Научная статья на тему 'Вопросы усыновления и пути их решения (из опыта регионального законодательства)'

Вопросы усыновления и пути их решения (из опыта регионального законодательства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОПЕКА / ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЕДИНОВРЕМЕННОЕ И ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ADOPTION / ADOPTIVE FAMILY / CUSTODY / DEPRIVATION OF PARENTAL RIGHTS / MEASURES OF SOCIAL SUPPORT / ONE-TIME AND MONTHLY ALLOWANCES / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карибян Сусаннаониковна

В настоящей статье рассмотрены проблемы усыновления детей г.о. Тольятти, приведены примеры из регионального законодательства. Особое внимание в работе акцентируется на анализе областных законодательных актов, регулирующих порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION QUESTIONS AND SOLUTIONS (FROM THE EXPERIENCE OF REGIONAL LEGISLATION)

In the present article are considered the problems of adoption of children in the city of Togliatti, are examples of regional legislation. Special attention will focus on the analysis of regional legislative acts governing the procedure of adoption of children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Вопросы усыновления и пути их решения (из опыта регионального законодательства)»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, № 4 (79) 2013

УДК: 347.6

ББК: 67.404.4

Карибян С.О.

ВОПРОСЫ УСЫНОВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Karibyan S.O.

ADOPTION QUESTIONS AND SOLUTIONS (FROM THE EXPERIENCE OF REGIONAL LEGISLATION)

Ключевые слова: усыновление, приемная семья, опека, лишение родительских прав, меры социальной поддержки, единовременное и ежемесячное пособие, целевая программа.

Keywords: adoption, adoptive family, custody, deprivation of parental rights, measures of social support, one-time and monthly allowances, target program.

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены проблемы усыновления детей г.о. Тольятти, приведены примеры из регионального законодательства. Особое внимание в работе акцентируется на анализе областных законодательных актов, регулирующих порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.

Abstract: in the present article are considered the problems of adoption of children in the city of Togliatti, are examples of regional legislation. Special attention will focus on the analysis of regional legislative acts governing the procedure of adoption of children left without parental care.

Закрепление в Семейном кодексе РФ положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных и иных особенностей1.

Тольяттинские сироты, проживающие в детдомах, лишены не только родителей, но и дома, семьи, материнской заботы. Все эти дети нуждаются в семье, в воспитании. Каждый из них вправе надеяться, что он кому-то нужен, каждый достоин особого внимания.

Поэтому, в целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, законодательно закрепленного Семейным кодексом РФ, Конвенцией ООН «О правах ребенка» и др. Департамент по вопросам семьи и демографического развития мэрии Тольятти совместно с центрами «Семья»,

1 Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-4/index.htm. Свободный доступ.

социально-реабилитационным центром «Гармония» и социальным приютом «Дельфин» в период с 1 марта по 30 апреля традиционно проводит акцию «Счастье в дом» по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основными задачами ежегодной акции «Счастье в дом» являются предоставление информации о детях, которые хотят найти свою семью, а также знакомство горожан с детьми. В ходе акции организовываются мероприятия,

направленные на пропагандирование и стимулирование усыновления: размещение информации о детях в сети интернет, подготовка фотографий детей, репортажей о детях с целью устройства их в приемную семью.

В результате реализации комплекса целенаправленных действий специалистов департамента каждый год десятки детей находят свои семьи.

На 1 апреля 2013 г. на территории городского округа Тольятти на учете состоят 1645 чел. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 11 человек больше, чем было на 1

апреля 2012 года.

Из них дети-сироты составляют 33% (540 чел.). Это дети, оставшиеся без попечения родителей - 1095 чел. (67%). С учетом того, что количество детей, ежегодно становящихся сиротами, практически не изменилось, сокращение общего числа сирот произошло из-за достижения ими совершеннолетия. Так, в результате совершеннолетия в 2012 году из этого списка выбыло 176 человек. По данным департамента, в первом полугодии

2013 года находятся на воспитании в семьях 83,5% (1366 чел.), в том числе:

- под опекой и попечительством - 1137 чел. (83,2%);

- в приемных семьях - 229 чел. (16,8%).

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Тольятти находятся 266 чел. (16,3%), (в 2011 г. - 314, в 2010 г.- 342, в 2009 г. - 348).

Всего в Тольятти 187 приемных семей, в которых воспитывается 229 приемных детей, и 1023 опекунские семьи, в которых воспитывается 1137 детей1. В самом городе население составляет 718 тысяч человек.

