Научная статья на тему 'Вопросы внедрения гибких индивидуализированных траекторий обучения в условиях инновационности современного образования'

Вопросы внедрения гибких индивидуализированных траекторий обучения в условиях инновационности современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ГИБКИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / SELF-ORGANIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS / INCREASE OF LEARNING EFFECTIVENESS / FLEXIBLE INDIVIDUALIZED LEARNING PATHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Юлия Владимировна

Рассматриваются проблемы внедрения гибких индивидуализированных траекторий обучения в условиях инновационности современного образования. Цель данной статьи проанализировать возможности создания образовательной модели, которая позволяла бы выстраивать индивидуальные образовательные траектории уже на стадии бакалавриата с целью усиления дальнейшей конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В результате, важнейшими принципами организации содержания образования признаются дифференциация и вариативность содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF INTRODUCTION OF FLEXIBLE INDIVIDUALIZED LEARNING PATHS IN THE CONDITIONS OF THE INNOVATIVE QUALITY OF MODERN EDUCATION

The article reviews the problems of introduction of flexible individualized learning paths in the conditions of the innovative quality of modern education. The aim of the article is to analyze the possibilities of creation of the educational model which could allow to construct individualized learning paths at the bachelors degree stage with the purpose to raise the further competitive capacity of the graduates in the labour market. As a result, differentiation and variation are declared to be the major principles of the education organization.

Текст научной работы на тему «Вопросы внедрения гибких индивидуализированных траекторий обучения в условиях инновационности современного образования»

УДК 17.07.61:16.31.51

Ю.В. Привалова

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ГИБКИХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ

ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы внедрения гибких индивидуализированных траекторий обучения в условиях инновационности современного образования. Цель данной статьи -проанализировать возможности создания образовательной модели, которая позволяла бы выстраивать индивидуальные образовательные траектории уже на стадии бакалавриата с целью усиления дальнейшей конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В результате, важнейшими принципами организации содержания образования признаются дифференциация и вариативность содержания образования.

Инновации в образовании; самоорганизация образовательных систем; повышение эффективности обучения; гибкие индивидуализированные траектории обучения.

Y.V. Privalova

THE QUESTIONS OF INTRODUCTION OF FLEXIBLE INDIVIDUALIZED LEARNING PATHS IN THE CONDITIONS OF THE INNOVATIVE QUALITY

OF MODERN EDUCATION

The article reviews the problems of introduction of flexible individualized learning paths in the conditions of the innovative quality of modern education. The aim of the article is to analyze the possibilities of creation of the educational model which could allow to construct individualized learning paths at the bachelor’s degree stage with the purpose to raise the further competitive capacity of the graduates in the labour market. As a result, differentiation and variation are declared to be the major principles of the education organization.

Innovations in education; self-organization of educational systems; increase of learning effectiveness; flexible individualized learning paths.

Инновации все более прочно входят во все сферы нашей жизни, становясь характерной чертой не только современного мирового хозяйственного развития, но и оказывая влияние на такие области жизнедеятельности, как юриспруденция, естествознание, здравоохранение, искусство, политика, образование. Эти изменения особенно остро ощущаются в российском обществе, которое пребывает в состоянии социально-экономического кризиса, смены политических, социальноэкономических ориентиров, общественного уклада жизни в целом. Научной мыслью отмечается, что инновационные процессы являются необходимой предпосылкой выхода общества из кризисного состояния, в том числе и одного из ведущих ее социальных институтов - системы образования.

В настоящее время инновациям стали уделять внимание и на национальном уровне. Так, в соответствии с целью реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», должна быть сформирована эффективная инновационная система, обеспечивающая технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий [1].

Хотя термин “инновация” был введен еще в 30-х гг. XX в. австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, до сих пор отсутствует четкое определение понятия инновации и инновационной деятельности. Исследователи Г.Г. Азгальдов и А.В. Костин считают, что «термин «инновация» постепенно становится таким же важным, и где-то даже - модным, каким не так давно пытались сделать термины «эффективность» и «качество». И, к сожалению, - столь же неопределенным» [2].

Многие до сих пор рассматривают инновации как панацею, которая может разрешить большинство проблем. При этом считается, что инновация поддается управлению. Тем не менее, опыт показывает, что инновационная деятельность является рисковым делом, и она может привести к негативным последствиям, что ведет к необходимости держать инновационный процесс под контролем. Таким образом, инновации появляются как отклик на возникающие ограничения, противоречия: «инновационная деятельность появляется там, где необходимо решать проблемы, а не задачи и не проблемы, которые можно свести к задаче» [3].

Инновации как нечто новое всегда угрожают среде, так как они отрицают ее, поэтому среда всегда стремится к сопротивлению инновациям и очень часто их подавляет.

