УДК 338.4
СФЕРА УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ
ШАЙТУРА СВ.,
кандидат технических наук, доцент, доцент Российский университет транспорта (МИИТ), [email protected].
ЖАРОВ В.Г.,
кандидат технических наук, доцент Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса.
ФЕОКТИСТОВА В.М.,
кандидат технических наук, доцент Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса.
ОРДОВ КВ.,
доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ. ТАРАНЕНКО Е.А.,
аспирант, Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса. ИЛЛАРИОНОВА Е. А.,
кандидат технических наук, доцент кафедры информатики Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Реферат. По мере развития производственных отношений растет и сфера услуг. Это правило подтверждается на примере развития сферы услуг в Китае, что подтверждается исследованиями, описанными в статье. При проведении исследований были использованы теоретические и эмпирические методы. Теоретическая значимость исследований заключается в обобщении опыта изучения темы различными авторами и анализе этих работ. Из практических методов в работе используются анализ статистической информации по теме из открытых источников, прогнозирование. В статье представлен анализ подходов к определению тенденций развития третичного сектора (сферы услуг), экономики Китая, проведен анализ причин роста сектора и его увеличения в общей структуре ВВП КНР. Рассматриваются различные точки зрения авторов касательно развития сферы услуг, ее роли и места в экономике Китая, и проводится авторский анализ сферы сервиса по статистическим данным КНР последних лет. Из-за негативного влияния пандемии на развитие сферы услуг. В 2019 - 2020 гг. Китай почти приблизился к плановому показателю в 60%. Экономика Китая восстанавливается быстрее, чем в других странах и стремится занять лидирующую позицию на арене мировой экономики, и уже в 2028 г. обогнать экономику США. На основе анализа, выполненного в работе, можно сказать, что в настоящее время сервис услуг Китая, действительно, становится новым локомотивом экономического роста КНР. В ближайшие годы планируется увеличить долю сервисного сектора более, чем в 60%, а на возможности такого развития указывают растущие потребности и рост благосостояния населения, проводимые реформы по повышению инвестиционной привлекательности третичного сектора и политика либерализации инвестирования.
Ключевые слова: сфера услуг, сервис, экономика, информационное общество, общество потребления, торговля, экспорт, импорт.
SPHERE OF SERVICES IN THE ECONOMY OF CHINA
SHAYTURA S.V.,
candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor Russian University of Transport (MIIT), [email protected].
ZHAROV V.G.,
candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service.
FEOKTISTOVA V.M.,
candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service.
ORDOV K.V.,
doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation. TARANENKO E.A.,
postgraduate student, Higher School of Service, Russian State University of Tourism and Service. ILLARIONOVA E.A.,
candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics, G.V. Plekhanov.
Essay. As industrial relations develop, so does the service sector. This rule is confirmed by the example of the development of the service sector in China, which is confirmed by the studies described in the article. During the research, theoretical and empirical methods were used. The theoretical significance of the research lies in the generalization of the experience of studying the topic by various authors and the analysis of these works. From practical methods, the work uses the analysis of statistical information on the topic from open sources, forecasting. The article presents an analysis of approaches to determining the development trends of the tertiary sector (service sector), the Chinese economy, analyzes the reasons for the growth of the sector and its increase in the overall structure of the PRC's GDP. Various points of view of the authors regarding the development of the service sector, its role and place in the Chinese economy are considered, and the author's analysis of the service sector is carried out according to the statistical data of the PRC in recent years. Due to the negative impact of the pandemic on the development of the service sector. In 2019-2020, China is almost close to the target of 60%. China's economy is recovering faster than other countries and is striving to take a leading position in the world economy, and by 2028 overtake the US economy. Based on the analysis carried out in the work, it can be said that at present the service of services in China is indeed becoming a new locomotive of China's economic growth. In the coming years, it is planned to increase the share of the service sector by more than 60%, and the possibilities of such development are indicated by the growing needs and growth in the well-being of the population, the ongoing reforms to increase the investment attractiveness of the tertiary sector and the policy of investment liberalization.
Keywords: service sector, service, economy, information society, consumer society, trade, export, import.
