УДК 331.5
Ахмедова Эльвира Сиражудиновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Вопросы занятости
ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
El’vira S. Akhmedova
candidate of the economic Sciences, associate Professor of the Department of taxes and taxation Dagestan State Institute of national Economy [email protected]
The employment of
WOMEN IN THE ISLAMIC ECONOMIC MODEL
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы возможности занятости женщины в исламской экономической модели с учетом норм исламского права. Ислам не запретил женщине работать, наоборот, в своде правил и норм четко закреплено право женщины заключать контракты, заниматься торговыми и финансовыми делами, продавать и покупать, а также условия совершения всех этих сделок. Исламская экономическая модель определяет полную независимость женщины от мужчины в этой области. Важно отметить, что при этом должны отсутствовать противоречия между работой женщины и ведением домашнего хозяйства. Её работа не должна отвлекать её от выполнения обязанностей перед своим мужем и детьми или мешать ей следить за своим домом.
Annotation. This article discusses some of the issues of employment opportunities of women in the Islamic economic model based on the norms of Islamic law. Islam did not forbid women to work, on the contrary, in the set of rules and regulations it is
clearly established a woman's right to contract, to engage in trade and financial affairs, buy and sell, as well as the fulfillment of all the conditions of these transactions. Islamic economic model determines the total independence of women from men in this area. It is important to note that while there should be no contradiction between women's work and housekeeping. Her work should not distract her from performing duties to her husband and children, or to interfere with her to watch over the house.
Ключевые слова: исламская экономика, женский труд, занятость, безработица, экономика, демография, бизнес, фрилансинг, аутсорсинг.
Keywords: Islamic economics, women's labor, employment, unemployment, economy, demographics, business, freelancing, outsourcing.
Женщина в Исламе поставлена на очень высокую ступень, её статус непоколебим. Наряду с хрупкостью, женщина обладает всеми возможностями для реализации заложенного в ней творческого, экономического, социального потенциала. Важно помнить, что женщина, сохраняя свой нежный образ «хранительницы домашнего очага», оставляя за сбой статус оберегаемой личности, соблюдая все нормы и правила поведения с точки зрения норм исламского права, может и должна реализовать себя на пользу своей семье и обществу.
В условиях развёрнутого макета эмансипированной женщины вопрос, а должна ли женщина учиться, работать - стал звучать чаще. Безусловно, заложенные природой в женщине качества и предназначение - это мать, сестра, жена, бабушка, хранительница домашнего очага, ось вращения семьи, центр уюта, покоя и тепла. Но в современном мире роль женщины в жизни семьи и общества становится все более многогранной.
Женщине нужно получить образование, чтобы была возможность устроиться на работу, которая позволит ей обеспечить себя и детей в случае неблагополучного исхода её семейной жиз-
ни, что вполне возможно.
Для многих термин «мусульманская бизнес-леди» покажется странным. Во многих случаях возникает диссоциация, когда трудно представить женщину-мусульманку, покрытую с головы до ног, с утра до вечера занятую хозяйством, многочисленным потомством и выполнением указаний мужа, занимающуюся определенным бизнесом или работой в офисе. Сюда часто примешиваются стереотипы о существующих религиозных табу. Но история ислама свидетельствует об обратном, что находит подтверждение в современном мире.
Еще до того, как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) была вверена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной и уважаемой женщиной из рода курайшитов Хадиджей бинт Хувайлид. Он водил торговые караваны из Хиджа-за в аш-Шам и управлял торговыми сделками, принося прибыль. Увидев коммерческий успех своего управляющего, предпринимательница Хадиджа была поражена его честностью, порядочностью и верностью обещаниям - качествами, которых так не хватает людям, занимающимся подобного рода
131
делами. После того, как Пророку (мир ему и благословение) были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа, ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыва к Исламу, который проводил её муж. Это стало возможным потому, что Ислам провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил её неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) многие женщины занимались, если сказать современным языком, малым бизнесом: кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то кормил и воспитывал детей, а кто-то вел торговлю.
Все чаще мы становимся свидетелями многочисленных фактов тому, что роль женщины-мусульманки обширна и не ограничивается только её домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина, с согласия мужа или родственника, который несёт ответственность за сохранность её чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни общества, работать во благо социума в приемлемых для неё сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, зани-
Литература:
1. Ашедова Э.С. Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4(24). С. 5-12.
2. Аше дова Э.С. Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 363-365.
3. Аше дова Э.С. Некоторые о рганизационно-правовые аспекты исламской экономической модели // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013.№ 1 [27]. С. 271-278.
4. Гадиуллина Гульнара. Мир мусульманской женщины, 2001 г.
5. Ибрахим Разалия. Ислам и бизнес. Казань: Издательство ОАО ПИК «Идел-Пресс», 2006.
6. Сабирова ГА. «О статусе женщины в Исламе». ЦСО ИС РАН, 2000г.
7. Хусейн Юсуф. «Идеалы семьи в Исламе и противоположные ему тенденции», 1999г.
маются политической, преподавательской, журналистской деятельностью. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым её связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Для того, чтобы женщина могла более равномерно распределять свое время между работой и семьёй, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе, к примеру, организацию надомного руда, что распространяется сегодня в серьёзных масштабах. Существенной подвижкой в реализации трудового потенциала мусульманки может стать так называемый надомный труд, или дистанционная занятость. В эпоху процветания информационных технологий и развития механизмов правового регулирования трудовой деятельности возникает огромное количество разновидностей найма работников. Это и сочетание гибкого графика работы, и неполной рабочей недели, и возможности уделять больше времени семье.
Literature:
1. Akhmedova E.S. Islamic economics in the light of socio-economic systems // Bulletin of Tomsk State University. The Economy. 2013. № 4(24). P. 5-12.
2. Akhmedova E.S. Islamic economics in the light of socio-economic formations // Theory and Practice of Community Development. 2014. № 2. P. 363-365.
3. Akhmedova E.S. Some organizational and legal aspects of the Islamic economic model // Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishchev 2013. №1[27]. P. 271-278.
4. Gadiullina Gulnara. World of Muslim women. 2001.
5. Ibrahim Razaliya. Islam and business. Kazan, 2006.
6. Sabirova G.A. On the status of women in Islam. 2000.
7. Yusuf Hussein. The ideals of family in Islam and its opposite tendencies. 1999.
132