Научная статья на тему 'Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля'

Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественный контроль / информация о проведении общественного контроля / информационная система общественного контроля. / public control / information on the conduct of public control / information system of public control.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комкова Галина Николаевна, Куликова Светлана Анатольевна

Введение. Общественный контроль – одна из форм влияния гражданского общества на деятельность органов государственной власти. Важным элементом общественного контроля является обеспечение свободного доступа граждан к информации о субъектах, объектах и формах проведения общественного контроля и широкого обсуждения его результатов. Теоретический анализ. Российское законодательство, устанавливающее правовые основы общественного контроля, провозглашает публичность и открытость его осуществления; предусматривает условия его информационного обеспечения; устанавливает правило общедоступности информации об общественном контроле за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иные виды тайн, персональные данные; содержит регламентацию прав и обязанностей субъектов и объектов общественного контроля, касающихся предоставления и обнародования информации. Однако указанные нормы носят рамочный характер, вопросы, касающиеся получения гражданами информации об осуществлении общественного контроля, не получили достаточной проработки. Эмпирический анализ. Наиболее существенными недостатками правового регулирования информационного обеспечения общественного контроля являются: разобщенность информационных ресурсов, на которых размещается информация о различных субъектах и формах общественного контроля, что способствует фрагментированию информации и затрудняет ее поиск; отсутствие обязательного перечня информации об общественном контроле, что затрудняет мониторинг информационного обеспечения общественного контроля; недостаточность информационно-правовых гарантий осуществления общественного контроля. Результаты. Предлагаются следующие направления организационно-правового совершенствования информационного обеспечения общественного контроля: осуществить правовую регламентацию создания и функционирования единой государственной информационной системы общественного контроля; включить в текст ст. 8 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечень обязательно обнародуемой информации об осуществлении общественного контроля и его результатов; установить дополнительные правовые гарантии доступа к информации об общественном контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of Legislative Regulation to Effectively Ensure Information Support of Public Control

Introduction. Public control is a mechanism with the help of which civil society influences the activities of government authorities. An important element of public control is to provide free access of citizens to the information about the subjects, objects and forms of public control, and a broad discussion of its results. Theoretical analysis. Establishing the legal basis of public control, the Russian legislation proclaims the publicity and openness of public control; it sets up the conditions to ensure information support of public control; the law establishes the rule of public access to the information on public control except for the information constituting a state secret and other types of secrets, as well as personal data; it regulates the rights and obligations of subjects and objects of public control relating to the provision and disclosure of information. However, these rules set only a legal framework; the issues relating to the ways in which citizens obtain information about the implementation of public control have not been studied sufficiently. Empirical analysis. The most significant drawbacks of the legal regulation to ensure information support of public control are: the disarray of information resources that contain information about various subjects and forms of public control, which leads to the fragmentation of information and makes it difficult to search for it; the lack of a mandatory list of information items on public control, which makes it difficult to monitor the information support of public control; the lack of information and legal guarantees of public control. Results. The following ways to improve ensuring information support of public control in terms of organization and legal nature are offered: legal regulation to create and ensure functioning of the unified state information system of public control should be implemented; the list of information items on implementation of public control and its results that are compulsory to be openly published should be included in the text of Art. 8 of the Federal Law “On the basis of public control in the Russian Federation”; additional legal guarantees of access to information on public control should be established.

Текст научной работы на тему «Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля»



