, что сокращение числа банков и одновременный рост концентрации сопровождались снижением интенсивности конкуренции, что подтверждает гипотезу о рыночной власти [Мкртчян, 2005, с 67]. Профессор Э. Сандоян, предлагая режим регулирования, основанный на принципах «Базель-2», справедливо подчеркивает стимулирующую роль конкуренции, которая может стать более существенным двигателем, чем регулирование, так как обслуживание крупного бизнеса возможно при наличии соответствующей капитализации, требуемый уровень которой по мере развития экономики будет возрастать, что в свою очередь постепенно становится перманентным стимулятором укрупнения капитала для конкурирующих между собой банков. По мнению автора, естественная конкуренция в рамках жесткого регулирования может привести к укрупнению некоторых банков и усилению их рыночных позиций с одновременным сохранением на рынке большого количества сравнительно небольших, мобильных банков, не сумевших в силу различных причин нарастить капитал [Сандоян, 2007, с 35]. Г. Мурадян, изучив степень концентрации банковской системы Армении применением индекса Линда, пришел к выводу, что в результате слияния нескольких банков в 2016 г. уровень концентрации повысился, войдя в зону умеренной монополизации [Мурадян, 2020, с 35]. Г. Нерсисян, на основе анализа рыночной концентрации банковской системы, справедливо приходит к выводу,

что банковские активы и прибыль распределены среди банков непропорционально, в результате чего крупные банки обеспечивают более высокую прибыль, что может свидетельствовать как о наличии положительного эффекта масштаба, так и об обеспечении большей прибыли посредством антиконкурентной практики [Нерсисян, 2015, с. 16].

Примечательно, что вышеуказанные авторы, рассматривая проблематику рыночной концентрации банковской системы Республики Армения, в основном акцентируют внимание на методах оценки рыночной концентрации, между тем «дуализм» ролей регулятора банковской системы - Центрального банка и проводника конкурентной политики, Комиссии, - особо не исследуется. Между тем, по нашему мнению, одним из ключевых аспектов при анализе рыночной концентрации в сфере банковских услуг являются вопросы формирования благоприятной конкурентной среды, осуществления эффективной конкурентной политики, направленной против картели-зации коммерческих банков и заключения ими антиконкурентных соглашений. Оценка рыночной концентрации в банковской системе безусловно важна, но важна именно в плане оценки того, как высокая концентрация способствует различным проявлениям антиконкурентной практики и нарушению прав потребителей банковских услуг.

Конкурентное регулирование: конкурентное ведомство VS Центральный банк

В отличие от товарных рынков, конкурентная среда которых подвергается определенному анализу, рынок банковских услуг выпадает из поля зре-

ния Комиссии, что частично обусловлено законодательными положениями и ее функциями, представленными в Законе «О защите экономической конкуренции». Согласно 4-му пункту статьи 1 Закона «О защите экономической конкуренции», Комиссия осуществляет предусмотренные законом функции в отношении регулируемых или контролируемых Центральным банком лиц на основе сотрудничества с ним. Сотрудничество между Центральным банком и Комиссией основывается на следующих принципах:

1. Комиссия информирует Центральный банк о проблемах относительно экономической конкуренции в сферах, касающихся регулируемых или контролируемых Центральным банком лиц.

2. Центральный банк до принятия подзаконных нормативно-правовых актов о злоупотреблениях доминирующим положением, антиконкурентных соглашениях, концентрациях представляет их в Комиссию для получения мнения.

3. Комиссия воздерживается от какого-либо вмешательства в связи с поднятым вопросом относительно экономической конкуренции, если Центральный банк обоснованно информирует ее, что этот вопрос, исходя из целей установленного законом регулиро-вания,отводится Центральному банку, и он осуществляет установленные законом функции. В этом случае окончательное решение принимает Центральный банк - с учетом позиции Комиссии, принимая во внимание все поднятые Комиссией вопросы, и указывает в своей окончательной позиции или решении обоснования их принятия или непринятия.

Согласно статье 5 Закона «О Центральном банке Республики Армения», Центральный банк обеспечивает свободную и справедливую экономиче-

скую конкуренцию в финансовой системе, принимает подзаконные нормативно-правовые акты и типологии злоупотребления доминирующим положением, предотвращает антиконкурентные соглашения и концентрации1.

Анализ правовых актов показывает, что ключевая роль в регламентировании конкурентно-правовых отношений отведена именно Центральному банку. По нашему мнению, представленная модель разграничения юрисдикций и полномочий Комиссии и Центрального банка не способствует выявлению нарушений конкурентного законодательства, поскольку Центральный банк не является специализированной структурой в вопросах конкурентной политики, не обладает соответствующим инструментарием выявления антиконкурентных соглашений, различных проявлений недобросовестной конкуренции и нарушений конкурентного законодательства. Реализация конкурентной политики не является приоритетной деятельностью Центрального банка, и в этом плане эффективное сотрудничество и взаимодействие макропруденциального регулирования с конкурентным регулированием становится более чем актуально.

На протяжении двадцати лет был зарегистрирован единичный случай, когда Комиссия совместно с Центральным банком рассмотрела дело о согласованных действиях между коммерческими банками относительно ограничения конкуренции на рынке страховых услуг. 28 марта 2008 г. председатель Центрального банка РА обратился с письмом к Комиссии, в котором было представлено, что клиентам предлагается воспользоваться услугами кон-

кретной организации, а это ограничивает свободу выбора клиента, что может привести к возможному нарушению банками статьи 5 Закона РА «О защите экономической конкуренции». После анализа данного вопроса Комиссия выявила ограничение конкуренции на рынке страхования в части создания препятствий доступу на рынок страхования имущества, что свидетельствует о заключении банками антиконкурентного соглашения. Девяти коммерческим банкам было выдвинуто предупреждение с целью исправить существующее положение и в дальнейшем исключить установление антиконкурентных соглашений.

