Научная статья
УДК 338.22
doi: 10.47576/2782-4586_2023_2_28
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
МАХАЧКАЛЫ
Алибекова Лейла Алимовна
Дагестанский государственный университет
Омардибирова Хайдарат Омардибировна
Дагестанский государственный университет
Мажигова Елена Микаиловна
Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова
Аннотация. Статья посвящена изучению городской среды г. Махачкалы, путям и необходимым элементам ее развития, а также осуществляемым мероприятиям. Данная работа является актуальной в связи с существующими проблемами градостроительства, инфраструктуры и экологии на территории города. В статье рассмотрены направления формирования устойчивой городской среды города Махачкалы по улучшению функциональной организации города и его пространственной и планировочной структуры, жилищно-коммунального комплекса постоянному воспроизводству технической и транспортной инфраструктуры, расширению зеленого фонда и рекреационных систем, содержанию и благоустройству. В заключение статьи сделан вывод о том, что работа городской администрации позволит решить экологические, экономические, социальные и другие проблемы, обеспечить потребности и повышение качества жизни населения города.
Ключевые слова: городская среда, развитие, градостроительство и реконструкция, инфраструктура, проекты, транспортная сеть, экология.
ISSUES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CITY OF
MAKHACHKALA
Alibekova Leila Alimovna
Dagestan State University
Omardibirova Haidarat Omardibirovna
Dagestan State University
Mazhitova Elena Mikhailovna
A.A. Kadyrov Chechen State University
Abstract. The article is devoted to the study of the urban environment of Makhachkala, ways and a necessary element of its development, as well as ongoing activities. This work is relevant in connection with the existing problems of urban
planning, infrastructure and ecology in the city. The article considers the directions of formation of a sustainable urban environment of the city of Makhachkala to improve the functional organization of the city and its spatial and planning structure, housing and communal complex, constant reproduction of technical and transport infrastructure, expansion of the green fund and recreational systems, maintenance and improvement. In conclusion, the article concludes that the work of the city administration will solve environmental, economic, social and other problems, meet the needs and improve the quality of life of the city's population.
Keywords: urban environment, development, urban planning and reconstruction, infrastructure, projects, transport network, ecology.
Введение. Формирование городской среды - очень многогранное явление, и здесь архитектурное творчество является лишь частью факторов, участвующих в общем процессе. Формирование современной городской среды - это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения комфортных и безопасных условий жизни населения. Городская среда понимается как совокупность используемых и воспринимаемых городских пространств, от первичных, частных пространств до общепризнанных городских пространств. Сегодня городская среда в России является результатом деятельности многих субъектов, от простых граждан до организации и правительственные учреждения [1]. Последние играют ключевую роль не только в плане административно-правовой организации действий всех участников и вложения бюджетных средств в подготовку территорий, но и в плане учета интересов различных слоев городского сообщества.
Результаты исследования. Устойчивое развитие Махачкалы требует систематической работы по пополнению и использованию имеющихся городских ресурсов, улучшению функциональной организации города и его пространственной и планировочной структуры, жилищно-коммунального комплекса постоянному воспроизводству технической и транспортной инфраструктуры, расширению зеленого фонда и рекреационных систем, содержанию и благоустройству [5]. В соответствии с этим можно выделить следующие направления формирования устойчивой городской среды города Махачкалы:
- Формирование зон активной городской реконструкции.
- Развитие инженерной инфраструктуры.
- Развитие жилищного сектора.
- Развитие городской и пригородной транс -портной сети.
- Создание зон отдыха
- Охрана окружающей среды.
1. Формирование зон активной городской реконструкции.
В данном пункте нельзя не упомянуть о приоритетном проекте "Формирование комфортной городской среды", который был под -писан Президентом России и направлен на то, чтобы в короткие сроки сделать российские города комфортными и привлекательными для проживания. В этом году в Дагестане благоустроено более 170 территорий. Новые парки, пешеходные зоны, отремонтированные площади и набережные появились в 47 муниципалитетах. Общая сумма выделенных средств составляет всего 1013,90 млн рублей. Города и районы республики также приняли участие во Всероссийском конкурсе на лучшие проекты по созданию комфортной городской среды, что позволило обновить большее количество территорий [9]. Граждане сами сделали свой выбор в рамках онлайн-голосования. Победителями стали 37 общественных территорий республики, озеленение которых начнется в следующем году. Так, в 2023 году благоустроят территорию набережной городского пляжа "Березка", набережной "Лунный берег", улицы М. Гаджиева в районе Университетского озера.
