Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФОКУС'

АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФОКУС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ФОКУС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко Владимир Анатольевич, Резник Инна Александровна

В статье на базе данных официальной статистики Центрального Банка РФ анализируется конкуренция российских коммерческих банков в системной концепции ФОКУС. Рассматриваются основные ее позиции, такие как финансовая и информационная прозрачность, овладение информационными технологиями, капитал, успешность борьбы за клиента, степень риска. Определена двоякая роль конкуренции в совершенствовании банковских продуктов: с одной стороны как фактора, влияющего на развитие банковского продукта, с другой стороны, как функционирующей среды взаимодействия. Анализ конкуренции на депозитном, кредитном рынках, концентрации активов в РФ раскрыт с позиции концепции ФОКУС, позволяющей сделать вывод о преобладании высоко концентрированной конкуренции на банковском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF COMPETITION OF RUSSIAN COMMERCIAL BANKS IN THE CONCEPT OF FOCUS ELEMENTS

The article analyzes the competition of Russian commercial banks in the FOCUS system concept on the basis of official statistics of the Central Bank of the Russian Federation. Its main positions are considered, such as financial and information transparency, mastery of information technologies, capital, the success of the struggle for the client, the degree of risk. The dual role of competition in improving banking products is determined: on the one hand, as a_ factor influencing the development of a banking product, on the other hand, as a functioning interaction environment. The analysis of competition in the deposit and credit markets, the concentration of assets in the Russian Federation is disclosed\ from the perspective of the FOCUS concept, which allows us to conclude about the predominance of highly concentrated competition in the banking market.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФОКУС»

Черненко В. А., Резник И. А.

АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФОКУС

Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики Центрального Банка РФ анализируется конкуренция российских коммерческих банков в системной концепции ФОКУС. Рассматриваются основные ее позиции, такие как финансовая и информационная прозрачность, овладение информационными технологиями, капитал, успешность борьбы за клиента, степень риска. Определена двоякая роль конкуренции в совершенствовании банковских продуктов: с одной стороны как фактора, влияющего на развитие банковского продукта, с другой стороны, как функционирующей среды взаимодействия. Анализ конкуренции на депозитном, кредитном рынках, концентрации активов в РФ раскрыт с позиции концепции ФОКУС, позволяющей сделать вывод о преобладании высоко концентрированной конкуренции на банковском рынке.

Ключевые слова. Банки, конкуренция, инновации, элементы ФОКУС, информационные технологии.

Chernenko V.A., Reznik I.A.

ASPECTS OF COMPETITION OF RUSSIAN COMMERCIAL BANKS IN THE CONCEPT OF FOCUS ELEMENTS

Abstract. The article analyzes the competition of Russian commercial banks in the FOCUS system concept on the basis of official statistics of the Central Bank of the Russian Federation. Its main positions are considered, such as _ financial and information transparency, mastery of information technologies, capital, the success of the struggle for the client, the degree of risk. The dual role of competition in improving banking products is determined: on the one hand, as a_ factor influencing the development of a banking product, on the other hand, as a functioning interaction environment. The analysis of competition in the deposit and credit markets, the concentration of assets in the Russian Federation is disclosed ^ from the perspective of the FOCUS concept, which allows us to conclude about the predominance of highly concentrated competition in the banking market.

Keywords. Banks, competition, innovation, FOCUS elements, information technology.

Введение

Усиление процесса глобализации, переход к интегрированным технологическим решениям, блокчейн, появление криптовалют, диджитализация, выход на рынок ПпТееЬ способствуют ужесточению конкуренции между финансовыми посредниками. Конкуренция между игроками рынка определяет новые

ГРНТИ 06.73.55 EDN GEFTWQ

© Черненко В.А., Резник И.А., 2022

Владимир Анатольевич Черненко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, организации и управления производством Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург).

Инна Александровна Резник - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банковского дела и страхования Оренбургского государственного университета.

Контактные данные для связи с авторами (Черненко В.А.): 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1 (Russia, St. Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya str., 1). Тел.: +7 921 989-95-29. Е-mail: chernenko1003@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 06.06.2022.

