Научная статья на тему 'Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних'

Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1442
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних»

Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних

И. Л. Трунов, Л. К. Айвар

Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних

Самосознание и самоопределение — два важных качества, которые практически незаметны у малолетних детей и начинают проявляться только в определенном возрасте. Очевидно, что несовершеннолетние до наступления этого момента не могут подвергаться уголовному вменению.

Развитие ребенка можно условно разделить на три периода. Первый — детство — отличается абсолютной неспособностью ребенка осознания последствий своих поступков. Но уже в конце этого периода замечается: во многих действиях начинают проявляться осознанность и самоопределение. Подросток уже в большинстве случаев понимает, что он делает. Его самосознание уже «включилось», но поведение является не вполне са-моопределяющим, он еще не сформировался полностью духовно и физически. Поэтому a priori нельзя решать вопрос о вменении ему противозаконных действий. Но в случае, если будут доказаны осознанность и самоопределенность преступника, то вменение уже возможно. Так что отроческий возраст может быть, а может и не быть причиной вменения. Так и будут в

Трунов Игорь Леонидович — вице-президент Федерального союза адвокатов, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН;

Айвар Людмила Константиновна — профессор МПИ ФСБ РФ, доктор юридических наук, член-корреспондент РАЕН, почетный адвокат России.

последнем случае только основанием для смягчения наказания. За отрочеством следует юность — возраст, который вследствие его особенностей всегда и везде является законным и справедливым основанием для смягчения или, по крайней мере, уменьшения наказания1 .

Государство и общество должны реагировать на преступления подростков так, чтобы возвращать их к нормальной жизни после отбытия наказания полноценными личностями.

Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Каждое девятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Такие данные МВД Рф привело 1 июня, в День защиты детей.

Как правило, у подростка, попавшего в суд, два выхода: условный, но все же срок, либо лишение свободы. Условно осужденные составляют 70—75 процентов, лишенные свободы — 23—24 процента. Сколько же процентов остается на альтернативные наказания? В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных

1 См.: Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 1891. С. 2—3.

Журнал российского права №10 — 2005

в мире: 17 человек на 100 тыс. на-селения2.

Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 году в Санкт-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Этот Закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898— 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 — в тюрьмы и арестные дома.

В 1912 году в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Судья, рассматривающий дело единолично, избирался населением судебного округа.

2 См.: РГ. 2004. 15 окт.

Законодательный процесс в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский» уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают.

Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Употребив слово «особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее указанная глава отнюдь не является сводом отклонений и отступлений от общих норм УК РФ. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус.

Уголовное законодательство РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшие возраста 14 лет, но которым еще не ис-

Журнал российского права №10 — 2005

полнилось 18 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически и социально незрелы, их личность еще окончательно не сформировалась, и поэтому исправительное воздействие применительно к несовершеннолетнему должно носить прежде всего воспитательный характер.

Уголовная ответственность несовершеннолетних — проблема не только российской правовой системы. Ювенальная юстиция — термин международный, главное звено системы правосудия в отношении несовершеннолетних граждан

— суд по делам несовершеннолетних. Основными принципами ювенальной юстиции являются: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т. п., рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседаниях, а также о преступных посягательствах на них), уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощенный (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб. Первоначально ювенальная юстиция сформировалась в конце XIX в. в США и затем получила широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В

России, как указано выше, первый суд для несовершеннолетних был учрежден в 1910 году в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы ювенальной юстиции практически не рассматривались.

В Российской Федерации с 90-х гг. XX в. началась разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции. Важнейшее отличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальной юстиции — ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемая нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни.

Однако, как следует из пособия «Innocenti digest», подготовленного Международным центром ЮНИСЕФ по проблемам развития ребенка во Флоренции (Италия), вопрос о формах организации правосудия по делам несовершеннолетних является спорным. Для его обсуждения необходимо располагать объективной информацией. На самом деле в международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобные суды отсутствуют. Тем не менее в этих странах суды всегда рассматривают дела несовершеннолетних в особых условиях (например, в закрытых заседаниях) и приговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказания, чем взрослых.

В то же время в международных стандартах более или менее ясно выражено положение о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участники

Журнал российского права №10 — 2005

стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». В Правилах ООН, касающихся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), также говорится о необходимости повсеместного создания самостоятельной «системы правосудия в отношении несовершеннолетних».

Основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних»3.

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих немалое воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних.

Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним

В России впервые положение об исправительных приютах, куда должны были помещаться малолет-

3 См.: СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

ние преступники, было включено в Устав уголовного судопроизводства (1864 г.). То же содержалось и в Уставе о наказаниях, применяемых мировыми судьями, а затем в Уложении 1899 г. и, наконец, в начале 1867 г. были приняты «Правила об исправительных приютах».

Конституция РФ (ст. 38) регламентирует защиту детства со стороны государства. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, такие как Декларация прав ребенка4 , Конвенция о правах ребенка5, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)6, Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)7, Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы8, и др.

4 Принята 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Текст Декларации размещен на сайте www.un.org.

5 Принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Гарант».

6 Приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 44/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Советская юстиция. 1991. № 12—14.