По поручению Правительства Российской Федерации при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации разработана модель экономического развития региона, основанная на реализации 5 прорывных проектов республики, в том числе 17 инвестиционных проектов.
Они охватывают различные сферы и секторы экономики - развитие фруктовых и
стекольных промышленных кластеров, реконструкцию аэропорта Махачкалы, а также реализацию стратегического проекта "Город обувщиков": в общем на развитие обувных производств направлены инвестиции в размере около 600 млн. рублей. Развитие данной сферы также увеличит количество рабочих мест.
Другой не менее важный проект по развитие городской среды -государственная программа "Доступная среда".
Одной из целей государственной политики защиты социально уязвимых групп является создание доступной среды как в городских, так и в сельских районах для людей с ограниченными возможностями и других групп с низким уровнем дохода [2]. Для обеспечения доступности существующих объектов для людей с ограниченными возможностями, как правило, проводятся адаптационные мероприятия, включая региональные программы, планы действий и целевые муниципальные программы. Эта программа реализуется с 2014 года. "Доступная среда" включает две подпрограммы: подпрограмму "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизни инвалидов и других малоимущих групп"; подпрограмму "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Дагестан".
За период 2014-2022 годов было построено 742 объекта, в том числе 345 образовательных учреждений, 117 учреждений социальной защиты, 43 учреждения занятости, 81 учреждение здравоохранения, 63 спортивных объекта, 89 учреждений культуры, 4 транспортных объекта, 25 пассажирских транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, амбулаторный лифт для посадки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями на борт самолета, было установлено 266 единиц оборудование звукового сопровождения для пешеходов на светофорах.
2. Развитие инженерной инфраструктуры.
Развитие инженерной инфраструктуры должно осуществляться путем существенной модернизации. Развитие инженерной инфраструктуры должно быть направлено на обеспечение надежной и бесперебойной
работы городских энергосистем и водоснабжения, повышение качества питьевой воды и улучшение очистки сточных вод. Необходимо регулировать условия сетевого подключения, чтобы по возможности стимулировать конкуренцию между источниками [6].
3. Развитие жилищного сектора.
Для устойчивого развития городской среды Махачкалы чрезвычайно важно решение проблем развития жилищного сектора. Для реализации этого направления необходимо [7]:
- определить жилищные потребности различных социальных групп населения, материальные возможности их удовлетворения и типологию жилых зданий и квартир, необходимую для этого;
- создать подробную региональную классификацию городского жилищного фонда по физическому и моральному износу и следить за состоянием жилищного фонда;
- разработать и реализовать программу реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда, обеспечивающую повышение качества проживания в нем;
- разработать и реализовать программы строительства нового жилья, которые повысят безопасность жилья в городе, тем самым создавая условия для проживания каждой семьи в жилье и уравновешивая спрос и предложение;
- поддерживать создание организаций жилищных ассоциаций, ассоциаций, товариществ, кооперативов и других форм совместной собственности и управления жилищным фондом;
- добиться, за счет создания эффективных экономических механизмов, существенного улучшения качества жилищно-коммунальных услуг путем доведения их до уровня повышающихся требований населения, соответствующих нормам технического и социального прогресса [4];
- создать развитую коммерческую сеть для предоставления жилищных услуг в частном и муниципальном секторах.
В рамках развития жилищного сектора проводится комплексное развитие территорий, целью которого является повышение качества и улучшение архитектурно-стилистических характеристик городской среды, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, формирование
комфортной городской среды, а также привлечение внебюджетных источников финансирования для обновления застроенных территорий.
Существенной проблемой является высокая степень изношенности жилищного фонда.
По данным Дагестанстата, общая площадь жилых помещений с износом:
От 66 % до 70 % - 6806,0 тыс. М2, общим количеством домов 66383.