УДК 342.571

Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля

Г. Н. Комкова, С. А. Куликова

Комкова Галина Николаевна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Куликова Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Введение. Общественный контроль - одна из форм влияния гражданского общества на деятельность органов государственной власти. Важным элементом общественного контроля является обеспечение свободного доступа граждан к информации о субъектах, объектах и формах проведения общественного контроля и широкого обсуждения его результатов. Теоретический анализ. Российское законодательство, устанавливающее правовые основы общественного контроля, провозглашает публичность и открытость его осуществления; предусматривает условия его информационного обеспечения; устанавливает правило общедоступности информации об общественном контроле за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иные виды тайн, персональные данные; содержит регламентацию прав и обязанностей субъектов и объектов общественного контроля, касающихся предоставления и обнародования информации. Однако указанные нормы носят рамочный характер, вопросы, касающиеся получения гражданами информации об осуществлении общественного контроля, не получили достаточной проработки. Эмпирический анализ. Наиболее существенными недостатками правового регулирования информационного обеспечения общественного контроля являются: разобщенность информационных ресурсов, на которых размещается информация о различных субъектах и формах общественного контроля, что способствует фрагментированию информации и затрудняет ее поиск; отсутствие обязательного перечня информации об общественном контроле, что затрудняет мониторинг информационного обеспечения общественного контроля; недостаточность информационно-правовых гарантий осуществления общественного контроля. Результаты. Предлагаются следующие направления организационно-правового совершенствования информационного обеспечения общественного контроля: осуществить правовую регламентацию создания и функционирования единой государственной информационной системы общественного контроля; включить в текст ст. 8 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечень обязательно обнароду-емой информации об осуществлении общественного контроля и его результатов; установить дополнительные правовые гарантии доступа к информации об общественном контроле.

Ключевые слова: общественный контроль, информация о проведении общественного контроля, информационная система общественного контроля.

DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-3-294-301

Введение

Общественный контроль рассматривается современной юридической наукой как одна из форм реализации конституционного принципа народовластия, осуществления права граждан на участие в делах государства, эффективного влияния гражданского общества на деятельность органов государственной власти.

В ряде научных работ подчеркивается важное значение информационного обеспечения общественного контроля. При этом, как правило, выделяются два аспекта.

Во-первых, отмечается, что открытость информации о деятельности органов государственной власти является необходимым условием обеспечения общественного контроля. «Именно благодаря информационной прозрачности, - считает В. В. Гриб, - обеспечивается открытость и доступность органов государственной власти для общественного контроля, формируются отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Именно открытость и гласность обязывает органы государственной власти предоставлять обществу реальную, соответствующую действительности информацию, а не "пиаровский" отчет о своей деятельности» [1, с. 16]. Информационная открытость осуществления государственного управления, по мнению Л. А. Букалеровой и А. В. Остроушко, увеличивает эффективность общественного контроля и в целом повышает доверие граждан к органам государственной власти [2, с. 733]. О. А. Околёснова подчеркивает, что «право на доступ к информации является ключевым элементом общественного контроля. Важным элементом гражданского общества является обеспечение государством возможности для граждан ознакомиться с той информацией, которая была основанием для принятия органами власти того или иного решения. Должностное лицо, понимая, что информация о его деятельности будет всеобще доступна, осознает необходимость качественного исполнения своих обязанностей» [3, с. 797].

Во-вторых, доступ к информации о проведении самого общественного контроля рассматривается как гарантия его законности и обоснованности. Как отмечает О. В. Макарова, «открытой должна быть не только информация, необходимая для общественного контроля, но и информация об осуществлении общественного контроля: о субъектах, об объектах, о проведенных мероприятиях, выявленных нарушениях, лицах, привлеченных к ответственности. При этом, с одной стороны, это будет гарантией контроля самой общественности за осуществлением общественного контроля, а с другой, для лиц, которых контролируют - гарантией объективности контроля и минимизации нарушений при его осуществлении» [4, с. 59].

Наиболее глубокий анализ информационной составляющей общественного контроля представлен Е. В. Бердниковой, которая приходит к выводу, что «информационный компонент общественного контроля является очень важным системообразующим фактором, объединяющим все элементы данной системы в единое целое и обеспечивающим ее динамическое развитие, устойчивость и жизнеспособность» [5, с. 109].

Вопрос о доступе к информации о проведении и результатах общественного контроля, на наш взгляд, является гораздо менее исследованным, юридическая наука еще только подступает к изучению основных требований к информационному обеспечению различных форм общественного контроля. Правовое регулирование этого процесса также находится на этапе своего становления и не отличается полнотой. Указанные факторы порождают проблемы практической реализации законодательных норм об информационном обеспечении общественного контроля.

