Научная статья на тему 'Вопросы военной безопасности в программах парламентских партий на выборах в государственную Думу VII созыва'

Вопросы военной безопасности в программах парламентских партий на выборах в государственную Думу VII созыва Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
276
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНА / ДЕМОКРАТИЯ / ВЛАСТЬ / ПАРЛАМЕНТ / ПРЕЗИДЕНТ / ELECTIONS / MILITARY SAFETY / DEFENSE / DEMOCRACY / POWER / PARLIAMENT / PRESIDENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Андрей Андреевич

В России прошла очередная кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Каждая из «старых» парламентских партий представляла на суд избирателей обновленные программы, в которых старались отразить свои взгляды и позиции по всем актуальным вопросам современной жизни России. Нас заинтересовало, какое место было отведено в ряду этих вопросов теме военной безопасности и что для ее укрепления предлагают сегодня политические партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of Military Safety in Programs of Parliamentary Parties during Elections to the State Duma of the VII convocation

In Russia had taken place scheduled election campaign to State Duma. Each of «old» parliamentary parties submitted to voters the updated programs in which tried to reflect the views and positions on all topical issues of modern life of Russia. We are interested in place among these questions of a subject of military safety and that for its strengthening offer political parties today.

Текст научной работы на тему «Вопросы военной безопасности в программах парламентских партий на выборах в государственную Думу VII созыва»

Ковалев А. А.

Вопросы военной безопасности в программах парламентских партий на выборах в Государственную Думу VII созыва

Ковалев Андрей Андреевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры государственного и муниципального управления Кандидат политических наук senator23@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В России прошла очередная кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Каждая из «старых» парламентских партий представляла на суд избирателей обновленные программы, в которых старались отразить свои взгляды и позиции по всем актуальным вопросам современной жизни России. Нас заинтересовало, какое место было отведено в ряду этих вопросов теме военной безопасности и что для ее укрепления предлагают сегодня политические партии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

выборы, военная безопасность, оборона, демократия, власть, парламент, президент

Kovalev A. A.

Questions of Military Safety in Programs of Parliamentary Parties during Elections to the State Duma of the VII convocation

< >

о о

Kovalev Andrey Andreevich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

associate Professor of the Chair of State and Municipal Management

PhD in Political Sciences

senator23@yandex.ru

ABSTRACT

In Russia had taken place scheduled election campaign to State Duma. Each of «old» parliamentary parties submitted to voters the updated programs in which tried to reflect the views and positions on all topical issues of modern life of Russia. We are interested in place among these questions of a subject of military safety and that for its strengthening offer political parties today.

KEYWORDS

elections, military safety, defense, democracy, power, parliament, president

Военная безопасность ранее ассоциировалась с такими категориями, как «защита социалистического Отечества», «обороноспособность», «военная мощь государства». Впервые на законодательном уровне определение военной безопасности дается в третьей редакции Военной доктрины России в 2010 г., которая рассматривает ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять»1.

1 Военная доктрина Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 № 146.

о Решение задачи по обеспечению военной безопасности предполагает необходи-^ мость учета множества параметров, соблюдения специфических норм и принципов. ^ Одним из элементов механизма обеспечения военной безопасности государства ЕЗ выступает нормативно-правовая база деятельности в данной сфере. И именно от ^ того, каким законодательством будет регулироваться система обеспечения военной ^ безопасности, зависит многое, в том числе и судьба страны.

о В России завершилась очередная кампания по выборам депутатов Государственен ной Думы. Каждая из «старых» парламентских партий представляла на суд изби-< рателей обновленные программы, в которых старалась отразить свои позиции по с всем актуальным вопросам современной жизни России, в том числе и касательно х вопросов темы военной безопасности.

Парламентское участие в вопросах обеспечения военной безопасности выража-н- ется в различных формах: в виде разработки, обсуждения и принятия соответствуем ющих законов, утверждения федерального бюджета, в том числе оборонных его ° статей, ратификации международных договоров, проведения парламентских расследований, связанных с военными инцидентами, и т. д.

