7. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2020 г.) / https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=30420353 (дата обращения: 25.10.2020).
8. Уголовный кодекс Республики Армения (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2020 г.) / https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7472 (дата обращения: 25.10.2020).
9. Уголовный кодекс Республики Грузия (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2020 г. / https://matsne.gov.ge/ru/document/view/16426?publication=230 (дата обращения: 25.10.2020).
10. Уголовный кодекс Литовской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.2020 г.) / http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 25.10.2020).
11. Уголовный закон Латвии (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.10.2020 г.) / http://www.alex-lawyer.lv/ugolovnijzakonlatviirus.pdf (дата обращения: 25.10.2020).
12. Уголовный кодекс Эстонской Республики /науч. ред. и перевод с эстонского В.В. Запевалова, вступ. статья канд. юрид. наук доц. СПбГУ Н.И. Мацнева. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2019.
13. Уголовный кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.07.2020 г. / https://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (дата обращения: 25.10.2020).
14. Уголовный кодекс Республики Туркменистан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.08.2020 г.) / https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31295286 (дата обращения: 25.10.2020).
15. Уголовный кодекс Республики Абхазия (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.08.2020 г.) http://presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (дата обращения: 25.10.2020).
References and Sources
1. Ugolovnyj kodeks Respubliki Kazahstan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 06.10.2020 g.) / https://online.zakon.kz/rn/ document?doc_id=31575252 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
2. Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus' (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 20.10.2020 g.) /https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_ kodeks_rb.htm (data obrashcheniya: 25.10.2020).
3. Ugolovnyj kodeks Respubliki Uzbekistan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 05.10.2020 g.) / https://online.zakon.kz/document/ ?doc_id=30421110 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
4. Ugolovnyj kodeks Respubliki Tadzhikistan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 07.08.2020 g.) / https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30397325 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
5. Ugolovnyj kodeks Kyryzskoj Respubliki (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 24.07.2020 g.) / https://online.zakon.kz/rn/documenf? doc_id=34350840 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
6. Ugolovnyj kodeks Respubliki Moldova (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 09.07.2020 g.) / https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=30394923 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
7. Ugolovnyj kodeks Azerbajdzhanskoj Respubliki (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 29.06.2020 g.) / https://online.zakon.kz/ m/document/?doc_id=30420353 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
8. Ugolovnyj kodeks Respubliki Armeniya (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 29.09.2020 g.) / https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7472 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
9. Ugolovnyj kodeks Respubliki Gruziya (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 18.09.2020 g. / https://matsne.gov.ge/ru/document/view/16426?publication=230 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
10. Ugolovnyj kodeks Litovskoj Respubliki (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 17.10.2020 g.) / http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-zarubezhnyh-stran (data obrashcheniya: 25.10.2020).
11. Ugolovnyj zakon Latvii (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 19.10.2020 g.) / http://www.alex-lawyer.lv/ugolovnijzakonlatviirus.pdf (data obrashcheniya: 25.10.2020).
12. Ugolovnyj kodeks Estonskoj Respubliki /nauch. red. i perevod s estonskogo V.V. Zapevalova, vstup. stat'ya kand. yurid. nauk doc. SPbGU N.I. Macneva. SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2019.
13. Ugolovnyj kodeks Ukrainy (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 16.07.2020 g. / https://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (data obrashcheniya: 25.10.2020).
14. Ugolovnyj kodeks Respubliki Turkmenistan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 22.08.2020 g.) / https://online.zakon.kz/document/ ?doc_id=31295286 (data obrashcheniya: 25.10.2020).
15. Ugolovnyj kodeks Respubliki Abhaziya (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 22.08.2020 g.) http://presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (data obrashcheniya: 25.10.2020).
ТАТИМОВ АЗАМАТ МУГАРИБОВИЧ - ассистент кафедры уголовного права и криминологии Института экономики и права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова ([email protected]).