В Республике Армения с 2009 г. начала функционировать структура, призванная разрешать споры между физическими лицами и финансовыми институтами. Офис примирителя финансовой системы в 2010 г. получил 419 претензий против коммерческих банков со стороны физических лиц, между тем в 2016 г. их число возросло до 1 418, а уже в 2020 г. увеличилось до 4 914, что составило 38,34% от общего числа претензий ко всем финансовым организациям. 63,92% принятых на рассмотрение претензий были связаны с кредитными сделками, 34,76% - с вкладами, 1,21% - с платежно-расчетными операциями [Отчет офиса финансового примирителя..., 2021]. Рассмотренные жалобы в основном касались расчетов процентов, штрафов, классификации кредитов, обслуживания вкладов, кредитов и т.д. Динамика представленных данных свидетельствует о том, что защита прав потребителей банковских услуг в Республике Армения действи-

1 Закон Республики Армения «О Центральном банке Республики Армения» // Центральный банк Республики Армения. -2018. - ШЬ: https://www.cba.am/RU/lalaws/Закон_о_ЦБ_РА.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

тельно является актуальной проблемой, что предполагает необходимость активизации деятельности Комиссии и расширения юрисдикции данной государственной структуры, которая на данный момент никак не задействована в конкурентном регулировании банковской деятельности.

Актуальность совершенствования инструментария защиты экономической конкуренции банковской системы Республики Армения обусловлена также резким увеличением применения цифровых технологий коммерческими банками, необходимостью адаптации конкурентного законодательства к вызовам цифровой экономики, ее соответствия современным тенденциям развития Fintech. Конкурентные ведомства во всем мире тщательно следят за результатами внедрения цифровых технологий в финансовую сферу и за тем, какие новые проблемы возникают в связи с развитием цифровой экономики. Fintech ставит перед регуляторами задачи, которые требуют нестандартных решений, для их выработки в различных странах создаются «регулятивные песочницы», позволяющие апробировать, а затем и закрепить применение новых финансовых технологий в нормативной базе банковского надзора и регулирования [Развитие конкуренции на финансовом рынке..., 2018, с. 58]. Распространение цифровых финансовых продуктов и услуг, дистанционных форматов обслуживания, развитие платформенных решений, появление маркетплейсов и экосистем снимают географические и временные ограничения для поставщиков и потребителей. Через онлайн-каналы расширяется набор доступных и удобных для потребителей финансовых продуктов и сервисов, а финансовые организации, в свою очередь, получают возможность выхода на еще более широкий круг клиентов. Очевидно, что инновации в тех-

нологической сфере значительно влияют на конъюнктуру конкурентной среды в финансовом секторе, что предполагает формирование конкурентными ведомствами совместно с центральными банками соответствующего инструментария, нацеленного на выявление потенциальных конкурентных рисков и проявлений недобросовестной практики со стороны участников финансового рынка.

Об активном вовлечении конкурентных ведомств в регламентирование финансовых отношений свидетельствует опыт разных стран. Наиболее развитые системы и механизмы конкурентного регулирования банковской системы разработаны в США и странах Европейского союза. Совершенствование инструментария конкурентного регулирования, взаимодействие конкурентных ведомств и центральных банков, применение современных методов и инструментов выявления противоправных действий обеспечивают в странах ЕС предпосылки формирования эффективных мер защиты интересов потребителей банковских услуг и улучшения конкурентной среды. Так, конкурентное ведомство Венгрии ведет активный мониторинг рынков платежей и страхования в дополнение к процедурам по правоприменению конкурентного законодательства [Балаж, 2020, с. 30]. Банковский сектор стал одним из главных приоритетов конкурентного ведомства Испании, надзор над которым осуществляется с одной стороны (с точки зрения адвокатиро-вания), путем анализа новых моделей финансового сектора (Fintech) для выявления потенциальных конкурентных рисков, а с другой (с точки зрения правоприменения) - посредством контроля за слияниями и процедур антимонопольного разбирательства [Андухар, Гонсалес, Лопес, 2020, с. 31]. Антимонопольное ведомство Португалии оштра-

фовало в 2019 г. 14 банков на общую сумму 225 млн евро за проведение в период с 2002 по 2013 г. практики согласования действий через обмен конфиденциальными данными. За представленный период коммерческие банки предоставляли друг другу существенную и необщедоступную информацию о своих коммерческих предложениях с указанием, например, спредов, которые будут применяться ими в ближайшем будущем в отношении ипотечных кредитов или объема кредитов, выданных в предыдущем месяце, т.е. информацией, которая в противном случае не была бы доступна для их конкурентов [Законодательство о конкуренции в финансовом секторе. , 2020, с. 34].

В странах ЕАЭС наиболее эффективное взаимодействие в правовом и институциональном плане налажено в Российской Федерации, где Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центральный банк совместно осуществляют защиту банковской конкуренции, совершенствуя инструментарий конкурентного регулирования и выявления антиконкурентной практики коммерческих банков с учетом рисков, связанных с широким внедрением финансовых технологий в банковской деятельности. ФАС РФ ежегодно публикует доклад по результатам мониторинга российских рынков, в ежегодных докладах о состоянии конкуренции анализируется конкурентная среда на региональных и федеральных рынках, тенденции и динамика развития финансового рынка, индексы рыночной концентрации, перечень мер, необходимых для улучшения конкурентной среды и снижения рыночной концентрации, повышения уровня удовлетворенности потребителей. Совместно проведенное исследование позволило ФАС подготовить и согласовать

с Банком России план мероприятий («дорожную карту») «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», который послужит важной вехой, поскольку она является первым документом, содержащим комплекс согласованных с Банком России мероприятий по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг [Развитие конкуренции на финансовом рынке., 2018, с. 60]. В Республике Беларусь конкурентную политику осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В 2018 г. между данным ведомством и Национальным банком было заключено Соглашение об информационном взаимодействии, цель которого - обеспечить согласованность мер ценовой и денежно-кредитной политики, направленных на закрепление низкого уровня инфляции в стране. В Республике Казахстан проведение конкурентной политики возложено на Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан. В Кыргызской Республике конкурентную политику осуществляет Государственное агентство антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и финансов. В целом в странах ЕАЭС довольно сложно оценить эффективность конкурентного регулирования банковской деятельности с учетом частых изменений регулирующих конкурентных органов, их функций, правомочий, подотчетности и подведомственности. Кроме того, основная деятельность конкурентных органов в странах ЕАЭС сводится в основном к защите конкуренции на товарных рынках, между тем конкурентное регулирование финансового рынка и коммерческих банков не является приоритетной задачей, что влияет на уровень рыночной концентрации банковской системы и приоритеты конкурентной политики данных стран.