Теоретический анализ

В Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212-ФЗ [6] содержатся следующие базовые нормы, регулирующие информационное обеспечение общественного контроля:

1) публичность и открытость названы одним из принципов осуществления общественного контроля и обсуждения его результатов (п. 4 ст. 6);

2) предусмотрены условия информационного обеспечения общественного контроля (место размещения информации, возможность взаимодействия между собой и с органами государственной власти, органами местного самоуправления с использованием сети Интернет, требования к размещаемой информации) (ст. 7);

3) регламентировано правило общедоступности информации об общественном контроле и

указаны исключения из этого правила (сведения, составляющие государственную тайну и иные виды тайн, персональные данные) (ст. 8);

4) среди прав и обязанностей субъектов общественного контроля указано право запрашивать у объектов общественного контроля необходимую им информацию; подготавливать итоговый документ, в котором отражены результаты общественного контроля, и направлять его в проверяемые органы и организации, а также в средства массовой информации (ст. 10); предоставлять информацию по запросам редакций СМИ (ст. 8);

5) установлены требования к обнародованию результатов общественного контроля (ст. 26).

Таким образом, в пяти статьях Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в той или иной степени говорится об информационном обеспечении общественного контроля, что, в общем, свидетельствует о понимании законодателем необходимости открытости и гласности осуществления общественного контроля.

Однако перечисленные выше нормы закона носят рамочный характер, вопросы, касающиеся получения гражданами информации об осуществлении общественного контроля, не получили достаточной проработки.

Эмпирический анализ

Обозначим наиболее существенные недостатки правового регулирования информационного обеспечения общественного контроля и предложим пути совершенствования правового регулирования в указанной сфере. Для этого, на наш взгляд, в законе должны получить принципиально иное решение три вопроса.

Вопрос первый: Где должна размещаться информация?

Согласно ч. 1 ст. 7, субъекты общественного контроля могут:

а) создавать собственные специальные сайты;

6) использовать официальные сайты органов и организаций, деятельность которых является объектом общественного контроля;

в) использовать официальные сайты общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.

Тем самым Законом предусматривается три вида информационных площадок, где могут размещаться сведения о проведении и результатах общественного контроля.

Проведенное нами изучение сайтов субъектов общественного контроля позволило сде-

лать вывод, что на сайтах общественных палат субъектов Российской Федерации размещается информация о мероприятиях общественного контроля, проводимых членами этих общественных палат, а также о деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Сведения о деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, как правило, размещаются на сайтах органов государственной власти, при которых созданы указанные советы. При этом страницы общественных советов редко выносятся на первую (главную) страницу сайта органа власти, а чаще помещаются в разделы «Общественная деятельность Министерства», «Общая информация», «Дополнительные разделы» и т.д., что затрудняет поиск информации об их деятельности. Иногда общественные советы создают собственные сайты. В этом случае информация о деятельности советов разделяется на две неравные части: официальные документы о деятельности совета (протоколы заседаний, отчеты и т.д.) размещаются на странице общественного совета на сайте органа государственной власти, а сведения о мероприятиях, проводимых советом, с развернутыми пресс-релизами, аудио- и видео-материлами - на специальных сайтах советов. В результате такое разнообразие информационных площадок способствует фрагментированию информации и затрудняет ее поиск.

Наиболее оптимальным представляется создание единой информационной системы общественного контроля.

Подобные предложения высказывались в научной литературе. О. А. Околёснова в своем диссертационном исследовании выдвинула предложение о «создании Электронного ресурсного центра общественного контроля - специализированного портала в сети "Интернет" и одновременно социальной сети всех участников общественного контроля» [7, с. 10].

По мнению О. В. Макаровой, «предпочтительным представляется создание автоматизированной системы, реализующей в сети Интернет информационные процессы при осуществлении общественного контроля - электронного ресурса центра общественного контроля (ЭРЦОК)» [4, с. 61].

Идея создания единого информационного ресурса общественного контроля на уровне субъекта Федерации нашла свое отражение в проекте Закона Санкт-Петербурга «Об общественном контроле в Санкт-Петербурге», вне-

сенном депутатом Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга Б. Л. Вишневским [8]. Статья 3 указанного проекта предусматривает в целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости создание Общественной палатой Санкт-Петербурга общедоступного специального сайта общественного контроля в Санкт-Петербурге в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На указанном сайте аккумулировалась бы вся информация о проведении и результатах общественного контроля в городе.