Инновации в образовании также зачастую рассматриваются как угроза, поскольку высшая школа проявляет стабильность и консерватизм в реализации «зна-ниевой» модели образования, будучи мало восприимчивой к современным моделям учебной деятельности, диалога культур, личностно-развивающих образовательных технологий. В данном случае с позиции синергетики система образования выступает как закрытая система, способная оградить себя от инноваций, рассматриваемых ею как беспорядок и нестабильность. В пределах системы образования изменения непрерывны и постепенны, законы развития контролируемы и предсказуемы, жизнь стабильна и упорядочена. Но ее границы постоянно подвергаются как внешним, так и внутренним воздействиям, или флуктуациям, порождаемым противоречием между массовой вузовской практикой и потребностями развивающегося общества, обусловленным тем, что в последнее десятилетие общество, развиваясь более динамично, требует от системы образования более гибкого реагирования на изменения в социальной среде и адаптации к ним. Тем не менее, система образования стремится подавить такие воздействия, но для этого ей требуется все больше и больше усилий. Наступает момент, когда справиться с ними она уже не в состоянии. В результате, система образования, с одной стороны, вынуждена искать, зачастую методом проб и ошибок, пути и способы удовлетворения запросов общества, предлагая инновационные модели образования; с другой - она проявляет способность к самосохранению, здравый консерватизм и прилагает все усилия для сохранения традиционной знаниево-просветительской образовательной парадигмы. С этого момента успех инновационной деятельности начинает зависеть от наличия у инноватора «инновационного потенциала», который можно интерпретировать как совокупность инновационных способностей субъекта, инновационных возможностей окружения (ниши) и инновационной репрезентативности ниши среде, позволяет преодолеть сопротивление среды путем увеличения потенциала нового или снижения уровня барьеров в среде, созданием положительного отношения между продуктом инновации и элементами среды. Тот инноватор будет обладать наибольшим инновационным потенциалом, который выберет наиболее высокопотенциальную цель, наиболее высокопотенциальный способ действия и будет иметь наибольшую способность взаимодействия в данном канале.

В этой связи становится принципиальным вопрос, что такое инновация в образовании, и как учитывать успех инновационной деятельности в сфере образования? Под инновацией применительно к сфере образования принято считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Отметим, что успех в такой некоммерческой инновации, как образование, нельзя измерить рублем, поэтому успех инновационной деятельности должен быть не столько материально-вещественным и нематериальным активами, сколько степенью доверия членов общества к новому продукту субъекта и самому субъекту - продуценту данного продукта. Иными словами, ус-

пех инновационных процессов в системе образования определяется способностью образовательных учреждений быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, что выражается в устойчивой востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В настоящее время одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества с целью усиления конкурентоспособности страны в целом и нынешних выпускников в частности, что влечет за собой особое внимание к проблемам отбора содержания образования и, как следствие, к проблемам создания образовательных стандартов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из основных задач профессионального образования является формирование профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда с учетом сформированности способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации [4].

Решение данной задачи может быть получено лишь путем комплексной модернизации образовательного процесса с помощью привлечения каждого студента к активному индивидуальному управлению своим компетентностным развитием.

В настоящее время в результате социально-экономических изменений, происходящих в обществе, оказался подорван фундамент жизнеустройства, дающий людям чувство уверенности в будущем. Отсутствует уверенность в будущем и у нынешних студентов и выпускников вузов, которые зачастую не готовы адаптироваться к новым условиям жизни, что приводит к проблемам, связанным с трудоустройством. Их необходимо научить конструировать свой собственный жизненный путь, находить смысл существования в потоке социально-экономических трансформаций, которые субъективно воспринимаются как лишенный внутренней логики хаос. В решении данной проблемы человека в меняющемся мире неустойчивостей и флуктуаций многообещающим выглядит синергетический подход.

Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации систем различной природы. Однако, поскольку на сегодняшний день отсутствует единое определение категории «система», то вслед за Е.Г. Пугачевой, К.Н. Соловьенко под «системой» мы будем понимать «совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими его компонентам, взятым в отдельности» [5].

С позиции синергетического подхода система образования может быть представлена как:

1) сложная система, поскольку состоит из большого числа элементов, между которыми имеются многочисленные взаимосвязи, а причины часто отделены от следствий как в пространстве, так и во времени;

2) нелинейная система, которая характеризуется тремя «не»: неравновес-ность, неустойчивость, необратимость, приводящими к бифуркациям и нарушению симметрии;

3) детерминированная система, в которой будущее определено текущим состоянием системы;

4) динамическая система.

Представляется, что синергетический подход выглядит многообещающим при выстраивании индивидуальной траектории обучения как в рамках отдельных модулей, так и в рамках образовательной программы в целом, поскольку позволяет развивать нелинейное мышление студентов.