формы взаимоотношения с потенциальными клиентами в экономических реалиях, применяя удаленную идентификацию, омниканальность, экстерриториальность онлайн-обслуживания. Здоровая конкуренция влияет на равновесие и стабильность банковской системы в целом, затрагивая интересы общества, где главенствующая роль отводиться мегарегулятору.

Материалы и методы

Развитие информационных технологий, возросшие требования клиентов к доступности и качеству услуг, экстерриториальности обслуживания привели к тому, что конкуренция явилась наиболее эффективным рычагом, определяющим банковские стратегии в новых экономических реалиях. Методологической основой исследования послужили: системный подход, методы анализа, группировки, сравнения, аналитических выборок. Практический аспект исследования опирается на официальные статистические данные Банка России. Предметом исследования выступает конкуренция на банковском рынке в России.

Результаты и их обсуждение

Исследование теоретических основ дефиниции «конкуренция» потребовало обобщить разнообразные подходы к данному термину. У.Ж. Алиев, Ж.Е. Шимшиков расценивают термин «конкуренция» в смысле «равнение на других», т.е. как соревнование, состязание. Это - атрибутивное свойство «сталкиваться» и всеобщее условие выживания любого организма: биологического и социального [1]. Представители американской школы экономики К. Макконнелл, С. Брю раскрывают сущность данного понятия, не затрагивая взаимоотношения участников рынка [6]. Общественная роль конкуренции отражается в работах Г.Ф. Шершеневича, где идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества [14]. М.Г. Ермолов, Р.А. Набиев выделяют условие: соперничество организаций на рынке приводит к постоянному изменению условий хозяйствования и состояния рынка, и для ведения достойной конкурентной борьбы организации вынуждены приспосабливаться к сложившимся условиям [2].

Проанализировав понятие «конкуренция», можно заметить, что разные школы рассматривают этот термин, выделяя ту или иную грань: поведенческую, функциональную, структурную. Н. К. Савельева отмечает, что конкуренция - элемент рыночного механизма, который реализуется в виде взаимодействия между участниками рынка и борьбы между ними за самые благоприятные условия для капитальных вложений. Конкуренция на рынке вносит свой вклад в формирование экономических пропорций и оздоровление экономики [9]. Подводя итог и обобщая, можно констатировать отсутствие единого мнения в понимании данного термина в силу одностороннего подхода к рассмотрению различными направлениями экономической мысли. В разрезе представленных определений можно выделить три авторских подхода: этимологический, маркетинговый и институциональный. На их основе в дальнейшем сформулируем дефиницию «конкуренция».

1. Этимологический подход определяет конкуренцию (с латинского «сопсиггепйа» - столкновение, сбегание) как соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Лексическое значение данного термина в экономической энциклопедии определяется, с одной стороны, как противостояние, а, с другой, как существование на рынке множества продавцов и покупателей и возможность их свободного входа и выхода на рынок.

2. Сторонники маркетингового подхода (Ю.И. Коробов, Э.А. Уткин, Е.В. Егоров, П.С. Завьялов), направленного на совокупное представление комплекса «4Р» и его дальнейшую модификацию в более расширенную модель (товар, цена, место на рынке, продвижение, прибыль и др.), рассматривают конкуренцию, как соперничество между производителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции для получения на этой основе максимально возможной прибыли [3]. Мегаре-гулятор России в подходах к развитию конкуренции на финансовом рынке придерживается клиентского подхода, трактуя ее как соперничество между поставщиками финансовых услуг за потребителя. Своей целью ЦБ РФ видит создание условий для функционирования проконкурентной среды с возможностью появления новых игроков на финансовом рынке при повышении доступности, качества отношений с клиентурой [7].

3. Представитель институционального подхода Дж. Синки понимает конкуренцию в индустрии банковских услуг, как противоборство компаний, предоставляющих финансовые услуги с учетом цены, удобства для потребителя, доверия клиентов [15]. Х.У. Деринг, Ф. Мишкин, Р.Л. Миллер, Э.Дж. Долан,

Д. Д. Ван-Хуз, Ж. Матук рассматривают банки в качестве финансовых посредников и поставщиков банковских услуг [8]. Конкуренция на рынке банковских услуг отлична спецификой банковской продукта: неосязаемого, абстрактного, обезличенного, который имеет договорной характер, множественность каналов доступа, объектом здесь являются денежные средства [13]. Широки и позиции конкурентов на рынке банковских услуг, ими являются не только коммерческие банки, но и страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, телекоммуникационные фирмы, Финтех-компании.

