С. Г Вершловский, анализируя ценности и мотивы образования человека, отмечает, «накопление новых знаний, новых способов ориентировки содействует возникновению у личности ощущения возросших возможностей в восприятии мира и себя в нем. За видимым и привычным миром, за миром «здравого смысла» индивиду открывается мир скрытых отношений. Человек перешагивает узкие границы своего индивидуального существования, психологически и социально он начинает становиться в определенном смысле универсальным существом» [5, с. 379].
Индивидуальность каждого человека неповторима, пути достижения цели разные, но использование оптимальных для определенного возрастного периода способов обучения и воспитания позволит не только осуществить плавный переход с возможностью корректировки и восполнения имеющихся пробелов, но и сориентировать человека на непрерывное пополнение уже имеющегося знания. Быть в мире, ощущая ответственность за собственное существование, свободно использовать имеющийся потенциал человек сможет только при условии постоянного совершенствования име-
ющегося знания, непрерывного образования в течение жизни.
1. Новиков А. М. Профессиональное образование: устремление в будущее//Отечественная и зарубежная педагогика. -2012. - № 2 (5). - С. 4-10.
2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм//Су-мерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319-344.
3. Философский энциклопедический словарь. — М.:
ИНФРА-М, 2006. — 576 с.
4. Розин В. М. Философия образования: этюды — исследования. — М.; Воронеж, 2007. — 576 с.
5. Вершловский С. Г. От образования взрослых к непрерывному образованию//Непрерывное образование как социальный факт/под науч. ред. Н. А. Лобанова,
B. Н. Скворцова. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. —
C. 349-395.
6. Дудина М. Н., Загоруля Т. Б. Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. — 244 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 368 с.
8. Розин В. М. Проблема целостного изучения человека//О человеческом в человеке/под общ. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
9. Гельвеций К. А. Антология мировой философии: в 4-х т. — Т. 2. — М.: Мысль, 1970. — 767 с.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1977. — 528 с.
УДК / uDC 378
А. И. Попов, А. А. Букин, В. Г. Однолько A. Popov, A. Bukin, V. Odnolko
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНцИЙ individual educational TRAJECTORY AT DISTANCE LEARNING: THE FORMATION OF A CLuSTER OF CREATIVE COMPETENCE
Сформулированы требования к творческой подготовке специалистов и проанализированы ее особенности при заочной форме обучения; сформулированы требования к корректировке содержания обучения и подходы к проектированию индивидуальной образовательной траектории с позиций формирования кластера творческих компетенций; показана возможность интенсификации творческой подготовки средствами олимпиадного движения; рассмотрено индивидуализированное обучение в условиях информационной креативной среды.
The authors formulate the requirements for the creative training and analyze its features in
distance learning, formulate the requirements to adjust teaching content and approaches to the design of individual learning paths from the point of forming a cluster of creative competence, the possibility of intensification of creative training by using the Olympiad movement; reveal individualized learning conditions in the information creative environment.
Ключевые слова: творческие компетенции, заочная форма организации обучения, олимпи-адное движение, индивидуализация обучения.
Keywords: creative competence, extramural training organization, Olympiad movement, individualization of learning.
Современное высокотехнологичное производство требует от специалиста готовности не только к выполнению типовых видов профессиональной деятельности, но и нацеленности на внедрение новых технологий, принятие нестандартных конструкторских решений, поиск и продвижение инновационных проектов. Приоритетным направлением деятельности инженера становится «овладение новой системой в техносфере с целью решения и реализации инженерных задач, преодоления энтропийного сопротивления сложного объекта и окружающей среды посредством нетривиальных, эмпирических, эвристических, формально не описываемых креативных действий и решений для получения конструктивных и продуктивных результатов» [3, с. 32]. Таким образом, деятельность в инновационной сфере экономики предполагает наличие у выпускников вуза сформированного кластера творческих компетенций, определяющих способность специалиста выполнять требующую эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности профессиональную деятельность на основе: знаний менеджмента творческой деятельности; умений организации деятельности как собственной, так и руководимого коллектива по решению творческих задач; навыков творческой деятельности в условиях психологического напряжения, стресса и ограниченности временных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов [1].
