Научная статья на тему 'Вопросы управления региональными этнополитическими процессами (на примере Саратовской области)'

Вопросы управления региональными этнополитическими процессами (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / КОНФЛИКТ / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солдаткин Андрей Александрович

В статье раскрывается содержание понятийного аппарата и методики анализа нациестроительства на региональном уровне. Теоретические положения обеспечивают совершенствование существующих в отечественной политической науке представлений о сущности региональных моделей нациестроительства и необходимости адекватного региональным условиям инструментария по оценке и анализу этнополитических процессов на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of Regional Ethnic Political Processes' Management (Illustrated by the Example of Saratov Region)

The article develops conceptual apparatus and methods of analysis of nation construction at the regional level. Russian researches in the field of political science are improved by the theses about essence of regional nation construction models and the necessity of suitable tools of assessment and analysis of ethnic political processes at the regional level

Текст научной работы на тему «Вопросы управления региональными этнополитическими процессами (на примере Саратовской области)»

НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Солдаткин

Андрей Александрович

Кандидат экономических наук, Директор Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: dir.ranhigs@gmail.com

Andrey Aleksandrovich Soldatkin

Candidate of Sciences (Economics), Director of Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: dir. ranhigs .bf@gmail.com

УДК 316.48:323:325.2

Вопросы управления региональными этнополитическими процессами (на примере Саратовской области)

Questions of Regional Ethnic Political Processes' Management (Illustrated by the Example of Saratov Region)

В статье раскрывается содержание понятийного аппарата и методики анализа нациестроительства на региональном уровне. Теоретические положения обеспечивают совершенствование существующих в отечественной политической науке представлений о сущности региональных моделей нациестроительства и необходимости адекватного региональным условиям инструментария по оценке и анализу этнополитических процессов на региональном уровне.

Ключевые слова и словосочетания: Этничность, миграция, конфликт, нациестроительство, государственное управление, Саратовская область.

The article develops conceptual apparatus and methods of analysis of nation construction at the regional level. Russian researches in the field of political science are improved by the theses about essence of regional nation construction models and the necessity of suitable tools of assessment and analysis of ethnic political processes at the regional level.

Key words and word-combinations: ethnicity, migration, conflict, nation construction, public administration, Saratov region.

Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической и религиозной доминантами. В стране по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживают представители 193 народов, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры [1].

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, в России происходит замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими, формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российского народа, формирование гражданской нации. В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием в регионах страны.

Этнополитические процессы в регионе в контексте глобализационных миграционных процессов определяются как система взаимодействия различных групп населения, каждая из которых характеризуется, с одной стороны, отчетливо выраженной этнической идентичностью, а с другой - определенными институтами суверенитета, оформленными в виде национально-культурных представительств [2, с. 10]. Тем самым, выдвигаемые этими группами этнические требования немедленно становятся политическими, а политические, экономические или социокультурные претензии приобретают этническую окраску.

Этническая принадлежность иммигранта является в современной региональной этнополитической ситуации определяющим маркером отношений «свой-чужой». Этнокультурное и поступательно следующее за ним этнополитическое разнообразие региона развивается, в первую очередь, за счет появления носителей «новых» культур, появления «новой» этничности, привнесенной в уже существующую полиэтничную организацию регионального сообщества [3, с. 345].

Не менее важным видится решение дилеммы, остро стоящей перед региональными властями: улучшение демографической ситуации в регионе за счет миграционной подпитки, как единственного источника восполнения экономически активного населения, тесно связано с вопросом изменения этнокультурного (и коррелирующего с ним - религиозного) баланса.

Иначе говоря, чем активней будет политика по улучшению демографической ситуации в Саратовской области, тем быстрее будут протекать процессы этнодемографического замещения населения и, соответственно, процессы новой этнокультурной и конфессиональной регионализации. При этом современная национально-культурная политика, реализуемая на большей территории регионов России (и в Саратовской области, в частности), характеризуется усилением тенденций к культурному и социальному размежеванию, формированию новых границ (и социальных, и этнических) ради сохранения «привычной картины мира» и устоявшейся системы социальных ориентиров.

