Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая
пил в КХУ, а в 1954 г. окончил полный курс КХУ по специальности художественно-педагогической) с приложением.
11. Книга приказов по Костромской художественной школе 1935-1949 гг. (Личный архив А.И. Бузина)
12. Рассыпное В. Молодые художники // Северная правда. - 1957. - 30 июля.
13. Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг.: На материалах Верхнего Поволжья: Дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 1999. -220 с.
14. Шувалов Н. Прямая речь. - Кострома, 2008. - 82 с.
УДК 378(510)
Соломатина Мария Николаевна
Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китай
maria_solomatina@mail.ru
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ВУЗАХ КИТАЯ
В статье рассматриваются особенности управления образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая. Являясь сложной интегрированной системой, образовательный процесс требует хорошо организованного управления и слаженной работы всех подразделений. В вузах Китая управление образовательной деятельностью реализуется через структуры партийного управления, административного управления и академического управления. Сосуществование трех ветвей управления вызывает немало противоречий. С одной стороны, влияние государства и развитая система административного управления по-прежнему имеют значительное влияние на принятие решений, с другой стороны, модернизация образования требует развития академических и коллегиальных форм управления. Выбранный Китаем исторический и политический курс развития страны обуславливает наличие партийного или идеологического управления, что накладывает на образовательную деятельность определенные ограничения. В то же время, подчеркивается роль академического управления в структуре управления вузом, как гарантия реализации академических свобод и эффективной организации образовательной деятельности.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, Китай, управление вузом, партийное управление, административное управление, академическое управление.
Современные высшие учебные заведения выполняют функции образовательных центров, своей целью ставящих воспитание высококвалифицированных специалистов, и функции научных центров, осуществляющих исследовательскую и поисковую деятельности. Суть образовательного процесса на данный момент заключается не только в получении и увеличении знаний. Являясь динамично развивающейся структурой, высшие учебные заведения находятся в постоянном поиске, порождают информацию, и эту же информацию, с использованием инновационных принципов, адаптируют под передаваемые знания, несут полную ответственность за передачу учащимся собственных научных достижений и результатов собственных исследований. В результате в вузе формируется среда, в которой интегрированы учебный процесс и исследовательская деятельность.
Такому сложному механизму необходимо хорошо организованное управление, с помощью которого можно регулировать работу всех структур, вовремя реагировать на возникающие проблемы, получать высокие результаты работы, а также налаживать те взаимоотношения, которые сложились у вуза с обществом, государством и другими организациями.
Управление высшим учебным заведением является многокомпонентным живым механизмом. В его структуре можно выделить управление учеб-
ной деятельностью, управление воспитательной деятельностью, управление научной деятельностью, управление материально-технической базой, управление экономической деятельностью вуза и т.д.
Однозначно, центральное место занимает управление образовательной деятельностью. Остальные, будучи неразрывно связаны, служат и гарантируют планомерное ее осуществление, так сказать, формируют базу и условия научного и учебного процессов. Управление образовательной деятельностью нацелено на планирование, регулирование и контроль таких видов деятельности как, научно-исследовательская деятельность, воспитательная и учебная деятельности вуза. Именно, управление образовательной деятельностью способно отразить сущность управления высшими учебными заведениями.
В связи с особенностями исторического развития, политических процессов, культуры народов, каждая страна имеет свои особенности, в том числе особенности управления. Так, один из исследователей отмечает, что на управление оказывают влияние система ценностей, учение о нравственности и морали, нормы поведения, традиции и обычаи общества, если привнести данную модель управления в иную культуру, то это положит начало формированию совершенно иной культуры управления, другим стилю и манере управления [6, с. 50].
© Соломатина М.Н., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
257
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Целью данной статьи является раскрыть основные положения управления образовательной деятельности вузов Китая, отметить особенности и подчеркнуть назревшие вопросы.
Рассматривая управление образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая, можно выделить следующие формы управления: партийное управление, административное управление и академическое управление.
Особенностью управления вузов в Китае является наличие идеологического управления. Ван Даохун подчеркивает, что партийный комитет вуза является «высшим руководящим органом высшего учебного заведения», в то время как ректор - руководителем административной деятельностью и законным юридическим представителем [5]. Партийный комитет выполняет такие функции, как идеологическое управление и организующее управление. Посредством партийного комитета вуза государство проводит политическое и идеологическое воспитание, контролирует направление учебной и научной деятельности и гарантирует реализацию политического курса партии. Возглавляет партийный комитет секретарь. Для успешного выполнения выше изложенных задач в составе партийного управления могут быть созданы следующие подразделения: отдел пропаганды и агитации, комиссия по проверке дисциплины, отдел по безопасности, профсоюзы работников заведения и студентов, а также партийные ячейки на каждом факультете.
Административное управление занимается вопросами организации всех процессов вуза, направленных на реализацию образовательных целей. Главой вуза является ректор. В его подчинении находятся проректоры, которые специализируются на конкретном направлении работы. Административное управление реализуется через такие отделы, как учебная часть, научно-исследовательский отдел, отдел кадров, служба материально-технического обеспечения и т.д.