Более 70 % - 3302,0 тыс. М2, общим количеством домов 31937.
Что составляет 16,5 % от общей площади жилого фонда в Республике Дагестан.
Другая проблема - неоднородность структуры и бессистемная точечная застройка.
Наблюдается дисбаланс в распределении жилых и нежилых помещений (как по плотности, так и по качеству), что создает значительные проблемы в социальных, экологических, транспортных и других аспектах развития города и снижает территориальный потенциал Махачкалы. Это также влечет за собой дополнительные расходы, связанные с развитием и эксплуатацией инфраструктуры. Одной из причин данной проблемы может быть существование такого явления, как коррупция, когда для получения разрешения на строительство необходимо предоставить не грамотное обоснование, а некое вознаграждение. Но чем ярче проблемы и следствия, тем больше внимания привлекают их корни.
Так же, говоря о структуре застройки, хочется упомянуть о федеральном законе N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который был ужесточен.
Ужесточение данного закона обозначает усложнение условий и сужение круга лица, способных взять на себя ответственность по долевому строительству, соответственно, и качество их работы будет значительно расти. Другой вопрос, в обход данного закона вместо долевого строительства могут организовываться жилищные кооперативы. Но они пользуются меньшим спросом, потому что, как правило, заинтересованные лица бывают осведомлены о преимуществах дольщика и ответственности застройщика.
4. Развитие городской и пригородной
транспортной сети.
Развитие городской и пригородной транспортной сети является одним из важнейших направлений улучшения городской среды Махачкалы.
Очень существенным недостатком, характеризующим низкий технический уровень строительства и эксплуатации дорог и проездов города, является относительно низкое качество дорожного покрытия [8].
Основной задачей в сфере транспортной безопасности города Махачкалы является сохранение объема транспортных услуг на городских и пригородных маршрутах, а также повышение качества обслуживания пассажиров городским общественным транспортом. Улучшение качества обслуживания пассажиров общественным транспортом в городе предполагает:
- оптимизацию маршрутной сети на основе учета фактических пассажиропотоков;
- увеличение количества транспортных средств общественного пассажирского транспорта;
- реализацию комплекса мер по сохранению и совершенствованию троллейбусной сети;
- создание системы для оптимального взаимодействия муниципального и частного общественного транспорта, а в перспективе переход к единому управлению городским пассажирским транспортом на основе муниципального заказа.
5. Создание зон отдыха
Одной из главных причин, по которой Махачкала не считается привлекательным городом для проживания, является отсутствие необходимого количества оборудованных мест для массового отдыха населения, а свободных земельных участков на территории города недостаточно для создания новых мест для занятий спортом и отдыха. Необходимо решить вопросы строительства площадок для массового посещения населения, благоустройства мест для отдыха и создания оборудованных зон отдыха в городских парках и скверах. Проведение работ по благоустройству дворов и наиболее посещаемых общественных мест позволит создать условия для организации полноценного досуга населения и вселит атмосферу покоя и душевного комфорта.
6. Охрана окружающей среды.
Еще одна проблема Махачкалы как общества заключается в том, что благоустройство и оснащение малыми архитектурными формами (скамейками, урнами, газонными ограждениями и т.д.) дворовых территорий проводится в недостаточном количестве. Многие зеленые насаждения требуют ухода и прореживания из-за сорняков, засухоустойчивых и больных древесных и кустарниковых растений. Благоустройство территории - непременная и важная задача благоустройства города. Размещение деревьев и кустарников, открытых газонов и клумб должно быть связано с расположением участков, их размерами и конфигурацией, различными сооружениями, а также жилыми и общественными зданиями. В то же время насаждения должны служить защитой от пыли, частично от шума, ветровых потоков, а также средством утепления различных элементов планировки территории [5].
Столица нашей республики, город Махачкала, расположена в живописном месте на берегу Каспийского моря, у подножия Кавказских гор. Это красивый курортный город, и в полной мере продемонстрировать его красоту мешает ряд экологических проблем.