В то же время существующая система организации высшего инженерного образования зачастую противоречит требованиям работодателей о том, что «помимо знаний, умений и навыков, специалист должен обладать творческим подходом к решению нестандартных задач, высоким уровнем развития критического и рефлексивного мышления» [2, с. 9]. Разрешение указанного противоречия и формирование кластера творческих компетенций не может происходить только в рамках одной дисциплины: необходимо, чтобы умения творческой деятельности приобретались студентами в течение всего периода обучения в вузе. Особую значимость имеет разработка методологических подходов, обеспечивающих решение задачи формирования кластера творческих компетенций у студентов, обучающихся по заочной форме, т. к. они уже осуществляют профессиональную деятельность. Организация творческого саморазвития таких студентов должна учитывать как возрастные особен-
ности контингента студентов (андрагогические закономерности), так и их настрой на совершенствование (акмеология).
Формирование творческих компетенций будет происходить на основе перехода к лич-ностно ориентированному обучению, в котором учитываются индивидуальные и личностные особенности обучающихся. Основным при организации учебного процесса студентов, обучающихся по заочной форме, будет дифференцированный подход, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам человек исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную траекторию своего развития. Задачей педагогов высшей школы при использовании данного подхода в обучении становится создание таких психо-лого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное мотивирование студентов к творческому саморазвитию при сохранении профессионального и социального контекстов будущей профессиональной деятельности.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории должно происходить с учетом особенностей как контингента обучающихся, так и сложившейся образовательной среды вуза.
Во-первых, для студентов-заочников технических специальностей характерна большая актуализация получаемых знаний и навыков в силу активного вовлечения в решение профессиональных проблем во время трудовой деятельности, т. к. на эти специальности (направления подготовки) поступают в основном те абитуриенты, которые уже работают по избранной профессии (в отличие от гуманитарных, где определяющим для молодежи при выборе специальности является ее престижность, а получаемые профессиональные знания не востребованы сферой их настоящей деятельности). Понимание студентами необходимости получаемых знаний, умений и навыков для успешного профессионального и карьерного роста обеспечивает сознательное и активное их участие как в формировании содержания обучения и определении необходимой трудоемкости отдельных его модулей, так и в выборе соответствующих инструментально-педагогических средств.
Во-вторых, значительное количество студентов уже успели добиться определенного социального и профессионального статуса, имеют жизненный опыт и сформировавшуюся систему взглядов на окружающую действительность. Изучение дисциплин социально-гу-
манитарного и экономического цикла они рассматривают, прежде всего, как возможность подтверждения своего мировоззрения и приобретения навыка осознанного экономического выбора и организационно-экономического сопровождения своих инновационных идей до стадии собственного бизнеса. Дисциплины математического и естественно-научного циклов должны, по мнению обучающихся, позволить им успешно сформировать компетенции на деятельностном уровне, т. е. обеспечить возможность использовать полученные фундаментальные знания при анализе и выработке инженерного решения в конкретной проблемной ситуации на производстве.
В-третьих, особенностью образовательной среды является то, что значительная часть преподавателей больше ориентирована на теоретическую научную деятельность и имеет меньше практического профессионального опыта решения реальных проблем на предприятиях региона, чем обучающиеся.
Поэтому особую важность при подготовке студентов заочной формы обучения имеет организация индивидуальной творческой подготовки, которая бы не только обеспечила выполнение социального заказа на специалиста, готового к инновационной деятельности, но максимально использовала профессиональный познавательный интерес студентов, их жизненный опыт, стремление к достижению профессиональных вершин.
В-четвертых, в высшей профессиональной школе обучающиеся могут иметь неодинаковые, зачастую разнонаправленные цели (не только между собой), не всегда эти цели совпадают с требованиями ФГОС. Особенно это характерно для заочной формы обучения, когда каждый студент в процессе получения высшего образования осуществляет движение по личной траектории, смысл которой определяется потребностями конкретного предприятия или сферы настоящей деятельности студента, при этом преподаватель не всегда видит этот смысл и не может адекватно скорректировать течение учебного процесса. Это обусловливает важность разумного сочетания концепций «профессионализации» и «фунда-ментализации» образования.
