Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ'

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / УСЛУГИ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / СЕРВИС / ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайтура С.В., Ордов К.В., Жаров В.Г., Малицкая Ю.О., Коломейцев А.В.

В статье рассмотрены вопросы управления в отраслях сферы услуг. Особенность представленной работы заключается в демонстрации актуальной информации при трансформации взглядов и подходов к организации и функционированию рынка услуг вследствие пандемии корона вируса. В статье проведен анализ работ по данному направлению и сформулированы выводы, позволяющие акцентировать особенности сферы услуг и возможных вариаций их дальнейшего развития. Единых правил управления предприятиями в сфере сервиса не существует. Однако разные авторы выделяют характерные черты управления сферой услуг. Это управление на основе бизнес процессов, управление внутренними и внешними рисками, внедрение инноваций, управление ресурсами, средствами и процессами. При проведении анализа методов управления широко применяются методы анализа синтеза и прогнозирования. Материалами исследований являются литературные источники. На основе анализа, проведенного в статье, формируется экономическая модель построения бизнеса в сфере услуг. Отмечается необходимость оказания качественных услуг для удержания клиентов. В статье сделано предположение о том, что в прогнозируемом будущем в системе управления предприятиями в сфере услуг качественные преобразования могут быть реализованы ввиду включения в процессы производства и оказания услуг инновационных решений и направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNANCE ISSUES IN SERVICE INDUSTRIES

The article deals with management issues in the service industries. The peculiarity of the presented work is to demonstrate relevant information in the transformation of views and approaches to the organization and functioning of the service market due to the corona virus pandemic. The article analyzes the work in this area and formulates conclusions that allow us to emphasize the features of the service sector and possible variations in their further development. There are no uniform rules for managing enterprises in the service sector. However, various authors highlight the characteristic features of service sector management. These are management based on business processes, management of internal and external risks, implementation of innovations, management of resources, funds and processes. When analyzing control methods, methods of analysis, synthesis and forecasting are widely used. Research materials are literary sources. Based on the analysis carried out in the article, an economic model of building a business in the service sector is formed. The need to provide quality services to retain customers is noted. The article makes the assumption that in the foreseeable future in the system of enterprise management in the service sector, qualitative transformations can be implemented due to the inclusion of innovative solutions and directions in the production processes and the provision of services.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ»

УДК 338.46:005.3

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

ШАЙТУРА СВ.,

кандидат технических наук, доцент, доцент Российский университет транспорта (МИИТ), swshaytura@gmail. com.

ОРДОВ КВ.,

доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ. ЖАРОВ В.Г.,

кандидат технических наук, доцент Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса.

МАЛИЦКАЯ Ю.О.,

аспирант, Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса. КОЛОМЕЙЦЕВ А.В.,

старший преподаватель Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса.

МАДЬЯРОВ А. А.,

кандидат социологических наук, Институт гуманитарных наук, экономики и информационных технологий, Бургас, Болгария.

Реферат. В статье рассмотрены вопросы управления в отраслях сферы услуг. Особенность представленной работы заключается в демонстрации актуальной информации при трансформации взглядов и подходов к организации и функционированию рынка услуг вследствие пандемии корона вируса. В статье проведен анализ работ по данному направлению и сформулированы выводы, позволяющие акцентировать особенности сферы услуг и возможных вариаций их дальнейшего развития. Единых правил управления предприятиями в сфере сервиса не существует. Однако разные авторы выделяют характерные черты управления сферой услуг. Это управление на основе бизнес процессов, управление внутренними и внешними рисками, внедрение инноваций, управление ресурсами, средствами и процессами. При проведении анализа методов управления широко применяются методы анализа синтеза и прогнозирования. Материалами исследований являются литературные источники. На основе анализа, проведенного в статье, формируется экономическая модель построения бизнеса в сфере услуг. Отмечается необходимость оказания качественных услуг для удержания клиентов. В статье сделано предположение о том, что в прогнозируемом будущем в системе управления предприятиями в сфере услуг качественные преобразования могут быть реализованы ввиду включения в процессы производства и оказания услуг инновационных решений и направлений.

Ключевые слова: управление, сфера услуг, услуги, пандемия коронавируса, сервис, экономика, информационное общество, общество потребления, торговля, экспорт, импорт.