Обобщая вышеприведенные мнения ученых, отметим, что в нашем понимании конкуренция на банковском рынке - это состязание в виде соперничества или борьбы за ограниченные ресурсы в результате привлечения средств, а в дальнейшем и их размещения, направленное на достижение целей предпринимательской деятельности, с целью удовлетворения потребностей клиентов и достижения доступности услуг. На современном этапе конкуренция приобрела некоторую форму рыночного взаимодействия на взаимовыгодных условиях финансовых посредников. Это саморегулирующий процесс, где движущей силой являются современные технологии, которые позволяют расширить доли и открыть новые ниши на рынке.

Рассмотрим конкуренцию коммерческих банков в системной концепции ФОКУС (акроним от: финансовая и информационная прозрачность, овладение информационными технологиями, капитал, успешность борьбы за клиента, степень риска) [15].

Первый компонент - финансовая и информационная прозрачность - проявляется через асимметрию информации. В условиях цифровизации асимметричность информации банков-лидеров проявляется в создании собственных технологических экосистем, формируя монополизацию банковского рынка, что приводит к обеспокоенности ЦБ РФ относительно создания неблагоприятных условий для здоровой конкуренции. В целях обеспечения доступа к финансовым продуктам клиентов, ЦБ РФ реализует комплекс программ: СБП (система быстрых платежей), удаленная идентификация, создание цифрового профиля, маркетплейс и др.

Фактор пандемии для участников рынка стал решающим в продвижении информационных технологий, например в формате онлайн открытия счетов, в том числе инвестиционных, виртуальной карты, онлайн-кредитования, онлайн-бухгалтерии. Если ранее очная встреча для личной идентификации была обязательна, то впоследствии стала возможна удаленная идентификация, к которой банки уже готовились задолго до пандемии, собирая банк биометрических данных клиентов. Совершенство качества банковского продукта направлено на небанковские сервисы, такие как контроль финансовой дисциплины клиента, онбординг, онлайн-чаты, маркетплейсы и нефинансовые сервисы.

В современных условиях конкуренции и усиления Финтех-компаний в целях освоения информационных технологий - элемента концепции ФОКУС, крупные финансовые посредники стали активно внедрять IT-технологии, создавая вокруг себя экосистемы. Зарубежный опыт распространения экосистем формируется на базе уже действующих, таких как Alibaba, Tencent, JD.com [10]. Технологические аспекты внедрения информационных технологий оказывают влияние на качество современного финансового рынка [11].

Российский опыт демонстрирует конкурентные позиции банков и Финтех-компаний. Сбер, Тинькофф, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк продолжают создавать свои экосистемы, а Финтех-компа-нии пытаются войти в рыночное окно и отвоевать нишу на рынке финансовых услуг. Диджитализация бизнеса и смещение общества в цифровое пространство способствует модификации новых коммуникационных отношений внутри организации с усилением роли человеческого капитала, цифровых объектов интеллектуальной собственности, цифровых активов [4]. Наблюдается конкурентное соперничество, где нужно оценить свои финансовые возможности, во-первых, для региональных банков, во-вторых, сопоставить цель такой IT-инновации и искать формы сотрудничества с Финтех-компаниями, оценивая преимущество такого взаимодействия и распределяя затраты, уровень риска, как элемент ФОКУС-анализа [16].

Рассмотрим следующий элемент концепции ФОКУС - капитал (его адекватность) и отдельные показатели деятельности кредитных организаций в России, сгруппированных по величине активов-нетто по состоянию на 01.02.2022 г. В Группе 1-5 банков, ранжированных по величине активов (по убыванию) сконцентрировано капитала (собственные средства) 8 531 839 млн руб., что составляет 69% от капитала всего банковского сектора (12 437 107 млн руб.). Концентрация капитала (собственные средства) в Группе 1-10 банков составляет 10 343 541 млн руб., что представляет 83% капитала всего банковского сектора [7].