7 Приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 // СПС «Гарант».

8 Приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Гарант».

Журнал российского права №10 — 2005

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (правило 5.1 Пекинских правил).

Минимальные пределы возраста уголовной ответственности в разных странах весьма отличны в зависимости от исторических и культурных особенностей. Использование современного подхода заключается в оценке способностей ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические моменты, то есть в определении возможности привлечения к ответственности с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего или ее восприятия и понимания им.

Согласно УК РФ нижний возрастной порог ответственности несовершеннолетнего законодатель увязывает с достижением достаточного уровня интеллектуальной, эмоциональной зрелости личности, зрелости его характера, для того чтобы он мог осознавать значение своих действий (бездействия) и соответственно управлять своим поведением. Статья 87 УК РФ применяется с учетом ст. 20 УК, которая устанавливает возрастную «ступенчатость» наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних (14, 16, 18 лет) и, кроме того, предусматривает случаи, когда лицо, формально достигшее установленного в УК возраста привлечения к уголовной ответственности, тем не менее не может нести ее вследствие отставания в психическом развитии.

Одним из основных предметов доказывания при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего является воз-

раст несовершеннолетнего. Достижением возраста, предусмотренного законом, считается начало суток, следующих за теми, на которые приходится соответствующая дата с момента рождения. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, их перечень строго ограничен.

Законодатель также предусмотрел исключительную норму (ст. 96 УК РФ), согласно которой положения, применяемые к несовершеннолетним, распространяются на лиц, совершивших преступление в возрасте от 18 до 20 лет. Это прежде всего связано с физиологическим процессом взросления.

Особенности назначения наказания несовершеннолетним

Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает также: 1) условия его жизни и воспитания; 2) уровень психического развития, иные особенности личности; 3) влияние на него старших по возрасту лиц. В основной массе случаев на преступление ребенка толкают социальные условия его жизни. Родители — алкоголики или наркоманы. Неполные, неполноценные семьи. Отсутствие нормального питания — причина мелких краж, для девочек все это зачастую оборачивается занятием проституцией.

Назначение уголовного наказания несовершеннолетним основывается на руководящих принципах, выработанных международным сообществом:

а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

Журнал российского права №10 — 2005

б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;

в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором9;

д) помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока10.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал, что суды при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с ч. 3 ст. 427 УПК РФ, получив уголовное дело с обвинительным заключением или с обвинительным актом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.

В таких случаях судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований для прекращения уголовно-

9 См. правило 17.1 Пекинских правил.

10 См. правило 19.1 Пекинских правил.

го дела проводится предварительное слушание11.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также указывает судам, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним прежде всего следует обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы12. Исходя из этого, суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие виновного, само по себе являясь обстоятельством, смягчающим наказание, должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Применяя к несовершеннолетнему нормы об обязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебная практика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:

— несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, наказание не может превышать шести лет лишения свободы;

— несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также осужденным несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет срок на-

11 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // ВВС РФ. 2004. № 5.

12 См.: ВВС РФ. 2000. № 4.

Журнал российского права №10 — 2005

казания не может превышать десяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательных колониях;

— несовершеннолетним до 16 лет, осужденным впервые за совершение преступления небольшой и средней тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;

— несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным впервые за преступление небольшой тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;

— учитываются положения ч. 6.1 ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления;

— в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);

— при назначении несовершеннолетнему наказания по совокупности преступлений или приговоров окончательное наказание не может превышать максимального размера или срока этого наказания, предусмотренного ст. 88 УК, с учетом возраста преступника на момент совершения преступления. Так, если по совокупности преступлений назначается наказание в виде лишения свободы, оно в зависимости от возраста на момент совершения преступлений и их тяжести не может превышать десяти (с 16 до 18 лет) или шести (до 16 лет) лет.

В вышеупомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что «в случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие — в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания по совокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований статьи 88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание — по правилам статьи 69 УК РФ».

Как уже отмечалось, при назначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитания подростка. В этой связи судебная практика учитывает семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между несовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение к учебе (работе), мнения о подростке в учебном заведении, на работе, иные факторы, связанные с условиями жизни.

Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств, определяющих способность управлять своим поведением, возможность предвидеть и правильно оценивать последствия своих действий и планировать их, правильно определять свои цели и добиваться их.

Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты личности, как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков.

Журнал российского права №10 — 2005

Выяснение указанных обстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенному преступлению, причины его совершения, случайность это или закономерность и иные факторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего.

Правоприменительная практика показывает, что рассмотрение дел сводится нередко к упрощенной процедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, их низкий профессиональный уровень, обвинительный уклон, недостаточное финансирование судов

— каких только отговорок мы не слышали, а результат — самое большое количество малолетних заключенных, рецидив преступлений, профессиональная преступность.

Освобождение

несовершеннолетних

от уголовной ответственности

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 содержится указание судам о недопустимости применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.

Применение к несовершеннолетнему лицу принудительных мер воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда (п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ). Статья 427 УПК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия как в ходе предварительного расследования уголовно-

го дела, так и на стадии судебного производства.