Выявленные особенности предполагают как корректировку структуры содержания обучения по разным блокам дисциплин, так и изменение уровня подготовки преподавателей, ведущих занятия с заочниками, формирование их нацеленности на организацию творческого
саморазвития. И, в первую очередь, это приводит к тому, что интерактивный характер образовательного процесса на заочном отделении будет доминирующим в силу не только требований ФГОС ВПО, но и готовности контингента обучающихся к такого рода взаимодействию. Поэтому в структуре содержания обучения необходимо перераспределение в сторону увеличения доли знаний и навыков, востребованных самими обучающимися, но при обязательном сохранении минимального набора дидактических единиц, определяемых ФГОС. Обучение должно предполагать моделирование производственно-технологической системы и процессов ее функционирования, что даст возможность обучающимся через креативные решения сформировать у себя кластер творческих компетенций. Во-вторых, преподаватель должен максимально использовать при организации учебного процесса для установления связи изучаемой дисциплины и сферы профессиональных интересов примеры из практической деятельности обучающихся и предлагаемые ими актуальные проблемные ситуации для обсуждения. В-третьих, учитывая, что у большинства обучающихся уже есть часть знаний и навыков в рамках учебных дисциплин профессионального цикла, основной акцент необходимо сделать на формирование у них готовности к их нестандартному применению в условиях психологического напряжения, т. е. уделять больше времени именно формированию способностей к творческой деятельности в реальной обстановке.
На основе анализа существующей системы заочного обучения нами сформулированы подходы к разработке индивидуальной образовательной траектории как способа развития личностного интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося в контексте подготовки к инновационной деятельности. Заочная форма обучения предполагает, что большая часть познавательной деятельности в соответствии с ФГОС проводится студентами самостоятельно, поэтому организация аудиторной работы должна обеспечить переход в работе студента к доминированию творческой направленности и сформировать его готовность к саморазвитию. Лекции в основном должны быть направлены не на логическое объяснение учебного материала, а на определение «реперных» точек в освоении материала, на рекомендации по самостоятельному изучению основных положений дисциплины. Рассматривать же примеры творческой деятельности
во время аудиторных занятий преподаватель просто не имеет возможности, поэтому основной акцент в творческой подготовке переносится на самостоятельную работу. При ее планировании необходимо предусмотреть для студента возможность информального образования (посредством издания сборников творческих задач и кейсов по изучаемым дисциплинам), организовать развитие творческих способностей всех обучающихся (в соответствии с их способностями и социальным заказом) в виртуальном информационном пространстве.
В качестве одного из перспективных направлений педагогического сопровождения творческого саморазвития и формирования кластера творческих компетенций с учетом индивидуальных особенностей и познавательных потребностей студентов можно рассматривать олимпиадное движение. К сожалению, реалия высшего образования такова, что студенческие олимпиады считаются соревнованием студенческой элиты, которая обучается на дневном отделении. При существующей форме организации образовательного процесса студенты заочного отделения, естественно, исключаются из формы данного творческого совершенствования, которое проходит в основном в очной форме, в сроки, не совпадающие с сессиями заочников, а существующее небольшое количество дистанционных олимпиад ориентировано на узкий круг участников, которые специально готовятся к подобного рода мероприятиям. Но и среди студентов, обучающихся по заочной форме, есть очень много творчески мыслящих людей, проявляющих в повседневной профессиональной деятельности высокий уровень интеллектуальной активности. Необходимо адаптировать форму организации обучения — олимпиадное движение — к особенностям заочного обучения, дать возможность каждому студенту участвовать в творческом процессе именно в том виде и объеме, который актуален для него в настоящее время [4].