Оценка рыночной концентрации в банковской системе

Банковская система Республики Армения играет ключевую роль в поддержании стабильного роста экономики, что делает необходимым постоянный мониторинг и анализ состояния кон-

курентной среды в данном сегменте. Банковская система Армении - крупнейший участник финансового рынка, на который приходится 83,5% активов всей финансовой системы. В таблице 1 представлены данные о количестве банков, их филиалов и представительств, активах, обязательствах и капитале с 2009 по 2020 г.

Таблица 1. Количество банков, их филиалов, активов, обязательств и капитала коммерческих банков Республики Армения в 2009-2020 гг.

Table 1. The number of commercial banks, their branches, assets, liabilities and capital in the Republic of Armenia in 2009-2020

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Банки 22 21 21 21 22 22 22 19 19 17 17 17

Филиалы банков 391 408 442 477 485 509 522 523 523 537 551 559

Активы банков, млрддрамов 1,560 2,067 2,066 2,471 2,944 3,411 3,457 3,995 4,364 4,986 5,828 6,692

Обязательства банков, млрд драмов 1,242 1,711 1,711 2,077 2,488 2,942 2,943 3,341 3,678 4,238 5,004 5,813

Капитал, млрд драмов 319 356 356 394 456 469 514 654 686 749 824 878

Источник: Субъекты финансового сектора и основные показатели их деятельности // Евразийская экономическая комиссия. - 2021. - ШЬ: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/time_series/Pages/ fin_organizations.aspx (дата обращения 28.12.2021).

С 2009 по 2020 г. количество коммерческих банков сократилось на пять, однако филиальная сеть значительно увеличилась, в частности с 391 в 2009 г. до 559 в 2020 г. За указанный период активы коммерческих банков увеличились в 4,3 раза, обязательства - в 4,7 раза, а капитал - в 2,8 раза.

Несмотря на то, что банковская система Республики Армения по активам и обязательствам значительно уступает банковским системам Беларуси, Казахстана и России, за указанный период банковская система именно этой страны зарегистрировала столь значительный

рост активов и обязательств: по сравнению с 2016 г. в 2020-м активы армянских банков увеличились на 4,5 млрд долл. США, а обязательства - на 4,2 млрд долл.

По данным Центрального банка Республики Армения, индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана в банковской системе по активам по состоянию на 31 декабря 2019 г. составил 0,089, по совокупным обязательствам - 0,095, по совокупному капиталу - 0,068. Как свидетельствуют данные таблицы 3, данный индекс на протяжении долгих лет не претерпел существенных изменений.

Таблица 2. Количество банков, их активов и обязательств в странах ЕАЭС в 2016-2020 гг.

Table 2. The number of commercial banks, their assets and liabilities in EEU in 2016-2020

2016 2017 2018 2019 2020

Армения

Количество банков 19 19 17 17 17

Активы (млрд долл. США) 8,3 9,0 10,3 12,2 12,8

Обязательства (млрд долл. США) 6,9 7,6 8,8 10,4 11,1

Количество банков Б 24 елоруссия 24 24 24 24

Активы (млрд долл. США) 32,1 32,8 33,0 36,2 33,7

Обязательства (млрд долл. США) 27,8 28,1 28,2 30,8 28,9

Казахстан

Количество банков 33 32 28 27 26

Активы (млрд долл. США) 76,7 72,9 66,4 70,3 74,1

Обязательства (млрд долл. США) 68,2 63,8 58,4 60,8 64,7

Киргизия

Количество банков 25 25 25 24 23

Активы (млрд долл. США) 2,6 2,9 3,2 3,6 3,5

Обязательства (млрд долл. США) 2,2 2,4 2,7 3,0 2,9

Россия

Количество банков 623 561 484 442 406

Активы (млрд долл. США) 1 325,0 1 479,0 1 354,3 1 560,1 1 405,6

Обязательства (млрд долл. США) 1 165,2 1 315,9 1 206,5 1 278,6 1 261,0

Источник: [Финансовые организации в Евразийском экономическом союзе,, 2021].

Таблица 3. Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана банковской системы Республики Армения в 2005-2016 гг.

Table 3. Herfindahl-Hirschman Index of the banking system of the Republic of Armenia in 2005-2016

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Общие активы Общие обязательства Общий капитал 0,08 0,09 0,06 0,08 0,09 0,07 0,08 0,08 0,07 0,07 0,08 0,06 0,07 0,07 0,06 0,07 0,08 0,06 0,08 0,08 0,06 0,08 0,07 0,06 0,07 0,07 0,06 0,07 0,08 0,06 0,08 0,08 0,06 0,09 0,1 0,06

Источник: Отчет о финансовой стабильности // Центральный банк Республики Армения. - 2021. - ШЬ: https://www.cba.am/ гиД^ерадез/А^аЫ^угеро^.азрх (дата обращения 28.12.2021).