GOVERNANCE ISSUES IN SERVICE INDUSTRIES

SHAYTURA S.V.,

сandidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor Russian University of Transport (MIIT), swshaytura@gmail.com.

ORDOV K.V.,

doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation. ZHAROV V.G.,

candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service.

MALITSKAYA Yu. O.,

postgraduate student, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service. KOLOMEYTSEV AV.,

senior Lecturer, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service. MADYAROV A.A.,

PhD in Sociology, Institute of Humanities, Economics and Information Technologies, Burgas, Bulgaria.

Essay. The article deals with management issues in the service industries. The peculiarity of the presented work is to demonstrate relevant information in the transformation of views and approaches to the organization and functioning of the service market due to the corona virus pandemic. The article analyzes the work in this area and formulates conclusions that allow us to emphasize the features of the service sector and possible variations in their further development. There are no uniform rules for managing enterprises in the service sector. However, various authors highlight the characteristic features of service sector management. These are management based on business processes, management of internal and external risks, implementation of innovations, management of resources, funds and processes. When analyzing control methods, methods of analysis, synthesis and forecasting are widely used. Research materials are literary sources. Based on the analysis carried out in the article, an economic model of building a business in the service sector is formed. The need to provide quality services to retain customers is noted. The article makes the assumption that in the foreseeable future in the system of enterprise management in the service sector, qualitative transformations can be implemented due to the inclusion of innovative solutions and directions in the production processes and the provision of services.

Keywords: management, service sector, services, coronavirus pandemic, service, economy, information society, consumer society, trade, export, import.

Введение. Активное развитие информационно-коммуникационных технологий, наряду с ростом потребностей населения в получении сервисов и обслуживания, стали основой для укрепления роли сектора услуг в экономике любой из развитых и развивающихся стран. И именно отрасль услуг представляет сегодня интерес для экономики государств, так как отличается большей мобильностью, возможностями для внедрения и применения инноваций, предоставления для населения дистанционных сервисов и обслуживания.

Несмотря на то, что отрасли сферы услуг динамично развиваются вот уже несколько десятилетий, единых положений и рекомендаций для построения системы управления предприятиями в отраслях сферы услуг так и не выработано [1].

Следовательно, каждым предприятием выбирается своя стратегия для построения системы управления предприятием в сфере услуг. В этом и заключается основная научная проблема, потому как нет универсальной и комплексной эффективной стратегии для осуществления управления всеми организациями. Разнообразие возможностей построения стратегий влечет за собой необходимость формирования теоретических представлений, отно-

сительно выбора эффективной стратегии для каждой отдельной компании [2].

В статье ставится задача провести анализ точек зрения разных авторов и изученных ими вопросов в области управления в отраслях сферы услуг.

Приведенная проблема в работах отечественных и зарубежных авторов изучена недостаточно. Большая часть авторов стремится привести свою точку зрения на проблему, выразить согласие или несогласие с мнениями других авторов. При этом не предпринимается попытки найти разное и общее в научных точках зрения.

Обратимся к публикациям по исследуемой теме. Так Т. Бурцева и Е. Лысова в своем исследовании поднимают тему особенностей управления предприятием в сфере услуг [3]. Они ставят перед собой задачу изучить внутреннюю организационную структуру типового предприятия, а также происходящие на нем бизнес-процессы с точки зрения предпринимателя.

По результатам проведенного исследования они делают вывод о ключевой особенности предприятий в сфере услуг - на их базе производство и потребление услуг являются двумя взаимосвязанными процессами. Управ-

ление бизнес-процессами базируется на создании центров ответственности.

Каждый центр ответственности берет на себя определенные функции управления и ресурсы под решение отведенных задач.

Т. Салимова в своем исследовании обращается к теме управления предприятием в сфере услуг с его рассмотрением в качестве активного участника экономики [5]. Автор обращает внимание на зависимость системы управления от внешних рисков. К примеру, предприятие с наличием конкурентной продукции на рынке вынуждено вкладывать больше инвестиций в маркетинг и продвижение, чтобы обеспечивать свое конкурентное положение на рынке.

