УДК 336.025
Ахмедова Эльвира Сиражудиновна
кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой налогов и налогообложения
Дагестанского государственного института
народного хозяйства
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА В СВЕТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ
Akhmedova Elvira Sirazhudinovna
PhD in Economics, Head of the Taxes and Taxation Subdepartment, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
ISLAMIC ECONOMY IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS
Аннотация:
В статье делается попытка проанализировать принадлежность исламской экономики к традиционным общественно-экономическим формациям. Исследование показывает, что каждая экономическая модель имеет собственные характеристики, не позволяющие отнести их к традиционной классификации. В работе приводятся мнения ученых, отражаются различные взгляды на качественное содержание понятия «исламская экономика», про-водятся параллели между социалистическими и капиталистическими характеристиками, присущими альтернативной экономической формации.
Ключевые слова:
социализм, социально-ориентированная экономика, исламская экономика, исламские финансы.
Summary:
This article analyzes the Islamic economy’s belonging to the traditional socio-economic formations. However, the research shows that every economic model has its own characteristics, which cannot be attributed to the traditional classification. The paper presents the views of scientists, reflecting different opinions on the qualitative content of the Islamic economy conception. The author draws parallels between the socialist and the capitalist typical features peculiar for an alternative economic system.
Keywords:
socialism, socially-oriented economy, Islamic economy, Islamic finances.
Общественный строй в любой период времени является результатом экономического положения. Разница между социализмом и капитализмом состояла в вопросе собственности. Считалось, что с упразднением частной собственности, свойственной капиталистам, исчезнут межклассовые различия. Однако данное утверждение также противоречит природе человека, потому что собственность или обладание ею является проявлением «человеческого эго». Это еще одно доказательство в пользу того, что экономика имеет человеческое лицо, а, следовательно, должна быть ориентирована на человека.
Для четкости исследования хотелось бы обратиться к теории вопроса, чтобы определить необходимость нацеливания экономических реформ на людей.
Слово «экономика» произошло из греческого языка и означает «правила ведения домашнего хозяйства» - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. То есть поначалу все укладывалось в семейный процесс: кто способен работать из членов семьи, тот участвует в производстве товаров и выполняет услуги, а употребляют и пользуются ими все члены семьи. Затем люди стали применять это слово на уровне общества, которым управляет государство. В данном случае под «экономикой» подразумевается не словарное значение, то есть «сбережения» или «богатство», а терминологическое, означающее ведение дел, касающихся богатства; либо их увеличения и нахождения, что рассматривается экономической наукой; либо методом их распределения, что рассматривается экономической системой.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет ее «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике -отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, обсуждаемых с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Это сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.
В научных кругах обсуждается гипотеза, что Ислам посредством своих экономических систем правильно решает соответствующие проблемы жизни. В этой связи важным является определить, что такое исламская экономика, при этом считаем ключевой задачей развенчать привычное понимание этого понятия. Важно уяснить, что исламская экономика - это не ведение учета в мечетях, а концепция, учение, модель ведения дел, парадигма.
Впервые термин «исламская экономика» появился в одноименной книге мусульманского ученого из Индии Сайида Маназира Ахсана Гилани в далеком 1947 г. Он писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако лишь через 15 лет после издания «Исламской экономики» в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х гг.
С тех пор в экономической литературе, в том числе издаваемой в немусульманских странах, делаются попытки придать этому понятию некую строгую форму, помочь влиться в понятийный аппарат. Однако до сих пор не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия «исламская экономика». При этом нужно не просто обрисовать термин, важно именно придать соответствующие характеристики, позволяющие дать четкие представления о том, чем исламская экономика отличается от экономики капиталистической или социалистической. Раскрытие понятия «исламская экономика» должно стать результатом совместной работы ученых-богословов и ученых-экономистов.
Что касается современных источников, то обращаясь к ряду исследований на эту тему, мы видим различные толкования понятия «исламская экономика». В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умара Чапры, это отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями: без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества [1].
Практическая значимость исламской экономики или исламской модели развития предполагает, что она может быть реализована не только в условиях исламского правления, однако, должна включать принципы исламской экономической традиции.
