Научная статья на тему 'Особенности политического развития России: предложения парламентских партий'

Особенности политического развития России: предложения парламентских партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2143
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ / ПРОГРАММЫ ПАРТИЙ / РАЗВИТИЕ РОССИИ / КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никулин Сергей Олегович

В статье проведен анализ программ парламентских партий России, высказываний их лидеров и представителей. Партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и партия «Справедливая Россия» предлагают различные концепции развития государства. В тоже время детальное их изучение позволяет выявить ряд существенных характеристик развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POLITICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA: THE PROPOSALS OF PARLIAMENTARY PARTIES

The article analyzes the programs of the parliamentary parties of Russia, the statements of their leaders and representatives. The party «United Russia», the Communist Party, the Liberal Democratic Party and the party «Fair Russia» offer various concepts for the development of the state. At the same time, a detailed study of them makes it possible to identify a number of significant characteristics of Russia's development.

Текст научной работы на тему «Особенности политического развития России: предложения парламентских партий»

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.02)

2.1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ

Никулин Сергей Олегович, аспирант факультета политологии

Место учебы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

nikulinso87@yandex.ru

Аннотация: в статье проведен анализ программ парламентских партий России, высказываний их лидеров и представителей. Партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и партия «Справедливая Россия» предлагают различные концепции развития государства. В тоже время детальное их изучение позволяет выявить ряд существенных характеристик развития России.

Ключевые слова: Парламентские партии, программы партий, развитие России, концепции и теории развития России.

FEATURES OF POLITICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA: THE PROPOSALS OF PARLIAMENTARY PARTIES

Nikulin Sergey O., graduate student of the Faculty of Political Science Study place: Lomonosov Moscow State University

nikulinso87@yandex.ru

Abstract: the article analyzes the programs of the parliamentary parties of Russia, the statements of their leaders and representatives. The party «United Russia», the Communist Party, the Liberal Democratic Party and the party «Fair Russia» offer various concepts for the development of the state. At the same time, a detailed study of them makes it possible to identify a number of significant characteristics of Russia's development.

Keywords: Parliamentary parties, party programs, the development of Russia, the concept and theory of development of Russia.

Современная Россия испытывает значительные трудности и давление со стороны некоторых мировых держав. В таком контексте наиболее значимой проблемой отечественной политологической школы является выработка Россией независимого и равноправного пути развития. Президент Российской Федерации В.В. Путин по этому поводу заявил: «Именно в такие, поворотные моменты, Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, строила города, покоряла космос, совершала грандиозные открытия» [11].

Государственное строительство будущего России, в соответствии с законодательством, должно базироваться на следующих фундаментальных принципах: «единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемо-сти целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе» [3].

Целью стратегического развития России, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации, является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [2].

Политическое развитие России имеет особенности, которые обусловлены социально-политическими, культурными и экономическими факторами. Основным противоречием политического развития современной России является ее статус как страны с «рыночной развивающейся экономикой» и равноправным субъектом международных отношений. Об этом говорит и Президент России В.В. Путин, который на конференции по безопасности в Мюнхене заявил следующее: «Мы очень часто, и я лично очень часто слышу призывы к России со стороны наших партнеров, в том числе и со стороны европейских партнеров, играть более и более активную роль в мировых делах. В этой связи позволю себе сделать одну маленькую ремарку. Вряд ли нас нужно подталкивать и стимулировать к этому. Россия - страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня» [19]. Также В.В. Путин указывает на зависимость и неудовлетворительное состояние экономики России: «Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран. Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению порождает неравенство. И, наконец, резервы сы-

рьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие» [12].

Противоречие между положением страны с «рыночной развивающейся экономикой» и стремлением быть суверенным, независимым государством и равноправным субъектом международных отношений определяет вектор политического развития России в долгосрочной перспективе.

В связи с этим представляется необходимым провести анализ предложений парламентских партий и рассмотреть, каким образом, партийные программы предлагают решать указанное противоречие.

Для анализа выбраны уставы и программы, материалы официальных изданий и выступления представителей следующих партий: всероссийская партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, партия «Справедливая Россия». Анализ концепций партий проводился по шести темам: характеристика партийной идеологии, приоритетная цель партий, предложения по совершенствованию политической системы, экономическая политика, социальная политика и программы в области культуры, образования и науки.