Наблюдается неравномерная концентрация и централизация банковского капитала на территории России. Наибольшая часть активов-нетто действующих кредитных организаций приходится на Центральный федеральный округ (79%), в столице сосредоточено активов кредитных организаций на 93 978 148 млн руб. Количество кредитных организаций, составляющих 80% активов, в данном округе: Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Московский Кредитный Банк, Банк Открытие, Росбанк, Тинькофф Банк и др.

Оценивая долю вложений Топ-15 коммерческих банков и других банков по активам-нетто из данных таблицы 1, произведя расчеты с использованием индекса Херфиндаля - Хиршмана (НН1), можно сделать вывод, что конкуренция на этом рынке умеренно-концентрированная, данный индекс составил 1 446,49.

Таблица 1

Топ-15 российских банков на объем активов-нетто, вкладов физических лиц и их доли по состоянию на 01.02.2022 г. [7]

Ранг Топ-15 банков по активам-нетто, (тыс. руб., %) Топ-15 банков по вкладам физических лиц, (тыс. руб., %)

1 Сбербанк 39 109 367 769 32,18 Сбербанк 14 748 349 627 43,89

2 ВТБ 19 825 106 187 16,31 ВТБ 5 043 217 339 15,01

3 Газпромбанк 8 934 718 940 7,35 Альфа-Банк 1 827 474 630 5,44

4 Нац. Клир. Центр 6 215 472 254 5,11 Газпромбанк 1 513 853 362 4,51

5 Альфа-Банк 6 141 402 076 5,05 Россельхозбанк 1 356 189 971 4,04

6 Россельхозбанк 4 219 609 693 3,47 Банк Открытие 879 479 013 2,62

7 Московский Кредитный Банк 3 670 971 328 3,02 Тинькофф Банк 683 510 206 2,03

8 Банк Открытие 3 414 829 360 2,81 Райффайзенбанк 655 388 553 1,95

9 Совкомбанк 1 988 001 169 1,64 Московский Кредитный Банк 520 420 305 1,55

10 Райффайзенбанк 1 625 463 058 1,34 Совкомбанк 510 536 167 1,52

11 Росбанк 1 572 439 546 1,29 Почта Банк 344 188 232 1,02

12 Тинькофф Банк 1 269 767 136 1,04 Росбанк 332 720 545 0,99

13 ЮниКредит Банк 1 224 676 668 1,01 СМП Банк 293 205 233 0,87

14 Россия 1 212 197 343 1,00 ЮниКредит Банк 287 016 645 0,85

15 Всероссийский Банк Развития Регионов 1 205 474 258 0,99 Банк «Санкт-Петербург» 260 686 051 0,78

Всего по Топ-15 101 629 496 785 83,62 Всего по Топ-15 29 256 235 879 87,07

Остальные банки 19 904 163 907 16,38 Остальные банки 4 345 560 720 12,93

ИТОГО 121 533 660 692 100,00 ИТОГО 33 601 796 599 100,00

Далее для оценки уровня концентрации рынка рассчитаем индекс обратных величин долей:

„2

к— юо

УП ,

где 8п - доля п-го банка на рынке, %.

Величина этого параметра оказалась равна 0,292.

Интерпретация полученного расчетного значения обозначает для активов-нетто, что для исследованного рынка характерна олигополистическая конкуренция.

Коэффициент относительной концентрации демонстрирует, что в Топ-5 банков сконцентрировано 66% активов-нетто банковского сектора, а на Топ-10 банков приходится 78,28%, что свидетельствует о высокой степени концентрации активов-нетто.

Успешность борьбы за клиента (как элемент концепции ФОКУС) приобрела особое значение в пан-демийный период. Количество открытых счетов в дистанционном доступе увеличилось, положительная

динамика наблюдается как в отношении юридических, так и физических лиц за исследуемый период. На 01.01.2021 года количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, составило 285 563 ед., что на 28 250 ед. больше, чем было на 01.01.2020 года. На 01.01.2022 года количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, составило уже 321 182 ед., что на 63 869 ед. больше, чем на 01.01.2020 года. В период пандемии сказался фактор самоизоляции, тенденция распространения доступа через сеть Интернет, а для физических лиц еще и доступ посредством сообщений с использованием абонентских устройств мобильной связи, количество активных пользователей которых увеличилось в 1,3 раза в период с 01.01.2019 по 01.02.2022 гг. (с 178 174 по 230 661 ед.) [7].