Большинство населения региона пока еще не в состоянии проявить терпимость, согласие, принять в свое сообщество новых членов - носителей иных культурных ценностей, тех, кто заведомо находится на более низкой социальной ступени, предоставить им не только социальные гарантии, но и право на этнокультурное самовыражение, реализацию их собственной этнокультурной идентичности [4, с. 95].

Возрастающее этнокультурное и этноконфессиональное разнообразие местных сообществ за счет привнесенной миграцией этничности способствует значительному росту конфликтного потенциала и напряженности между «местным» (принимающим) населением и этническими мигрантами.

При этом важно понимать, что мигранты, весьма неравномерно пополняющие этносоциальные страты и социально-экономические ниши на местных (локальных) рынках труда, оказывают мощнейшее влияние на изменение социально-экономической и внутриполитической обстановки на региональном уровне. Ограничение каналов социальной мобильности («социальных лифтов») серьезно ограничивает возможности их доступа на те или иные локальные рынки труда. В современных условиях структурной конкуренции (когда «разделенный рынок» формируется в зависимости от этнической и/или региональной принадлежности), проблема трудоустройства не только для «местного» населения, претендующего на более высокооплачиваемые рабочие места, но и для мигрантов, которые готовы работать за минимальную плату, является самым трудным, самым ключевым вопросом.

В этих условиях очень важно выработать «формулу интеграции», при реализации которой не только инокультурные иммигранты адаптировались бы и интегрировались, но и «местные» жители были бы готовы к необратимому процессу роста культурного многообразия, осознавая все плюсы и минусы этого процесса [5]. Необходимо привнесение в систему регионального управления национально-культурной политикой понимания, что без активного участия населения ни один регион не станет иммиграционно - привлекательным, что вкупе с серьезными демографическими рисками привносит риски и репутационные.

Важным аспектом современной политики нациестроительства, как идеологии, обусловленной требованиями современного конструирования государства-нации (национального государства), является процесс «включения» в «тело» регионального сообщества этнических миграционных сообществ, отдельных инокультурных мигрантов.

Принципиально важным в этих условиях для современной России и Саратовской области, в частности, является утверждение российской идентичности и целостности российской нации - российского народа на основе общего историко-культурного наследия, русскоязычного культурного комплекса, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей. В этих условиях Саратовская область,в силу своего приграничного положения, выступает как форпост России на юго-восточном направлении [2].

Национальное строительство и вопросы государственного управления

Для целей этнополитического управления регионом важен дифференцированный подход к разным группам мигрантов, точнее - к наиболее конфликтным мигрантам, в наибольшей степени нуждающимся в адаптации, которым на первых порах необходимо обеспечить доступ к информации об их правах, правовых последствиях их положения, возможностях найма, доступа к элементарной медицинской помощи. Необходима также жесткая политика пресечения противоправной деятельности их работодателей.

Для решения комплекса проблем нациестроительства на региональном уровне, на наш взгляд, необходимо использование политического и социально-экономического инструментария.

Во-первых, необходима подготовка кадров в сфере этнополитических отношений, специалистов, обладающих знаниями особенностей этнокультурных групп, проживающих в регионе, обладающих навыками по локализации и разрешению социально-этнических конфликтов.

Во-вторых, решение вопросов представительства этнокультурных групп в институциях власти. Как справедливо отметил В.Тишков: «Многонациональное или многоэтничное государство устроено и может быть эффективным и стабильным тогда, когда есть основа, адекватный государственный институт управления, который, с одной стороны, обеспечивает стабильное развитие общества на основе воли большинства, и в тоже время учитывает интересы меньшинства» [6].

В-третьих, необходимо выработать формулу интеграции, объединения с учетом конкретных региональных особенностей. По сути, необходима смена формулы - от «дружбы народов» к «дружному народу». Мы один народ при всем его этническом, религиозном, культурном и социальном многообразии - идея или установка формирования, утверждения общероссийской идентичности, общероссийского патриотизма, гражданского самосознания, она ни в коей мере не подвергает сомнению существование культурных традиций, народов, языков и т.д.