Партия «Единая Россия» - партия власти, поскольку, набрав по результатам выборов 2016 года 340 мест в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, имеет возможность влиять на законодательную повестку дня, а также проводить законодательные инициативы исполнительной власти и блокировать те законопроекты, которые не вписываются в собственное видение будущего.

Предложения партии, которые представлены в программах, уставе, публичных позициях, выступлениях и деятельности ее членов находятся в тренде государственной политики.

Документы партии, в основном, не дают критики государственного строя России, а говорят о предложениях и инициативах, которые должны закрепить успехи партийной политики: «от сохранения единства и независимости страны - к развитию России как суверенной мировой державы - таков был и остается стратегический курс, заявленный и последовательно проводимый Президентом России В.В. Путиным и Председателем Правительства Д.А. Медведевым» [13].

Коммунистическая партия Российской Федерации имеет более чем 100-летнию историю и является преемницей РСДРП, РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС, КП РСФСР. Сегодняшняя коммунистическая партия России «отстаивая свои идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда» [20].

Идейное поле партии неотделимо от КПСС и наследия СССР, программа КПРФ фиксирует, что предложения партии строятся на «анализе общественно-политической практики ... марксистско-ленинском учении ... опыте и достижениях отечественной и мировой науки и культуры» [17]. КПРФ верна своим традициям в определении будущего России, Г.А. Зюганов в своем слове о празднике Великого Октября замечает: «Пройдут годы. Наши дети и внуки еще станут расспрашивать нас о том, как отмечали мы этот великий праздник. Какое место отводили ему в борьбе за власть трудового народа, за социализм, за дело освобождения рабочего класса от буржуазного гнета и нищеты. Вопреки клеветникам они поймут, что мы не предали идеалов социализма, не пошли в услужение к компрадорскому капиталу, сохранили право

заслуженно называться партией народа» [9].

Предложения КПРФ о развитии России исходят из марксистско-ленинского представления социальной системы, в основе которой находится экономика, являющаяся базисом. Все остальные сферы общества отнесены к надстройкам.

Программа партии ЛДПР содержит тезис о необходимости построить своеобразный мост из прошлого в будущее, основываясь на своем прошлом и решив проблемы настоящего. При этом в негативных тонах оценивается настоящее России и недавно прошедшие события, повлиявшие на сегодняшний день. В риторике партийных деятелей прослеживается восхваление экономических и технологических успехов Российской Империи и Советского Союза. Восстановление прежних границ нашей страны, такие инициативы выдвигал В.В. Жириновский и партийные деятели: «В 1996 году по предложению ЛДПР было принято постановление Государственной Думы об отмене Беловежских соглашений (признание их недействительными). Мы хотели вернуть прежние границы и сохранить СССР» [18]. В тоже время неприятие центробежных тенденций в общественно-политической системе 90-х годов XX века. Противоядие от этих пагубных трендов конца XX века - «быстрое развитие своего производства, полная занятость, подъем социальной сферы» [18].

Партия «Справедливая Россия» является левоцентристской и в своей программе базируется на социал-демократической идеологии, модернизированном социализме.

Каждая парламентская партия России выдвигает свою концепцию развития государства и следовательно провозглашает собственную цель своей деятельности.

Стратегический приоритет деятельности партии «Единая Россия» - «создание благоприятных и доступных условий для повседневной жизни человека», «гармоничное развитие личности, процветание семьи» [14].

КПРФ сегодняшнее состояние России определяет, как «путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе, гибели нашей цивилизации» [17]. Стратегической целью партии и, соответственно, развития России является «построение в России обновленного социализма, социализма XXI века» [17].

Партийная программа КПРФ содержит тезис, что «принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло XX столетие, не завершен» [17] и оценивает современную эпоху как «переход от капитализма к социализму» [17]. Современным состоянием мира, со всеми его кризисами «подтверждается ленинское учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма» [17].

Либеральные демократы же видят свое существование в следующем: «партия для того создается, чтобы вовремя предвидеть внутренние и внешние угрозы для страны и работать над устранением этих угроз» [18]. Другой цели быть не может и неприятие подобного ориентира в развитии чревато и не будет прощено историей.