Путь к нелинейному мышлению предполагает не узкопрофессиональную, а фундаментальную подготовку, что требует организации процесса обучения таким образом, чтобы студент имел возможность видеть междисциплинарные связи. Результатом формирования нелинейного мышления должно стать формирование целостного мировоззрения, которое дает студенту душевное равновесие и возможность не терять это равновесие, познавая мир на протяжении жизни. Мы живем в современном необратимом, открытом мире, где настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, а будущее не может быть точно предопределено. И каждый из нас постоянно находится в ситуации выбора, поиска решения в соответствии с изменяющимися условиями. Однако верное решение может быть принято только в условиях видения целостной картины мира со всеми ее сложными взаимосвязями, что возможно только при условии сформированности нелинейного мышления, которое основано на видении междисциплинарных связей. В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. отмечается, что умение адаптировать уникальные навыки и способности к постоянно изменяющимся условиям деятельности становится определяющим фактором общественного статуса личности и материального достатка [1]. Сегодня фрагментарность, обособленность знаний недопустима, поскольку служит серьезным препятствием при решении многих жизненно важных проблем.

Подписание Берлинского коммюнике от 19 октября 2003 г., в котором за Российской Федерацией был официально закреплен статус полноправного участника Болонского процесса, ставит перед отечественными вузами задачу поиска оптимальных способов реорганизации образовательного процесса в соответствии с европейскими стандартами. В связи с этим Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг. (Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40) предусмотрено введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц, а также внедрение модульных технологий построения образовательных программ и разработка предложений по переходу на асинхронную организацию учебного процесса.

В контексте поставленных целей чрезвычайную актуальность приобретает задача построения гибких индивидуализированных образовательных моделей.

Сегодня в обществе с инновационной экономикой особое значение придается «производству знаний» и «знающему работнику», от которого ожидают не просто применения имеющихся знаний, но и участия в производстве новых знаний на рабочем месте, способствующем росту эффективности деятельности. Следовательно, наша задача - взять лучшее из имеющегося мирового опыта, чтобы повысить эффективность обучения, конкурентоспособность выпускника университета. При этом главной ошибкой было бы начать рассматривать студентов как средство к достижению экономических целей, наоборот, современные образовательные стандарты должны учитывать интересы обучающегося - человека и гражданина.

Анализ опыта, имеющегося в лучших университетах Европы и США, позволяет говорить о следующих путях повышения эффективности обучения, которые влекут за собою принципиальные, системные изменения в образовательной деятельности университетов:

♦ новый подход к планированию семестровой работы студентов (асинхронное обучение) и использование системы балльно-рейтинговой оценки, которая гарантирует прозрачность контроля знаний и его объективность;

♦ индивидуализация учебного процесса, что предполагает самостоятельный выбор студентом необходимой образовательной траектории как в рамках всей образовательной программы, так и в рамках отдельных модулей, что позволяет регулировать интенсивность занятий, вести самостоятельную работу с учебными материалами, способствует формированию активной жизненной позиции;

♦ использование новых образовательных технологий — электронных учебных материалов, образовательных порталов, он-лайн дискуссий, а также современных эффективных методик;

♦ изменение роли преподавателя: он обеспечивает студента методическими материалами для самостоятельной работы, мотивирует студента к учебе, выступает не транслятором знаний, а сопровождающим и консультантом;

♦ компетентностная направленность образовательного процесса, т.е. его ориентация на выработку умения добывать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно принимать решения, добиваясь поставленной цели; в дополнение к профессиональным компетенциям требуется развивать личность студента, помочь ему раскрыть свои способности; студент должен быть готов не только к своей будущей профессиональной деятельности, но и к жизни в современном обществе с его высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех.

Важнейшими принципами организации содержания образования должны стать дифференциация и вариативность содержания образования, которые позволяют учитывать склонности и интересы студентов, их способности и успеваемость, развивать умение делать выбор, что является одним из важнейших умений, необходимых в жизни каждому человеку.

Согласно Н.М. Воскресенской, вариативность может быть обеспечена следующими средствами:

♦ разным содержанием образования для различных студентов;

♦ различным объемом содержания образования;

♦ разной скоростью продвижения по учебной программе [6].

Следует признать, что современные студенты, обладая рядом положительных качеств, все же не умеют сосредоточиться на достижении отдаленных целей, недостаточно мотивированы на получение качественного образования, на свое культурно-личностное развитие. Тем не менее, необходимо добиваться решения одной из основных задач модернизации образовательного процесса, где бы каждый студент систематически интересовался ходом своего развития и целенаправленно и всесторонне действовал в этом направлении. Решить эту непростую задачу в условиях массового обучения позволяет обеспечение возможности студента выбирать индивидуальную траекторию обучения под руководством зрелого наставника, которому он доверяет и которого искренне уважает. Речь идет о том, что при сохранении несущей конструкции образовательной программы должна быть существенно расширена свобода маневра в порядке очередности освоения части дисциплин (там, где это не нарушает общей логики программы), а наполнение отдельных ее сегментов могло бы варьироваться в соответствии с конкретным образовательным запросом.