Непосредственно вопросы, связанные с обеспечением военной безопасности, находятся в ведении двух комитетов Госдумы — Комитета по безопасности и противодействию коррупции и Комитета по обороне. Комитет по безопасности осуществляет подготовку законопроектов о правовом регулировании деятельности силовых структур — ФСБ, ФСО, СВР, ФСВНГ; о расходах федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной безопасности, о социальной защите и пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в системе безопасности Российской Федерации; разрабатывает модельные законодательные акты для государств-участников СНГ и ОДКБ в сфере коллективной безопасности; осуществляет ратификацию международных договоров в области национальной безопасности, участвует в разработке правовых основ, связанных с геополитическими интересами Российской Федерации. В свою очередь, Комитет по обороне рассматривает и подготавливает законопроекты по вопросам обороны, полномочий органов государственной власти в данной сфере, рассматривает вопросы войны и мира, порядка введения и правового режима военного положения, финансирования расходов на оборону и т. д.1

В информационной системе Государственной Думы2 происходит фиксация уровня законодательной активности каждого депутата. И анализ этого уровня свидетельствует о том, что с законодательными инициативами активно выступают далеко не все парламентарии. Возможно, это объясняется тем, что не все депутаты имеют образование и опыт практической деятельности, связанные с обороной и безопасностью. На данный аспект следует обязательно обращать и акцентировать внимание, так как плоскость безопасности всегда являлась и продолжает являться краеугольным камнем существования государства на всех этапах его формирования и развития. В какой-то степени этот пробел призван восполнить институт помощников и аппарат профильных комитетов и экспертных советов, где, как правило, работают профессионалы данной сферы. Однако необходима дальнейшая, более глубокая и предметная разработка методологии и инструментария изучения, анализа, формирования и контроля механизмов сферы безопасности.

Правовая основа деятельности Государственной Думы в области обеспечения

1 Официальный сайт комитета Государственной Думы по обороне [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/site.xp/049056.html (дата обращения: 07.07.2016).

2 Поиск по законопроектам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law (дата обращения: 11.07.2016).

военной безопасности закреплена в ряде нормативных актов, таких, как «О военном о положении»1, «О чрезвычайном положении»2, «Об обороне»3, «О безопасности»4. ^ Рассмотрим подробнее их законодательные и правовые основы. ^

В сравнительно свежем законе «О безопасности» определяются принципы и со- Е^ держание деятельности по обеспечению безопасности государства, полномочия ^ и функции органов государственной власти в области безопасности. Согласно данному закону, государственная политика в области обеспечения безопасности о является частью внутренней и внешней политики России. Государственная Дума о в соответствии со ст. 9 закона принимает федеральные законы в области обеспе- < чения безопасности5. с

Теперь непосредственно обратимся к обновленным программам парламентских х партий, представленным ими в нынешней избирательной кампании. В том, что ка- 2 сается интересующего нас вопроса о военной безопасности, партийные программы н-во многом основываются на тезисах Послания Президента Федеральному собранию ^ от 3 декабря 2015 г. В нем В. В. Путин акцентировал роль Российской Федерации щ в борьбе с международным терроризмом6. Как мы знаем, Военная доктрина России относит международный терроризм к внешним военным опасностям для нашей страны. Президент делает акцент на то, что одному обособленному государству невозможно справиться с этой проблемой, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты. Выходом из этой ситуации может стать создание мощного, единого антитеррористического фронта, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций. Также Президент напомнил об общей ответственности власти, политических партий, гражданского общества, СМИ. Обращаясь к лидерам партий и участникам будущего избирательного процесса, ко всем общественно-политическим силам, Президент сказал, что они «должны сохранить нашу сплоченность, помнить, что главное для нас — Россия».

В программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» имеется отдельная глава, посвященная справедливости и безопасности для мира и для России7. Партия рассматривает вопросы обеспечения военной безопасности в контексте внешней политики государства. Принципы и подходы в международных отношениях основаны на верховенстве международного права, укреплении коллективных начал и центральной координирующей роли ООН. Говорится в программе и о наличии эффективных, мобильных, хорошо оснащенных Вооруженных Сил, являющихся гарантией безопасности государства.