Справедливоросы замечают, что «Справедливая Россия» - «современная партия, ставящая своей целью построение в России социально ориентированного справедливого государства» [16]. Партия стремится к цели «построить в России справедливое, свободное и солидарное общество, обеспечить социальную безопасность людей, сделать власть по-настоящему ответственной перед народом» [16].

Программа партии утверждает «социализм - буду-

щее сильной, свободной и справедливой России» [16]. Справедливоросы замечают, что будущее России основано на «базовых ценностях социализма: Справедливости, Свободе и Солидарности» [16]. На основе этих ценностей, партия предполагает построить стратегию развития России: «Сильная, свободная, справедливая Россия - это гарантия нашего общего будущего, сохранения нашей национальной идентичности», «наш выбор - новый социализм» [16].

Справедливоросы определяют «новый социализм» как «укрепление институтов гражданского общества и демократии, возможность граждан распоряжаться природными ресурсами страны, развитие местного самоуправления, комфортная среда обитания, социальное государство, обеспечивающее достойную жизнь своим гражданам», «современная рыночная экономика, обеспечивающая развитие социально ориентированного государства» [16]. При этом партия выдвигает следующие политические лозунги «мы за честную конкуренцию, за предпринимательство и частную инициативу», «мы против превалирования интересов капитала над интересами общества», «мы за рыночную экономику, но не за рыночное общество» [16].

Программы партий содержат и предложения по развитию политической системы России.

Партия «Единая Россия» видит необходимость расширение политического участия граждан для достижения стабильности и равновесия системы. Партия идентифицирует себя как «эффективная социально-политическая площадка взаимодействия между государством и гражданами, помогая им в удовлетворении их запросов и претензий к государственной власти» [14]. Ключевыми приоритетами в работе партии являются «повышение уровня прозрачности власти, развитие современных механизмов управления и гражданского участия, усиление общественного контроля, всеобъемлющая борьба с коррупцией и формирование благоприятного делового климата в стране» [14].

КПРФ предлагает «установить власть трудящихся, народно-патриотических сил» [17] и в тоже время «проводить внешнюю политику на принципах взаимного уважения стран и народов, способствовать добровольному восстановлению Союзного государства» [17].

Либеральные демократы считают, что главным элементом стабильности политической системы является многопартийность. В противном случае «монополия на власть закончится не иначе как экономической и социальной катастрофой, только это будет уже не СССР, а Российская Федерация. Не допустим!» [18].

Причина краха Российской империи и СССР - это неразвитая политическая система. «Царь не хотел перехода к парламентаризму, а коммунисты верили в свое идеологическое превосходство» - отмечается в предвыборной программе партии ЛДПР. Поэтому сначала надо решить общие задачи, а потом частные. Пока одна проправительственная партия развития не будет. Как сказано в программе партии «тирания и однопартийный режим могут процветать только на страхе, они закрепощают людей, поощряют ложь и лицемерие. От этого мы не избавились до сих пор»[18].

Справедливоросы в политической сфере провозглашают следующие цели: «создать социально ответственную власть, отвечающую требованиям открытого и справедливого общества, власть не может быть выше закона и должна работать на интересы граждан!», «сделать власть на местах доступной для граждан, прозрачной и эффективной, не допускающей разбазаривания средств и отстаивающей интересы простых людей» [16]. Для до-

стижения этих целей предлагается комплекс конкретных мер: «ликвидировать необоснованные привилегии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы», «принять федеральную целевую программу «Электронный парламент», содержащую комплекс мер по расширению коммуникаций между гражданами и представительными органами власти всех уровней», «отменить так называемый «муниципальный фильтр» на выборах глав субъектов Федерации», «Отменить досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям» [16]. К тому же партия уже в течение некоторого времени «добивается принятия закона, позволяющего в случае систематического неисполнения депутатом Государственной Думы обязанностей досрочно прекращать полномочия такого депутата решением Государственной Думы по представлению фракции, в которой он состоит» [1б].

Следующей группой предложении по развитию России является усовершенствование экономической политики государства.