Введение. Рост сектора услуг в целом характерен для индустриального или информационного общества, которое представляет собой экономику с высоким уровнем занятости рабочей силы в производстве, хранении, переработке информации и ее высшей формы -знаний [1, 2, 3]. Данная стадия развития общества и экономики характеризуется следующими признаками:
- рост роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
- рост числа людей, занятых в сфере услуг, в том числе, в сфере информационных, коммуникационных технологий и в индустрии сервиса;
- информатизация общества с использованием телекоммуникационных технологий, создание единого глобального цифрового пространства [4, 5, 6, 7].
Индивидуализация и развитие экономических взаимоотношений привели к возникновению понятия общества потребления, которое впервые охарактеризовал Бодрийяр Ж. в работе «Система вещей» [8]. Общество потребления, по его мнению, — это тип устройства экономики, при котором на первое место выходит принцип индивидуального потребления. Главной причиной возникновения общества такого типа Бодрийяр Ж. называет развитие капитализма, рост доходов, изменения в структуре потребления и рост свободного
времени, размывание классовой структуры и индивидуализация потребностей.
По мнению другого исследователя, Данчи-на Д.А., причинами формирования общества потребления выступают: расслоение общества, смена стереотипов потребительского поведения, желание выделяться и отличаться от других, т.е. - индивидуализм [9].
Исходя из вышеизложенного, можно выделить актуальность темы статьи, которая заключается в том, что услуги начали активно развиваться именно в рамках информационного или постиндустриального общества: современный потребитель предпочитает покупать не товары, а готовые решения.
Материалы и методы исследования. При написании статьи была поставлена задача выявления роли и места сферы услуг в экономике Китая на современном этапе. В процессе подготовки были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении опыта изучения темы различными авторами и анализе. Из практических методов в работе используются анализ статистической информации по теме из открытых источников, прогнозирование [10, 11].
Результаты исследования. Сфера услуг, согласно рейтингам разных аналитических агентств, может достигать в экономически развитых странах более половины объема ВВП. На рисунке 1 представлена доля услуг в структуре ВВП стран с наиболее развитой сферой услуг.
Из рисунка 1 видно, что лидирующую позицию по доле услуг в структуре ВВП занимает США - порядка 77,4% ВВП формируется именно за счет развитого сектора услуг. В Великобритании в структуре ВВП на услуги приходится 71,0%, во Франции - 70,3%. В ТОП-20 стран по доле услуг в структуре ВВП
входит в том числе Россия, она располагается на 14-м месте по итогам 2019г. с объёмом услуг в структуре ВВП в 54,1%, Китай занимает 16-е место, в структуре ВВП КНР 52,2% формирует сфера сервиса. Заключает ТОП-20 стран с наибольшей долей услуг в ВВП Индонезия с показателем в 43,4% [14].
В сферу услуг обычно включают следующие группы: услуги ЖКХ, строительные услуги, техническая поддержка, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжения и канализация, транспортные услуги, услуги связи и коммуникации, торговые услуги, общественное питание, бытовые услуги, страхование и прочее [15, 16, 17]. Наибольший интерес для исследователей на сегодняшний день представляют экономики США, Китая и Индии. На рисунке 2 представлены показатели доли крупнейших 15 стран в общемировом ВВП по данным МВФ [18].
Аналитический центр СЕБЯ констатирует, что ВВП Китая в среднем расчет на 5,7% в год, и эта тенденция продолжится и в ближайшее время. Китай, в отличие от других стран, довольно стойко пережил пандемию, вызванную СОУШ-19, и планирует наращивать.
Национальное статическое бюро Китая отмечает, что главными причинами быстрого роста экономики является восстановление объемов промышленного производства и активное развитие третичного сектора, к которому, как раз, относятся различного типа услуги [13, 14, 15]. Изучением развития экономики Китая в общемировом экономическом пространстве занимаются многие исследователи и специалисты. Рассмотрим некоторые аспекты и выявленные авторами тенденции развития китайской экономики, в том числе для сферы сервиса.