TATIMOV, AZAMAT M. - Assistant of the Department of Criminal Law and Criminology of the Institute of Economics and Law of the Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ([email protected])/
УДК 343.771/772(98) Б01: 10.24412/2411-2275-2021-1-68-72
ПЕТРОВА Т.М., СТЕЛЯ В.А. ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: охрана диких животных, уголовная ответственность, биоразнообразие Арктики, экологические преступления, органы прокуратуры
В статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за посягательства на диких животных, обитающих на территории Арктической зоны России. Авторы отмечают, что статья 258.1 УК РФ отличается чрезмерно большим перечнем альтернативных санкций, предусматривающих наказания, не связанные с лишением свободы, что ставит под сомнение эффективность общей превенции данного преступления. В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение вопроса об увеличении максимального срока лишения свободы и сокращении числа альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, либо полного отказа от них. Уголовная ответственность лиц, нарушающих закон, имеет огромный потенциал для охраны
окружающей среды Арктической зоны. Также для более эффективной охраны редких и исчезающих видов биоресурсов Севера необходимо объединять усилия всех стран путем совершенствования международно-правового законодательства.
PETROVA, T.M., STELYA, V.A. QUESTIONS OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR ENCROACHMENTS ON SPECIALLY PROTECTED WILD ANIMALS
OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Key words: protection of wild animals, criminal liability, Arctic biodiversity, environmental crimes, prosecutor's offices
In the article considers the issues of bringing to criminal responsibility for encroachments on wild animals living in the territory of the Arctic zone of Russia. The authors note that Article 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation is distinguished by an excessively large list of alternative sanctions that provide for penalties not related to imprisonment, which casts doubt on the effectiveness of the general prevention of this crime. In this regard, it is relevant to consider the issue of increasing the maximum term of imprisonment and reducing the number of alternative types of punishments not related to imprisonment, or completely rejecting them. The criminal responsibility of those who violate the law has enormous potential for protecting the environment of the Arctic zone. Also, for more effective protection of rare and endangered species of biological resources of the North, it is necessary to unite the efforts of all countries by improving international legal legislation.
Задача охраны животного мира является ключевой для сохранения биоразнообразия, имеющего экологическое, научное и культурное значение. Исполнение законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира находится на постоянном контроле органов прокуратуры [1]. В частности, в стратегических документах отмечается, что одной из задач государственной политики в сфере охраны окружающей среды является обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира Арктики, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов [2]. Выполнение основных задач в сфере экономического развития Арктической зоны достигается путем разработки и осуществления правовых механизмов и организационных мер по предотвращению незаконной добычи и реализации морских биологических ресурсов [3].
По территории Россия является самой большой в мире северной полярной страной (22 600 км). Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» границы Арктической зоны определены территориями Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Частично в ее состав также вошли территории муниципальных образований: Республик Карелия, Коми и Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области; земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, которые впервые были указаны в нормативно-правовом акте СССР еще в 1926 г. [4].
Арктическая зона обладает уникальным, характерным для этой части планеты, животным и растительным миром. По мнению доктора исторических наук Ю. Лукина, Арктика - это последний экологический резерв глобального социума в XXI веке [5, с.363]. Несмотря на суровые климатические условия, в Арктике обитает до 25-26 тысяч видов флоры и фауны [6]. Немало среди них и тех, кто находится на грани исчезновения в силу определенных причин - изменение климата, загрязнение моря и воздуха, усиление браконьерского промысла. Непоправимый ущерб первозданной природе севера наносит безжалостная антропогенная деятельность человека. При этом процесс восстановления биоразнообразия Арктической зоны идет намного медленнее, чем в иных экосистемах более благоприятного климата, в связи с более высокой уязвимостью и низкой устойчивостью популяций.
Охрана животного мира Арктической зоны Российской Федерации осуществляется на основании международно-правового и федерального законодательства, включая уголовно-правовое. Наиболее актуальным способом защиты диких представителей фауны севера от преступных посягательств являются именно средства уголовно-правового воздействия.
В 2013 году в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 258.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Положения статьи 226.1 УК РФ дополнены указанием на контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.
Перечень особо ценных видов диких животных, охраняемых данными нормами, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978.
При этом, согласно Перечню, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции,
утвержденному распоряжением Минприроды России от 29.08.2019 № 26-р, к числу редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обитающих в Арктической зоне России, отнесены в частности серый и гренландские киты.