Эта идея становится особенно актуальной в контексте реализации Life Long Learning (образование на протяжении всей жизни), поскольку в сегодняшних условиях лавинообразного обновления информации невозможно в стенах университета дать образование на всю жизнь и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно. Следовательно, опыт личного участия в конструировании образовательной программы является одним из важнейших условий формирования такого умения.

Перспективность данного пути совершенствования образовательной практики подчеркивается в документах Болонского процесса. Как было заявлено в Грац-кой декларации 2003 г., развитие Болонского процесса должно содействовать внедрению гибких индивидуализированных траекторий обучения, что напрямую связано с такими приоритетами общеевропейской образовательной политики, как горизонтальная и вертикальная академическая мобильность (и кредитная система как средство ее реализации), диверсификация и непрерывность образования.

Следует найти такую модель, которая позволяла бы выстраивать индивидуальные образовательные траектории уже на стадии бакалавриата и служила бы адаптационным механизмом для студентов, желающих изменить профиль подготовки на стадии перехода из бакалавриата в магистратуру.

Составление учебной программы требует от студентов зрелости и огромной дисциплины, активирует у них личностную ориентацию и ее основные составляющие:

♦ креативность (выражается в выдвижении гипотез, в поисках новой информации, в испытании новых схем деятельности и мышления);

♦ вера в собственные силы (студент верит в свои умственные возможности, в правильность своих выводов и предлагаемых им путей решения проблемы, но в то же время открыт для критики и предложений извне);

♦ оптимизм (студент ожидает положительных событий, благоприятных обстоятельств, успеха, а не поражения или неудачного стечения обстоятельств);

♦ поиски причинности (студент стремится к выявлению причинноследственных связей, особенно между своим поведением и возможными последствиями, что способствует формированию личной ответственности);

♦ селективность (в оценочной сфере выражается в ясной оценке, а в сфере познавательного функционирования — в направленности внимания и в выборочной обработке информации).

Соответственно меняется и содержание образовательного процесса. Вместо того чтобы быть источником знаний, преподаватель теперь должен выступать в роли руководителя и организатора процесса обучения. От преподавателя ожидается переход от традиционных педагогических концепций к новым педагогическим стратегиям.

Лекции давно не сводятся к пересказу того, что студенты могут прочитать сами. В них освещается современная проблематика, а студент получает необходимую информацию для успешной самостоятельной работы. При помощи преподавателя студент выбирает самостоятельную траекторию учебы, а современная библиотека предоставляет ему необходимую литературу и пособия, подготовленные преподавателями, для освоения выбранных курсов.

Можно сказать, что роль преподавателя заключается прежде всего в участии в диалоге автономных субъектов. Структура этого диалога определяется следующими принципами:

♦ право на свободный выбор направления исследований и уважение к этому праву у других;

♦ право на представление своей позиции и уважение к чужой инаковости;

♦ право на сомнение и обязанность критического подхода к себе и другим.

Задача преподавательского сопровождения - не влиять на интересы студента,

но уважать их исключительность и оригинальность. Основная цель встречи студента и преподавателя - участие в диалоге. Разговор преподавателя со студентом на интересующую последнего тему, рассмотрение познавательной проблемы студента «здесь и сейчас», жаркая дискуссия с ним о возможных путях решения этой

проблемы, открытие все новых углов зрения - все это ведет к активизации своеобразной сферы ближайшего развития как студента, так и преподавателя. В самом деле, здесь студент и преподаватель учатся друг у друга. Никто не остается пассивным, каждый находится в постоянных поисках и стремится к духовному и интеллектуальному самосовершенствованию. Автономия университетского преподавателя и уважение к автономии студента способствуют формированию университетского сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). - М., 2006.

2. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. - 2008. - № 2 (60).

3. Нестеров А.В. Инновации - системный подход // Компетентность. - 2007. - № 6 (47). - С. 3-13.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

5. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 172 с.

6. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах // Вопросы образования. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004. - С. 143-161.

Статью рекомендовал к опубликованию к.п.н., доцент Е.В. Краснощеков.

Привалова Юлия Владимировна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: privalova@tti.sfedu.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634393433.

Доцент.

Privalova Yulia Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: privalova@tti.sfedu.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634393433.

Associate Professpor.

УДК 378.146

О.М. Рябцева БИЛИНГВИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Анализируется понятие “билингвизм", дается классификация билингвов, рассматриваются вопросы соотношения реальной, культурной и языковой картин мира. В результате анализа различных точек зрения автор приходит к выводу, что билингвизм равно как и полилингвизм расширяет границы познания мира и способствует взаимопониманию между отдельными людьми, народами и государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.