Для оценки уровня концентрации в банковской системе представим капитал, активы и обязательства ком-

мерческих банков Республики Армения по состоянию на 31 декабря 2020 г. (см. табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели коммерческих банков Республики Армения в 2020 г., арм. драмов

Table 4. Main indicators of commercial banks in the Republic of Armenia in 2020, Armenian drams

Банк Капитал Активы Обязательства

1 Америабанк 109 705 602 1 090 762 723 981 057 121

2 Ардшинбанк 86889 816 917 050 276 830 160 460

3 Акба Банк 70 509 103 495 631 691 425 122 588

4 Армсвисбанк 62 932 285 386139335 323 207 050

5 Инекобанк 57 785 779 387 825 662 330 039 883

6 Армбизнесбанк 55 291 764 898 914 949 843 623 185

7 Банк ВТБ (Армения) 49 633 000 333754 414 284 121 414

8 Конверсбанк 48 316 047 332436914 284 120 867

9 Айди Банк 44 269 211 176930 519 132 661 308

10 Эйч-Эс-Би-Си Банк Армения 43 767 697 238 949 623 195 181 926

11 Арцахбанк 43 556 929 190 622 273 147 065 344

12 Армэкономбанк 41 595 619 320 789 927 279194308

13 Меллат-Банк 40 644370 77 641 843 36 997 473

14 Араратбанк 38 226 564 248 881 437 210 654 873

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Эвокабанк 33 848 402 201 420 317 167571 915

16 Юнибанк 33 899 082 238 172 052 204 272 970

17 Библос Банк Армения 29 516207 103 115 844 73 599 637

Итого 890 387 477 6 639 039 799 5 748 652 322

Источник: Отчеты коммерческих банков Республики Армения за 2020 г.

На основании представленных данных были рассчитаны показатели рыночной концентрации СБ.-3, СБ.-4 и СБ.-5, де-

монстрирующие совокупную долю трех, четырех и пяти лидирующих банков по соответствующим показателям.

Таблица 5. Коэффициенты рыночной концентрации банковской системы Республики Армения в 2020 г., %

Table 5. Concentration rates of the banking system of the Republic of Armenia in 2020, %

Показатель Активы Капитал Обязательства

CR-3 43,8 29,9 46,2

CR-4 51,2 36,5 53,6

CR-5 57,1 43 59,3

Источник: расчеты автора на основе отчетов коммерческих банков Республики Армения за 2020 г.

Из представленных данных видно, что и индекс Херфиндаля-Хирш-мана, и показатели рыночной концентрации СБ.-3, СБ.-4 и СИ,-5 свидетельствуют о низкой концентрированно-сти банковской системы. По сравнению

с показателями за 2011-2018 гг. был зарегистрирован определенный прирост показателя СБ.-4. В частности, в 2020 г. по сравнению с 2011 г. СБ.-4 по активам увеличился с 37 до 51,2%, СБ.-4 по обязательствам - с 38 до 53,6%.

Таблица 6. Рыночные доли четырех крупнейших коммерческих банков Республики Армения в 2011-2018 гг.

Table 6. Market share of four largest commercial banks of the Republic of Armenia in 2011-2018

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Активы 37 38 39 43 43 47 48 49

Обязательства 38 38 40 44 45 50 52 52

Капитал 38 39 38 39 39 34 34 36

Кредитные вложения 41 47 41 44 45 51 53 51

Срочные вклады и вклады до востребования физических и юридических лиц 43 42 40 40 40 44 51 50

Источник: Банковская система Республики Армения: развитие и тенденции по состоянию на 31 декабря 2018 г. Союз банков Армении // https://uba.am/upload/Armenian_Banking_System_English_2018.pdf (дата обращения 28.12.2021).

С 2011 по 2018 г. доля четырех крупнейших банков увеличилась по активам на 12%, по обязательствам - на 14%, по кредитным вложениям - на 10% и по вкладам - на 7%. Банковская система Республики Армения по сравнению с другими государствами - членами Евразийского экономического союза характеризуется низкой рыночной концентрацией. В частности,

банковскую систему Республики Беларусь можно отнести к высококонцентрированной с индексом Херфиндаля-Хиршмана 0,20, банковские системы Российской Федерации и Республики Казахстан - к рынкам с умеренной концентрацией с индексом Херфиндаля-Хиршмана соответственно 0,15 и 0,14. По состоянию на 1 января 2020 г. в каждой из трех указанных стран около

трети активов всей банковской системы аккумулировал один крупнейший банк, а доля пяти крупнейших банков колебалась от 63 до 73%2. Показатели рыночной концентрации банковского сектора Российской Федерации за 2020 г. также свидетельствуют о росте как индекса Херфиндаля-Хиршмана по активам, так и показателей СБ.-2, СБ.-5, СИ-10, СИ-20. Так, на 1 января 2021 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана по активам составил 0,1423, тогда как на 1 января 2020 г. и 1 января 2019 г. индекс составил 0,1344 и 0,1278 соответственно; совокупная доля пяти крупнейших российских банков по активам на 1 января 2021 г. составила 64%, в то время как 1 января 2020 г. данный показатель был равен 62% [Банковская система России 2021., 2021, с. 60]. По состоянию на 1 января 2021 г. на пять крупнейших банков Республики Беларусь приходилось 73,5% активов и 69,4% капитала банковского сектора (на 1 января 2020 г. - 73,4% и 70,6% соответственно). Значение индекса Хер-финдаля-Хиршмана, рассчитанного по активам, в банковской системе Республики Беларусь увеличилось с 0,200 до 0,219, индекс Херфиндаля-Хиршмана по капиталу вырос с 0,185 до 0,190 [Финансовая стабильность., 2021, с. 113]. За последние годы наблюдается рост рыночной концентрации в банковской системе Республики Казахстан. Так, по состоянию на 1 января 2021 г. совокупная доля активов пяти крупнейших банков в стране составила 67,7%, в то

время как на 1 января 2020 г. данный показатель составил 66,4%, на 1 января 2019 г. - 65%, а на 1 января 2018 г. -59,5%3. Примечательно, что доля крупнейшего банка Республики Казахстан в общем объеме активов по итогам 2020 г. составила 33,8%, между тем на 1 января 2018 г. данный показатель составлял всего 20,2%. В Кыргызской Республике на банковский сектор приходится 77% всего финансового сектора, в 2020 г. на долю пяти крупнейших банков страны пришлось 70,7% активов, в 2019 г. - 71,6%, что свидетельствует о высокой рыночной концентрации в банковской системе4.