Экономическая политика партии Единая Россия направлена на «повышение качества жизни людей и конкурентоспособности государства» [14]. Цель партии - «построить экономику, рост которой обеспечивают внутренние источники, а не внешние котировки на сырьевых биржах» [14]. Также «Единая Россия» предлагает ряд конкретных мер, которые будут способствовать достижению экономического роста и благосостояния: «сильнее сориентировать бюджет в сторону социальных расходов», «повысить инвестиционную привлекательность промышленности по сравнению с другими секторами экономики», «разработать механизмы, стимулирующие регионы и муниципалитеты к наращиванию собственного налогового потенциала, закрепить за территориями на долгосрочной основе необходимые налоговые доходные источники», «увеличить долю высокотехнологичного производства» [14].

Коммунисты в экономической политике наиболее важной реформой выделяют следующую: «национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан» [17]. Также КПРФ предлагает ряд конкретных мер: «осуществить срочную программу мер по борьбе с бедностью, ввести государственный контроль над ценами на товары первой необходимости» [17], для граждан с низким уровнем дохода «ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободить от уплаты налогов граждан с низкими доходами» [17], для предпринимателей среднего и малого бизнеса «создать условия для развития малого и среднего предпринимательства» [18].

С точки зрения либеральных демократов в экономике «против России идет экономическая война с помощью доллара, санкций, недоступных кредитов» [18]. В концепции развития России ЛДПР содержится множество экономических предложений. Самой заметной на наш взгляд можно считать инициативу «поставить Центральный банк под контроль Государственной Думы, а коммерческие банки - под контроль законодательных собраний регионов» [18]. Это, по мнению ЛДПР, приведет к укреплению экономической системе в стране: «Кто мешает целевым образом кредитовать промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные предприятия под 4 % и не допускать перетока этих целевых денег на валютный рынок? Мешают сегодняшние руководители банков - послушные дети в руках мировых экономических захватчиков» [18]. Также необходимо развитие малого бизнеса: «поддержать малый бизнес в про-

изводстве и в науке. Следует в 10 раз снизить ставки арендной платы по всей стране и освободить от всех налогов на ближайшие два года, что будет способствовать быстрому развитию страны и занятости молодых, талантливых, трудолюбивых людей» [18].

Справедливоросы, в отношении экономической системы страны, провозглашают, что критерий «индустриального развития страны - переход от ресурсоемкого экономического роста к инновационному росту» [16]. Партия определяет следующие принципы развития производства: «активное импортозамещение», «устранение офшорных схем ведения бизнеса», «увеличение государственных инвестиций в промышленную и социальную инфраструктуру» [16]. Денежная политика, по мысли спра-ведливороссов, «должна быть направлена не только на борьбу с инфляцией, но и на решение задач развития» [16]. Партия предлагает ряд конкретных мер для улучшения денежной политики: «повысить уровень монетизации экономики, расширить денежное предложение и освободить отечественных производителей от зарубежных источников кредитования»[16].

Социальная политика также является объектом анализа для построения стратегий развития России.

Партия «Единая Россия» определяет принципы социальной политики России на основе положений Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Соблюдение положения Конституции России планируются партией посредством реализации политики в следующих областях: «сохранение и повышения уровня благосостояния», «достойная работа и профессиональная реализация для всех», «сбережение и приумножение народа», «равные возможности и качество жизни для всех», «гражданская активность и общественная инициатива - основа социального развития» [13]. Также партия заключает, что «укрепление социального государства, повышение благосостояния людей, инвестиции в человека - и есть основа устойчивого социально-экономического развития. Мы не можем и не будем решать экономические задачи за счет социальных» [13].

КПРФ видит необходимым «остановить вымирание страны, восстановить льготы для многодетных семей, воссоздать сеть общедоступных детских садов, обеспечить жильём молодые семьи» [17]. Также КПРФ предлагает конкретные меры для достижения подобного социально ориентированного будущего: «вернуть в Россию из зарубежных банков государственные финансовые резервы, использовать их на экономическое и социальное развитие» [17] и «восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, прекратить выселение людей на улицу, расширить государственное жилищное строительство» [17].

В социальной сфере ЛДПР провозглашает следующий лозунг «хватить жировать. Установить максимальную зарплату на уровне 200 тысяч рублей, а минимальную - на уровне 20 тысяч рублей. Спрос подтолкнет производство» [18]. ЛДПР выступает и с практическими рекомендациями в этом контексте: «списать все долги по квартплате за электричество и газ для всех пенсионеров, для всех российских граждан с доходами менее 10 тысяч рублей за счет дополнительных доходов федерального бюджета от приватизации

общенародной собственности» [18]. Программа партии на 2018 также содержит положение о безопасности психологического состояния населения: «все секты, тренинги, центры, чья деятельность наносит вред здоровью людей или доводит до самоубийства, будут в кратчайшие сроки закрыты, а организаторы осуждены на длительные сроки заключения» [15].