Проектирование индивидуальной образовательной траектории с использованием олимпиадного движения при заочной форме организации обучения предполагает, что возможность творческого саморазвития будет подкреплена изучением методов и приемов творческой деятельности. Без понимания психологических процессов, происходящих во время творческой работы, без знания основных способов решения нестандартных
задач, без умений находить новые комбинации имеющихся знаний в ситуации ограничений студенту будет проблематично освоить творческие компетенции на высоком уровне. Поэтому обучающемуся должны быть предоставлены возможности или самому ознакомиться с систематизированной информацией по данному вопросу (и затем уточнить проблемные моменты у методиста заочного деканата), либо запланировать соответствующий учебный модуль в дисциплине «Введение в специальность».
Одним из наиболее эффективных инструментально-педагогических средств олимпиад-ного движения, которое можно использовать при проектировании индивидуальной образовательной траектории студента-заочника, являются олимпиадная задача и творческий кейс. Особенностью олимпиадных задач будет наполнение их профессиональным контекстом, чтобы обучающийся с помощью тьютора смог смоделировать производственно-технологическую систему и найти новое решение, обеспечивающее удовлетворение потребностей человека на новом уровне и (или) с экономической выгодой. Наибольший интерес представляют олимпиадные задачи, которые подготовлены на основе реального предприятия, где работают студенты заочного отделения. Отличие олимпиадных задач для студентов-заочников от такого же типа задач для других форм подготовки заключается в большей привязанности к конкретному виду профессиональной деятельности, что обеспечивает доминирование прикладного характера обучения. Постепенно олимпиадные задачи переходят в творческие кейсы, которые охватывают несколько дисциплин.
Для составления олимпиадных задач, используемых при индивидуальном подходе к обучению, преподаватель должен во время установочных занятий внимательно изучить сферу профессиональных интересов обучающихся и выявить представляющие для них наибольшую актуальность проблемные ситуации, которые можно было бы решить средствами изучаемой дисциплины. Учитывая затруднения у обучающихся с изучением теоретического материала, целесообразно часть задач разбивать на ряд взаимосвязанных мини-ситуаций, решение которых требовало бы от студента глубокого понимания лишь одной дидактической единицы дисциплины. Самостоятельно решая сознательно упрощенные творческие задачи, студент приобретает навык
к анализу и сможет в дальнейшем сам проводить декомпозицию проблемы и выявлять для каждого элемента наиболее перспективный способ решения. Решение творческих задач, которые хотя и состоят из ряда типовых элементов (навыки, решения которых формируются при использовании любого сборника задач), но позволяют обучающемуся увидеть возможность нестандартных комбинаций типовых приемов, должно стать обязательной частью подготовки специалиста. Разработка и использование олимпиадных задач позволит сделать самостоятельное изучение дисциплины более продуктивным, что может подтвердить диагностирование творческих способностей в рамках определения компетенций студентов.
Творческие задачи, предлагаемые заочникам, должны быть двух типов: рассчитанные на формирование готовности к деятельности в условиях ограничений по времени и используемым ресурсам и рассчитанные на мотивирование дальнейшего исследование проблемы. Первая группа задач, как правило, характеризуется лаконичностью записи условия, не требует громоздких выкладок для решения, ориентирована на сообразительность, оперативность действий [5].
Отличительной особенностью задач второго типа является их «развернутый» характер, предполагающий привлечение различного рода литературных источников, осуществление более масштабных численных исследований, реализацию более сложных алгоритмов поиска решения. Такая форма олимпиадной задачи заставляет обучающихся глубже понять процесс, лежащий в ее основе, конструктивно изложить схему решения, самому сформулировать новые проблемы для дальнейшего исследования.
Обучение по индивидуальной образовательной траектории студентов заочного отделения и формирование кластера творческих компетенций предполагает создание в вузе единой информационной креативной среды.
При организации сопровождения творческого саморазвития студентов заочного отделения по индивидуальной образовательной траектории в рамках единой информационной креативной среды возможны:
1) организация коллективной деятельности обучающихся в виртуальных микрогруппах, которая предоставит им возможность оперативного обмена идеями по решаемым проблемам между собой и консультаций с ведущими учеными и методистами в выбранной области;
2) использование при анализе проблемной ситуации средств мультимедиатехнологий, что обеспечивает возможность обучающемуся глубже понять сущность анализируемого процесса и выработать новые предложения по способам нахождения решения;
3) включение обучающихся в решение профессиональных творческих задач на базе научно-образовательных и инновационно-технологических центров;
4) предоставление в виде олимпиадной задачи исследованной всеми обучающимися профессионально-ориентированной проблемной ситуации, позволяющей активизировать учебно-познавательную деятельность и сформировать творческие компетенции специалиста.