Согласно Конституции страны, вопросы внешней политики отнесены к компетенции главы государства. И в этих вопросах партия намерена помогать Президенту на своем, парламентском уровне, в процессе международного сотрудничества, выработки законопроектов и ратификации международных договоров.

В международных отношениях ЕР выбрала вектор активизации деятельности, направленной на нормализацию отношений с Европейским союзом, но только в том

1 О военном положении: федер. конст. закон РоссийскойФедерации от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.

2 О чрезвычайном положении: федер. конст. закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ.

3 Об обороне: федер. закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.

4 О безопасности: федер. закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

5 О безопасности: федер. закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

6 Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 09.07.2016).

7 Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/program/ 33 (дата обращения: 09.07.2016).

о случае, если европейские страны проявят к этому встречную активность и поли-^ тическую волю, т. е. на паритетных началах. Уделено внимание и развитию инте-^ грационных связей в рамках Союзного государства, с евразийской «пятеркой», ЕЗ СНГ. В этой связи хотелось бы уточнить важность и своевременную актуальность ^ данного вопроса, так как «узкое понятие «политическая интеграция» трактуется, как «политический процесс, ведущий к объединению различных государств и дру-о гих политических сил, к координации и сближению их деятельности» [1, с. 187]. о И ударение здесь ставится именно на сближении, что особенно важно в сегодняш-< ней непростой геополитической ситуации. Как видим, Россия всегда готова к кон-^ структивному диалогу не только со своими союзниками или потенциальными гео-х политическими партнерами, но и со своими оппонентами, и даже с теми акторами, 2 которые открыто называют Российскую Федерацию врагом (или потенциальным н- врагом) № 1.

^ Важным вектором развития в программе партии названо укрепление безопас-° ности. Здесь ЕР опирается на положения Стратегии национальной безопасности1 и Военной доктрины России2, в которой обозначены приоритеты в развитии военной организации государства. Это поддержание высокой боеготовности и гибкости Вооруженных Сил, укрепление систем стратегического сдерживания, дальнейшая модернизация неядерных вооружений. На последовательность данной политики указывает тот факт, что 5 декабря 2016 г. Указом Президента № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» была принята новая программа обеспечения государственной безопасности в ее информационном секторе. И связано это, прежде всего, с «увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности» (п. 15 Указа)3.

Данный пункт Указа интересен еще тем, что отражает формирующийся в последнее время тренд политической и государственной деволюции, когда полномочия частично передаются от общенациональных и наднациональных структур в пользу преобладания первостепенности и важности региональности. Касательно применимости данного аспекта к сфере парламентаризма и функционирования современных партий, можно отметить, что наметилась тенденция к необходимости перераспределения внимания партийной активности в сторону низового уровня, накладывая дополнительную, более конкретизированную и личностную ответственность на решение законодательных и управленческих задач. При этом эффективность или неэффективность решения таких задач на региональном уровне проявляется намного оперативно и более показательно, что, в свою очередь, так же динамично формирует общественное мнение о заявленных партиями приоритетах и позициях, и их фактической и результативной (или не результативной) деятельности.

В области внешней политики по вопросам военной безопасности партия выступает за недопущение эскалации конфликтов, гонки вооружений и конфронтации

1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.

2 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

3 Указ Президента от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71456224/. (дата обращения: 07.12.2016).

России с кем бы то ни было, за выстраивание конструктивных партнерских отно- о шений со всеми центрами силы современного мира. ^

Можно сделать вывод об адекватности современной международной и внутри- ^ политической обстановки предложенной программы партии «Единая Россия», ее ез нацеленности на единую с Президентом страны политику в сфере военной и на- ^ циональной безопасности. Являясь правящей партией и традиционно получая на выборах большинство в парламенте, ЕР имеет все возможности для реализации о своей стратегической программы. Данное обстоятельство свидетельствует о том, о что государственная политика современной России становится все более плано- < мерно последовательной, и доказывает свою эффективность, получая стабильно ^ высокую избирательную оценку от российского электората (общества). А в плане х свидетельства преемственности российского парламентаризма можно повторить 2 слова Президента РФ В. В. Путина, процитировавшего слова П. А. Столыпина, про- н-изнесенные также в свое время депутатам Думы России век назад: «Мы все долж- ^ ны соединить усилия, свои обязанности и права для поддержания исторического, ° высшего права России — быть сильной».