Справедливоросы наиболее важными задачами видят следующие: «закрепить реальные гарантии достойной оплаты труда в Трудовом кодексе и других законах», «поддержка и защита семьи как фундаментальной основы российского общества», «создать правовые, экономические и организационные условия для массового строительства жилья экономического класса» [16].

Партия «Справедливая Россия» также провозглашает своей основной задачей «обеспечение равного доступа граждан к образованию, достижениям культуры и цивилизации, преодоление существенного культурного разрыва между различными социальными группами» [16]. При этом справедливоросы собираются добиваться реализации следующих мер: «сохранить национальную культуру страны как источник творческого развития человека и современного прогрессивного общества», «добиваться полноценного государственного финансирования фундаментальной науки и прикладных исследований в наиболее перспективных отраслях», «восстановить традиции отечественного образования, сделать Россию лидером в формировании современных образовательных стандартов» [16].

Уровень развития технологий, науки и культуры также является неотъемлемой частью партийный предложений по политическому развитию России.

Идейное поле партии «Единая Россия» кристаллизует будущее нашей страны как «ведущей гуманитарной и технологической державы нового тысячелетия» [13]. Наиболее значимые проекты партии в сфере образования и науки следующие: «будущее страны рождается за школьной партой», «умная Россия», «открыть дорогу талантам», «будущее российской науки: новые лаборатории для новых гениев» [13].

Видение партии в сфере культуры строится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Практические меры для реализации политики, в культурной сфере следующие: «обеспечивать стабильную государственную поддержку культуры», «поддерживать профессиональные и народные коллективы», «обеспечить право каждого гражданина России ... на развитие творческих способностей и дарований», «принять Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации», предусмотрев полноту и системность государственных гарантий и обязательств в сфере культуры» [13].

КПРФ в этой области видит необходимым «увеличить финансирование науки, обеспечить учёных достойной заработной платой и всем необходимым для исследовательской деятельности» [17]. При этом КПРФ видит наиболее приемлемыми следующие предложения: «энергично развивать наукоёмкое производство» [17] и «восстановить высокие стандарты всеобщего бесплатного среднего и высшего образования» [17]. В риторике партийных деятелей «цивилизация определяется развитием науки, и, когда мы сегодня говорим о постиндустриальном обществе, о постиндустриальных технологиях, это, между прочим, прежде всего развитие исследований и работ в этой области» [4].

В отношении науки и технологии ЛДПР провозглашает, что «сильная, развитая экономика и военно-промышленный комплекс заставят всех нас уважать. А слабые всегда тянутся к сильным» [18]. По мнению либеральных демократов необходимо развивать новейшие технологии для достижения безопасности и лидерства нашего государства. В тоже время наука должна иметь социально-политическую нагрузку: «Мы тоже за развитие науки, но наука не может быть отдельной от государства. Учёные помогли царю сохранить империю? Нет! Учёные помогли сохранить Советский Союз? Нет! За эти двадцать лет хоть один учёный сказал, как нам нужно развиваться, каким должно быть общество? Нет!» [7].

В научной и образовательной политике справедливо-росы провозглашают своей основной задачей «обеспечение равного доступа граждан к образованию, достижениям культуры и цивилизации, преодоление существенного культурного разрыва между различными социальными группами» [16]. При этом справедливоросы собираются придерживаться следующих принципов: «сохранить национальную культуру страны как источник творческого развития человека и современного прогрессивного общества», «добиваться полноценного государственного финансирования фундаментальной науки и прикладных исследований в наиболее перспективных отраслях», «восстановить традиции отечественного образования, сделать Россию лидером в формировании современных образовательных стандартов» [16].

