Научная статья на тему 'Актуальные вопросы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг'

Актуальные вопросы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ / PASSENGER RAILWAY TRANSPORT / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INTERACTION WITH GOVERNMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулов М.П.

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг. Автором обозначены основные цели деятельности участников взаимодействия, характеристики которого систематизированы в рамках организационно-экономического механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS OF INTERACTION OF THE PASSENGER RAILWAY COMPANY WITH THE AUTHORITIES AND SUBJECTS OF THE MARKET TRANSPORTATION SERVICES

The article discusses the actual questions of the interaction of the passenger railway company with the authorities and subjects of the market transportation services to enhance the effectiveness of its activities. The author outlines the key objectives of the participants in the interaction, the characteristics of which are systematized in the framework of the organizational and economic mechanism.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг»

УДК 656.072

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМПАНИИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И СУБЪЕКТАМИ

РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Акулов М.П., соискатель кафедры «Экономика транспорта» ФГБОУ ВПО ПГУПС

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг. Автором обозначены основные цели деятельности участников взаимодействия, характеристики которого систематизированы в рамках организационно-экономического механизма.

Ключевые слова: пассажирский железнодорожный транспорт, организационно-экономический механизм, взаимодействие с государственными структурами.

ACTUAL QUESTIONS OF INTERACTION OF THE PASSENGER RAILWAY COMPANY WITH THE AUTHORITIES AND SUBJECTS OF THE MARKET

TRANSPORTATION SERVICES

Akulov M., the applicant, Transport Economics chair, PGUPS

The article discusses the actual questions of the interaction of the passenger railway company with the authorities and subjects of the market transportation services to enhance the effectiveness of its activities. The author outlines the key objectives of the participants in the interaction, the characteristics of which are systematized in the framework of the organizationaland economic mechanism.

Keywords: passenger railway transport, organizational and economic mechanism, interaction with government agencies.

Введение

Преобразования на железнодорожном транспорте, происходящие в контексте современных экономических реалий, привели к созданию в ОАО «РЖД» вертикально интегрированной организационной структуры. Основой этих изменений является выделениеразличных видов бизнеса в отраслевые структуры для повышения экономической эффективности деятельности холдинга.

По оценкам первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова, управление в условиях новой структуры позволяет более четко формировать производственные задачи, усилить систему мотивации и ответственности менеджмента, проводить качественный анализ слабых звеньев и т.д. [2].

Выделение бизнес-блока «Пассажирские перевозки» в составе ОАО «РЖД», появление перевозочных компаний, частных операторов обозначилопотребность в совершенствовании организационно-экономического механизма взаимодействия железнодорожной пассажирской компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг.

1. Организационно-экономический механизм взаимодействия железнодорожной пассажирской компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг

Под организационно-экономическим механизмом автор понимает систему взаимосвязанных структур, между которыми установлены организационные, экономические, нормативно-правовые отношения, направленные на рациональное функционирование механизма и достижение комплекса целей в результате деятельности по перевозке пассажиров. В числе основных можно выделить цели повышения географической и ценовой доступности, уровня комфорта и обслуживания пассажиров, а также улучшения других ключевых составляющих в деле обеспечения социальной мобильности.

В качестве ключевых задач создания механизма организационно-экономического взаимодействия железнодорожной компании с государственными структурами можно выделить:

- систематизацию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность пассажирских железнодорожных компаний на основе системно-функционального подхода;

- обоснование принципов и методических положений формирования организационно-экономического механизма взаимодействия

железнодорожной компании с государственными структурами, обеспечивающего повышение эффективности ее деятельности;

- построение иерархической системы нормативно-правового регулирования отрасли пассажирских железнодорожных перевозок, закрепляющей права и обязанности сторон.[1]

Организационно-экономический механизм взаимодействия железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг является элементом организационно-экономического механизма управления пассажирскими железнодорожными перевозками в дальнем следовании, включающего следующих участников:

- органы федеральной власти;

- органы власти субъектов Российской Федерации;

- инфраструктурный оператор - ОАО «РЖД»;

- поставщики ресурсов;

- пассажиры;

- оператор перевозок в дальнем следовании.

Схематично алгоритм создания организационно-экономического механизма представлен на рис. 1.