Определив долю вложений Топ-15 коммерческих банков и других банков по показателю «вклады физических лиц», и произведя расчеты с использованием индекса Херфиндаля - Хиршмана (НН1), можно сделать вывод, что конкуренция на депозитном рынке высоко концентрированная, значение индекса составило 2241,5.

Рассчитывая индекс обратных величин долей, получаем численное значение 0,25, что свидетельствует о монополии на российском депозитном рынке и указывает на преобладание на нем банков-лидеров. Так, доля Сбербанка на 01.02.2022 г. составляет 43,89% депозитного рынка, что почти в три раза больше, чем у ВТБ, который сосредоточил около 15% рынка. На третьем месте по данному показателю - Альфа-Банк (5,44%), далее следуют Газпромбанк (4,51%), Россельхозбанк (4,04%), Тинькофф Банк (2,03%).

Таблица 2

Топ-15 российских банков по объему кредитного портфеля, вложений в ценные бумаги и их доли по состоянию на 01.02.2022 г. [7]

Ранг Топ-15 банков по кредитному портфелю, (тыс. руб., %) Топ-15 банков по вложениям в ценные бумаги, (тыс. руб., %)

1 Сбербанк 27 246 939 295 37,3 Сбербанк 5 140 581 385 32,3

2 ВТБ 11 819 101 275 16,2 ВТБ 3 269 886 801 20,5

3 Газпромбанк 5 786 245 247 7,9 Газпромбанк 673 121 785 4,2

4 Альфа-Банк 3 905 649 652 5,3 Альфа-Банк 572 039 095 3,6

5 Россельхозбанк 2 931 610 624 4,0 Банк Открытие 518 330 585 3,3

6 Московский Кредитный Банк 2 689 770 535 3,7 Россельхозбанк 473 828 292 3,0

7 Банк Открытие 1 981 656 341 2,7 Московский Кредитный Банк 382 544 004 2,4

8 Нац. Клир. Центр 1 845 240 064 2,5 Совкомбанк 312 109 460 2,0

9 Совкомбанк 1 347 786 482 1,9 Россия 253 705 954 1,6

10 Райффайзенбанк 1 032 574 329 1,4 Московский Областной Банк 253 632 609 1,6

11 Траст 942 988 238 1,3 Нац. Клиринг. Центр 236 348 266 1,5

12 Росбанк 937 217 486 1,3 Тинькофф Банк 229 274 465 1,4

13 ЮниКредит Банк 644 405 863 0,9 Ак Барс 195 666 756 1,2

14 Тинькофф Банк 638 579 705 0,9 Банк Уралсиб 171 006 049 1,1

15 Банк ДОМ.РФ 617 088 275 0,8 Райффайзенбанк 152 714 272 1,0

Всего по Топ-15 64 366 853 411 88,0 Всего по Топ-15 12 834 789 778 80,6

Остальные 9 373 550 459 12,0 Остальные 3 093 259 170 19,4

ИТОГО 73 740 403 870 100,00 ИТОГО 15 928 048 948 100,00

Оценивая долю вложений Топ-15 коммерческих банков и других банков по показателю кредитного портфеля из представленных данных таблицы 2 и произведя расчеты с использованием показателя НН1, можно сделать вывод, что конкуренция на кредитном рынке близка к высоко концентрированной, значение индекса составило 1798,67. Рассчитывая индекс обратных величин долей, получаем показатель 0,28, что обозначает наличие олигополии на российском кредитном рынке. Позиция Сбербанка в кредитном сегменте рынка на 01.02.2022 г. - 37,3%, на второй позиции ВТБ - 16,2%, на третьем месте Газпромбанк - 7,9%, показатель которого в 4,7 раза меньше показателя Сбербанка.

Рассчитав долю Топ-15 коммерческих банков и других банков по вложениям в ценные бумаги, можно сделать вывод, что конкуренция на этом рынке еще умеренно-концентрированная, индекс Херфиндаля - Хиршмана составил 1536,77. Рассчитывая индекс обратных величин долей, получаем показатель 0,299, характеризующий ситуацию как олигополию на брокерском рынке, при этом четверть доли рынка еще является не занятой нишей, по сравнению с депозитным и кредитным рынками.