Многие исследования уже доказали, что исламская экономика раздвигает пределы экономического знания в их традиционном понимании, поэтому ограничивать только исламскими принципами жизни считаем не совсем целесообразным, это подтверждается и тем, что сегодня ведущие мировые державы обращаются к исламскому банкингу, исламскому страхованию - такафул, используют при заключении сделок именно исламскую линейку продуктов.
Приведем и другие мнения ученых, среди которых исламская экономика характеризуется как экономическая политика, основанная на Коране и сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин); как общественная наука, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей (М.А. Маннан); как ответ мусульманских мыслителей на экономические вызовы их времени (М.Н. Сиддики); как модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе (С.Н.Х. Накви); как учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха, в целях достижения благоденствия (М. Ариф); как знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами (Хасан аз-Заман) и другое [2].
Каждое из вышеприведенных понятий по-своему отражает сущность хозяйственных процессов в рамках исламской общественно-экономической формации, как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне больших государств. Самое главное в исламской экономической модели, на наш взгляд, - это подлинная ее социальная ориентированность - то, к чему стремятся сегодня все страны, но чего так трудно добиться, используя современные экономические подходы.
Выше мы писали об общественно-экономических формациях: капитализме и социализме. Капитализм отметается исламом полностью, поскольку эксплуатация труда, бесконечное наращивание капиталов, безудержное расширение рыночных границ, рост риба (ссудного процента) и рисковых сделок противоречат всем канонам Шариата.
Что же касается социализма, то тут стоит обратиться к значению слова «социум», означающего «общество». Социализм - это строй, нацеленный на интересы общества, государства. «Исламский социализм» резко отличается от подлинных социалистических принципов. Поскольку мы говорим об экономике, то развить ее вполне можно, используя при этом законы шариата. Просто следуя запретам и дозволениям можно повысить темпы и уровень роста благосостояния государства и индивида, проживающего на его территории.
Хотелось бы привести в пример экономические аспекты жизни ливийцев, которые оказались на порядок выше, чем во многих развитых и развивающихся странах. «Партнеры, а не наемники» -именно такая цель ставилась лидером государства при построении всех экономических отношений в стране. По мнению руководства, все несчастья современного мира проистекают из того, что в основе экономической организации общества лежит принцип наемного труда, когда человек, по сути, лишен возможности зарабатывать на себя. Наоборот, работник превращает свой труд в стоимость, которую соглашается оплатить его работодатель. Далее все просто: наемный рабочий выполняет возложенные на него функции, определяя стоимость затраченного труда, а зачастую просто соглашаясь на то, что ему предложили, а работодатель, посредством труда своих подчиненных, формирует прибавочную стоимость, которая является краеугольным камнем теории К. Маркса [3].
«Прибавочная стоимость есть разница между стоимостью, создаваемой трудом наемного рабочего, и стоимостью его рабочей силы. Капиталист получает ее тогда, когда созданные трудом наемных рабочих товары будут реализованы и сумма денег, полученная от их продажи, превысит его затраты на производство этих товаров. Таким образом, капиталист получит свой доход после завершения кругооборота капитала. Доход капиталиста выступает как разница между продажной ценой товара и суммой капитала, затраченного на его производство, как порождение капитала» -писал классик мировой экономической мысли [4].
Настоящее исследование не является критикой великого экономиста и его «Капитала», который в годы минувшего кризиса снова вышел на первые строчки продаж, скорее - его осмыслением. Суть в другом - любые хозяйственные, финансовые, коммерческие, налоговые, международные и прочие экономические отношения должны строиться на заранее определенных условиях и принципах, которые позволят заработать согласно вложенному труду и участию, а в случае потерь - быть готовыми разделить убытки, - так велит Ислам.
Мы считаем, что вопрос придания принципам ведения хозяйства на основе исламских финансовых инструментов характеристик той или иной общественно-экономической формации второстепенен. В существующих условиях, когда мировое хозяйство развивается масштабными темпами, когда экономика ведущих стран мира становится человеко-ориентированной, важнее определить, для чего работает, богатеет и развивается человек.
Ссылки:
1. Chapra M.U. What is Islamic Economics? Jcddah, 2001. P. 33.
2. Алишоев Х.Х. Концептуальные основы учений об исламской экономике: дис. ... канд. экон. наук. Душанбе, 2009.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 23. С. 45.
4. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2010.