Что касается рыночной концентрации банковских систем стран ЕС, то, согласно данным Европейского центрального банка, в 2016-2020 гг. наивысшие показатели индекса Херфиндаля-Хир-шмана по активам в банковской системе были зарегистрированы в Эстонии (0,2406 в 2016 г. и 0,2578 в 2020 г.), Греции (0,2332 в 2016 г. и 0,2320 в 2020 г.), Нидерландах (0,2097 в 2016 г. и 0,2001 в 2020 г.), Финляндии (0,2300 в 2016 г. и 0,2250 в 2020 г.) и Литве (0,1938 в 2016 г. и 0,2408 в 2020 г.)5. В 2019 г. в 27 странах ЕС (за исключением Великобритании) усредненный показатель индекса Хер-финдаля-Хиршмана по активам банков составил 0,12. В указанных странах были зарегистрированы также максимальные показатели пяти лидирующих банков по активам. В частности, в Эстонии данный показатель с 88% в 2016 г. увеличился до 93,7% в 2020 г.,

2 Особенности национального банкинга: банковский рынок России, Казахстана и Беларуси // АО «Эксперт РА». - 2020. - URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/banking_market_2020 (дата обращения: 29.12.2021).

3 Пятёрка казахстанских банков-лидеров по активам изменится в сентябре // Курсив. - 2021. - 23 августа. - URL: https:// kz.kursiv.media/2021 -08-23/pyaterka-kazakhstanskikh-bankov-liderov-po-aktivam-izmenitsya-v-sentyabre/ (дата обращения: 03.01.2022).

4 Financial Sector Indicators for Kyrgyz Republic // OCHA. - 2021. - URL: https://data.humdata.org/dataset/world-bank-financial-sector-indicators-for-kyrgyz-republic/resource/5551c6e9-8023-4502-b1f6-98e6306bda0b (дата обращения: 03.01.2022).

5 EU structural financial indicators // European Central Bank. - 2021. - URL: https://sdw.ecb.europa.eu/servlet/de-sis?node=1000002869 (дата обращения: 30.12.2021).

в Греции с 97,3% в 2016 г. сократился до 97,0% в 2020 г., в Литве с 87,1% в 2016 г. увеличился до 91,8% в 2020 г. Между тем наименьшие показатели индекса Херфиндаля-Хиршмана по активам банков были зарегистрированы в Германии (0,0277 в 2016 г. и 0,0325 в 2020 г.), Австрии (0,0358 в 2016 г. и 0,407 в 2020 г.), Италии (0,0452 в 2016 г. и 0,0688 в 2020 г.). О низкой концентрации банковских систем указанных стран свидетельствует также показатель пяти лидирующих банков по активам, который по данным 2019 и 2020 гг. соответственно составил 31,2 и 34,0% в Германии, 36 и 38,5% - в Австрии, 47,9 и 49,3% - в Италии.

Для оценки уровня концентрации важное значение имеет определение товарных границ рассматриваемого сегмента, поскольку если неправильно его идентифицировать, то можно получить искаженную картину, не отражающую реальную рыночную долю и потенциал участников финансового рынка влияния на конкурентную среду. Помимо этого, важны также и другие параметры, которые не всегда возможно оценить количественно. Показатели рыночной концентрации отражают структуру рынка, но полноценно не отражают уровень развития конкуренции, то есть показатели рыночной концентрации сами по себе не дают представления о том, насколько сильна конкурен-

ция в данном сегменте. Кроме того, сосредоточение внимания только на доминировании на рынке некоторых из крупнейших банков и игнорирование конкурентной динамики остальных банков может привести к неправильному выводу об уровне конкуренции. В отличие от Центрального банка Республики Армения, рассчитывающего лишь индекс Херфиндаля-Хиршмана банковской системы, Банк России осуществляет также количественную и качественную оценку уровня конкуренции, диверсифицируя основные продуктовые сегменты финансового рынка: «Платежи и переводы», «Кредитование», «Привлечение средств», «Инвестиционные услуги» и «Страхование» [Подходы Банка России..., 2019].

Актуальность конкурентного регулирования банковских услуг Республики Армения обусловлена также высокими рисками картелизации банков, что может выражаться в разных формах, в том числе в искусственном занижении процентных ставок по привлеченным средствам, по завышению ставок кредитования, по росту тарифов и комиссий, в навязывании дополнительных услуг клиентам и т.д. С целью оценки рыночной конкуренции на рынке банковского кредитования Республики Армения ниже приведены показатели рыночной концентрации СБ.-3, СБ.-4 и СИ.-5 по кредитным вложениям.

Таблица 7. Кредитные вложения коммерческих банков и их доля в суммарных кредитных вложениях в Республике Армения в 2018-2020 гг. Table 7. Credit investments of commercial banks and their share in total credit investments in the Republic of Armenia in 2018-2020

Кредитные Доля в Кредитные Доля в Кредитные Доля в вложения суммар. вложения суммар. вложения суммар. на 31.12.2018, кредит. на 31.12.2019, кредит. на 31.12.2020, кредит. арм. драмов влож., % арм. драмов влож., % арм. драмов влож., %

1 Америабанк 545 828 429 16,82 579 573 654 15,48 702 537 391 16,08

2 Ардшинбанк 457 875 781 14,11 485 985 940 12,98 680 816 846 15,58

Источник: Отчеты коммерческих банков Республики Армения за 2018-2020 гг.

Таблица 8. Коэффициенты рыночной концентрации банковской системы по кредитным вложениям в Республике Армения в 2018-2020 гг., % Table 8. Market concentration rates of the banking system for credit investments in the Republic of Armenia in 2018-2020, %

2018 2019 2020

CR-3 43,75 43,16 45,86

CR-4 50,89 51,38 53,82

CR-5 57,13 57,73 59,33

Источник: Отчеты коммерческих банков Республики Армения за 2018-2020 гг.

Совокупная доля трех крупнейших банков по кредитным вложениям на 31 декабря 2020 г. составила 45,86% совокупного банковского кредитования. Данный показатель с 2018 г. увеличился на 2,11%, а совокупная доля пяти банков за тот же период составила 59,33%, т.е. получается, что, не-

смотря на то что по своей структуре банковская система характеризуется как рынок несовершенной конкуренции, на остальные банки приходится всего 40,67%. Причем доля лидирующего банка в несколько раз превышает совокупную рыночную долю 14 банков.