Также партия «Единая Россия» в своей программе настаивает на немедленном и безусловном снятии антигуманных и незаконных во всех смыслах односторонних санкций ЕС с жителей Крыма1. Там же предложена концепция договорной дипломатии и «мягкой силы», обозначенной использованием «инклюзивной системы региональной безопасности, включающей как США и их союзников, так и Китай, и Россию. При этом нашей стране важно занимать нейтральную позицию»2. Поэтому так же оговорена позиция в отношении готовности идти на диалог и выстраивание паритетных отношений с Украиной, с целью стабилизации внутренней деструктивной ситуации в этом государстве и геополитическом партнере.

Если в целом взглянуть на программу «Единой России», то она сводится к предложению и готовности вести переговоры и политический диалог даже со своими геополитическими оппонентами и критиками, включая, в том числе, и стратегических потенциальных соперников. Другими словами, данная программа направлена на попытку достижения консенсуса в вопросе стабилизации сегодняшней геополитический обстановки и звучит призывом к формированию новой, прозрачной и справедливой системы международной безопасности.

Коммунистическая партия Российской Федерации представила «Программу возрождения»3, основная цель которой заключена в экономическом и духовном возрождении России. Программа КПРФ состоит из десяти разделов. Отметим те позиции, которые связаны с обеспечением военной безопасности. Первый раздел программы компартии назван «Страна в руках народа». Для обеспечения военной безопасности КПРФ предложено проведение национализации, в том числе предприятий ВПК, что снизит зависимость России от иностранного капитала в оборонной сфере. В разделе программы, посвященном развитию села, выделена важность аспекта сложившейся нынешней ситуации с продовольствием, что сформировало опасность дополнительной угрозы национальной безопасности страны. В разделе «Сильная страна — безопасность жизни» КПРФ напоминает, что в предвыборной программе 2011 г. партия настаивала на проведении новой внешней политики, в связи с тем, что кольцо военных баз НАТО вокруг России все крепче, все жестче уровень санкций и преследований наших соотечественников. Сегодня

1 Программа партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/program/ userdata/files/2016/07/28/predvyibornaya-programma.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

2 Там же.

3 Коммунистическая партия Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://kprf.ru/party/program (дата обращения: 09.07.2016).

о КПРФ считает необходимым сформировать авторитетное профессиональное пра-^ вительство народного доверия, которое было бы способно укрепить национальную ^ безопасность, упрочить позиции страны на мировой арене. Также партия при-ЕЗ зывает существенно повысить боеготовность Вооруженных Сил и авторитет во-^ инской службы. Особое внимание, согласно данной программы, должно быть ^ уделено информационно-технологической безопасности.

о Учитывая, что Компартия РФ является оппозиционной партией, необходимо зао метить, что реализация ряда выдвинутых ею предложений проблематична, так как < они вступают в явное противоречие с политикой действующей власти (например, с в вопросе о национализации). Тем не менее, к позиции второй по величине партии х России власть не может не прислушиваться, ведь в этой программе содержится 2 много рациональных предложений, которые можно использовать для формирования н- эффективной сферы безопасности нашей страны в частности, и укрепления госу-^ дарственности в целом.

Программа Либерально-демократической партии России содержит 21 раздел, построенный на 70 тезисах В. В. Жириновского1. В преамбуле к программе говорится, что ЛДПР стремится к улучшению жизни граждан России, укреплению ее позиций в мире.