Одна из проблем - несанкционированная свалка. Густой черный дым висит над горами на выезде из Махачкалы. Там постоянно горит мусорная свалка протяженностью в несколько километров. Улицы и водоемы усеяны пластиковыми бутылками. На деревьях
вместо листьев - целлофановые пакеты. Их поедает пасущийся здесь скот.
Прямо на Каспийском побережье, застроенном новыми многоэтажными домами, из земли торчат две трубы. Они сбрасывают все сточные воды из поселка Редуктор, что в Махачкалинском районе, в открытое море.
Решение экологических проблем будет способствовать снижению заболеваемости и смертности населения, увеличению численности здоровых людей трудоспособного возраста, что в конечном итоге скажется на улучшении здоровья живущих сегодня и будущих поколений граждан.
Выводы. Важной чертой политики устойчивого развития является активная роль городов в переходе к устойчивому развитию. Города играют ключевую роль в решении экологических, экономических, социальных и других проблем, а также в обеспечении потребностей и качества жизни жителей.
Для достижения устойчивого развития города важно создать благоприятную городскую среду, которая включает административно-правовую организацию действий всех участников, инвестиции в подготовку территорий, учет интересов различных слоев городского сообщества, стимулирование творческого взаимодействия заинтересованных сторон и создание прецедентов преобразования городских пространств, способных способствовать позитивным изменениям.
Список источников
1. Абаджев Ф.Ф. Экономическое содержание экологически устойчивого развития городов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. Т. 6. № 28 (85). С. 66-70.
2. Бжассо А.М., Масленский В.В., Терюкова Л.И. Влияние городских транспортных систем на устойчивое развитие городов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 504. С. 22-25.
3. Гончарик А.А. Развитие городов посредством комплексного и устойчивого развития территории (на примере Московской области) // Экономика и управление: теория и практика. 2022. Т. 8. № 1. С. 25-30.
4. Дорофеева Л.В., Леонтьева А.Н. Реализация принципов устойчивого развития в стратегическом планировании развития городов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2021. № 3 (66). С. 70-75.
5. Ибрагимова З.Н. Развитие инвестиционной деятельности в муниципальном секторе экономики (на примере МО «г. Махачкала»// Актуальные вопросы современной экономики № 5-2020. с..584-590
6. Иминов И.Г. Основные экологические проблемы г. Махачкалы // Старт в науке. - 2022. - № 6; URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2249
7. Кунбутаев Т.Н.И., Шахрутдинова А.Ш. Проблемы территориального развития муниципальных образований и формирования махачкалинской агломерации // Фундаменталь-
ные исследования. 2015. № 12-1. С. 148-152.
8. Курбанова У.А., Курбанова М.Д. Направления развития муниципального сектора экономики г. Махачкала // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 2. С. 185-189.
9. Марусинина Е.Ю., Асланян А.А., Карпенко Д.В. Стратегическое планирование экономики как фактор устойчивого развития города (региональный аспект) // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2016. № 4. С. 104-108.
10. Нахаев А.А., Магомаев Т.Н., Эльдаров Э.М. Вопросы социально-экономического развития Кировского района г. Махачкалы // Апробация. 2016. № 6 (45). С. 35-39.
11. Пензина Е.И., Кузнецова Т.В. Креативные пространства-инновация в инфраструктуре городов России. //Актуальные вопросы современной экономики - 2018г. № 9. С. 341-344
Информация об авторах
АЛИБЕКОВА ЛЕЙЛА АЛИМОВНА, студентка 4 курса, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
ОМАРДИБИРОВА ХАЙДАРАТ ОМАРДИБИРОВНА, студентка 1 курса факультета информатики и информационных технологий Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
МАЖИГОВА ЕЛЕНА МИКАИЛОВНА, к.э.н., доцент кафедры «Учет, анализ и аудит в циф -ровой экономике» института Экономики и финансов Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова , Грозный , Россия
Information about the authors
ALIBEKOVA LEYLA ALIMOVNA, 4th year student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia
OMARDIBIROVA HAIDARAT OMARDIBIROVNA, 1st year student of the Faculty of Informatics and Information Technologies Dagestan State University, Makhachkala, Russia MAJIGOVA ELENA MIKAILOVNA, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department "Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy" of the Institute of Economics and Finance, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia