Научная статья на тему 'Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая'

Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КИТАЙ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ПАРТИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / HIGHER EDUCATION INSTITUTION MANAGEMENT / OF MANAGEMENT OF COMMUNIST PARTY OF CHINA / MANAGEMENT CONTROL / ACADEMIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатина Мария Николаевна

В статье рассматриваются особенности управления образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая. Являясь сложной интегрированной системой, образовательный процесс требует хорошо организованного управления и слаженной работы всех подразделений. В вузах Китая управление образовательной деятельностью реализуется через структуры партийного управления, административного управления и академического управления. Сосуществование трех ветвей управления вызывает немало противоречий. С одной стороны, влияние государства и развитая система административного управления по-прежнему имеют значительное влияние на принятие решений, с другой стороны, модернизация образования требует развития академических и коллегиальных форм управления. Выбранный Китаем исторический и политический курс развития страны обуславливает наличие партийного или идеологического управления, что накладывает на образовательную деятельность определенные ограничения. В то же время, подчеркивается роль академического управления в структуре управления вузом, как гарантия реализации академических свобод и эффективной организации образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of management of China’s higher education institutions educative activity

Features of management of the educational activities of higher education institutions in China are considered in the article. Being a complex integrated system, education process requires a well-organised management and coordinated work of all departments. In higher education institutions of China, the management of educational activities are realised through the management structure of Communist Party of China, through administrative and academic management. The coexistence of the three branches of the control causes a lot of controversy. On the one hand, the influence of the state and a developed system of management control continues to have a significant impact on decision-making, on the other hand, the modernisation of education requires the development of academic and collegial forms of governance. The historical and political course of development, which has been chosen by China, is responsible for the presence of control of Communist Party of China or ideological control, which imposes certain restrictions educational activities. At the same time, the role of academic governance in the management structure of the higher education institution as a guarantee of the implementation of academic freedom and the efficient organisation of educational activities is emphasised.

Текст научной работы на тему «Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая»

Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая

пил в КХУ, а в 1954 г. окончил полный курс КХУ по специальности художественно-педагогической) с приложением.

11. Книга приказов по Костромской художественной школе 1935-1949 гг. (Личный архив А.И. Бузина)

12. Рассыпное В. Молодые художники // Северная правда. - 1957. - 30 июля.

13. Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг.: На материалах Верхнего Поволжья: Дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 1999. -220 с.

14. Шувалов Н. Прямая речь. - Кострома, 2008. - 82 с.

УДК 378(510)

Соломатина Мария Николаевна

Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китай

maria_solomatina@mail.ru

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В ВУЗАХ КИТАЯ

В статье рассматриваются особенности управления образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая. Являясь сложной интегрированной системой, образовательный процесс требует хорошо организованного управления и слаженной работы всех подразделений. В вузах Китая управление образовательной деятельностью реализуется через структуры партийного управления, административного управления и академического управления. Сосуществование трех ветвей управления вызывает немало противоречий. С одной стороны, влияние государства и развитая система административного управления по-прежнему имеют значительное влияние на принятие решений, с другой стороны, модернизация образования требует развития академических и коллегиальных форм управления. Выбранный Китаем исторический и политический курс развития страны обуславливает наличие партийного или идеологического управления, что накладывает на образовательную деятельность определенные ограничения. В то же время, подчеркивается роль академического управления в структуре управления вузом, как гарантия реализации академических свобод и эффективной организации образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, Китай, управление вузом, партийное управление, административное управление, академическое управление.

Современные высшие учебные заведения выполняют функции образовательных центров, своей целью ставящих воспитание высококвалифицированных специалистов, и функции научных центров, осуществляющих исследовательскую и поисковую деятельности. Суть образовательного процесса на данный момент заключается не только в получении и увеличении знаний. Являясь динамично развивающейся структурой, высшие учебные заведения находятся в постоянном поиске, порождают информацию, и эту же информацию, с использованием инновационных принципов, адаптируют под передаваемые знания, несут полную ответственность за передачу учащимся собственных научных достижений и результатов собственных исследований. В результате в вузе формируется среда, в которой интегрированы учебный процесс и исследовательская деятельность.