Условием для развития России и достижения ее желаемого будущего безусловно является развитие культуры - этот тезис признают все партии представительного органа власти. По мысли Г.А. Зюганова, «Наша держава, не устаю это повторять, стоит на четырёх опорах - это прежде всего на сильной и уважаемой народом власти, духовном развитии, чувстве коллективизма и элементарной житейской справедливости. Но все эти четыре опоры питают прежде всего воспитание, образование и, безусловно, культура» [8]. Также Г.А. Зюганов считает, «что в нынешнее время главной сутью культурной политики должно стать следование великим традициям нашей державы, нашей государственности, нашего народа, и обеспечить развитие потенциала нации, раскрытие этого потенциала, для того чтобы возродить страну и выйти из довольно сложного системного кризиса» [8].

Либеральные демократы провозглашают тезис, что «необходимо формировать в обществе культ труда, а не спекуляций, поднимать престиж рабочего человека, инженера, конструктора, ученого, одновременно создавая новые высокотехнологические предприятия для использования высококвалифицированных кадров. Не «тусовки, шоу и гламур», а люди, которые работают, создают полезное для страны»[18]. В тоже время по мысли В.В. Жириновского культура должна созидаться на национальных традициях: «все выступают за культуру, за сохранение русского языка. Но когда мы в Госдуме вышли с этой инициативой, я лично, то все отказали в принятии закона» [6].

Концепция развития России в предложениях партии «Единая России», опирается на ценности социального государства, в котором создана комфортная среда для человека и всех проявлений его деятельности. Стабильность экономической и социально-политической системы должна базироваться на собственных источниках роста благосостояния, повышения инвестиционной привлекательности и участия населения в принятии государственных решений посредством повышения гражданской и общественной активности. Одним из основных крите-

риев политического развития является созидание многонациональной культуры народов России.

КПРФ предлагает путь развития России, основанный на фундаменте марксистско-ленинского учения, творчески осмысленного и переработанного в соответствии с нуждами сегодняшнего дня. Глобальной целью партии является социализм XXI века. Россия сможет достичь чаемого коммунистами прогресса во всех сферах жизнедеятельности общества при национализации стратегических сфер экономики, построения социально-ориентированного общества и установления власти трудящихся.

С точки зрения ЛДПР развитие России заключено в многопартийности политической системы, значительной доле государственного управления стратегическими секторами экономики, развитой социальной сфере, способной дать свободу и права широким слоям граждан для их самореализации. При этом одним из главных критериев успешного будущего является обеспечение мира и безопасности страны.

Партия «Справедливая Россия» предлагает строительство в нашей стране «нового социализма», созидаемого на основании ценностей справедливости, свободы и солидарности. Основными элементами экономической и политической систем должны являться инновационный экономический рост и социально ответственная власть.

Таким образом, проведя анализ концепций и предложений парламентских партий, можно сделать следующие выводы относительно политического развития России.

Во-первых, все парламентские партии признают существование противоречия, которое должно быть решено при конструировании теорий политического развития России. Оно заключается в том, что наша страна с одной стороны является «страной с рыночной развивающейся экономикой», а с другой стороны испытывает необходимость вести независимую международную политику. Следовательно, экономическая и технологическая зависимость от наиболее развитых стран может усиливаться при проведении курса самостоятельной суверенной политики. Именно эта особенность и будет определять качественную неопределенность политического развития России.

Во-вторых, все партии указывают на необходимость в той или иной мере усилить государственное регулировании в экономике. Это требование может быть вызвано или идеологическими предпосылками или расчетами партийных аналитиков. В любом случае данное требование свидетельствует, что на современном этапе политического развития, Россия испытывает экономическое давление со стороны развитых стран и поэтому одной из мер для защиты национального суверенитета должно стать усиление государственного контроля в стратегических областях экономики.

В-третьих, партии предлагают различные взгляды на политическое развитие России, они обусловлены, в том числе и идеологическими отличиями. Подобная вариация концепций может служить как стабилизирующим фактором, при котором происходит взаимообогащение концепций так и причиной дестабилизации политической системы в стране. Для государственного строительства необходимо применять принципы и методы политического проектирования, которые позволят выявлять реализуемые предложения партий и включать их в стратегию развития России.

В-четвертых, учитывая противоречие политического развития России, предложения партий по увеличению доли государственного регулирования экономики и осо-

бенностей их идеологического дискурса можно выделить некоторые «точки роста», развитие которых позволит прогнозировать прогресс России. Подобными индикаторами могут служить построение комплексной системы безопасности России, развитие ее многонациональной культуры и духовных ценностей, созидание системы образования и социокультурной среды способствующей технологическим прорывам.