Т. Чумакова в своем исследовании на тему предприятий в сфере услуг обращает внимание на то, что управление условно делится на два направления деятельности - это управление экономическими процессами и управление организационной структурой, так как любое предприятие в условиях глобализации экономики становится зависимым от ситуации на рынке, от внешних рисков, для обеспечения эффективной деятельности вынуждено адаптироваться к изменениям путем регулирования организационной структуры и экономических отношений [6].

Е. Заварцева в ходе рассмотрения специфики управления предприятием в сфере услуг обращает внимание на то, что в современных условиях эффективность управления базируется в том числе на инновациях [7]. Инновации касаются не только услуг и предоставляемых сервисов, но и пронизывают все уровни управления организацией. Таким образом, для обеспечения выживаемости предприятия в сфере услуг автор предлагает обратиться к поиску возможностей и ресурсов под внедрение инноваций в систему производства и управления.

Г. Рагимова в своем исследовании проводит анализ процессного подхода в управлении организацией, предоставляющей услуги. Автор считает, что при построении системы управления предприятием необходимо обращать внимание именно на процессы, ресурсы, средства и способы для управления ими, чтобы обеспечить эффективное функционирование экономики предприятия.

Главная идея настоящей публикации сводится к поиску общего и разницы в рекомендациях и предложениях авторов для выстраивания системы управления типовым предприятием в сфере услуг. В данной публикации проведен тщательный сравнительный анализ методов управления сферой экономики услуг.

Материалы и методы. Материалы исследования представлены научными публикациями в журналах и электронных источниках отечественных и зарубежных авторов, научно-методической литературой в области менеджмента организации, научно-популярной литературой по теме управления организациями в сфере услуг, а также официальной статистикой.

Методы исследования представлены изучением источников информации и анализом полученных сведений, моделированием для изучения объекта исследования и выстраивания на основе этого прогнозной модели [8, 9].

Результаты исследования. В России сфера услуг представлена тысячами предприятий и физических лиц, которые занимаются производством и предоставлением услуг для потребления другими организациями и частными лицами. Сектор услуг называется третичным сектором в экономике, поскольку в развитых странах мира он обеспечивает около 60% от ВВП и до 70% занятости населения [11].

Организации в сфере услуг занимаются предоставлением коммерческих и некоммерческих услуг. Следовательно, одна группа предприятий получает в результате осуществления своей деятельности прибыль, а другая не получает прибыль, но также участвует в распределении экономических ресурсов за счет преследований социальных и иных целей. К предприятиям сферы услуг необходимо отнести торговлю и транспорт, телекоммуникации, финансы и туризм, социальную сферу [13, 14, 15].

Рынок услуг развивается по общим законам рынка и имеет тесную связь с рынком товаров. Отличие сферы услуг от других видов деятельности заключается в том, что функции создания услуг и их реализации тесно переплетаются. Если сравнивать предприятия в сфере услуг с предприятиями в области промышленности, то внешних посредников у предприятий в сфере услуг, как правило, нет. Сфера услуг делится на две части, связанные с собой - это материальное производство и организация обслуживания [16].

С учетом того, что в ходе обслуживания человека и предоставления ему услуг происходит удовлетворение индивидуальных потребностей, то для процесса материального производства в сфере услуг характерно наличие контакта с заказчиками [17]. Одним услуги предоставляются разово, к примеру, при обращении в офис предприятия бытового обслуживания населения, другие услуги предоставляются на основе договора и ровно до того

момента, пока этот договор действует и услуги предоставляются для потребителя.

Система управления предприятием в сфере услуг должна учитывать многие факторы при выстраивании структуры управления организацией. Должны учитываться особенности рынка, особенности конкретного региона и его населения, уровень дохода, развития инфраструктуры и прочие параметры.

В [18] указывается на то, что система управления промышленным предприятием и предприятием в сфере услуг схожа тем, что в том и другом случае происходит производство материальных благ. А разница заключается в том, что в системе предприятий в сфере услуг контакт с потребителем осуществляется лично, а не через посредника. Следовательно, в структуре управления предприятием должен быть такой отдел, который бы занимался оценкой качества обслуживания и сбором обратной связи для улучшения самих услуг и сервиса по их предоставлению.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г. Ассэля, что система управления услугами и товарами схожи хотя бы тем, что в том и в другом случае речь идет о производстве материальных благ, которые подлежат распределению на основе индивидуальных потребностей. Глобализация рынка привела к определенным изменениям в системе производства и потребления услуг [ 19, 20].

