Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ'

ВОПРОСЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суббота А.В., Кобилева Л.В.

В статье рассматриваются аспекты реформирования и периоды стабильного роста промышленности России, поскольку Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Также рассмотрена роль госкорпораций на российском рынке. Анализируются достижения и недостатки возникновения, государственного и правового регулирования госкорпораций России, поскольку именно они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В статье подробно рассмотрены вопросы внешнеэкономического сотрудничества, интеграции России в международное пространство. Большое внимание уделено вопросам государственного регулирования госкорпораций страны. Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юридических лиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия. В заключении предложены меры по повышению эффективности управления государственными предприятиями и госкорпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECOVERY OF THE INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA AND THE ROLE OF CORPORATIONS IN THIS PROCESS

This article discusses aspects of reform and periods of stable growth industry in Russia, because Russia has undergone significant economic changes since the collapse of the Soviet Union and developed the last 20 years by way of a globally isolated, centrally planned economy to a market, a globally integrated economic system. Russian industry is primarily split between producers competitive on the world market of goods and other less competitive heavy industries that remain dependent on Russian domestic market. This dependence on commodity exports makes Russia vulnerable to the global economic crisis and highly volatile global commodity prices. the role of state-owned corporations in the Russian market are also discussed. Analyzed the achievements and shortcomings of origin, the public and the legal regulation of state corporations in Russia, because they are the largest employers, ensure the development of entire industries, in some cases, does have a position close to a monopoly. And because they can be regarded as virtually indispensable in terms of the functioning of the state economy. The article details the issues of foreign economic cooperation, Russia's integration into the international space. Much attention is paid to the issues of state regulation of the country's state-owned corporations. Public corporations in Russia, the list of which is adjusted regularly enough, according to the priorities and the dynamics of legislative activities of the authorities are, in spite of the thesis about the possibility of abolition of the appropriate type of legal entities, sufficiently promising form of enterprise. In conclusion, proposed measures to improve the management efficiency of state-owned enterprises and state corporations.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Суббота А.В. студент магистратуры кафедра управления Южный федеральный университет

г. Ростов-на-Дону Кобилева Л.В., кандидат экономических наук доцент кафедры управления Южный федеральный университет

ВОПРОСЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ И РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В

ПРОЦЕССЕ

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты реформирования и периоды стабильного роста промышленности России, поскольку Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Также рассмотрена роль госкорпораций на российском рынке. Анализируются достижения и недостатки возникновения, государственного и правового регулирования госкорпораций России, поскольку именно они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В статье подробно рассмотрены вопросы внешнеэкономического сотрудничества, интеграции России в международное пространство. Большое внимание уделено вопросам государственного регулирования госкорпораций страны. Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юридических лиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия. В заключении предложены меры по повышению

эффективности управления государственными предприятиями и госкорпорациями.

Ключевые слова: промышленность страны, государственные инвестиции, государственные корпорации, государственное имущество.

Subbota A. V.

Master's degree Department of management Southern Federal University Kobeleva L. V., PhD in economics Associate Professor of management Department

Southern federal University

THE RECOVERY OF THE INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA AND THE ROLE OF CORPORATIONS IN THIS PROCESS

Abstract: This article discusses aspects of reform and periods of stable growth industry in Russia, because Russia has undergone significant economic changes since the collapse of the Soviet Union and developed the last 20 years by way of a globally isolated, centrally planned economy to a market, a globally integrated economic system. Russian industry is primarily split between producers competitive on the world market of goods and other less competitive heavy industries that remain dependent on Russian domestic market. This dependence on commodity exports makes Russia vulnerable to the global economic crisis and highly volatile global commodity prices. the role of state-owned corporations in the Russian market are also discussed. Analyzed the achievements and shortcomings of origin, the public and the legal regulation of state corporations in Russia, because they are the largest employers, ensure the development of entire industries, in some cases, does have a position close to a monopoly. And because they can be regarded as virtually indispensable in terms of the functioning of the state economy. The article details the issues of foreign economic cooperation, Russia's integration into the international space. Much attention is paid to the issues of state regulation of the country's state-owned corporations. Public corporations in Russia, the list of which is adjusted regularly enough, according to the priorities and the dynamics of legislative activities of the authorities are, in spite of the thesis about the possibility of abolition of the appropriate type of legal entities, sufficiently promising form of enterprise. In conclusion, proposed measures to improve the management efficiency of state-owned enterprises and state corporations.

Key words: industry, public investments, public corporations, and public property.