100
77,4
80 71 70,3 70,2 69,1 67,7 66,3 62 6 61 8 60 , _ 0
I I I I I I I 6^6 6^8 6^1 54,4 54,3 54,1 53,6 52,2 51,4 49,1 48,4 43,4
II 11111 I 11111 11111 11
'//'//г////
Рисунок 1 - Доля услуг в структуре ВВП ТОП-20 стран с развитой сферой сервиса
Рисунок 2 - Доля крупнейших 15 стран в общемировом ВВП в 2020 г., %
В своих работах Бирюкова О.В., Матюхина А.И., изучая особенности развития китайской экономики, приходят к выводу о том, что Китай, действительно активно наращивает объемы производства, и «.. .рост роли услуг в экономике Китая неоспорим» [20]. В качестве доказательств развития экономики КНР исследователи приводят статистические показатели, свидетельствующие о расширении объемов международной торговли, реализации мер по поддержке государством отраслей третичного сектора [14].
По данным за 2016 г., третичный сектор Китая обеспечивал рабочими местами 45% экономически активного населения, а экономический рост в 2015-2016 гг. составил около 8,3%. Из основных причин, сдерживающих
развитие отрасли услуг в Китае, страна, все же, в большей мере ориентируется на производство в промышленности [13].
Власти КНР в 2010 г. разработали пятилетний план на период 2011-2015 гг., одной из центральных задач которого стало развитие сектора услуг и торговли в качестве приоритетного направления. Главной задачей плана являлось стремление занять первое место по экспорту транспортных, туристических и строительных услуг. Разработка и реализация стратегии позволили Китаю увеличить показатели: в 2015 г. на услуги приходилось около 22,9% импорта, в 2011 г. доля составляла 15,6%. Доля услуг в объеме экспорта также увеличилась с 8,8% до 12,3% в 2015 г. [13].
Рисунок 3 - Динамика удельного веса экспорта услуг в общей экспорте товаров и услуг Китая, 2012-2017 гг. [13]
Рисунок 4 - Динамика изменения доли третичного сектора экономики в ВВП Китая в 20152017 гг., %
Объем экспорта услуг Китая в 2017 г. достиг показателя в 206,453 млрд. долл. США, Япония осуществила экспорт на 186,342 млрд. долл. США, а Южная Корея - на 87,496 млрд. долл. США. Автор также приводит данные по динамике удельного веса экспорта услуг в общем экспорте товаров и услуг с 2012 г. по 2017 г., что отражено на рисунке 3.
Начиная с 2013 г. начался постепенный рост показателя, а в 2017 г. удельный вес экспорта вновь снизился. Результаты исследования, показывают, что наибольший удельный вес экспорта услуг в экономике Китая в период 2015-2016 гг. был отмечен в 2016 г. - 9,48 ед.
Динамика чистого экспорта услуг в экономике Китая показала, что в 2017 г. экспорт услуг составил 145,343 в млрд. долл. США, импорт - 471,870 млрд. долл. США, а показатель чистого экспорта составил -326,527 млрд. долл. США. Несмотря на увеличение объемов продаж внешних услуг, показатель все же отрицательный. Сложившаяся ситуация, может быть решена за счет продолжения постепенного наращивания объемов экспорта услуг, и за счет использования тарифных и нетарифных ограничений импорта услуг из-за границы.
Китай, начиная с 1980-х гг. постоянно модернизирует экономику и разрабатывает, и реализует меры, направленные на развитие сферы услуг, которая традиционно входит в Китае в состав третичного сектора экономики].
Ци Вейчао в исследовании, посвященном анализу современного состояния и перспектив развития сектора услуг в экономике КНР [12], делает акцент на том, что Китай ставит перед собой масштабную цель - превратить страну, которая уже в 2017 г. занимала первое место по ВВП на душу населения и по паритету по-
купательской способности, в мирового лидера.
Развитие сферы услуг в Китае, по мнению Ци Вейчао, происходит за счет тесного сотрудничества предпринимателей и властей, сама же сфера услуг представлена как государственным, так и частным сектором [21].