На первом этапе происходит определение целейучастников и их декомпозиция на отношения государственных структур и пассажирской железнодорожной компании. На втором этапе определяется система участвующих в механизме органов вертикали государственной власти. На третьем этапе определяются функции и виды эффектов, возникающих в результате взаимодействия элементов. На четвертом этапе определяются типы отношений между элементами механизма. На заключительном этапе определяется порядок взаимодействия между элементами системы.

Достижение целей участниковорганизационно-экономического механизма, приведенных в табл. 1, обеспечивается контролем со стороны органов государственной власти.

Обобщая представленные цели участников организационно-экономического механизма, необходимо отметить, что обеспечение качественно иного уровня мобильности населения является наиболее важной задачей. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., среди современных вызовов, на которые должен ответить национальный транспортный комплекс, особое место занимает доступность (пространственная и ценовая)

Рис. 1. Алгоритм построения организационно-экономического механизма

Таблица 1. Цели участников реализации организационно-экономического механизма

Участники Основные цели Орган государственной власти, осуществляющий контроль над достижением целей

Федеральные власти Обеспечение транспортной мобильности населения, развитие региональных рынков Минтранс, Росжелдор

Региональные власти Обеспечение транспортной мобильности, обеспечение транспортной доступности населенных пунктов Минтранс, Росжелдор

ОАО «РЖД» Оптимальная загрузка инфраструктуры, получение доходов от предоставления инфраструктуры, услуг тяги, аренды ФАС, ФСТ

Поставщики ресурсов Полная и своевременная оплата поставок Ространснадзор

Пассажиры Перевозка с максимальным комфортом за минимальное время по минимальной цене ФСТ, Роспотребнадзор, Ространснадзор

Пассажирская железнодорожная компания Получение доходов от перевозок пассажиров, компенсация выпадающих доходов, обеспечение государством и инфраструктурным оператором комфортных условий для ведения деятельности, развитие пассажирского комплекса Минфин, Минтранс, Росжелдор, ФСТ, Роспотребнадзор, ФАС, Минэкономразвития

Таблица 2. Система взаимодействия государственных структур с пассажирской железнодорожной компанией в рамках организационно-экономического механизма

Участники Функции Эффекты от взаимодействия Тип отношений

Минтранс Формирование параметров государственного заказа План по перевозкам, план по доходам Плановые

Росжелдор Контроль исполнения государственного заказа Подтверждение выполнения государственного заказа, верификация права на компенсации Финансовые, контрольно-ревизионные

Минфин Финансирование государственного заказа, выделение субсидий Компенсация выпадающих доходов Финансовые

Минэкономразвития Формирование региональных потребностей в перевозках План региональных потребностей Плановые

Ространснадзор Контроль соответствия продукции железнодорожного назначения, безопасности перевозок Обеспечение технических требований к осуществлению перевозок Контрольно-ревизионные, директивные

Роспотребнадзор Контроль соблюдения требований к перевозке пассажиров Обеспечение требований пассажиров к перевозкам Контрольно-ревизионные, директивные

ФСТ Тарифное регулирование, контроль экономически обоснованных затрат Установление регулируемых тарифов, стоимости государственного заказа Контрольно-ревизионные, директивные

ФАС Контроль соблюдения антимонопольного законодательства Обеспечение равноправия сторон-участников рынка Контрольно-ревизионные, директивные

Рис. 2. Действующий организационно-экономический механизм взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами

власти по вопросам тарифообразования и предоставления субсидий

Формирование параметров государственного

—К

V

Минтранс совместно с Росжелдором, ФСТ,

Минфином, Минэкономразвития

Основные параметры:

- размеры движения пассажирских поездов;

- качественные показатели обслуживания;

- начальные цены контрактов;

- показатели доступности услуг для маломобильных граждан;

- размер бюджетной заявки

Утверждение параметров государственного

Правительство

Утверждение основных параметров

Разработка конкурсной документации

Росжелдор совместно с ФСТ, ФАС

Проведение конкурса и заключение контракта

—N

Росжелдор

Осуществление

перевозок по государственному контракту

Перевозчик -победитель конкурса

Конкурсная документация, содержащая:

- маршрут (группа маршрутов):

- даты начала и окончания перевозок;

- размеры движения поездов, количество вагонов с учетом неравномерности спроса;

- технические, технологические и качественные характеристики услуг;

- регулируемые тарифы, сборы и плата, цена государственного контракта и порядок оплаты услуг;

- формы отчетов о перевозках

Рис. 3. Перспективный организационно-экономический механизм взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти по вопросам тарифообразования и предоставления субсидий

транспортных услуг для населения, которая пока неадекватна потребностям рыночной экономики и обусловлена недостаточным развитием транспортной инфраструктуры [3].