В проекте Федерального закона, направленного на совершенствование действующего закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который был подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека для обеспечения открытости и публичности общественного контроля, предлагается создание федеральной государственной информационной системы (которая в проекте именуется Системой электронной демократии), обеспечивающей сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и передачу информации о деятельности субъектов общественного контроля и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля [9].

Попытка создания информационной системы, аккумулирующей информацию об общественном контроле, частично воплощена в результате создания Федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, деятельность которой регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082 [10]. Указанная ФГИС, получившая звание «Наша природа», предназначена для обеспечения информационного взаимодействия пользователей с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, выявления нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и принятия мер по их устранению. Система работает следующим образом: пользователи с помощью интернет-портала или мобильного приложения сообщают об обнаруженных ими предполагаемых нарушениях природоохранного законодательства, прикладывают фото- и видеоматериалы, подтверждающие факты правонарушений с указанием их точного местоположения. Органы государственной и муниципальной власти получают уведомления

и в случае подтверждения факта нарушения осуществляют мероприятия по ликвидации данного нарушения в пределах установленной компетенции. На портале размещаются как сообщения пользователей с видеоматериалами, так и информация об устранении правонарушений. На 12 мая 2019 г. во ФГИС «Наша природа» (https://www.priroda-ok.rU/#/) зарегистрировано 676 сообщений, после модернизации на портале размещено 188 сообщений (187 из них касаются несанкционированного размещения отходов, 1 -загрязнения водного объекта), по 74 сообщениям приняты меры.

Анализ функционирования ФГИС «Наша природа» позволяет сделать вывод о том, что ее внедрение и использование направлено не столько на осуществление общественного контроля в сфере природопользования, сколько на создание постоянно действующего механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и граждан, уменьшение сроков принятия решений и проведения мероприятий, направленных на ликвидацию последствий экологических правонарушений. И хотя эти задачи также имеют важное значение, они гораздо уже цели создания указанной ФГИС -информационного обеспечения общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

Создание единой государственной информационной системы общественного контроля, учитывающей различные сферы и формы осуществления такого контроля, представляется необходимым условием информационного обеспечения общественного контроля.

Вопрос второй: Что входит в понятие «информация об общественном контроле»?

Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не устанавливается перечень информации об общественном контроле, обязательный для размещения на информационных ресурсах субъектов и объектов общественного контроля.

Указывается только несколько видов информации, которая должна размещаться субъектами общественного контроля:

- информация о своей деятельности (ч. 3 ст. 7);

- адрес электронной почты, на который пользователем может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ч. 3 ст. 7);

- итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, в котором указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля, факты и обстоятельства,

предложения, рекомендации и выводы, а также иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля (ч. 2 ст. 26).

Таким образом, Законом определяются только требования к содержанию итогового документа (результатов общественного мониторинга, акта общественной проверки, заключения общественной экспертизы, протокола общественного обсуждения, протокола общественных (публичных) слушаний и др.).

Формулировка, употребляемая в ч. 3 ст. 7, -«информация о своей деятельности» представляется излишне обобщенной и не соответствующей требованиям правовой определенности.

Практика информирования граждан субъектами общественного контроля о своей деятельности отличается разнообразием. Довольно часто субъекты общественного контроля размещают нормативные документы, в соответствии с которыми они формируются, их состав, планы работы на год и протоколы заседаний. Подобный подход свидетельствует о формализме в обеспечении доступа к информации об общественном контроле и не соответствует принципу информационной открытости осуществления общественного контроля.

Встречаются примеры подробного освещения деятельности, связанной с общественным контролем, когда на сайтах/страницах сайтов общественных советов при органах исполнительной власти публикуются развернутые тексты выступлений присутствующих; документы, аналитические и статистические данные, подготовленные органами государственной и муниципальной власти для ознакомления членов советов по обсуждаемой проблематике; размещаются прямые интернет-трансляции заседаний. Такой подход позволяет гражданам получать полноценное представление об осуществлении общественного контроля и повышает их доверие к субъектам такого контроля.

В целом отсутствие обязательного перечня информации об общественном контроле является, на наш взгляд, существенным недостатком и затрудняет мониторинг информационного обеспечения общественного контроля.