Приведенные цифры говорят о том, что вопрос выявления детей, оказания им помощи и устройства их в семью важен и актуален.

Сравнительный анализ семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что в 2012 году в семьях воспитывается детей на 1,9% больше, чем в 2011 году. Немаловажным фактором, обеспечивающим достижение этого результата, служит ведомственная целевая программа «Семья и дети городского округа Тольятти на 2012 -

2014 годы»2.

1 Статистические данные департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tgl.ru /structure/department/prozrachnyy-byudzhet-departament-po-voprosam-semi-opeki-i-popechitelstva/

2 Постановление Мэрии городского округа

Тольятти от 20.10.2011 г. № 3213-п/1 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов // ООО «Консультант плюс Тольятти», 2013.

На примере нашего региона законами предусмотрены следующие меры социальной поддержки при усыновлении ребенка. Так, в Самарской области при усыновлении ребенка выплачивается единовременное пособие в размере 23087,59 руб. (13087,59 руб. за счет федерального и 10000 руб. за счет областного бюджетов).

Закон Самарской области от 16 июля 2004 года №122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в гл. 5 ст. 15 установлено единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. Денежные выплаты при этом составляют 10 000 рублей3.

Всем известно, что 28 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Пункт 1. ст. 4 данного Федерального закона запрещает передачу детей,

являющихся

гражданами

РФ,

на

усыновление гражданами США , вместе с тем Президентом был подписан Указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который, прежде всего, направлен на упрощение оформления усыновления, его стимулирование и повышение материальной поддержки усыновления как на федеральном, так и на региональном уровне. Но на примере нашей области даже после недавних внесений изменений от 18 июля 2013 года в Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» никаких поправок и дополнений в ст. 14, 15, 16, посвященные усыновлению, внесено не было.

Закон Самарской области от 16 июля 2004 года № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

4 Федеральный закон от 28.12.2012 года. № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в ст. 12.1 гарантируется единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью1 (это усыновление, установление опеки (попечительства), передача на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). После индексации в 2013 году размер названного пособия составляет 13087 рублей 59 копеек.

Следует отметить, что на уровне других субъектов Российской Федерации прослеживаются более прогрессивные тенденции по поощрению и оказанию усыновителям мер социальной поддержки.

Например, 18 октября 2011 года губернатором Хабаровского края подписано Постановление Правительства

Хабаровского края № 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей«, в котором установлена единовременная денежная выплата усыновителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 250 тысяч рублей (см. п. 1, 2)2.

В Курганской области действует региональный закон о финансовой поддержке граждан, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после 1 января 2011 года. Ст. 2 названного законодательного акта предусматривает шесть единовременных денежных выплат3 из областного бюджета

1 Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

2 Постановление Правительства Хабаровского края от 18.10.2011 года № 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

3 Закон Курганской области от 8 декабря 2010 г. № 81 «О поддержке граждан, усыновивших

(удочеривших) детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

за воспитание детей до наступления совершеннолетия (18 лет) на общую сумму 950 тысяч рублей.

Согласно ст. 3 данного нормативного акта, размер единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты составляет 100 000 рублей.

В ст. 4 устанавливается размер единовременного денежного пособия по истечении трех лет (после усыновления (удочерения) ребенка-сироты), который равняется 200 000 рублей.

Размер единовременного денежного пособия при достижении усыновленным (удочеренным) ребенком 10-летнего возраста составляет уже 100 000 рублей (см. ст. 5).

Размер единовременного денежного пособия при получении усыновленным (удочеренным) ребенком основного общего образования равняется 150 000 рублей (см. ст. 6).

А размер единовременного денежного пособия при получении усыновленным (удочеренным) ребенком среднего (полного) общего образования образует уже 250 000 рублей (см. ст. 7).

Единовременное денежное пособие по окончанию усыновленным (удочеренным) ребенком специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (школы-интерната) VIII вида, специального (коррекционного) класса

общеобразовательного учреждения

составляет 150 000 рублей (см. ст. 8)4.

Анализируя положения закона Курганской области, наблюдаем реальные правовые гарантии, как для усыновителей, так и для усыновленных. Следовательно, данный закон может послужить примером и прототипом для Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей«.

В законе другого субъекта Федерации - Чувашской Республики «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики» от 3 октября 2012 года № 60 в ст. 2 указан размер единовременного

4 Там же.