В период 2015-2017 гг. можно увидеть довольно стабильное развитие третичного сектора экономики. В 2016 г. доля сферы услуг в общей структуре ВВП страны повысилась на 2,3% и составила 50,5%, а в 2017 г. произошел очередной рост сферы услуг, на 1,1%. В структуре ВВП, таким образом, доля третичного сектора превысила 51% и составила 51,6%. Сфера услуг Китая активно развивается и власти КНР рассчитывают на дальнейшее развитие сектора услуг Китая, так как китайцы в качестве потребителей желают получать лучшие и новейших развлекательные, медицинские, образовательные и туристские услуги, а сам Китай в ближайшие годы должен повысить уровень услуг в структуре ВВП до показателя более чем в 60%.
На рисунке 4 представлена динамика доли третичного сектора экономики в ВВП Китая в 2015-2017 гг. Анализ тенденций развития экономики КНР показывает, что в последние годы Китай активно развивает производство товаров и услуг, вытесняя крупнейшие страны с первых строчек рейтингов, в том числе и по ВВП.
На протяжении нескольких лет Китай остается лидером по доле в общемировом ВВП (в 2020 г. показатель составил 17,08%), республика в последние десятилетия добилась особых успехов в отрасли торговли и инвестиций, а среднегодовой прирост экономики КНР в период 1980-2020 гг. составил порядка 9,7% в год, что выше показателей любых других стран за указанный период [22].
Помимо представленных результатов, Китай также увеличивает и ежегодный прирост номинального ВВП, согласно статистических данным, он увеличился на 24,7% в период 2015-2020 гг. Передовым сектором экономики Китая в последние годы считается третичный сектор (сектор услуг), который составляет более половины в общенациональной структуре валового внутреннего продукта, и судя по реализуемым мерам развития и поддержки, власти планируют только увеличивать этот показатель [23].
Экономика Китая имеет собственную классификацию отраслей деятельности, на 2021 г. [21]. В России, к примеру, выделяется три сектора, а в экономике КНР - четыре:
- первичный сектор включает в себя сельское хозяйство;
- вторичный сектор включает в себя промышленность - добывающую промышленность, энергетику, в том числе возобновляемую, промышленность в целом и строительство;
- третичный сектор, сектор услуг - на его развитие власти КНР делают особый упор в связи с изменением потребительского поведения и преобладанием услуг в экономиках наиболее развивающихся стран, к которым стремится присоединиться и Китай [24].
Сфера услуг в Китае в 2021 г. представлена в основном следующими направлениями: предприятия питания, розничная и оптовая торговля, туризм и гостиничное дело, предприятия информационно-коммуникационной направленности, рекламы и пр.
В последние годы активно развиваются сети торговых магазинов, а основную прибыль Китай получает от экспорта одежды, обуви, игрушек. Повышенный спрос в 2021 г. зарегистрирован в отрасли офисного и телекоммуникационного оборудования [13].
Согласно различным статистическим источникам, сфера услуг Китая начала испытывать активное развитие в конце 1980-х гг.: в те годы сфера услуг составляла всего около 20% в общей структуре ВВП, но увеличение инве-
стиций и повышение привлекательности отрасли для вложений постепенно позволили наращивать долю третичного сектора в экономике. В 2017 г. показатель составил 51,6% от общей структуры ВВП [23].
Широкий потенциал отрасли и наличие технических возможностей ее развития обозначали перед руководством КНР новую стратегическую задачу: в ближайшие годы доля сферы услуг в общей структуре ВВП должна быть повышена до 60%. В 2018 г. доля сферы услуг в структуре ВВП уже составляет 52,6% [13].
Рассмотренная тенденция развития сферы услуг свидетельствует о переходе экономики Китая на новый уровень. В первую очередь, рост обусловлен тем, что в странах со средним и высоким уровнем дохода (к которым в т.ч. относится Китай) после удовлетворения первичных потребностей (в еде, одежде), потребители начинают расходовать средства не с целью приобретения товара, а с целью получения конкретных услуг. Такой вывод можно сделать при анализе ВВП на душу населения в динамике. Рассмотрим показатели ВВП в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что возрастает ВВП на душу населения. Если в 2016 г. показатель составлял 13,5 трлн. долл. США, то на конец 2019 г. уже 16,1%, то есть рост составил 2,6%. Также рост интереса к потреблению услуг может быть связан и с довольно высоким (в сравнении с мировыми показателями) уровнем безработицы, которая в среднем в Китае за период 2016-2019 гг. составляла 4% [18].