Первая программа партии была подготовлена в 1989 г., но большинство положений — таких, как сильное государство, сильная армия и патриотическое общество, — остаются актуальными и сегодня. В ЛПДР считают, что ядерное оружие России на сегодня остается наиболее сильным аргументом и фактором, который сдерживает США и их союзников от потенциально возможного военно-силового передела мира.

Вопросы внешней политики и вопросы военной безопасности отражены в двух тезисах — «Братская Украина» и «Полыхающий Ближний Восток». Позиция ЛДПР по ситуации в Украине следующая: всем юго-восточным регионам Украины должен быть направлен «посыл» о готовности России рассматривать вопрос о союзничестве или их вступлении в состав Российской Федерации в случае такого своего волеизъявления и по результатам итогов референдумов. При этом Россия со своей стороны должна получить гарантии невступления Украины в НАТО, в противном случае — начать подготовку к восстановлению своих военных баз за рубежом, как необходимого компонента обеспечения своей государственной и национальной безопасности.

По ближневосточному вопросу говорится, что уже в 1993 г. лидером ЛДПР были подробно описаны все возможные сценарии развития кризисов на Ближнем Востоке. Партия отмечает, что нахождение наших войск в Сирии оправдано, и сожалеет о том, что в связи с выводом войск из Вьетнама, Кореи, Мозамбика, Анголы, Афганистана, Кубы и Восточной Европы Россия утратила свое геополитическое влияние в этих регионах мира и, как следствие, геополитический вес на мировой политической арене.

По мнению ЛДПР, внешняя политика нашего государства должна быть направлена на то, чтобы Россия стала центром интеграции государств, заинтересованных в политическом равноправии Востока и Запада. Для этого необходимы: интеграция бывших республик СССР в единое унитарное государство, четко обозначенная и донесенная геополитическим оппонентам внешнеполитическая линия, готовность отстаивать интересы России всеми возможными средствами, планомерное создание военных союзов и военных баз между странами ШОС и БРИКС, как обоснованный противовес динамическому расширению блока НАТО.

1 Программа ЛДПР [Электронный ресурс]. URL: http://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (дата обращения: 09.07.2016).

<

Программа ЛДПР традиционно носит довольно радикальный характер, граничащий с агрессивностью. Однако значение ее состоит скорее в том, чтобы оттенять выверенную и взвешенную политику государства, выступая «глашатаем» активно настроенной части российского сообщества. Вместе с тем необходимо заметить, ез что активизация только тех усилий, которые направлены на формирование военно- ^ оборонительного потенциала, не сможет в достаточной степени компенсировать слабости прочих синергитичных факторов силы, способных обеспечить России о статус великой и суверенной державы. Существует острая необходимость модер- о низации и диверсификации экономической сферы, планомерного наращивания < гуманитарных и иных факторов «мягкой силы», которые смогут обеспечить форми- ^ рование базового фундамента обеспечения национальной безопасности нашего х государства [1, с. 46-55]. 2

В программу партии «Справедливая Россия»1 был включен раздел «Россия в гло- н-бальном мире» и отдельный подраздел — «Национальная безопасность», который ^ гласит, что надежную безопасность России могут обеспечить только высокоэффек- щ тивные Вооруженные силы, гарантирующие сохранение суверенитета и территориальной целостности страны. По мнению партии, для успешного решения оборонных задач Вооруженные силы должны иметь высококвалифицированные кадры, рациональную структуру, сбалансированный боевой состав, надежную систему управления, современное вооружение и военную технику. В части, посвященной социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей, «Справедливая Россия» предлагает: увеличение денежного довольствия, решение жилищных проблем и вопросов пенсионного обеспечения, улучшение системы медицинского обеспечения и социальной адаптации военнослужащих.

Согласно программе партии СР, необходимо поставить механизм распределения жилья под контроль ветеранских и общественных организаций военнослужащих запаса. Еще одна инициатива предусматривает налоговые льготы для малых и средних предприятий инновационного бизнеса, в которых работает не менее 50% военных пенсионеров. Уделено внимание обновлению материально-технической базы военно-медицинских учреждений, а также недопущению сокращений или реорганизаций лечебных заведений для военнослужащих. Все это естественным образом должно положительным образом сказаться на повышении имиджа и статуса армии, что станет дополняющим синергетичным звеном и эффектом в построении конструкции сильной и действенной обороноспособности нашей страны.