В то же время, доля лидера по обороту на брокерском рынке представляет положительную динамику с 18,1 до 21,3% за три предыдущих года. Широкое распространение получает эмиссия «зеленых» облигаций ввиду негативных последствий изменения климата [12]. Индекс относительной концентрации вложений в ценные бумаги на 01.02.2022 г. свидетельствует о консолидации у двух банков - Сбербанка (32,3%) и ВТБ (20,5%) - более половины доли рынка (52,8%). Этому способствует построение экосистем и кросс-продаж, которое позволило войти на нишу ОСАГО, где доля рынка лидера также увеличивается с 15,7 до 17,4%, а доля Топ-5 банков - с 57,7 до 64,2%.

Заключение

В процессе исследования, обобщив опыт российских и зарубежных ученых о теоретических положениях дефиниции «конкуренция», авторы обосновывают этимологический, маркетинговый, институциональный подходы к пониманию сущности конкуренции на банковском рынке, как состязания в виде соперничества или борьбы за ограниченные ресурсы в результате привлечения средств, а в дальнейшем и их размещения, направленного на достижение целей предпринимательской деятельности, с целью удовлетворения потребностей клиентов и доступности услуг. Основываясь на предложенных авторских подходах, рассмотрение данной дефиниции многогранно и подчеркивает вклад авторов в развитие экономической науки.

Практический аспект исследования опирается на статистические данные Банка России и отражает комплексный анализ конкуренции российских коммерческих банков в концепции элементов ФОКУС, позволяющий сделать вывод об умеренной олигополии на российском кредитном рынке и монополии на депозитном рынке. Таким образом, на российском финансовом рынке превалируют несколько ключевых игроков, которые сохраняют рыночные доли в сегментах привлечения вкладов, кредитования, а также предоставления карточных продуктов. Один из сегментов финансового сектора, рынок ценных бумаг, на протяжении десяти лет характеризуется изменчивостью при прогнозировании рисков инвесторов. Волатильность российского рынка ценных бумаг, как турбулентный фактор, еще не привела к высоко концентрированной конкуренции на данном сегменте, что дает возможность занять этот рынок другими игроками.

Перспектива дальнейшего изучения тематики состоит в детализации факторов, отражающих состояние конкуренции на рынке банковских услуг.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Алиев У.Ж., ШимшиковЖ.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

2. Ермолов М.Г., Набиев Р.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 37-41.

3. Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг: сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. М.: Международные отношения, 2008. 416 с.

4. Лосева О.В., Тазихина Т.В., Федотова М.А. Трансформация корпоративного управления и отношений собственности в цифровом обществе // Управленческие науки. 2020. № 10 (1). С. 55-67.

5. Лукасевич И.Я. Оценка и моделирование волатильности на российском фондовом рынке: эмпирическое исследование // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2022. № 1. С. 134-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Баку: Азербайджан, 1992. 400 с.

7. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // cbr.ru/statistics/bank_sector/pdko_sub (дата обращения 05.06.2022).

8. Парусимова Н.И. Развитие форм взаимодействия с банками и страховыми компаниями // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 72-75.

9. Савельева Н.К. Этимология и эволюционирование понятия конкуренция // Теоретическая экономика. 2020. № 3. С. 11-21.

10. Сахаров Д.М. Конкуренция резервных валют в условиях полицентрического развития мировой финансовой системы // Финансы: теория и практика. 2022. № 26 (1). С. 6-23.

11. Рубцов Б.Б., Анненская Н.Е. Влияние информационных технологий на качество современного финансового рынка // Банковские услуги. 2017. № 12. С. 14-23.

12. Рубцов Б.Б., Анненская Н.Е., Шайдурова А.А. Перспективы развития рынка «зеленых» облигаций в России // Банковские услуги. 2019. № 9. С. 7-15.

13. Черненко В.А., Резник И.А. Электронные банковские услуги: зарубежный опыт и отечественная практика: монография. СПб.: Инфо-да, 2007. 144 с.

14. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.: Юрайт, 2020. 480 с.

15. Sinkey J.F. Commercial bank financial management in the Financial-Services Industry. New Jersey, DC: Prentice Hall Upper Saddle River, 2002. 1018 р.

16. Zver'kova T.N. Regional banks and fintech: a standoff or partnership? // Digest Finance. 2019. № 1 (249). Р. 13-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.