В таблице 2 представлена отраслевая структура ВВП Китая по основным направлениям деятельности в динамике за 1985-2019 гг.
Из таблицы 2 видно, что в сфере услуг происходили постепенное повышение прироста ВВП: так, оптовая и розничная торговля увеличила прирост с 4,2 до 9,5%, выросла доля вклада деятельности гостиниц и общепита и финансовых услуг на 0,8% и 6,1% соответственно. Увеличился спрос на деятельность по операциям с недвижимым имуществом с 2,1 до 6,6%, т.е. на 4,5%.
Таблица 1 - Динамика макроэкономических показателей [13]
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
ВВП реальный, % к пред.году 6,9 6,7 6,9 6,6
ВВП на душу населения, трлн. долл. США 13,5 14,3 15,2 16,1
Безработица, в % 4,1 4,0 3,9 4,0
Таблица 2 - Отраслевая структура ВВП Китая и пророст В ВВП [251
Показатель 1985 г. 2005 г. 2012 г. 2019 г.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыбоводство 29,9 14,9 10,5 7,9
Промышленность 43,9 40,1 41,4 33,9
Строительство 4,3 5,5 5,7 6,7
Торговля оптовая и розничная 4,2 8,1 7,8 9,5
Транспортировка, хранение и почтовые услуги 4,7 6,1 5,4 4,5
Деятельность гостиниц и общепита 1,0 2,1 2,1 1,8
Деятельность финансовая и страховая 1,9 4,8 5,6 8,0
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2, 1 4, 1 5, 1 6,6
Прочее 8,0 14,1 16,5 21,1
Таблица 3 - Динамика экспорта и импорта услуг, 20
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изм. 2019/2015, %
Экспорт услуг 217,39 208,4 213,06 233,56 244,35 12
Импорт услуг 435,7 441,54 471,99 525,73 505,5 16
5-2019 гг., млрд. долл. _ США [13, 211
600
43> 7 441 Ч 471.99 525.73 505.5
©--
233.56 ">44
217,39 208.4 213.06
Щ 400 ¡3 300
" 200 га
5 100
¿5
0
2015 2016 2017 2018 2019
—•— Экспорт Импорт .........Линейная (Экспорт) Линейная (Импорт)
Рисунок 5 - Динамика, прогноз экспорта/импорта услуг Китая, 2015-2019 гг., млрд. долл. США
По мнению аналитиков и экспертов в области внешней экономики, развитие сектора услуг в течение долгого времени в Китае сдерживалось из-за ориентации КНР на экспорт промышленных товаров и наличия барьеров для инвестиций иностранных предприятий в сферу услуг, но в начале 2000-х гг. после вступления Китая в состав Всемирной торговой организации, произошли коренные изменения и либерализация сектора, что и привело к постепенному росту и усилению роли услуг в экономике страны.
Китай в последние годы также активно наращивает объемы экспорта услуг, однако, несмотря на развитие третичного сектора и повышение роли сферы услуг в экономике КНР, ввоз (импорт) услуг пока что преобладает. В
таблице 3 представлены показатели экспорта и импорта услуг Китая в млрд. долл. США в динамике 2015-2019 гг.
В 2019 г. экспорт услуг вырос на 12% по сравнению с показателем 2015 г., а импорт увеличился на 16%. На рисунке 5 представим динамику экспорта и импорта и построим линию тренда для определения дальнейшего развития ввоза и вывоза услуг.