Такому сложному механизму необходимо хорошо организованное управление, с помощью которого можно регулировать работу всех структур, вовремя реагировать на возникающие проблемы, получать высокие результаты работы, а также налаживать те взаимоотношения, которые сложились у вуза с обществом, государством и другими организациями.

Управление высшим учебным заведением является многокомпонентным живым механизмом. В его структуре можно выделить управление учеб-

ной деятельностью, управление воспитательной деятельностью, управление научной деятельностью, управление материально-технической базой, управление экономической деятельностью вуза и т.д.

Однозначно, центральное место занимает управление образовательной деятельностью. Остальные, будучи неразрывно связаны, служат и гарантируют планомерное ее осуществление, так сказать, формируют базу и условия научного и учебного процессов. Управление образовательной деятельностью нацелено на планирование, регулирование и контроль таких видов деятельности как, научно-исследовательская деятельность, воспитательная и учебная деятельности вуза. Именно, управление образовательной деятельностью способно отразить сущность управления высшими учебными заведениями.

В связи с особенностями исторического развития, политических процессов, культуры народов, каждая страна имеет свои особенности, в том числе особенности управления. Так, один из исследователей отмечает, что на управление оказывают влияние система ценностей, учение о нравственности и морали, нормы поведения, традиции и обычаи общества, если привнести данную модель управления в иную культуру, то это положит начало формированию совершенно иной культуры управления, другим стилю и манере управления [6, с. 50].

© Соломатина М.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

257

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной статьи является раскрыть основные положения управления образовательной деятельности вузов Китая, отметить особенности и подчеркнуть назревшие вопросы.

Рассматривая управление образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая, можно выделить следующие формы управления: партийное управление, административное управление и академическое управление.

Особенностью управления вузов в Китае является наличие идеологического управления. Ван Даохун подчеркивает, что партийный комитет вуза является «высшим руководящим органом высшего учебного заведения», в то время как ректор - руководителем административной деятельностью и законным юридическим представителем [5]. Партийный комитет выполняет такие функции, как идеологическое управление и организующее управление. Посредством партийного комитета вуза государство проводит политическое и идеологическое воспитание, контролирует направление учебной и научной деятельности и гарантирует реализацию политического курса партии. Возглавляет партийный комитет секретарь. Для успешного выполнения выше изложенных задач в составе партийного управления могут быть созданы следующие подразделения: отдел пропаганды и агитации, комиссия по проверке дисциплины, отдел по безопасности, профсоюзы работников заведения и студентов, а также партийные ячейки на каждом факультете.

Административное управление занимается вопросами организации всех процессов вуза, направленных на реализацию образовательных целей. Главой вуза является ректор. В его подчинении находятся проректоры, которые специализируются на конкретном направлении работы. Административное управление реализуется через такие отделы, как учебная часть, научно-исследовательский отдел, отдел кадров, служба материально-технического обеспечения и т.д.

Стоит отметить что, административное и партийное управление затрагивают общие вопросы организации образовательной деятельности. В законе о высшем образовании от 1998 года в рамках управленческой деятельности установлена «система ответственности ректора под руководством партийного комитета». Можно сказать, такая система является результатом исторического выбора, политического и экономического устройства страны. Су Чжиу выделяет шесть систем, существовавших в истории управления вузом в Китае: система ответственности ректора (1950-1956 гг.), система ответственности педагогического совета под руководством партийного комитета (1956-1961), система ответственности педагогического совета во главе с ректором под руководством партийного комитета (1961-1966), система разделений полно-

мочий ректора под руководством партийного комитета (1978-1985), система ответственности ректора (1985-1989), система ответственности ректора под руководством партийного комитета (с 1989 г.) [4]. На современном этапе функции ректора заключаются, главным образом, в том, чтобы придерживаться линии партийного руководства, исполнять решения партийного комитета, нести полную ответственность за образовательную деятельность, научную деятельность, организацию учебного процесса, подбор талантливых кадров, управление обеспечением правительственными и общественными ресурсами, а также, в осуществлении иных функций административного управления [5, с. 79]. С одной стороны, такая система гарантирует взаимодействие всех структур, избежание возможности единоличного решения и самоуправства, с другой стороны, решения ректора находятся под своеобразным цензом, должны соответствовать принципам и требованиям партийного управления. К тому же, не смотря на то, что формально обязанности ректора и секретаря партийного комитета разграничены, на практике возникают противоречия, часто возникают вопросы о масштабах предоставляемых им полномочий.