Промышленное производство - фундамент развития производительных сил в стране, оно обладает широким мультипликативным эффектом, охватывает процесс добычи, переработки, производства орудий труда для всех отраслей, обеспечивая их

70

энергетическими ресурсами.

Значение и функции промышленности в процессах развития социально-экономической системы страны достаточно весомо ценили в царской России, когда с 1900 г. наблюдался стабильный рост ВВП. С 1900 г. по 1910 г. прирост составил 39,2 %, а за три предвоенных года, 1911 г. по 1914 г. Годовой прирост существенно вырос и составил 23,8 %. К 1900 г. золотые запасы превосходили 1500 млн. руб. и составляли самые крупные запасы во всем мире. Также в данный период велось активное строительство железных дорог с привлечением иностранного капитала, при этом возведение осуществлялось только из отечественных материалов, тем самым, стимулируя смежные отрасли промышленности к непременному росту своей производительности.

К 1917 г. в эксплуатации состояло 81,1 тыс. км железнодорожных путей. За период с 1880 г. по 1917 г., т.е. за 37 лет, в России было построено 58,3 тыс. км железных дорог, в среднем по 1,57 тыс. км в год, за период с 1918 г. по 1956 г. в среднем возводили по 855 км в год, а с 1970 г. по 2014 г. - по 200 км железных дорог в год.71

Финансовый кризис в отсутствие природных катаклизмов, глобальных катастроф свидетельствует о системных организационно-управленческих уязвимых местах финансового рынка, а не о недостатке имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Современный финансовый и фондовый рынки из инструмента содействия развитию мирового хозяйства превратились в дестабилизирующий фактор, в глобальную приватизацию государственного имущества под названием госкорпорации. Финансовая система страны вместо прямого участия в развитии реального сектора экономики вкладывает денежные активы в систему, паразитирующую на производительном труде.

Любой кризис, прежде всего, означает переоценку и отказ от прошлой системы ценностей. Все попытки приспособиться к объективно возникающим проблемам с неизбежностью ведут к еще более сложным последствиям в будущем. В предыдущей истории человечества такие финансовые тупики разрешались мировыми войнами и обширными революциями и такой опыт, просто неприемлем на этапе сдерживания мировой ядерной гонки вооружений. Антикризисное государственное управление, которое в последнее время следит за возникающими

70 Зельднер А..Г., Приоритеты в системе преодоления деструктивных тенденций в экономике России // Экономические науки, - М. : Изд-во ООО «Экономические науки», № 134, 2016, С. 45-50.

71 См. там же.

отклонениями системы и пытается привести ее в прежнее состояние баланса методологически несостоятельно. На современном этапе развития экономической промышленной деятельности страны к успеху может привести только проектное управление в режиме слабых либо сильных маневров со стороны правящих партий и Правительства РФ. Для данного антикризисного управления необходимо иметь схему прошлого и проект будущего и не просто проект, а проект, отвечающий на вызовы времени.72

Анализ данных за последние десятилетия, показывает, как постепенно происходили изменения структуру инвестирования в добывающие и обрабатывающие отрасли российской экономики (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической _деятельности, %73_

Показатели Годы

1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Топливно- 6,0 17,6 8,4 16,7 12,4 12,7 12,6 13,1 13,6 14,7 16,9

энергетический

комплекс

Химическая и 2,6 1,7 1,6 1,4 1,6 1,2 1,5 1,7 1,7 1,9 2,5

нефтехимическая

промышленность

Машиностроение и металлообработка 8,4 8,3 3,1 0,8 0,9 0,7 0,5 0,6 0,7 0,7 0,8

Легкая 1,0 1,2 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1

промышленность

Пищевая 2,2 2,9 2,7 3,8 3,1 1,9 1,7 1,7 1,7 1,8 1,9

промышленность

Сельское хозяйство 17,0 15,9 3,5 3,0 3,9 3,3 4,1 3,8 3,7 3,7 3,7

Строительство 4,6 4,5 2,5 6,4 3,6 3,7 3,1 2,8 2,7 3,0 3,1

Как видно из таблицы, перераспределение инвестиционных ресурсов в пользу добывающих отраслей ТЭК привело к их опережающему развитию и стагнации отраслей экономики несырьевого характера.