Из графика на рисунке 5 видно, что линия экспорта постепенно возрастает. Небольшое снижение экспорта услуг было зафиксировано в Китае в 2016 г., тогда экспорт услуг снизился на 8,99%, но в первую очередь, такая динамика связана с общим снижением объемов экспорта в исследуемый год. Начиная с 2017 г. объем экспорта услуг начал активно расти. В
2017 г. он вырос на 4,66%, в 2018 г. показатель вырос еще более значительно, на 20,5%. В 2019 г. прирост объема экспорта услуг составил 10,79%. Динамика экспорта свидетельствует о том, что Китай наращивает мощности третичного сектора и экспортирует уникальные услуги, в т.ч. и наукоемкие странам-партнерам [26].
Согласно линии тренда, представленной на рисунке 5, объем экспорта продолжит расти в последующие годы, а сами власти КНР утверждают, что в ближайшие годы ВВП Китай в секторе услуг вырастет с 52,6% более, чем до 60%. Наиболее распространенными услугами, экспортируемыми из Китая, являются услуги в сфере телекоммуникационных и инженерных технологий, финансов, юриспруденции, а также НИОКР, конгрессно-выставочная деятельность.
Что касается импорта услуг в Китай, то основным направлением являются образовательные услуги. Поскольку Китайская Народ-
ная Республика начала активно развивать третичный сектор только в 1980-е гг., пока что страна не может отказаться от ввозимых услуг, однако, государство активно увеличивает долю экспорта [13,14]. На рисунке 6 представим структуру экспорта и импорта услуг в 2019-2020 гг. в зависимости от направлений (стран).
В 2019-2020 гг. наибольшая часть услуг экспортировалась Китаем в США (16,7%), Гонконг (11,1%) и Японию (5,73%). Ввозятся услуги чаще всего из Южной Кореи (8,38%), стран Азии (8,35%) и Японии (8,29%).
Китай выступает активным экспортером услуг и товаров, и по итогам 2019 г. занял четвертое место по росту объема экспорта услуг (рост составил 5,8%), обогнали Китай по росту Ирландия (рост 12,4%), Нидерланды (6,4%), Япония (6%). В заключение представим долю третичного сектора (сферы услуг) в общей структуре ВВП Китая. В таблице 4 представим динамику доли за 2015-2020 гг.
Экспорт из Китая
Импорт в Китай
Великобри тания 5%
Индия 6%
Рисунок 6 - Структура экспорта и импорта в 2019-2020 гг. по странам-партнерам, %
Таблица 4 - Д оля третичного сектора в структуре ВВП КН [Р, 2015-2020 гг., % [13, 14]
Показатель 1980 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изм. абс. 2020 г./ 1980 г.; % Изм. абс. 2020 г./ 2015 г., %
Доля сферы услуг в ВВП 20 48,2 50,5 1,6 52,6 58,4 4,4 34,4 6,2
Со времен начала активного развития третичного сектора экономики Китая доля сферы услуг повысилась на 34,4% в 2020 г. по сравнению с показателем 1980 г., когда доля услуг в общей структуре ВВП составляла всего лишь 20%. Если сравнивать показатели в динамике за 2015-2020 гг., то можно утверждать, что развитие отрасли продолжается, и в 2020 г. показатель составил 54,4%, что больше на 6,2%. по сравнению с показателем 2015 г. С 2015 г. по 2020 г. доля третичного сектора экономики КНР демонстрировала постоянный подъем, небольшое снижение было зафиксировано лишь в 2020 г., что в первую очередь может быть связано с возникновением СОУШ-19, который возник в Китае, и заметно подкосил экономику всех стран мира.
Выводы. Несмотря на снижение показателя доли третичного сектора в структуре ВВП на 4 % в 2020 г. по сравнению с 2019 г., когда Китай почти приблизился к плановому показателю в 60%, важно отметить, что негативное влияние корона вирусной инфекции ощутили на себе все отрасли мировой экономики. Экономика Китая быстрее других восстанавливается после пандемии, и по данным аналитиче-
ского агентства и информационного центра «Ведомости», экономика Китая стремится занять лидирующую позицию на арене мировой экономики, и уже в 2028 г. может обогнать экономику США, поскольку средний ежегодный рост экономики составляет около 5,7% в год [14].