пособия в сумме 300000 рублей1. Право на получение данной денежной суммы может быть реализовано с 2015 года. Это подтверждается ст. 3, где право на получение единовременного денежного пособия имеет один из усыновителей, если решение суда об усыновлении ребенка вступило в законную силу не ранее 1 января 2012 года, и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня вступления в законную силу вышеназванного решения суда2.

Пассивность будущих усыновителей в большинстве регионов страны объясняется организационными проволочками и отсутствием материальных стимулов. Если усыновителю государством выплачивается только единовременное пособие, то, опекуны и приемные родители на детей получают достаточно высокие ежемесячные выплаты.

Отметим имеющиеся проблемы на примере нашего города Тольятти. Наиболее распространенными причинами утраты детьми родительского попечения в 1 квартале текущего года явились:

умерли оба или единственный родитель - 19;

родители ограничены в

родительских правах - 2;

родители лишены родительских прав - 5;

отказ родителей забрать ребенка из родильного дома - 7;

родители находятся на

стационарном лечении - 4;

уклонение родителей от воспитания детей - 23;

место жительства родителей неизвестно - 4;

нахождение родителей под стражей или в местах лишения свободы -14;

1 Закон Чувашской республики от 3 октября 2012 года № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

2 Закон Чувашской Республики от 3 октября 2012 года № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка

(детей) на территории Чувашской Республики» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

иное - 43.

За этот же период были лишены родительских прав 36 человек в отношении 32 детей. В сравнении с этим же периодом 2012 года - это на 7 чел. больше (25 детей). Что говорит о возрастании числа неблагополучных, в том числе и девиантных семей в нашем городе. Но несмотря на это, лишение родительских прав должно быть исключительной мерой. Необходимо разработать изменения в законодательство, направленные на то, чтобы лишение родительских прав или ограничение в правах не следовало автоматически за отобранием ребенка из семьи, и не было возможным без длительной профессиональной работы по ее восстановлению. Чтобы само отобрание ребенка из семьи стало лишь крайней мерой в кризисной ситуации, в ситуации реальной опасности для ребенка, которое также в обязательном порядке предполагает экспертную и профессиональную работу с семьей для повышения возможности скорейшего возвращения ребенка в семью.

После лишения родителей

родительских прав большинство детей (68,8%) были устроены на семейные формы воспитания, 7 детей из которых были усыновлены.

Причинами лишения родителей родительских прав явились:

злоупотребление родителями алкогольными напитками или наркотическими

веществами, нежелание заниматься воспитанием своих детей .

Несмотря на вышеперечисленные примеры, по словам руководителя департамента по вопросам семьи, опеке и попечительству Светланы Лысовой, в нашем городе наблюдается положительная динамика устройства детей в семьи. На данный момент в нашем городе 1648 детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, из них всего 258 человек находятся в детских домах. Это

3 Статистические данные департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.tgl.ru/structure/department/prozrachnyy-

byudzhet-departament-po-voprosam-semi-opeki-i-

popechitelstva/

4 Там же.

достигнуто благодаря ряду комплексных мероприятий, среди которых нужно отметить «Счастье в дом», конкурс «Ребенок должен жить в семье», а также ряд пособий, которые полагаются замещающим и приемным родителям. Так, из федерального бюджета семья получает 100000 рублей в случае, если усыновляет ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, братьев или сестер (см. ст. 12.3)1.

Следует отметить, что Тольятти является одним из немногих городов, где приемным семьям выплачивается пособие еще и из городского бюджета. При передаче ребенка в семью - 2000 рублей, а на первоочередные нужды 5000 рублей. Все это подтверждается Постановлением мэра городского округа Тольятти от 19.02.2008 № 515-1/п «Об утверждении Положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в городском округе Тольятти». П.12.13. названного Положения установлено, что размер единовременного пособия составляет 2000 (две тысячи) рублей2; право на единовременное пособие имеет один из приемных родителей либо единственный приемный родитель, осуществляющий опеку или попечительство над ребенком по договору о приемной семье (см. п. 12.12)3. В

п. 13.2 говорится о праве на получение единовременного пособия, которое имеют лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных по месту жительства на территории городского округа и ранее находившиеся на воспитании в семьях (под попечительством или в приемных семьях)

1 Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

3 Постановление мэра городского округа

Тольятти от 19.02.2008 № 515-1/п «Об утверждении Положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки

отдельным категориям граждан в городском округе Тольятти». // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на территории городского округа Тольятти, в возрасте от 18 до 23 лет. Ст. 13.3. говорит о том, что размер единовременного пособия составляет 5000 (пять тысяч рублей)4.