Как показывает таблица, плановая экономика уделяла особое внимание машиностроению и сельскому хозяйству. Серьезные изменения в структуре промышленного развития страны начинаются с этапами становления рыночных российских отношений (1991-1992 гг.), приватизация добывающих отраслей экономики продолжается и в настоящее время. С 2010 г. объем инвестиций в основной капитал ТЭК превышает объем инвестиций во всю обрабатывающую промышленность страны. Следует также заметить, что объемы вложенных государственных инвестиционных средств в химическую и нефтехимическую отрасли уменьшаются, тогда как размер инвестиций в добычу нефти и газа достаточно высок.

72 А.Д. Нечволодовъ, От разорения к достатку. - М. : Концептуал, 2015. - 98 с.

73 По материалам: Россия в цифрах. 2016 / Росстат. Москва, 2016. С. 455-457.

Также в период становления рыночной экономики резко сокращаются объемы инвестиций в машиностроение и металлообработку, резкий обвал данного отрасли промышленности происходит с 1990 -го по 2013 г. Тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение сократилось в среднем в 5-10 раз. Выпуск грузовых автомобилей уменьшился в 3 раза, зерноуборочных комбайнов - почти в 12 раз, также существенно пострадали производства машиностроения в области пищевой и легкой промышленности, а также бытовых электроприборов.

К сожалению, доходы бюджета от добычи сырьевых ресурсов страны не стали источником и мультипликатором роста других не менее важных секторов экономики, инструментом инновационно-технологического и социально-ориентированного типа развития. Так, теперь лишь, при стечении благоприятных условий и эффективном госменеджменте возможно достижение стратегических инициатив страны в обеспечении национальной безопасности.

Мировое лидерство основывается на эффективном развитии крупных интегрированных структур, юридическим проявлением которых является корпорация. Правительства экономически развитых стран активно поддерживают национальные корпорации, функционирующие в условиях жесткой конкуренции на глобальных рынках. Эта поддержка включает весь арсенал методов протекционизма — от политического давления на мировое сообщество, до льгот и преференций, призванных облегчить экспансию корпораций в новые сегменты рыночной ниши. Но главное — вся структурная политика стран-лидеров мировой экономики направлена на формирование и развитие высокотехнологичного сектора. Для этого создаются как институты, обеспечивающие заинтересованность частного сектора в развитии направлений деятельности, необходимых для реализации структурной политики государства, так и институты, задачей которых является отраслевая реструктуризация в тех секторах народного хозяйства, которые в первую очередь нуждаются в модернизации.

Понятие «госкорпорация» не имеет четкого определения. Впервые данный термин встречается в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 1999 г. Государственной корпорацией «... признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией, создаваемая специальным Федеральным законом для решения конкретных отраслевых задач и подчиняющаяся напрямую Президенту РФ».74

Формирование госкорпораций в России - не простая смена курса, а признание провала избранного пути преимущественно сырьевого развития. Это признание того, что менталитет российских представителей крупного частного капитала на данном этапе развития не способен учитывать ни

74 Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М. : Наука, 1992.

государственные интересы, ни социальные потребности общества. 75 Для госкорпораций не распространяются требования по положениям о раскрытии информации, а также практик закона о банкротстве.

Создаваемые госкорпорации являются монополиями как по форме, так и по содержанию. Вместо формирования равных возможностей субъектов рыночных отношений, в том числе и в плане воздействия на цены, госкорпорации могут активизировать систему несовершенной конкуренции. Создание монополизированной системы слабо контролируемых госкорпораций в условиях строительства сильной вертикали власти, такой, какая складывается в настоящее время, при ослаблении роли правительства может привести к потере системного управления государством. Монополия, как показывает история, всегда ведет к непредсказуемым социально-экономическим последствиям. Это касается и госкорпораций, которые позволяют контролировать развитие российской экономики за счет «практической монополии... и занятия командных высот в экономике» (В. Ленин).

Ряд технологий и продукция госкорпораций получили признание на внутреннем и международном рынках. Три российские госпредприятия вошли в рейтинг 500 крупнейших предприятий России в 2015 году.

Таблица 2 - Госпредприятия в рейтинге 500 крупнейших предприятий России в 2015 году_

Название Место в рейтинге Доход от деятельности в 2015 г.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 31 350 млрд. руб.

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» 6 1 140 млрд. руб.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» 9 821 млрд. руб.

В таблице 3, представленные основополагающие федеральные законы, регулирующие деятельность и определяющие правовой статус государственных корпораций страны.

75 Зельднер А.Г., Госкорпорации в стратегии развития России // Вестник института экономики Российской Академии Наук, - № 4. 2008. С. 129-136.