Анализ перечня объектов животного мира, редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, включенных в Красную книгу России [7] и книги субъектов Российской Федерации [8], входящих в Арктическую зону России, показал, что имеется угроза исчезновения таких видов как атлантический морж, северный олень, белуха, кит (гренландский, нарвал, горбач), стерх (белый журавль), краснозобая казарка, малый лебедь, кречет, орлан-белохвост. Этому может способствовать отсутствие закрепленного законодательно определения животных, относящихся к особо ценным видам дикого животного. Однако в вышеуказанный Перечень особо ценных диких животных, обитающих на территории Арктической зоны России, включен только белый медведь.
При этом некоторыми исследователями отмечается, что отсутствие научно обоснованных критериев определения особой ценности вида диких животных предопределяет негативные последствия: а) расширение репрессивной функции ст. 258.1 УК РФ путём признания особо ценными видов диких животных, которые, по сути, таковыми не являются; б) непризнание де-юре особо ценными видов диких животных, которые таковыми являются, в связи с чем, преступления против них не получают соответствующей уголовно-правовой оценки [9].
Полагаем, что необходимо расширить Перечень особо ценных диких животных, находящиеся под угрозой исчезновения, обитающих на территории Арктической зоны Российской Федерации, которые перечислены в Красных книгах субъектов, входящих в Арктическую зоне РФ.
Анализ судебной практики показал, что белый медведь часто становится жертвой браконьерских действий человека и, несмотря на имеющиеся законодательные меры, вести борьбу с ними в условиях Арктического Севера достаточно трудно. Как следствие, в последнее время популяция белых медведей стремительно сокращается, и сейчас в мире насчитывается не более 20 тысяч особей, из которых на Россию приходится 5-7 тысяч.
Весной 2017 года волонтерами на острове Вилькицкого было обнаружено кладбище белых медведей [10]. Вероятной причиной такого истребления краснокнижного животного зачастую является добыча их шкуры, за которую на «черном» рынке могут заплатить до 3 млн. рублей.
При этом преступления в отношении белых медведей, как и большинство преступлений в экологической сфере, обладают высоким уровнем латентности. Сравнительно небольшое количество примеров из правоприменительной практики лишь подтверждает то, что только незначительное число случаев истребления этих представителей дикой фауны заканчиваются вынесением обвинительного приговора.
Так, в 2015 году приговором мирового судьи Ненецкого АО гражданин И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258.1 УК РФ (незаконная добыча особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации). Согласно приговору мирового судьи, И. в период с 17 по 25 апреля 2014 года на снегоходе возле острова Вайгач Ненецкого автономного округа, незаконно произвел из охотничьего ружья два выстрела в белого медведя. Учитывая степень общественной опасности преступления, относящегося к категории небольшой тяжести, а также личность виновного, с учетом смягчающих вину обстоятельств и отсутствием обстоятельств, отягчающих вину, мировой судья назначил И. наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев с удержанием в доход государства 20% из заработной платы ежемесячно [11]. Это был первый приговор в Российской Федерации с 2007 года.
На практике возникают проблемы установления лица, непосредственно убившего животное. К ответственности чаще привлекаются лица, приобретшие и хранившие шкуры белых медведей. Так, из материалов уголовного дела от 22.07.2020 № 1-27/2020 в отношении Ч. следует, что в г.Анадыре Чукотского автономного округа подсудимый, приобретя у иного лица, незаконно хранил в тайнике часть особо ценного дикого животного - шкуру белого медведя, а затем передал ее другому лицу для дальнейшей продажи [12]. Согласно материалам уголовного дела от 30.01.2020 № 1-39/2020, гражданин З. незаконно приобрел шкуру белого медведя у иного лица с целью хранения ее у себя дома [13].
Летом 2020 года журнал Nature Climate Change опубликовал результаты исследования, согласно которым к 2100 году большинство субпопуляций белого медведя в Арктике окажется под
угрозой исчезновения [14]. В этой связи положения уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за уничтожение представителей животного мира, и дифференциация уголовной ответственности по ним, требуют своего дальнейшего совершенствования для более эффективной охраны редких и исчезающих видов биоресурсов севера и преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы. Кроме того, мы разделяем точку зрения Д. Добрецова, что в настоящее время общественная опасность экологических преступлений, оказывающих непосредственное влияние на среду обитания человека, остается недооцененной [15, с. 64]. Такое отношение обусловлено, в том числе, недостаточным пониманием опасности последствий экологических преступлений для общества и государства.