Вопрос третий: Каковы информационно-правовые гарантии общественного контроля?

Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлены следующие информационно-правовые гарантии общественного контроля:

- презумпция открытости информации об общественном контроле (ч. 1 ст. 8);

- обязанность субъектов общественного контроля обнародовать информацию о своей

деятельности по осуществлению общественного контроля и его результатах (п. 5 ч. 2 ст. 10);

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля обязаны предоставлять субъектам общественного контроля информацию о своей деятельности, представляющую общественный интерес (п. 1 ч. 5 ст. 16);

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, обязаны предоставлять информацию по запросам субъектов общественного контроля, за исключением сведений, доступ к которым ограничен (п. 2 ч. 5 ст. 16);

- объекты общественного контроля обязаны информировать о результатах рассмотрения итоговых документов проверяющих их субъектов не позднее 30 дней со дня получения указанных документов, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно (ч. 5 ст. 26).

Закон устанавливает две формы информирования: размещение соответствующей информации в сети Интернет и направление ее в средства массовой информации.

Информационно-правовые гарантии получили развитие в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации.

Например, Законом Алтайского края «Об общественном контроле в Алтайском крае» от 29 июня 2015 г. № 52-ЗС устанавливается обязанность органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления размещать на своих официальных сайтах информацию о начале процедуры общественного контроля и его организаторе; итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля и поступивший от субъекта общественного контроля, иную информацию об осуществлении общественного контроля (ст. 18) [11].

Законом Московской области «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области» от 22 июля 2015 г. № 130/2015-ОЗ предусмотрено, что итоговый документ, подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, размещается на официальном сайте соответствующего субъекта общественного контроля, а при отсутствии такого сайта - на официальном сайте объекта общественного контроля (ч. 4 ст. 19) [12].

Статьей 8 Закона Республики Татарстан «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля в Республике Татарстан» от 20 июля 2017 г. № 62-ЗРТ устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах [13].

Пожалуй, самая детальная разработка гарантий доступа к информации об общественном контроле представлена в Законе Мурманской области «О дополнительных мерах обеспечения общественного контроля» от 14 ноября 2014 г. № 1781-01-ЗМО, ст. 1 которого устанавливается, что органы государственной власти Мурманской области и государственные областные организации размещают на своих официальных сайтах:

- информацию о начале процедуры общественного контроля и его организаторе - в течение двух рабочих дней со дня получения такой информации;

- итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, - в течение двух рабочих дней со дня его предоставления организатором общественного контроля;

- ответ по результатам рассмотрения итогового документа - в день его направления организатору общественного контроля (п. 3 ч. 1 ст. 1) [14].

В целом, можно отметить, что представленные в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» минимальные информационно-правовые гарантии получили развитие в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации.

Результаты

Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов теоретического и практического характера.

Нормы Федерального закона « Об основах общественного контроля в Российской Федерации» об информационном обеспечении общественного контроля носят рамочный, излишне обобщенный характер; вопросы, касающиеся получения гражданами информации об осуществлении общественного контроля, не получили достаточной проработки, тогда как одной из важнейший целей общественного контроля как раз и выступает информирование граждан о том, соответствует ли деятельность проверяемого органа власти его целям и задачам, не допускаются ли при этом нарушения закона, прав и свобод граждан.

Представляются необходимыми и своевременными следующие направления организационно-правового совершенствования информационного обеспечения общественного контроля.

Во-первых, необходима правовая регламентация создания и функционирования единой государственной информационной системы общественного контроля, учитывающей различные сферы и формы осуществления такого контроля, в которой бы аккумулировалась информация о проведении общественного контроля как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, обеспечивалась прямая и обратная связь субъектов и объектов общественного контроля, проводилось онлайн-обучение субъектов общественного контроля и создавались условия для получения гражданами доступа к информации об осуществлении общественного контроля в Российской Федерации. Такая информационная система позволит каждому гражданину почувствовать себя соучастником общественного контроля в Российской Федерации, предложить собственное решение тех или иных проблем на уровне Федерации, региона, муниципалитета.