В подразделе «Военная инфраструктура и престиж Вооруженных сил» «Справедливая Россия» декларирует положения, аналогичные тем, что изложены в Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации. В частности, это касается вопросов строительства Вооруженных сил, внедрения современных методов и способов ведения вооруженной борьбы, совершенствования системы технического оснащения войск.

Единственная из парламентских партий, «Справедливая Россия», концептуально подошла к вопросу формирования базового потенциала национальной и государственной безопасности, предлагая развивать систему кадетских, суворовских и нахимовских училищ, как надежного источника будущих военных кадров. В свое время лидер партии С. М. Миронов, будучи председателем Совета Федерации, по просьбе общероссийской общественной организации «Российское кадетское братство» взял на себя функции шефа-попечителя кадетских корпусов и училищ России. И в этом направлении было сделано немало. В структурах силовых органов власти

1 Программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravedli-vo.ru/1_83.html (дата обращения: 09.07.2016).

о имеются сегодня кадетские образовательные учреждения: в Минобороне их 271,

^ в МВД — 72, в ФСБ — 13, в ФСВНГ — 14. Кадетские училища существуют и в си-

^ стеме Министерства образования и науки, а также в субъектах Федерации. Так,

ЕЗ совсем недавно был заложен первый камень в строительство Тульского суворов-

^ ского военного училища, инициатором которого выступил губернатор Тульской

области Герой России генерал А. Г. Дюмин5. Это стало символичным действом,

о направленным на формирование фундамента возрождения воинской славы росса

о сийского государства.

< Хотелось бы остановиться на предложенной партией «Справедливая Россия» с инициативе относительно создания системы частных военных компаний, способных х защитить национальные интересы России (в том числе за ее пределами) без пря-2 мого участия государства, а также обеспечить дополнительную возможность сохра-н- нения боевых навыков и трудоустройства бывших военнослужащих с высоким уров-^ нем профессиональной подготовки. Данная инициатива вызывает ряд вопросов с и требует общественного обсуждения. Особенную значимость данное предложение приобретает с учетом актуализации проблематики вопроса «гибридных войн» и таких явлений, как «теории управляемого хаоса», и эскалацию использования такого геополитического инструмента, как «цветные революции».

Предложенный партией «Справедливая Россия» законопроект относительно частных армий, довольно неоднозначная дилемма в контексте вопроса национальной и государственной безопасности. С одной стороны, это позволяет использовать такую современную, и сложную пока в понимании, но уже активно применяемую на практике модель ведения вооруженного и геополитического противостояния, как «гибридная война». Такой способ отстаивания своих интересов во многом позволяет решать вопросы точечно и ситуационно на внешнеполитическом уровне. Но с другой стороны, мы должны оценивать степень угроз и опасностей, возникающих вследствие того, что данные военные формирования частично выходят из-под контроля государства, тем самым возникает опасность угрозы уже внутренней. Следует четко понимать, что раздробление функционала, обязанностей и возможностей государства и армии может спровоцировать ряд непредсказуемых и конфликтных ситуаций, от сепаратизма до манипулятивного использования данных инструментов со стороны внешних акторов в своих геополитических, стратегических и тактических целях.

Еще одно направление программы партии СР посвящено оборонно-промышленному комплексу. Здесь представлены 5 тезисов относительно повышения качественных параметров Вооруженных сил за счет ускоренного развертывания серийных поставок новейших образцов вооружений и военной техники, последовательного наращивания поступления современной военной техники в войска. Важность и своевременность необходимости формирования и развития подобной тенденции особо актуальна в связи с фактическим нахождением геополитического пространства в исторической точке бифуркации политической и социальной мировых систем.

1 Интернет-портал Минобороны России. Среднее образование [Электронный ресурс]. URL: http://ens.mil.ru/education/secondary.htm (дата обращения: 09.07.2016).

