Научная статья на тему 'Вопросы внедрения перспективных методов управления железнодорожной пассажирской компанией вовзаимодействии c органами власти'

Вопросы внедрения перспективных методов управления железнодорожной пассажирской компанией вовзаимодействии c органами власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОМПАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулов Михаил Павлович

В статье поднимается вопрос внедрения перспективных методов управления пассажирской железнодорожной компанией во взаимодействии с органами власти. Отмечена необходимость выстраивания организационных, экономических, нормативно-правовых отношений на новой основе, что позволит достичь стратегических целей развития пассажирского железнодорожного комплекса. Автор предлагает классифицировать пассажирские железнодорожные перевозки с целью урегулирования порядка предоставления субсидий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы внедрения перспективных методов управления железнодорожной пассажирской компанией вовзаимодействии c органами власти»

Вопросы внедренияперспективныхметодовуправленияжелезнодорожной

пассажирской компанией вовзаимодействи^ органамивласти

The issue of introducing promising methods of the management of rail passenger companiesin cooperation with the authorities

Акулов Михаил Павлович

соискатель кафедры «Экономика транспорта» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

e-mail: nozpgups@gmail.com

Аннотация

В статье поднимается вопрос внедрения перспективных методов управления пассажирской железнодорожной компанией во взаимодействии с органами власти. Отмечена необходимость выстраивания организационных, экономических, нормативно-правовых отношений на новой основе, что позволит достичь стратегических целей развития пассажирского железнодорожного комплекса. Автор предлагает классифицировать пассажирские железнодорожные перевозки с целью урегулирования порядка предоставления субсидий.

Abstract

The article raises the question of the implementation of advanced management techniques passenger railway company in cooperation with the authorities. Noted the need to build organisational, economic, regulatory relations on a new basis, which will help achieve the strategic goals of passenger rail

complex. The author proposes to classify passenger rail transportation to settle the procedure for granting subsidies.

Ключевые слова: пассажирская железнодорожная компания, взаимодействие с органами власти, система управления, метод управления, схема организационно-экономического взаимодействия.

Keywords: passenger railway company, interaction with government agencies, the control system, control method, the scheme of the organizational and economic cooperation.

Введение

Развитие экономики и эффективность функционирования железнодорожного транспорта России напрямую зависят от гибкого и оперативного реагирования на складывающуюся экономическую ситуацию.

Железнодорожный транспорт является ведущим звеном транспортной системы страны, на долю которого приходится около 30% пассажирооборота[3]. При растущей конкуренции и необходимом сокращении затрат на перевозки возникла объективная потребность в формировании новых методов управления пассажирской железнодорожной компанией, направленных на повышение эффективности взаимодействия с государственными органами власти в решении вопросов, связанных с политикой тарифного регулирования, финансирования текущих и инвестиционных потребностей перевозчиков пассажиров в дальнем следовании. Таким образом, рыночная конкуренция вызывает необходимость существенной модернизации не только технологий и сервисного обслуживания железнодорожных перевозок, но и формирования современных организационно-экономических методов управления.

1. Формирование перспективных методов управления пассажирской железнодорожной компанией во взаимодействии с органами власти.

В качестве перспективных методов управления пассажирской железнодорожной компанией во взаимодействии с органами власти

необходимо рассматриватьварианты выстраивания организационных, экономических, нормативно-правовых отношений на новой основе, направленных на достижение стратегических целей развития комплекса.

Реализация методов управления подразумевает взаимодействие:

- органов федеральной власти;

- органов власти субъектов Российской Федерации;

- инфраструктурного оператора - ОАО «РЖД»;

- поставщиков ресурсов;

- пассажиров;

- операторов перевозок в дальнем следовании.

Алгоритм реализации методовможно представить в виде последовательно реализуемых этапов:

1) выработка основополагающей цели взаимодействия;

2) определение участников взаимодействия;

3) определение функций и видов эффектов, возникающих в результате взаимодействия;

4) определение типов отношений между участниками взаимодействия;

5) определение порядка взаимодействия между участниками[1].

Методы управленияпассажирской железнодорожной компанией во

взаимодействии с государственными органами властиобладает рядом характеристик, сведенных в табл. 1.