Статья 258.1 УК РФ обращает на себя внимание чрезмерно большим перечнем альтернативных санкций, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, что ставит под сомнение эффективность общей превенции данного преступления. В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение вопроса об увеличении максимального срока лишения свободы и сокращении числа альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, либо полного отказа от них.
Сохранить биоразнообразие Арктики конечно же невозможно одними уголовно-правовыми запретами. Необходима правильная организация деятельности человека и тщательное ее регулирование, при которой ущерб окружающей среде будет минимальным; формирование у населения бережного отношения к природе; создание заповедных зон. Так, к 2019 г. в российской Арктике создано 166 ООПТ (особо охраняемые природные территории) различной классификации, общей площадью 60,6 млн га, или 14 % Арктической зоны Российской Федерации [16].
Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 821-р был учрежден национальный парк «Русская Арктика», на территории которого обитает большое количество редких и находящихся на грани исчезновения представителей фауны [17]. Впоследствии территория парка была расширена в связи с включением в его границы государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» [18].
Неукоснительным должен быть и контроль за исполнением законов в области охраны природы, где решающую роль играют органы прокуратуры Российской Федерации. Распространенной является практика подготовки прокурорами и направления в суды исковых заявлений в защиту интересов Российской Федерации о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, предусмотренным ст. 258.1 УК РФ, которые предъявляются к лицам, виновным в совершении данных преступлений [19].
Для обеспечения устойчивого развития региона одними из приоритетных должны быть цели сохранения биологического разнообразия в Арктической зоне. И уголовная ответственность лиц, нарушающих закон, имеет огромный потенциал для охраны окружающей среды Арктической зоны. С учетом исключительного значения данной территории, дальнейшее развитие этого направления необходимо широко и полно исследовать в науке, изучать на практике, популяризировать среди населения. Так, в прокуратуре Ненецкого автономного округа координатор природоохранных проектов научно-экспедиционного центра «Морские млекопитающие» В. Никифоров прочитал лекции «Практика борьбы с нелегальной добычей белого медведя на территории РФ в 2000-2016» и «Методы безопасности при встрече с белым медведем» для сотрудников правоохранительных органов региона [20].
Таким образом, для более эффективной охраны редких и исчезающих видов биоресурсов Севера необходимо объединять усилия всех стран путем совершенствования международно-правового законодательства и приведения в соответствие с ним национального законодательства отдельных стран, включая Российскую Федерацию.
Литература и источники
1. URL: https://www.instagram.com/genprocrf/ (дата обращения - 14.03.2021).
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (утв. Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164).
3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (утв. Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645).
4. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. I). Ст. 2136.
5. Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». 2009.
6. Чернов Ю.И. Направления, состояние и перспективы отечественных исследований биологического разнообразия Арктики // Вестник РФФИ. 2004. № 1 (35). С. 5-36.
7. Приказ Минприроды России от 23.05.2016 № 306 (ред. от 24.03.2020) «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации»
8. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 03.09.2014 № 336-п «О порядке ведения Красной книги Ненецкого автономного округа; постановление Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2006 № 248 «О Красной книге Чукотского автономного округа»; постановление правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2018 № 522-п «О Красной книге Ямало-Ненецкого автономного округа»; постановление Правительства Мурманской области от 04.09.2002 № 325-ПП «О красной книге Мурманской области» и др.
9. Гусаренко Д.М. Криминализация посягательств на особо ценные виды диких животных. Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2020.
10. URL: https:// www.znak.com/2017-07-20/na_ostrove_vilkickogo_naydeno_ kladbiche_belyh_medvedey_ubityh_brako_ nerami _radi_shkur (дата обращения - 20.02.2021).
11. URL: https://narianmar.bezformata.com/listnews/ubijstvo-belogo-medvedya-na-o-vajgach/30994222/ (дата обращения -14.03.2021).
12. URL: https://sudact.ru/regular/doc/U7LTKLujngln (дата обращения - 05.03.2021).
13. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Dc7pzQf5CZoW (дата обращения - 05.03.2021).
14. URL: https://iz.ru/1038311/2020-07-21/drozdov-predrek-ischeznovenie-belykh-medvedei-v-arktike-cherez-20-let (дата обращения - 20.02.2021)
15. Добрецов Д.Г. Противодействие экологической преступности // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 6(80).
16. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady (дата обращения - 10.03.2021).
17. Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 № 821-р http://docs.cntd.ru/document/902161737 (дата обращения -05.03.2021).
18. Постановление Правительства РФ от 25.08.2016 № 840// http://docs.cntd.ru/document/420372883 (дата обращения -05.03.2021).
19. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213621216 прокуратура Ненецкого автономного округа предъявила в Нарьян-Марский городской суд исковое заявление к жителю региона о возмещении ущерба в размере 457 тыс. 847 рублей (дата обращения - 14.03.2021).
20. URL: https://ria.ru/20170703/1497732410.html (дата обращения - 14.03.2021).
References and Sources
1. URL: https://www.instagram.com/genprocrf/ (data obrashcheniya - 14.03.2021).
2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 05.03.2020 № 164).
3. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 26.10.2020 № 645).
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 maya 2014 g. № 296 «O suhoputnyh territoriyah Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2014. N 18 (ch. I). St. 2136.
5. Lukin Yu.F. Velikij peredel Arktiki. Arhangel'sk: OAO «Izdatel'sko-poligraficheskoe predpriyatie «Pravda Severa». 2009.
6. Chernov Yu.I. Napravleniya, sostoyanie i perspektivy otechestvennyh issledovanij biologicheskogo raznoobraziya Arktiki // Vestnik RFFI. 2004. № 1 (35). S. 5-36.
7. Prikaz Minprirody Rossii ot 23.05.2016 № 306 (red. ot 24.03.2020) «Ob utverzhdenii Poryadka vedeniya Krasnoj knigi Rossijskoj Federacii»
8. Postanovlenie Administracii Neneckogo avtonomnogo okruga ot 03.09.2014 № 336-p «O poryadke vedeniya Krasnoj knigi Neneckogo avtonomnogo okruga; postanovlenie Pravitel'stva CHukotskogo avtonomnogo okruga ot 26.12.2006 № 248 «O Krasnoj knige CHukotskogo avtonomnogo okruga»; postanovlenie pravitel'stva YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 11.05.2018 № 522-p «O Krasnoj knige YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga»; postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 04.09.2002 № 325-PP «O krasnoj knige Murmanskoj oblasti» i dr.
9. Gusarenko D.M. Kriminalizaciya posyagatel'stv na osobo cennye vidy dikih zhivotnyh. Dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2020.
10. URL: https:// www.znak.com/2017-07-20/na_ostrove_vilkickogo_naydeno_ kladbiche_belyh_medvedey_ubityh_brako_ nerami _radi_shkur (data obrashcheniya - 20.02.2021).
11. URL: https://narianmar.bezformata.com/listnews/ubijstvo-belogo-medvedya-na-o-vajgach/30994222/ (data obrashcheniya - 14.03.2021).
12. URL: https://sudact.ru/regular/doc/U7LTKLujngln (data obrashcheniya - 05.03.2021).
13. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Dc7pzQf5CZoW (data obrashcheniya - 05.03.2021).
14. URL: https://iz.ru/1038311/2020-07-21/drozdov-predrek-ischeznovenie-belykh-medvedei-v-arktike-cherez-20-let (data obrashcheniya -20.02.2021)
15. Dobrecov D.G. Protivodejstvie ekologicheskoj prestupnosti // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2020. № 6(80).
16. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady (data obrashcheniya - 10.03.2021).
17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.06.2009 № 821-r http://docs.cntd.ru/document/902161737 (data obrashcheniya - 05.03.2021).
18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2016 № 840// http://docs.cntd.ru/document/420372883 (data obrashcheniya - 05.03.2021).
19. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213621216 prokuratura Neneckogo avtonomnogo okruga pred"yavila v Nar'yan-Marskij gorodskoj sud iskovoe zayavlenie k zhitelyu regiona o vozmeshchenii ushcherba v razmere 457 tys. 847 rublej (data obrashcheniya - 14.03.2021).
20. URL: https://ria.ru/20170703/1497732410.html (data obrashcheniya - 14.03.2021).
ПЕТРОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА - аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации ([email protected]).
СТЕЛЯ ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации ([email protected]). PETROVA, TATIANA M. - Ph.D. student of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
STELYA, VICTORIA A. - Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation ([email protected]).