Таблица 9. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, выданным физическим лицам, в иностранной валюте (% годовых) по краткосрочным кредитам в государствах - членах ЕАЭС

Table 9. Weighted average interest rates on loans to individuals in foreign currency (percent per annum) on short-term loans in Eurasian Economic Union member-states

2016 2017 2018 2019 2020

Армения 14,5 12,9 10,7 10,9 9,5

Белоруссия - - - - -

Казахстан 10,9 9,7 11,4 13,2 15,2

Киргизия* 13,4 9,8 5,8 7,0 4,5

Россия 11,1 9,3 9,4 7,4 5,8

* По потребительским кредитам.

Источник: [Евразийский экономический союз,, 2021].

Сравнительный анализ средневзвешенных процентных ставок банков по кредитам физических и юридических лиц стран Евразийского экономического союза показывает, что соответствующие показатели Республики Армения значительно превышают аналогичные показатели остальных стран ЕАЭС, что отрицательно влияет как на покупательную способность физических лиц и их благосостояние, так и на деловую активность в стране. Данные вышеприведенной таблицы свидетельствуют, что в 2020 г. (по сравнению с 2010 г.) средневзвешенные процентные ставки по краткосрочным кредитам юридических лиц в Республике Армения сократились

с 12,1 до 7,5%. Однако, несмотря на значительное сокращение, данный показатель продолжает превышать аналогичный показатель остальных государств -членов ЕАЭС. Что касается средневзвешенных процентных ставок по долгосрочным кредитам для юридических лиц, то опять показатель Республики Армения превышает аналогичный показатель как Беларуси, так и Казахстана и России. Между тем высокие процентные ставки по кредитам ограничивают возможности привлечения дополнительных ссудных средств в реальный сектор экономики. Следует учитывать, что конкуренция в банковской системе не только позитивно влияет на эффек-

Таблица 10. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, выданным юридическим лицам, в иностранной валюте (% годовых) в государствах-членах ЕАЭС Table 10. Weighted average interest rates on loans to legal entities in foreign currency (percentage per annum) in Eurasian Economic Union member-states

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

по краткосрочным кредитам

2010 12,1 9,7 10,7 19,8 7,2

2011 10,6 9,1 9,4 24,8 5,2

2012 10,1 8,9 7,8 22,2 5,3

2013 9,9 8,3 7,1 20,3 4,0

2014 9,6 9 7,2 13,1 3,8

2015 9,6 9,6 7 12,9 6,6

2016 8,4 8,7 7,5 12,6 5,8

2017 7,4 6,2 5,7 10,7 4,6

2018 7,7 4,7 5,4 9,4 5,0

2019 7,8 4,5 4,9 8,1 4,6

2020 7,5 5,0 3,9 6,9 3,5

по долгосрочным кредитам (на срок выше 1 года)

2010 12,8 9,5 12,0 10,7 8,6

2011 11,4 8,5 8,3 9,4 7,3

2012 11,3 9,5 9,7 7,8 7,9

2013 11,1 8,8 10 7,1 6,7

2014 10,7 8,9 9 7,2 6,6

2015 10,5 9,9 8,6 7 8,2

2016 9,7 9,0 8,1 12,3 6,7

2017 9,1 7,3 7,2 10,5 5,8

2018 8,5 5,8 5,5 9,8 5,6

2019 8,1 5,2 5,3 9,9 5,2

2020 8,0 5,5 5,8 9,2 4,7

тивность функционирования коммерческих банков, на стабильность финансовой системы и эффективность денежно-кредитной политики, но влияет также на перспективы развития реального сектора экономики и возможности обеспечения высокого темпа экономического роста. Анализ рыночной концентрации в банковской системе важен именно с точки зрения ее влияния на политику ценообразования коммерческих банков. Несмотря на то, что индек-

сы рыночной концентрации банковской системы Республики Армения ниже аналогичных показателей партнеров по ЕАЭС, кредиты, выдаваемые физическим и юридическим лицам коммерческими банками Армении, обходятся дороже, а потребителей банковских услуг прежде всего интересует доступность кредитных ресурсов, что обуславливает конкурентоспособность их продуктов и услуг как на локальном, так и на международном рынке.

Заключение

В современных условиях наряду с ценовой конкуренцией коммерческие банки Республики Армения используют неценовые факторы конкуренции, что обуславливает необходимость совершенствования государственного инструментария выявления разных проявлений недобросовестной конкуренции. Вероятность противоправной деятельности коммерческих банков связана с угрозами и высокими рисками картелизации рынка банковских услуг Республики Армения, что может проявляться в занижении процентных ставок по вкладам, завышении кредитных ставок, навязывании дополнительных услуг клиентам, умалчивании существенных для клиентов условий, изменении в одностороннем порядке процентов по остаткам счетов, предоставлении неполной или недостоверной информации о действующих тарифах и условиях обслуживания и т.д. Отнюдь не умаляя роль Центрального банка Республики Армения в обеспечении финансовой стабильности, отметим необходимость переоценки роли конкурентного регулирования в банковской системе. Низкие показатели рыночной концентрации не исключают возможность антиконкурентных соглашений и согласованных действий, выявление которых возможно лишь при эффективном взаимодействии Комиссии и Центрального банка Республики Армения. Для более достоверной оценки рыночной концентрации банковской системы Республики Армения необходимы мониторинг и анализ концентрации по различным направлениям банковской деятельности с диверсифицированным подходом к разным банковским операциям. Эффективная защита экономической конкуренции в банковской си-

стеме Республики Армения важна не только в плане обеспечения добросовестной конкурентной среды для финансовых институтов, но и для доступности банковских услуг и защиты прав потребителей, обеспечения конфиденциальности и безопасности их данных. Согласованные действия коммерческих банков, обмен конфиденциальной информацией, координация стратегии разных банков могут серьезно подорвать усилия государства в обеспечении добросовестной конкурентной среды в банковской системе. В этом плане необходимость усовершенствования инструментария конкурентного регулирования, обусловленная широким применением и внедрением Fintech в банковской системе Республики Армения, предполагает разработку эффективных мер выявления антиконкурентной практики с учетом современных реалий цифровизации банковской системы.