Мы считаем, что вышеназванные меры социальной поддержки в нашем городском округе являются

незначительными и не соответствуют потребностям приемных родителей, тем более для содержания детей. Поэтому для стимулирования института приемной семьи в нашем городе в области мер социальной поддержки требуются значительные увеличения объемов финансирования. Тем более, что сам Тольятти получает налогов порядка 30 млрд. рублей, 6 млрд. из них остаются в городе, а 24 млрд. рублей уходят в государственный бюджет, поэтому увеличить доходы городского бюджета для реализации городских программ по усыновлению вполне возможно.

Также, в г. Тольятти действует ведомственная целевая программа «Семья и дети городского округа Тольятти« на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов.

В соответствии с Гл. II, целью данной ведомственной целевой программы является обеспечение благоприятных условий для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, улучшение социально-демографичес-кой ситуации на территории городского округа Тольятти, создание необходимых условий для выявления, становления и развития талантов детей-инвалидов с целью их последующей интеграции в общество, создание условий для полноценного отдыха детей в каникулярное время5.

Анализируя вышеизложенное, следует сказать что, перед нашими законодателями в вопросах правового регулирования в отношении детей-сирот должны решаться, также следующие важные задачи:

- повышение статуса института семьи,

Там же.

5 Постановление Мэрии городского округа Тольятти от 20 октября 2011 г. № 3213-п/1 об утверждении ведомственной целевой программы «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов // ООО «Консультант плюс Тольятти», 2013.

пропаганда ценности семейных форм воспитания детей;

- организация отдыха и досуга детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

- создание условий для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье;

- создание условий для социализации и интеграции в общество детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание помощи по оздоровлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание финансовой помощи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по организации отдыха детей в каникулярное время.

В заключении отметим, что принятие новых законодательных актов пока что не повлияло на существующие проблемы с усыновлением детей-сирот в нашей стране. А что касается заявлений о ликвидации детских домов, то подобные планы далеки от реальности. Да, вполне возможно перебросить детей-сирот в приемные семьи, однако на их место придут новые сироты, а места в семьях, готовых принять таких детей, будут заняты. Справедливости ради следует сказать, что наше общество не готово прийти на помощь детским сиротским учреждениям по многим причинам, одна из которых -проблематичная и не результативная реализация законодательных актов. Стимулирующие меры, принятые в нашей стране, не помогут в сложившейся ситуации. Даже с упрощением оформления документов на усыновление, введением материального поощрения количество желающих не увеличилось. Более того, даже работа общественных организаций, создавших базы видеоанкет сирот, не столь результативна. Так как такие базы пополняются новыми сиротами, вместе с ними годами могут крутится анкеты тех, кого так и не взяли в семью. Желание россиян взять маленького ребенка, желательно здорового, остаются

неизменными. А детские дома остаются

полны старшими сиротами, в том числе больными детьми.

Мы понимаем, что как бы ни был хорош детский дом, однако усыновление, как форма устройства ребенка-сироты, является, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. У любого государства не будет будущего, если оно не вкладывает средства в человеческий капитал, в том числе, своих детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // ООО «Консультант плюс Тольятти», 2013.

2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

3. Федеральный закон от 28.12.2012 года. № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

4. Указ Президента РФ от 28.12.2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // ООО «Консультант плюс Тольятти», 2013.

5. Постановление Мэрии городского округа Тольятти от 20.10.2011 г. № 3213-п/1 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов // ООО «Консультант плюс Тольятти», 2013.

6. Постановление мэра городского округа Тольятти от 19.02.2008 № 515-1/п «Об утверждении Положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в городском округе Тольятти» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

7. Закон Самарской области от 16 июля 2004 года № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

8. Постановление Правительства Хабаровского края от 18.10.2011 года № 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

9. Закон Курганской области от 8 декабря 2010 г. № 81 «О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на территории курганской области» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

10. Закон Чувашской Республики от 3 октября 2012 года № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2013.

11. Городской информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://tlt.ru/articles.php?n=1949271

12. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-4/index.htm. Свободный доступ.

13. Мэрия городского округа Тольятти, официальный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.tgl.ru.

14. Новости Тольятти Navigator63.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www. navigator63.ru/usynovlenie-%E2%80%93-tema-pryamoj-linii-v-tolyatti/

15. Статистические данные департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти. http://www.tgl.ru/structure/department/prozrachnyy-byudzhet-departament-po-voprosam-semi-opeki-i-popechitelstva/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.