2 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/edu (дата обращения: 09.07.2016).

3 Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/structure.htm (дата обращения: 09.07.2016).

4 Московское президентское кадетское училище им. М. А. Шолохова [Электронный ресурс]. URL: http://mpku-vv.ru (дата обращения: 09.07.2016).

5 Гаврилов Ю. Сергей Шойгу заложил камень в строительство Тульского СВУ [Электронный ресурс]. URL: // https://rg.ru/2016/05/06/reg-cfo/sergej-shojgu-zalozhil-kamen-v-stroitelstvo-tulskogo-svu.html (дата обращения: 07.07.2016).

В качестве приложения к предвыборной программе партии «Справедливая Рос- о сия» разработана программа «25 справедливых законов»1, однако среди них нет ^ конкретизированных законодательных инициатив в сфере обороны и безопасности ^ государства. Единственная, реально обозначенная инициатива связана с государ- ез ственным пенсионным обеспечением военнослужащих в Российской Федерации. ^ В ней предложено применение льготной нормы исчисления стажа: для участников боевых действий — год за три; для служащих в армии — год за два. о

Таким образом, в программе каждой из парламентских партий можно найти о рациональное зерно, выделить предложения и инициативы, которые могут быть < использованы государством в деле обеспечения обороны и национальной безопас- ^ ности. Так как, по меткому выражению Ч. Мака, «подобные партии действуют «на х краях» сложившейся системы, по сути предлагая альтернативные существующим 2 «левую» и «правую» повестки дня» [6, с. 23]. Очевидно, что и Администрацией Пре- н-зидента, и Правительством РФ все представленные в прошедшей избирательной ^ кампании партийные программы будут внимательно изучены, проанализированы щ и учтены при выработке совместных Госдумой планов законодательной деятельности. В то же время нам представляется, что партии все еще уделяют вопросам безопасности недостаточно внимания, не считают их первостепенными в сегодняшних условиях, в то время как международная обстановка, складывающаяся вокруг России, становится все более напряженной и непредсказуемой.

Потенциал для решения вышеперечисленных задач у России есть, и здесь мы согласны со многими политическими и экономическими отечественными исследователями, что он «коренится в дальнейшем наращивании «веса» России на евразийском геополитическом, экономическом и культурном пространстве, повышении роли Российской Федерации в формирующемся полицентричном мире» [4, с. 22].

Если сравнивать программы партий созывов, предшествующих VII, то просматривается явный переход от формы гибридных классических и разносторонних тезисов и целей к выстраиванию синтезированной обобщающей и взаимодополняющей идеологии, направленной на формирование общего концепта национальной и государственной безопасности, уделяя значительное внимание и таким глубоким сферам российского сообщества, как духовность, образование и информационно-психологическая защита населения. Вопросу безопасности партии в своих программах стали более значительно уделять внимание, и это стало для них объединяющим началом.

Период становления России в 1991-1993 гг. существенно дискредитировал идею парламентаризма, так как сначала была идеологически разрушена сама мысль о целесообразности существования СССР, а затем, точно так же, была нивелирована сама логика идеи социального и внутри- и геополитического баланса с помощью инструментария парламентаризма.

Партии, являясь выразителями определенных групп и классов населения страны, с одной стороны, отражают мнение общества, а с другой, в результате усреднен-ности этого мнения в Парламенте, оказывают формирующее воздействие на это самое общество. Кризис парламентаризма в начале 90-х, и сейчас, уже в 2000-х годах, ярко показывает, что в условиях бифуркации и турбулентности возникает острая и логично мотивированная потребность в «ручном управлении» государством, пребывающем в кризисной ситуации, и окруженному внешними угрозами и опасностями. Это несколько напоминает ситуативное принятие решений при управлении самолетом — когда все вокруг спокойно, обстановка позволяет отпустить управление на автоматический выверенный режим, и таким образом происходит передача некоторых функций на механизмы и инструменты, согласованные и пред-

1 25 справедливых законов [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravedlivo.ru/5_77509. html (дата обращения: 09.07.2016).