Возможное участие части студентов-за-очников в дистанционных олимпиадах хорошо моделирует процесс реального научного поиска. Студент должен сам выбрать адекватные средства мультимедиатехнологий и метод для решения поставленной задачи. Над студентом не довлеет значительная ограниченность времени (4-5 ч), отведенного на решение задач, страх забыть какую-нибудь важную формулу и т. п. Несколько дней, выделяемых участникам на решение задач, — вполне достаточный срок для обдумывания поставленных проблем и даже для самостоятельного изучения еще не пройденных ими вопросов. Вместе с тем этот срок заставляет студента тщательно планировать свое время в течение участия в олимпиаде, так как ему необходимо выполнять свои повседневные профессиональные обязанности по основному месту работы и при этом хочется хорошо выступить на олимпиаде.
Организация единой информационной креативной сети в рамках информального образования для студентов заочного отделения позволит решить еще ряд педагогических задач:
• ознакомление достаточно большой аудитории с организацией творческой подготовки в стране, текстами конкурсных заданий различного уровня и направленности и авторскими вариантами решений этих заданий;
• открытый доступ к методическим материалам по организации подготовки студентов к олимпиадам, творческим конкурсам, а в дальнейшем и к творческой профессиональной деятельности в условиях реального производства.
Рассмотренные методологические подходы к творческому развитию студентов заочного отделения посредством формирования
индивидуальной образовательной траектории реализованы на практике в Тамбовском государственном техническом университете и показали свою эффективность: в результате уровень подготовки студентов заочного отделения к решению творческих задач, по мнению как работодателей, так и самих обучающихся, повысился.
1. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. — 80 с.
2. Федорова М. А., Завьялов А. М. Мировой социально-экономический контекст научного образова-ния//А!та-та1ег: Вестник высшей школы. — 2013. — № 4. — С. 7-10.
3. Лившиц В. Две концепции инженерного образования: анализ в свете компетентностного подхода/образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования — 2011. — № 9 (88). —
С. 30-41.
4. Попов А. И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой подготовки//Инноваци-онная деятельность. — 2012. — № 1 (19). — С. 89-94.
5. Попов А. И. Теоретическая механика. Сборник задач для творческого саморазвития личности студента: учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. — 188 с.
УДК / uDC 378.147 С. А. Деева
S. Deeva
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИ ДИСТАНцИОННОМ ОБУЧЕНИИ PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS of bachelor training using distance education
В статье рассматриваются психолого-пе-дагогические аспекты подготовки бакалавров в ходе реализации стандартов нового поколения и особенности организации самостоятельной работы студентов в дистанционной образовательной среде, раскрываются основные этапы процесса подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения.
The article deals with psychological and pedagogical aspects of bachelor training during realization of new generation’s standards and organizational features of students’ individual work via distance education. It describes the main stages of bachelor training process in condition of distance education.
Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенция, готовность к обучению, информатика, информационно-коммуникационные технологии.
Keywords: distance education, competence, willingness for learning, information science, informational and communicational technologies.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предъявляет ряд требований к уровню
подготовки бакалавров экономического направления:
— владение навыками пользования современными технологическими средствами и технологиями, базами и банками данных;
— умение использовать технологии в разных сферах деятельности;
— обладание информационной компетентностью и стремление к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
— психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда.
Реализация ФГОС ВПО основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080100 Экономика включает в себя формирование у студентов:
1. Готовности к следующим видам образовательной деятельности:
— работа с электронно-библиотечной системой;
— просмотр учебно-методических материалов учебных дисциплин в сети Интернет;
— оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями (по компьютерным коммуникациям);
— осуществление доступа к современным