В-четвертых, необходимо видоизменение существующих практик политики интеграции в гражданскую российскую нацию, формирования общегражданской идентичности. В частности необходимо: а) допущение многосложности самоидентификаций индивидов (сложности самосознания). В нашей стране значительная часть населения это потомки смешанных браков. Но в настоящее время вся процедура классификации (при переписи), как и академическая наука, исключают возможность объявить «я разделяю в равной мере культуру и язык отца и матери и имею сложную национальную принадлежность». б) также необходимо принять возможность того, что у человека может быть два и более родных языка: язык знания и язык общения может быть не один. Есть целые страны и регионы, где население полностью двух- или даже трехъязычные. Допущение «иных» языков кроме русского в публичное пространство региона будет способствовать росту доверия людей к усилиям государства и по формированию общегражданской идентичности, и по сохранению малых культур и народов.

В-пятых, это сбалансированное приложение усилий по нациестроительству к группам большинства и меньшинства. До последнего времени считалось, что национальная политика - это политика по отношению к меньшинствам. Практически никогда (до 2012 года) в России фокусом национальной политики не было доминирующее большинство. Вся политика национально-культурных отношений (и в Саратовской области, в частности) была ориентирована на спонсирование малых различий и особого внимания к меньшинствам. При этом как бы «забывалось», что у большинства тоже есть права, интересы, свои запросы, свое отношение к меньшинствам. Для целей нациестроительства необходимо приложение усилий не только к группам меньшинств, но и к группе большинства, необходимо понимание, что нациестроительство - это «диффузный» процесс, при котором формируется гибридизированная форма социально-политических и экономических отношений.

В-шестых, необходимо стимулировать участие представителей меньшинств в политической системе региона, но не как самостоятельных агентов, а включенных в уже действующие политические механизмы. Нам нужна совместная организация политической жизни, при которой не будет возможности формировать политические коалиции/партии по этническому признаку. Мы считаем, что существующие (и появляющиеся новые) политические партии должны иметь строго внеэтнический характер своего членства и своей деятельности.

В-седьмых, необходим учет особой роли в реализации программ нациестроительства на уровне региона органов местной власти и самоуправления. Последние события в Сагре, Демьяновске, Пугачеве и других поселениях ярко показывают, что муниципальный уровень - это самое слабое звено. Этнические конфликты чаще всего вырастают из местных проблем, и их эскалация происходит от неспособности и неготовности низовых властных структур решить их, главным образом, по причине ограниченности прав, нехватки кадровых ресурсов, отсутствия знаний и навыков решения проблем подобного рода. При необходимости представляется

возможным создание «кустовых» экспертно-консультативных советов, в которых бы работали люди, обладающие необходимой квалификацией и навыками.

В-восьмых, необходима поддержка низовым инициативам и проектам, особенно муниципального уровня и сельских поселений, по развитию этнической культуры в контексте формирования российской гражданской нации. При необходимости возможно формирование программ этноисторического и культурного (ре)брендинга поселений и отдельных территорий. В частности, анализ, проведенный группой «Этноконсалтинг» (г.Москва, ИЭА РАН) показывает, что в инвестиционной привлекательности регионов почти четверть этого показателя составляют этнокультурные бренды [7].

Таким образом, можно отметить следующее. В настоящее время ключевым вопросом формирования консенсусного потенциала этнополитических отношений между принимающим населением и этническими миграционными сообществами является модель(форма) национализма, который, являясь политико-идеологическим явлением (идеологией), обусловлен требованиями современного конструирования государства-нации (национального государства).

Несмотря на множественность подходов к пониманию феномена национализма, мы придерживаемся мнения, что наиболее оптимальной формулой нациестроительства для России с ее многоэтничностью, поликонфессиональностью, огромными размерами своей территории и все возрастающими процессами внешней миграции (и, соответственно, ростом объема привнесенной этничности) является идея гражданской нации, оформляемой государственным (гражданским) национализмом.

Библиографический список:

1. Данные всероссийской переписи населения 2010 года. [Электронный ресурс].

URL: http://www.perepis-2010.ru/

2. Барышная Н.А. Нациестроительство: региональный уровень. Саратов: изд. центр «Наука», 2013.

3. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.

4. Мокин К.С. Депривационный анализ факторов этносоциальной напряженности.

Саратов: изд. центр «Наука», 2013.

5. Путин В.В. Стенографический отчет о заседании Совета по межнациональным отношениям. 24 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://state.kremlin.ru/news

6. Тишков В.А. Выступление на заседании Совета по межнациональным отношениям. 24 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://state.kremlin.ru/news

7. ООО «Этноконсалтинг» http://www.ethnoconsulting.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.