Во-вторых, важным будет включение в текст ст. 8 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечня обязательно обнародуемой информации об осуществлении общественного контроля и его результатов. Такой перечень будет не только структурировать процедуру проведения общественного контроля, но и способствовать повышению его результативности.

В-третьих, важным будет установление дополнительных правовых гарантий доступа к информации об общественном контроле в части введения обязательности для органов государственной власти, органов местного самоуправления и других объектов общественного контроля размещения на своих официальных сайтах в сети Интернет информации о проведении в отношении них общественного контроля, его итоговых документов, а также результатов рассмотрения указанных документов. Это будет стимулировать органы публичной власти к принятию превентивных действий по недопущению нарушений прав и свобод граждан в своей деятельности.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и АНО «Экспертный институт социальных исследований» (проект «Тенденции и перспективы политической институцио-нализации общественного контроля в субъектах Российской Федерации» № 19-011-31018).

Список литературы

1. Гриб В. В. Право на получение информации и проблемы его реализации субъектами общественного контроля в Российской Федерации и за рубежом // Российская юстиция. 2015. № 10. С. 16-19.

2. Букалерова Л. А., Остроушко А. В. Информационно-правовое обеспечение общественной оценки деятельности государственных органов // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 732-737. DOI: 10.7256/2454-0595.2015.7.14123

3. Околёснова О. А. Раскрытие информации как форма обеспечения доступа к информации, составляющей общественный интерес // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 794-798.

4. Макарова О. В. Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 54-62.

5. Бердникова Е. В. Информационное обеспечение общественного контроля в Российской Федерации : системно-правовой анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 106-111. DOI: 10.18500/1994-2540-2018-181-106-111

6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон от 21.06.2014 № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. I ), ст. 4213 ; 2018. № 53 (ч. I), ст. 8424.

7. Околёснова О. А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 25 с.

8. Проект Закона г. Санкт-Петербурга «Об общественном контроле в Санкт-Петербурге» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https:// www.gov. spb.ru/law/?d&nd=537995242&nh=0 (дата обращения: 12.05.2019).

9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"» // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : [сайт]. URL: http://president-sovet.ru/documents/read/537/ (дата обращения: 12.05.2019).

10. О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1082 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 38, ст. 5620.

11. Сборник законодательства Алтайского края. 2015. № 230, ч. 1.

12. Интернет-портал Московской областной Думы. URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_ Moskovskoj_oblasti/item/43329 (дата обращения: 12.05.2019).

13. Портал правовой информации Республики Татарстан. URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/ zakon.htm/?npa_id=145580 (дата обращения: 12.05. 2019).

14. О дополнительных мерах обеспечения общественного контроля : закон Мурманской области от 14.11.2014 № 1781-01-ЗМО. URL: http://docs.cntd.ru/ document/423858227 (дата обращения: 12.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образец для цитирования:

Комкова Г. Н., Куликова С. А. Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 294-301. БО!: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-3-294-301

Questions of Legislative Regulation to Effectively Ensure Information Support of Public Control

G. N. Komkova, S. A. Kulikova

Galina N. Komkova, https://orcid.org/0000-0002-2572-2443, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Svetlana A. Kulikova, https://orcid.org/0000-0002-0975-9588, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Introduction. Public control is a mechanism with the help of which civil society influences the activities of government authorities. An important element of public control is to provide free access of citizens to the information about the subjects, objects and forms of public control, and a broad discussion of its results. Theoretical analysis. Establishing the legal basis of public control, the Russian legislation proclaims the publicity and openness of public control; it sets up the conditions to ensure information support of public control; the law establishes the rule of public access to the information on public control except for the information constituting a state secret and other types of secrets, as well as personal data; it regulates the rights and obligations of subjects and objects of public control relating to the provision and disclosure of information. However, these rules set only a legal framework; the issues relating to the ways in which citizens obtain information about the implementation of public control have not been studied sufficiently. Empirical analysis. The most significant drawbacks of the legal regulation to ensure information support of public control are: the disarray of information resources that contain information about various subjects and forms of public control, which leads to the fragmentation of information and makes it difficult to search for it; the lack of a mandatory list of information items on public control, which makes it difficult to monitor the information support of public control; the lack of information and legal guarantees of public control. Results. The following ways to improve ensuring information support of public control in terms of organization and legal nature are offered: legal regulation to create and ensure functioning of the unified state information system of public control should be implemented; the list of information items on implementation of public control and its results that are compulsory to be openly published should be included in the text of Art. 8 of the Federal Law "On the basis of public control in the Russian Federation"; additional legal guarantees of access to information on public control should be established.