Список литературы

Авакян Б.А. Проблемы структурных преобразований и конкурентоспособности экономики Республики Армения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 1 (43). -С. 6-8. - Б01: 10.18454/1Щ.2016.43.122.

Андухар И., Гонсалес П., Лопес Х. Конкуренция в банковском секторе в Испании // Конкурентная политика Восточной Европе и Центральной Азии: Внимание банковскому и страховому секторам. -2020. - № 14. - С. 31-33.

Балаж Б. Защита конкуренции и ее адвокатирование в банковском и страховом секторах // Конкурентная политика Восточной Европе и Центральной Азии: Внимание банковскому и страховому секторам. - 2020. -№ 14. - С. 30.

Банковская система России 2021: качество активов, бизнес-модели и регулирование (XXII Всероссийская банковская конференция). - Москва : Ассоциация банков России, 2021. - 86 с.

Евразийский экономический союз в цифрах (краткий статистический сборник). - Москва : Евразийская экономическая комиссия, 2021. - 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательство о конкуренции в финансовом секторе: последние действия Португальского конкурентного ведомства // Конкурентная политика Восточной Европе и Центральной Азии: Внимание банковскому и страховому секторам. - 2020. - № 14. -С. 29-31.

Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке: Доклад для общественных консультаций. - Москва: Банк России, 2019. - 127 с.

Развитие конкуренции на финансовом рынке: Россия и международная практика. - Москва : Ассоциация банков России, 2018. - 80 с.

Сандоян Э.М. Проблемы модернизации системы банковского регулирования в Армении. - Ереван : Издательство РАУ, 2007. - 137 с.

Финансовые организации в Евразийском экономическом союзе 2020 (Статистический сборник). - Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2021. - 30 с.

Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2020. - Минск : Национальный банк Республики Беларусь, 2021. - 125 с.

Armenian Banking System: Developments and Trends as of December 31, 2018 // Union of Banks of Armenia. March 2019. - URL: https://uba.am/upload/Ar-menian_Banking_System_English_2018. pdf (дата обращения: 28.12.2021).

Mkrtchyan A. The Evolution of Competition in Banking in a Transition Economy: An Application of the Panzar-Rose

Model to Armenia // The European Journal of Comparative Economics. - 2005. -Vol. 2, N 1. - P. 67-82.

Маркосян А., Микаелян М., Ма-тевосян Э. Некоторые приоритеты в сфере защиты экономической конкуренции в Армении. Цшр^пи|шй U., U., Цшрйпи|шй t-

¿ш]шишшЬпъй шйшЬиш^шй йрдш^-дпър]шй цш2шцшЬпър]шй tf^ ршй^ шпш2йш№ррпг.р]т.й // Вестник АГЭУ - 2018. - № 2. - С. 17-29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-prioritety-v-sfere-zaschity-ekonomicheskoy-konkurentsii-v-armenii (дата обращения: 14.01.2022). - Армян. яз.

Мурадян Г. Оценка концентрации и конкуренции в банковской системе Армении с помощью индекса Линды. Цпгршщшй t- tt ршй^ш^й hшüш^шpqnLÜ ^Ьйшрпйшд^шЬпър]шй ü йрдш^дпър]шй q'üшhшшm.tfp hшtfшpф tf^ngn^ // Вестник АГЭУ. - 2020. - № 2. - С. 24-36. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-kontsentratsii-i-konkurentsii-v-bankovskoy-siste-me-armenii-s-pomoschyu-indeksa-lindy (дата обращения: 15.01.2022). - Армян. яз.

Нерсисян Г.А. Проблемы управления экономической конкуренции в банковской системе РА (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук). ЪЬри^и]шй Ч-. ЗйтЬиш^шй йрдш^дпър]шй ^шpqш^nptfшü

h^tf^^üq^pütpp tt hшüш^шpqnLÜ (mhum.pjrn.ü ü йЬрпцшршйпъэдт.'). - Ереван, 2015. -URL: http://etd. nla. am/4544/1 /015 -ЪЬ-pu^UJШÜ_Ч-ünpq.pdf (дата обращения: 15.01.2022). - Армян. яз.

Отчет офиса финансового примирителя Республики Армения за 2020 год. $^йшйиш^шй hшtfш^шpq^ hш2шшpшp^ qpшuhÜJш^ шшрЬ^шй hш2^bm^nLpJnLÜ 2020 // Примири-

тель финансовой системы, 2021. - URL: https://www.fsm.am/media/3029/fsm-report-main_arm_23092021.pdf (дата обращения: 28.12.2021). - Армян. яз.

Шабоян А., Манасерян А. Вопросы конкуренции в розничной торговле и пути их решения в РА. Сшрщшй U., ишйшиЬр]шй U. ЦшйршЬш^

шпйтр^ njnpmnLtf йрдш^дпъэдшй ^üq^pütpp ü цршйд р^йшй nuq^ühpp ZZ-ntü // Вестник АГЭУ -2018. - № 3. - С. 47-56. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/voprosy-konkurentsii-v-roznichnoy-torgovle-i-puti-ih-resheniya-v-ra (дата обращения 14.01.2022). - Армян. яз.

DOI: 10.31249/kgt/2022.02.05

Competition Protection Issues of the Banking System in the Republic of Armenia

Aghavni G. HAKOBYAN

PhD in Economics

Associate Professor at the Chair of Macroeconomics Armenian State University of Economics 128 Nalbandyan str., 0025, Yerevan, Republic of Armenia E-mail: aghavnih@gmail.com, aghavni.hakobyan@asue.am ORCID: 0000-0002-3713-7276

Received: 29.11.2021. Revised: 16.01.2022.