Таблица 3 - Законы, определяющие правовой статус российских госкорпораций_

Название Федеральные законы, определяющие правовой статус

Государственная корпорация -Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»

Государственная корпорация «Роснано». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»

и развитию города Сочи как горноклиматического курорта

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии"»

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом"»

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ

Высокий уровень коррумпированности экономики не мог не сказаться на деятельности госкорпораций, которые, с точки зрения многих аналитиков, рассматриваются влиятельными силами с точки зрения формирования финансовых потоков в интересах тех или иных заинтересованных групп. В результате нежелания высшего менеджмента госкорпораций и части представителей государственного аппарата выпустить из-под контроля эти источники, совершенствование системы управления этими промышленными объединениями затягивается, что в условиях отсутствии теоретической базы, обеспечивающей реализацию задачи достижения поставленных целей развития, не представляет труда. Поэтому общим местом в позиции критиков института «государственная корпорация» является точка зрения, что само по себе невнятное целеполагание (с точки зрения промышленной политики в целом) не

позволяет выбрать показатели, характеризующие траекторию развития в интересах государства, и обеспечить эффективный мониторинг над деятельностью госкорпораций.

Также, не столько сложившееся положение дел, сколько справедливая критика деятельности корпораций, не управляющих производственными ресурсами, привели к тому, что госкорпорация как организационно-правовая форма признана на самом высоком уровне как неудачный эксперимент, в то время как речь должна идти о том, что потенциал этих промышленных структур не понят и не используется надлежащим образом.

Отсутствие концептуального понимания сути эффективного реформирования структуры промышленного комплекса страны при высоком уровне коррупции не являются основанием для прекращения попыток, целью которых является повышение эффективности деятельности госкорпораций. В противном случае усилия и время, потраченные на «неудачный эксперимент», пропадут зря, без надежд на то, что в ближайшее время появится новая осмысленная эффективная промышленная политика.

Примером может служить, китайская госкорпорация ^АС». По состоянию на конец 2014 года автомобили компании JAC продают в Южной Америке, Европе, Африке, Азии и других регионах. Компания наладила сотрудничество более чем с 120 странами по всему миру и имеет сотни зарубежных дилеров. Компания JAC создала дизайнерские центры в Турине (Италия) и Токио (Япония), построила за рубежом 16 заводов, занимающихся крупноузловой сборкой автомобилей, построила во Вьетнаме завод по производству грузовиков и открыла четыре зарубежных филиала в Гонконге, России, Вьетнаме и Кении.

Накопленный опыт: пять принципов, способствующих продвижению на международный рынок.

1) Экономическая эффективность. Устойчивое придерживание принципа предложения товара высокого качества привело к тому, что суммарный объем экспорта составил более 350 тыс. единиц. Компания поддерживает на хорошем уровне такие показатели, как дебиторская задолженность и финансовые ресурсы, поэтому во время международных экономических кризисов компания не имела финансовых потерь и задолженностей.

2) Эффективное использование технологий. Пятиуровневая система исследования и разработок:

На первом уровне (ключевая система): национальный центр исследований и разработок штаб-квартиры JAC.

На втором уровне (зарубежные центры исследований и разработок): дизайнерские центры JAC в Италии и Японии.

На третьем уровне (учебно-научно-производственное объединение): совместный центр автомобильных исследований и разработок, созданный JAC, университетом Тунцзи и инженерно-технологической компанией

«TJI», научно-исследовательские институты в области технологии автомобилей, организованные JAC с Хэфейским университетом технологий, JAC с Университетом науки и технологии Центрального Китая (Huazhong University of Science and Technology).

На четвертом уровне (стратегические партнеры внутри страны и за рубежом): Pinrnfarrna в Италии, AVL в Австрии и так далее.

3) Высокое качество. Компания JAC получила разрешение на экспорт продукции без досмотра и удостоена национальной премии качества, азиатской награды за качество и других наград. Она создала систему менеджмента с учетом качества, стандартов и методологии управления качеством и обеспечения высокого качества поставляемой продукции, пользующейся спросом на международном рынке.

4) Сохранение своей специфики. Нужно разрабатывать специфические стратегии маркетинга, с помощью которых можно укрепить и расширить свои позиции на мировом рынке. Эволюция бизнес-моделей заключается в следующем: экспорт автомобилей -крупноузловая сборка -создание совместного предприятия; экспорт продукции - вывоз технологии и наем управленческого персонала - вывоз капитала, экспорт человеческих ресурсов и принципов компании.