Keywords: public control, information on the conduct of public control, information system of public control.

Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research and the ANO Expert Social Research Institute (project "Trends and Prospects for the Political Institutionalization of Social Control in the Subjects of the Russian Federation " no. 19-011-31018).

References

1. Grib V. V. The right to receive information and the problems of its implementation by subjects of public control in the Russian Federation and foreign countries. Rossiiskaia iustitsiia [Russian justice], 2015, no. 10, pp. 16-19 (in Russian).

2. Bukalerova L. A., Ostroushko A. V. Information and legal support of public evaluation of state bodies. Admi-nistrativnoe i munitsipal'noepravo [Administrative and municipal law], 2015, no. 7, pp. 732-737 (in Russian). DOI: 10.7256/2454-0595.2015.7.14123

3. Okolesnova O. A. Disclosure of the information as the form of guaranteeing access to the information of public interest. Actual Problems of Russian Law, 2014, no. 5, pp. 794-798 (in Russian).

4. Makarova O.V. Public Control over the Information Openness about the Activity of Public Authorities. Zhur-nal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2017, no. 7, pp. 54-62 (in Russian).

5. Berdnikova E. V. Information Support of Public Control in the Russian Federation: System and Legal Analysis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 106-111 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-106-111

6. On the basis of public control in the Russian Federation. Federal law of 21.06.2014 no. 212-FZ. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 30 (pt. I), art. 4213; 2018, no. 53 (pt. I), art, 8424 (in Russian).

7. Okolesnova O. A. Informatsionno-pravovye osnovy obschestvennogo kontrolia v Rossiiskoi Federatsii [Information and legal foundations of public control in the Russian Federation]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Jur.). Moscow, 2014. 25 p. (in Russian).

8. Draft Law of St. Petersburg "On Public Control in St. Petersburg". Ofitsial'nyi sait Administratsii Sankt-Peterburga (Official website of the Administration of St. Petersburg). Available at: https://www.gov.spb.ru/ law/?d&nd=537995242&nh=0 (accessed 12 May 2019) (in Russian).

9. Draft Federal law "On Amendments to the Federal Law "On the Fundamentals of Social Control in the Russian Federation". Ofitsial'nyi sait Soveta pri Prezidente Rossi-iskoi Federatsii po razvitiyu grazhdanskogo obschestva i pravam cheloveka (Official site of the Council under the President of the Russian Federation on the development of civil society and human rights). Available at: http:// president-sovet.ru/documents/read/537/ (accessed 12 May 2019) (in Russian).

10. On the federal state information system of public control in the field of environmental protection and environmental management. Government decree of 08.09.2017 no. 1082. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2017, no. 38, art. 5620 (in Russian).

11. Sbornik zakonodatelstva Altaiskogo kraia [Collection of legislation of Altai Region], 2015, no. 230, pt. 1 (in Russian).

12. Internet-portal Moskovskoi oblastnoi Dumy (Internet portal of the Moscow Regional Duma). Available at: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_ oblasti/item/43329 (accessed 12 May 2019) (in Russian).

13. Ofitsial'nyi portal pravovoi informatsii Respubliki Tatar-stan (Official portal of legal information of the Republic of Tatarstan). Available at: http://pravo.tatarstan.ru/rus/ gossov/zakon.htm/?npa_id=145580 (accessed 12 May 2019) (in Russian).

14. On additional measures to ensure public control. Law of the Murmansk region of 14.11.2014 no. 1781-01-ZM0. Available at: http://docs.cntd.ru/document/423858227 (accessed 12 May 2019) (in Russian).

Cite this article as:

Komkova G. N., Kulikova S. A. Questions of Legislative Regulation to Effectively Ensure Information Support of Public Control. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 294-301 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-3-294-301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.