В частности, в системе управления в условиях глобализации и нарастающей конкуренции наибольший упор делается на удержание клиентов, а не на их привлечение. К примеру, компания, которая предоставляет телекоммуникационные услуги, уже имеет сформированную клиентскую базу. Ее клиенты являются постоянными потребителями. При изменении уровня сервиса, проведении маркетинговых акций со стороны конкурентов клиент может решиться на то, чтобы сменить одну организацию на другую. Если действующая компания не имеет политики в области удержания клиентов, то она может лишиться этого клиента и получаемой прибыли от потребления им услуг [21].

Оказанием услуг сегодня занимаются государственные организации, коммерческие и некоммерческие предприятия. Для государственных организаций характерно то, что они управляются государственными и местными органами власти, сам процесс производства и предоставления услуг регулируется государственной политикой. В качестве примера можно привести систему здравоохранения и государственные учреждения для получения бесплатной медицинской помощи.

Управление организацией осуществляется на уровне федеральных властей, которые разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты. На уровне министерства, которое контролирует работу учреждений здравоохранения, качество и полноту предоставления услуг медицинской помощи населению, а также на уровне администрации самого учреждения, которая занимается координацией деятельности между подразделениями, вышестоящими инстанциями и т. д. В приведенном примере мы можем убедиться в том, что управление организацией носит многоуровневый характер.

Предприятия сферы услуг в своей работе ориентированы на конкретного потребителя. К примеру, медицинские учреждения ориентированы на тех, кто нуждается в получении медицинской помощи, получении платных медицинских услуг, проведении оперативных вмешательств и т. д.

Модель менеджмента в системе услуг представлена в виде нескольких связанных друг с другом элементов. Одним из важных элементов является сегмент рынка, который и определяет место предприятия среди остальных. Другим важным элементом является образ предприятия, к примеру, это может быть социально-ориентированное предприятие, услугами которого можно воспользоваться для решения социальных вопросов. В рамках функционирования системы управления предприятием главным управляемым объектом является система оказания услуг. В ее структуру входит реализация и предоставление услуг, продвижение услуг через сеть офисов, интернет-каналы, рекламу и т. д.

Обсуждение. Проведем сравнительный анализ полученных результатов исследования с выводами по результатам исследований других авторов. В настоящей работе и работах других авторов схожим является вывод о том, что сфера услуг занимает одно из весомых мест в экономике, базируется на производстве и предоставлении услуг.

Схожим является и то, что в процессе своей деятельности предприятие в сфере услуг контактирует не только с каждым клиентом, но и другими участниками экономических процессов.

Процесс производства и потребления тесно взаимосвязаны. Для услуг, как продукции, характерно то, что они не являются осязаемыми, в то же время их предназначение сводится к удовлетворению индивидуальных потребностей.

Разница полученных результатов исследования с предложениями и рекомендациями других авторов заключается в том, что для

выстраивания системы управления предприятием необходимо использовать процессный подход. Дело в том, что предприятие может предоставлять разные виды услуг. Следовательно, управлять производством отдельных видов услуг необходимо с учетом их специфики, группы потребителей и других параметров.

В то же время необходимо принимать во внимание тот факт, что предоставлением услуг сегодня занимаются и промышленные предприятия. К примеру, одни предприятия могут одновременно выпускать оборудование, заниматься его установкой и обслуживанием.

Поэтому системы управления основным производством и предоставлением услуг должны быть связаны между собой, но развиваться каждая в своем направлении. Управление производством непосредственно должно быть связано с производством, а услуги установки и обслуживания должны управляться как другое направление деятельности, которое осуществляется предприятием-изготовителем и его отдельной службой.

Вывод. Специфика системы менеджмента в сфере услуг сводится к тому, что производством и предоставлением услуг на современном рынке занимаются частные и государственные предприятия, которые могут работать на коммерческой и некоммерческой основе.

При выстраивании системы управления предприятием во внимание необходимо принимать тот факт, что производство услуг и их потребление - это два взаимосвязанных процесса. У предприятий в сфере услуг существуют ограниченные возможности для развития и занятия более высокой доли на рынке. Это обусловлено спецификой самих услуг -невозможно создать запас из произведенных услуг, следовательно, невозможно управлять процессом создания запасов.