В ходе предварительного расследования прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ. Обстоятельства, которые послужили основанием для вывода прокурора, следователя и дознавателя о возможности исправления лица без применения принудительных мер воспитательного воздействия, анализируются судом, но не имеют для него заранее установленной силы. Судебные органы являются независимыми, при рассмотрении уголовного дела руководствуются внутренним убеждением и законом и обладают самостоятельностью при вынесении приговора.

Суд вправе прекратить уголовное дело и применить принудительные меры воспитательного воздействия также по собственной инициативе после поступления уголовного дела в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом.

Возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. 90 и 91 УК РФ, относится к одному из вопросов, разрешаемых судом в совещательной комнате при постановлении приговора (ст. 299 УПК РФ).

Принудительные меры воспитательного воздействия перечислены в ч. 2 ст. 90 УК, а их содержание раскрыто в ст. 91 УК. Перечень принудительных мер является исчерпывающим.

В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, назначаются на основе данных о личности виновного и условиях его жизни.

Журнал российского права №10 — 2005

Уголовный кодекс предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению (ходатайству) специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются прокурору для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (п. 4 ст. 90 УК, п. 5 ст. 427 УПК), если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 94 УК.

Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа

прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст. 92 УК РФ).

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Правовые последствия применения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоих случаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК влечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК, судимым не признается.

Кроме того, если освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) ставится в зависимость от последующего поведения осужденного, то есть носит условный характер, то при освобождении от уголовного наказания с применением тех же принудительных мер воспитательного воздействия закон не предусматривает возможности их отмены с последующим отбыванием наказания. Это прямо вытекает из ст. 92 УК РФ.

Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебновоспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК). Эта мера применяется в порядке замены наказания, поскольку в отношении несовершеннолетнего выносится обвинительный приговор.

Журнал российского права №10 — 2005

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

а) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

б) специальные профессиональные училища закрытого типа;

в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В данные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние осужденные, освобожденные от отбывания наказания в порядке ч. 2 ст. 92 УК при условии признания их нуждающимися в особых условиях воспитания, обучения и требующими специального педагогического подхода. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях. Типовые положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа утверждаются Правительством РФ13.

В специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа обеспечиваются специальные условия (режим) содержания несовершеннолетних. Процессуальным основанием содержания освобожденных от наказания несовершеннолетних в указанных учреждениях является только соответствующее постановление суда (ст. 92 УК РФ).

Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более

13 См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (ред. от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1681.

чем на три года. Срок содержания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать также максимального срока наказания, предусмотренного УК за преступление, совершенное несовершеннолетним (ч. 2 ст. 92 УК).

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством РФ14.

Пребывание в указанном учреждении может быть прекращено до истечения срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92 УК, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего исправления в дальнейшем применении данной меры. Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних после истечения срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92 УК, допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Условно-досрочное освобождение от наказания является одной из форм индивидуализации уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, на стадии исполнения приговора (ст. 93 УК). Особенностями условно-досрочного освобождения таких лиц является то, что оно применяется только при

14 См.: Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2873.

Журнал российского права №10 — 2005

отбывании двух видов наказания: исправительных работ и лишения свободы.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), рекомендуют применять условное освобождение из исправительного учреждения соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки.

В настоящее время сроки наказания, после фактического отбытия которых может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, предусмотренные ст. 93 УК, претерпели изменение в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Сегодня условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Условием условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания, как и для взрослых осужденных, является признание судом, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (ч. 1 ст. 79 УК).

В соответствии с Пекинскими правилами несовершеннолетние, условно освобожденные из исправительного учреждения, должны получать помощь и находиться под надзором соответствующего органа. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-

нолетних» установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Контроль за поведением несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осуществляют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сегодня, как показывает статистика, основное наказание для малолетних — условный срок. Взрослые осужденные воспринимают условный срок как «победу», оправдательных приговоров российские суды по-прежнему практически не выносят, они составляют лишь 0,4 процента от общего числа. Несовершеннолетние мгновенно усваивают в силу своей незрелости такое отношение к условному осуждению и оценивают его как безнаказанность. Условное осуждение без комплекса мер социального воздействия специально обученным персоналом не приносит должного эффекта. Рецидив преступлений обусловливает все большее распространение в среде малолетних убийств, изнасилований, грабежей, сбыта наркотиков. В общей структуре преступлений несовершеннолетних 73,6 процента составляют особо тяжкие и тяжкие.

В развитых странах такой комплекс мер называют «программами воспитательного правосудия», рассматривая их как дополняющие традиционные формы правосудия. Повсеместное введение ювенальных судов предлагается Советом при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. На наш взгляд, Россия в материальном плане не вполне готова к подобному шагу. Создание отдельной коллегии по делам несовершеннолетних потребует 500 миллионов рублей. При каждом суде будет один

Журнал российского права №10 — 2005

или несколько судей для рассмотрения дел несовершеннолетних. Затраты реальны для российского бюджета, законопроект готов уже два года, не хватает политической

воли для его принятия и реализации. А в это время количество беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло уровня трех миллионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.