Таблица 1 - Система взаимодействия государственных органов власти

по вопросам регулирования пассажирских железнодорожных перевозок

Участники Функции Результаты от взаимодействия Тип отношений Порядок взаимодействия

Минтранс Формирование параметров государственного заказа План по перевозкам, план по доходам Плановые Формирует план по перевозкам на основе прогнозных

данных

Росжелдор Размещение Заключение Финансовые, Выполняет

государственного государственного контрольно- контроль

заказа, контроль заказа, ревизионные фактическогоосу

исполнения подтверждение ществления

государственного выполнения перевозок, по

заказа контрактных результатам

обязательств, которого

верификация предоставляются

права на компенсации

компенсации

Минфин Финансирование Федеральный Финансовые Участвует в

государственного закон о разработке

заказа, выделение Федеральном финансовых

бюджетных бюджете, в параметров

ассигнований котором государственног

предусмотрены о заказа и объема

средства на компенсаций

оплату перевозок

в рамках

государственного

контракта

Минэкономра Формирование План Плановые Определяет

звития региональных региональных потребность в

потребностей в потребностей региональных

перевозках перевозках

Ространс- Контроль Обеспечение Контрольно- Осуществляет

надзор соответствия технических ревизионные, технический

продукции требований к директивные контроль и

железнодорожно осуществлению надзор

го назначения, перевозок

безопасности

перевозок

Роспотреб- Контроль Обеспечение Контрольно- Обеспечивает

надзор соблюдения соответствия ревизионные, защиту прав

санитарных норм санитарным директивные потребителей

и правил при нормам и

перевозке правилам к

пассажиров перевозкам пассажиров

ФСТ Тарифное Установление Контрольно- Формирует

регулирование, регулируемых ревизионные, тарифную

контроль тарифов директивные систему

экономически

обоснованных

затрат

ФАС Контроль Обеспечение Контрольно- Обеспечивает

соблюдения равноправия ревизионные, защиту прав

антимонопольног сторон- директивные контрагентов

о участников

законодательства рынка

Большая часть функций органов власти сосредоточена на тарифном регулировании и субсидировании перевозчиков. Представленная система требует разработки перспективной схемыорганизационно-экономического взаимодействия государственных структур с пассажирской железнодорожной компанией.

Формирование параметров государственного заказа -к -1/ Утверждение параметров государственного заказа -к -1/ Разработка конкурсной документации Проведение конкурса и заключение контракта Осуще ств ление перевозок по государственному контракту

Минтранс совместно с Росжелдором, ФСТ, Минфином, Минэкономразвития Правительство Росжелдор совместно с ФСТ, ФАС Росжелдор Перевозчик -победитель конкурса

Основные параметры: - размеры движения пассажирских поездов; - качественные показатели обслуживания; - начальные цены контрактов; - показатели доступности услуг для маломобильных граждан; - размер бюджетной заявки Утверждение основных параметров Конкурсная документация, содержащая: - маршрут (группа маршрутов); - даты начала и окончания перевозок; - размеры движения поездов, количество вагонов с учетом неравномерности спроса; - технические, технологические и качественные характеристики услуг; - регулируемые тарифы, сборы и плата, цена государственного контракта и порядок оплаты услуг; - формы отчетов о перевозках

Рисунок 1 - Перспективная схемаорганизационно-экономического взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти при осуществлении перевозок на основе государственного контракта

Внедрение данной схемы взаимодействия требует внесения изменений непосредственно в методику расчета объемов компенсационных выплат.

3. Методика расчета объемов компенсационных выплат и субсидий и порядка их предоставления пассажирской железнодорожной компании в дальнем следовании

Перевозки, осуществляемые пассажирскими железнодорожными компаниями в дальнем следовании, делятся на регулируемые и дерегулируемые. Сегмент регулируемых перевозок характеризуется ограничением тарифов со стороны государства в лице ФСТ на перевозки в плацкартных и общих вагонах. Сегмент дерегулируемых перевозок характеризуется установлением тарифов перевозчиком на перевозки в купейных вагонах и вагонах СВ. Величина тарифа рассчитывается по формуле:

Тариф = Ваг + И + Л + Вокз ,

где Ваг - вагонная составляющая, состоящая из расходов за использование вагонов (экипировка, техническое обслуживание и ремонт, амортизация, обслуживание пассажиров в пути);

И - инфраструктурная составляющая, состоящая из расходов за использование инфраструктуры (эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, воспроизводство и т.д.);

Л - локомотивная составляющая, состоящая из расходов за использование локомотивов (экипировка, техническое обслуживание и ремонт, амортизация);

Вокз - вокзальная составляющая, состоящая из расходов по содержанию пассажирских обустройств и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку тарифы в регулируемом сегменте устанавливаются с учетом платежеспособности населения, государство компенсирует потери в доходах (К) в соответствии со следующей формулой:

К = У Д ЭОТ ~ У Д РТ ,

где У ДЭОТ - сумма доходов, получаемых перевозчиком при условии установления тарифов на экономически обоснованном уровне;

У ДРТ - сумма доходов, фактически полученных перевозчиком в

условиях регулирования тарифов.

Основное противоречие действующей методики определения потерь в доходах связано с принятым порядком предоставления субсидий по факту перевозок. Доходы, получаемые пассажирской железнодорожной компанией от осуществления перевозок в регулируемом сегменте, снижаются за счет необходимости авансирования суммы компенсаций для осуществления хозяйственной деятельности за счет собственных средств (X ДРТ), которая определяется по формуле:

У ДРТ = В + К т ,

^ РТ (1 + R)т

гдеВ - выручка от продажи билетов в регулируемом сегменте,

R - норма рентабельности пассажирской железнодорожной компании,

Т - период между осуществлением перевозок и фактическим получением компенсации.

В целях снятия указанного противоречия автором предложено три группы перевозок, в которых регулирование тарифов и предоставление субсидий осуществляется различными способами (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристики групп железнодорожных перевозок дальнего следования

Характеристики группы Группа

Облигаторные Диспозитарные Коммерческие

Влияние на транспортную доступность территорий Критическое Существенное Незначительное

Влияние на ценовую доступность транспортных услуг Критическое Существенное Незначительное

Регулирование тарифов Государство Государство Перевозчик

Субсидирование перевозок Из федерального бюджета (защищенные статьи) Из федерального бюджета нет

Облигаторные перевозки складываются из безальтернативных социально-значимых маршрутов, курсирование по которым сопряжено с большими размерами затрат. Ввиду того, что количество таких маршрутов неизменно (или изменяется редко), целесообразно обязательства государства

и перевозчика оформлять долгосрочными контрактами с авансированием затрат на осуществление перевозок.

Маршруты диспозитарных перевозок обеспечивают краткосрочные цели социально-экономического развития регионов и страны в целом. Их перечень изменяется не реже одного раза в год. Поэтому осуществлять диспозитарные перевозки целесообразно на основании краткосрочного контракта с выплатой субсидий по факту осуществления перевозок.

Коммерческие перевозки прибыльны, финансируются в момент приобретения билетов пассажирами.

В результате, по наиболее затратным перевозкам финансирование будет осуществляться на авансовой основе. Учтенная при компенсации выпадающих доходов прибыль перевозчика позволит авансировать диспозитарные перевозки. Кроме того, такая мера позволит сформировать конкурентный рынок не только в сегменте прибыльных маршрутов, но и в сегменте дотационных маршрутов, что будет способствовать поступательному развитию отрасли[2].

Заключение

Одним из путей совершенствования деятельности и укрепления финансового состояния пассажирского комплекса является эффективное взаимодействие с государственными органами власти. Наличие государственной поддержки позволит пассажирской железнодорожной компании развиваться, применятьновые технологии, гарантированно обеспечивать не только экономику страны, но и формировать конкурентоспособность отрасли в эффективном взаимодействии со всеми участниками перевозочного процесса.

Библиографический список:

1. Акулов, М. П. Организационно-экономический механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных структур. // Наука в современном информационном обществе: Материалы IV международной научно-практической конференции, NorthCharleston, USA,

28-29 августа 2014 г. - Научно-издательский центр «Академический», 2014. -С. 176-181.

2. Акулов, М. П. Пассажирский комплекс железных дорог: Монография / М. П. Акулов. - СПб.: Издательство ООО «Типография «НП-Принт», 2014. - 464 с.

3. Федеральная пассажирская компания: Годовой отчет 2013: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar2013.fpc.ru/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.