Поэтому управление условно делится только на два направления - это производство

услуг на основе имеющихся ресурсов и их предоставление. Если говорить о механизмах управления предприятиями в сфере услуг, то они представлены в виде экономических и организационных мер воздействия и управления производством и сбытом. Сектор услуг в экономике любой страны отличается высокой конкуренцией, для укрепления своих позиций на рынке систему управления предприятием должна быть выстроена таким образом, чтобы внутри нее можно было быстро и полноценно производить изменения, ориентируясь на тенденции во внешней среде.

При этом эффективность управления предприятием во многом зависит от имеющихся потенциалов - кадрового потенциала, конкретного вида предоставляемых услуг, потенциала роста за счет завоевания новых рынков, экономического потенциала за счет окупаемости инвестиций, вложенных в создание услуг и их предоставление. Весомая роль в системе управления организацией отводится качеству услуг и эффективности труда, что опять же обусловлено специфическими особенностями услуг как объектов потребления.

Система управления предприятием в сфере услуг базируется на планировании производства и оказании, оценке качества бизнес-процессов как при производстве услуг на основе имеющихся ресурсов, так и при их оказании на основе продвижения их ценности и свойств, востребованных среди потребителей.

В дальнейшем в системе управления предприятиями в сфере услуг качественные изменения могут быть достигнуты за счет включения в процессы производства и оказания услуг инновационных решений. Этому будет способствовать инновационная направленность экономики и информатизация общества. Характерной тенденцией может стать увеличение объема и наименований услуг, предоставляемых в электронном виде.

Список использованных источников

1. Сухотерина К.В. Сервисные технологии как инструмент повышения эффективности и качества услуг» // В кн.: Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской студенческой научной конференции. - М., 2020. - С. 401406.

2. Жаров В.Г., Рунтова М.В. К вопросу о формировании сервиса в России» // Славянский форум. - 2020. - № 1 (27). - С. 200-206.

3. Бурцева Т.А., Лысова Е.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 9(64). - С. 46-53.

4. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. Менеджмент качества в условиях перехода к индустрии 4.0 // Стандарты и качество. - 2018. - № 6 (972). - С. 58-62.

6. Чумаков Т.В. Экономика совместного потребления // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. - Т. 8. - Выпуск 3.

7. Заварцева Е. В. Методические проблемы оценки эффективности ИТ-проектов предприятия // В кн.: Проблемы и перспективы развития промышленности России: материалов Второй Международной научно-практической конференции «Предприятия в условиях цифровой экономики: риски и перспективы. - М.: Изд-во Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 2018. - С. 151-157.

8. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

9. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

10. Рунтова М.В. Эволюция сервиса // В кн.: Современные проблемы туризма и сервиса. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. - 2019. - С. 134-138.

11. Жаров В.Г., Воронов Н.В., Кузьмишкин С.Г. Сервис как необходимый элемент в создании имиджа современной компании // Славянский форум. - 2019. - № 2 (24). - С. 197-202.

12. Shaitura S.V., Nedkova A.S., Tyger L.M., Goryacheva E.D., Morozova N.O., Berketova L.V. Food security and catering // Revista Turismo Estudos & Prâticas. - 2020. - № S3. - С. 11.

13. Шайтура С.В., Тыгер Л.М., Кожаев Ю.П. Продовольственная безопасность и кейтеринг // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 9. - С. 103-112.

14. Критерии эффективности сервиса / С.В. Шайтура, А.М. Минитаева, В.Г. Жаров, В.В. Иванова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - № 1. -С. 138 -144.

15.Shaitura S.V., KozhaevYu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - С. 829-841.

16. Анализ компетенций когнитивных специалистов обеспечивающих рост человеческого капитала сервисных компаний / Н.М. Комаров, Н.В. Иванова, В.М. Сафронов и др. // Науковедение. - 2013. - № 1 (14). - С. 30.

17. Сумзина Л.В., Максимов А.В., Жаров В.Г. О необходимости применения методологии оценки эффективности деятельности сервисных компаний // Промышленный сервис. - 2018. - № 4 (69). - С. 33-36.

18. Орлова А.О. Сервис в крупных компаниях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2020. - № 2-2. - С. 191-198.