Стоит отметить, что роль государства и уровень административного управления достаточно сильны, так как долгое время высшее образование являлось чисто государственной структурой. До сих пор управленческие кадры назначаются свыше, по приказу Министерства образования, Центрального комитета коммунистической партии и их ведомств.

В последние годы все больше внимания уделяется академическому управлению. Академическое управление непосредственно связано с коллективными органами управления вузом. Дискуссии вокруг данной формы управления связаны с необходимостью организации образовательной деятельности на принципах академических свобод и научности; необходимостью ограничения контроля со стороны государства; необходимостью ограничения использования административных методов для решения возникающих вопросов; необходимостью наделения преподавателей и учащихся определенной властью и возможностью выступать в качестве полноправных организаторов образовательного процесса.

Академические органы управления вуза позволили бы переход от административного управления к более гибкому, свободному и открытому. Коллективные формы управления «качественно повышают уровень принимаемых решений, способствуют улучшению взаимоотношений и сотрудничества между отдельными подразделениям и внутри каждого из них в отдельности» [1, с. 92]. Говоря о содержании академического управления более конкретно, следует отметить управление подготовкой и самим учебным процессом, опреде-

258

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая

ление направлений научных исследований, организация научно-исследовательской деятельности, управление преподавательскими и научными кадрами, управление набором новых студентов, сотрудничество с другими организациями и т.д. [2].

Основными формами реализации академического управления являются ученый совет вуза, совет по присуждению ученых степеней, совет по присуждению ученого звания, совет по организации и реализации учебной деятельности, совет по контролю учебных планов и программ и т.д.

Например, в Хунаньском университете, с целью создания системы управления, отвечающей принципам научности, эффективности, демократизма, сформирован ученый совет. При ученом совете университета созданы специализированные советы: совет по присуждению ученых степеней; совет, занимающийся вопросами учебного процесса; совет, ответственный за поддержание учебной атмосферы и академической морали; совет по вопросам науки и развития. В связи с необходимостью могут формироваться временные специализированные советы. На каждом факультете и кафедре сформированы свои ученые советы. Срок полномочий членов совета три года. В состав советов могут входить и административные работники, но их количество не должно превышать 20%.

Немало китайских исследователей считают, что современное академическое управление в Китае имеет значительное количество недостатков. Во-первых, в большинстве случаев существующие советы действуют в качестве консультативных органов, а возможность принятия ими решения ограничена. Во-вторых, участие учителей в управлении вузом недостаточно, порой им трудно донести свою точку зрения, повлиять на принятие управленческих решений [3]. В-третьих, наблюдаются недостатки и в организации самих академических органов. От-

сутствуют четко прописанные устав и регламент работы, права и ответственность членов советов. В состав могут входить и административные работники и научные кадры учреждения. Но нередко количество административных сотрудников может превышать количество академических. В-четвертых, между существующими академическими системами плохо налажено взаимодействие.

В заключении, хотелось отметить, что в Китае сформирована достаточно сложная система управления. С одной стороны, она обладает коллегиальностью, позволяющей участие в управлении вузом всем участникам образовательного процесса, с другой стороны прослеживается большое влияние со стороны государства и административных структур. Существует явная необходимость пересмотра распределения функций и полномочий трех ветвей управления, усиления роли академического управления вузом с целью демократизации образования и повышения качества и эффективности управления образовательного процесса.

Библиографический список

1. Управление высшим учебным заведением / под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. -М.:ИНФРА-М, 2013. - 416 с.

2. -хжпштжт//

- 2006. - № 3. - С. 5-7.

3. ття

% // ШПЖШЖШ. - 2010. - № 2. - С. 33-35.

4. - it Ж: ЮТ4ЖЖШ±ДЖП#ЖШЖШ±, 2003. -405 с.

5. ЗЕШ!

// -2015. - № 1. -

С. 78-81.

6. я# // шжят

ШМ%. - 2004. - № 4. -С. 48-50.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.