В процессе обеспечения достижения целей участников организационно-экономического механизма государственные органы взаимодействуют с пассажирской железнодорожной компанией.

Основные характеристики этого взаимодействия приведены в табл. 2.

В связи с тем, что большая часть функций органов власти сосредоточена на тарифном регулировании и субсидировании перевозчиков, может быть выделен тарифно-компенсационный блок (рис. 2), и осуществлено преобразование в перспективную схему (рис. 3) с выделением блока государственного заказа. Их комплекс образует организационно-экономический механизм взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с органами власти и субъектами рынка транспортных услуг.

2. Проблема внедрения усовершенствованного организационно-экономического механизма

Внедрение организационно-экономического механизма осуществляется в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте: сформирована действующая модель механизма, окончательно оформившаяся в 2012 году.

В 2013 г. руководство пассажирского комплекса железных дорог при активном взаимодействии с ОАО «ФПК»направило в соответствующие органы государственной власти предложения по изменению и уточнению нормативных актов. Было принято участие в разработке проектов нормативных документов, в частности Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Данные нормативные акты являются первым шагом при переходе на перспективную систему государственного регулирования отрасли.

На обсуждении в Государственной Думе находится закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который будет способствовать внедрению перспективного организационно-экономического механизма взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с государственными структурами по вопросам тарифообразования и предоставления субсидий.

Эти меры позволят ОАО «ФПК» в полной мере компенсировать убытки от тарифного регулирования, обеспечить защиту от неполной компенсации, минимизировать потери, вызванные фактором времени.

Законотворческая деятельность по разработке для пассажирских железнодорожных компаний свода простых, непротиворечивых и полных законов, правил и регламентов должна охватывать подлежащие регулированию направления деятельности, включая вопросы взаимоотношений с государством иобоюдной ответственности государства и перевозчиков. Направления деятельности, не подлежащие регулированию сводом транспортных законов,должны базироваться на соответствии основным нормативным актам РФ:Конституции, Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Трудового кодексаи т. п.Свод транспортных законов должен быть гармонизирован с транс-

портнымзаконодательством ЕС, чтобы обеспечить формирование глобальной транспортной системы и открыть российским транспортным компаниям возможности проникновения на европейские рынки. Это будет способствовать развитию пассажирского транспорта в стране, формированию мультимодальныхперевозок, созданию инновационной среды, что приведет к повышению мобильности населения, становлению отраслей, смежных с пассажирскими перевозками, а значит, и к росту ВВП РФ.

Заключение

Обозначенный ряд вопросов взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с государственными структурамиобла-даетобъективнойпрактической потребностью в решении комплекса проблем, связанных с организацией, регулированием и финансированием деятельности пассажирского железнодорожного транспорта дальнего следования.

Преобразование системы управления железнодорожным транспортом, в результате которого пассажирские перевозки были выделены в самостоятельный вид деятельности, выявило проблемуобеспечения финансовой устойчивости пассажирских железнодорожных компаний в условиях тарифного регулирования отрасли. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень мобильности населения. Повышение мобильности имеет как социальное, так и экономическое значение. Обоснованные клю-чевыевопросы совершенствования организационно-экономического механизманацелены на обеспечение повышения эффективности деятельности пассажирского железнодорожного транспорта, играющего решающую роль в определении полноты реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами.

Дальнейшее развитие научных представлений об организации взаимодействия между пассажирскими железнодорожными компаниями, органами власти и субъектами рынка транспортных услуг, об определении роли государства в развитии пассажирского комплекса страны способствуетразвитию практической деятельности в области построения системы взаимоотношений естественных монополий с государственными органами, а также компаний, сферы деятельности которых подпадают под государственное регулирование.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акулов, М. П. Совершенствование системы взаимодействия пассажирской железнодорожной компании с государственными структурами // «East-West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH: Материалы 3-й Международной конференции по экономическим наукам, Vienna, Austria. - 2014. - С. 106.

2. Морозов, В. Н. Стратегия эффективного управления // Гудок. - 2013. - 21 ноября.

3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.: [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р)]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/ files/41d4e8c21a5c70008ae9.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.