19. Мадьяров А.А. Использование инструментов менеджмента: некоторые тенденции 20082017» // Славянский форум. - 2021. - № 1 (31). - С. 41-45.

20. Мадьяров А.А. Приоритеты развития компаний XXI века» // Славянский форум. - 2021. -№ 1 (31). - С. 320-324.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Suxoterina K.V. Servisny'e texnologii kak instrument povy'sheniya e'ffektivnosti i ka-chestva uslug» // V kn.: Biznes-texnologii v turizme i gostepriimstve. Sbornik statej nauchny'x dokladov po itogam Vserossijskoj studencheskoj nauchnoj konferencii. - M., 2020. - S. 401-406.

2. Zharov V.G., Runtova M.V. K voprosu o formirovanii servisa v Rossii» // Slavyanskij forum. -2020. - № 1 (27). - S. 200-206.

3. Burceva T.A., Ly'sova E.A. Osobennosti upravleniya predpriyatiyami sfery' uslug // Vest-nik NGIE'I. - 2016. - № 9(64). - S. 46-53.

4. Salimova T.A., Vatolkina N.Sh. Menedzhment kachestva v usloviyax perexoda k industrii 4.0 // Standarty' i kachestvo. - 2018. - № 6 (972). - S. 58-62.

6. Chumakov T.V. E'konomika sovmestnogo potrebleniya // Nauchny'e issledovaniya e'konomicheskogo fakul'teta. E'lektronny'j zhurnal. - T. 8. - Vy'pusk 3.

7. Zavarceva E. V. Metodicheskie problemy' ocenki e'ffektivnosti IT-proektov predpriyatiya // V kn.: Problemy' i perspektivy' razvitiya promy'shlennosti Rossii: materialov Vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Predpriyatiya v usloviyax cifrovoj ekonomiki: riski i perspektivy'. - M.: fcd-vo Rossijskij e'konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova. - 2018. -S. 151-157.

8. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'no-e'konomicheskix issledo-vaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya i dr. - Kursk: «Delovaya po-ligrafiya», 2021. - 168 s.

9. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'no-e'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

10. Runtova M.V. E'volyuciya servisa // V kn.: Sovremenny'e problemy' turizma i servisa. Sbornik statej nauchny'x dokladov po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii. Pod redakciej O.E. Afanas'eva, E.V. Yudinoj. - 2019. - S. 134-138.

11. Zharov V.G., Voronov N.V., Kuz'mishkin S.G. Servis kak neobxodimy'j e'lement v sozda-nii imidzha sovremennoj kompanii // Slavyanskij forum. - 2019. - № 2 (24). - S. 197-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shaitura S.V., Nedkova A.S., Tyger L.M., Goryacheva E.D., Morozova N.O., Berketova L.V. Food security and catering // Revista Turismo Estudos & Praticas. - 2020. - № S3. - S. 11.

13. Shajtura S.V., Ty'ger L.M., Kozhaev Yu.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i kejtering // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2020. - № 9. - S. 103-112.

14. Kriterii e'ffektivnosti servisa / S.V. Shajtura, A.M. Minitaeva, V.G. Zharov, V.V. Ivanova // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2021. - № 1. - S. 138 -144.

15.Shaitura S.V., KozhaevYu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - S. 829-841.

16. Analiz kompetencij kognitivny'x specialistov obespechivayushhix rost chelovecheskogo kapitala servisny'x kompanij / N.M. Komarov, N.V. Ivanova, V.M. Safronov i dr. // Naukovedenie. -2013. - № 1 (14). - S. 30.

17. Sumzina L.V., Maksimov A.V., Zharov V.G. O neobxodimosti primeneniya metodologii ocenki e'ffektivnosti deyatel'nosti servisny'x kompanij // Promy'shlenny'j servis. - 2018. - № 4 (69). -S. 33-36.

18. Orlova A.O. Servis v krupny'x kompaniyax // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. -2020. - № 2-2. - S. 191-198.

19. Mad'yarov A.A. Ispol'zovanie instrumentov menedzhmenta: nekotory'e tendencii 2008-2017» // Slavyanskij forum. - 2021. - № 1 (31). - S. 41-45.

20. Mad'yarov A.A. Prioritety' razvitiya kompanij XXI veka» // Slavyanskij forum. - 2021. - № 1 (31). - S. 320-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.