На основе анализа, выполненного в работе, можно сказать, что в настоящее время третичный сектор Китая, действительно, становится новым локомотивом экономического роста КНР. Сектор услуг динамично развивается, и составляет на конец 2020 г. 54,4% в общей структуре ВВП страны. Китай стремится достичь еще более высокого уровня социально-экономического развития, а главной целью китайской экономики является превращение государства в мирового лидера.
В ближайшие годы планируется увеличить долю сервисного сектора более, чем в 60%, а на возможности такого развития указывают растущие потребности и рост благосостояния населения, проводимые реформы по повышению инвестиционной привлекательности третичного сектора и политика либерализации инвестирования.
Список использованных источников
1. Повтарева В.А., Жаров В.Г. Роль и место средних сервисных предприятий в современных рыночных условиях // Современные проблемы туризма и сервиса. - 2019. - С. 125-133.
2. Гаврилова В.В., Шайтура С.В. Информационные модели данных и баз знаний в геоинформационных системах // Славянский форум. - 2016. - № 2 (12). - С. 71-85.
3. Шайтура С.В. Информация, данные, знания, система // Славянский форум. - 2012. -№ 2 (2). - С. 240-250.
4. Лычагина А.А., Акрамова Ю.И. Сервис как драйвер продаж // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2019. - №1. - С. 63-68.
5. Zharov V.G. Aspects of service company operation at early stages of market development // Revista Jnclusiones. - 2020. - №7. - Pp. 29-40.
6. Spatial geomarketing powered by big data // Revista Turismo Estudos&Praticas. - 2020. - № S5. - С. 13.
7. Shaytura S.V., Ordov K.V., Minitaeva A.M. Digital learning methods for the digital economy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019), Yekaterinburg, Russia. - Pp. 606-611 https://doi.org/10.2991/iscde-19.2019.117
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: «Рудомино», 1995. - С. 38.
9. Данчин Д.А. Причины и факторы формирования общества потребления: институциональный подход // Микроэкономика. - 2008. - №8. - С. 34-36.
10. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.
11. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.
12. Ци Вэйчао. Модели развития сферы услуг в экономике КНР // Вестник института экономики РАН. - 2017. - №3. - С. 162-170.
13. Zhang X. The coronavirus will not change the long-term upward trend of china's economic development // Theory and Practice. - 2020. - T. 24. - №5. - Pp. 15-23.
14. China's Economy: Current Trends and Issues // Congressional Research Service In Focus. 2021. - Pp. 3.
15. Шайтура С.В., Тыгер Л.М., Кожаев Ю.П. Продовольственная безопасность и кейтеринг // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020.- № 9. - С. 103-112.
16. Критерии эффективности сервиса / С.В. Шайтура, А.М. Минитаева, В.Г. Жаров, В.В. Иванова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - № 1. -С. 138 -144.
17. Shaitura S.V., Kozhaev Yu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - С. 829-841.
18. Мадьяров А.А. Оценка реализации принципов менеджмента ХХ века в условиях информационного общества // Славянский форум. - 2021. - №1 (31). - С. 46-49.
19. Shaitura S.V., Kozhaev Yu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - С. 829-841.
20. Мордасова Е.В. Сервис как инструмент лояльности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2020. - №2-2. - С. 182-190.
21. Shaitura S.V., Nedkova A.S., Tyger L.M., Goryacheva E.D., Morozova N.O., Berketova L.V. Food security and catering // Revista Turismo Estudos & Praticas. - 2020. - № S3. - Pp. 11.
22. Акрамова Ю.И. Сервисные технологии // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. -
2020. - №2-2. - С. 174-178.
23. Левшенкова А.А. Сервис гарантийный и послегарантийный // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2020. - №2-2. - С. 166-174.
24. Тараненко Е.А. Роль цифровой среды при определении качества сервиса в компаниях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2020. - №2-2. - С. 209-201.
25. Пехтерева Е.А. Влияние пандемии коронавируса на экономику Китая // Экономические и социальные проблемы России. - 2020. - №2 (107). - С. 31.
26. Повтарева В.А., Жаров В.Г. Роль и место средних сервисных предприятий в современных рыночных условиях // Современные проблемы туризма и сервиса. - 2019. - С. 125-133.