Следовательно, политическое развитие России должно базироваться на социальном и культурном богатстве многонационального народа, принципе отстаивания национальных интересов и формирования прогрессивной образовательной и научно-технологической политики.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 61,72%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. от 21.07.2014)// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.05.2018).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 15.05.2018).

3. Федеральный закон от 28.06.2014 (в ред. от 30.10.2017) № 172-ФЗ «О Стратегическом планировании в Российской Федерации»// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841 / (дата обращения: 15.05.2018).

Литература

4. Алферов Ж.И., Выступление на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.09.2013// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/3909/ (дата обращения 15.05.2018).

5. Булаков О.Н., (2013), К вопросу о деятельности парламента в Российской Федерации. Пробелы в российском законодательстве, 2: 9-11

6. Жириновский В.В. Выступление на заседании Государственного Совета от 24.12.2014// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news /47324 (дата обращения 15.05.2018).

7. Жириновский В.В. Выступление на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.09.2013// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/3909/ (дата обращения 15.05.2018).

8. Зюганов Г.А. Выступление на заседании Государственного Совета от 24.12.2014// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news /47324 (дата обращения 15.05.2018).

9. Зюганов Г.А. С пути социализма не свернем// газета «Правда» № 138 (30635) от 12 декабря 2017. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://gazeta-pravda.ru/issue/138-30635-12-13-dekabrya-2017-goda/ (дата обращения: 15.05.2018).

10. Маздогова З.З., (2014), Политико-правовые технологии формирования парламентских партий. Пробелы в российском законодательстве, 3: 282-285.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 15.05.2018).

12. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от 12.12.2012// [электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_ LAW_138990/ (дата обращения: 15.05.2018).

13. Предвыборная программа Партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://er.ru/party/program/ (дата обращения 15.05.2018).

14. Предвыборная позиция Партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://er.ru/party/position/ (дата обращения: 15.05.2018).

15. Предложения ЛДПР. Наша программа от 16.08.2017// [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ldpr.ru/ leader/ Program_2018/ (дата обращения: 15.05.2018).

16. Программа Партии «Справедливая Россия». М., 2016.

17. Программа КПРФ// [электронный ресурс]. Режим доступа: https://kprf.ru/party/program (дата обращения: 15.05.2018).

18. Программа ЛДПР от 16.08.2017// [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (дата обращения: 15.05.2018).

19. Путин В.В. Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности от 10.02.2007// [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/24034 (дата обращения 15.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Устав КПРФ от 27.05.2017// [электронный ресурс]. Режим доступа: https://kprf.ru/party/charter (дата обращения: 15.05.2018).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Никулина С. О. «Особенности политического развития России: предложения парламентских партий» Данная статья посвящена анализу программ парламентских партий России, высказываний их лидеров и представителей.

Автором выделено противоречие между положением России как страны с «рыночной развивающейся экономикой» и ее стремлением быть суверенным, независимым государством и равноправным субъектом международных отношений. В связи с этим проведен анализ предложений парламентских партий и рассмотрено, каким образом, партийные программы предлагают решать указанное противоречие. Проанализированы концепции развития государства и провозглашенные цели деятельности парламентских партий России, их предложения по развитию политической системы России, и усовершенствованию экономической и социальной политики государства.

На основании анализа концепций и предложений парламентских партий сделаны выводы о признании всеми парламентскими партиями неопределенности политического развития России в связи с экономической и технологической зависимостью от наиболее развитых стран; о необходимости в связи с этим усиления государственного регулирования в экономике; о необходимости применения принципов и методов политического проектирования в целях реализации предложений парламентских партий и включении их в стратегию развития России; о выделении «точек роста», которыми могут послужить построение комплексной системы безопасности России, развитие ее многонациональной культуры и духовных ценностей, созидание системы образования и социокультурной, среды способствующей технологическим прорывам. В статье прослеживается немного избыточное цитирование источников. Можно было бы опираясь на указанные источники больше представить собственного анализа. Однако это замечание можно считать пожеланием автора обратить на это внимание в дальнейшей работе.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», канд. полит. наук, доцент

Шумилова О.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.