Стоит отметить что, административное и партийное управление затрагивают общие вопросы организации образовательной деятельности. В законе о высшем образовании от 1998 года в рамках управленческой деятельности установлена «система ответственности ректора под руководством партийного комитета». Можно сказать, такая система является результатом исторического выбора, политического и экономического устройства страны. Су Чжиу выделяет шесть систем, существовавших в истории управления вузом в Китае: система ответственности ректора (1950-1956 гг.), система ответственности педагогического совета под руководством партийного комитета (1956-1961), система ответственности педагогического совета во главе с ректором под руководством партийного комитета (1961-1966), система разделений полно-
мочий ректора под руководством партийного комитета (1978-1985), система ответственности ректора (1985-1989), система ответственности ректора под руководством партийного комитета (с 1989 г.) [4]. На современном этапе функции ректора заключаются, главным образом, в том, чтобы придерживаться линии партийного руководства, исполнять решения партийного комитета, нести полную ответственность за образовательную деятельность, научную деятельность, организацию учебного процесса, подбор талантливых кадров, управление обеспечением правительственными и общественными ресурсами, а также, в осуществлении иных функций административного управления [5, с. 79]. С одной стороны, такая система гарантирует взаимодействие всех структур, избежание возможности единоличного решения и самоуправства, с другой стороны, решения ректора находятся под своеобразным цензом, должны соответствовать принципам и требованиям партийного управления. К тому же, не смотря на то, что формально обязанности ректора и секретаря партийного комитета разграничены, на практике возникают противоречия, часто возникают вопросы о масштабах предоставляемых им полномочий.
Стоит отметить, что роль государства и уровень административного управления достаточно сильны, так как долгое время высшее образование являлось чисто государственной структурой. До сих пор управленческие кадры назначаются свыше, по приказу Министерства образования, Центрального комитета коммунистической партии и их ведомств.
В последние годы все больше внимания уделяется академическому управлению. Академическое управление непосредственно связано с коллективными органами управления вузом. Дискуссии вокруг данной формы управления связаны с необходимостью организации образовательной деятельности на принципах академических свобод и научности; необходимостью ограничения контроля со стороны государства; необходимостью ограничения использования административных методов для решения возникающих вопросов; необходимостью наделения преподавателей и учащихся определенной властью и возможностью выступать в качестве полноправных организаторов образовательного процесса.
Академические органы управления вуза позволили бы переход от административного управления к более гибкому, свободному и открытому. Коллективные формы управления «качественно повышают уровень принимаемых решений, способствуют улучшению взаимоотношений и сотрудничества между отдельными подразделениям и внутри каждого из них в отдельности» [1, с. 92]. Говоря о содержании академического управления более конкретно, следует отметить управление подготовкой и самим учебным процессом, опреде-
258
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая
ление направлений научных исследований, организация научно-исследовательской деятельности, управление преподавательскими и научными кадрами, управление набором новых студентов, сотрудничество с другими организациями и т.д. [2].
Основными формами реализации академического управления являются ученый совет вуза, совет по присуждению ученых степеней, совет по присуждению ученого звания, совет по организации и реализации учебной деятельности, совет по контролю учебных планов и программ и т.д.
Например, в Хунаньском университете, с целью создания системы управления, отвечающей принципам научности, эффективности, демократизма, сформирован ученый совет. При ученом совете университета созданы специализированные советы: совет по присуждению ученых степеней; совет, занимающийся вопросами учебного процесса; совет, ответственный за поддержание учебной атмосферы и академической морали; совет по вопросам науки и развития. В связи с необходимостью могут формироваться временные специализированные советы. На каждом факультете и кафедре сформированы свои ученые советы. Срок полномочий членов совета три года. В состав советов могут входить и административные работники, но их количество не должно превышать 20%.
Немало китайских исследователей считают, что современное академическое управление в Китае имеет значительное количество недостатков. Во-первых, в большинстве случаев существующие советы действуют в качестве консультативных органов, а возможность принятия ими решения ограничена. Во-вторых, участие учителей в управлении вузом недостаточно, порой им трудно донести свою точку зрения, повлиять на принятие управленческих решений [3]. В-третьих, наблюдаются недостатки и в организации самих академических органов. От-
сутствуют четко прописанные устав и регламент работы, права и ответственность членов советов. В состав могут входить и административные работники и научные кадры учреждения. Но нередко количество административных сотрудников может превышать количество академических. В-четвертых, между существующими академическими системами плохо налажено взаимодействие.
В заключении, хотелось отметить, что в Китае сформирована достаточно сложная система управления. С одной стороны, она обладает коллегиальностью, позволяющей участие в управлении вузом всем участникам образовательного процесса, с другой стороны прослеживается большое влияние со стороны государства и административных структур. Существует явная необходимость пересмотра распределения функций и полномочий трех ветвей управления, усиления роли академического управления вузом с целью демократизации образования и повышения качества и эффективности управления образовательного процесса.
Библиографический список
1. Управление высшим учебным заведением / под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. -М.:ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
2. -хжпштжт//
- 2006. - № 3. - С. 5-7.
3. ття
% // ШПЖШЖШ. - 2010. - № 2. - С. 33-35.
4. - it Ж: ЮТ4ЖЖШ±ДЖП#ЖШЖШ±, 2003. -405 с.
5. ЗЕШ!
// -2015. - № 1. -
С. 78-81.
6. я# // шжят
ШМ%. - 2004. - № 4. -С. 48-50.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
259