CITATION: Hakobyan A.G. (2022). Competition Protection Issues of the Banking System in the Republic of Armenia. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 15, no. 2, pp. 93-114 (in Russian). DOI: 10.31249/kgt/2022.02.05

ABSTRACT. The problems of protecting economic competition in the banking system, increasing the efficiency of competition regulation, taking into account the modern realities of digitalization and the widespread use of advanced financial technologies are gaining increasing importance and relevance. An effective state policy in the field of protecting economic competition is the key to effective protection of the interests of banking services consumers. The formation of a fair competitive environment in the banking system of the Republic of Armenia needs increasing the role of the competition authority, to create legal and institutional prerequisites for its effective interaction with the Central Bank of the country. The underestimation of the role of the competition authority of the Republic of Armenia for two decades has led to low rates of detection of anti-competitive agreements and concerted actions, abuse of dominant position, and limited advocacy of competition. Competitive regulation in the sphere of banking services in

the Republic of Armenia is of priority importance, taking into account the influence of the banking system on the formation of a favorable business climate and on the development of the national economy. The threat of cartelization of the banking system, the risks of pursuing a coordinated policy by commercial banks, and the conclusion of anti-competitive agreements necessitate the development of effective measures and tools for identifying anti-competitive practices of commercial banks. Far from diminishing the role of the Central Bank in ensuring financial stability, regulating the activities of commercial banks, it is obvious that the role of the competition authority must be increased, since only effective interaction between the two state structures can ensure the formation of a fair competitive environment and effective monitoring of the activities of commercial banks in the context of competition regulation. Based on the analysis of indicators of market concentration of the banking system of the Republic of Armenia, conclu-

sions on the level of development of competition are presented, as well as proposals for improving the efficiency of competition regulation.

KEYWORDS: banking services, market concentration, cartelization, protection of economic competition, anticompetitive agreements, financial technologies, competition authority

References

Andújar I., González P., López J.

(2020). Competition in the Banking Sector in Spain. Competition Policy in Eastern Europe and Central Asia. Focus on Banking and Insurance Sectors, no. 14, pp. 3134 (in Russian).

Armenian Banking System. (2019). Armenian Banking System: Developments and Trends as of December 31, 2018. Union of Banks of Armenia, March. Available at: https://uba.am/upload/Armenian_Bank-ing_System_English_2018.pdf, accessed 28.12.2021.

Avagyan B. (2016). Problems of Structural Transformation and Economic Competitiveness of the Republic of Armenia. International Research Journal, no. 1 (43), pp. 6-8 (in Russian). DOI: 10.18454/ IRJ.2016.43.122.

Balász B. (2020). Competition enforcement and advocacy in the banking and insurance Sectors. Competition Policy in Eastern Europe and Central Asia. Focus on Banking and Insurance Sectors, no. 14, p. 30 (in Russian).

Bankovskaya sistema Rossii 2021.

(2021). Russian banking system 2021: asset quality, business models and regulation (XXII All-Russian Banking Conference). Moscow: Association of Banks of Russia, 86 pp. (in Russian).

Evraziiskii ekonomicheskii soyuz. (2021). Eurasian Economic Union: Brief

Statistics Yearbook. Moscow: Eurasian Economic Commission, 188 pp. (in Russian).

Finansovye organizatsii v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze... (2021). Financial Institutions in Eurasian Economic Union 2020: Statistical Digest. Moscow: Eurasian Economic Commission, 30 pp. (in Russian).

Finansovaya stabil'nost'. (2021). Financial Stability in the Republic of Belarus. Minsk: National Bank of the Republic of Belarus, 125 pp. (in Russian).

Markosyan A., Mikayelyan M. Mat-evosyan E. (2018). Some Priorities in the Sphere Protecting Economic Competition in Armenia. Messenger of ASUE, no. 2, pp. 17-29 (in Armenian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekoto-rye-prioritety-v-sfere-zaschity-ekonom-icheskoy-konkurentsii-v-armenii, accessed 14.01.2022.

Mkrtchyan A. (2005). The Evolution of Competition in Banking in a Transition Economy: An Application of the Pan-zar-Rose Model to Armenia. European Journal of Comparative Economics, vol. 2, no. 1, pp. 67-82.

Muradyan H. (2020). Evaluation ofCon-centration and Competition in the Banking System of Armenia Using the Linda Index. Messenger of ASUE, no. 2, pp. 2436 (in Armenian). Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/otsenka-kontsen-tratsii-i-konkurentsii-v-bankovskoy-sis-te-me-armenii-s-pomoschyu-indek-sa-lindy, accessed 15.01.2022.

Nersisyan G. (2015). Issues of the Economic Competition Management in the Banking System of Armenia (Abstract of the Dissertation for the PhD in Economics) (in Armenian). Available at: http://etd.nla. am/4544/1/015-'bhpu^ujmü_4ünpq.pdf, accessed 15.01.2022.

Otchet ofisa finansovogo primirite-lya. (2021). Report of the Office of the Financial System Mediator of the Republic of

Armenia for 2020 (in Armenian). Available at: https://www.fsm.am/media/3029/ fsm-report-main_arm_23092021.pdf, accessed 02.01.2022.

Podkhody Banka Rossii... (2019). Report for Public Consultations: Approaches of the Bank of Russia to the Development of Competition in the Financial Market (2019). Moscow: CBR, 127 pp. (in Russian).

Razvitie konkurentsii na finansovom rynke... (2018). Development of Competition in the Financial Market: Russia and International Practice. Analytical materials. Moscow: Association of Banks of Russia, 80 pp. (in Russian).

Sandoyan E. (2007). The Problems of Modernization of the System of the Bank-

ing Regulation in Armenia. Yerevan: RAU Publishing House, 137 pp. (in Russian).

Shaboyan A., Manaseryan A. (2018). Issues of Competition in Retail Trade and Ways of Their Solution in the RA. Messenger of ASUE, no. 3, pp. 47-56 (in Armenian). Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/voprosy-konkurentsii-v-roznichnoy-torgovle-i-puti-ih-resheniya-v-ra, accessed 14.01.2022.

Zakonodatel'stvo o konkurentsii v finansovom sektore... (2020). Competition Law in the Financial Sector. Recent activity of the Portuguese Competition Authority. Competition Policy in Eastern Europe and Central Asia. Focus on Banking and Insurance Sectors, no. 14, pp. 29-31 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.