5) Увеличение объема продаж. Коммерческие автомобили и легковые автомобили JAC пользуются большим спросом на международном рынке, объем продаж легковых автомобилей занимает первые места. Компания JAC четырнадцатый год подряд занимает первое место по продажам легких грузовиков среди китайских автопроизводителей в мировом масштабе, добившись значительных успехов в продаже тяжелых грузовиков. В первой половине 2015 года общий объем экспорта различных автомобилей составил 40 тыс. единиц и увеличился на 37 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года, что гораздо лучше, чем в других предприятиях автомобильной промышленности.

В 2012 году JAC открыла дочернюю компанию и завод по сборке в России. Для коммерческих автомобилей компания создает сети продаж и обслуживания через дочернюю компанию в России, завершила новую сертификацию в соответствии со стандартом евро 4 в феврале минувшего года, закончила импорт первых автомобилей в мае и начала тестирование продуктов и пробный маркетинг. Для легковых автомобилей компания наладила трехстороннее сотрудничество между местным сборочным заводом и агентами, теперь существует более десяти дистрибьюторских точек.

По нашему мнению, отсутствие в российских госкорпорациях реального независимого внешнего контроля становится препятствием для привлечения частного капитала и ставит определенные преграды для развития государственно-частного партнерства. Также целесообразны и

необходимы поправки к федеральному закону о госкорпорациях и введение в обязательном порядке их контроля со стороны Счетной палаты РФ.

В качестве рекомендаций по реформированию подходов к госкорпорациям в России, для выполнения роли «руки государства», умеряющей рыночную стихию в отдельных отраслях экономики, как активизирующее звено в цепи ресурсов гражданского общества и возможностей государства для развития стабильно экономического роса.

Во-первых, разделение госкорпораций на коммерческие и некоммерческие организации, продвижение реформы госкорпораций с учетом их специфики.

Во-вторых, улучшение современной системы менеджмента в компаниях, продвижение акционирования предприятий,

совершенствование структуры управления юридических лиц, дифференцированный подход в управлении руководителями госкорпораций, углубление реформирования кадровой системы и системы заработной платы внутри компаний.

В-третьих, улучшение системы управления госимуществом, содействие преобразованию органов по контролю и управлению госимуществом, реформирование системы лицензированного управления госимуществом, содействие рациональному и оптимальному использованию госимущества, централизованные и унифицированные контроль и управление используемым госимуществом.

В-четвертых, стимулирование развития экономики, основанной на смешанной форме собственности, включение негосударственных предприятий в процесс реформирования, поощрение продажи акций госкорпораций негосударственным предприятиям, изучение плана наделения акциями работников предприятий смешанной формы собственности.

В-пятых, усиление надзора за госимуществом и предотвращение его утраты.

В-шестых, укрепление и улучшение руководства партий над госпредприятиями.

Также государству необходимо активно способствовать выходу госпредприятий на внешний рынок на основе конкурентоспособной промышленности, техники и новых технологий, совместном использовании зарубежных ресурсов, подрядов на строительные работы за рубежом, торговли и услуг, создании ряда высококачественных, крупномасштабных и высокотехнологичных совместных проектов. Это внесет значительный вклад в экономическое и социальное развитие России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия остро нуждается в структуризации производственного сектора, в противном случае стране не выбраться из ряда развивающихся стран. Необходим структурный маневр, для чего требуется разработка эффективного механизма, охватывающего все рычаги и стимулы,

способствующие развитию науки, информационных технологий, инноваций, обеспечивающих их внедрение в промышленных секторах экономики страны. Также важно использование экономических инструментов государственно-частного партнерства на уровне госкорпораций, для обеспечения притока инвестиционных ресурсов, с целью обеспечения прорыва высоких технологий в промышленности страны.

Госкорпорации обладают огромным потенциалом для реализации поставленных задач, но вместе с тем, не осознав всей своей значимости, еще раз хочется вспомнить слова американского писателя А. Бирса «Корпорация - это остроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности».

Использованные источники:

1. Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М. : Наука, 1992.

2. Зельднер А..Г., Приоритеты в системе преодоления деструктивных тенденций в экономике России // Экономические науки, - М. : Изд-во ООО «Экономические науки», № 134, 2016, С. 45-50.

3. Зельднер А.Г., Госкорпорации в стратегии развития России // Вестник института экономики Российской Академии Наук, - № 4. 2008. С. 129-136.

4. А.Д. Нечволодовъ, От разорения к достатку. - М. : Концептуал, 2015. -98 с.

5. Россия в цифрах. 2016 / Росстат. Москва, 2016. С. 455-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.