Spisok ispolzovannyx istochnikov
1. Povtareva V.A., Zharov V.G. Rol' i mesto srednix servisny'x predpriyatij v sovremenny'x ry'nochny'x usloviyax // Sovremenny'e problemy' turizma i servisa. - 2019. - S. 125-133.
2. Gavrilova V.V., Shajtura S.V. Informacionny'e modeli danny'x i baz znanij v geoinformacionny'x sistemax // Slavyanskij forum. - 2016. - № 2 (12). - S. 71-85.
3. Shajtura S.V. Informaciya, danny'e, znaniya, sistema // Slavyanskij forum. - 2012. - № 2 (2). - S. 240-250.
4. Ly'chagina A.A., Akramova Yu.I. Servis kak drajver prodazh // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2019. - №1. - S. 63-68.
5. Zharov V.G. Aspects of service company operation at early stages of market development // Revista Jnclusiones. - 2020. - №7. - Pp. 29-40.
6. Spatial geomarketing powered by big data // Revista Turismo Estudos&Praticas. - 2020. - № S5. - S. 13.
7. Shaytura S.V., Ordov K.V., Minitaeva A.M. Digital learning methods for the digital economy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019), Yekaterinburg, Russia. - Pp. 606-611 https://doi.org/10.2991/iscde-19.2019.117
8. Bodrijyar Zh. Sistema veshhej. - M.: «Rudomino», 1995. - S. 38.
9. Danchin D.A. Prichiny' i faktory' formirovaniya obshhestva potrebleniya: institucional'ny'j podxod // Mikroe'konomika. - 2008. - №8. - S. 34-36.
10. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'noe'konomicheskix issledovaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya»,
2021. - 168 s.
11. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'noe'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.
12. Ci Ve'jchao. Modeli razvitiya sfery' uslug v e'konomike KNR // Vestnik instituta e'konomiki RAN. - 2017. - №3. - S. 162-170.
13. Zhang X. The Coronavirus will not change the long-term upward trend of china's economic development // Theory and Practice. - 2020. - T. 24. - №5. - Pp. 15-23.
14. China's Economy: Current Trends and Issues // Congressional Research Service In Focus. 2021. - Pp. 3.
15. Shajtura S.V., Ty'ger L.M., Kozhaev Yu.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i kejtering // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2020.- № 9. - S. 103-112.
16. Kriterii e'ffektivnosti servisa / S.V. Shajtura, A.M. Minitaeva, V.G. Zharov, V.V. Ivanova // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2021. - № 1. - S. 138 -144.
17. Shaitura S.V., Kozhaev Yu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - S. 829-841.
18. Mad'yarov A.A. Ocenka realizacii principov menedzhmenta XX veka v usloviyax informacionnogo obshhestva // Slavyanskij forum. - 2021. - №1 (31). - S. 46-49.
19. Shaitura S.V., Kozhaev Yu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., Minitaeva A.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - № 2. - S. 829-841.
20. Mordasova E.V. Servis kak instrument loyal'nosti // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2020. - №2-2. - S. 182-190.
21. Shaitura S.V., Nedkova A.S., Tyger L.M., Goryacheva E.D., Morozova N.O., Berketova L.V. Food security and catering // Revista Turismo Estudos & Praticas. - 2020. - № S3. - Pp. 11.
22. Akramova Yu.I. Servisny'e texnologii // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. -2020. -№2-2. - S. 174-178.
23. Levshenkova A.A. Servis garantijny'j i poslegarantijny'j // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2020. - №2-2. - S. 166-174.
24. Taranenko E.A. Rol' cifrovoj sredy' pri opredelenii kachestva servisa v kompaniyax // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2020. - №2-2. - S. 209-201.
25. Pextereva E.A. Vliyanie pandemii koronavirusa na e'konomiku Kitaya // E'konomicheskie i social'ny'e problemy' Rossii. - 2020. - №2 (107). - S. 31.
26. Povtareva V.A., Zharov V.G. Rol' i mesto srednix servisny'x predpriyatij v sovremenny'x ry'nochny'x usloviyax // Sovremenny'e problemy' turizma i servisa. - 2019. - S. 125-133.