<

усмотренные самой архитектурой и конструкцией самолета. Но когда самолет входит в область турбулентности или появляется незапланированная (непредвиденная) опасность, летчик просто обязан взять штурвал в свои руки. И в полити-ЕЗ ческом аспекте данное сравнение не может выступать аналогией с авторитаризмом, ^ потому что является лишь инструментом обеспечения национальной и государ-^ ственной безопасности.

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Таким образом, деятельность современных политических партий в современных о условиях бифуркации и геополитической конфронтации должна быть направлена < на сознательную, четко обозначенную многовекторную и многоэшелонную адапта-с цию государственной системы к существующим объективным социальным и по-х литическим реалиям с учетом структурных и институциональных изменений со-2 циума, и ростом и разнообразием геополитических внешних угроз. При этом сле-н- дует учитывать специфику современного этапа развития общества, в котором ^ происходит постоянное сверхдинамичное формирование социальных, политических ° и военных вызовов, развивающихся в предельно кратких исторических сроках.

Современный структурный кризис мирового сообщества вызвал многовекторную диверсификацию институциональной архитектуры социума, государства и геополитического пространства, в свою очередь вызванных таким же эволюционными структурными сдвигами в понимании и формировании политических практик и систем.

Поэтому, исходя из вышеперечисленного, можно считать, что учитывая важность переходного и в известной доле конфронтационного периода, в котором сейчас находится Россия, необходимо объективно прислушиваться ко всем конструктивным идеям и конкретизированным позициям абсолютно всех парламентских групп и направлений политикума Российской Федерации, направленных на взвешенное и адекватное геополитической обстановке усиление обороноспособности, национальной и государственной безопасности, но при этом с позиции реалистичности обстановки и возможностей. А также, учитывая объективность и субъективность аргументации и обоснованности этих взглядов, позиций и предложений, следует четко понимать, осознавать и принимать к сведению то обстоятельство, что только объективный поиск компромиссов и комплексных решений в поисках разумного консенсуса при удовлетворении запросов социума, но с прагматично обоснованной под реалии сегодняшней геополитической ситуации программой государственного развития, Россия сможет выстроить эффективную систему баланса исполнительной и законодательной власти.

Литература

1. Балашов А. И. Военный потенциал и экономические ограничения российской армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 34 (319). С. 46-55.

2. Косов Ю. В., Фокина В. В. Политическая регионалистика. СПб. : Питер. 2009. С. 187.

3. Шамахов В. А., Балашов А. И. Новая геополитическая реальность и ее влияние на стратегию экономического и социального развития России // Управленческое консультирование. 2016. № 1 (85). С. 22-30.

4. Dynamics. Cambridge : Cambridge University Press, 1992.

5. Linz J. The Perils of Presidentialism // Journal of Democracy. 1990. Vol. 1. N 1. P. 55.

6. Mack C. When Political Parties Die. Westport : Praeger, 2010. P. 23.

References

1. Balashov A. I. Military potential and economic restrictions of the Russian army [Voennyi poten-tsial i ekonomicheskie ogranicheniya rossiiskoi armii] // National interests: priorities and safety [Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost']. 2015. № 34 (319). P. 46-55. (rus)

2. Kosov Yu.V., Fokina V. V. Political regionalistics [Politicheskaya regionalistika]. SPb. : Piter. 2009. o P. 187. (rus) ™

3. Shamakhov V. A., Balashov A. I. New geopolitical reality and its influence on the strategy of ^ economic and social development of Russia [Novaya geopoliticheskaya real'nost' i ee vliyanie ^ na strategiyu ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya Rossii] // Administrative consulting > [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 1 (85). P. 22-30. (rus) o

4. Dynamics. Cambridge : Cambridge University Press, 1992. ^

5. Linz J. The Perils of Presidentialism / Journal of Democracy. 1990. Vol. 1. N 1. P. 55.

6. Mack C. When Political Parties Die. Westport : Praeger, 2010. P. 23. o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.